Причины и методы преодоления экзистенциальной пустоты
В экзистенциальной психологии особое внимание уделяют вопросам индивидуальности. Эта отрасль в науке изучает достаточно важные вопросы об индивидуальности личности. Из данной статьи вы узнаете, как преодолеть экзистенциальную пустоту, а также о причинах ее появления.
Содержание:
- 1 Что такое экзистенция?
- 1.1 Понятия экзистенциальности
- 1.2 Теория экзистенциализма
- 1.3 Основные причины
Что такое экзистенция?
В области психологии экзистенция рассматривается в качестве индивидуальных особенностей человека, которые не подчиняются всеобщим законам. На протяжении всей своей жизни человек переживает большое количество психических процессов, которые всегда имеют свой собственный сценарий.
Экзистенциальная психология рассматривает мир человека и животных с растениями по-разному. Это характеризуется тем, что животные, как и растения, просто приспосабливаются к окружающей среде. У человека же всегда есть выбор. И он может меняться.
Понятия экзистенциальности
Исследователи пользуются несколькими понятиями в экзистенциальной психологии:
1. Выбор. Абсолютно каждый человек совершает выбор на протяжении всей жизни. На дальнейшую жизнь человека и его развитие будет влиять выбор, который он сделал.
2. Смысл. Индивид имеет склонность к тому, чтобы испытывать рефлексию и погружаться во внутренние процессы, делая определенные выводы. Мы стараемся максимально адекватно оценивать продукты своей деятельности, достигать поставленных задач и удовлетворять свои потребности, что приводит к получению удовольствия от нашей активной деятельности.
3. Данности. Они вызывают чувство тревоги, но при этом являются неизбежными. К данности можно отнести смерть, свободу, изоляцию и бессмысленность.
Теория экзистенциализма
Основателем данной теории стал Серен Обю Кьеркегор, который был не только психологом, но и философом. Данная теория развивалась в то время, когда происходило активное развитие философии и антропологии. Все эти направления изучали возможность человека раскрывать свои способности. В отличие от своих «собратьев», экзистенциальная теория рассматривала знакомство с внутренней сущностью и умение преодолевать свою сущность. По мнению психолога, экзистенциальная истина имеет множество различий с истиной объективной.
Основные причины
Существует ряд причин, способных привести к развитию экзистенциальных явлений. Среди них:
Пустота, при которой индивид абсолютно не видит смысла своего существования. Подобное состояние чаще испытывают люди с ранимой душой, которым очень сложно найти хоть какой-то стимул, влияющий на их активность. К подобной пустоте может привести потеря близкого человека или же большое количество неудач. Современный мир стал более жестоким, а из телевизоров и интернета то и дело звучат какие-то стандарты, которых необходимо придерживаться. Все это очень сильно влияет на человека, вызывая в нем грусть и вгоняя в депрессию.
2. Кризис приводит к страху и беспокойству. Часто люди не анализируют свою жизнь в повседневной беготне, а потом в один прекрасный момент начинают убегать от кризиса с помощью развлечений или алкоголя.
3. Переживания могут вызвать любые мысли о собственной жизни. Анализируя ее, человек может прийти в ужас или же пребывать в замкнутости, одиночестве. Слабому человеку важно чувствовать поддержку близких, сильный же способен собраться с мыслями и действовать.
4. Иногда даже успешные люди могут быть недовольны своей жизнью, в связи с чем они начинают страдать бессонницей, испытывают упадок сил, становятся нервными. В психологии таких людей называют экзистенциальными невротиками.
5. Проблемой являются все вышеперечисленные явления, которые заставляют человека погрузиться в свое «Я», чтобы найти смысл жизни.
На сегодняшний день существует масса способов, чтобы преодолеть подобные проблемы. Для начала стоит очистить голову от назойливых мыслей, которые не дают развиваться и двигаться дальше. В этом поможет курс Викиум «Детоксикация мозга».
«Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии» Большанин А.
Введение
Начиная свою индивидуальную консультативную практику, я не мог предположить, что основой моей профессиональной деятельности станут обращения по поводу различных зависимостей и зависимого поведения. Однако жизнь складывается таким образом, что в настоящий момент более 70% клиентов обращаются ко мне за помощью в разрешении именно этих проблем. Преимущественно, это люди, желающие избавиться от игровой (реже от алкогольной) зависимости, осознающие факт ее наличия в их жизни, но не имеющие ни малейшего представления о путях и средствах решения этой проблемы.
В процессе экзистенциального анализа жизни этих людей неизбежно обнажались проблемы бесцельности и бессмысленности их существования, утраты интереса как к выполняемой деятельности, так и к жизни в целом, потери ими жизненных опор и ориентиров. В большинстве этих случаев имели место суицидальные настроения или планы клиентов, нередки также и их суицидальные попытки в прошлом.
Исходя из этого очевидно, что основным предметом экзистенциальной терапии зависимостей и зависимого поведения становятся вышеописанные переживания состояния пустоты и экзистенциального вакуума. Очевидно также и то, что для оказания эффективной терапевтической помощи в разрешении этих проблем терапевту необходимо иметь четкое и ясное представление как о сущности и особенностях возникающих переживаний клиентов, находящихся в состоянии пустоты, так и о причинахи механизмах, приводящих к их возникновению.
Первые вопросы, которые в этой связи встали передо мной как терапевтом: почему человек утрачивает интерес к собственной жизни и к своей деятельности? Как определить грань между деятельностью, Которая становится для человека лишь средством заполнения образовавшейся пустоты в его жизни и деятельностью «Настоящей» – полноценной и самоценной? В поисках ответов на эти и другие, смежные вопросы я решил обратиться к трудам Жана Поля Сартра и Виктора Франкла и рассмотреть проблемы пустоты и экзистенциального вакуума сквозь призму сравнительного анализа их подходов.
В первой части я представлю общие определения понятий «Пустота» и «Экзистенциальный вакуум». Вторая часть – это непосредственно сравнительный анализ подходов Сартра и Франкла к проблеме пустоты жизни и экзистенциального вакуума. В этой части я акцентирую внимание прежде всего на существенных различиях этих подходов. В заключительной, третьей части я постараюсь ответить на ключевой вопрос этой работы: где кончается деятельность, приносящая удовлетворение и привносящая уникальный смысл, а где начинается деятельность, лишь заполняющая образующиеся пустоты в жизни?
- Определения понятий «Пустота» и «Экзистенциальный вакуум».
Приступая к размышлениям над поставленными в этой работе вопросами, необходимо дать хотя бы базовые определения интересующих нас в их связи понятий.
Итак, пустота – это экзистенциальная данность бытия человека. Согласно Сартру, «Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет… …Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» [4].
Осознание или даже предчуствие этой пустоты и груза этой ответственности вызывает чувства тревоги, заброшенности и отчаяния. Тревога по Сартру – это прежде всего страх человека перед этой возлагаемой на него ответственностью, а также сомнение в правильности принимаемых решений. Чувство заброшенности возникает при осознании отсутствия существования Бога. Если Бога нет, то «…Человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий» [4]. Т.е., нет детерминированных ценностей (опор), нет надежды на прощение высших сил и искупление своих грехов в последующей жизни – все нужно делать здесь и сейчас, а отвечать не перед Богом, а перед собственной совестью и лицом всего человечества. Отчаяние возникает в ответ на отсутствие уверенности в будущем, уверенности в том, что оно будет именно таким, каким мы его себе представляем или каким хотим его сделать. Говоря об истоках отчаяния, Сартр пишет: «Мы должны принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие» [4].
Экзистенциальный вакуум – это ощущение внутренней пустоты, формирующееся у человека в результате бегства или отказа от жизненных целей, уникальных смыслов и личных ценностей по Франклу «Переживание бездны». Основными проявлениями экзистенциального вакуума являются скука и апатия. Согласно Франклу, скука – это неспособность проявить интерес, А апатия – это неспособность проявить инициативу. Но откуда у современного человека берутся эти неспособности? «Во-первых, — говорит Франкл, — человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие». [8]
- Различия понятий «Пустота» и «Экзистенциальный вакуум».
Теперь, имея хотя бы общее представления о предмете нашего разговора, постараемся дифференцировать эти понятия. Являются ли они синонимичными или же между ними есть определенные различия? Безусловно, есть очевидное сходство позиций Сартра и Франкла по многим аспектам рассматриваемой проблемы. Однако, несмотря на эти совпадения, есть и различия, которые весьма существенны, особенно для понимания природы возникновения у наших клиентов переживаний пустоты и их терапии. Поскольку имеются определенные ограничения к объему этой работы, я предлагаю не останавливаться на подробном анализе очевидных совпадений, а сосредоточить наше внимание на наиболее значительных и, на мой взгляд, важных для терапии различиях этих двух подходов.
Первое, на мой взгляд, существенное различие содержится уже в подходах Сартра и Франкла на этиологию и прогноз этих проблем. Поскольку, по Сартру, пустота есть базовая и единственная реальность человека, то связанные с ней переживания тревоги, заброшенности и отчаяния также являются экзистенциальными данностями, с которыми нам приходится смириться и жить с ними, жить вопреки этим данностям.
Переживания же экзистенциального вакуума возникают в процессе жизни, в результате фрустрации достижения целей и реализации смыслов. Таким образом, по Сартру, пустота и связанные с ней переживания детерминированы и неизбежны для всех без исключения людей, тогда как переживания экзистенциального вакуума ситуативны и возникают лишь в определенных условиях и отношениях конкретного человека. Следовательно, в первом случае мы обречены на пожизненное испытание, а во втором – видны перспективы благоприятного разрешение возникающих проблем.
Во-вторых, имеет место различие в степени участия, задействованности, вовлеченности человека в процесс противостояния своей пустоте. Согласно Сартру, мы свободны лишь в выборе средств и способов заполнения имеющейся пустоты, но избавиться от нее мы не всилах, равно как и не виновны в ее появлении, Поскольку пустота есть основа нашего бытия, а сами мы оказываемся заброшенными некими силами в эту пустоту. Иначе говоря, пустота – это единственное данность, неподвластное нашей воле.
И, наконец, очевидно, что Сартр утверждает абсолютную бессмысленность самой жизни: «Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл» [4]. Франкл, напротив, подчеркивает самоценность жизни: «Нам следует поддерживать здравую философию жизни, чтобы показать, что жизнь реально имеет смысл для каждого человека» [8]. И в этом, как мне кажется, кроется кардинальное различие этих подходов.
Говоря своими словами, согласно Сартру, сама по себе человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Наделить ее каким-либо смыслом может лишь сам человек, совершая или не совершая те или иные действия. В то время как Франкл утверждает ценность жизни, наделяет ее безусловным смыслом, а деятельность человека лишь укрепляет его и привносит в жизнь дополнительные смыслы. То же самое мы находим и у Фромма: «Единственный смысл жизни заключен в самой жизни» [9].
Таким образом, подводя итог сравнительному анализу понятий «пустота» и «Экзистенциальный вакуум», необходимо признать, что это два различных состояния, сопровождающихся хотя и похожими, но все-таки различными переживаниями, и что оба эти состояния весьма реальны и актуальны в жизни наших клиентов, что они требуют дифференцированного терапевтического подхода. Кроме этого, становится очевидным, что для консультативной практики и психотерапии совершенно не удобно Сартрово понятие «Пустота», в то время как понятие «Экзистенциальный вакуум» Франкла наделено солидным терапевтическим потенциалом.
- Экзистенциальные перспективы терапия пустоты и экзистенциального вакуума.
Основываясь на вышеизложенных выводах, попробуем ответить на ключевые вопросы настоящей работы: где кончается деятельность, приносящая человеку удовлетворение и привносящая уникальный смысл в его жизнь , а где начинается деятельность, единственный смысл которой — заполнение образовавшихся пустот? Когда вполне естественные, обычные, социально полезные и одобряемые виды деятельности: работа, воспитание детей, общественная деятельность, забота о животных, чтение и т. п. Перестают быть самоценными, а становятся лишь единственным доступным средством бегства от переживаний пустоты или экзистенциального вакуума? И, наконец, как отличить деятельность Настоящую от деятельности «заполнителя пустоты?» На первый, неискушенный взгляд, грань эта размыта и неуловима. Однако при более тщательном рассмотрении она становится очевидной и вполне определимой.
В своей работе с клиентами для дифференцирования этих явлений я с успехом использую два понятия: «Заполнение» и «Наполнение» жизни. Для эффективного их дальнейшего использования, предлагаю развести эти понятия, дав каждому из них свое определение, отвечающее нашим требованиям.
Итак, заполнение, в нашем случае – это ликвидация абсолютной пустоты. Иначе говоря, заполняем мы совершенно пустой сосуд, в то время как наполняем – сосуд, в котором что-то уже есть. Таким образом, наполнение – это добавление к чему-то уже имеющемуся, расширение (характеристик или возможностей), обновление, освежения уже имеющегося. Для метафорического описания наполнения сразу вспоминается мороженое с наполнителем. Согласитесь, ведь мороженое вкусно и ценно само по себе, однако мороженое с фруктовым, шоколадным и другим наполнителем становится уже изысканным и обычно стоит дороже.
И здесь мы вплотную подходим к основному различию состояний пустоты и экзистенциального вакуума. Как я уже отмечал, кардинальным различием подходов Сартра и Франкла для меня является их позиция в отношении ценности жизни. Напомню, что согласно Сартру, сама по себе человеческая жизнь не имеет никакой ценности, в то время как Франкл утверждает ценность жизни, наделяет ее безусловным смыслом. Таким образом, одна и таже деятельность может либо заполнять бездонную пустоту, либо наполнять жизнь дополнительным смыслом.
Теперь, вооружась этими понятиями, можно сделать первый вывод данной работы: если человек не видет смысла в своей жизни и она для него не имеет безусловной ценности, то он, рано или поздно, оказывается в пустоте, а всякая его деятельность, становясь средством заполнения этой пустоты, теряет все остальные потенциальные смыслы и, по определению, не может стать полноценной и самоценной. Если же жизнь для человека самоценна, но он теряет или не может обрести смысл в своей деятельности, тогда он оказывается в экзистенциальном вакууме, а выполняемая им деятельность также становится средством заполнения образовавшегося вакуума, но, в отличие от первого состояния, какая-либо деятельность в этом случае может наполнить его жизнь дополнительным смыслом.
Исходя из этого, становится очевидным, что первой задачей терапии состояния пустоты является работа над проблемой осмысления и принятия клиентом ценности своей собственной жизни. Образно говоря, первая задача – это перевод клиента из состояния пустоты в состояние экзистенциального вакуума.
Но, предположим, что я ценю свою жизнь, я занимаюсь какой-либо интересной мне деятельностью, но в один, далеко не прекрасный момент, понимаю, что это не то, на что я готов потратить свою жизнь. Или, перебирая всевозможные занятия, я не могу определиться, какое же из них МОЕ. И вообще, по каким показателям я смогу узнать, какое из занятий может и должно стать делом моей жизни?
На мой взгляд, ответ на этот вопрос очевиден, и его можно считать вторым выводом этой работы: любая деятельность, которая мне интересна, полностью меня захватывает и увлекает, которую я считаю значимой и полезной, которая востребована Другими – такая деятельность не обременяет и не обезценивает мою жизнь, а, наоборот, приносит удовлетворение наполняет ее смыслом. Если же я занимаюсь чем-либо вопреки своим желаниям и стремлениям, руководствуясь лишь требованиями своего окружения или обстоятельств, то я неизбежно буду разочарован в этой деятельности, она начнет меня угнетать, становясь либо тяжелой обузой, либо причиной и основным средством обесценивания не только самой этой деятельности, но и всей моей жизни в целом.
В заключение этой работы, хочу еще раз напомнить слова Франкла о том, что в наши дни «Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие» [8]. Но каков же в таком случае ответ на один из главнейших вопросов нашего бытия: что делать? Очень доступно и понятно на него отвечает Паоло Коэльо: «Кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо это желание родилось в душе Вселенной. Это твое предназначение на Земле. У человека одна-единственная обязанность: пройти до конца Своей Стезей. В ней – все. И помни, что когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось» [1].
Таким образом, одной из первых задач терапии рассматриваемых здесь проблем становится поиск ответов на вопросы: чего хочет клиент от жизни в действительности, хочет именно он сам, а не его окружение, «Все» или «требуют» обстоятельства? Зачем, ради чего он готов отказаться либо от своей зависимости, либо изменить нынешнюю свою жизнь? Ответы на эти вопросы и даже сам процесс их поиска, по моему мнению, кроме бесспорной их диагностической ценности, могут значительно продвинуть клиента по пути понимания и разрешения своих проблем как зависимого поведения, так и переживаний пустоты жизни и экзистенциального вакуума.
Литература:
- Коэльо П. Алхимик. – М.: «София», 2007.
- Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической антологии. — М.: «Республика», 2000.
- Сартр Ж.П. Тошнота. – М.: «АСТ; Транзиткнига», 2003.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. — М.: «Политиздат», 1989. — С. 319-344.
- Тиллих П. Мужество быть. // П. Тиллих. Избранное. — М.: «Юрист», 1995. – С. 7-131.
- Франкл В. Общий экзистенциальный анализ. // В. Франкл.Человек в поисках смысла. — М.: «Прогресс», 1990. – С. 157-284.
- Франкл В. Сказать жизни — «Да»: Психолог в конслагере. – М.: «Смысл», 2007.
- Франкл В. Экзистенциальный вакуум: вызов психотерапии. // В. Франкл.Человек впоисках смысла. — М.: «Прогресс», 1990. — С. 308-321.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: «Прогресс», 1990.
- Фромм Э. Человек для себя (исследование психологических проблем этики). — Минск: «Коллегиум», 1992.
Созависимость, зависимость и пустота
Пустота — обычное чувство. Существуют различные типы пустоты, но именно психологическая пустота лежит в основе созависимости и зависимости.
В то время как экзистенциальная пустота связана с вашим отношением к жизни, психологическая пустота связана с вашим отношением к себе. Это коррелирует с депрессией (Хейзелл, 1984) и тесно связано со стыдом. Депрессия может сопровождаться различными симптомами, включая грусть и плач, тревогу или беспокойство, стыд или вину, апатию, утомляемость, изменение аппетита или сна, плохую концентрацию, суицидальные мысли и чувство опустошенности.
Экзистенциальная пустота
Экзистенциальная пустота — это универсальный ответ на человеческое состояние — то, как мы находим личный смысл перед лицом конечного существования. Он связан с «экзистенциализмом», названным философом Жаном-Полем Сартром, и вырос из нигилизма и отчуждения общества после Второй мировой войны. Сартр описал небытие и пустоту жизни в одинокой, безбожной и бессмысленной вселенной. В первую очередь это связано с социальным отчуждением, духовным банкротством и нашим отношением к нашей жизни, обществу и окружающему миру. Это не рассматривается как проблема психического здоровья и не приводит к депрессии.
Буддийская пустота
Буддисты широко учат о пустоте, начиная с Будды Гаутамы Шакьямуни в шестом веке до н.э. Их концепция сильно отличается от обычного понимания этого слова. Будучи скорее болезненным эмоциональным состоянием, его полная реализация обеспечивает метод прекращения боли и страданий и достижения просветления. Фундаментальной является идея о том, что не существует внутреннего, постоянного «я». Школы Махаяны и Ваджраяны верят, что содержание сознания и объекты также пусты, а это означает, что явлениям не хватает субстанциального, присущего им существования, и они существуют только относительно.
Причина психологической пустоты
Для созависимых, включая наркоманов, их пустота возникает из-за того, что они растут в неблагополучной семье, лишенной достаточной заботы и эмпатии, которую психиатр Джеймс Мастерсон (1988) назвал депрессией отказа. Созависимые испытывают это в разной степени. Они страдают от самоотчуждения, изоляции и стыда, которые могут быть замаскированы поведением, сопровождающим зависимость, включая отрицание, зависимость, угождение людям, контроль, заботу, навязчивые мысли, компульсивное поведение и такие чувства, как гнев и тревога.
Хроническая неспособность получить адекватное сочувствие и удовлетворение потребностей в детстве может сильно повлиять на наше чувство собственного достоинства и принадлежности во взрослой жизни. Физическая разлука или эмоциональный отказ от родителей в детстве влияет на то, как мы, взрослые, переживаем одиночество, прекращение отношений, смерть или другие значительные потери. Печаль, одиночество или пустота могут активировать чувство стыда и наоборот. Часто эти ранние дефициты усугубляются дополнительными травмами, жестоким обращением и отказом в более позднем подростковом возрасте и во взрослых отношениях. После потери мы можем чувствовать, что мир умер, представляя собой символическую смерть нашей матери или нашего «я», и сопровождаться чувством пустоты и небытия.
Поиск целостности через зависимость и других дает лишь временное облегчение от пустоты и депрессии и еще больше отдаляет нас от самих себя и решения. Эта стратегия перестает работать, когда ослабевает страсть к новым отношениям или кайф. Мы разочарованы; наши потребности остаются неудовлетворенными; и возвращаются одиночество, пустота и депрессия. Мы можем испытывать пустоту, даже когда лежим в постели рядом с партнером, и жаждем первоначальных страстных, ярких отношений. Невыносимая тревога и пустота усиливаются, когда мы пытаемся оторваться от вызывающих привыкание отношений, когда остаемся одни или когда наконец прекращаем попытки помочь, преследовать или изменить кого-то другого. Отпускание и принятие нашего бессилия перед другими может вызвать ту же пустоту, которую испытывают наркоманы, отказываясь от наркотиков или зависимости от процесса.
Стыд и пустота
Длительный стыд сочетается с психологической пустотой, ощущаемой как беспокойство, пустота или жажда ее заполнить. Для некоторых это ощущается как мертвенность, ничтожество, бессмысленность или постоянный оттенок депрессии, а для других эти чувства возникают периодически — смутно или глубоко, обычно вызванные острым стыдом или потерей. Многие травмированные созависимые скрывают «глубокий внутренний ад, который часто невыразим и безымянен», «пожирающую черную дыру», которая в контрасте с их пустой и пустой личностью создает разделенное «я», «огромное отчаяние и ощущение разбитой реальности» ( Вурмсер, 2002). Наркоманы и созависимые часто испытывают эту депрессию при прекращении зависимости, в том числе при прекращении даже непродолжительных близких отношений. Для созависимых стыд, вина, сомнения и низкая самооценка обычно сопровождают одиночество, покинутость и неприятие.
Внутренний стыд детства окрашивает утрату и разлуку, как показано в строфе стихотворения, которое я написал в 14 лет: «Однако изо дня в день человек обречен, его приговор — это то, что видят другие. Каждое движение оценивается, и таким образом формируется образ, но человек — существо одинокое».
«Образ» относится к моему образу самого себя, запечатленному в стыде и одиночестве. Таким образом, когда мы одни или бездействуем, мы можем быстро заполнить нашу пустоту навязчивыми идеями, фантазиями или негативными мыслями и суждениями о себе, вызванными стыдом. Поскольку мы персонифицируем действия и чувства других людей, мы можем приписать одиночество и безответную любовь своей недостойности и непривлекательности и с готовностью испытывать чувство вины и стыда. Это увековечивает наше предположение, что если бы мы были другими или не совершали ошибок, нас бы не бросили и не отвергли. Если мы отреагируем на это еще большей изоляцией, стыд может усилиться вместе с депрессией, опустошенностью и одиночеством. Это самоусиливающийся, порочный круг.
Кроме того, чувство стыда и отсутствие автономии лишают нас доступа к нашему истинному я и возможности проявить свои возможности и желания, еще больше подтверждая веру в то, что мы не можем управлять своей жизнью. Мы упускаем радость, любовь к себе, гордость и реализацию желания нашего сердца. Это усиливает нашу депрессию, опустошенность и безнадежную веру в то, что ничего не изменится и что всем наплевать.
Решение
Независимо от того, имеем ли мы экзистенциальную или психологическую пустоту, решение начинается с осознания того факта, что пустота неизбежна и не может быть заполнена извне. Мы должны смиренно и мужественно взять на себя ответственность за себя, жить по-настоящему и стать теми, кто мы есть, — нашим истинным «я». Это постепенно излечивает созависимость и является противоядием от депрессии, опустошенности и бессмысленности, возникающих в результате жизни для других и через других. См. «Победа над стыдом и созависимостью: 8 шагов к освобождению истинного себя» для получения полной главы о пустоте и способах исцеления.
Теплый ветер: преодоление экзистенциальной пустоты
Дом Творческое письмо Теплый ветер: преодоление экзистенциальной пустоты
Мы с племянницей смотрим в окно на их новый дом, сделанный на автоспуске (1 мая 2020 г. ). *Все фотографии А.С. Брук. «Тени» (1 мая 2020 г.).На днях я стоял в душе и смотрел, как вода стекает по моей руке. Что-то в том, как тонкая прозрачная струйка текла по моей бледной коже, было странно завораживающим. Я думаю, это был один из тех моментов, когда вы просто останавливаетесь и держите свое тело неподвижно, чтобы ваш разум мог свободно блуждать, понимаете? Просто ненадолго. И я думал о вещах, как часто думаю, о многих сложных и досадно двусмысленных по своей природе вещах. Такие вещи, которые вызывают внезапное замешательство и заставляют вас задуматься, – И вообще, какой во всем этом смысл?
Я боролся с чувством пустоты примерно с 14 лет. Я не думаю, что сначала действительно понял, что это было — эта беспокойная боль. Даже сейчас я думаю, что это трудно идентифицировать. Кажется, что словам часто не хватает вялости, чтобы по-настоящему оживить любую вещь этого жанра. Я бы сказал, что было бы гораздо проще описать что-то подобное, используя цвета или, может быть, метафоры. Это отличается от депрессии в моих глазах: когда я был в депрессии, я определенно чувствовал себя опустошенным, но в случаях, когда я чувствую себя опустошенным, я не всегда в депрессии. И часто я задаюсь вопросом, откуда берется эта пустота и, что еще более неприятно, почему. Но чем больше у меня было взаимодействий с другими, тем больше я обнаруживал, что это своего рода универсальная вещь, что я не одинок в посещении этой краткой пустоты.
У меня есть теория, что в наших душах иногда присутствует врожденное стремление к какому-то неизвестному «чему-то» — это часть человеческого бытия. И болезненная ирония в том, что мы люди, заключается в том, что как существа мы достаточно разумны и самосознательны, чтобы сформулировать все эти вопросы и тревоги в поисках причины нашего существования, и все же нам, скорее всего, никогда не будет достаточно понимания. дать какие-то конкретные ответы. Потому что даже будучи человеком, который верит в Бога, я ловлю себя на том, что размышляю о цели, стоящей за Его существование, и есть ли смысл чего-либо — вещей даже за пределами этого мира — быть реальным в огромном море кажущегося небытия, которым является вселенная.
Снимок комнаты моей племянницы за несколько дней до их переезда (23 апреля 2020 г.).Но я отвлекся. И причина, по которой я отвлекся, заключается в том, что, несмотря на все круги, в которых я бесконечно вращался, и вопросы, которые я позволял себе предаваться, я понял одно с уверенностью: мы никогда не узнаем по-настоящему.
Раньше я думал, что разум — это проклятие. По общему признанию, некоторые поздние ночи я все еще делаю. Но часть пакта о том, чтобы быть человеком, связана с этим чувством пустоты, которое время от времени приходит и уходит. Та пустота, которая внезапно подкрадывается к тебе, этот серый порыв тепловатого ветра, который словно заглушает все остальное тишиной и очищает момент, в котором ты находишься — любой момент — до самой кости. Чувство, порожденное всеми этими мучительными неизвестностями и неопределенностями; и вдруг все кажется немного фрагментарным, и, хотя вы все еще знаете, что вы делаете в этой жизни, кажется, вы вдруг осознали возможность того, что может не быть четкой причины для почему .
Мой зять, Мэтт, снимает крюки со своей стены (27 апреля 2020 г.). И время от времени это все еще приходит ко мне, я думаю, что это всегда будет. Даже если я живу лучше, чем когда-либо, живу страстно, как я когда-либо жил. Но я стараюсь больше не принимать это слишком близко к сердцу, потому что, как любой ветер, который когда-либо дул, он тоже придет и уйдет, и пыль уляжется, и тепло вернется, и я найду себя таким, каким был раньше, идти о моей жизни, как я хочу. Кроме того, вообще, какая польза от того, что мы постоянно погружаемся в такие мысли?
Но, как этот преходящий ветер, мы тоже непостоянны — двусторонняя монета, как кажется. Потому что то, что произойдет после того, как мы здесь, на Земле, все еще обсуждается; и, откровенно говоря, я постоянно ловлю себя на том, что слишком напуган мыслью о вечной жизни, и одновременно слишком напуган мыслью о том, что больше не буду жить вообще. Но что мы сделать знать, что все мы испытаем и жизнь , и смерть, и если что-то вообще имеет значение, так это то, что находится между ними.
Я думаю, принимая неизвестное и, в частности, примирившись с представлением о том, что пустота является частью жизни (какой бы неудобной и удручающей она ни казалась), предоставляется определенная свобода идти по своему усмотрению и действительно выбирайте вещи, которые вы находите красивыми. Когда я стоял там в душе в тот день и смотрел, как вода стекает по моей руке (да, это был очень долгий душ), я понял еще кое-что: мне очень нравится быть живой. Мне нравится, что я могу думать, размышлять, создавать, любить и чувствовать вещи. Мне нравится слушать, как птицы поют за окном моей спальни, или рассказывать бессмысленные истории маленьким детям, которые никуда не делись. Мне нравится быть здесь большую часть дней, и, может быть, этого достаточно.
Я стараюсь все больше и больше склоняться к убеждению, что многие вещи в жизни решаем мы — перспектива действительно диктует реальность, как они говорят. И по мере того, как я становился старше (и после беглого взгляда на Иерархию потребностей Маслоу), я начал учиться смотреть на эту «проблему» как на подарок или, возможно, более уместно сформулировать, как на возможность максимально использовать свои возможности. мое время здесь, чтобы вернуть этому миру то, что я могу. Я предпочитаю медитировать на вещи, которые приносят мне радость, делая большое количество, казалось бы, незначительных событий. Все это время, все еще признавая то, чего я не хочу или выбирают , чтобы чувствовать, но выбирают , чтобы справиться с ними или, что еще лучше, сделать с ними что-то значимое.