09.05.2024

Эриха фромма цитаты: Эрих Фромм. 30 цитат выдающегося немецкого философа и психолога

Цитаты Фромма

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат социолога, психолога, философа Эриха Фромма (1900 — 1980).

Каким-то образом ему удалось творчески совместить идеи Фрейда, Маркса и гуманизма.

Цитаты сведены по темам: любовь, жизненная этика, смысл жизни, человеческие проявления, свобода, человек, родители и дети, жизнь, общество, счастье, болезнь, искусство, религия, разрушение, бизнес, разум, материнская любовь, эгоизм, желания, женское и мужское, одиночество, истина.

В заключение приводятся цитаты о Фромме.

О любви

Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

Любовь – это акт веры, и если в человеке мало веры, то в нем мало и любви.

Любовь — это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость.

Любить – это принести себя в дар без всяких гарантий, полностью отдать себя в надежде на то, что наша любовь возбудит ответную любовь в возлюбленном человеке.

Вряд ли есть еще хоть одна другая деятельность или инициатива, которая начинается с такими огромными надеждами и упованием и которая так регулярно заканчивается провалом, как любовь.

Любовь часто путают со взрывчатым переживанием «влюбленности», неожиданного рухнувшего барьера, до той минуты разделявшего двух незнакомых людей.

В любимом человек надо находить себя, а не терять себя в нём.

В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.

Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы.

Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях.

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.

Первая потребность человека, будь то прокажённый или каторжник, отверженный или недужный, — обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, всё своё могущество, весь пыл души.

Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Если индивидум любит только одного человека и равнодушен к другим, его любовь является не любовью, а симбиотической привязанностью или разросшейся самовлюбленностью.

Мы думаем, что любить легко, просто подходящего человека найти сложно; а как только мы найдем того самого, единственного, больше нам никто не будет нужен.

Забота и ответственность — составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество.

В современном обществе двое влюбляются, если чувствуют, что нашли наилучший имеющийся на рынке объект, с учетом собственных ограниченных ресурсов для взаимовыгодного обмена.

Любовь, которую ты «заслужил», оставляет горький осадок предположения, что ты значим для объекта любви не сам по себе, а возможностью доставить удовольствие, быть полезным. В конце концов, может, ты вовсе и не любим, тебя просто используют.

Современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания.

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».

Кстати, цитаты о любви

О жизненной этике

Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, — а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много отдает.

Отдавать — высшее выражение силы.

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.

Принцип «меньшего зла» – это принцип отчаяния. Большей частью он лишь удлиняет отсрочку победы большего зла.

Более важно найти не решение, которое лучше, а то, которое жизнеспособно.

Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли»,то есть оправдали.

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

О смысле жизни

Любовь – это единственный разумный ответ на проблему человеческого существования.

В переживании любви заключена высшая форма ответа на проблему человеческого бытия, оно является залогом душевного здоровья.

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Если человек может жить не принужденно, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.

Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.

Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я.

Понятие «быть живым» — это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.

Мы все страдаем от чувства отчуждения от себя самого, от окружающих и от природы; от сознания, что жизнь уходит, как песок сквозь пальцы, что мы умрем, не прожив жизнь, что мы живем в изобилии, но остаемся безрадостными.

Кстати, цитаты о смысле жизни

О человеческих проявлениях

Не существует почти ничего, во что бы человек ни поверил или что бы он ни подавил, перед лицом явной или скрытой угрозы остракизма.

Надежда парадоксальна. Это не пассивное ожидание и не форсирование событий, которые не могут произойти в реальности. Она подобна затаившемуся тигру, который прыгает лишь тогда, когда для этого настал момент.

Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть.

Только тот, кто честен с собой, способен быть честным с другими.

Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.

Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

О свободе

Каждый новый шаг может окончиться неудачей — вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы.

Не существует подлинной свободы без свободы на неудачу.

Средний человек не является свободным, а живет только иллюзией свободы, поскольку его поступки мотивированы не осознанными им силами.

Всякий, кто пытается стать самим собой, знает, что каждый новый шаг в этом направлении дает ощущение силы и радости, которое ни с чем не спутать.

Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли.

Если другие люди не понимают нашего поведения — так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой.

Сознаем мы это или нет, но мы ничего так не стыдимся, как отказа от себя, а наивысшую гордость, наивысшее счастье испытываем тогда, когда думаем, говорим и чувствуем подлинно самостоятельно.

Кстати, цитаты про свободу

О человеке

Человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать.

Потеряв религиозную веру и связанные с нею гуманистические ценности, он сконцентрировался на технических и материальных ценностях и потерял способность к глубоким эмоциональным переживаниям, к радости и печали, которые их сопровождают.

Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе.

Мы есть то,что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

Человек может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью.

Человеку все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его.

Человек строит машины, действующие как люди, и создаёт людей, действующих как машины.

В прошлом была опасность стать рабом. Опасность будущего в том, что человек может стать роботом.

Кстати, цитаты о человеке

О родителях и детях

На свете мало родителей, которым бы хватило смелости и независимости беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его успешности.

Многим не удается одновременно и любить ребенка, и позволить ему уйти – даже желать этого.

Функция матери — охранительная. Она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. В обязанности отца входит учить его, руководить, чтобы в дальнейшем он справлялся с задачами, которые ставит перед ним общество, в котором ему предстоит жить.

Влияние «жертвенной» матери почти не отличается от влияния эгоистичной матери. Иногда это даже приводит к худшему результату, потому что жертвенность матери не дает детям возможности ее критиковать.

Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

О жизни

Вся жизнь индивида – это не что иное, как процесс рождения себя; мы, наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей – умереть, не успев родиться.

Желание жить врождено каждому организму, и человек не может не хотеть жить, независимо от того, что ему нравится думать об этом.

Человек живет иллюзиями, потому что эти иллюзии помогают ему вынести страдания реальной жизни. Если он сможет понять, что такое иллюзии, для чего они существуют, т. е. если он сможет очнуться от своего полусонного состояния, тогда он может прийти в чувство, осознать присущие ему силы и власть и изменить реальность таким образом, что иллюзии ему больше не будут нужны.

Вера в жизнь, в самого себя, в других должна быть построена на твердой основе реализма, так сказать, на способности видеть зло везде, где оно есть, видеть мошенничество, разрушительность и эгоизм не только там, где они очевидны, но и под многими масками и в различных модификациях. В самом деле, вера, любовь и надежда должны идти рядом с такой страстью видеть реальность во всей ее наготе, что посторонний будет склонен назвать это «цинизмом».

Кстати, цитаты о жизни

Об обществе

История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития.

Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.

В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX — проблема в том, что мертв человек.

История – это процесс создания человеком самого себя посредством развития – в процессе труда, — тех потенций, которые даны ему от рождения.

Вместе с Эйнштейном Маркс и Фрейд были архитекторами современной эпохи.

О счастье

Счастье — это переживание полноты бытия, а не пустоты, которую нужно заполнить.

Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

В наше время счастье для большинства людей — это удовлетворение от того, что они получают больше, чем другие.

Счастье современного человека выражается в восторге, с которым он разглядывает витрины, и в возможности купить все, что он может себе позволить, – за наличные или в кредит.

Кстати, цитаты про счастье

О болезни

Болезнь — в сущности не что иное, как желание того, чего не стоило бы желать.

Неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов.

Невротик может быть охарактеризован как человек, который не сдался в борьбе за собственную личность.

Лень — это далеко не нормальное качество, это симптом психопатологии.

Об искусстве

Все великое искусство революционно, потому что оно освещает действительность человека и ставит под вопрос действительность различных переходных форм человеческого общества.

Для огромного большинства «культура» – это всего лишь еще один предмет потребления, еще один символ статуса, обязывающий увидеть «правильные» картины, узнать «правильную» музыку, прочитать нужные книги.

Художники были придворными шутами на протяжении всей прошлой истории. Им разрешали говорить правду, потому что они изображали ее в особой, социально ограниченной, художественной форме.

Кстати, цитаты про творчество

О религии

Любая культура – религия, а любой невроз – личная форма религии, если под религией мы имеем в виду попытку дать решение проблемы человеческого существования.

Без веры невозможна жизнь человека. Вопрос в том, какой будет вера будущих поколений: рациональной или иррациональной. Будет ли это вера в вождей, машины, успех; или это будет непоколебимая вера в человека и его силы, основанная на опыте собственной плодотворной деятельности.

Разум бесплоден, если человек лишен надежды и веры. Эпохи торжества веры прекрасны, возвышены и плодотворны; напротив, эпохи господства безверия исчезают бесследно, поскольку никто не занимается тем, что не приносит плодов.

О разрушении

Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня.

Жажда разрушения, которую мы находим в человеческой истории и которую мы с таким страхом наблюдаем в наше время, коренится в природе человека точно так же, как и стремление к созиданию.

Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения.

О бизнесе

Предприниматель потакает наиболее развращенным мечтам ближнего, играя роль сводника между ним и его потребностями, пробуждает в нем нездоровый аппетит и наблюдает за каждой слабостью с тем, чтобы позже потребовать вознаграждения за этот труд любви.

Фактически именно зависть и уравнивание составляют сущность конкуренции.

Человек, не имеющий никакой власти, наконец обретает ее в качестве покупателя и потребителя.

О разуме

Разум – благо человека – является также и его проклятием.

Умственные способности, помимо врожденных данных, выступают в большой мере как функция независимости, бодрости и жизнеспособности…

Чтобы понизить общий уровень тупости, нам нужен не рост «интеллекта», а иной тип характера: независимые, предприимчивые люди, влюбленные в жизнь.

Кстати, цитаты про разум

О материнской любви

Материнская любовь прививает ребенку любовь к жизни, а не просто желание оставаться в живых.

Материнская любовь – благодать, покой, ее не нужно ни завоевывать, ни заслуживать.

Если материнская любовь есть – она подобна благословению; если ее нет, жизнь словно бы лишается всей своей красоты.

Кстати, цитаты про маму

Об эгоизме

Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения.

Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое.

О желаниях

Знать свои подлинные желания гораздо труднее, чем кажется большинству из нас; это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Мы отчаянно стараемся уйти от этой проблемы, принимая стандартные цели за свои собственные.

Именно стремление к власти является наиболее характерной формой проявления садизма.

О женском и мужском

Полярность женского и мужского начала существует также внутри каждого мужчины и каждой женщина.

И мужчина, и женщина приходят к согласию с собой только через единение своего мужского и женского начала. Эта полярность оставляет основу любого творчества.

Об одиночестве

Способность быть в одиночестве – это условие способности любить.

Самозабвенное помешательство друг на друге — не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.

Кстати, цитаты об одиночестве

Об истине

Идея обретает мощь, только когда она свежая.

Я полагаю, что постижение истины не вопрос интеллекта, но прежде всего характера.

О разном

Потребление сигарет облегчает скрытую тревогу и напряжение, и людям проще рискнуть своим здоровьем, чем испытывать тревогу.

«Приватность» – комплексное понятие, привилегия среднего и высшего классов, поскольку сама ее основа, личное пространство, обходится недешево.

Ренессанс западного гуманизма вернет Маркса на его выдающееся место в истории человеческой мысли.

Даже тиран лучше полного отсутствия лидера.

Я цитирую чужие мысли, чтобы подтвердить свои.

Красота – противоположность не безобразному, а фальшивому.

 

Как видим, в цитатах Эриха Фромма достаточно остро вскрываются существенные проблемы XX века. Общая идеология веры в потенциал развития и свободы человека весьма привлекательна, но левая (марксистская) радикальность Фромма вызывает некоторую озабоченность.

В свое время глубже проникнуться идеями Фромма мне помешал прямолинейно-рекламный стиль его текстов. Это было забавно: как человек, жестко критикующий американское общество потребления, может настолько откровенно использовать его же рекламно-пропагандистскую стилистику.

Цитаты про Фромма

  • Г. Маркузе: Фромм пытается возвратить к жизни все освященные веками ценности идеалистической этики, как будто никто и никогда не разоблачал их конформистские и репрессивные черты. Он говорит о продуктивной реализации личности, о заботе, ответственности и уважении к другим людям, о продуктивной любви и счастье — как будто действительно возможно, осуществляя все это, по-прежнему оставаться здоровым и «благополучным» в обществе, которое сам Фромм описывает как общество тотального отчуждения и в котором все решают товарные «рыночные» отношения.
  • А. Бэттлер: При всем уважении к гуманистскому заряду работ Фромма, его гимну любви, следует признать, что его концепция любви в корне неверна — вывод, не только подтверждаемый практикой, но доказываемый и в теории.
  • П. Гуревич: «Многоликость» Фромма как исследователя является главной трудностью при систематизации его учения, при попытках изложить последовательность его идей, их внутреннюю связь.
  • С. Савельев: Фромм болтун, который психологическими терминами, выдуманными им самим, объясняет предыдущие психологические термины, которые тоже ничего не обозначают. Переживание феномена другого человека как своего собственного – это утверждение с биологической точки зрения является идиотизмом.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

 

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Комментарии также всячески приветствуются!

30 цитат от Эриха Фромма: aleforion — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Эрих Фромм и его цитаты о правильности выбора

Эрих Фромм и его цитаты о правильности выбора. Цитаты, дарящие жизнь, цитаты, которые отвечают на самые тревожные вопросы человека. Его мысли никого не оставят равнодушным.

1. Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.

2. Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли», то есть оправдали. Пускай судят по вашим поступкам, и по ним — о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе — своему уму и сознанию — и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.

3. Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

4. Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, – а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

5. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

6. Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.

7. Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

8. Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

9. Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

10. Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

11. Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

12. Понятие «быть живым» – это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.

ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ, ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ

50 Поучительные цитаты Эриха Фромма

Эрих Фромм (родился 23 марта 1900 года, Франкфурт-на-Майне, Германия — умер 18 марта 1980 года, Муральто, Швейцария), психоаналитик и социальный философ, родившийся в Германии, был связан с Франкфуртской школой критической теории.

Фромм был известен своей концепцией, согласно которой свобода — это часть человеческой природы, которую мы либо избегаем, либо принимаем. Он считал, что психика человека является продуктом общества.

Среди основных работ Фромма — «Побег из свободы» (1941), «Человек для себя» (1947), «Разумное общество» (1955), «Искусство любви» (1956) и «Иметь или быть?». (1976).

Фромм был одним из основателей Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта, расположенного в Нью-Йорке.

1

Человек всегда умирает, прежде чем полностью родиться. «Часть III: Человеческая природа и характер», «Человек для себя: исследование психологии этики» (1947).

2

Жадность — это бездонная пропасть, которая истощает человека в бесконечных усилиях удовлетворить потребность, никогда не достигая удовлетворения.«Часть IV: Два аспекта свободы для современного человека», «Побег от свободы» (1941).

3

Скука — не что иное, как переживание паралича наших производительных сил. «Глава 5: Человек в капиталистическом обществе», «Разумное общество» (1955)

4

Обычный человек с необычайной силой — главная опасность для человечества, а не демон или садист. ‘Глава 1: Человек — волк из овец ?,’ Сердце человека, его гений добра и зла (1964)

5

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен.Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя». Глава II: Теория любви, «Искусство любви» (1956)

6

Поиски уверенности блокируют поиск смысла. Неопределенность — это то самое условие, которое побуждает человека раскрыть свои способности ». Часть III: Человеческая природа и характер,« Человек для себя: исследование психологии этики »(1947).

7

В прошлом опасность заключалась в том, что люди становились рабами. Опасность будущего состоит в том, что люди могут превратиться в роботов. «Резюме — Заключение», The Sane Society (1955).

8

Подобные племена представляют собой поистине богатые общества — не потому, что они такие богатые, а потому, что они не хотят большего, чем имеют.«Об истоках агрессии» из любви к жизни (1986)

9

В жизни нет смысла, кроме того смысла, который человек дает своей жизни, раскрывая свои силы. «Часть III: Человеческая природа и характер», «Человек для себя: исследование психологии этики» (1947).

10

Материнская любовь — это блаженство, мир, ее не нужно приобретать, ее не нужно заслуживать ». Глава II: Теория любви,« Искусство любви »(1956)

11

Любовь — это союз с кем-то или с чем-то вне себя, при условии сохранения отделенности и целостности своего собственного «я».Глава 3: Человеческое положение — ключ к гуманистическому психоанализу, The Sane Society (1955).

12

Я убежден, что скука — одна из величайших пыток. Если бы я представил себе Ад, это было бы место, где вам постоянно было скучно. ‘Медицина и этическая проблема современного человека’, Догма Христа и другие очерки религии, психологии и культуры (1963)

13

Надеяться означает быть готовым в любой момент к тому, что еще не родилось, и все же не впадать в отчаяние, если в нашей жизни не будет рождения.Революция надежды (1968)

14

Умереть горько, но идея умереть, не живя, невыносима ». Часть IV: Проблемы гуманистической этики,« Человек для себя: исследование психологии этики »(1947)

15

Если я то, что у меня есть, и если то, что у меня есть, потеряно, кто тогда я? »Часть вторая: Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования:« Иметь или быть »? (1976)

16

Психическая задача, которую человек может и должен поставить перед собой, состоит не в том, чтобы чувствовать себя в безопасности, а в том, чтобы уметь терпеть незащищенность, без паники и чрезмерного страха.Глава 5: Человек в капиталистическом обществе, Разумное общество (1955)

17

Успешный революционер — государственный деятель, неудачник — преступник. Часть VII: Свобода и демократия, Побег из свободы (1941)

18

Как современное массовое производство требует стандартизации товаров, так и социальный процесс требует стандартизации человека, и эта стандартизация называется «равенством». Глава II: Теория любви, «Искусство любви» (1956)

19

В девятнадцатом веке проблема заключалась в том, что Бог мертв; в двадцатом веке проблема в том, что человек мертв. «Резюме — заключение», «Разумное общество» (1955).

20

Эгоистичные люди неспособны любить других, но они также не способны любить себя. ‘Часть IV: Проблемы гуманистической этики,’ Человек для себя: Исследование психологии этики (1947)

21

Есть только один смысл жизни: акт самой жизни. «Часть VII: Свобода и демократия, Бегство от свободы» (1941)

Лучшие цитаты Эриха Фромма

Любовь — это союз с кем-то или чем-то вне себя, при условии сохранения отделенности и целостности самого себя.
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».
Не тот, у кого много, богат, но тот, кто много дает.
Главная задача человека в жизни — родить самого себя, стать тем, кем он потенциально является. Самым важным продуктом его усилий является его собственная личность.
Стремление к определенности блокирует поиск смысла. Неопределенность — это то самое условие, которое побуждает человека раскрыть свои силы.
Темп науки движет темпом техники. Теоретическая физика навязывает нам атомную энергию; Успешное производство бомбы деления заставляет нас производить водородную бомбу.Мы не выбираем свои проблемы, мы не выбираем наши продукты; нас толкают, нас принуждают — чем? Системой, у которой нет цели и цели, выходящей за ее пределы, и которая делает человека своим приложением.
Умереть горько, но идея умереть, не живя, невыносима.
То, что человек может разрушить жизнь, является таким же чудесным подвигом, как и то, что он может ее создать, ибо жизнь — это чудо, необъяснимое.В акте разрушения человек ставит себя выше жизни, он превосходит себя как существо. Таким образом, окончательный выбор для человека, поскольку он стремится превзойти самого себя, — это создавать или разрушать, любить или ненавидеть.
В сознании современного человека возник новый вопрос, а именно: стоит ли жить … На этот вопрос нельзя дать разумного ответа … потому что вопрос не имеет никакого смысла.
Человек — единственное животное, для которого собственное существование является проблемой, которую он должен решить.
Пока кто-то верит, что его идеал и цель находятся вне его, что они выше облаков, в прошлом или будущем, он будет выходить за пределы себя и искать исполнения там, где его невозможно найти. Он будет искать решения и ответы везде, кроме того, где их можно найти — в себе самом.
Цель садизма — превратить человека в вещь, нечто одушевленное в нечто неодушевленное, поскольку из-за полного и абсолютного контроля живое теряет одно существенное качество жизни — свободу.
Условия для творчества должны быть озадачены, чтобы сконцентрироваться, принять конфликт и напряжение, которые рождаются каждый день, чтобы чувствовать себя.
Опасность прошлого заключалась в том, что люди становились рабами.Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами. Действительно, роботы не бунтуют. Но, учитывая человеческую природу, роботы не могут жить и оставаться в здравом уме, они становятся големами, они разрушают свой мир и самих себя, потому что они не могут больше выносить скуку бессмысленной жизни.
Любовь часто является не чем иным, как благоприятным обменом между двумя людьми, которые получают максимум от того, что они могут ожидать, учитывая их ценность на рынке личности.
Даже если голод, жажда и сексуальные стремления человека полностью удовлетворены, «он» не удовлетворен. В отличие от животного его самые насущные проблемы не решаются тогда, они только начинаются. Он стремится к власти, любви или разрушению, он рискует своей жизнью ради религиозных, политических, гуманистических идеалов, и эти стремления составляют и характеризуют особенности человеческой жизни.
То, что большинство людей в нашей культуре подразумевает под тем, чтобы быть милыми, по сути является смесью популярности и сексуальной привлекательности.
Под отчуждением понимается способ переживания, в котором человек ощущает себя инопланетянином. Он стал, можно сказать, отчужденным от самого себя. Он не воспринимает себя как центр своего мира, как создателя своих собственных действий — но его действия и их последствия стали его хозяевами, которым он подчиняется или которым он может даже поклоняться. Отчужденный человек теряет связь с самим собой, как и с любым другим человеком.Он, как и другие, переживается так же, как переживаются вещи; с чувствами и здравым смыслом, но в то же время без положительного отношения к себе и внешнему миру.
Главная задача человека в жизни — родить самого себя, стать тем, кем он потенциально является.
Нам всем снятся сны, мы не понимаем своих снов, но мы ведем себя так, как будто в нашем сознании во сне не происходит ничего странного, странного, по крайней мере, по сравнению с логическими, целенаправленными действиями нашего ума, когда мы бодрствуем.
Разум — это инструмент человека для постижения истины, разум — инструмент человека для более успешного манипулирования миром, первое по своей сути является человеческим, второе принадлежит животной части человека.
Успешный революционер — государственный деятель, неудачливый — преступник.
Если вера не может быть согласована с рациональным мышлением, ее необходимо устранить как анахронический пережиток более ранних стадий культуры и заменить наукой, имеющей дело с фактами и теориями, которые понятны и могут быть подтверждены.
Современный человек думает, что он что-то теряет, когда не делает что-то быстро. Однако он не знает, что делать со временем, которое он получает, кроме как убить его.
В девятнадцатом веке проблема заключалась в том, что Бог мертв. В двадцатом веке проблема в том, что человек мертв.
Биологическая слабость человека — это условие человеческой культуры.
Невозможно глубоко откликнуться на мир без частой печали.
Сны — микроскоп, через который мы смотрим на скрытые явления в нашей душе.
Если бы не надежды, сердце разбилось бы.

Эрих Фромм Котировки

Настоящий любовник любит весь мир в своей любви к конкретному человеку.
— Эрих Фромм

Счастливы мы или несчастны, наше тело побуждает нас стремиться к бессмертию.
— Эрих Фромм

Почему общество должно чувствовать ответственность только за образование детей, а не за образование всех взрослых любого возраста?

— Эрих Фромм

Кто скажет, не стоит ли один счастливый момент любви или радость дыхания или прогулки ясным утром с запахом свежего воздуха всех страданий и усилий, которые требует жизнь.

— Эрих Фромм

В сфере материальных вещей отдавать означает быть богатым. Не тот, у кого много, богат, но тот, кто много дает ».

— Эрих Фромм

Почему общество должно чувствовать ответственность только за образование детей, а не за образование всех взрослых любого возраста?
— Эрих Фромм

Здравомыслие: то, что находится в рамках общепринятого мышления.
— Эрих Фромм

Здравомыслие — это только то, что находится в рамках общепринятого мышления.
— Эрих Фромм

Любовь — единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования.
— Эрих Фромм

Творчество требует смелости, чтобы отказаться от определенности.
— Эрих Фромм

Избавить себя от горя любой ценой можно только ценой полной непривязанности, исключающей возможность испытывать счастье.
— Эрих Фромм

Творчество требует смелости, чтобы отказаться от определенности.
— Эрих Фромм

Любовь — единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования.
— Эрих Фромм

Эрих Фромм Котировки

Цитаты и цитаты Эриха Фромма

Дарение — высшее проявление силы.

Только тот, кто верит в себя, может быть верным другим.

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».

Отношения матери и ребенка парадоксальны и в каком-то смысле трагичны. Это требует самой сильной любви со стороны матери, но именно эта любовь должна помочь ребенку вырасти от матери и стать полностью независимым.

Поиски уверенности блокируют поиск смысла. Неопределенность — это то самое условие, которое побуждает человека раскрыть свои силы.

Я думаю, если вы спросите людей, каково их представление о рае, они ответят, если честно, что это большой универмаг, в котором каждую неделю новые вещи — все деньги на их покупку, а может, и немного больше. чем соседи.

Целостность означает просто готовность не нарушать свою личность.

Жадность — это бездонная пропасть, которая истощает человека в бесконечных усилиях удовлетворить потребность, никогда не достигая удовлетворения.

Свободный человек по необходимости небезопасен; мыслящий человек по необходимости неуверен.

Человек совершенно не может жить один.

Только тот, кто верит в себя, может быть верным другим.

Только тот, кто верит в себя, может быть верным другим.

Есть только один смысл жизни, сам акт жизни.

Современный человек думает, что он что-то теряет — время, — когда он не делает что-то быстро. Тем не менее, он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его.

Одна из худших форм душевных страданий — это скука, когда вы не знаете, что делать с собой и своей жизнью. Даже если бы у человека не было денежной или какой-либо другой награды, он бы стремился потратить свою энергию на что-то значимое, потому что он не мог выносить скуку, которую порождает бездействие.

Человек — единственное животное, которому можно скучать.

Целостность означает просто готовность не нарушать свою личность.

Свободный человек по необходимости небезопасен; мыслящий человек по необходимости неопределенен.

Есть только один смысл жизни: акт самой жизни.

Свободный человек по необходимости ненадежен, думающий человек по необходимости неуверен.

Поиски уверенности блокируют поиск смысла. Неопределенность — это то самое условие, которое побуждает человека раскрыть свои силы.

Если любить своего ближнего как человека — добродетель, то любить себя должно быть добродетелью, а не пороком, поскольку я тоже человек.

Любовь означает безоговорочно посвятить себя, отдать себя полностью в надежде, что наша любовь произведет любовь в любимом человеке. Любовь — это акт веры, и тот, кто мало верен, мало любит.

Любовь — единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования.

Кто скажет, что одно счастливое мгновение любви или радость дыхания или прогулки ярким утром с запахом свежего воздуха не стоит всех страданий и усилий, которые требует жизнь.

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен.«Зрелая любовь говорит:« Ты мне нужен, потому что я люблю тебя ».

Незрелая любовь говорит:« Я люблю тебя, потому что ты мне нужна ». Зрелая любовь говорит:« Ты мне нужен, потому что я люблю тебя ».

Незрелая любовь говорит:« Я люблю Ты, потому что ты мне нужен ». Зрелая любовь говорит:« Ты мне нужна, потому что я люблю тебя ».

Незрелая любовь говорит:« Я люблю тебя, потому что ты мне нужна ». Зрелая любовь говорит:« Ты мне нужен, потому что я люблю тебя »

Эрих Фромм

Эрих Фромм

ЭРИХ ОТМ

1900 — 1980

Др.К. Джордж Бори


Биография

Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Его отец был деловой человек и, по мнению Эриха, довольно капризный. Его мать была часто подавлен. Другими словами, как и многие люди, на которых мы смотрели в, его детство было не очень счастливым.

Как и Юнг, Эрих происходил из очень религиозной семьи, в его случае православный Евреи.Сам Фромм позже стал тем, кого он называл атеистическим мистиком.

В его автобиографии По ту сторону цепей иллюзий , Фромм рассказывает о двух событиях ранней юности, которые положили ему начало его путь. В первом участвовал друг семьи:

    Может, ей было 25 лет; она была красивой, привлекательной и в Кроме того, художник, первый художник, которого я знал. Я помню, как слышал что она была помолвлена, но через некоторое время нарушила помолвка; Я помню, что она почти всегда была в компании своей вдовы. отец.Насколько я помню, он был старым, неинтересным и довольно непривлекательный человек, по крайней мере, я так думал (возможно, мое мнение было несколько искажено ревность). Однажды я услышал шокирующую новость: ее отец умер, и немедленно впоследствии она покончила с собой и оставила завещание, в котором что она хотела быть похороненной с отцом. (стр. 4)
Как вы понимаете, эта новость сильно ударила по 12-летнему Эриху, и он найденный сам спрашивает, что многие из нас могут спросить: почему? Позже он начал находить некоторые ответы — правда, частичные — у Фрейда.

Второе событие было еще более масштабным: Первая мировая война. В нежном возрасте 14 лет он видел крайности, которые национализм мог пойти в. Повсюду он слышал послание: мы (немцы или другие именно, немцы-христиане) великие; Они (англичане и их союзники) дешевые наемники. Ненависть, «военная истерия» пугали его, как и должно.

Итак, он снова хотел понять что-то иррациональное — иррациональность массового поведения — и он нашел некоторые ответы, на этот раз в сочинения Карла Маркса.

Завершая рассказ Фромма, он получил докторскую степень в Гейдельберге в 1922 году. и начал карьеру психотерапевта. Он переехал в США в 1934 году. — популярное время для отъезда из Германии! — и поселился в Нью-Йорке, где он встретил многих других великих мыслителей-беженцев, которые собрались там, включая Карен Хорни, с которой у него был роман.

Ближе к концу своей карьеры он переехал в Мехико, чтобы преподавать. Он было сделали значительное исследование отношений между экономическим классом и типы личности там.Он умер в 1980 году в Швейцарии.


Теория

Как следует из его биографии, теория Фромма представляет собой довольно уникальную смесь из Фрейд и Маркс. Фрейд, конечно, подчеркивал бессознательное, биологический влечения, репрессии и так далее. Другими словами, Фрейд постулировал, что наш характеры определялись биологией. Маркс, напротив, видел люди как определено их обществом, и особенно их экономическим системы.

Он добавил к этой смеси двух детерминированных систем кое-что весьма иностранный к ним: Идея свободы . Он позволяет людям превзойти детерминизмами, которые им приписывают Фрейд и Маркс. Фактически, Фромм делает свободу центральной характеристикой человеческой натуры!

Есть, указывает Фромм, примеры, когда только детерминизм работает. Хорошим примером почти чистого биологического детерминизма, как Фрейд, является животные (хотя бы простые).Животные не беспокоятся о свободе — их инстинкты позаботьтесь обо всем. Суркам, например, не нужна карьера консультирование чтобы решить, кем они будут, когда вырастут: они собираются к будь сурками!

Хорошим примером социально-экономического детерминизма, как Маркс, является традиционный общество средневековья. Как и сурки, мало кто в Средний Возрасты нуждались в профориентации: у них была судьба, Великая Цепь Бытия, сказать им, что делать.По сути, если бы ваш отец был крестьянином, вы бы быть крестьянином. Если бы ваш отец был королем, вы бы стали именно этим. А также Если вы были женщиной, то у женщин была только одна роль.

Сегодня мы можем смотреть на жизнь в средние века или на жизнь как на животное и съеживается. Но дело в том, что несвобода представлена биологический или социальный детерминизм — это просто. У вашей жизни есть структура, смысл, там нет сомнений, нет повода для самоанализа, ты вписываешься и никогда пострадал кризис идентичности.

С исторической точки зрения, эта простая, хотя и трудная жизнь начала становиться потрясен вверх с эпохой Возрождения. В эпоху Возрождения люди начали видеть человечество как центр вселенной, а не Бог. Другими словами, мы не сделал просто посмотрите на церковь (и другие традиционные заведения) за путь, по которому мы должны были идти. Затем пришла Реформация, которая представила идея того, что каждый из нас несет индивидуальную ответственность за свою душу спасение.А затем пришли демократические революции, такие как американская и американская. французкий язык революции. Теперь внезапно мы должны были управлять собой! А потом произошла промышленная революция, и вместо возделывания почва или делая вещи своими руками, мы должны были продать свой труд в обмен за Деньги. Внезапно мы стали сотрудниками и потребителями! Потом пришел социалист революции, такие как русская и китайская, которые представили идея партиципаторной экономики.Вы больше не отвечали только за ваш собственное благополучие, но и коллегам по работе!

Итак, всего за 500 лет идея индивида с индивидуальный мысли, чувства, нравственная совесть, свобода и ответственность пришли в бытие. но с индивидуальностью пришла изоляция, отчуждение и недоумение. Свобода — это трудная вещь, и когда мы можем, мы склонны бежать из Это.

Фромм описывает три способа, которыми мы убегаем от свободы :

1. Авторитаризм . Мы стремимся избежать свободы, объединяя мы сами с другими, став частью авторитарной системы, такой как общество Средневековья. Есть два подхода к этому. Один должен представить к власти других, становясь пассивным и уступчивым. Другой — чтобы станьте авторитетом, человеком, который применяет структуру к другим. В любом случае вы избегаете своей отдельной личности.

Фромм назвал крайнюю версию авторитаризма мазохизмом. и садизм , и указывает, что оба чувствуют себя вынужденными играть свои разные роли, так что даже садист, при всей своей очевидной власти над мазохистом, является не свободен выбирать свои действия.Но более мягкие версии авторитаризма везде. Например, во многих классах есть неявное договор между студентами и профессорами: студенты требуют структуры, и профессор придерживается своих заметок. Вроде безобидно и даже естественно, но вот так студенты избегают брать на себя ответственность за свое обучение, и то профессор может не заниматься реальными проблемами своей области.

2. Разрушительность . Авторитеты отвечают на болезненный существование в некотором смысле устраняя себя: если нет меня, как что-нибудь больно мне? Но другие отвечают на боль, нанося удары по всему миру: Если я разрушу мир, как это повредит мне? Это побег из свобода что составляет большую часть неизбирательной мерзости жизни — жестокость вандализм, унижение, вандализм, преступность, терроризм….

Фромм добавляет, что если желание человека разрушить блокируется обстоятельства он или она может перенаправить его внутрь. Самый очевидный вид саморазрушение это, конечно, самоубийство. Но мы также можем включить многие болезни, наркотики зависимость, алкоголизм, даже радости пассивных развлечений. Он превращает Фрейда смерть инстинкт перевернут: саморазрушение расстроено деструктивность, А не наоборот.

3. Автомат соответствие . Авторитаристы убегают, скрывшись в авторитарная иерархия. Но наше общество делает упор на равенство! Там меньше иерархии, чтобы спрятаться (хотя многое остается для тех, кто хочет это, и некоторые, кто этого не делает). Когда нам нужно спрятаться, мы прячемся в нашей массе культура вместо. Когда я одеваюсь утром, их так много решения! Но мне нужно только посмотреть, что на тебе надето, и мои разочарования исчезнуть. Или я могу посмотреть телевизор, который, как гороскоп, скажет мне быстро и эффективно что делать.Если я выгляжу, говори, думаю, подобно, чувствую себя … все в моем обществе, тогда я исчезаю в толпа людей, и мне не нужно признавать свою свободу или брать на себя ответственность. Это является горизонтальный аналог авторитаризма.

Человек, использующий автоматное конформность, подобен социальному хамелеону: Он принимает окраску своего окружения. Поскольку он выглядит как миллион другие люди, он больше не чувствует себя одиноким. Возможно, он не одинок, но он не сам тоже.Конформист-автомат переживает раскол между его искренние чувства и цвета, которые он показывает миру, очень долго линии теории Хорни.

Фактически, поскольку «истинная природа» человечества — свобода, любой из этих убегает от свободы отчуждает нас от самих себя. Вот что сказал Фромм:

    Человек рожден чудаком природы, пребывая в природе и все же превосходящий Это. Он должен найти принципы действия и принятия решений, которые заменить принципы инстинктов.он должен иметь ориентир который позволяет ему организовать последовательную картину мира как состояние для последовательных действий. Он должен бороться не только с опасностями умирать, голодать и страдать, но также против другого гнева, который является конкретно человеческий: стать безумным. Другими словами, он должен защитить себя не только от опасности потерять свою жизнь, но и против опасности потерять рассудок. (Фромм, 1968, стр.61)
Я должен добавить здесь, что свобода на самом деле сложная идея, и что Фромм говорит об «истинной» личной свободе, а не только о политической свобода (часто называют свободой): большинство из нас, свободны они или нет, склонны любить идею политической свободы, потому что это означает, что мы может делаем что хотим. Хороший пример — сексуальный садист (или мазохист) у которого есть психологическая проблема, которая движет его поведением. Он не свободен в личном смысле, но он будет приветствовать политически свободных общество который гласит, что то, что взрослые делают между собой по согласию, не является состояния бизнес! Другой пример касается большинства из нас сегодня: мы можем хорошо бороться за свободу (политическую), и все же, когда у нас есть Это, мы склонны быть конформистами и часто довольно безответственными.У нас есть голосование, но мы его не используем! Фромм очень любит политические свобода — но он особенно хочет, чтобы мы использовали эту свободу и взять на себя ответственность за это.

Семьи

Какой из побегов на свободу, которым вы обычно пользуетесь, имеет большое значение? к в какой семье вы выросли. Фромм выделяет два типа непродуктивные семьи.

1. Симбиотические семьи .Симбиоз — это отношения двух организмы есть те, кто не может жить друг без друга. В симбиотической семье некоторые члены семьи «поглощаются» другими членами, так что они не полностью развивать собственные личности. Более очевидный пример: то случай, когда родитель «проглатывает» ребенка, так что ребенок личность просто отражение родительских желаний. Во многих традиционных общества, это касается многих детей, особенно девочек.

Другой пример — это случай, когда ребенок «проглатывает» родителя. В этом случае ребенок доминирует или манипулирует родителем, который существует. по сути, чтобы служить ребенку. Если это звучит странно, позвольте заверить вас Это распространено, особенно в традиционных обществах, особенно в отношения между мальчиком и его матерью. В контексте конкретного культура это даже необходимо: как еще мальчик научится искусству власти? нужно будет выжить как взрослый?

На самом деле, почти каждый в традиционном обществе учится как доминировать и как быть покорным, так как почти у каждого есть кто-то над ними и ниже в социальной иерархии.Очевидно, что авторитарный побег от свободы встроен в такое общество. Но учтите, что для все что это может оскорбить наши современные стандарты равенства, это способ люди жили тысячи лет. Это очень стабильная социальная система, она позволяет за большую любовь и дружбу, а миллиарды людей живут в это еще.

2. Изъятие семей . Фактически, основная альтернатива — это самый отличался холодным безразличием, если не сказать холодной ненавистью.Несмотря на то что вывод поскольку семейный стиль существовал всегда, он стал доминировать в некоторых общества только в последние несколько сотен лет, то есть с тех пор, как буржуазия — купеческий класс — прибыть на место происшествия в силе.

«Холодная» версия — самая старая из двух, найденных в Северной Европе. и части Азии, и везде, где купцы представляют собой грозный класс. Родители очень требовательны к своим детям, от которых ожидается, что они доживут до высоко, четко определенные стандарты.Наказание — это не пощечина голова в полном гневе и посреди ужина; это скорее формальный дело, полноценный ритуал, возможно, включающий рубящие выключатели и встреча в сарае. Наказание хладнокровно, сделано «для себя» хорошо ». В качестве альтернативы, культура может использовать чувство вины и отказ привязанность как наказание. В любом случае, дети в этих культурах становятся довольно сильно стремятся добиться успеха в том, что их культура определяет как успех.

Этот пуританский семейный стиль поощряет разрушительный побег из свобода, которая усвоена до тех пор, пока обстоятельства (например, война) не позволят его выпуск. Могу добавить, что такая семья сразу поощряет перфекционизм — жизнь по правилам — который также является способом избежать свобода, которую Фромм не обсуждает. Когда правила важнее чем люди, неизбежна деструктивность.

Второй уходящий тип семьи — это современная семья. наиболее развитые части мира, в первую очередь США.Изменения в отношение к воспитанию детей заставило многих людей содрогнуться от использовать физического наказания и вины в воспитании детей. Более новая идея воспитывать детей как равных. Отец должен быть лучшим мальчиком приятель; мать должна быть родственной душой дочери. Но в процессе из контролируя свои эмоции, родители становятся хладнокровно равнодушными. Oни на самом деле больше не родители, а просто сожители со своими дети. Дети, теперь без реального взрослого руководства, обращаются к своим сверстникам. и средствам массовой информации за их ценности.Это современный, неглубокий, телевидение семья!

Побег от свободы здесь особенно очевиден: это автомат соответствие. Хотя это по-прежнему большая часть семьи меньшинства в Мир (кроме, конечно же, телевизионных!), это тот, который Фромм беспокоит самый. Кажется, это предвещает будущее.

Что составляет хорошую, здоровую, продуктивную семью? Фромм предлагает это это семья, в которой родители берут на себя ответственность научить их дети рассудок в атмосфере любви.Вырастая в такой семье, дети научиться признавать свою свободу и брать на себя ответственность за самих себя, и в конечном итоге для общества в целом.

Социальное бессознательное

Но наши семьи в основном просто отражают наше общество и культуру. Фромм подчеркивает, что мы впитываем наше общество с молоком матери. Это так близко к нам, что мы обычно забываем, что наше общество — всего лишь один из бесконечный множество способов решения жизненных проблем.Мы часто думаем, что наш способ делать что-то — единственный, естественный путь. У нас есть научился так хорошо, что все это стало бессознательным — социальное бессознательное, к быть точным. Итак, много раз мы верим, что действуем в соответствии с наш по собственному желанию, но мы выполняем только приказы, к которым привыкли, больше не замечаю их.

Фромм считает, что наше социальное бессознательное Лучший понять, исследуя наши экономические системы.Фактически, он определяет, и даже имена, пять типов личности, которые он называет ориентациями, в экономический термины! Если хотите, вы можете пройти тест на личность, состоящий из списки прилагательных, которыми Фромм описывал свою ориентацию. Нажмите здесь, чтобы увидеть это!

1. Рецептивная ориентация . Это люди, которые рассчитывают получить то, что им нужно. если они не получают его немедленно, они его ждут. Они верят, что все блага и удовлетворение приходят извне. самих себя.Этот тип наиболее распространен среди крестьянского населения. Он также встречается в культур, которые обладают особенно богатыми природными ресурсами, так что одна не нужно много работать, чтобы пропитаться (хотя природа также может вдруг, внезапно снять свою награду!). он также находится в самом низу любого общество: Рабы, крепостные, благотворительные семьи, рабочие-мигранты … все в милость других.

Эта ориентация связана с симбиотическими семьями, особенно где дети «проглатываются» родителями, и при мазохистском (пассивном) форма авторитаризма.Это похоже на оральный пассив Фрейда, Адлера склонность к получению и послушная личность Хорни. В крайнем форма его можно охарактеризовать такими прилагательными, как покорный и желаемый. В в более умеренной форме прилагательные, такие как принятие и оптимизм, Больше описательный.

2. Эксплуататорская ориентация . Эти люди ожидают взять то, что им нужно. Фактически, ценность вещей увеличивается по мере того, как что они взяты у других: богатство предпочтительно украдено, идеи плагиат, любовь достигается принуждением.Этот тип распространен среди исторических аристократии, и в высших классах колониальных империй. Подумайте об английском в Индия например: их позиция полностью основывалась на их способности брать из коренное население. Среди их характерных качеств — умение комфортно командовать окружающими! Мы также можем увидеть это в пастушеские варвары и население, которое полагается на набеги (например, Викинги).

Эксплуататорская ориентация связана с «глотанием». боковая сторона симбиотической семьи и мазохистского стиля авторитаризм.Это оральная агрессия Фрейда, господствующая доминанта Адлера и теория Хорни. агрессивные типы. В крайности они агрессивны, тщеславны и соблазнение. В сочетании с более здоровыми качествами они напористы, горды и очаровательны.

3. Ориентация щита . собирающие люди рассчитывают сохранить. Они видят в мире собственность и потенциальную собственность. Даже любил одни — это вещи, которыми нужно обладать, хранить или покупать. Фромм, опираясь на Карла Маркс относит этот тип к буржуазии, к торговому среднему классу, а также более богатые крестьяне и ремесленники.Он связывает это особенно с протестантской трудовой этикой и такими группами, как наши пуритане.

Накопление связано с холодной формой ухода из семьи, и с деструктивностью. Могу добавить, что есть четкая связь с перфекционизм тоже. Фрейд назвал бы это анальным удерживающим типом, Адлер (до некоторой степени) избегающий тип, а Хорни (немного более четко) снимающий тип. В чистом виде значит упрямый, скупой, и лишен воображения.Если вы придерживаетесь более мягкой версии накопительства, вы можете быть прочный, экономичный и практичный.

4. Маркетинговая направленность . Маркетинговая ориентация ожидает продавать. Успех зависит от того, насколько хорошо я могу продать себя, упаковать себя, рекламировать себя. Моя семья, мое образование, моя работа, моя одежда — все находятся реклама, и она должна быть «правильной». Даже любовь считается сделка. Только маркетинговая ориентация придумывает брачный контракт, в котором мы соглашаемся, что я предоставлю то-то и то-то, а вы взамен предоставлять это и то.Если один из нас не выдержит договоренность, брак недействителен — никаких обид (возможно, мы еще можем быть лучшими друзьями!) Это, по словам Фромма, ориентация то современное индустриальное общество. Это наша ориентация!

Этот современный тип происходит из семейства крутых замкнутых людей и обычно использовать автоматонную конформность как бегство от свободы. Адлер и Хорни эквивалента нет, но Фрейд мог бы: это как минимум половина расплывчатая фаллическая личность, тип, который живет жизнью флирта.В экстремальный маркетолог оппортунистический, ребячливый, бестактный. Меньше экстремальный и он или она целеустремленный, молодой, общительный. Обратите внимание на сегодняшние ценности как выраженные нам нашими СМИ: мода, фитнес, вечная молодость, приключение, дерзость, новизна, сексуальность … это заботы «яппи», а также его или ее менее обеспеченные поклонники. Поверхность — это все! Пошли прыжки с тарзанки!

5. Производственная направленность .Есть здоровый личность а также, которого Фромм иногда называет человеком без маска. Это человек, который, не отказываясь от своих биологических и Социальное природа, тем не менее, не уклоняется от свободы и обязанность. Этот человек происходит из семьи, которая любит, не подавляя индивидуальный, который предпочитает разум правилам и свободу подчинению.

Общество, порождающее продуктивный тип (на более чем шанс base), по словам Фромма, еще не существует.У него, конечно, есть некоторые идеи о том, на что это будет похоже. Он называет это гуманистическим коммунитарный Социализм . Это довольно полный рот, состоящий из слов, которые не точно популярен в США, но позвольте мне объяснить: гуманистические средства ориентированный к людям, а не к какой-то высшей сущности — не к всемогущий Государство ни чье-либо представление о Боге. Коммунитарные средства, состоящие из небольшие общины ( Gemeinschaften , на немецком языке), в отличие от больших правительство или корпорации.Социализм означает, что каждый несет ответственность за благополучие всех остальных. Таким образом, трудно спорить с Идеализм Фромма!

Фромм говорит, что первые четыре ориентации (которые другие могли бы назвать невротик) живут в имеющем моде . Они сосредоточены на потребляя, получение, обладание …. Они определяются тем, что у них есть. Фромм говорит что «у меня есть это» имеет тенденцию превращаться в «это есть у меня», и нами движет наш имущество! С другой стороны, производственная ориентация живет в г. будучи режим .То, что вы есть, определяется вашими действиями в этом мире. Вы прямой эфир без маски, переживать жизнь, относиться к людям, быть собой.

Он говорит, что большинство людей, привыкших к режиму обладания, используют слова должны описать их проблемы: «Доктор, у меня проблема: у меня бессонница. Хотя у меня красивый дом, прекрасные дети и счастливый брака, у меня много забот «. Он обращается к терапевту, чтобы удалять плохие вещи, и пусть оставляет хорошие вещи, немного как просить хирург, чтобы удалить желчный пузырь.Вы должны сказать Больше типа «Я обеспокоен. Я счастлив в браке, но не могу спать…» говоря у вас есть проблема, вы избегаете того факта, что вы проблема — то есть вы снова избегаете брать на себя ответственность за свою жизнь.

Ориентация Общество Семья Побег из свободы
Приемник Крестьянское общество Симбиотический (пассивный) Авторитарный (мазохистский)
Эксплуатация Аристократическое общество Симбиотический (активный) Авторитарный (садистский)
Накопление Буржуазное общество Изъятие (пуританское) От перфекциониста к разрушительному
Маркетинг Современное общество Изъятие (инфантильное) Автомат конформист
Производственный Гуманистический коммунитарный
социализм
Любить и рассуждать Свобода и ответственность признаются и принимаются

Зло

Фромм всегда интересовался попытками понять истинное зло люди этого мира — не только те, кто был сбит с толку, ввел в заблуждение или глупый или больной, но тот, кто с полным сознанием зла своих действий, все равно их совершали: Гитлер, Сталин, Чарльз Мэнсон, Джим Джонс и так далее, большие и маленькие.

Все направления, о которых мы говорили, продуктивные и непродуктивный, в режиме обладания или режима бытия имеют одну общую черту: они находятся все усилия по жизни. Как и Хорни, Фромм считал, что даже самые несчастный невротик, по крайней мере, пытается справиться с жизнью. Они, чтобы использовать его слово, биофил , живолюбивый.

Но есть еще один тип людей, которых он называет некрофилом — любители смерти.У них страстное влечение ко всему, что есть мертвый, разложившийся, гнилостный, болезненный; это страсть изменить это который жив во что-то неживое; разрушить ради разрушение; исключительный интерес ко всему чисто механическому. Это страсть «раздирать живые конструкции».

Если вы вспомните старшую школу, вы можете вспомнить несколько неудачников: Oни были настоящими поклонниками фильмов ужасов. Возможно, они сделали модели пытка устройства и гильотины.Они любили играть в военные игры. Им нравилось дуть дела обстоят со своими наборами химии. Они получили удовольствие от пыток маленький животные. Они дорожили своим оружием. Они действительно увлекались механикой устройств. Чем сложнее технологии, тем счастливее они были. Бивис а также Баттхед создан по образцу этих детей.

Я помню, как однажды смотрел интервью по телевизору, когда война в Никарагуа. Среди них было много американских наемников. Против, и один, в частности, привлек внимание репортеров.Он был боеприпасом эксперт — тот, кто взорвал мосты, здания и, конечно же, случайный солдат врага. Когда его спросили, как он попал в эту работу, он улыбнулся и сказал репортеру, что ему может не понравиться эта история. Вы видите, когда он был ребенком, он любил вешать петарды на зад птичек он поймал, зажег запалы, отпустил их и увидел, как они взорвались. Этот человек был некрофилом.

Фромм делает несколько предположений относительно того, как происходит такой человек.Он предложил что может быть какой-то генетический изъян, который мешает им чувствовать или отвечая на привязанность. Это также может быть вопрос жизни, полной разочарование что человек проводит остаток своей жизни в ярости. И наконец, он предполагает, что это может быть вопрос взросления с некрофильным мать, чтобы ребенку не у кого было учиться любви. Это очень возможно что действует некоторая комбинация этих факторов. И все же есть еще то идея, что эти люди знают, что делают, осознают свои зло, и выберите его.Это предмет, который заслуживает большего изучения!

Биофильный Некрофильный
Имеющий режим Приемник
Эксплуатационный
Накопление
Маркетинг
Режим ожидания Продуктивный

Человеческие потребности

Эрих Фромм, как и многие другие, считал, что у нас есть далеко идущие потребности помимо основных, физиологических, которые некоторые люди, такие как Фрейд и многие бихевиористы думают, что объясняют все наше поведение.Он звонит эти человеческих потребностей , в отличие от более основных животных нужно . И он предполагает, что человеческие потребности могут быть выражены одним простым утверждением: человеку нужно , чтобы найти ответ на его существование.

Фромм говорит, что помочь нам ответить на этот вопрос, возможно, является основным цель культуры. В некотором смысле, говорит он, все культуры похожи на религии, пытаясь объяснить смысл жизни. Некоторые из конечно, сделай так лучше других.

Более отрицательный способ выразить эту потребность — сказать, что нам нужно , чтобы избегать безумия, , и он определяет невроз как попытку удовлетворить нужны ответы, которые нам не подходят. Он говорит, что каждый невроз — это разновидность частной религии, к которой мы обращаемся, когда наша культура больше не удовлетворяет.

Он перечисляет пять человеческих потребностей:

1. Родство

Как люди, мы осознаем свою отделенность друг от друга и стремитесь преодолеть это.Фромм называет это нашей потребностью в родстве, и рассматривает это как любовь в самом широком смысле. Он говорит, что любовь «есть союз с кем-то или чем-то вне себя, при условии сохранения обособленности и целостности самого себя »(стр. 37 разумного общества). Это позволяет нам превзойти наши обособленность, не отрицая нашей уникальности.

Потребность настолько сильна, что иногда мы ищем ее в нездоровой способами. Например, некоторые стремятся устранить свою изоляцию с помощью подчиняясь другому человеку, группе или их представление о Боге.Другие стремятся устранить свою изоляцию доминирование над другими. В любом случае это не удовлетворительно: Ваша обособленность не преодолена.

Еще один способ преодолеть эту потребность — отрицать ее. Противоположность родственности — это то, что Фромм называет нарциссизмом . Нарциссизм — любовь к себе — естественен для младенцев, поскольку они не воспринимают себя отдельно от мира и других, чтобы начинается с. Но у взрослых это источник патологии. Подобно шизофренику, нарцисс имеет только одну реальность: мир его собственных мыслей, чувств и потребностей. Его мир становится то, что он хочет, и он теряет контакт с реальностью.

2. Творчество

Фромм считает, что все мы хотим преодолеть, превзойти , еще один факт нашего существования: наше чувство пассивности существа. Мы хотим быть творцами. Есть много способов проявлять творческий подход: Рожаем, сажаем семена, делаем горшки, красим картины, мы пишем книги, мы любим друг друга.Творчество в факт, выражение любви

К сожалению, некоторые не находят возможности для творчества. Разочарованные, они пытаются преодолеть свою пассивность, став эсминцами вместо. Разрушение ставит меня «выше» вещей — или людей — я уничтожить. Это заставляет меня чувствовать себя сильным. Мы можем ненавидеть так же, как люблю. Но, в конце концов, это не дает нам чувства трансцендентность нам нужна.

3. Укорененность

Нам тоже нужны корни.Нам нужно чувствовать себя как дома во вселенной, даже хотя, как люди, мы несколько отчуждены от естественного Мир.

Самый простой вариант — поддерживать связи с матерями. Но чтобы вырасти, мы должны оставить тепло матери » люблю. Остаться было бы тем, что Фромм называет своего рода психологическим инцестом . Чтобы справиться с трудностями взрослого мира, нам нужно найти новые, загадочные корни. Нам нужно открыть наше братство (и сестринство) с человечеством.

Это тоже имеет свою патологическую сторону: например, шизофреник пытается отступить в существование, подобное утробе, в котором, можно сказать, пуповину никогда не перерезали. Там есть также невротик, который боится выйти из дома, даже чтобы получить почта. И есть фанатик, который видит свое племя, свою страну, его церковь … как единственная хорошая, единственная настоящая. Каждый иначе — опасный аутсайдер, которого следует избегать или даже уничтожать.

4.Чувство идентичности

«Человека можно определить как животное, которое может сказать« Я »» (стр. 62 книги The Sane Общество) Фромм считает, что нам нужно иметь чувство идентичности, индивидуальности , чтобы оставаться в здравом уме.

Эта потребность настолько сильна, что иногда мы вынуждены ее найти, ибо например, делая что-нибудь в знак статуса или отчаянно пытаясь к соответствует . Иногда мы даже откажемся от своей жизни в чтобы оставаться частью нашей группы.Но это только притворство идентичность, идентичность, которую мы берем от других, вместо того, что мы развиваем мы сами, и это не может удовлетворить нашу потребность.

5. Фрейм ориентации

Наконец, нам нужно понять мир и свое место в нем. Опять же, наше общество — и особенно религиозные аспекты нашей культура — часто пытается дать нам это понимание. Такие вещи, как наши мифы, наша философия и наши науки, дают нам со структурой.

Фромм говорит, что это действительно две потребности: во-первых, нам нужен кадр ориентация — подойдет практически все. Даже плохой лучше чем никто! И поэтому люди в целом довольно легковерны. Мы хочется верить, иногда даже отчаянно. Если у нас нет объяснение под рукой, мы составим его через рационализацию .

Второй аспект заключается в том, что мы хотим иметь хорошую структуру ориентации, тот, который полезен, точен. Вот откуда причина приходит в.Приятно, что наши родители и другие люди предоставляют нам объяснения мира и нашей жизни, но если они не верны, что в них хорошего? Рамка ориентации должна быть рациональной.

Фромм добавляет еще одну вещь: он говорит, что мы не просто хотим простуды. философия или материаловедение. Нам нужна рамка ориентации это дает нам смысл. Мы хотим понимания, но хотим теплый , человеческое понимание.


Обсуждение

Фромм, в некотором роде, фигура перехода или, если хотите, теоретик это объединяет другие теории.Для нас важнее всего то, что он рисует вместе фрейдистские и неофрейдистские теории, о которых мы говорили около (особенно теории Адлера и Хорни) и гуманистические теории, которые мы обсудить позже. На самом деле он настолько близок к экзистенциалисту, что Это почти не имеет значения! Я верю, что интерес к его идеям будет расти по мере того, как судьба экзистенциальной психологии делает.

Другой аспект его теории довольно уникален для него: его интерес в экономические и культурные корни личности.Ни до, ни после выразился так прямо: ваша личность в значительной степени отражение таких вопросов, как социальный класс, статус меньшинства, образование, призвание, религиозное и философское происхождение и т. д. Этот имеет была очень недопредставленной точкой зрения, возможно, из-за ассоциации с марксизмом. Но я думаю, что мы неизбежно начинаем рассматривать это все больше и больше, особенно как противовес растущему оказывать влияние из биологические теории.


Список литературы

Фромм — отличный и увлекательный писатель. Вы можете найти основы его теории в Escape from Freedom (1941) и Человек за Сам (1947). Его интересный трактат о любви в современном мире называется Искусство любви (1956). Моя любимая из его книг — . В своем уме Общество (1955), которое, наверное, следовало бы назвать «безумным». общество » потому что большая часть его посвящена демонстрации того, насколько безумен наш мир верно сейчас, и как это ведет к нашим психологическим трудностям.У него есть также написал «книгу об агрессии», Анатомия человека. Разрушительность (1973), который включает его идеи о некрофилии. Он написал много Другие великие книги, в том числе по христианству, марксизму и дзен-буддизму!



Авторские права 1997, 2006 К. Джордж Бори

Цитаты Эриха Фромма

Специальный словарь
  • Притчи
  • Цитаты
  • Имена
  • Сокращения
  • Латинские
Авторы: A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

60 Цитаты Эриха Фромма