что это такое и 7 способов ее развить
Известно много сил и энергий. В науке принято говорить о гравитации, электромагнитном и ядерном взаимодействии. Они поддаются измерению и фиксации приборами. В повседневности часто применяется физическая сила, которую также легко измерить или почувствовать. Даже сильный характер удается сопоставить у разных людей. Но есть одно понятие, которое ученые не могут измерить или проанализировать. Даже сейчас остается загадкой, что такое сила духа. Какова ее природа? Зачем вообще она нужна? Каким образом можно развить это качество? Постараемся ответить на эти вопросы.
Что такое сила духа?
Сила духа — это состояние сознания, при котором человек становится свободным от бытовых проблем, поднимаясь над ежедневной рутиной. Не стоит путать ее с духовностью, характером, либо волевыми качествами, хотя они связаны между собой. Сила духа относится к более высокой, ментальной составляющей поведения. Она появляется в ответ на духовное развитие. Очень часто люди связывают это понятие с волей. Последняя означает стремление преодолевать препятствия. Сила духа возникает тогда, когда человек перестает гнаться за приземленными благами.
Проиллюстрируем это следующим примером. Допустим, молодой воин решил стать профессиональным бойцом. Он путешествует по миру в поисках возможности себя испытать. Соглашается на схватки с самыми опасными соперниками. Этим самым демонстрирует несгибаемую волю и решительность. Он сам создает себе препятствия и радуется от возможности их преодолеть. Постепенно ему это надоедает. Он понимает, что вокруг есть много других, еще более важных моментов и начинает развиваться духовно. На смену дерзости приходит сила духа, которая вовсе не означает отсутствие смелости. Наоборот, она дает смелость подняться над рутиной.
Пройти тест на характер человека
Воля и сила духа имеют разный вектор движения. Первая исходит наружу, изменяя окружающий мир. Вторая устремлена в человека, изменяя его отношение к этому миру.
В контексте сказанного уместно актуализировать, что такое дух. В отличие от физического мира, эта сфера находится в совершенно иной плоскости. Сторонники эзотерических учений и религии уверяют, что есть «тонкая» энергия, которую невозможно уловить известными приборами. Эта энергия обеспечивает связь человека с Творцом, укрепляясь за счет развития силы духа. Подобно тому, как люди тренируют свои мышцы, совершенствуют различные навыки и волевые качества, также можно укрепить дух человека. Но эти упражнения будут отличаться от привычных тренировок. Самое основное отличие заключается в том, что духовная сила не истощается от упражнений, как например мышцы. Ее невозможно перетренировать. Каждое занятие идет на пользу. Чем больше их, тем лучше.
Зачем развивать силу духа?
Духовные практики и учения утверждают наличие нематериальных сущностей, которые взаимодействуют с человеком. Одни ему помогают, другие, наоборот, пытаются навредить. Сила духа нужна, чтобы контактировать с первыми и блокировать действие вторых.
Духовно богатая личность способна проецировать свои желания в ментальный запрос, который быстрее попадет к его Ангелу-Хранителю, и получит больше шансов на реализацию. Также сила духа помогает бороться с энергетическими вампирами, сглазом, порчей и т.д. Чем глубже и развитие духовность человека, тем меньше он подвержен негативному влиянию извне. Сила духа служит энергетическим иммунитетом, защищающим от зла. Названные причины доказывают необходимость развития этого качества.
Как развить силу духа?
Воспитание силы духа включает разные упражнения, выполняя которые можно достигнуть просветления. Часть из них связаны с конкретными физическими тренировками, другие же направлены исключительно на силу духа, и внешне могут походить на бездействие. Но эффективность этих методов впечатляет:
- Контроль внутренних энергий;
- Позитивное мышление;
- Физические и дыхательные упражнения;
- Духовная литература;
- Медитативные техники;
- Добрые поступки;
- Умение прощать.
Рассмотрим эти приемы по отдельности.
1. Контроль внутренних энергий.
В организме человека беспрерывно циркулируют различные энергии. Одни обеспечивают его связь с космосом, другие появляются в результате работы внутренних органов, а точнее – отдельных клеток. В каждой из них есть маленькие энергетические станции – митохондрии, которые обеспечивают нашу жизнедеятельность. Нельзя сказать, что от них зависит сила духа. Но вот умение контролировать и направлять свою жизненную энергию как раз и обеспечивает развитие этого качества. Если человек научится не растрачивать свои внутренние ресурсы на негатив и вредные привычки, а посвятит их более возвышенным целям, то дух человека окрепнет, а его результативность в жизни заметно возрастет.
Одна из первых энергий, которую стоит научиться контролировать – сексуальная. Известный американский писатель Наполеон Хилл в своей книге «Думай и богатей» отметил, что для успеха необходимо подчинить свою сексуальную энергию, направив ее в творческое русло.
2. Позитивное мышление.
Принцип обратной связи один из самых мощных в этом мире. Человек получает результат, эквивалентный его мыслям и поступкам. Зло воздается злом, добро вознаграждается добром. Дух человека крепнет, если поступки и мысли направлены на его развитие. Позитивный настрой притягивает соответствующие ситуации. Безусловно, порой происходят и негативные события, но чем крепче сила духа, тем легче с ними справляться. Важное правило, которое необходимо взять на вооружение каждому – всегда думать о хорошем.
3. Физические и дыхательные упражнения.
Еще древние подметили, что «в здоровом теле здоровый дух». Это не удивительно, ведь тело – это сосуд души. Укрепляя свой организм, человек увеличивает и силу духа. Не зря ведь ряд духовных школ дополняли обучение своих последователей физическими нагрузками. В первую очередь уместно вспомнить шаолиньских монахов. Параллельно с духовным развитием, они совершенствовали свое тело, показывая настоящие чудеса физической и боевой подготовки.
Но в отличие от большинства спортивных секций, монахи Шаолиня практиковали не только развитие мускулатуры. Важную часть их подготовки составляет и дыхательная гимнастика, поскольку человек, овладевший своим дыханием, способен контролировать практически все физиологические функции организма. Один из ярких примеров такой практики – техника цигун, пришедшая к нам из китайской культуры.
4. Духовная литература.
Постижение духовного мира требует таких же знаний, как и изучение окружающей реальности. Чтение специальных книг помогает быстрее настроиться на восприятие истин, понять, какие поступки необходимо совершить на пути своего духовного становления.
Выбор одних склоняется в пользу Святого Писания авраамических религий (Христианство, Ислам, Иудаизм), другие исповедуют менее известные направления, вплоть до локальных культов. В любом случае, чтение такой литературы увеличивает силу духа, помогая подключиться к определенному информационному потоку, который в дальнейшем обеспечивает им поддержку.
5. Медитативные техники.
В отличие от привычной исследовательской работы, эта практика направлена «внутрь» и основана на углублении в свое подсознание. Сторонники медитации уверены, что в разуме человека содержатся все необходимые ему ответы, для получения которых нет надобности куда-то спешить. Достаточно принять удобную позу, на время отрешиться от окружающего мира.
В случае регулярной практики удается войти в особое измененное состояние сознания, когда человек очищает свои мысли и полностью расслабляет мышцы (релаксация). Спокойный ход мыслей помогает иначе взглянуть на привычные вещи, отстраниться от обыденной суеты, тем самым укрепляя силу духа.
Одна из разновидностей медитации – концентрация на мантре, когда человек монотонно повторяет определенный звук или фразу, буквально вводя себя в состояние транса. Известны другие способы, среди которых сосредоточенность на сердцебиении, либо дыхании.
6. Добрые поступки.
Сложно придумать лучшее правило, чем совершение добрых поступков. Когда подобный образ жизни становится основополагающим в процессе принятия решений, сила духа увеличивается до невиданных высот. Если человек стремится творить добро и помогать ближнему, его связь со светлыми силами укрепляется. Это не означает, что нельзя действовать «недемократичными» методами. Даже проявление силы может быть уместно, когда заступаешься за слабых и пресекаешь несправедливость. Добро тоже должно быть с кулаками, только пускать их в ход исключительно в тех случаях, когда иначе поступить нельзя. А вообще, помощь может заключаться в самых разных поступках, от милостыни нуждающимся, до участия в волонтерской организации. Забота о благополучии человечества называется филантропией. Такие люди, укрепляя силу духа, еще и занимают достойное место в обществе.
7. Умение прощать.
Обиды – одна из главных причин, по которой духовная сила может слабнуть. Злопамятные люди, прежде всего, разрушают самих себя. Это справедливо, как на ментальном уровне, так и с точки зрения физиологии. Негативные эмоции вызывают выделение гормонов стресса, которые постепенно разрушают организм. Чтобы уберечься от их негативного влияния, достаточно просто научиться прощать. Этот же самый прием помогает укрепить силу духа. Следует отпускать все обиды и разочарования прошлого. Поговорка о том, что топор войны следует закапать вместе с врагом – не более, чем юмор. Очень часто, обижают не со зла, а просто потому, что иначе не умеют. Таких людей скорее жалеть надо, чем сердиться на них и держать обиду. Порой, научившись прощать, человек с удивлением обнаруживает, что у него и врагов то нет.
Сила духа необходима каждому, поскольку с ее развитием человек совершенствуется сам. Это помогает становиться лучше не только ему, но и преображать окружающую реальность. Духовно богатые люди перекрывают дорогу злу в этот мир, независимо от того, чем они занимаются: активно пропагандируют добро, либо уединяются в горах и медитируют.
Пройти тест на темперамент
Духовная сила человека
Сегодня многие люди придают большое значение культу тела: они занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, правильно питаются. Это позволяет быть энергичным и физически крепким. Но, чтобы разум и сознание тоже развивались, необходимо заботиться и о духовных силах.
Прежде чем начать питать свою духовную силу, нужно понять, что она из себя представляет. Это сила духа. В любой религии человек считается единением духа, души и физической оболочки. Господь, создавая человека, задумал, что дух будет господствовать в нем. Иерархическая цепочка такова: дух ― главное, душа подчинена ему, а тело можно назвать подчиненным подчиненному.Обретение духовной силы равно позволению духу войти в его права и диктовать душе и плоти, как следует жить и действовать.
Сила духа невозможна без осознания внутренней свободы. Это означает, что должно быть отброшено чувство вины, потому что оно разрушает человека и не дает никакого шанса на прогресс. Вместо того чтобы жить с чувством вины, человек должен принять ответственность за свою жизнь и начать ею управлять.
Чтобы контролировать свои действия, следует научиться контролировать то, что вы не совершаете: отказаться от пагубных привычек, осуждения окружающих людей, негативного мышления. В любой ситуации нужно сохранять способность придерживаться выбранного пути, делая это без страха, но с полной ответственностью. Антонимом духовной силы является слабость духа. Чтобы стать сильным, нужно отторгать все, что сопутствует духовной слабости.
Духовная слабость
По своей природе человек слаб. Это описано в большинстве религиозных трактатов. Например, согласно Библии плоть возымела действие над человеком: он согрешил, за что был изгнан из рая.
В результате духовной слабости человека страдает не только он сам. Душевные и физические терзания приходится испытывать и тем, кто с ним как-либо связан: родственными, любовными, производственными узами.
К слабости духа можно отнести все, что вредит человеку и мешает его внутреннему развитию. Например, состояние раздражения, ― частая причина принятия неверных решений. Раздраженный человек чаще обычного судит других людей, бывает недовольным обстоятельствами и не задумывается о своем подлинном состоянии, которое побуждает его к такому поведению. В результате он сначала ходит по кругу, а потом падает вниз.
Развитие духовной силы
Необходимо научиться замечать состояния, которые характеризуют слабость духа. Например, страх, злость и чувство разочарования, охватывая человека, лишают его духовной силы. Под воздействием этих эмоций люди обвиняют окружающих или обстоятельства в личных неудачах.
В такой ситуации следует прекратить переносить свои негативные эмоции на окружающих. Во всем, что с нами случается, так или иначе виноваты мы сами. Осознав это, мы вынуждены предпринять следующий шаг: постараться выйти из неблагоприятной ситуации собственными силами.
Другое важное правило ― перестать осуждать. Предмет обвинения может постоянно быть перед глазами, но человек не должен судить других, потому что сам не без греха. Выступая в роли созерцателя, можно успокоить свои эмоции и рассмотреть ситуацию с новых точек зрения.
Кроме того, будучи постоянно открытым для мира, мы можем лучше понять причины, по которым воспламеняемся внутренне. Это позволит научиться контролировать себя, поскольку устранить внутреннюю слабость может только тот, кто ее в себе нашел и признал.
Когда страх будет побежден, а потребность контролировать действия и желания окружающих исчезнет, можно переходить к дальнейшему движению на пути к духовной силе. Оно включает в себя восемь важных пунктов:
- Развитие самовыражения. Человек сможет выражать личные убеждения и стремления, свободно рассказывать о них другим, ведь он ответственен за то, что из этого всего получается.
- Приложение сил в реальной жизни. Чтобы дух был здоровым и сильным, а тело источало свет, нужно совершать определенные действия, которые могут выражаться в правильном питании, физической активности, посещении религиозных мероприятий.
- Общение. Взаимодействуя с другими людьми, мы обмениваемся с ними не только своими взглядами на жизнь, но и энергией. Если она положительная ― она заряжает нас на действия, помогая воплощать желания в реальности.
- Постоянное вдохновение и самомотивация. В начале любого действия лежит идея, мечта. Чтобы она возникла, требуется умение вдохновляться.
- Готовность к манифестации означает необходимость переводить энергию вдохновения в действия, перенося их в реальное измерение.
- Умение различать ― знать, когда нужно проявить себя, а когда лучше бездействовать и молчать. В это время другие люди получают силу обрести и высказать свое мнение. Но человек, развитый духовно, понимает, что он отвечает только за собственный духовный рост, и считает правильным учить других, показывая им пример.
- Сохранение равновесия. Следует всегда держаться срединного пути, который проявляется в умеренности во всем. Это дает возможность по-настоящему наслаждаться жизнью, не уходя в крайности и излучая гармонию и мир.
- Необходимость выходить за пределы. После овладения семью аспектами духовной силы предстоит развить умение выходить за границы старых жестких убеждений, изучая жизнь и получая новые навыки.
Быть духовно сильным человеком означает следовать тем путем, который недоступен обывателям, не решающимся побороть свои слабости.
Став просветленным, человек сможет исследовать неизведанное, потому что ощутит в себе все нужные для этого умения и ресурсы. Но произойдет не раньше, чем он обуздает собственное эго, станет гармоничным, исполненным счастья, красоты и мира. Тогда не только духовный, но и материальный мир откроется ему.Иметь духовную силу также означает впустить в себя Бога. А Бог ― это синоним радости, восторга, счастья. Постоянно недовольный, грустный, загруженный проблемами человек никогда не сможет быть близок к божественному.
Для чего нужны духовные силы человеку
Сила воли и сила духа близки по своему значению и выражению. Если говорить упрощенно, дух проявляется там, где человек анализирует желания своей души и дает им ценностную оценку: хорошее, благое это желание или нет? Дух знает, что правильно, а что во вред. Поэтому сила воли близка к силе духа ― она учит людей делать то, что должно.
Человеком с духовной силой можно назвать того, кто обладает терпением, стойкостью. Он находит в себе силы и смелость быть жизнелюбивым даже в минуты скорби и печали. Поэтому там, где есть дух, обычно есть и сила воли. Человек подобен тростнику. Когда погода безветренная, все тростинки стоят ровно, но стоит подуть ветру, как часть из них гнется и ломается под его напором. Человек, сильный духом, остается твердым и непоколебимым. Благодаря этому он может покорить окружающих, ведь сила притягательна. Тогда они начнут приглядываться к нему, прислушиваться к его советам, становиться лучше, тянуться ввысь вслед за ним.
Все люди должны стремиться быть сильными, потому что слабость не ведет путем добра, она вгоняет в уныние и печали. Внутренний комфорт порождает внешний, любое противостояние его губит.
Действие силы мысли
Очень сложно контролировать чувства. Но человек, наделенный силой духа, вполне может взять под контроль свои мысли. Мысли имеют очень большую власть над нашей жизнью. Они могут притягивать к нам позитивные и негативные ситуации. Если научиться контролировать свое сознание, мечты и желания будут легко воплощаться в реальности.
Положительные мысли притягивают к нам хороший опыт, негативные – отрицательный. Часто говорят: то, чего вы боитесь, обязательно с вами случится. Как правило, так и происходит. Мы настраиваем самих себя на тот или иной исход ситуации, программируем его, а жизнь воссоздает его для нас.
Но, мечтая о чем-то, следует проявлять активность и в жизни. Кроме того, потребуется изменить образ мышления: вместо «я не смогу» и «я не хочу» нужно проговаривать в уме «я могу» и «я хочу».
Избавляясь от мрачных мыслей, имея добрый настрой, мы помогаем себе сохранить здоровье. Наше тело отражает то, что происходит в нашем внутреннем мире. Поэтому можно совершенно точно сделать вывод о том, что психическое здоровье человека формирует его физическое состояние. Чтобы быть здоровым и гармоничным снаружи, нужно достичь здоровья и гармонии внутри.
Всем нам знакомы люди, которые прожили несчастливую жизнь, пеняя на неудачные времена, плохое окружение и случай. Но в любые времена, даже во время войн, находились те, кто умел жить счастливо и делать счастливыми окружающих. Все дело в том, что нужно вовремя взять себя в руки и трудиться над своей душой так же, как и над телом. Успех в большой степени определен нашей внутренней силой, которую также можно назвать силой духа. Силен тот народ, у которого развито присутствие духа.
Пять духовных сил
Сара Деринг долгое время сотрудничала с Обществом медитации прозрения и Центром буддийских исследований Барре. На протяжении многих лет она была преданным практиком медитации прозрения и преподает в IMS в течение многих лет. Сара в настоящее время является одним из местных учителей в недавно открывшемся лесном приюте.
Трехмесячный ретрит
Октябрь 1999
В течение сорока пяти лет после своего просветления Будда странствовал по северной Индии с учением. Он выступал публично целых десять тысяч раз. Но он учил не для того, чтобы оспаривать философские теории. Он учил только с одной целью: положить конец всем страданиям, которые он видел вокруг себя.
Предположение, лежащее в основе всего его учения, состоит в том, что мы не обязаны быть такими, какие мы есть, что все печаль, и боль, и горе, и страх, которые мы все знаем, не нужны. Его можно устранить. Можно культивировать новые способы бытия. Он учил, чтобы мы знали не страдание, а счастье и покой. Эти учения являются тренингами для духовного образа жизни. Это означает путь, который реален и верен и полезен для всех существ, как сейчас, так и в грядущие времена.
Сегодня вечером я хочу поговорить о пяти качествах сердца и ума, известных как «пять духовных сил». Их называют «пятью бесценными драгоценностями», потому что, когда они хорошо развиты, разум сопротивляется господству темных сил жадности, ненависти и заблуждений. Когда ум больше не связан этими энергиями, тогда понимание и любовь не имеют границ. Эти пять сил также называются «контролирующими способностями». Когда они сильны и уравновешены, они контролируют ум и генерируют силу, которая ведет к освобождению. Пять — это вера, усилие, осознанность, концентрация и мудрость.
Когда я впервые услышал этот список, я был озадачен. Я родом из христианского происхождения. Вера казалась, конечно, совершенно правильной, чтобы быть там. Мудрость тоже была в списке. Но другие — усилие, осознанность и концентрация — звучали очень клинически, психологично и сухо. Где же, спрашивал я, любовь? Я никак не понимал тогда, что культивирование этих пяти факторов ведет непосредственно к любви. Они все необходимы. Все они работают вместе и очень тесно переплетаются.
Вера — что здесь означает доверие и уверенность в Дхарме — вдохновляет излияние энергии. Когда энергия сильна, то усилие быть бдительным и внимательным дается легко. Внимательность процветает и становится все более и более непрерывной. Чем сильнее непрерывность внимательности, тем более сосредоточенным и устойчивым является ум. Концентрация растет. По мере углубления концентрации в тишине внимательного ума появляется мудрость. Это мудрость пустоты, единственным выражением которой является любовь.
Вера
Первая из пяти способностей, вера, сегодня довольно подозрительное слово. Наиболее яркими примерами веры являются различные крайности религиозного фундаментализма, где вера часто является силой принуждения, силой, которая используется для контроля над инсайдерами, чтобы они оставались в рамках веры.
Это также сила, которую иногда навязывают посторонним, чтобы побудить их поверить. Но вера в том смысле, о котором я хочу говорить сегодня вечером, не имеет ничего общего с силой. Это не имеет ничего общего с общепринятой верой. Это невинная убежденность, открытое сердце, которое не боится доверять и поэтому может выйти за пределы известного. Он чувствует возможность трансцендентности — то, что кажется, — это не все, что есть. Он чувствует, что существует некая глубокая человеческая возможность реализоваться, хотя это и не сразу очевидно.Такая вера рождается с опытом. Его нельзя дать. Оно возникает спонтанно, из видения и знания для себя. Из него проистекают преданность, благодарность и приверженность. Это естественная самоотдача. Оно проистекает из знания проблемной природы жизни, из осознания того, что человеческое существование очень несовершенно. Из-за этого человек чувствителен к тому, что еще может быть, к какому-то другому способу бытия. Вера может возникнуть, если вы услышите слова Будды, говорящие о том, что у страданий есть причина, причина, которую можно устранить, чтобы страдание прекратилось.
У каждого из нас есть своя история, которая привела нас сюда сегодня вечером. Здесь нет людей без веры. Вы пришли в ответ на влечение к какой-то бессловесной возможности — возможности открытия, изменения, которая скрыта в этих долгих неделях молчания. Вера имеет решающее значение для духовного путешествия, потому что именно через веру мы движемся от известного к неизвестному. Без веры мало что возможно в любом начинании. Если нет конечной цели, которую мы особенно ценим, или если нам не хватает веры в собственные силы и способность ее достичь, мы, как правило, остаемся в колее. Мы особо никуда не ходим.
Когда впервые появляется вера, разум наполняется светом, любовью и преданностью. Но новая вера уязвима. Если она встречает скептика, который сомневается и имеет много взглядов и мнений, вера хочет убежать и спрятаться. По крайней мере, я в те годы. Поскольку источник веры находится вне нас, мы очень зависим от того, чтобы он вообще никоим образом не менялся. Но постепенно вера усваивается. Мы сами видим, что учение работает. Мы обнаруживаем, что можем сидеть с физической болью и не быть подавленными. Мы начинаем вкушать счастье сосредоточенного ума. Вера углубляет и дает мужество выйти за прежние пределы. Мы начинаем позволять себе чувствовать больше того, что мы чувствуем. Так много из того, что мы чувствуем, мы закрываем, потому что боимся, что боль будет невыносимой. Но вера, испытанная в горниле опыта, узнает, что даже среди страданий есть покой.
Когда мы сталкиваемся с трудностями, вера дает мужество идти вперед. Однако важно отметить, что вера сильно отличается от надежды. Надежда на конкретный результат. Надежда связана с ожиданием и желанием. Если надежда разочаровывается, результатом становятся печаль, страх или гнев. Вера бывает разной. Это доверие к происходящему процессу. Это уверенность в том, что мы можем справиться со всем, что приходит, потому что с верой мы можем. Это знание того, что каждый шаг, который мы делаем, — это развертывание нашего жизненного пути, даже если мы совсем не знаем, куда идем.
Вера в истину Дхармы по самой своей природе подразумевает веру в то, что у нас есть возможность осознать эту истину. Все движение углубления веры направлено внутрь, ко все большему и большему доверию к себе, к большему и большему доверию к пониманию и любви в наших собственных сердцах и наших собственных умах. Вера имеет очень большое влияние на сознание. Вот почему это первая из этих духовных сил. Это устраняет тени сомнения, которые так изнурительны. Это дает ясность уму, который заряжает энергией
Через веру мы идем от известного к неизвестному
Усилие
Энергия, или усилие, является второй духовной силой. Эти два слова связаны, но они не совсем одно и то же. Энергия на первом месте, и усилие направляет ее и использует. Ничто не происходит без усилия в любом начинании, но особенно, может быть, в духовной практике. Эта практика непроста. Инструкции просты, но выполнить их не так-то просто. Быть с дыханием, чувствовать его, знать его и не отождествляться с ним; быть с эмоцией, состоянием ума, чувствовать это, знать, не отождествлять; быть с ощущениями, мыслями, всем спектром опыта, видеть его ясно и бесстрастно — такая работа не детская игра. Здесь тратится много энергии только на то, чтобы избавиться от притяжения привычки, своего рода гравитационного притяжения ума, которое удерживает нас и удерживает в канавках привычки, изношенной годами. Ум привык блуждать, просто беспорядочно блуждать от одного к другому, занимая себя планированием, надеждами, фантазиями, страхами, жалобами, суждениями. Он даже не знает, что что-то может лежать за пределами его собственного ограниченного кругозора.
Правильное усилие — это усилие быть внимательным и возвращать ум, когда он блуждает, чтобы он знал, что происходит прямо сейчас. Чтобы сделать это, действительно нужно очень тонкое балансирование. С одной стороны, необходима тяжелая работа, чтобы продолжать обращать внимание. С другой стороны, делать нечего, потому что осознание уже присутствует. Просто мы отвлеклись. Правильное усилие — это не стремление. Стремление приводит к цеплянию. Это укрепляет чувство собственного достоинства и может быть очень болезненным. Правильное усилие — это не попытки что-то получить, потому что нечего получить. Это не попытка проникнуть во что-то и идти все глубже и глубже. Скорее, это усилие слушать с большей чувствительностью. Это мягкая восприимчивость. Просто полная отдача, получение и приветствие всего, что здесь есть.
Когда усилия сбалансированы, без какого-либо напряжения, нет ощущения: «Я должен сделать это». Скорее, есть просто желание сделать. Из этой готовности возникает все более и более постоянный поток энергии. Это качество энергии смелое и мужественное. Палийское слово описывает это как «состояние героических». Он дает терпение и настойчивость перед лицом трудностей. Если возникает боль, жар энергии сжигает страх и позволяет сделать то, что обычно сделать очень трудно, — отправиться прямо в центр боли.
Есть много уровней усилий. Подобно шестерням автомобиля, один уровень ведет к следующему. Но ключ ко всем им — это желание начать заново, начать все сначала. В начале каждого дня, в начале каждого сеанса, в начале каждого вдоха — чтобы вернуть блуждающий ум и начать все заново. По мере того, как мы становимся более опытными, усилия становятся более плавными и стабильными, а внимательность растет.
Правильное усилие не пытается что-то получить, потому что нечего получить. Скорее, это усилие слушать с большей чувствительностью.
Внимательность
Внимательность — третья из духовных сил. Это единственный фактор ума, которого у нас никогда не может быть слишком много. Внимательность — это наблюдающая сила ума, активный аспект осознавания. Осознанность означает не забывать обращать внимание, не забывать осознавать все, что происходит внутри нас, вокруг нас, от момента к моменту. Это очень тонкий процесс.
Когда мы впервые что-то замечаем, наступает мимолетный момент чистого осознания, прежде чем в дело вступает мыслящий ум. Это момент невербальный, довербальный. В нем нет мысли. Это момент видения с очень большой ясностью и без мыслей. Замеченная вещь еще не обособлена, а просто является частью всего течения жизненного процесса. Восприятие затем фиксируется на предмете, ставит вокруг него границы и маркирует его. Затем включается мыслящий ум, и он возвращается в свой повседневный режим.
При обычных обстоятельствах этот первый первоначальный момент осознания очень краток и остается незамеченным. Что делает эта практика осознанности, так это продлевает моменты довербального знания. Эффект от этого со временем огромен. Это своего рода глубокое знание, которое меняет то, как мы понимаем мир.
Когда осознанность присутствует, она подобна пустому зеркалу. Он видит все, что появляется перед ним, без искажений. У осознанности нет симпатий и антипатий. Нет никакой страсти или предубеждения в том, чтобы раскрашивать то, что видишь. Он знает вещи как бы кругом — во всей их совокупности, как они есть.
Вопрос, конечно, в том, «Как мы можем прийти к такой ясности?» «Интерес» — вот ответ. Интересуйтесь происходящим. Кришнамурти однажды сказал, что наблюдать за мыслями можно так же, как наблюдать за ящерицей, ползущей по потолку комнаты. Эта рекомендация показалась мне очень странной, когда я впервые ее услышал. Я не имел к этому никакого отношения, пока не прошло несколько лет. Потом я оказался на острове Антигуа в Карибском море. Я только что приехал. Была поздняя ночь, и я был в полусне, но слишком устал, чтобы лечь спать. Внезапно краем глаза я заметил, что что-то движется на стене. Внимание проснулось. Он был оцинкован. Теперь то, что двигалось, было ящерицей. Он был большим, от кончика хвоста до носа от девяти до десяти дюймов в длину. Он был тусклым, пятнисто-коричневым. Ничего примечательного; это выглядело очень обычно. Я сидел, внимание было просто приковано, пока оно карабкалось по стене, медленно ползло по потолку, вниз с другой стороны, а затем выскользнуло в открытое окно.
Интенсивность этого короткого момента была настолько велика, что прямо сейчас я могу видеть каждую деталь своим мысленным взором. Интерес был удивительно тотальным. Осознание было полным. Не было ни мысли, ни эмоции, чтобы нарушить увиденное. Все, что там было, — это наблюдение за каждым движением этого маленького существа с момента его появления до момента исчезновения. Слова Кришнамурти снова пришли мне в голову, и я точно знал, что он имел в виду. Интерес решает. Когда есть интерес, осознанность тотальна и не требует усилий.
Дыхание, возможно, не имеет такого убедительного качества, как вид ящерицы, ползущей по потолку, но чем больше внимания мы уделяем ему, тем больше у нас появляется привычка обращать внимание. Интерес растет. Пристальное внимание само по себе создает интерес, поскольку приближает нас к опыту — все больше и больше, так что мы видим структуру, детали, удивительное чудо опыта. В делании вещи обретают яркость и живость.
Эмили Дикинсон хорошо знала это качество. Она жила очень тихой жизнью, мало видела людей и большую часть времени проводила одна в своей комнате. Но она была так внимательна и видела с такой чуткостью и точностью, что могла подытожить свой опыт только так: «Жить так поразительно, ни на что другое времени не остается».
Пристальное внимание открывает сердце. Когда есть интерес, настоящий интерес, нет осуждения. Все, что появляется, приветствуется. Принятие является безусловным. Осознание имеет благожелательное качество, дружелюбное качество, что ведет к бодхичитте . Это радушное принятие позволяет всему, что приходит, раскрыться во всей полноте. В конечном счете осознанность открывается в царство священного. Говорить о познании вещей такими, какие они есть, такими, какие они есть на самом деле, — что это, как не духовные разговоры?
Концентрация
Вера… усилие… внимательность… Четвертая духовная способность – это сосредоточение. Концентрация естественным образом возникает из усилия быть внимательным. Это дает силу, которая делает осознанность такой эффективной. Концентрацию часто определяют как «однонаправленное внимание». В контексте медитации прозрения это устойчивое, однонаправленное внимание на последовательности изменяющихся объектов. Концентрация удерживает внимание на любом объекте, который замечает осознанность. По мере того, как осознанность переходит, скажем, от дыхания к звуку, концентрация движется вместе с ним и снова удерживает внимание сфокусированным и устойчивым. В каждом случае это длится лишь мгновение, потому что ум движется так быстро. Но в следующее мгновение оно начинается снова, с той же интенсивностью. Эта так называемая «моментальная концентрация» обеспечивает силу нашей практики.
Ключом к развитию концентрации является одно слово: усилие. Это усилие уделять пристальное внимание, чтобы продолжать возвращаться. Обычно энергии ума разбросаны по тысяче разных направлений. Ум повсюду, и его энергия просто растрачивается на случайные мысли и желания, надежды, страхи, чувства. Вся огромная потенциальная сила, которая у него есть, тратится впустую. Но по мере того, как усилие быть внимательным становится более последовательным, эти рассеянные энергии собираются вместе и сходятся вокруг одной точки, и ум становится сфокусированным, как линза. Если параллельные лучи света падают на лист бумаги, они лишь нагревают бумагу. Но если такое же количество света сфокусировать через линзу, бумага вспыхнет. Точно так же концентрация фокусирует энергию ума и дает ему возможность прорезать поверхностную видимость.
По мере углубления концентрации ум становится спокойным и сосредоточенным. Он менее реактивен. Это приводит к большему эмоциональному равновесию. Нам легче отпустить и позволить вещам быть. Разум обладает простором, который дает место для боли, гнева и страха, которые могут возникать и исчезать без того, чтобы они нас сломили или нам не нужно было их отыгрывать.
Концентрация очень сильна, но это всего лишь инструмент. Несмотря на свою поразительную силу, она сама по себе не может привести к мудрости. Когда это уравновешено внимательностью, они вместе прорезают обычную реальность, и понимание раскрывается само собой.
Этот первый первоначальный момент осознания очень краток и остается незамеченным. Внимательность продлевает момент довербального знания.
Мудрость
Мудрость – последнее из духовных качеств. Это постоянное вдохновение для работы остальных четырех, а также их реализация. Мудрость — это не знание. Этому нельзя научиться по книгам, ибо это интуитивное понимание, возникающее в результате внимательного наблюдения за опытом. Это понимание реальности, природы вещей, как они есть.
Одним из аспектов мудрости является видение вездесущности аничча — непостоянства. Мудрость знает, что ничто в этом обусловленном мире не будет длиться долго. Он знает, что все возникающее проходит. Он знает, что изменения происходят на каждом уровне от космического до микроскопического. Звезда, цивилизация, дерево, мысль — все возникает, развивается во времени, распадается и исчезает. Расписания, конечно, различаются для каждого явления и события. И изменения могут быть настолько быстрыми или настолько медленными, что обычно их вообще не замечают. Но траектория всегда одна и та же. Что есть, то будет.
Мы можем думать, что знаем эту истину, и, возможно, так оно и есть. Но разве это живая мудрость? Для каждого из нас знак непостоянства самым сокровенным образом проявляется в нашей неизбежной смертности. Мы все умрем. Какой бы неприятной ни была эта мысль, смерть приходит в конце каждой жизни. Мы с тобой не исключение. Все, что родилось, умрет. Но поскольку мы живем не из этого места понимания, мы страдаем.
Здесь некому страдать… эта загадочная истина ускользает от нас, пока разум не очистится.
Существует постоянное столкновение между природой существования и нашими желаниями. В мире радикальных перемен мы хотим постоянства, безопасности и прочного счастья, а их невозможно найти. Мы живем в воображаемом мире, цепляемся и цепляемся за то, какими вещи были раньше или такими, какими мы хотим их видеть, и нам трудно принять то, что они есть на самом деле. В результате получается дуккха — страданий, всех неудовлетворений и печалей человеческого сердца. Дуккха – это вторая истина, которую все глубже и глубже познает мудрость.
Но глубочайший урок, который должна преподать мудрость, — это факт анатта — тот факт, что ничто по своей сути не является существенным и реальным. Мы думаем, что мы отдельные, твердые сущности, и боремся за защиту, удовлетворение и удовлетворение нашего драгоценного чувства «я», не понимая, что на самом близком уровне исследования никогда не будет найдено никакого постоянного, неизменного «я». Составляющие ума и тела, по сути, находятся в постоянном движении. Тело, ощущения, мысли, эмоции возникают и исчезают, возникают и исчезают, мгновение за мгновением. Внимательное наблюдение показывает, что разум и тело представляют собой постоянно меняющийся процесс, движущееся энергетическое поле. За явлениями, с которыми все это происходит, нет постоянного существа. Здесь некому страдать. Монах из Шри-Ланки очень просто резюмировал этот факт: «Нет «я». Без проблем.» Однако эта истина сбивает с толку и ускользает от нас, пока разум не очистится.
Двери восприятия постепенно очищаются по мере того, как духовные силы набирают силу. Внимательность видит все глубже, а жадность, ненависть и заблуждения уменьшаются. Наши бесконечные симпатии и антипатии истончаются и отпадают. Путаница, затуманивающая восприятие, начинает рассеиваться. Мы видим переплетение законов непостоянства, страдания и самоотверженности, и знание преображается. То, как мы понимаем себя и проживаем свою жизнь, начинает меняться.
Мы не так много держимся и предъявляем меньше требований к существованию. Мы начинаем расслабляться и больше погружаемся в поток вещей. Мы можем радоваться жизненным благам, когда они есть, и без протеста принимать перемены, когда они заканчиваются. Сердце открывается шире, понимая, что терять уже нечего…
Самоощущение ослабевает. Мы становимся менее эгоистичными, менее эгоцентричными. По мере того, как внимательность раскрывает наши дуккха и мы испытываем их боль, мы начинаем ощущать страдания других. Границы исчезают, и мы обращаемся к нуждам других, как к своим собственным. Постепенно становится очевидным тонкое искусство любить, не обладая, — искусство заботиться, но не заботиться. Растет чувство сходства, единства, общности со всеми, что все больше и больше означает, что единственно возможным ответом является забота и забота обо всех.
Мудрость добывается с большим трудом. Это происходит, когда мы сталкиваемся со своими собственными страданиями и усваиваем глубокие уроки, которые должно преподать нам страдание. Все уроки посвящены тому, чтобы отпустить. Не держаться за желание, а отпустить его. Где бы мы ни держались, ощущение себя присутствует вместе со страданием. Когда мы отпускаем, «я» исчезает, а страдание растворяется в легкости, легкости и покое.
Сострадание расцветает в глубоком понимании страдания. Ибо когда сердце/ум больше ни за что не держится, оно полностью открыто. Нет эгоцентризма и, следовательно, нет разделения. Нет я, нет ты. Тогда любовь безгранична и бесконечно отзывчива.
12. Духовная сила | Bible.org
Неадекватность человека
Те, кто становятся христианами по вере во Христа, вскоре обнаруживают, что рождение свыше не решает автоматически всех их духовных проблем. Сатана, который сделал все возможное, чтобы помешать человеку стать христианином, теперь меняет свою тактику, чтобы помешать христианину обрести настоящее свидетельство о Христе.
1. Христианин сталкивается с мировой системой, которая противоречит служению Господу. Мирские стандарты, его ценности, его безнравственность и его материализм составляют грозную оппозицию христианину, который хочет эффективно служить Господу.
2. Сатана также сделает все возможное, чтобы помешать христианину осуществить Божий план для своей жизни. Христиан, соответственно, увещевают «воздерживаться и быть бдительными». Враг твой диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого бы поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания претерпевают братья ваши во всем мире» (1 Петра 5:8-9).
3. Помимо сатанинского противодействия, которое может быть очень реальным в жизни христианина, у нас еще есть греховная природа. Несмотря на то, что мы рождены свыше и имеем новую природу во Христе, греховная природа сопротивляется желаниям и целям новой природы. То, чем мы были до своего спасения, ведет нас обратно к старой жизни, которая не чтит Христа. Для некоторых христиан это не особая проблема; это проблема для всех христиан. Апостол Павел говорит об этом, когда говорит: «Я знаю, что не живет во мне, то есть в моей греховной природе, ничего доброго. Ибо имею желание делать добро, но не могу осуществить. Ибо то, что я делаю, — это не то добро, которое я хочу делать; нет, зла, которого я не хочу делать, — это я продолжаю делать. Если же делаю то, чего не хочу, то уже не я делаю то, но живущий во мне грех делает то» (Рим. 7:18-20). После дальнейшего обсуждения этой проблемы Павел заключает: «Какой я несчастный человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? Благодарение Богу — через Иисуса Христа, Господа нашего!» (Рим. 7:24-25).
Ответ на эту неспособность людей решать свои собственные проблемы, даже после того, как они спасены, можно найти в Божьем обеспечении власти над грехом и силы одержать победу во Христе. Для достижения цели христианина, ведущего святую жизнь, Бог приготовил богатое обеспечение.
Сила Святого Духа
Святой Дух обитает в каждом христианине, и, поскольку Он есть Бог и обладает всей силой Божьей, Он может помочь христианину преодолеть свою несостоятельность и обрести жизнь и свидетельство, которые почитание Бога. Секрет использования Его силы заключается в вере, чтобы мы жили Духом. Павел писал верующим в Галатии: «Живите Духом, и вы не будете удовлетворять желания греховной природы. Ибо греховная природа желает того, что противно Духу, а Дух того, что противно греховной природе. Они конфликтуют друг с другом, так что вы делаете не то, что хотите. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:16-18).
Жизнь Духом означает ежеминутную зависимость от силы Духа для преодоления нашей собственной несостоятельности. Христианам необходимо осознать, что внутри них находится всемогущество Бога и что нет такой проблемы, которую Бог не мог бы решить. Соответственно, жизнь победы — это жизнь веры, поскольку мы живем день за днем, полагаясь на то, что Святой Дух дает нам силу для эффективного служения Господу.
Сегодня самолеты обеспечивают быструю доставку из одного места в другое. Можно сесть в самолет и преодолеть тысячи миль всего за несколько часов. Секрет, однако, в том, чтобы довериться самолету настолько, чтобы сесть на борт и позволить ему нести вас. Точно так же перед христианином стоит невыполнимая задача прославления Бога в одиночку, но когда он покоится в силе Святого Духа, Дух Божий может поддерживать его и вести его шаг за шагом в его служении и свидетельстве о Господе. Верующий не может достичь того, что должен, послушанием и преданностью Богу, не полагаясь на силу Святого Духа.
Сила Слова Божьего
В дополнение к тому, что Бог дает посредством постоянного присутствия Святого Духа, христианам доступна Библия с ее бесконечным откровением о Боге. Одно из служений Святого Духа состоит в том, чтобы учить нас Слову Божьему и знакомить нас с фактами Божьего обеспечения для наших нужд, а также с Божьими стандартами и ценностями.
В послании к Евреям описывается сила Слова Божия: «Ибо слово Божие живо и действенно. Острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозгов; оно судит помышления и состояния сердечные» (Евр. 4:12). Библия предоставляет нам самый важный способ общения с Богом. В нем Он провозглашает бесконечные истины, которые знакомят нас с Богом и Его целями в мире. Слово Божье, поскольку оно является таким точным представлением истины Божьей, служит для очищения и руководства.
Псалмопевец задал вопрос: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?» (Пс. 118:9). Тот же стих дает нам ответ: «Живя по слову Твоему». Знание Слова Божьего и доступность божественной силы очень много делают для христианина и позволяют ему вести такую христианскую жизнь, которая будет честью для Бога. Псалмопевец говорит: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). В темноте ночи фонарь укажет путь вперед, чтобы указать нам путь к следующему шагу. Слово Божье похоже на это. Возможно, это не дает нам указаний относительно того, что произойдет через десять лет, но дает нам указания относительно того, что мы должны делать изо дня в день. В дополнение к самому Слову Божьему Святой Дух истолковывает Слово и применяет его к нашей конкретной нужде, а также дает нам еще более прямое указание.
Священные Писания — это работа Святого Духа. Как сказано во 2 Тимофею 3:16-17: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, обличения, исправления, наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Как говорится в этом отрывке, Святой Дух учит нас истине, в которой мы нуждаемся. Он упрекает нас, если мы нарушили Закон Божий. Он дает нам способ исправления и показывает, как мы должны жить, а затем учит нас тому, как вести праведную жизнь перед Богом. В результате, если Слово Божье полностью воздействует на нас, каждый христианин готов к работе, к которой Бог призвал его.
Блаженный человек, описанный в Псалме 1:2-3, — это тот, кто размышляет над Словом Божьим: «Но в законе Господа наслаждение его, и о законе Его он размышляет день и ночь. Он подобен дереву, посаженному при потоках вод, которое приносит плод вовремя и лист которого не вянет. Все, что он делает, приносит успех». Подобно тому, как дерево, посаженное у воды, может черпать воду и процветать, даже когда остальная часть территории сухая, так и христианин, живущий в мире, который не поддерживает его духовную жизнь, может черпать из глубоких источников Слова Божьего и в этом правда быть в состоянии жить выше стандартов мира. Вскоре христиане обнаруживают необходимость читать Библию каждый день. Важно иметь ежедневную встречу с Богом, чтобы читать Библию и молиться и, если возможно, сделать это семейной практикой.
В Писании есть откровение о том, кто такой Бог, Его святость и праведность, Его бесконечность, Его всеведение, Его вездесущность, Его любовь и благодать. Библия также открывает, кто такой человек, — что он был создан по подобию Бога, но пал в результате умышленного греха. Однако человек способен получить преображающую благодать Божью, и те, кто доверился Христу, начинают процесс освящения, который в конечном итоге сделает их совершенными в присутствии Бога. Библия описывает Божью философию истории, включая Его программу для языческих народов, как показано в книге Даниила, Его программу для Израиля в прошлом, настоящем и будущем, Его программу для церкви и Его предупреждение о будущем несохраненный. Библия — это вечная книга, которая отвечает нашим текущим потребностям и помогает нам достичь максимума в благочестивой жизни и полезном служении Богу.
Сила Крови Христа
Библия также говорит о силе крови Христа, пролитой на кресте. Тот факт, что была пролита кровь Христа, убеждает нас в силе Бога прощать грехи. Об этом говорится в Послании к Евреям 9:22: «Закон требует, чтобы почти все очищалось кровью, а без пролития крови не бывает прощения». Именно через кровь Христа мы имеем искупление (Еф. 1:7; Отк. 5:9). Через пролитую кровь Христа мы получаем умилостивление или удовлетворение перед Богом, чтобы наши грехи могли быть прощены (Рим. 3:25). Кровь Христа имеет силу очистить нас от греха.
Это аргумент Евреям 9:13-14: «Кровь козлов и тельцов и пепел телицы, окропленные церемониально нечистыми, освящают их, так что они внешне чисты. Насколько же больше кровь Христа, Который вечным Духом принес Себя непорочным Богу, очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить живому Богу!»
Наше очищение совершается не посредством искупления, купленного серебром и золотом, но драгоценной кровью Христа, как сказано в 1 Петра 1:18-19.«Вы знаете, что не тленным серебром или золотом вы искуплены от суетной жизни, переданной вам от отцов, но драгоценной кровью Христа, Агнца без порока и порока». Сила смерти Христа, как сказано во многих отрывках, относящихся к крови Христа, пролитой за нас, является одним из важных аспектов Божьего процесса освящения верующего. Когда мы размышляем о смерти Христа и обо всем, что Он сделал для нас, это напоминает нам о святой цели Бога и Его желании, чтобы мы могли быть примером Его праведности даже в нашей повседневной жизни.
Сила молитвы
Одной из великих привилегий, данных христианину как чаду Божьему, является его доступ к престолу Бога на небесах. Снова и снова Писание напоминает христианину, что он может прийти к Богу со своими просьбами и ожидать, что Бог услышит и ответит. Христос часто напоминал об этом Своим ученикам. В ночь перед Своим распятием Он сказал им: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и дано будет вам» (Иоанна 15:7). Позднее в тот же вечер Христос сказал: «Истинно говорю вам: чего ни попросите во имя Мое, Отец Мой даст вам» (Иоанна 16:23).
Вознося молитву Богу, важно просить во имя Христа. Как Иисус сказал Своим собственным ученикам: «Все, чего ни попросите от имени Моего, сделаю, да прославит Сын Отца. Чего ни попросите у Меня во имя Мое, и Я то сделаю» (Иоанна 14:13-14). Иисус также сказал: «В тот день ты уже не будешь просить Меня ни о чем. Истинно говорю вам: чего ни попросите во имя Мое, Отец Мой даст вам» (Иоанна 16:23).
Просьба во имя Христа подразумевает, что на это есть воля Божья. Об этом более ясно говорится в 1 Иоанна 5:14-15: «Вот наша уверенность, когда мы обращаемся к Богу: если чего попросим по воле Его, Он слышит нас. И если мы знаем, что Он слушает нас — о чем бы мы ни просили, — мы знаем, что имеем то, о чем просили Его».
Молитва не является средством получения верующим чего-либо вопреки воле Божией. Это скорее средство, с помощью которого Бог чудесным образом вносит в жизнь верующего то, о чем он просил в молитве по Своей воле.
Некоторые компании, которые сегодня выписывают чеки, требуют две подписи, а чек действителен только тогда, когда проставлены обе подписи. Точно так же в нашей молитвенной жизни мы отправляем наши прошения Богу и подписываем чек. Затем мы отправляем его Иисусу Христу. Если Он подписывает это, то не имеет значения, насколько это велико или невозможно, — что на молитву будет дан ответ в соответствии с тем, о чем просили.
Человеческий опыт свидетельствует о том, что иногда кажется, что Бог не отвечает на молитву, и это может указывать на то, что наша молитва не соответствует воле Бога. Верно и то, что иногда Бог отвечает на нашу молитву, но не сразу. По этой причине нам нужно продолжать молиться. Бог в Свое время и Своим способом исполнит нашу просьбу, даже если Он чтит и прославляет Себя в нашей молитвенной жизни. Это, конечно, все, чего может пожелать разумный, богобоязненный христианин. Как только мы представили наши прошения Богу, мы можем положиться на Божий ответ, даже если видимого ответа не получено. Теперь, когда наша просьба исполнена, остается проблема в воле Божьей, по крайней мере, на данный момент.
Сила Христа» s Ходатайство
Важным аспектом молитвы верующих является тот факт, что Христос на небесах ходатайствует за нас. Согласно Евреям 7:25, Христос «может полностью спасти тех, кто приходит через Него к Богу, потому что всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Поскольку Бог бесконечен, Он может уделить все свое внимание одному верующему, не отвлекая внимания от другого. Это чудесная истина Писания, что Бог постоянно уделяет нам Свое внимание, и Христос ходатайствует за нас. Когда верующие молятся Богу, они присоединяются к уже начавшемуся молитвенному собранию, и цель их молитв — исполнить и совпасть с тем, что Бог желает для них.
Писания также ясно показывают, что иногда верующие не получают ответов на молитвы, потому что не просят или просят из неправильных побуждений. Как выразился Иаков: «Просите, не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить полученное для ваших вожделений» (Иакова 4:3). Иаков также выражает проблему неумения молиться: «Не имеете, потому что не просите у Бога» (Иакова 4:2). Соответственно, вызов в молитвенной жизни состоит в том, чтобы просить и представлять свои нужды Богу, но просить с правильными мотивами и с правильными целями. Если мы просим по воле Божией во имя Христа, наши молитвы будут услышаны. В дополнение к ежеминутному общению с Богом, нам нужно установить время для ежедневной молитвы.
Присвоение духовной силы, данной Богом, является важным фактором в жизни и служении верующего. Ввиду своей несостоятельности он нуждается в силе Святого Духа, в силе Слова Божия, в силе крови Христовой, в силе молитвы и в силе Христова заступничества. Бог щедро обеспечил, и христиане должны верой пользоваться тем, что Бог по Своей благодати приготовил для христианской жизни.
Вопросы
1. Нормально ли для христиан осознавать, что они сами по себе неадекватны для решения своих духовных проблем?
2. Как мирская система влияет на христианина?
3. Каково желание сатаны по отношению к христианину?
4. Определите проблему греховной природы, объяснив, как она соотносится с новой природой, полученной при новом рождении.
5. В чем секрет победы над греховной природой?
6. Как Святой Дух относится к неадекватности верующего?
7. Как христианин может черпать силу Святого Духа?
8. Как полет на самолете иллюстрирует христианскую жизнь?
9. Объясните, почему христианин сам по себе не может вести христианскую жизнь.
10. Как описывается Слово Божье в его отношении к верующему в Евреям 4:12?
11. Как Слово Божие влияет на чистоту человека? И как она служит руководством в жизни христианина? Как лампа иллюстрирует это?
12. Согласно 2 Тимофею 3:16-17, чего мы можем ожидать от Писания в нашей жизни?
13. Как благословенный муж из 1-го Псалма является иллюстрацией того, как христианин может черпать из невидимой силы Бога?
14. В какой степени Библия раскрывает Божью философию истории?
15. Почему пролитие крови необходимо для жертвы за грех?
16. Чему учит Писание, что драгоценная кровь Христа совершает?
17. Каковы некоторые из обещаний, что Бог ответит на молитву?
18. Какие условия относятся к ответу Бога на молитву?
19. Как можно определить молитву?
20. Объясните, как чек с двумя подписями иллюстрирует молитву.
21. Как молитва меняет положение вещей, даже если на нее нет ответа?
22. Как тот факт, что Христос в Своем воскресении живет вечно, связан с Его ходатайством за нас?
23.