суть, влияние на восприятие и примеры
Человеческая память — явление, изученное крайне мало. Функционируя по непонятным нам законам, память лишь позволяет улавливать алгоритм запоминания и последующего воспроизведения. Смысл же этих законов так и остается загадкой, над которой увлеченно работают ученые. Пионер в исследовании памяти, немецкий ученый Герман Эббингауз, проводя эксперименты, вывел несколько общих закономерностей.
Понятие и применение эффекта края
Эббингаузом был открыт феномен запоминания, принципом которого был факт того, что человек лучше запоминает сведения, находящиеся в начале и конце информативного ряда. Это свойство памяти получило название эффект края. Позже, в современной психологии, этот феномен стал изучаться как эффект первичности и недавности.
Официальная формулировка, описанная в учебниках по психологии, определяет эффект края как «явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд материала, который нужно запомнить, быстрее заучиваются элементы, расположенные в начале и в конце данного ряда».
Результат исследований Эббингауза оказался полезен и впоследствии применялся во многих областях: в обучении спецслужб, маркетинге, изучении иностранных языков.
Влияние феномена на поведение человека
Исследования Эббингауза подтвердили предположения о более долгом сохранении в памяти первых впечатлений и последних событий. С практической точки зрения доказательство теории памяти позволило объяснить многие психологические парадоксы.
Эффект края при запоминании событий оказывает большое влияние на восприятие человеком окружающего мира. Первое впечатление, полученное от знакомства с предметом, сохраняется и становится стереотипом. Любое последующее общение рассматривается человеком через призму ощущений, полученных при первом взгляде на объект. Именно об этом говорит выражение «У вас есть только один шанс произвести первое впечатление».
Исследования Эббингауза
Работа Эббингауза по утверждению факта существования эффекта края в психологии стала частью теории памяти. Объектом своих исследований психолог считал «чистую» память — процесс механического запоминания без участия ума. Для прозрачности экспериментов ученый пользовался изобретенным им материалом — бессмысленными слогами. Такие исходные данные исключали двойственность экспериментов, когда невозможно отличить влияние памяти от деятельности разума, способного создавать ассоциативные связи.
Метод лабораторного эксперимента по доказательству существования эффекта края, используемый Германом Эббингаузом, заключался в запоминании и последующем воспроизведении бессмысленного и бессистемного потока информации — трехбуквенных слогов. Многократные повторения в разных условиях приводили к одному и тому же результату: середина стимульного информативного ряда запоминается гораздо дольше, чем первые и последние слоги. Феномен неизменно работал и в случае непосредственного воспроизведения заученной информации, и при отложенной фиксации результата.
Примеры и области применения явления
Существует множество областей, где применяется эффект края. Пример работы этого феномена — реклама. Маркетологи конструируют рекламные материалы таким образом, чтобы видео- или аудиоряд заканчивался важным слоганом с названием бренда. Такая информация стопроцентно отпечатается в мозге потребителя. «Всегда «Кока-Кола» — образец идеальной рекламы.
В памяти каждого человека отлично сохраняются воспоминания о первом учителе, первой влюбленности, первой работе и первых полученных деньгах, первой машине, последнем и первом дне года. Список можно продолжать бесконечно. Попробуйте же вспомнить что-то из середины списка — например, о третьей вашей зарплате. Информация будет туманной, всплывет не сразу, и вы не будете уверены в ее правдивости.
Отличной иллюстрацией к проявлению феномена края будет следующая знакомая всем ситуация. Очевидно, что при прослушивании нескольких песен в памяти ярче всего сохранится заключительная мелодия. Она будет прокручиваться в вашем мозге, назойливо перебивая мысли. Избавиться от мешающей музыки можно с помощью эффекта края, просто поставив другую аудиозапись и остановив ее на месте, которое будет наименее раздражительным для вас.
суть, влияние на восприятие и примеры
Человеческая память — явление, изученное крайне мало. Функционируя по непонятным нам законам, память лишь позволяет улавливать алгоритм запоминания и последующего воспроизведения. Смысл же этих законов так и остается загадкой, над которой увлеченно работают ученые. Пионер в исследовании памяти, немецкий ученый Герман Эббингауз, проводя эксперименты, вывел несколько общих закономерностей.
Понятие и применение эффекта края
Эббингаузом был открыт феномен запоминания, принципом которого был факт того, что человек лучше запоминает сведения, находящиеся в начале и конце информативного ряда. Это свойство памяти получило название эффект края. Позже, в современной психологии, этот феномен стал изучаться как эффект первичности и недавности.
Официальная формулировка, описанная в учебниках по психологии, определяет эффект края как «явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд материала, который нужно запомнить, быстрее заучиваются элементы, расположенные в начале и в конце данного ряда».
Результат исследований Эббингауза оказался полезен и впоследствии применялся во многих областях: в обучении спецслужб, маркетинге, изучении иностранных языков.
Влияние феномена на поведение человека
Исследования Эббингауза подтвердили предположения о более долгом сохранении в памяти первых впечатлений и последних событий. С практической точки зрения доказательство теории памяти позволило объяснить многие психологические парадоксы.
Эффект края при запоминании событий оказывает большое влияние на восприятие человеком окружающего мира. Первое впечатление, полученное от знакомства с предметом, сохраняется и становится стереотипом. Любое последующее общение рассматривается человеком через призму ощущений, полученных при первом взгляде на объект. Именно об этом говорит выражение «У вас есть только один шанс произвести первое впечатление».
Исследования Эббингауза
Работа Эббингауза по утверждению факта существования эффекта края в психологии стала частью теории памяти. Объектом своих исследований психолог считал «чистую» память — процесс механического запоминания без участия ума. Для прозрачности экспериментов ученый пользовался изобретенным им материалом — бессмысленными слогами. Такие исходные данные исключали двойственность экспериментов, когда невозможно отличить влияние памяти от деятельности разума, способного создавать ассоциативные связи.
Метод лабораторного эксперимента по доказательству существования эффекта края, используемый Германом Эббингаузом, заключался в запоминании и последующем воспроизведении бессмысленного и бессистемного потока информации — трехбуквенных слогов. Многократные повторения в разных условиях приводили к одному и тому же результату: середина стимульного информативного ряда запоминается гораздо дольше, чем первые и последние слоги. Феномен неизменно работал и в случае непосредственного воспроизведения заученной информации, и при отложенной фиксации результата.
Примеры и области применения явления
Существует множество областей, где применяется эффект края. Пример работы этого феномена — реклама. Маркетологи конструируют рекламные материалы таким образом, чтобы видео- или аудиоряд заканчивался важным слоганом с названием бренда. Такая информация стопроцентно отпечатается в мозге потребителя. «Всегда «Кока-Кола» — образец идеальной рекламы.
В памяти каждого человека отлично сохраняются воспоминания о первом учителе, первой влюбленности, первой работе и первых полученных деньгах, первой машине, последнем и первом дне года. Список можно продолжать бесконечно. Попробуйте же вспомнить что-то из середины списка — например, о третьей вашей зарплате. Информация будет туманной, всплывет не сразу, и вы не будете уверены в ее правдивости.
Отличной иллюстрацией к проявлению феномена края будет следующая знакомая всем ситуация. Очевидно, что при прослушивании нескольких песен в памяти ярче всего сохранится заключительная мелодия. Она будет прокручиваться в вашем мозге, назойливо перебивая мысли. Избавиться от мешающей музыки можно с помощью эффекта края, просто поставив другую аудиозапись и остановив ее на месте, которое будет наименее раздражительным для вас.
Краевой эффект | Скрытый мозг: NPR
Краевой эффект | Скрытый мозг Знакомое приносит большое утешение. Это одна из причин, по которой люди часто стекаются к другим людям, которые разделяют те же интересы, смеются над теми же шутками, придерживаются тех же политических взглядов. Но знакомая земля может быть не лучшим местом для развития творчества. От науки и бизнеса до музыки и мира моды исследователи обнаружили, что люди, имеющие глубокие связи с людьми из других стран и культур, часто видят преимущества с точки зрения их творческой деятельности. На этой неделе Скрытый мозг , мы смотрим на сильную связь между идеями, которые мы придумываем, и людьми, которые нас окружают, и на то, что действительно нужно, чтобы мыслить нестандартно.
Краевой эффект
Ник Шепард/Getty Images/Ikon Images
Nick Shepherd/Getty Images/Ikon Images
Знакомое приносит большой комфорт. Это одна из причин, по которой люди часто стекаются к другим людям, которые разделяют те же интересы, смеются над теми же шутками, придерживаются тех же политических взглядов. Но знакомая земля может быть не лучшим местом для развития творчества.
Социолог Адам Галински обнаружил, что люди, у которых есть глубокие отношения с кем-то из другой страны, становятся более творческими и получают более высокие баллы в обычных тестах на креативность.
«В глубоком понимании и изучении другой культуры есть что-то преобразующее, — говорит Адам.
В ходе одного исследования Адам и его коллеги отслеживали студентов бизнес-школ во время 10-месячной программы MBA. Они протестировали учащихся, используя стандартные критерии креативности в начале и в конце учебного года. Они обнаружили, что студенты, которые встречались с кем-то из другой страны в течение семестра, стали более творческими. В другом исследовании Адам обнаружил, что даже простое размышление о своих глубоких отношениях с человеком из другой страны вызывает временный подъем творческих способностей.
Исследования Адама за пределами лаборатории подтверждают эти выводы. В одном из любимых проектов Адама он рассматривал модные линии, представленные крупными домами моды за 21 сезон. Он обнаружил, что время, проведенное модельерами, погруженными в другую культуру, «предсказало креативность всей их линии моды».
На этой неделе в Hidden Brain мы рассмотрим мощную связь между идеями, которые мы придумываем, и людьми, которые нас окружают, а также то, что действительно нужно, чтобы мыслить нестандартно.
Дополнительные ресурсы :
Адам Галинский — профессор бизнеса в бизнес-школе Колумбийского университета. В дополнение к своим исследованиям разнообразия и творчества, он является соавтором книги «Друг и враг», которая предлагает новые способы осмысления конфликтов и сотрудничества.
Профессор экономики из Гарварда Ричард Фриман провел интересное исследование разнообразия в науке. Он обнаружил, что публикуемые научные исследования получают большее внимание, если их авторы этнически разнообразны.
Кристина Пато — галисийская волынщица, пианистка и композитор. Здесь она выступает на NPR в 2013 году.
Ютуб
Особая благодарность Soundcheck/WNYC за их запись «Vojo», использованную в этом эпизоде.
Скрытый мозг ведет Шанкар Ведантам, а продюсируют Райна Коэн, Парт Шах, Дженнифер Шмидт, Томас Лу, Лаура Кверел и Адхити Бандламуди. Наш продюсер-супервайзер — Тара Бойл. Вы также можете подписаться на нас в Twitter @скрытый мозг.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Пограничные эффекты в психологии сообщества
Пограничные эффекты в психологии сообществаДоклад на III Европейской конференции по общественной психологии; сентябрь 2000 г.; Берген, Норвегия.
>>Общественная психология Великобритании домой
>>Указатель статей
Кэролайн Каган, Манчестер Столичный университет
Аннотация
В качестве организующего понятия предлагается понятие «краевой эффект». в общественной психологии. Истоки концепции в экологии экология будет изучаться. Применение концепции к проблеме контексты в психологии сообщества исследуются, с особым сосредоточиться на использовании ресурсов.
Содержимое
Введение
Краевой эффект
Применение в общественной психологии
Стратегии увеличения преимущества
Создание и максимизация края
Управление краем
Заключение
Список литературы
Введение
Общественные психологи обычно работают со сложными социальными контекстами. Их можно назвать сообществами, группами, культурами, организациями, или что-то другое. Часто приходится заниматься одновременно с более чем одним из этих объектов. В этих обстоятельствах это важно, чтобы ресурсы были эффективно сфокусированы, если сообщество психологическая практика добавит любую ценность тому, что может случиться во всяком случае в этих настройках. Для этого решающее значение имеют организационные концепции.
Общественная психология имеет свою долю организующих концепций, например:&средняя точка; Человек в контексте
&средняя точка; Психологическое чувство общности
&средняя точка; Социальная поддержка
&средняя точка; Сила и расширение прав и возможностей
&средняя точка; Профилактика
&средняя точка; Социальная система
… но разве только мы можем концептуально найти психологию сообщества? скорее обеднел? Какие понятия кажутся довольно в общем, поймать все идеи, с небольшим определением их уместности область применения в описании, объяснении или действии. Возможно проблема в самой психологии — неприятие большей части аппарат индивидуальной психологии покидает общественную психологию лишено теоретического содержания. В другом месте мы спорили для использования понятий из непсихологических сфер, таких как теория общественного движения и анализ идеологической борьбы (Бертон, 2000 г.; Бертон и Каган, 19 лет.96; Каган и Бертон, 1995 г., Льюис, Каган и Бертон, 1995).
Это «краевой эффект», понятие из области экологии. Как отмечают Левин и Перкинс (1997: 111-2)
«Экология» — фундаментальная метафора или аналогия в общественная психология, воплощающая в себе как структуру научной парадигма и определенный набор ценностей.
Они продолжаются,
Мы предполагаем, что между задачами достаточно сходства которые касаются общественных психологов и тех, которые изучаются биологическими экологов, что мы можем использовать концепции для освещения проблем представляет для нас интерес
В том же духе мы будем использовать эту конкретную экологическую концепцию. потому что это, кажется, достаточно хорошо согласуется с обоими наблюдениями что мы сделали и проблемы, с которыми мы столкнулись.
>>содержимое
>>Сообщество психологов Великобритании дом
>>Указатель статей
Краевой эффект
Экологи выделяют отдельные биологические сообщества, характеризующиеся
совокупностью популяций, проживающих в определенной области или среде обитания. Такое сообщество будет организовано: оно имеет характеристики в
дополнение к его составляющим особям и популяциям, и эти
элементы взаимодействуют организованным образом, например, посредством метаболических
течения и трансформации (например, Одум, 1971:14). Примеры таких
сообщества включают леса, луга или пруды.
Переход или граница между двумя или более сообществами известны
как «экотон». Например, переходная зона между лесом
и пастбища или приливная зона устья реки. Экотон
может иметь значительный размер, но не будет больше размера
прилегающие общины.
Населенные пункты и методы производства продуктов питания, в частности традиционные методы, создают или увеличивают степень края. В прикладная экология — например, при проектировании устойчивых поселений и системах культивирования иногда применялся краевой эффект. Примеры экологически разработанных и традиционных узоров, которые использовать краевой эффект включает: —
&средняя точка; аллейная культура, где деревья сочетаются с сельскохозяйственными культуры для обеспечения защиты и путем обрезки источника мульчи;
&средняя точка; чинампас, система каналов и берегов параллельно позволяющих выращивать рыбу, удобрение земельных культур водоросли и ил, умеренность температуры и орошение;
&средняя точка; интегрированные системы рыболовства и животноводства, например. Китайцы система карп/утка;
&средняя точка; инициативы городского планирования, такие как садовые пригороды и «городские / деревенские пальцы».
>>содержимое
>>Сообщество психологов Великобритании дом
>>Указатель статей
Заявление в сообщество психология
Насколько это возможно, путем разработки устойчивых систем
экологического развития, увеличить относительный вклад
«края» к каждому соседнему сообществу, поэтому можно
создать больший пограничный эффект в организационном и общественном развитии
и тем самым максимизировать свою пользу для системы в целом.
Нам нужно четко понимать, что мы используем здесь «край» как метафору. Краевой эффект в естественной экологической системе не обязательно
то же самое, что краевой эффект в системе человеческого сообщества —
механизмы, транзакции и посредничество будут другими.
Во всяком случае, мы остаемся агностиками относительно существования или отсутствия некоторых
высшие системные принципы, лежащие в основе как экологического
краевой эффект и аналогичное явление в сообществах и организациях.
разработка.
Вот, однако, наше применение этой идеи. Довольно часто сообщество
психологические проекты предполагают работу через границы. Примеры
нашей работы включают инициативы, охватывающие один или несколько
следующие границы;
&средняя точка; Университет и маргинальные жилые массивы,
&средняя точка; Службы здравоохранения и социального обеспечения,
&средняя точка; Правительственные и неправительственные организации,
&средняя точка; Школы и бизнес,
&средняя точка; Семьи и бюрократия социального обеспечения,
&средняя точка; Система уголовного правосудия и отчужденная молодежь.
Мы использовали понятие «краевой эффект» для описания явления
обогащения в некоторых из этих союзов и противостояний.
Когда край фактически создан, мы замечаем увеличение энергии,
волнение и приверженность.
Что характеризует все эти контексты (является ли край значительно
созданы или нет) — это проблема охвата социальных образований
сильно различающиеся режимы работы, структуры власти, культуры,
физической среды и идеологий. Нужно не только
знать кое-что о том, как ориентироваться как минимум в двух контекстах,
но необходимость сделать это увеличивает потребность в ресурсах как
участвующие сектора и сами общественные психологи.
Мы можем выделить три типа стратегий для работы с такими
границы:
Рисунок 1: Три стратегии работы в масштабе сообщества или организационные границы.
Стратегия | Метод | Результаты | Схематический пример |
Работа в пределах границ | Развитие и изменение, направленное на каждое сообщество отдельно. | Энергоэффективность и маловероятность привести к скоординированным изменениям в общем домене. | |
Работа на интерфейсе | Попытки моста сообщества. | Энергоемкость: некоторая вероятность скоординированного изменения, но усилия находятся на обочине каждой области сообщества озабоченность, поэтому способность поддерживать сомнительна. | |
Максимальное преимущество: | Использование природных ресурсов — привлечение людей из разных сообществ к совместной работе и использовать опыт каждого. | Энергоэффективность и высокая вероятность ведения к устойчивым и скоординированным изменениям. |
Это, конечно, «идеальные типы»: на самом деле почти любой кусок работы будут включать некоторые элементы каждой стратегии. Однако, сравнение между этими абстрактными стратегиями является иллюстративным. Это говорит о том, что в работе по увеличению преимущества и работе с край, проект, скорее всего, будет максимизировать сумму и разнообразие доступных ему ресурсов. Также более вероятно сохранить лучшие черты смежных систем и улучшить вероятность того, что развитие будет устойчивым.
Стратегии повышения край
Как можно увеличить продуктивное межобщинное преимущество? Мы предлагаем следующие стратегии, которые делятся на стратегии создания и максимальное преимущество, а также стратегии бережного управления края.
Создание и максимизация края:
Общим для следующих стратегий является максимизация очков.
контактов между отдельными сообществами и организациями.
Размещение и совместное размещение проектов, команд, мероприятий (напр.
работник, финансируемый организацией социального обеспечения для набора добровольцев
находится в общественном образовательном центре).
Создание межорганизаций с участием более
более чем в одном секторе (например, межпоколенческая инициатива имеет руководящую
групповой рисунок от образования, местного самоуправления, сообщества и
местные коммерческие организации).
Создание новых настроек (временно или давно), что
объединять элементы — (например, общественные фестивали, которые объединяют
различные слои сообщества вместе — представители общественности
весело провести время в компании друг друга, а организаторы мероприятия
научиться работать вместе).
Осуществление деятельности в других местах , то есть на территории
связанные с другим сектором (например, программа укрепления здоровья
работает в торговом центре, а не на базе поликлиники).
Создание нескольких точек контакта (тесселяция) (например,
отделение университета отправляет студентов для работы над различными
общественные проекты в конкретном сообществе и приглашает сообщество
участников, чтобы услышать, как студенты представляют свои проекты. Тем временем
сотрудники создают программу наставничества для укрепления сообщества
навыки лидерства с общественными активистами и участие в демонстрациях
против политики местных властей).
>>содержимое
>>Сообщество психологов Великобритании дом
>>Указатель статей
Управление преимуществом
В то время как «край» обычно обогащается соседними сообществами,
при плохом управлении оно может стать бесплодным и обедневшим, поддерживая
мало пользы для окружающей среды. Поэтому работа на «крае»
несет ответственность за сохранение самого лучшего из всех прилегающих
сообщества, и это может создать дополнительные проблемы для проекта
в будущем. Следующие стратегии являются возможными способами защиты
и поддержка периферийного сообщества.
Распознавание «пограничных видов» и их поощрение . (например, сообщество
активист развивает навыки и авторитет в посредничестве между
ее община этнического меньшинства и полиция. Она осторожна с
поддерживать свой профиль в своем базовом сообществе, продолжая жить
и общаться там, и она делится своими навыками с членами
с чего началась ее группа поддержки).
Поощрять справедливое использование ресурсов (например, группа
переживших психиатрическую помощь получают оплату в качестве консультантов
проект по планированию услуг).
Объединение ресурсов между секторами (например, местное правительство
Департамент предоставляет служебные помещения для сообщества, инициированного
проект по изолированным пожилым людям).
Уважайте уникальность каждого сообщества , иначе преимущество
может стать местом непродуктивного конфликта.
Заключение
В качестве аналогии было предложено понятие краевого эффекта. от биологической экологии и экологически обоснованного дизайна. Кажется иметь отношение к общественной психологии для понимания и действовать в проблемных контекстах, которые включают в себя более одного сообщества, организации или другого социального субъекта. Различные пути были рассмотрены возможности сосредоточения ресурсов в трансграничных контекстах, со стратегиями создания и максимизации преимущества. Окончательно, было отмечено, что граничные настройки не принесут преимуществ в некоторых случаях. автоматическим способом, но потребует как защиты, так и разработки благодаря эффективному и ответственному руководству.
>>содержимое
>>Сообщество психологов Великобритании дом
>>Указатель статей
Ссылки
Александр, К. , Исикава и Сиверштейн, М. (1977) Образец
Язык: Города, здания, строительство . Нью-Йорк: Оксфорд
Университетское издательство.
Альтьери, М.А., Норгаард, Р.Б., Хект, С.Б., Фаррелл, Дж.Г. а также
Либман, М. (1987) Агроэкология: научная основа альтернативных
сельское хозяйство. Боулдер, Колорадо: Westview Press и Лондон:
Промежуточные технологические публикации.
Бертон, М. (2000) Развитие услуг и социальные изменения: роль
общественных движений. В C Kagan (Ed.) Коллективное действие и
Социальные изменения: отчет Национальной конференции по общественной психологии,
Январь 1999 г. . Манчестер: Исследовательская группа IOD.
Бертон, М. и Каган, К. (1996) Переосмысление расширения прав и возможностей: совместно
действия против бессилия В И. Паркер и Р. Спирс (ред.) Психология
и Общество: радикальная теория и практика . Лондон: Плутон Пресс.
Кэролайн Каган и Марк Бертон (1995) Изменение парадигмы в действии:
роль общественных движений .