Что такое гештальт-психология кратко и кому она будет полезна
Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.
Содержание
- О чем говорит гештальтпсихология
- Основные принципы гештальтизма
- Что такое незавершенный гештальт?
- Учимся жить здесь и сейчас
- Какие проблемы решает этот вид психологии?
О чем говорит гештальтпсихология
Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:
- Физический, который не затрагивает личные переживания
- Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.
Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?
Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.
Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.
Основные принципы гештальтизма
Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:
- Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
- Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
- Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
- Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
- Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
- Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.
Что такое незавершенный гештальт?
Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что главным источником, питающим невроз, является незавершенный гештальт. По его мнению, для того чтобы его завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее процесс его завершения.
Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами:
- Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь;
- Это резкое завершение отношений с человеком по непонятным для вас причинам;
- Это недоделанное задание или работа.
Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта.
Он может быть опасным для нас по следующим причинам:
- Возникновение тревоги и неудовлетворенности внутри нашего организма;
- Главная преграда в достижении поставленных целей и продвижению по жизни.
Для того чтобы продолжать приятное общение с людьми и не обременять их своими идеями следует выполнить все необходимые действия для завершения гештальта. Поэтому воспользуйтесь наиболее простым правилом: закрыть самый простой гештальт. Тот, который не требует сильных усилий и умозаключений. Для этого подойдет самая незаурядная и достаточно глупая мечта (научиться танцевать, готовить вкусный пирог или попрыгать на батуте).
Только после этого гештальты будут исполняться один за другим.
Учимся жить здесь и сейчас
Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное – акцент вашего внимания на окружающем мире.
Для этого следует сосредоточиться на основных органах чувств: осознавайте цвета, запахи, звуки. При этом не забывайте описывать все ваши ощущения, начиная со слов: «Я здесь и осознаю что….»
Упражнения созданы для того, чтобы одновременно осознавать самого себя и окружающий мир. Во время их выполнения старайтесь проводить анализ своих действий и цель их использования.
Какие проблемы решает этот вид психологии?
Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.
Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:
- Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
- Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
- Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
- Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
- Исполнение.
Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.
Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.
Гештальтпсихология — теория восприятия мира, представители этого направления в психологии
Гештальтпсихология – это уникальное направление в психологии. Возникло в период психологического кризиса в 20-хх годах прошлого века в Германии. Гештальтпсихология является продуктивным вариантом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Была создана для противостояния структурализму.
- История зарождения гештальтпсихологии
- Базовые принципы гештальтпсихологии
- Качественные характеристики психологии гештальтов
- Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко
- Константность, стойкость восприятия
- Теория и основные понятия гештальтпсихологии
- Почему гештальтпсихология не выдержала испытание временем?
В рамках гештальтпсихологии психику человека изучают с учетом целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к своим составляющим.
Например, испытуемый видит кошку, и его спрашивают, кто находится перед ним? Что он ответит? Скорее всего, он скажет «кошка» либо «животное». Человек воспринимает ее как единое целое, а не хвост, лапы или мордочку отдельно.
Это направление психологии исследовали и описали Фриц (Фредерик) Перлз, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Впервые о гештальтах и психике в этом ключе заговорили в 1921 году.
Кристиан фон Эренфельс подчеркивал в своих трудах, что целое – это отдельная реальность, которая отличается от мира частей. В переводе с немецкого языка «гештальт» — это
В основе исследований лежит восприятие человека. В центре внимания – тенденция психики к суммированию накопленного опыта. К примеру, при демонстрации символов «с дырами» (пробелами), сознание пытается заполнить недостающую часть и человек вспоминает целый образ.
История зарождения гештальтпсихологии
Гештальтпсихология начинается с важного эксперимента психолога Макса Вертгеймера. Он исследовал «фи-феномен». В эксперименте помогали социальные приборы – тахиостоскоп и стробоскоп. Ученый использовал две прямые линии, которые выступали раздражителями, передавая различную скорость движения.
Будущий представитель школы гештальтпсихологии М. Вертгеймер выяснил, что:
- при большом интервале испытуемый воспринимает линии последовательно;
- при коротком интервале линии воспринимаются целостно;
- оптимальный временной интервал – 60 миллисекунд. В этом диапазоне создается восприятие движения. Наблюдая за глазами испытуемого, наблюдалось движение зрачков влево и право, на прямые линии глаза реагировали последовательным взглядом;
- испытуемый воспринимает чистое движение при правильном временном интервале. Считалось, что движение есть, но не наблюдается видимое перемещение линии. Именно эта реакция человека получила название «фи-феномен».
Данные эксперимента ученый описал в 1921 году в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с этого момента начинается школа гештальтпсихологии.
Сам Макс Вертгеймер является одним из основателей этого течения в психологии. Он продолжал исследовать восприятие и мышление человека. В то время его работы привлекали внимание многих известных ученых. Среди них был Курт Коффка, который даже участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого. Вместе, опираясь на результаты, они обосновали совершенно новую, уникальную теорию восприятия мира.
В 30-хх годах гештальтпсихология становится очень популярной в Берлине. Сам ученый работает в Германии, а в преддверии Второй мировой войны эмигрирует в США, где умирает в 1943 году. В 1945 году вышла посмертная книга Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление». В этом труде описан процесс решения задач путем гештальтпсихологии, подробно изложен процесс выяснения значения отдельных частей в структуре целостной внутри проблемной ситуации.
Основоположником гештальтпсихологии как психологии считается Курт Коффка. Сотрудничал с Максом Вертгеймером с 1910 года. В этот период Коффка опубликовал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию», в которой расписал главные принципы и положения этого направления.
В 1921 году ученый написал книгу по детской психологии – «Основы психического развития», а в 1933 году издал труд «Принципы гештальтпсихологии». Вторая книга оказалась трудной для чтения, поэтом не стала основным учебником по изучению теории гештальтпсихологии, как рассчитывал автор.
Его исследования восприятия детей показали, что у детей присутствуют слабые, смутные образы. Именно это наблюдение натолкнуло его к рассуждениям про важную роль фигуры и фона. Сформулировал один из законов восприятия, который назвали
Ученый доказывал, что цветовое зрение развивается за счет контраста восприятия фона и фигуры. Позже этот закон был доказан Келером и был назван законом транспозиции.
Со временем исследования Келлера раскрыли мгновенный, а не длительный характер мышления. В его основе лежит «инсайт». Чуть позже ученый по имени К. Бюлер назвал этот феномен «ага-переживанием». Он подчеркнул его внезапность.
Сегодня понятие про «инсайт» считается ключевым в гештальтпсихологии. Оно объясняет практически все формы мышления, в том числе и продуктивное, творческое.
Базовые принципы гештальтпсихологии
Упорядоченность и целостность восприятия человека достигается благодаря следующим принципам:
- Схожесть – это стимулы, схожие по очертанию, размеру, форме или цвету, склонные к тенденции восприниматься вместе.
- Целостность – имеет склонность к упрощению и обобщению целостности образа.
- Близость – если стимулы расположить рядом, они часто воспринимаются вместе.
- Смежность – одно событие провоцирует появление другого. Либо это близость стимулов в пространстве и времени.
- Замкнутость – способность завершить фигуру так, что человек воспринимает ее целостно.
- Принцип общей зоны – то, что формирует наше ежедневное восприятие наравне с жизненным опытом и образованностью.
Ученые воспринимают психику человека как целостное феноменальное поле, которое обладает определенным строением и свойствами. Согласно гештальтпсихологии основными свойствами восприятия человека считаются отношение фона и фигуры и константность восприятия.
Качественные характеристики психологии гештальтов
Гештальты, которые сформировались, всегда целостны. Они являются завершенными структурами и имеют четкий контур. Этот контур характеризуется замкнутостью, резкостью или размытостью границ. Главное качество гештальтпсихологии — стремление к завершенности, которое проявляется эффектом Зейгарник.
Когда описывают гештальт, часто употребляют понятие «важности». Важно целое, а части – второстепенны. И наоборот. Фигура всегда на первом месте, фон – на втором. В редких случаях, например, в орнаментах, все части бывают одинаково важными.
Члены гештальта имеют разные ранги. Например, если смотреть на круг: 1-й ранг – это центр. А 2-й ранг – границы круга. А любая точка внутри круга – это уже 3-й ранг.
Каждый гештальт обладает центром тяжести, который еще называют «центром массы». Это середина, место соединения и скрепления, либо исходная точка как начало целого. Или направляющая, как острие стрелы.
Качество транспозитивности в этом направлении психологии — образ целого всегда остается, даже если все элементы видоизменились. Или наоборот, целое теряется, даже если все элементы сохранены. Например, картина Пикассо «Кот».
Закон прегнантности – завершенность гештальта, приобретение равновесия, «хорошей формы». К свойствам прегнантности относят отчетливо выраженные и замкнутые границы, внутреннюю структуру, симметричность.
Понятие «хорошего» гештальта провозгласил представитель школы гештальтпсихологии Метцгер в 1941 году. Он утверждал, что сознание предрасположено к тому, чтобы из всех данных воспринимать самые простые, замкнутые, эстетичные, единые элементы, которые включаются в пространственную ось.
Группирование гештальтов осуществляется с помощью следующих факторов:
- фактор близости;
- фактор общей судьбы;
- фактор продолжения;
- фактор сходства.
Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко
Главные объекты феноменального поля – это фон и фигура. Часть информации, которую мы воспринимаем, является четкой, наполненной смыслом. В то время как другая ее часть «в тумане», лишь смутно присутствует в сознании индивида.
Головной мозг, когда смотрит на фигуру, всегда реагирует более остро и четко. А фон воспринимается второстепенно, он визуально отодвинут назад. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона.
Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами. Поэтому вполне реально явление обратимой фигуры, когда фигура и фон меняются местами.
Константность, стойкость восприятия
Закон восприятия утверждает, что целостность образа не меняется при смене сенсорных элементов. Человек воспринимает мир стабильным, несмотря на то, что постоянно меняет положение своего тела в пространстве.
Константность формы– форма объекта, которую мы воспринимаем, постоянна. Даже при изменении формы на сетчатке человека. Например, если взглянуть на страницу книги сначала прямо, а потом под углом – восприятие ее формы останется таким же.
Константность размера – объект остается постоянным, независимо от изменений на сетчатке. Восприятие человеком элементарных объектов кажется нам врожденным, естественным. В реальности оно формируется в детстве, благодаря накоплению жизненного опыта.
Константность яркости – человек воспринимает яркость предмета постоянно, независимо от измененных внешних условий.
Теория и основные понятия гештальтпсихологии
Основа гештальтпсихологии и гештальттерапии заключается в следующих понятиях:
- Гештальты. Среда и индивид объединяются в структурное целое или в гештальт. Его еще называют «феноменальным полем». Организм образует среду, а среда всегда действует на организм человека. Например, известно, что общество и социум влияет на поведение человека, но если человек осознанно изменит свое поведение и будет его контролировать, то окружение тоже изменит свое поведение.
- Фигура на фоне – это взаимодействие одно из основных в этом течении психологии. Поведение каждого управляется созданием и разрушением гештальтов. Если организм здоров, то этот контроль осуществляется за счет саморегуляции. Поведение зависит от способности человека жить в настоящем и воспринимать реальное время. Незавершенные гештальты часто приводят к невротическим расстройствам, депрессии или апатии. А адекватное взаимодействие с объектами желаний — к удовлетворению и закрытию гештальтов.
- Понятие целостности. Человек – это уникальное био-социо-психологическое существо. Любые попытки разделить индивида на составляющие считаются неестественными. Например, разделение на разум, душу и тело.
Чтобы полностью разобраться, что такое гештальтпсихология, необходимо познакомится с 9 заповедями аутентичной личности:
- Живи в настоящем. Будь теперь.
- Опыт – это реальности. Не фантазируй о своей жизни.
- Взаимодействуй только с теми вещами, которые есть в наличии.
- Чувства, которые вы испытываете, нужно выражать. Не стоит манипулировать, искать оправдания.
- Не стоит много рассуждать. Делай и наблюдай.
- Не создавай кумиров. Поступай так, как считаешь правильным и эффективным.
- Проблемы и боль принимай наравне с радостью, удовольствием.
- Оставайся собой всегда, в любых обстоятельствах.
- Бери ответственность за все свои реакции.
Почему гештальтпсихология не выдержала испытание временем?
Скорее всего, главная проблема в том, что физические и психические явления рассматривались параллельно, не вникая в причинно-следственную связь. Гештальтпсихология претендовала на самостоятельную теорию в психологии, но базировалась на исследованиях образов восприятия. Если нужно было объяснить явления, которые нельзя представить в данной категории, возникали трудности.
В гештальтпсихологии нельзя разделять действие и образ, они выступают в виде уникального образа, некой универсальной сущности. В итоге метод исследования, основанный на феноменологической концепции, стал препятствием реальному научному изучению «образа» и «действия».
Еще одна ошибка – разрыв понятий «анализ» и «синтез». Самые отчаянные гештальтисты отрицали существование ощущений, также они были ярыми противниками ассоциативной психологии. В то же время гештальтпсихология оставила яркий след в развитии современной психологии.
Она привлекла внимание ученых к изучению памяти, перцепции, восприятия, творческого мышления, изучение личности, ее поведения и мотивации.
Современные приверженцы гештальтпсихологии убеждены, что сегодня также нужно изучать опыт сознания. Однако, они согласны, что сознание труднее исследовать, в отличие от поведения человека.
Гештальтпсихология доказывает, что анализ личности имеет дело не с отдельными элементами, а с целыми образами психики. В отличие от своего главного конкурента – бихевиоризма, нынешняя гештальтпсихология многое сохранила от первоначальной теории. Благодаря этому ее первоначальные принципы и интерес к сознательному опыту личности не растворились во времени и пространстве.
Психология мира | Британника
- Похожие темы:
- психология мир
См. весь связанный контент →
психология мира , область специализации в изучении психологии, целью которой является разработка теории и практики, предотвращающих насилие и конфликты и смягчающих их воздействие на общество. Он также стремится изучать и разрабатывать жизнеспособные методы укрепления мира.
Корни психологии мира часто восходят к Уильяму Джеймсу и его речи в Стэнфордском университете в 1919 году.06. В преддверии Первой мировой войны Джеймс говорил о своей вере в то, что война удовлетворяет глубоко ощущаемую человеческую потребность в таких добродетелях, как верность, дисциплина, подчинение, групповая сплоченность и долг. Он также заметил, что люди, принадлежащие к какой-либо группе, будь то военные или нет, испытывают повышение самооценки, когда они гордятся своей группой. Самое главное, он утверждал, что война вряд ли будет устранена до тех пор, пока люди не создадут «моральный эквивалент войны», такой как государственная служба, которая позволяет людям испытывать достоинства, связанные с ведением войны.
Многие другие психологи и философы писали о психологии мира. Неполный список включает Альфреда Адлера, Гордона Олпорта, Джереми Бентама, Джеймса МакКина Кеттелла, Мэри Уитон Калкинс, Зигмунда Фрейда, Уильяма Макдугалла, Чарльза Осгуда, Ивана Павлова и Эдварда Толмана. Даже Пифагор подошел бы, поскольку он писал о ненасилии и признавал более коварную форму насилия, называемую структурным насилием, которое медленно убивает людей, лишая их удовлетворения основных потребностей (например, бедности).
Среди психологов, занимающихся вопросами мира, часто встречается тема, что война создается, а не рождается, и связанная с этим идея о том, что война биологически возможна, но не неизбежна. Эти идеи отражены в ряде манифестов, выпущенных психологами. Одно заявление подписали почти 4000 психологов после Второй мировой войны. Другое, Севильское заявление, было опубликовано в 1986 году 20 весьма уважаемыми учеными во время Международного года мира Организации Объединенных Наций. Поскольку война строится или создается, многие исследования в области психологии мира были направлены на выявление условий окружающей среды, которые связаны с насилием и мирным поведением.
Психология мира получила значительный импульс во время холодной войны ( c. с середины 1940-х по начало 1990-х годов), когда конфликт между Соединенными Штатами и Советским Союзом накалился и угроза ядерного уничтожения казалась неминуемой, считают ведущие психологи. создавать концепции для лучшего понимания межгруппового конфликта и его разрешения. Также важным было создание в 1990 году 48-го отделения Американской психологической ассоциации под названием «Психология мира».0021 Мир и конфликт: журнал психологии мира . С тех пор во всем мире были созданы программы подготовки докторантов по психологии мира.
Психология мира теперь имеет глобальные масштабы. Он признает, что насилие может быть культурным, что происходит, когда убеждения используются для оправдания либо прямого, либо структурного насилия. Прямое насилие ранит или убивает людей быстро и драматично, в то время как структурное насилие гораздо более распространено и убивает гораздо больше людей, лишая их удовлетворения их основных потребностей. Например, когда люди голодают, хотя еды хватает на всех, система распределения порождает структурное насилие. Если человек оправдывает смерть голодающих людей, обвиняя их в их положении (так называемое обвинение жертвы), этот человек участвует в культурном насилии. Прямое насилие поддерживается культурно насильственным понятием теории справедливой войны, которая утверждает, что при определенных условиях допустимо убивать других (например, защита родины, использование войны в качестве крайней меры). Одной из основных задач психологии мира является углубление понимания структурных и культурных корней насилия, что особенно важно, когда вопросы безопасности связаны с предотвращением терроризма.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Дэниел Дж. КристиТомас Э. КуперРедактор Британской энциклопедии
Гештальт-психология: определение, принципы и примеры
«Мона Лиза» — одна из самых известных картин в мире. Когда зрители приезжают со всего мира только для того, чтобы увидеть шедевр, их мозг воспринимает то, что задумал Леонардо да Винчи — ухмыляющуюся женщину, сидящую на фоне красивого пейзажа. Однако то, что зритель не сразу видит, так это каждый мазок, созданный да Винчи. Теория гештальтпсихологии, основанная как школа мысли в 1912, было бы объяснение этому.
- Что такое гештальт-психология?
- Какие психологи внесли свой вклад в гештальт-психологию?
- Каковы ключевые принципы гештальт-психологии?
- Каковы современные приложения гештальт-теории?
Что такое определение гештальт-психологии?
На немецком языке слово «гештальт» приблизительно переводится как «конфигурация» или «структура».
Гештальт используется для определения конфигурации, в которой сумма многих частей составляет целое.
Теория гештальт-психологии — это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать человеческий разум в целом, а не сосредотачиваться на его более мелких компонентах. Гештальт-психологи также используют эту точку зрения, чтобы понимать и наблюдать за поведением.
Теория гештальта Психология против структурализма
Гештальт-психология была разработана в соответствии с школой мысли Уильяма Вундта и Эдварда Б. Титченера, называемой st ructuralism . Давайте посмотрим, чем эта теория отличается от структурализма.
Структурализм | Гештальт-теория Психология |
Психологи наблюдают за основными компонентами психических процессов. | Психологи должны наблюдать за психическими процессами в целом. |
Бран фокусируется на взаимодействии мелких частей, чтобы понять сложные восприятия. | Мозг воспринимает целое раньше, чем отдельные части. |
Больше внимания уделяется самоанализу. | Больше фокусируется на восприятии. |
Кто самые важные ученые в гештальт-теории психологии?
Одними из самых влиятельных ученых в психологии гештальт-теории являются Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Макс Вертхаймер: основатель гештальт-психологии
Родившийся 15 апреля 1880 года немецкий психолог Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Влияние Вертгеймера было установлено благодаря его статье 9.0021 Экспериментальные исследования восприятия движения (1912). В этой статье Вертхаймер изложил основные идеи гештальт-теории. Он также считал, что теория гештальта должна быть институционализирована, что повлияло на создание Института гештальта в Кливленде.
Вольфганг Келер
Вольфганг Келер, родившийся 21 января 1887 года, тесно сотрудничал с Вертхаймером. Келер проявлял особый интерес к естественным наукам и физике. Он был первым, кто ввел понятие психофизического изоморфизма.
Психофизический изоморфизм Теория утверждает, что перцептивный стимул, воспринимаемый мозгом, соответствует активности мозга и общему состоянию.
Одним из наиболее значительных вкладов Келера была его книга под названием « Менталитет обезьян» (1917), , в которой он обсуждает свой анализ интеллекта обезьян.
Курт Коффка
Курт Коффка, который также тесно сотрудничал с Вертхаймером, был известен тем, что расширил концепции гештальта, включив в них движение, память и обучение. Коффка изложил эти новые принципы в своей статье 9.0021 Принципы гештальт-принципов (1935).
Что такое принципы гештальт-психологии?
С момента своего создания в качестве школы мысли гештальт-психологи и теоретики определили несколько гештальт-принципов.
A Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения устройства и восприятия мира.
Давайте рассмотрим несколько примеров гештальт-принципов, которые включают группировку . Сюда входят фигура-фон, подобие, близость, непрерывность, замыкание,
Примеры гештальт-психологии
Следующий текст исследует шесть принципов гештальт-психологии на различных примерах.
Фигура-фон
Фигура-фон — это принцип, согласно которому мозг воспринимает объект (или фигуру) как часть своего окружения (или фона).
В этом примере мозг видит либо одно лицо на черном фоне, либо два лица на белом фоне. Фигура-фон также может относиться к слуху. Например, если вы находитесь в переполненной комнате, но догоняете друга, голос вашего друга будет 9.0021 цифра , а другой голос земля . Фигура-фон непрерывно переключается назад и вперед (т. е. вы можете переключить свое внимание на голоса в комнате и отключить голос вашего друга).
Сходство
Сходство — это принцип, согласно которому мозг группирует похожие объекты вместе.
Диагональная линия буквы, StudySmarter Original
В этом примере мозг группирует букву «о» вместе и воспринимает диагональную линию, а не каждую «о» по отдельности.
Близость
Близость — это принцип, согласно которому мозг группирует объекты, находящиеся поблизости.
Два объекта, составленные из четырех линий, StudySmarter Original.
Здесь вы, наверное, впервые увидели две цифры, а не четыре отдельные линии. Ваш мозг группирует объекты близко друг к другу, прежде чем увидеть каждый отдельный объект.
Непрерывность
Непрерывность — это принцип, согласно которому мозг видит гладкие или непрерывные структуры, а не разрозненные структуры, состоящие из более мелких частей.
Три пересекающихся железнодорожных пути, freepik.com
На этом изображении мозг сначала видит три пересекающихся железнодорожных пути, а не множество непересекающихся линий. Это связано с его тенденцией видеть непрерывные линии.
Замыкание
Замыкание — это принцип, который гласит, что мозг формирует цельный объект в любых промежутках.
Квадраты плиточного пола с пересекающимися цветами, freepik.com
Несмотря на то, что цветы на этом плиточном полу пересекаются с углами каждого квадрата, мозг все еще видит квадраты. Это происходит из-за того, что мозг заполняет промежутки, чтобы увидеть полную форму.
Prägnanz
Prägnanz — это основной закон, который гласит, что наш мозг пытается упростить сложные формы, видя более простую форму.
Круг со сложными формами и узорами, pixabay.com
Наконец, мозг сначала увидит один большой круг, а не каждую отдельную форму или узор. Принципы гештальта также могут исследовать восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.
Современные приложения гештальт-теории
Некоторые современные приложения психологии гештальт-теории включают:
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия была первоначально разработана немецким психиатром и психоаналитиком по имени Фриц Перлз. В 1952 году Перлз основал Институт гештальт-терапии в Нью-Йорке. В этом новом подходе к психотерапии пациент начинает с объяснения своих проблем своему терапевту.
Затем терапевт начинает задавать вопросы, которые помогают пациенту определить более широкие выводы, опровергающие сумма своих переживаний. Этот подход к психотерапии должен был помочь пациенту сформировать более глубокое чувство самосознания и саморефлексии. Гештальт-терапевты стремятся использовать исключительно вопросы как или что, а не почему , чтобы помочь пациенту сосредоточиться на настоящем.
Искусство и дизайн
В 1912 году Вертхаймер открыл еще один гештальт-принцип, названный феноменом фи .
Phi-феномен утверждает, что неподвижные объекты, показанные быстро, кажутся движущимися.
Этот гештальт-принцип используется в качестве основы для кинофильмов. Например, в анимационных постановках используется серия неподвижных изображений, которые быстро показываются, чтобы оживить изображения.
Мы также видим гештальт-теорию психологии в искусстве. Художники используют эти принципы, чтобы контролировать то, что они хотят, чтобы их зрители увидели. Например, художник может использовать небольшие вырезки из журнала для создания портрета женщины. Затем они используют принципы гештальт-психологии, чтобы понять и направить свои решения для создания желаемой иллюзии.
Образование и обучение
Наконец, психология гештальт-теории полезна в образовании и обучении. Например, учителя могут поощрять своих учеников находить взаимосвязь между более мелкими идеями в качестве метода решения проблем. Или можно предложить учащимся использовать гештальт-принцип закрытия, чтобы заполнить пробелы и углубить свое понимание темы или идеи.
Гештальт-психология – основные выводы
Теория гештальт-психологии – это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать за человеческим разумом в целом, а не фокусироваться на его более мелких компонентах.
Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Он усердно работал со своими помощниками Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой.
Гештальт-психология была разработана в соответствии со школой мысли Уильяма Вундта, называемой структурализмом, утверждая, что психологи должны сосредотачиваться не на основных компонентах психических процессов, а на том, как основные компоненты образуют единое целое.