27.11.2024

Гоголь шизофреник: Психопатология у Гоголя или «мертвые души» психиатров?

Содержание

Титан русского шизофренического реализма | Телеграф

Телеграф

Антон Иванов (1818–1863). «Переправа Н.В. Гоголя через Днепр» (1845). Гоголь в письме к А. Смирновой-Россет: «Не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком одарены Богом». Репродукция с сайта Art-каталог  

Блондин с высоким напомаженным хохлом-тупеем, в золотых очках на длинном тонком носу, в зелёном фраке с длинными фалдами и перламутровыми пуговицами, в коричневых брюках с какими-то разводами и в цилиндре. Да-да, это Николай Васильевич Гоголь (1809–1852). Природа дала ему светлые волосы , которые, впрочем как и душевный покой, были принесены в жертву желанию жить в Петербурге . На его родной Украине существовало поверье, что коль уж собираешься ехать в столицу империи — обрей волосы. Не то от столичной воды , неровен час, все вылезут. Гоголь сначала было не послушал, а потом и сбрил. А те взяли и сыграли такую шутку, кунштюк — выросли тёмными. Вот так невинно начинался трагический поединок между Николаем Гоголем и Судьбой.

Жилет как зеркало души

Мы представляем автора «Ревизора» в основном по портретам кисти Фёдора Моллера (1812–1874), поэтому в приведённом выше описании нам непривычна не только шевелюра литератора, но и его костюм — ведь мы привыкли к тёмной строгости его одежды. На самом деле Гоголь вполне мог придти в общество в жёлтых панталонах и бирюзовым жилете со взбитым коком. Его можно было встретить и в гранатовом сюртуке и бархатной жилетке, расшитой красными мушками по тёмно-зелёной материи в окружении жёлтых пятнышек. Нередко даже он сам кроил себе новые наряды. Но общество находило гоголевские пристрастия довольно безвкусными. Брат знаменитой Александры Смирновой-Россет (1809–1882) Лев Арнольди (1822–1860), чиновник по особым поручениям при калужском губернаторе, как-то колко подметил: на первый взгляд складывалось впечатление, что Гоголь мало заботился об одежде, «а между тем видно, что он много думал, как бы нарядиться покрасивее».

Но мы не забавы ради ведём здесь разговор о гоголевских костюмах. Этот сюжет — всего лишь пример для того, чтобы уловить главное: характер взаимоотношений между Гоголем и миром. И он здесь очевиден — это психологическая дисгармония, несовпадение поведенческих норм, жизненных стилей и образа мысли, которое одна из сторон никак не может осознать, что время от времени ввергает её в состояние неадекватности. По сути не что иное, как максимальная интровертность — идеальная основа для таких недугов. И Гоголю, по мнению большинства психиатров, была уготована печальная участь тоже находиться во их власти.

Гениальная посредственность

Социальная неадекватность была характерна для Гоголя ещё в школьные годы, которые он провёл в нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Там его даже прозвали «таинственным карлой» за необщительность и неопрятность. Волосы его всегда были нечесаны и немыты, в карманах — потёкшие медовые пряники, припасённые для съедения на задней парте во время урока. На рынке у баб-хохлушек Николенька покупал грушевый квас. Правда, напиток имел свойство привлекать в гимназическую спальню немало ос , за что его счастливый обладатель время от времени изгонялся во двор. Из-за этой неряшливости многие не подавали Гоголю руки и даже оскорбляли, а начальство делало одно строгое предупреждение за другим. Но пятнадцатилетний маргинал был невозмутим: «Отвечать на оскорбленье? — говорил он. — Да кто же может сказать, что я его принял? Я считаю себя выше всех всяких оскорблений, а потому и не принимаю его на себя».

Федор Моллер. Портрет Н.В.Гоголя.  Иван Золотарев (1812–1881), чиновник, попутчик писателя, вспоминал: «Из наиболее любимых Гоголем блюд было козье молоко, которое он варил сам особым способом, прибавляя туда рому […]. Эту стряпню он называл гоголь-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь»». Репродукция с сайта Музеи России  

Всё свое окружение Гоголь записал в «существователи», которые только и делают, что досаждают ему своей грубостью, тупостью и самодовольством. Он верил, что после окончания учёбы покажет всем, на что способен. «Существователи» платили той же монетой, весьма справедливо обращая внимание Гоголя на его плохую учёбу, особенно по языкам. По словам однокашника автора «Мёртвых душ» Николая Артынова, «Гоголь был самая обыкновенная посредственность, и никому из нас и в голову не приходило, чтобы он мог в последствии прославиться на поприще русской литературы».

И вот такой плохо образованный и ни в чем себя не проявивший Николай Гоголь в 1828 году уезжает из родной Васильевки покорять Петербург. Можно сказать, что он просто верил в своё счастье, но психиатр непременно увидит здесь начальное проявление болезненно-маниакальной убеждённости Гоголя в собственном превосходстве.

В любом случае, нет ничего удивительного в том, что с самого начала карьера Гоголя не задалась. В Департаменте государстенного хозяйства и в Департаменте уделов он прослужил в общей сложности чуть больше года. Его не приняли в театр, а первое крупное произведение — идиллию в стихах «Ганц Кюхельгартен», опубликованную под псевдонимом В. Алов, подвергли такому осмеянию, что автор был вынужден скупить весь тираж и сжечь его (1829). Наконец, Гоголю по протекции известного в те годы литературного критика Петра Плетнева (1791–1855) удалось устроиться на «приличное» место — учителем русского языка в дом самого генерала Петра Балабина (1776–1856), героя войны 1812 года, теперь командовавшего 1-го округа Отдельным корпусом жандармов.

Молодой учитель сразу посвятил учеников в своё отношение к предмету их занятий. «В русском языке, — заявил он, — главное дело — умение ставить ять и е , а это вы и так знаете, как видно из ваших тетрадей. Просматривая их, я найду иногда случай заменить вам кое-что. Выучить писать гладко и увлекательно не может никто; эта способность даётся природой, а не ученьем». С тех пор Гоголь говорил о чём угодно — об истории, географии, биологии — только не о грамматике. Ученики были счастливы.

Первый визит Дамы в черном

В это же время с Гоголем происходит один загадочный эпизод, до сих пор вызывающий споры среди его биографов. Речь идёт о его путешествии в Германию , длившемся с 13 августа по 22 сентября 1829 года. Неясны его мотивы. Сам Гоголь говорил о неком «противувольном влечении».

Да и было ли это путешествием? Гоголь побывал в Гамбурге и Любеке, но не вынес никаких впечатлений и столь же спонтанно вернулся на родину. Создаётся впечатление, что Гоголь просто бежал. А бежать он тогда мог только от самого себя. Вероятно, это был первый, ещё несильный и неосознанный депрессивный приступ: в одном из писем Гоголь прямо говорит о грусти, которая была его спутницей в этом приключении.

Обычно этой истории не придают особого значения. Однако, на наш взгляд, случившееся нужно расценивать как эпизод в процессе, сделавшем Гоголя Гоголем. Связь между начавшейся депрессией литератора и появлением произведений, принесших ему всероссийскую известность, для нас вполне очевидна.

По возвращении на родину молодой литератор начинает работать над задорными «Вечерами на хуторе близ Диканьки», первая часть которых выйдет в 1831 году. И в своей «Исповеди» автор прямо указывает причину, по которой он взялся за перо:

Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся печати, заключалась в некой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать. Выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому от этого выйдет какая польза.

Да, своим гением Гоголь обязан депрессии. Не будь её, он, вероятно, стал бы учителем в гимназии, или скромным провинциальным литератором. Здоровая психика и гениальность — «две вещи несовместные». По-настоящему талантливое произведение — всегда сублимация душевной боли .

А. С. Пушкин. Набросок Гоголя. Из письма Гоголя к историку Михаилу Погодину (1800–1875) после гибели поэта: «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним. Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина». Смерть поэта очень повлияла на течение болезни Гоголя. Репродукция с сайта Библиотекарь.Ру   

Профессор Хлестаков

1831–1836 годы были самыми плодотворными в гоголевской творческой биографии. За это время он написал «Миргород», «Арабески», «Ревизор» и многие другие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классики. Течение его душевной болезни было стабильно, насколько можно считать стабильными припадки тоски, сменяющиеся периодами экзальтации — типичная картина маниакально-депрессивного расстройства средней тяжести. И только экзальтацией можно объяснить казус, приключившийся с Гоголем в 1834 году — классический пример маниакальной стадии депрессии. Речь идет о гоголевском «профессорстве».

Вообще, надо сказать, что литературная слава сыграла с Гоголем злую шутку, укрепив его во мнении о собственном превосходстве. Многие современники отмечали, что в тот период писатель стал держать себя как-то неприветливо или небрежно, как будто бы свысока. Уверившийся в своих силах Гоголь решил попробовать себя и на поприще истории — ведь хотелось быть не ниже Пушкина (1799–1837). Но болезненность гоголевского порыва очевидна: в своих желаниях литератор был абсолютно неадекватен. Он не просто мечтал написать «Историю Малороссии» в шести томах, но даже уверял, что почти пять лет старательно собирал материалы для своего труда, и что половина сочинения уже готова. И он уверил всех, в том числе и себя.

Когда Гоголь фантазировал, хотя, по-честному сказать, просто врал, он сам полностью верил в свои фантазии. Такие фокусы он начал проделывать ещё в гимназии. И, конечно, Хлестакова Гоголь писал с себя — главным качеством героя «Ревизора» автор считал именно веру в собственные фантазии, называя это «родом вдохновенья». Но как ни объяснял это писатель актёрам — никто ничего так и не понял. И вот уже скоро 200 лет Хлестаков представлен на сцене как банальный враль, лишённый всякого полёта души. Только двое Мироновых — Андрей (1941–1987) и Евгений — поняли, о чём идёт речь.

Так вот, почувствовав тягу к занятию историей, Гоголь, при помощи поэта и академика Василия Жуковского (1783–1852) и своей известности 24 июля 1834 года был определен адъюнкт-профессором (помощником профессора с правом его замещения) по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете и в течение года читал курс истории Средних веков. Это был полный провал. По словам шестнадцатилетнего студента Ивана Тургенева (1818–1883), присутствовавшего на лекциях, его однокашники очень быстро почувствовали, что их преподаватель «ничего не смыслит в истории».

Второй визит Дамы в черном

Тем временем депрессия Гоголя постепенно прогрессировала. В письмах он жалуется на тоску, сопровождаемую страданиями от геморроя. Хотя, скорее всего, этого заболевания у Гоголя не было, ему досаждали фантомные боли , которые, как правило, появляются при тяжёлых депрессиях.

6 июня 1836 года писатель не выдерживает и уезжает в Европу , надеясь дорогой и новыми впечатлениями облегчить страдания души, а минеральными водами — боли в прямой кишке. Путешествие действительно принесло ему облегчение. Правда, потом появится странное ощущение в голове, свидетельствующее об ослаблении мыслительной способности. Он писал своему знакомому:

На мозг мой как будто бы надвинулся какой-то колпак, который препятствует мне думать […] Если можешь, выбери или закажи для меня парик. Хочу сбрить волоса […] не поможет ли это испарениям, а вместе с ними вдохновению испаряться сильнее. Тупеет моё вдохновение, голова часто покрыта тяжелым облаком, которое я должен беспрестанно рассеивать.

Светлые состояния понемногу становятся короче.

1840 год стал роковым. Автор «Ревизора» был тогда в Вене , на водах. Ему нравился курорт, и настроение было вполне нормальным. Но депрессия — болезнь, которая хватает за горло, когда ничего не предвещает беды. Из сохранившихся писем становится явно, что в Вене Гоголь пережил первый депрессивный раптус, который психиатры между собой называют «штыковой депрессией».

Состояние, в которое Гоголь был ввержен, является, по общему мнению, одним из самых страшных положений, в котором может оказаться человек. Представьте себе чувство абсолютной безысходности, горестности и страха, как будто с вами произошло самое худшее из самого худшего, состояние, в котором человек понимает, что никто и никогда не сможет облегчить этот кошмар, длящийся вечность. Время останавливается, нельзя устоять на одном месте, ноги сами несут куда-то, подчиняясь инстинкту самосохранения, как будто от этой страшной тоски можно убежать. Но в тот же момент разум понимает, что бежать некуда, и это удесятеряет чувства безысходности и отчаяния. Холодная испарина, дрожь и ощущение камня в душе берут человека в свои объятия. Наваливается сонливость. Но если больному и удается отключиться на несколько минут, его возвращение к реальности просто ужасно. Такое может длиться до семи дней кряду.

Н.В. Гоголь (справа четвёртый в верхнем ряду) среди русских художников в Риме (1845). Из воспоминаний Михаила Погодина о встрече с писателем в Риме: «У самого папы не бывало, думаю, такого богатого и вкусного завтрака, как у нас […]. Начинаются наливания, разливания, смакования, подчивания и облизывания. Ближе часа никогда нельзя было управиться с чаем. «Довольно, довольно, пора идти!»— «Погодите, погодите, успеем. Еще по чашечке, а вот эти дьяволёнки, — отведайте, — какие вкусные! Просто — икра зернистая, конфекты!»». Гоголь любил сладкое, как все страдающие депрессией: мозг слабеет и требует больше глюкозы.

Фото
Сергей Львович Львов-Левицкий (1819–1898).   

Гоголь был просто в отчаянии. Не зная, что делать, он понесся в Рим , где ему действительно стало лучше. С тех пор депрессивные раптусы стали частыми гостями в его душе. Да и тело исстрадалось.

Не скрою, — писал Гоголь графу Алексею Толстому (1817–1875) 28 марта 1845 года, — что признаки болезни моей меня сильно устрашили: сверх исхудания необыкновенного — боли во всем теле. Тело моё дошло до страшных охлаждений; ни днём, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо моё всё пожелтело, а руки распухли и почернели и были ничем не согреваемый лёд, так что прикосновение их ко мне пугало самого.

Пророк в аду

К этому же времении относятся и письма Гоголя, которые свидетельствуют и о шизофрении писателя. Нет никакого сомнения, что проявлять себя болезнь начала значительно раньше (по-другому просто не бывает), но прямые свидетельства этому отсутствуют. Вероятно, её резкий прогресс стимулировали депрессивные приступы.

Шизофрения, в отличие от депрессии, меняет сознание человека. У Гоголя это приняло форму уверенности в обладании божественным даром пророчества. Так, спустя некоторое время он пишет знакомому:

Теперь ты должен слушать моего слова, ибо вдвойне властно над тобою моё слово, и горе кому бы то ни было не слушающему моего слова […] Властью высшею облечено отныне мое слово. Все может разочаровать, обмануть, изменить тебе, но не изменит мое слово […] Рим как святыня, как свидетель чудных явлений, совершившихся надо мною, пребывает вечен.

Он начинает слышать голоса, появляются галлюцинации и волны религиозного экстаза. В таком состоянии в 1845 году он начинает писать книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Она вышла спустя два года, повергнув общество в настоящий шок. Гоголь — главный борец с косностью и мракобесием, начинает в дидактическом тоне давать советы, как нужно вести патриархальную, православно-благонамеренную жизнь! Как?! Виссарион Белинский (1811–1848) просто возопил:

Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов, что [Вы] делаете? Вы либо психически больны, либо — подлец.

Что ж, он угадал: Гоголь действительно был очень болен.

Шизофрения всегда расщепляет личность. У автора «Мёртвых душ» это проявлялось в одновременном сосуществовании в сознании двух противоположных сущностей — пророка и грешника, обреченного на страшные мучения в аду. Никакой «здоровый» пророк от такой рефлексии страдать не будет.

Вопрос о расщеплении личности Гоголя заставляет нас совершенно по-иному взглянуть на ставшее классическим рассуждение литератора о процессе написания «Мёртвых душ», работа над которыми была начата в 1835 году и длилась пять лет.

Я стал наделять своих героев, — писал Гоголь в «Выбранных местах», — сверх их собственных гадостей моею собственную дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобой, насмешкой и всем чем ни попало. Если бы кто увидел те чудовища, которые выходили из-под пера моего вначале для меня самого, он бы точно содрогнулся.

На наш взгляд, это классический пример гениальной художественной сублимации личностного распада, когда одна из сторон Я превращается в самостоятельную сущность.

Илья Репин (1844–1930). «»Самосожжение» Гоголя» (1909). Говорят, что, когда припадок прошел и Гоголь пришёл в себя, он уверял, что хотел сжечь только ненужные бумаги, а рукопись второго тома «Мёртвых душ» ему подсунули бесы. Репродукция с сайта Art-каталог 

Гоголю суждено было мучиться ещё долгих 12 лет. Состояние его все больше ухудшалось, а творческие силы истощились. Но всё-таки их хватило на работу над второй частью «Мёртвых душ». По многочисленным отзывам современников, а Гоголь читал знакомым вторую часть поэмы, она была не менее хороша, чем первая. Нам же судить об этом трудно, поскольку в психотическом припадке в ночь на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег своё произведение.

Через несколько дней после случившегося Гоголь погрузился в ступор с помутнением сознания: он лежал, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. Усилия врачей только приносили ему новые страдания. 4 марта 1852 года, в 7 часов 45 минут писатель умер, вероятно от нервного и физического истощения. «Как сладко умирать!» Это были его последние слова.

Павел Котов

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психиатрия и проблемы духовной жизни››

Мелехов Д.Е. ‹‹Психиатрия и проблемы духовной жизни››

Соотношения и взаимное влияние духовных и душевных переживаний при аффективных психозах
  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Психиатрия и проблемы духовной жизни
  4. Соотношения и взаимное влияние духовных и душевных переживаний при аффективных психозах

Анализ различных взаимоотношении духовных и душевных переживании мы начнем с сравнительно простых и очень распространенных аффективных психозов, при которых первичными являются сдвиги в аффективных, витальных, жизненных биологических слоях психики со сменой периодов упадка, подавленности, депрессии и периодов подъема, экзальтации, так называемого маниакального состояния Причем периоду депрессии соответствует замедление, заторможение мыслей и действии по темпу и мрачная окраска содержания мышления (идеи самоуничижения исключительной греховности, преступности, безнадежности, уныния, духовной гибели и самоубийства). Периоду экзальтации маниакального состояния соответствует быстрый темп движений, гиперактивносгь, обилие мыслей и отвлекаемость, скачка идей, переоценка своих возможностей, достигающая степени идей величия, могущества и т.д. Эти периодические смены фаз депрессии и подъема настроения, так называемые циркулярные психозы, в легких амбулаторных случаях носят название циклотимии, часть не диагностируются и проходят, как периоды особой продуктивности в работе, солнечного настроения, живости и остроумия в обыденной жизни, или наоборот, как периоды меланхолии, мрачного настроения, медлительности в мыслях и действиях.* В более тяжелых случаях приводят к неожиданному для окружающих самоубииству, осложняются бредовыми идеями преследования. воздействия, состояниями ступора, неподвижности и тогда дают основание для диагноза атипичного циркулярного психоза и циклофрении в одних психиатрических школaх или для диагноза циркулярной и периодической шизофрении в других школах.

Для нас нозологическая оценка этих смешанных, осложненных, переходных форм не имеет значения.

Важно лишь то, что возникают они у лиц особого психопатического склада, или на почве органической неполноценности мозга или в результате шизофрении, протекающей во время первых приступов по типу аффективных психозов. Типичные простые, неосложненные аффективные психозы, чаще развиваются у лиц мягких, общительных, эмоционально теплых синтонных, (т.е. гармоничных по своему складу), а по господствующему настроению относятся к конституционально депрессивным, склонным к пониженному настроению, чувству собственной малоценности, недооце ниваюших себя в духовной области, склонных к повышенному чувству Греховности, к слезам и печали о своих ошибках, к сомнениям в возможности прощения и редко их посещающему чувству радости прощения при покаянии. Другие, наоборот обладают повышенным фоном настроения: это гипертимики, они оптимисты. самоуверенные, деятельные, часто гиперактивные, но поверхностные, легкомысленные люди. Чувство покаяния и плача о грехах им не дано от природы, по их естеству. Если первых надо призывать к радости прошения, то вторым надо прививать чувство совести, самоконтроля, греха и покаяния.
Tpeтьи из предрасположенных к аффективным психозам живут под флагом постоянной смены периодов депрессии, экзальтации и периодов ровного среднего настроения или даже депрессии (циклотимики). Рассмотрим круг относящихся к этим заболеваниям проблем на примере болезни Н В Гоголя, который умер в 1852 г , когда еще циркулярный психоз не был описан.

Его болезнь в то время не была правильно распознана, врачи ее неправильно лечили, духовный его руководитель неправильно оценивал состояние больного, хотя он за 12 лет перенес 9 аффективных приступов болезни, которые усложнялись от приступа к приступу, принимали атипичную форму благодаря включению бредовых и кататонических (ступорозных) симптомов (заторможенности). И больной умер от тяжелого истощения с нарушением обмена веществ, бредом греховности, самоуничижения, а на высоте приступа с упорным отказом от пищи, полной лвигательнои и мыслительной заторможенности и мутизмом (10 дней не говорил ни слова). Сожжение 2го тома «Мертвых душ» было также совершено во время приступа депрессии с болезненным сознанием своей виновности и греховности своего творчества.

По своему характеру Н.В. Гоголь был, конечно, не синтонным человеком. Биографы говорят о странной смеси упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения при склонности к ипохондрическим переживаниям и странным выходкам еше во время учебы в лицее. Нозологическая трактовка болезни Гоголя (для нашей задачи не имеющая существенного значения) до сих пор остается предметом дискуссии (маниакально-депрессивный психоз или приступообразная шизофрения, на первых этапах протекающая в форме аффективных приступов).

Первый приступ болезни Гоголь переносит в 1840 г. в Риме. Он сознает, что находится в необычайном болезненном состоянии и пишет в письмах о тяжести в груди, давление дотоле не испытанном, об остановившемся пищеварении (что типично для депрессии), о болезненной тоске, которой нет описания, как смертный ужас. Он пишет: «Солнце, небо — все мне неприятно. Моя бедная душа: ей здесь нет приюта. Я теперь гожусь больше для монастыря, чем для жизни светской». Противоположные состояния: — 5/03-1841 г. В письме к Аксакову: «Да, друг мой, я глубоко счастлив, я слышу и знаю дивные минуты, создание чудное творится и совершается в душе моей». 13/03 -«труд мой велик, мой подвиг — спасителен». Данилевскому — 7/VII — «О верь словам моим. Властью высшею облечено отныне мое слово». Языкову — 23/Х — «У меня на душе хорошо и свежо». Аксаков потом пишет об этих периодах: «Гоголь в эти периоды впадал в противный тон самоуверенного наставника». В состоянии патологической экзальтации появлялись мысли о его провиденциональном назначении. В первых приступах еще сохранялась критическая оценка своего состояния и поведения. Гоголь сам знал эти периоды возбуждения, наступавшие на выходе из депрессии на несколько недель, когда он не вполне владел своими чувствами и волей. В частности о «Переписке с друзьями» он писал о.Матфею и Иванову, что он написал и выпустил эту книгу «слишком скоро после своего болезненного состояния, когда ни нервы, ни голова не пришли еще в нормальный порядок».

В 1842 г. новый приступ депрессии и он пишет: «Мной овладела моя обыкновенная (уже обыкновенная) периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в неподвижном состоянии в комнате иногда в продолжение 2-3 недель.

Голова моя одеревенела. Разорваны последние узы, связывающие меня со светом. Нет выше звания монаха». (Письмо Прокоповичу). Снова в 1846 г.: состояние настолько тяжелое, что повеситься или утопиться кажется ему единственным выходом, как бы похожим на лекарство. «Молитесь, друг мой, да не оставит меня Бог в минуты невыносимой скорби и уныния» (письмо Языкову).

В 1848 г. перед поездкой в Палестину письма еще отражают сопротивление и борьбу наступающим приступам болезни. Он рассылает близким и друзьям составленную им молитву с просьбой вспоминать его и молиться о нем по этой записочке сверх того, что находится в обоих молебнах. «Душу же его исполни благодатных мыслей во все время дороги его. Удали от него духа колебания, духа помыслов мятежных и волнуемых, духа суеверия, пустых примет и малодушных предчувствии, ничтожного духа робости и боязни». (Письмо Шереметьевой 22/1 из Неаполя.)

Приступы учащаются и становятся тяжелее: 1849 г. — Жуковскому: «Что это со мной? Старость или временное оцепенение сил? Или в самом деле 42 года для меня старость? От чего, зачем на меня нашло такое оцепенение — этого я не могу понять.

Если бы Вы знали, какие со мной странные происходят перевороты, как сильно все растерзано внутри меня. Боже, сколько я пережил (биограф Шенрок читает — пережог?), сколько перестрадал».

Последний приступ болезни (XII 1851-II-1852), в котором Гоголь погиб, протекал злокачественно, на фоне нарастающего депрессивного аффекта с бредовыми идеями самообвинения и гибели, с кататоническим ступорным состоянием, прогрессирующим истощением и полным отказом от пищи. Известно, что 2 суток он провел пред иконами на коленях без пищи и питья. Слуга обращается к друзьям, т.к. опасается за его жизнь. 11-12/02 он сжигает все рукописи 2-го тома «Мертвые души». С этой ночи он 10 дней лежит в напряженной позе в постели, ни с кем не говорит до самой смерти (вследствие бурно нараставшего истощения).

Итак, даже при отсутствии истории болезни и компетентного врачебного описания из этих потрясающих по наблюдательности и художественной точности самоописаний ясно следующее:

  1. Гоголь страдал аффективно-бредовым психозом с приступообразным циркулярным течением.
  2. Гоголь знал о своей ставшей обыкновенной периодической болезни и боролся с ней с помощью друзей и духовника о.Матфея.
  3. Описание этой болезни в психиатрической литературе не было известным и впервые появилось через два года после смерти Гоголя (в 1854 г.). Поведение врачей и духовника в отношении патологических состояний Гоголя было ошибочным (Примечание).
  4. При таких заболеваниях -обязанность духовника вовремя распознать аффективные витальные корни депрессии и маний, вовремя рекомендовать обратиться за помощью к врачу и помочь бороться во время депрессии с унынием, с греховными мыслями о самоубийстве с безнадежностью, мирской печалью, с тоской, которая «производит смерть», а во время экзальтации -помочь бороться с горделивыми мыслями, переоценкой своих возможностей, которые непосредственно смыкаются с состоянием прелести.
  5. В религиозных переживаниях Гоголя были, особенно в первых приступах и даже до 1848 г., элементы борьбы с болезнью, сопротивления, молитвенного призывания помощи Божией и просьбой к близким и друзьям о помощи в борьбе с мятежными помыслами, суевериями, пустыми приметами и малодушными предчувствиями. В дальнейших приступах и особенно в последнем было уже полное господство бреда греховности, самоуничижения, потери веры в возможность прощения, т.е. все то, что западными психологами религии расценивается как ложная мистика, продиктованная болезнью.
  6. Отсутствие истории болезни, описания состояний больного между приступами и, наконец, недоступность для изучения творчества Гоголя в последние 10 лет его жизни не оставляет места для дискуссии о нозологическом диагнозе (циркулярный психоз атипичный или рецидивирующая, циркулярная шизофрения). В пользу последнего диагноза говорит отсутствие подлинных светлых промежутков, после частных, почти ежегодных приступов, изменения личности и творчества, утраты творческой свободы и того легкого жизнерадостного искрящегося весельем и юмором гения, которым Гогопь владел до начала болезни. Все это позволяет говорить о том, что у больного в ходе болезни наростали изменения личности, выходящие за рамки только ослабления и одряхления, которые наблюдаются у больных циркулярным психозом в более пожилом возрасте. Психиатр скажет, что в ремиссии у больного не было полного восстановления и наблюдались остаточные явления болезни, синдром изменения личности.

Примечание: При отказе от пищи и прогрессирующей истощении врачи применят с лечебной целью пиявки, кровопускание, рвотные средства вместо укрепляющего лечения, искусственного питания и т.п.

Духовник не понимал, что имеет дело далеко не с обычным покаянием, печалью о грехах здорового человека, которая в обшей диалектике здорового покаяния заканчивается радостью прошения и возвращением в дом Отца. У Гоголя была депрессия витальная, от природных биологических процессов, по естеству, печаль не та, которая от Бога, и которая производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская, которая производит смерть (по Ап.Павлу). По этому вместо ободрения и призыва к самопроверке, вместо разъяснения больному, что он впал в болезнь, которая имеет естественное биологическое происхождение, что эту болезнь надо принять и с терпением нести, как человек переносит тиф и воспаление легких или туберкулез, духовник советовал бросить все и идти в монастырь, а во время последнего приступа привел Гоголя в ужас угрозами загробной кары, так что Гогопь прервал ею словами: «Довольно! Оставьте! Не могу больше слушать! Слишком страшно!», и просил у него извинения за то, что «оскорбил eго» (письмо Плетнева Жуковскому).

Болезнь и смерть Гоголя типичный случай, когда врачи еще не умели распознавать это заболевание, которое еще не было описано в медицинской литературе, а духовник — тоже не знал биологических законов развития этого заболевания, толковал его односторонне, духов-но-мистически, а не в аспекте широкого горизонта человеческой личности, единства в ней биологического, психологического и духовного в их сложных взаимоотношениях. Таковы результаты недостаточной компетентности врачебного и (позволим себе сказать) духовного диагноза, которые в наше время уже непростительны: избежать их в таких случаях можно только объединенными усилиями врача и духовника, верующий больной нуждается в помощи их обоих.

LankaWeb – Совпадает ли гоголевский «Дневник сумасшедшего» с описанием шизофрении?

Совпадает ли гоголевский дневник сумасшедшего с описанием шизофрении?
Опубликовано 27 апреля 2014 г.

При неврозе всегда присутствует элемент скрытого обвинения, когда больной чувствует себя лишенным своего права, т. е. центра внимания, и хочет возложить на кого-то ответственность и обвинить. – Альфред Адлер

Николая Гоголя можно назвать одним из самых своеобразных русских писателей, а на Западе его считают русским Чарльзом Диккенсом. Он заслужил титул – отца современного русского реализма. Его романы, рассказы и драмы были столь исключительны, потому что Гоголь сочетал в своем творчестве реализм, фантастику, комедию и трагедию. Его романы и рассказы оказали глубокое влияние на Достоевского и Льва Толстого.

Николай Гоголь опубликовал в 1834 году свою сардоническую повесть «Записки сумасшедшего», в которой описал внутренний душевный конфликт человека по имени Аксентий Иванович Поприщин. По рассказу у главного героя Аксентия Ивановича Поприщина проявляются некоторые положительные психотические черты, характерные для шизофрении. Важно знать, что сочинения Николая Гоголя появились задолго до того, как психиатры определили шизофрению как отдельное психическое заболевание.

Шизофрения — психическое заболевание, характеризующееся искаженным мышлением, галлюцинациями и снижением способности испытывать нормальные эмоции. Шизофрения имеет измененное восприятие реальности.

Существует несколько видов шизофрении. При параноидной шизофрении у больного наблюдаются бред и слуховые галлюцинации. Заблуждения часто могут быть связаны с тем, что вас несправедливо преследуют или что вы являетесь другим известным человеком, таким как Наполеон Бонапарт или Альберт Эйнштейн. Они могут проявлять гнев, недружелюбие, беспокойство и склонность к спорам.

Дезорганизованная шизофрения характеризуется неорганизованными или трудными для понимания речью и поведением, а также сглаженными или неуместными эмоциями. Неорганизованное поведение пациента может нарушить нормальную деятельность. При шизофрении кататонического типа могут наблюдаться двигательные нарушения. При шизофрении недифференцированного типа часто наблюдается смешанная картина.

Современные описания шизофрении, начиная с кропотливой работы Эмиля Крепелина и в 1878 году, когда Эмиль Крепелин ввел термин dementia praecox, безвкусно описывающий клиническую картину шизофрении. В 1911 Юджин Бойлер впервые использовал термин «шизофрения», объясняя основные симптомы, такие как притупление эмоций, беспорядочные мысли и потеря сознания.

Гипотеза Зигмунда Фрейда (1911) объясняет, что основное расстройство при шизофрении состоит в неспособности пациента поддерживать либидинозный катексис объектов. Тот факт, что у пациентов, страдающих двумя основными типами шизофрении, обнаруживаются признаки реальных и фантазийных объектных отношений, был воспринят как свидетельство того, что болезнь не может быть основана на декатексисе объектных репрезентаций.

Как это ни парадоксально, раньше Эмиля Крепелина, Фрейда или Юджина Бейлера в 1834 году Николай Гоголь олицетворял внутренний мир больного шизофренией в своем рассказе «Дневник сумасшедшего».

Шизофрения характеризуется глубоким нарушением познания и эмоций, влияющим на самые фундаментальные человеческие качества: язык, мышление, восприятие, аффект и самоощущение. Также больные испытывают многочисленные симптомы, такие как галлюцинации, бред, апатия, отсутствие эмоций, плохое социальное функционирование, дезорганизованные мысли, трудности с концентрацией внимания и проблемы с памятью. Эти черты становятся центральными для гоголевского вымышленного персонажа Аксентия Ивановича Поприщина.

По рассказу Гоголя Поприщин — государственный служащий лет сорока. Поприщин переживает странные события, когда видит, как две собаки разговаривают с ними по-русски. Согласно другой записи, Поприщин считает себя заместителем короля Испании Фердинанда VII. Поприщин имеет стойкий бред, дезорганизованное поведение, профессиональную дисфункцию.

Дневник сумасшедшего — внутреннее смятение человека с конфликтом в его восприятиях. История следует в формате дневниковых записей, и записи показывают, что Поприщин постепенно скатывается в безумие. Это экстраординарный набросок психопатологии.

До сих пор Испания была для меня загадкой. Их местные обычаи и придворный этикет действительно весьма своеобразны. Я не понимаю, я действительно не понимаю их. Сегодня меня побрили налысо, хотя я кричал во все горло, что не хочу быть монахом. И у меня есть лишь смутное воспоминание о том, что произошло, когда мне на голову облили холодной водой.

(Из дневника сумасшедшего)

История Поприщина, смешанная с юмором, грустью и трагедией, рассказывает о постепенном ухудшении личности и о том, как он борется со своей распадающейся психикой. Гоголь погружается в сознание Поприщина и живо представляет пережитые им причудливые события.

Не прошло и минуты, как я услышал слабый голосок: «Здравствуй, Меджи!» Ну, никогда! Кто это говорил?.. Что происходит, ради бога? Потом я увидел, как Меджи обнюхивает собачонку, преследующую двух дам. «Ага, — сказал я себе, — этого не может быть, я, должно быть, пьян». Но я почти не пью. «Нет Фиделе, — сказал я себе, — ты глубоко ошибаешься». Я своими глазами видел, как Меджи произнес эти слова: «Я был, гав-вау, очень болен, гав-вау». Ах ты, противная маленькая собачка! Должен признаться, я был ошеломлен, услышав, как он говорит, как человек.

(Из дневника сумасшедшего)

Другая запись из дневника Поприщина дает ясный намек на искаженное сознание, которое он испытал.

Но потом, когда я подумал об этом, мое удивление прошло. На самом деле, уже было зарегистрировано несколько подобных случаев. Говорят, что в Англии рыба выплыла на поверхность и сказала два слова на таком странном языке, что профессора уже три года ломают голову

(Из дневника сумасшедшего)

У больных шизофренией могут быть определенные типы когнитивных нарушений. Когнитивные дисфункции точно выявляются нейропсихологическими тестами. Некоторые пациенты теряют способность усваивать и интерпретировать информацию и принимать решения на основе этой информации. У них неспособность удерживать внимание, проблемы с оперативной памятью или сохранением недавно изученной информации.

При шизофрении заметно меняется внутренний мир и поведение человека. Эти поведенческие изменения могут включать социальную изоляцию, сильную тревогу и чувство нереальности (деперсонализация), плохую заботу о себе, галлюцинации, чувство контроля со стороны внешних сил, бред или составление слов без смысла (неологизмы). Шизофрения мешает человеку различать реальный и нереальный опыт, логически мыслить, адекватно реагировать на эмоции других и вести себя соответствующим образом в социальных ситуациях. Николай Гоголь ярко описывает эти познавательные и социальные дисфункции в своем рассказе.

Следующая запись символизирует явный бред Поприщина…..

Я писал тебе, Фидель. Полкан не смог бы доставить мое письмо». Я бы поставил месячную зарплату на то, что это сказала собака. Никогда в жизни я не слышал о собаке, которая могла бы писать. Только дворяне умеют правильно писать. Конечно, всегда найдутся какие-нибудь торговцы или лавочники, даже крепостные, которые умеют строчить: но пишут они как машины — без запятых и точек.

(Из «Дневника сумасшедшего»)
Гоголь — основоположник критического реализма в русской литературе. Его влияние очень помогло Набокову и Достоевскому. Он написал ряд юмористических рассказов, показывающих противоречия в человеческой природе. Но также заявил, что чем дольше и внимательнее мы смотрим на забавную историю, тем грустнее она становится. Может быть, он был прав. Глубоко в творчестве Гоголя есть человеческие страдания и трагедия. Возможно, он показал подлинную природу человечества.

Он писал: «Что в нас сильнее» страсть или привычка? Или все буйные порывы, весь вихрь наших желаний и бурных страстей только следствие нашего пылкого возраста и только через юность кажутся глубокими и сокрушительными?

Еще он писал: «Повсюду, через какие бы то ни было горести, из которых жизнь наша соткана, какая-нибудь лучезарная радость пронесется весело.

Большинство гоголевских литературных персонажей   не имеют личности. Например, его нос из рассказа был основан на нереальной истории (нос покидает его лицо и начинает жить своей собственной жизнью). Д. С. Мирский писал, что « Нос » — это сплошная игра, почти сущая чепуха. В ней более, чем где бы то ни было, Гоголь проявляет свою необыкновенную волшебную силу делать из ничего великое комическое искусство. Его язвительная повесть «Дневник сумасшедшего» показывает постепенное угасание личности Аксентия Ивановича Поприщина.

По иронии судьбы, у Гоголя позже в жизни тоже были симптомы шизофрении. Мы не знаем, испытывал ли Гоголь предшизофренические симптомы в то время, когда писал этот рассказ. Не имея никакого образования ни в психологии, ни в медицине, Николай Гоголь живо описал внутренний мир больного шизофренией в своем рассказе. Поэтому повесть Гоголя «Дневник сумасшедшего» имеет не только клиническое, но и литературное значение.

В конце своей жизни Гоголь стал пленником фанатичной религиозной идеологии. Он отказался от литературной карьеры. Так же, как и у его вымышленного героя Поприщина, у Гоголя был внутрипсихический конфликт. Он стал бредовым и оторванным от реальности. По свидетельству очевидца, у Гоголя были галлюцинации, и он бурно реагировал. Он стал параноиком и сжег вторую часть рукописи «Мертвых душ». В последние дни он отказался от еды и стал жертвой безумия. Он уморил себя голодом. Гоголь умер в 1852 году, осудив свое великое литературное наследие. Падение и искупление Гоголя представляют гоголевский взгляд на трагедию и абсурдность жизни.

Один из старейших случаев шизофрении в «Дневнике сумасшедшего» Гоголя

  • title={Один из древнейших случаев шизофрении в «Дневнике сумасшедшего» Гоголя}, автор={Эрик Левин Альтшулер}, journal={BMJ: Британский медицинский журнал}, год = {2001}, объем = {323}, страницы = {1475 — 1477} }
    • Э. Альтшулер
    • Опубликовано 22 декабря 2001 г.
    • Медицина, Психология
    • BMJ: British Medical Journal

    Помимо внутреннего исторического и литературного интереса и клинической пользы за счет предоставления хороших показательных случаев, изучение истории болезни может дать ключи к разгадке ее патогенеза — это необходимо, но недостаточно, чтобы причина болезни была по крайней мере такой же старой, как и сама болезнь. Здесь я отмечаю одно из старейших и наиболее полных описаний шизофрении в классическом рассказе Николая Гоголя «Дневник сумасшедшего» (1834 г.)1. #### Итоговые баллы Классический рассказ Николая Гоголя… 

    Просмотр на BMJ

    ncbi.nlm.nih.gov

    Луи Ламбер Бальзака: шизофрения до Крепелина и Блейлера.

    • S. Dieguez
    • Психология, медицина

      Границы неврологии и неврологии

    • 2013

    первое полное и убедительное описание шизофрении.

    Патография и автопатография: Дело Николая Гоголя (1809 г.)–1852)

    Николай Гоголь – патологоанатом, написавший множество рассказов в состоянии тяжелого психического расстройства и представивший религиозный бред, и его бредовое мышление имело большое общественное и профессиональное влияние.

    Проблемы с ретроспективными исследованиями присутствия шизофрении

    • D. Fraguas, C. Breathnach
    • Психология, Медицина

      История психиатрии

    • 2009

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, которые ариза по ретроспекции. рассмотрены, в том числе трудности в интерпретации древних текстов, описывающих шизофреноподобные состояния.

    Влияние социокультурных особенностей на содержание бреда, футбольный бред – Два клинических случая

    • Nascer E Crescer
    • Медицина, психология

    • 2018

    описывается первый психотический эпизод, в котором футбол занимал центральное место в их бредовых убеждениях, чтобы подчеркнуть связь между социокультурными особенностями и содержанием бредовых убеждений.

    Метафорические рецидивы сказочных изображений в «М. Хвилови» «My Self (Romantica)» и N. Gogol’s «Diary of A Madman»

    • Дарья Полианская
    • Психология, Art

    • 2016

    9. сумасшествие и галлюцинации традиционно рассматриваются как психические расстройства, характеризующиеся хаотической активностью, или как переживания, при которых что-то воспринимается как истинное, но является…

    Культура и психоз в клинической практике

    • G. Jarvis, S. Iyer, L. Andermann, K. Fung
    • Психология, Медицина

    • 2020

    Содержание бреда в 20 -м веке в американской психиатрической больнице

    • B. J. Cannon, L., L. Kramer
    • Медицина, Психология

      Международный журнал социальной психиатрии

    • 2012

    Преследование было наиболее распространенной категорией бреда, за которым следовали религиозные, соматические и грандиозные, и параллельные социокультурные изменения, как сообщалось в не- американские образцы.

    Дневники как источник повествований о страданиях: критический комментарий

    • Алашевский А.
    • Социология, психология

    • 2006

    Резюме исследовал. Отмечается, что особо ценным ресурсом для исследователей являются непрошеные дневники…

    Пылающие языки пламени и бурлящие мозги: Страсть, воображение и безумие у Карамзина, Пушкина и Гоголя

    • Matt McWilliams
    • Art

    • 2017

    ed от их оригиналов» (20). Энн Лаунсбери утверждает, что газетная реклама Чарткова напоминает его не-искусство (в обоих случаях он способствует распространению лжи), в конечном итоге утверждая… , Кэрол-Энн Фаркас

  • Медицина

  • 2011

Рассматриваются два разных формата курса по использованию литературы для обучения психическим заболеваниям: курс, который помещает тему в более широкий контекст медицины и литературы; и отдельный курс безумия и литературы.

ПОКАЗАНЫ 1-9 ИЗ 9 ССЫЛОК

Знал ли Шекспир шизофрению? Случай Бедного Безумного Тома в «Короле Лире».

  • Н. Барк
  • Психология, медицина

    Британский журнал психиатрии: журнал психических наук

  • 1985

Утверждается, что, хотя описания сумасшествия, включая галлюцинации и бред, датируются древними временами, шизофрения, как ее знают авторы, с началом в раннем взрослом возрасте и прогрессирующим ухудшением, не описана, а шизофрения с цивилизацией , и предлагает инфекционную причину.

Шизофрения как недавнее заболевание

  • E. Hare
  • Психология, медицина

    British Journal of Psychiatry

  • 1988

Гипотеза о том, что шизофрения является недавней болезнью, может объяснить, почему описания шизофреноподобных расстройств были редки до 1800 года, почему распространенность безумия в западном мире возросла…

[Начало классификации Эмиля Крепелина психозы. Историко-методологические размышления по случаю 100-летия его «Гейдельбергского обращения» 27 ноября 1898 г. о «нозологической дихотомии» эндогенных психозов.

  • Ф. Коль
  • Психология, Медицина

    Psychiatrische Praxis

  • 1999

Название «неокрепелинизм» впервые было создано между его знаменитой «нозокрепелинской дихотомией». » и так называемая «Dementia-praecox-Gruppe».

Художник как ученый. Психиатрический диагноз в трагедиях Шекспира.

  • Н. Андреасен
  • Психология, искусство

    JAMA

  • 1976

ШЕКСПИР был очарован идеей безумия. На самом деле, большинство елизаветинцев были. Елизаветинская драма началась с пьесы о безумии — «Испанская трагедия, или Иеронимо снова безумен». Для…

Сотворение Николая Гоголя

  • Эдуард Васиолек, Дональд Фангер
  • Искусство

  • 1979

Николай Гоголь, величайший писатель-комик России. Его шедевры — «Нос», «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души» — привлекли к себе противоречивые отзывы на протяжении всей…

Поведенческие характеристики пациентов с височной эпилепсией.

  • P. Fedio
  • Psychology, Medicine

    The Psychiatric clinics of North America

  • 1986

Diary of a Madman and Other Stories

  • N. Gogolʹ, R. Wilks
  • Art

  • 1973

Освещает мысли русского писателя о безумии, бюрократии и иллюзиях в этих пяти сказках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *