28.04.2024

Физиологические основы темперамента изучал: Физиологические основы темперамента

Физиологические основы темперамента


Обратная связь

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов— это способность нервных кле­ток переносить сильное возбуждение и длительное тормо­жение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле­ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую­щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра­жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы — сла­бые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенностьпредполагает пропорциональное со­отношение данных нервных процессов.

Преобладание про­цессов возбуждения над торможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленном их уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуж-дением определяется замедленным образованием услов­ных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов— это способность нерв­ной системы быстро в ответ на требования условий внеш­ней среды сменять процесс возбуждения процессом тор­можения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:



1. Сангвиник— сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик— сильный, уравновешенный, малопод­вижный (инертный).

3. Холерик— сильный, но неуравновешенный, со слабы­ми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик— слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представите­лями основных темпераментов. В жизни существует многосмешанных и промежуточных типов высшей нервной дея­тельности, а следовательно, темпераментов. В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент не­сколько меняется с возрастом.

1.3. Психологические характеристики темпераментов

Сангвиник— человек быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; однако его ра­дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает (например, Стива Об­лонский в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).

Флегматик— человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П. Павлов заме­чал: «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчи­вый и упорный труженик жизни». Вспомним Пьера Безу-хова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие (например, Обломов в од­ноименном романе И. Гончарова). Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик— человек быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто скло-нен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П. Павлов так определял этот тип темперамента: «Бо­евой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» (яркий пример такого типа — старый князь Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее.

В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик— эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства (например, княжна Марья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). И.П. Пав­лов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

Темперамент и общение

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в зна­чительной степени определяет психологическую совмес­тимость или несовместимость людей.

B.C. Мерлин, крупный отечественный психолог, спе­циально изучающий динамические характеристики пси­хики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепитель­ных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клоко-чет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенно­сти течения психической жизни разных людей)». Здесь пред­ставлено, что обе реки — бурная и спокойная — текут по­рознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повсед­невной жизни — в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.

д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных лю­дей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водово­роты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою само­ценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные сто­роны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты нередко воз­никают вследствие того, что люди не учитывают особенно­сти темперамента как своего, так и другого человека, та­кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра­лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

Темперамент и характер

Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз­ненная ситуация, раскрывающая специфические особен­ности поведения представителей разных темпераментов.

Четыре друга опоздали в театр.

Холериквступил в спор с билетером, пытаясь проник­нуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиниксразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лест­нице.Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Пер­вая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик:«Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особен­ности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика — в глубокой сосредоточенности. Каждый темпера­мент имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, ак­тивность, энергия; сангвиника — подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика — глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика — спокой­ствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангви­ник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте воз­никает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать челове­ка к несдержанности, резкости, склонности к постоян­ным «взрывам». Сангвинический темперамент может при­вести человека к легкомыслию, склонности разбрасывать­ся, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхо­лическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружать­ся в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к про­исходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Темперамент и способности

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высо­ких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности,суть которо-го состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холе­рику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Темперамент не имеет отношения к таланту и ода­ренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Кры­лов и М.И. Кутузов — флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суво­ров — холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен — сангви­ники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайков­ский — меланхолики.




12. Физиологические основы темперамента

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение т. е. выносливость и работоспособность нервных клеток.

Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения. Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

13. Представление б.М. Теплова и Мерлина о темпераменте.

В.С. Мерлин основатель пермской психологической школы, специфика которой заключалась в изучении частных проявлений темперамента – это такие природные психические свойства, которые характеризуют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т. д. Свойства темперамента характеризуют именно особенности психической деятельности, а не физиологические процессы хотя и связаны с последними. Б.М. Теплов отмечал опасность смешения двух понятий – типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы (точнее – комплекса типологических особенностей проявления таковых). Он подчеркивал, что они не могут быть просто «наложены» друг на друга. С одной стороны, в типичных картинах поведения может проявляться определенный компекс свойств нервной системы, с другой стороны – учение о типах как комплексах свойств нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения.

14. В.М. Русалов о темпераменте.

Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности.

Темперамент: влияние на развитие ребенка


Сьюзан Д. Калкинс, доктор философии
Университет Северной Каролины, США
, испр. изд.

PDF-версия

Введение

Как отметили Ротбарт, Каган, Айзенберг, Шермерхорн и Бейтс, конструкт темперамента был в центре внимания значительных исследований в области психологии развития и клинической психологии, поскольку он может выявить вклад ребенка в процессы раннего развития. Темперамент относится к индивидуальным характеристикам, которые, как предполагается, имеют биологическую или генетическую основу, определяют аффективные реакции, реакции внимания и двигательные реакции человека в разных ситуациях и играют роль в последующих социальных взаимодействиях и социальном функционировании. Ранние исследования темперамента были сосредоточены на установлении таксономий параметров темперамента, решении проблем измерения и изучении стабильности темперамента во времени. Пять авторов провели важное лонгитюдное исследование, в котором изучается, в какой степени темперамент влияет на нормативное развитие, позитивную адаптацию и развитие психопатологии. Эта работа имеет значительный трансляционный потенциал, поскольку она может способствовать разработке соответствующих вмешательств, направленных на детей с разными темпераментными наклонностями, которые могут быть уязвимы для обучения и социальных трудностей. Это исследование также показывает, какие аспекты воспитания или социализации в более широком смысле могут взаимодействовать с теми детскими тенденциями, которые влияют на поведенческие траектории и результаты.

Исследования и выводы

Современная теория и исследования темперамента младенцев и детей и его роли в эмоциональном функционировании и корректировке поведения берут свое начало в работах Томаса и Чесса. 1,2,3 Их работа побудила ряд исследователей, интересующихся ранним социально-эмоциональным развитием, изучить представление о том, что врожденные характеристики ребенка существенно влияют на дальнейшее поведение, и попытаться разработать стратегии измерения для фиксации этих характеристик. Последующие теории темперамента различались по количеству предложенных измерений темперамента, акценту на эмоциях по сравнению с поведением и степени, в которой окружающая среда влияет на эти первоначальные тенденции. 4,5,6

Ротбарт и его коллеги 6,7,8,9 сформулировали одну из самых влиятельных и всесторонних теорий раннего темперамента, которая породила множество исследований развития младенцев за последние 20 лет. годы. 10,11,12,13,14 Эта теория определяет темперамент по двум широким измерениям реактивности и саморегуляции, которые затем включают в себя несколько субшкал, уделяющих большее внимание базовым эмоциям, вниманию и двигательным процессам.

Что касается реактивного аспекта темперамента, Ротбарт отмечает, что исследователи могут характеризовать первоначальные реакции младенца по его физиологическим и поведенческим реакциям на сенсорные стимулы разного качества и интенсивности. Считается, что эта реактивность присутствует при рождении и отражает относительно стабильную характеристику младенца. 9 Второе измерение, предложенное Ротбартом, саморегуляция, было описано главным образом в терминах механизмов внимания и моторного контроля, возникающих в раннем развитии. Например, развитие внимания и его использование в управлении эмоциональной реактивностью начинают проявляться на первом году жизни и продолжаются в течение всего дошкольного и школьного лет. 6,15,16 Индивидуальные различия в способности произвольно удерживать фокус или переключать внимание являются критическими компонентами самоконтроля внимания. Навыки ориентации внимания, в частности, были определены как критический компонент процесса регуляции, поскольку ориентация оказывает прямое влияние на усиление на нервном уровне стимулов, на которые направлено внимание, изменяя аффективный опыт человека. 17 Таким образом, навыки ориентирования помогают в управлении как отрицательными, так и положительными эмоциями и, следовательно, в развитии адаптивного контроля над эмоциями и поведением. Ротбарт рассматривает очень раннего младенца как высокореактивный организм, поведение которого по мере развития становится все более контролируемым регуляторными процессами. Именно эти регуляторные процессы могут в конечном итоге определить степень успеха маленького ребенка в освоении достижений развития. 18,19

Айзенберг отмечает важность изучения индивидуальных различий, а также нормативного развития одного из ключевых аспектов темперамента — трудолюбивого контроля. Этот термин относится к особому классу процессов саморегуляции, которые развиваются по мере созревания механизмов внимания, в частности системы переднего внимания. 16 Хотя считается, что контроль через усилие начинает проявляться в конце первого года жизни, его развитие продолжается, по крайней мере, в течение дошкольного возраста и, опять же, является вероятным процессом-кандидатом в развитии детской психопатологии. Айзенберг приводит аргументы в пользу изучения этих процессов контроля, требующих усилий, в течение первых нескольких лет жизни, поскольку они, вероятно, играют важную роль в адаптивном поведении, а факторы, влияющие на развитие контроля, требующего усилий, включая заботу, могут оказывать свое влияние до того, как появление актуальных навыков.

Каган 20,21 фокусирует свою теорию темперамента на двух экстремальных типах детей — заторможенных и незаторможенных — которые, как он утверждает, представляют различные биоповеденческие профили, ведущие к моделям приближения и отстранения в детстве. По его мнению, биологическая предрасположенность к торможению функционирует как основа, а не как ограничение. Он отмечает, что не все заторможенные дети становятся застенчивыми и тревожными взрослыми. Предположительно, некоторые дети, которые проявляют заторможенные тенденции в раннем развитии из-за своей биологической предрасположенности, могут выработать стратегии преодоления этой ранней предвзятости, так что со временем они будут вести себя адаптивно и адекватно.

Шермерхорн и Бейтс рассматривают сложные отношения, происходящие между детьми и родителями в зависимости как от детского темперамента, так и от родительского поведения. Наиболее последовательные данные свидетельствуют о том, что как детская негативная реактивность, так и саморегуляция предсказывают и предсказываются конкретными аспектами родительского поведения. Эти результаты подтверждают представление о том, что детский темперамент является частью динамической системы диадных взаимодействий, которая со временем изменяет как опекунов, так и потомство. Неудивительно, что темперамент ребенка и поведение родителей также взаимодействуют, чтобы предсказать последующее поведение и функционирование. Опять же, результаты исследования определяют определенные аспекты темперамента, особенно боязливость и саморегуляцию, которые вовлечены в эти пути взаимодействия, предполагая, что некоторые параметры темперамента более поддаются изменению или предсказывают определенные результаты, чем другие.

Четыре взгляда на темперамент и исследования темперамента, представленные здесь, подчеркивают ряд областей согласия, которые имеют решающее значение для текущих исследований и применения теории темперамента. Темперамент проявляется на раннем этапе развития, модифицируется и модифицируется окружающей средой и влияет на поведенческую адаптацию. Представление о том, что это биологически обосновано, ранний принцип теории темперамента, продолжает порождать много эмпирических работ, в частности, и, как отмечают некоторые авторы, по мере того, как области генетики и нейробиологии стали интегрироваться в основную психологию развития.

Далее область темперамента пришла к выводу, что совместное действие, трансакция и взаимодействие характеризуют развитие любой биологически обоснованной модели детского функционирования. 22  Включая биологические индикаторы темперамента и функционирования, исследователи темперамента могут сместить фокус исследования с наблюдения того, что взаимодействие между родителем и ребенком произошло и привело к определенному поведенческому результату, на то, как и почему это взаимодействие приводит к к изменению поведения. Фактически, в недавних исследованиях темперамента был принят эмпирический подход, который измеряет функционирование на нескольких биологических уровнях анализа и исследует, как окружающая среда может изменять эти биологические процессы. Так, например, в одном недавнем исследовании, в котором оценивались генетические и физиологические основы саморегуляции, исследователи обнаружили, что дети с генетическим риском поведенческих трудностей, характеризующихся плохой физиологической регуляцией, были менее уязвимы к таким трудностям, когда в раннем возрасте подвергались чуткому уходу. разработка. Таким образом, предполагаемым механизмом успешной поведенческой адаптации является физиологическая система, поддерживающая регуляцию поведения. 23 Важно отметить, что физиологическая система очень чувствительна к заботливому уходу на раннем этапе развития. Понимание генетических, нервных, физиологических и поведенческих механизмов, ответственных за адаптацию к развитию, будет в центре внимания многих будущих исследований темперамента.

Последствия для политики и перспектив обслуживания

Ротбарт, Каган, Айзенберг, Шермерхорн и Бейтс подчеркивают различные способы, которыми ранний темперамент может влиять на развитие ребенка. Одна гипотеза, вытекающая непосредственно из теории темперамента Ротбарта, состоит в том, что реактивность темперамента оказывает влияние на поведение ребенка через развивающуюся систему саморегуляции. Недавняя работа в области нейробиологии развития предполагает, что из-за зависимости от созревания префронтально-лимбических связей развитие процессов саморегуляции является относительно длительным, 24 от развития базовой и автоматической регуляции физиологии в младенчестве и дошкольном возрасте до более сознательной и преднамеренной регуляции познания, возникающей в среднем детстве. 25 Таким образом, с точки зрения развития, возможности для успеха или неудачи саморегуляции в детстве многочисленны, особенно учитывая потенциал факторов окружающей среды, таких как воспитание, для облегчения или нарушения развития в этих областях. 26  Следующее поколение исследований темперамента будет в значительной степени сосредоточено на сложных биологических процессах, участвующих в этих путях развития, и на том, как эти процессы могут быть изменены окружающей средой.

Нормативные достижения в саморегуляции являются признаком положительной адаптации, а неудачи саморегуляции характеризуют проблемы адаптации в детстве. Действительно, многие считают именно развитие эмоциональной саморегуляции одним из ключевых процессов в проблемах детского поведения. 27,28,29,30 Например, при характеристике поведения детей с ранними экстернализирующими поведенческими проблемами часто упоминается отсутствие контроля, недостаточный контроль или плохая регуляция. 29,30 Характеризуя поведение детей с интернализирующими расстройствами, часто говорят о чрезмерном контроле. 12 Пониманию роли темперамента в развитии ребенка может способствовать изучение возможных опосредованных эффектов формирующейся саморегуляции и регуляции эмоций, и это может обеспечить более близкий механизм развития различных форм трудностей адаптации поведения, характерных для детства.

Список литературы

  1. Томас А., Берч Х., Чесс С., Герциг М., Корн С. Поведенческая индивидуальность в раннем детстве . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета; 1963.
  2. Томас А., Чесс С. Темперамент и развитие . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Бруннер/Мазель; 1977.
  3. Томас А., Чесс С., Берч Х.Г. Происхождение личности. Scientific American 1970;223(2):102-109.
  4. Goldsmith HH, Buss AH, Plomin R, Rothbart MK, Thomas A, Chess S, Hinde RA, McCall RB. Круглый стол: что такое темперамент? Четыре подхода. Развитие ребенка 1987;58(2):505-529.
  5. Фокс Н.А., Хендерсон Х.А., Маршалл П.Дж. Биология темперамента: интегративный подход. В: Нельсон К.А., Лучиана М., ред. Справочник по развивающей когнитивной неврологии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2001: 631-645.
  6. Ротбарт М.К., Бейтс Дж.Е. Темперамент. В: Дэймон В., Айзенберг Н., ред. Социальное, эмоциональное и личностное развитие. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья; 1998: 105-176. Справочник по детской психологии . 5 -е изд. ; том 3.
  7. Дерриберри Д., Ротбарт М.К. Реактивные и силовые процессы в организации темперамента. Развитие и психопатология 1997;9(4):633-652.
  8. Ротбарт МК. Измерение темперамента в младенчестве. Развитие ребенка 1981;52(2):569-578.
  9. Ротбарт М.К., Дерриберри Д., Херши К. Стабильность темперамента в детстве: лабораторная оценка младенцев по отчету родителей в возрасте семи лет. В: Molfese VJ, Molfese DL, ред. Развитие темперамента и личности на протяжении жизни . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates; 2000:85-119.
  10. Бусс К.А., Ювелир HH. Регуляция страха и гнева в младенчестве: влияние на временную динамику аффективного выражения. Развитие ребенка 1998;69(2):359-374.
  11. Калкинс SD. Имеет ли значение аверсивное поведение в детском возрасте? Влияние сложного темперамента на материнское восприятие и поведение. Журнал психического здоровья младенцев 2002;23(4):381-402.
  12. Калкинс С.Д., Фокс Н.А. Взаимосвязь между темпераментом младенцев, надежностью привязанности и поведенческим торможением в возрасте двадцати четырех месяцев. Развитие ребенка 1992;63(6):1456-1472.
  13.   Stifter CA, Braungart JM. Регуляция отрицательной реактивности в младенчестве: функция и развитие. Психология развития 1995;31(3):448-455.
  14. Калкинс С.Д., Дедмон С.Е., Гилл К.Л., Ломакс Л.Е., Джонсон Л.М. Разочарование в младенчестве: последствия для регуляции эмоций, физиологических процессов и темперамента. Младенчество 2002;3(2):175-197.
  15. Ротбарт МК. Темперамент и развитие. В: Конштамм Г.А., Бейтс Дж.Е., Ротбарт М.К., ред. Темперамент в детстве. Оксфорд, Англия: John Wiley and Sons; 1989: 187-247.
  16. Познер М.И., Ротбарт М.К. Механизмы внимания и сознательный опыт. В: Милнер А.Д., Рагг М.Д., ред. Нейропсихология сознания. Основы нейропсихологии. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press; 1992: 91-111.
  17. Ротбарт М.К., Ахади С.А., Херши К.Л. Темперамент и социальное поведение в детстве. Merrill-Palmer Quarterly 1994;40(1):21-39.
  18. Калкинс SD. Истоки и результаты индивидуальных различий в регуляции эмоций. Монографии Общества исследований детского развития 1994;59(2-3):53-72.
  19. Чиккетти Д., Ганибан Дж., Барнетт Д. Вклад исследования групп высокого риска в понимание развития регуляции эмоций. В: Гарбер Дж., Додж К.А., ред. Развитие регуляции и дисрегуляции эмоций . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета; 1991:15-48.
  20. Каган Дж., Снидман Н. Факторы темперамента в развитии человека. Американский психолог 1991;46(8):856-862.
  21. Каган Дж. Этиология подростков группы риска. Журнал здоровья подростков 1991;12(8):591-596.
  22. Самерофф, А. Единая теория развития: диалектическая интеграция природы и воспитания. Развитие ребенка, 2010. 81, 6-22.
  23. Проппер, К., Мур, Г., Миллс-Кунсе, Р., Халперн, К., Хилл, А., Калкинс, С., Карбоне, М., и Кокс, М. Вклад генов и окружающей среды в развитие тонуса блуждающего нерва. Развитие ребенка , 2008 79, 1378-1395.
  24. Борегар М., Левеск П., Пакетт В. Нейронная основа сознательной и произвольной саморегуляции эмоций. В: Борегар М., изд. Сознание, эмоциональная саморегуляция и мозг. Амстердам, Нидерланды: издательство John Benjamins Publishing Company; 2004: 163-194.
  25. Охснер К.Н., Гросс Дж.Дж. Мышление делает это так: подход социальной когнитивной нейробиологии к регуляции эмоций. В: Baumeister RF, Vohs KD, ред. Справочник по саморегулированию: исследования, теория и приложения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 2004: 229-255.
  26. Калкинс С.Д., Смит К.Л., Гилл К.Л., Джонсон М.К. Материнский интерактивный стиль в разных контекстах: отношение к эмоциональной, поведенческой и физиологической регуляции в детском возрасте. Social Developmen t 1998;7(3):350-369.
  27. Баркли Р.А. СДВГ и природа самоконтроля . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 1997.
  28. Калкинс С.Д., Хауз Р.Б. Индивидуальные различия в саморегуляции: последствия для адаптации в детстве. В: Филиппот П., Фельдман Р.С., ред. Регуляция эмоций. Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates; 2004:307-332.
  29. Кинан К., Шоу Д.С. Начиная с самого начала: изучение этиологии антисоциального поведения в первые годы жизни. В: Lahey BB, Moffitt TE, Caspi A, ред. Причины расстройств поведения и правонарушений несовершеннолетних . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 2003: 153-181.
  30. Нигг Дж.Т., Хуанг-Поллок CL. Ранняя модель роли исполнительных функций и интеллекта в поведенческих расстройствах/правонарушениях. В: Lahey BB, Moffit TE, Caspi A, ред. Причины расстройств поведения и правонарушений несовершеннолетних. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 2003: 227-253.

Как цитировать эту статью:

Calkins SD. Темперамент и его влияние на развитие ребенка: комментарии к Ротбарту, Кагану, Айзенбергу, Шермерхорну и Бейтсу. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Ротбарт М.К., тема изд. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/temperament/according-experts/temperament-and-its-impact-child-development-comments-rothbart-kagan. Обновлено: апрель 2012 г. По состоянию на 24 ноября 2022 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Interaktivní snova

Předmět PSYn4050 je povinný kurs magisterského studia психология. Обсуждайте, что замерен на сезнамени се с новыми социальными теориями и развитой психологией и психологией особенностей (ктер мажори обвыкл характер теорий промежуточных досаху) и с релевантными эмпирическими исследованиями и прикладными исследованиями. Сначала необходимо, а затем подготовить, освоение закрытых курсов социальной психологии, психологической помощи, психологии особенностей и методологии на бакалаврских учебных курсах.

Курсы zahrnuje prednášky, které prezentují jednotlivé teorie. Предварительно се будущий конат в начале в часе 10,00 — 11,40 в случае P21. Pokud bude některá přednáška probíhat онлайн, studenti budou или této změně včas informováni.

Датум час   преднашейци
15. 9. 10,00 — 11,40 К этому можно добавить психологические теории Станислав Ежек
22. 9. 10,00 — 11,40 Петр Мацек
29. 9. 10,00 — 11,40 Teorie vazby: současné přístupy Ленка Лацинова
6. 10. 10,00 — 11,40 Теория когнитивного диссонанса Ян Шерек
13.10. 10,00 — 11,40 Теория/таксономия когнитивных способностей (Кеттел-Хорн-Кэрролл теория) Станислав Ежек
20. 10. 10,00 — 11,40 Дедичность против простршеди: последний став познани Ян Ширучек
27. 10. 10,00 — 11,40 Теория конфликта между родичами и его допаду на детей Ленка Лацинова
3. 11. 10,00 — 11,40 Zpochybněné nebo vyvrácené? Dnešní pohled na několik vlivných Теория минут Збынек Выборл
10. 11. 10,00 — 11,40 Teorie agresivního chování Хана Махачкова
17. 11. 10,00 — 11,40 рядом с  
24. 11. 10,00 — 11,40 Сильви Граф
1. 12. 10,00 — 11,40 Учебная теория эволюционной психологии Лукас Блинка
8. 12. 10,00 — 11,40 Психологическая теория социальной ответственности Ян Шерек

Přednášky povinné nejsou, dávají však základ pro pro nastudování jednotlivých teorií. Ke každé z nich se váže povinná literatura, která je uvedena u jednotlivých témat.

Vedle přednášek jsou součásti výuky semináře. Účast na nich je povinná, stejně tak je povinné splnění seminárních úkolů. Подробности к семинарам и группам семинаров, которые представлены в самостоятельных интерактивных основах.

Далши podmínkou pro absolvování předmětu je úspěšné zvladnutí závěrečné zkoušky. Zkouška má písemnou podobu. Bude mít dvě části: první bude mít podobu znalostního testu, druhá bude zahrnovat několik problemově zaměřených otazek, ke kterým se studenti vyjadří v podobě volných výpovědí. Zkousí se v rozsahu odpřednášených témat a zadané povinné studijní literatury. Za zkouškový test je možné získat až 45 bodů, p okud student nezíská  alespoň минимальное телосложение (30 лет), bude celkově hodnocen s výsledkem neprospěl (F).

CELKOVÉ HODNOCENÍ PŘEDMĚTU  

Student je hodnocen známkou F, pokud nesplní některou z následujících podmínek:

—  požadovanou účast na seminářích (minimálně 4 účasti)

—  nemá akceptováno všech 5 příprav na seminář a nedosáhl alespoň 25 bodů

—  ve zkousce (písemném testu) nedosáhl alespoň 30 bodů.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *