возникновение духов и создание ароматов в России и Европе, где и когда появился первый флакон парфюма
Что может быть более волнующим, чем тонкий невидимый аромат, оставляющий шлейф еле уловимых ассоциаций и воспоминаний. Случайно почувствовав знакомые нотки, тут же неосознанно реагируешь на них, наслаждаешься мимолетным мгновением. Они волнуют, обольщают, интригуют, завораживают, даже соблазняют. В чем секрет такого воздействия, каковы законы их сочетаемости? Как один парфюм для каждого отдельного человека может стать особенным? Ведь происходит настоящее волшебство, когда запах «подстраивается», становится «своим» – уникальным. Какова же история создания, возникновения и развития парфюма и парфюмерии вообще? В мире благоуханий существуют свои законы и традиции. Неспроста эту сферу деятельности считают искусством. Рассмотрим эти и некоторые другие вопросы подробнее.
Истоки в Древнем Египте
Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов. С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.
История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э. Но подробностей расшифровать не удалось, других источников не найдено, поэтому основную информацию об этом периоде берут из древнеегипетских папирусов.
Исследователи условно выделяют два направления в этой сфере того времени:
- Культовое (религиозное, для храмов) – в процессе ритуалов сжигали ароматические вещества для получения определенного запаха паров. Бытовало верование, что сладкие благоухания привлекают благосклонность богов. Окуривание едким дымом с резкими и неприятными ароматами отпугивало злых существ, болезни и несчастья, голод и неурожай.
- Бытовое (народное) – проявлялось в распространении аромамасел. Они наносились на тело, одновременно увлажняя и питая кожу. Этими средствами даже обозначали свой статус и место в обществе. Так, социальная «верхушка» египтян использовала благоухания лилии для демонстрации своей элитарности.
Использование других парфюмированных средств было дорогим удовольствием. Поэтому его могли себе позволить лишь богатые люди.
Технология извлечения эфирных масел была достаточно трудоемким процессом. Они добывались из растений, которые сначала нужно было тщательно измельчить. Далее добавлялась вода, массу отжимали и прессовали. Через определенное время масла всплывали на поверхность.
Не менее интересна история появления духов и парфюмерии на Ближнем Востоке. В этом прославились израильские города Эйн-Геди и Эйн-Бокек. Тут извлекали аромамасла из загадочного растения афарсемон и добавляли в ароматические мази. Их использовали для помазания великих царей. Рецепт такого средства держался в строгой тайне.
Античные времена
Само слово «парфюм», которым мы пользуемся сегодня, произошло от латинского per fumum, что дословно переводится как «через дым». Уже этот факт свидетельствует о роли античного мира в становлении искусства создания духов.
Древние греки всю свою деятельность и окружающую среду воспринимали через призму божественного пантеона. Каждое божество играло большую роль в их жизнедеятельности. Промыслом богов, а не человека считалась и парфюмерия. Примечательно, что каждый аромат ассоциировался с конкретным божеством. Например, Афродита связывалась с фиалковыми и розовыми нотками. Согласно преданию, именно она дала человечеству парфюм. Многие названия ароматических композиций включали в себя имена богов.
Купание в ванной – популярная гигиеническая процедура в Античности. Это был настоящий ритуал со множеством уходовых и косметических средств. Важную роль в нем играли духи. Разные запахи предназначались для определенных частей тела.
В Древней Греции впервые стали использовать метод дистилляции, который позволил получить парфюмированную жидкость (ту форму, что мы применяем сегодня). Это процессы испарения смеси и конденсации паров, которые впоследствии охлаждались. Для извлечения природных ароматов греки помещали растения в масла с различной температурой. Популярными были нотки мирры, фиалки, корицы, ладана, кедрового дерева.
Отношение Рима к парфюмерии
Римляне во многом переняли традиции эллинов в воспроизводстве душистой воды. Но они не остановились на месте и продолжили развитие отрасли, наладив экспорт товаров в страны Африки, Индию, Аравию. Отсюда же получали экзотическое сырье для изготовления и распространения новой продукции.
В Древнем Риме благовония были чрезмерно востребованы, их обожествляли. Они использовались везде: для одежды и тела, для помещений и мебели, даже в качестве специй и приправ. Особенно страдали розы, поскольку ради наслаждения благоуханием их просто истребляли. Это привело к необходимости привозить цветы из других стран.
Римляне верили в целебные свойства запахов. Они заметили, что некоторые успокаивают нервы, другие – избавляют от головной боли, третьи – лечат бессонницу. Фактически именно тут мы находим истоки распространенного сегодня направления – ароматерапии.
На берегу Средиземного моря берет свое начало история флакона для духов, который сменил глиняный сосуд. Искусство выдувания стекла было перенято у сирийцев. Вскоре мастерство достигло таких высот, что появились пузырьки самой разной формы: бутоны цветов, колбы, вазы и др. Некоторые умельцы изготавливали их из цветного стекла, делали росписи.
Вклад арабских стран
С завоеванием Европы активное формирование «пахучего» ремесла отошло на второй план. Тогда начинается его расцвет на Востоке. Еще в VI в. до н.э. распространилось использование благоухающих изделий. Исламские культуры значительно повлияли на развитие отрасли, пополнили ее новыми ингредиентами, извлеченными из растений Аравийского полуострова и его окрестностей.
Арабские и персидские мастера усовершенствовали технологию дистилляции, придумав перегонный куб. Некоторые исследователи приписывают это изобретение аравийскому ученому и философу Аль-Кинди (или Алкиндус). Им было написано первое дошедшее до нас письменное руководство для парфюмеров. В нем подробно описывалось, как создается парфюм: история появления ароматов, рецепты пахучих масел, бальзамов, мазей и лекарств.
Перегонный куб того времени по принципу действия и устройству очень напоминает современный самогонный аппарат. Благодаря ему, вещества с разной объемной массой и плотностью разделяются естественным путем. Вода опускается на дно сосуда, а эфирные масла, полученные из растений, цветов, кореньев, древесных смол, поднимаются на поверхность в нерастворенном виде. Тут их и собирают в отдельные емкости для дальнейшего использования.
Технология создания на основе натуральных ароматических масел сохранилась в арабских странах и сегодня. Тогда как европейские производители за основу берут спиртосодержащие вещества. Масляный парфюм характеризуется большей концентрацией, процесс раскрытия букета отличается от спиртового. Он «срабатывает» более плавно по мере впитывания в кожу.
Эпоха раннего Ренессанса
Быстрое развитие торговых отношений и культурное взаимодействие приводит к актуализации этого мастерства в Европе. Европейская знать открывает для себя практическую сторону использования ароматизированной косметики. На многие годы центром отрасли становится Венеция. Сюда свозят различные пряности с Востока, где они успешно перерабатываются и используются.
Происхождение парфюма в жидкой форме на основе спирта и эфирных масел связывают с 1370 годом. По легенде, некий монах преподнес подарок в виде микстуры из розмарина венгерской королеве Елизавете, которая в то время болела.
В раннем Ренессансе духи применяют для нейтрализации неприятного запаха кожаных изделий, в частности, перчаток. Потом главной причиной использования ароматных композиций становится маскировка естественных человеческих испарений и зловонных улиц жилых кварталов.
1608 год ознаменовался строительством первой парфюмерной фабрики во Флоренции. Она была создана в одном из монастырей, ее мастерами стали простые монахи, которые получили покровительство знати и даже Папы Римского.
Становление парфюмерии профессией: главные этапы
В начале XVIII в. торговец специями из Кельна выпустил ароматическую жидкость «Кельнская вода». Через некоторое время она попала на прилавки Франции и очень полюбилась французам, особенно Наполеону. Они дали ей свое название – eau de cologne (одеколон).
Первые попытки воспроизведения запахов искусственным путем приблизили создателей душистой воды эпохи Возрождения к технологиям, используемым сегодня.
Если изначально «пахучее» ремесло объединяло в себе парфюмеров и перчаточников, то после Великой Французской революции выделилось два отдельных направления. Начиная с XIX века это производство перестает быть кустарным. Появляется все больше крупных компаний и фабрик по распространению духов. «Отцами» этого профессионального мастерства тех времен принято называть Ж. Герлена, Ф. Коти и Э. Дальтроффа. Они предложили новаторские подходы к технологии создания благоухающей продукции, описали новые теории в научном обосновании, чем заслуженно увековечили свои имена.
Настоящим поворотным моментом стала идея объединения парфюмерного и модельного бизнеса. Впервые это новшество появилось в начале ХХ в. у П. Пуаре, который дополнил свои линии одежды подходящими ароматами. Эту идею продолжила Габриэль Шанель, выпустив известный всему миру флакон Chanel №5.
Новатором в индустрии запахов называли Франсуа Коти, благодаря объединению натуральных и синтетических веществ в одном букете. Он создал свой Chypre, положивший начало целой группе шипровых композиций.
Внедрение синтетических ингредиентов произвело настоящую революцию. За счет появления альдегидов значительно возросло количество новой продукции. Она стала группироваться по направлениям: цветочная, ванильная, пудровая, восточная, амбровая, морская и др.
История возникновения парфюмерии и первых духов в России
Сегодня отечественному производителю сложно конкурировать с импортными брендами, особенно класса люкс. Но на рубеже XIX-XX вв. российское производство переживало расцвет. Рассмотрим главные особенности его становления:
- Парфюмерная продукция начала повсеместно появляться в XVIII веке на прилавках аптек.
- Специалистами изначально были выходцы из других стран (в основном европейских).
- Несмотря на популярность французской косметики, отечественная тоже была высокого качества.
- К концу XIX в. построено около 30 крупных фабрик, на которые регулярно для сотрудничества приглашаются французские специалисты.
- Большое внимание обращают на внешнюю упаковку, поскольку это был самый распространенный и желанный подарок, который, как правило, предназначался даме. Некоторые флаконы выглядели как настоящее произведение искусства. Для их создания привлекались именитые архитекторы и скульпторы (например, Фаберже).
- Чтобы понять, когда и где появились первые духи в России, нужно упомянуть компанию «Ралле и Ко», основанную в 1843 г. французским подданным. Это было самое успешное предприятие в этой области, удостоенное чести поставлять парфюм Двору Его Императорского Величества, что считалось высшей наградой. После революции оно было национализировано в фабрику «Свобода», производящую мыло и косметику.
- 1872 г. – открытие магазина благовонных товаров Брокара, который выпустил общедоступный одеколон «Цветочный».
- В 1913 г. «Brocar и Ко» сотворили к 300-летию дома Романовых флакон «Любимый букет императрицы», который позже стал называться «Красная Москва».
- После 1917 г. эта лавка переименовывается в «Товарищество», национализируется и становится фабрикой «Новая Заря».
Изучая историю того, как и откуда появились духи и парфюм в России, мы находим французские корни. Заграничные идеи во многом трансформировались и обрастали русскими чертами. Такой симбиоз был продуктивен для становления российской косметической промышленности.
Современная парфюмерная индустрия
Сегодня это ремесло переросло в настоящую индустриальную отрасль, которая достигла высот и продолжает активно развиваться. Выпускаются сотни композиций, синтетические компоненты максимально приближены к натуральным, букет одного флакона может содержать до 100 составляющих.
Вместе с тем, инновационные технологии значительно облегчают деятельность парфюмеров. Извлечение эфирных масел, затрудняющее производство парфюма в ранние эпохи, в современных условиях не составляет труда. Научные познания и достижения в области химии позволяют комбинировать множество соединений, имитирующих самые разные запахи. И эти открытия постоянно продолжаются.
Непростым остается вопрос, как создаются ароматы духов: процесс создания сегодня стал и сложнее, и проще одновременно. Мода на состав образцов постоянно меняется. В последние десятилетия популярны фруктовые композиции.
В наше время у покупателя нет проблемы с выбором, личные предпочтения у каждого индивидуальны, поэтому крупные торговые площадки предлагают широкий ряд различной продукции. Примером ассортимента на любой вкус и проверенного качества можно назвать компанию AromaCode. Тут представлены оригинальные и селективные образцы элитной парфюмерии, разнообразие которой постоянно обновляется.
История ПАРФЮМЕРИИ
Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»
Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»
Aроматный дым душистого кипариса, можжевельника, пахучих трав, смесь смол или масел: мирры, ладана, сандалового дерева от земных алтарей поднимался к небесам для услаждения богов.
Ароматы приобрели сакральную функцию: ублажая высшие силы, они, как свято верили наши далёкие предки, защищали от болезней и инфекций, призывали на землю дождь или хорошую погоду.
Более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте, в честь Ра, бога солнца, сжигались различные ароматические смеси, соответствовавшие различному положению солнца на небе. Богатые благородные египтяне пользовались масляными духами (аттарами), в состав которых входили анис, кора кассии, перечная мята, розмарин, кипарис и лимон, а также такие смолы как бальзам из Мекки, жидкий стиракс, гальбан или росный ладан, которые делали запах духов устойчивым. Простолюдинки ограничивались использованием касторового масла с мятой, тимьяном и душицей. К этому времени относится и появление первой в истории туалетной воды — kyphi, в состав которой входили мед, вино, виноград, мирра, шафран и можжевельник.
Египтяне обучили искусству парфюмерии евреев. Покинув Египет, те взяли с собой формулы. В ветхом завете встречаются первые упоминания ароматов как инструментов соблазнения (Юдифь душится прежде, чем предстать перед Олоферном; Руфь обливает себя духами, чтобы понравиться Воозу).
В VII веке до нашей эры основными центрами производства ароматических веществ были Вавилон, Ниневия и Карфаген. Здесь продавались душистая смола из Аравии, камфара из Китая, корица из Индии. У более развитых цивилизаций в Малой Азии, Персеполе и Пальмире вызывали интерес более тонкие ароматы: кедр, мимоза, жасмин, роза и лилия.
В Библии сказано, что волхвы в дар родившемуся Богу-сыну преподнесли золото, ладан и мирру — тройной символ триединого Бога.
На Ближнем Востоке и в Индии ароматы первоначально использовались в религиозных целях, даже статуи богов обливали ароматной водой. Вскоре у ароматов появились и другие функции. В Индии женщины часами лежали в ванных с ароматическими маслами, а потом натирались маслами розового дерева или туберозы. В Китае элегантные женщины предпочитали экстракты цветов жасмина, настойки глицинии и фиалки. В Японии традиционно ароматы наносятся не на тело, пакетики с душистыми веществами, в том числе, пряностями, прикрепляют к кимоно. Благодаря чему движения японки приобретают уникальный аромат. Кроме того, японки носят ароматическую пасту в лакированных коробочках на поясе, а так же окуривают свои кимоно благовониями.
Именно древние греки стали добавлять к пряностям, растительным смолам и бальзамам душистые цветочные масла. Розы, лилии и фиалки вымачивали в масле или жидком жире. Традиция воскуривать ароматические вещества в честь павших героев, а также на торжествах оставалась неизменной. Кроме того, Гиппократ рекомендовал ароматизированные ванны и массажи, а так же использование ароматических веществ при лечении некоторых болезней.
Древние римлянки предпочитали сложные парфюмерные композиции. Император Нерон душился весь, с головы до подошв ботинок (в буквальном смысле), а на его пирах рабы освежали духами головы его гостей. По легенде, когда Клеопатра покидала Марка Антония, она приказала облить паруса своих кораблей пленительными духами, чтобы ветер донес их аромат до любовника. Духами обливались даже пороги домов, а так же знамена и военная атрибутика перед сражениями, считалось, что это приносит удачу.
В 16 веке в Грасе была изобретена дистилляция, благодаря чему в производстве парфюмерии стало возможным использовать спирт.
В начале средних веков в Европе снижается производство ароматических средств, особенно служащих религиозным целям, например, ладана. Но крестовые походы возрождают использование парфюмерных изделий для ухода за телом. Благодаря крестоносцам, восточные ароматы и пряности распространяются постепенно на Север.
В эпоху Возрождения использование ароматов становится традицией. В моде были ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочке или браслете. Кроме того, не потеряло свое значение использование парфюмерии в медицинских целях: окуривание розмарином или можжевельником в качестве борьбы с чумой или ароматизированный уксус в качестве лекарства от многих болезней.
Венеция раньше других начала крупномасштабную торговлю с Ближним Востоком, обеспечивая Европу бальзамами, растительными смолами, камфарой, мускатным орехом, корицей, сандалом и другими драгоценными ароматными веществами. Подъем торговли и зарождение центра культуры при дворе Франции способствовали производству собственных ароматических средств. Знаменитая «Eau de Hongrie» — «Вода Венгерской Королевы», созданная в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелиссы, лимона и розмарина, господствовала на рынке ароматов в течение нескольких столетий.
Вторым после Венеции поставщиком сырья для парфюмерии становится Испания. Испанские мастера по дублению кожи пропитывали её ароматными веществами, в результате чего создавалась знаменитая «испанская кожа» — верблюжья кожа, пропитанная розовой, сандаловой, лавандовой водой или водой с корицей, растертой с мускусом и амброй. Особенным успехом пользовались перчатки из такой кожи. В это время в парфюмерии начинает использоваться эссенция нероли (апельсиновых цветков), пользующаяся популярностью и сейчас. Еще одно изобретение того времени — аромат «a la frangipane», названный в честь итальянца Франжипани, использовавшего в парфюмерии горький миндаль, который до этого применялся только в кулинарии.
В Англии большим успехом пользуются stillrooms — некие собрания, клубы, где знатные дамы занимались дистилляцией цветочных эссенций, изготовлением «ароматных яблок», смесей и пакетиков с ароматическими средствами, используемых в интерьерах домов.
17 век был эпохой сильных ароматов, тем более, что отсутствие гигиены не располагало к легким ароматам и тонким духам. Фаворитами были стойкие ароматы, усиленные с помощью амбры и туберозы, жасмина и флердоранжа. В век Людовика XIV жеманницы неумеренно используют флорентийские мази с ирисом, испанский воск с жасмином и «кипрскую воду», содержащую в больших количествах ваниль, амбру, мускус и ирис. Неистовство ароматов завладело эпохой: благоухают подушки, веера, бумага для писем, парики, мыло, медальоны с изображением святых, и даже пепел, которым посыпали голову в первый день поста. Под чистотой в эту эпоху подразумевалось пудриться, душиться, пользоваться мазями, натирать кожу ароматной водой, освежать дыхание с помощью амбры или гвоздики.
Людовик XV унаследовал от своего деда любовь к ароматическим средствам, а его любовницы питали к ним не менее пламенные чувства. Крепкие запахи уступали место более нежным, с выраженным цветочным оттенком. Популярными становятся гесперидные ароматы (семейство цитрусовых), травяные ароматы (например, запахи герани и мелиссы). В 18 веке в парфюмерии появляются звезды: Фаржон, Любен, Убиган. В середине 18 века создается одеколон.
Революция 1789 года нанесла серьезный удар по парфюмерному производству. Но во времена Директории в моду вернулись изощренные вкусы. В то время как Жозефина ввела в моду экзотические ароматы (ваниль, корицу и гвоздику), мадам Тальен (одна из выдающихся женщин времен революции) переняла у древних их любовь к ваннам, ароматизированным цветами и фруктами. Мужчины же предпочитали мускус и цивет (цибет) — секрет хищного животного цибетты — и пользовались им весьма обильно. Император пользовался только одеколоном. С этого времени собственно начинается разделение ароматов на женские и мужские.
В дальнейшем романтизм привил вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Но Вторая империя (царствование Наполеона III), словно в отместку, будет предаваться настоящей оргии опьяняющих ароматов, в которой уже можно различить бодлеровскую одержимость «духами развращающими, роскошными и торжествующими». О Востоке напоминают амбра, сандал, мускус, пачули. Одновременно парфюмерное производство превращается в искусство.
Вплоть до конца XIX века в мире ароматов господствовали исключительно натуральные, животные или растительные компоненты. Но с течением времени все большую популярность приобретают искусственные ароматические вещества, существенно расширившие палитру парфюмеров. Кумарин позволил Убигану создать Fougere royale («Королевский папоротник»), гелиотропин становится основой амбровых духов, появляется хинолин, благодаря которому возникают «кожаные» ароматы, затем иононы, синтетический мускус, фруктовые ноты и огромный вклад альдегидов.
Гравюра XVII века работы Николаса Лармессина (Nicolas Larmessin), вдохновила скульптора, Томека Кавьяка (Tomek Kawiak), на создание бронзового парфюмера в городе Грасс. Город является общепризнанной мировой столицей парфюмерии, именно здесь в XVII веке производство того, что сейчас мы называем парфюмерией. Когда-то заводы Грасса снабжали сырьем и духами почти всю Европу.
На сегодняшний день в Грассе производится 60% мировой парфюмерной продукции, а также большая часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов. Здесь цветут восемь из одиннадцати самых известных в мире ароматов.
При подготовке текста был использован материал из книги
«100 легендарных ароматов» Сильвии Жирар-Лагорс
История духов | Office for Science and Society
«Пурпурные паруса, и такие надушенные, что ветры томились от них любовью», — писал Шекспир. Говорят, что Клеопатра встретила Марка Антония на лодке с надушенными парусами после убийства Юлия Цезаря и стала царицей Египта. Использование парфюма в основном связано с тайной, фантазией и воображением. Мы пользуемся духами, чтобы порадовать других, чтобы произвести хорошее впечатление, чтобы окружить себя приятным, стойким ароматом. Хотя парфюмерия имеет долгую историю, она не всегда несла в себе намек на романтику.
Вчерашние духи Слово духи происходит от латинской фразы, где «per» означает «полный» и «fumus» означает «дым». Позднее французы дали название «парфюм» запахам, возникающим при горении ладана. Действительно, первой формой духов были благовония, впервые изготовленные жителями Месопотамии около 4000 лет назад. Древние культуры сжигали различные смолы и дерево во время религиозных церемоний. Благовония попали в Египет около 3000 г. до н.э. но до начала Золотого века Египта духи использовались только в религиозных ритуалах. Они стали доступны всем египтянам, поскольку священники постепенно отказывались от своих исключительных прав. Граждане принимали сложные ванны и пропитывали кожу ароматическими маслами для удовольствия.
Первые жидкие духи принадлежат древним грекам. Но развитие дистилляции арабами сделало парфюмерное производство жизнеспособным. Духи пользовались огромным успехом в семнадцатом веке, особенно во Франции. Гигиена в те времена была довольно сомнительной, и для маскировки неприятных запахов тела использовались ароматизаторы. В Англии духи широко использовались во время правления Генриха VIII и королевы Елизаветы I. Во время правления Елизаветы все общественные места были ароматизированы, потому что она не переносила неприятных запахов.
Как и промышленность и искусство, парфюмерия претерпела глубокие изменения в девятнадцатом веке. Изменение вкусов и развитие химии заложили основы современной парфюмерии. На рубеже веков духи обычно изготавливались из аромата одного цветка. Сегодня духи чрезвычайно сложны, состоят из множества натуральных и синтетических химических веществ, часто называемых «нотами» или «обертонами». Chanel No5 был первым парфюмом, созданным с использованием современных химических принципов, и первым, содержащим синтетические вещества.
Одеколон, обычно используемый мужчинами, был изобретен итальянским парикмахером в начале восемнадцатого века в немецком городе Кельне. Отсюда и название Кёльн, французское название города. Первоначальное название этой смеси было «Aqua Admirabilis» («Восхитительная вода»), и она продавалась как «чудодейственное лекарство». Чудо-вода была высоко оценена Наполеоном и впервые была продана как аромат под названием 4711, адрес первого магазина одеколонов в Кельне. Это по-прежнему старейший в мире непрерывно выпускаемый аромат.
Веяние химии Первый этап изготовления духов — это извлечение душистых эфирных масел из растений. Хотя можно использовать множество методов, наиболее распространенным является дистилляция. Паровая дистилляция основана на том принципе, что растительные материалы, помещенные в кипящую воду, выделяют эфирные масла, которые затем испаряются вместе с паром. После конденсации пара и масла масло отделяется от воды и может быть собрано. Чтобы получить всего один килограмм эфирного масла, могут понадобиться тысячи килограммов цветов, что отчасти объясняет, почему многие духи такие дорогие. Затем масла разбавляют спиртом, который также служит фиксатором, придавая ароматам их длительный эффект за счет задержки испарения. Затем разбавленный раствор оставляют для замачивания в специальных емкостях из меди или нержавеющей стали, а затем охлаждают, чтобы дать осесть любым частицам смолы или парафина. Затем идет процесс фильтрации и, что не менее важно, упаковка.
Ученые, которые экспериментируют с различными материалами, чтобы получить приятные ароматы, называются парфюмерами. Как хорошему музыканту нужен хороший слух, так и парфюмеру нужен хороший нюх! В разных компаниях действуют разные процедуры отбора парфюмеров, или, как они их любят называть, «носов», но, как правило, кандидаты остаются учениками минимум 6 лет. Они не только должны уметь распознавать различные сырьевые материалы, демонстрируя острое обоняние, они также должны обладать воображением и хорошим пониманием химии. Хороший «нюх» должен быть дотошным химиком и творческим художником.
Сегодня в парфюмерии используются как синтетические, так и натуральные ингредиенты. Натуральные компоненты включают экстракты цветов, листьев, корней и цитрусовых. Также используются животные экстракты, полученные из мускуса, китов или бобра. Химики научились производить синтетические версии многих природных соединений, что значительно облегчило производство духов. Ароматы классифицируются в зависимости от концентрации эфирных масел, которые они содержат. Самая концентрированная форма и, конечно же, самая дорогая, называется парфюмом. Это самый сильный и стойкий аромат, который содержит от 20 до 50 процентов парфюмерных соединений по весу. Парфюмерная вода — спиртовой парфюмерный раствор, содержащий от 10 до 15 процентов парфюмерных соединений и туалетная вода (или одеколон) — от 3 до 8 процентов.
То, что вы чувствуете, не то, что вы получаете Аромат имеет множество нюансов. Подобно музыкальной композиции, он имеет разные ноты: при нанесении на кожу духи раскрываются крещендо верхних нот, затем смягчаются, когда средние ноты завершают чувственное впечатление, в конце концов уступая место базовым нотам. Верхняя нота — это то, что вы чувствуете, когда впервые пробуете духи. Это длится всего от 5 до 10 минут. Чтобы действительно понять, подходят ли вам духи, вам нужно добраться до их «сердца» или средней ноты. Это аромат, который начинает проявляться после того, как аромат смешивается с вашей собственной уникальной химией кожи. Обычно для полного развития средней ноты требуется около 20 минут. Базовая нота — это финальное выражение вашего парфюма, то есть запах, возникающий после высыхания аромата. Это запах, который остается. Поскольку у всех нас разный тип кожи, одни и те же духи могут пахнуть по-разному на разных людях.
Изучение науки о запахах Люди иногда используют ароматы не только для того, чтобы приятно пахнуть, но и в надежде уменьшить стресс, зарядиться энергией или просто поднять настроение. Ароматерапия — это практика, основанная на представлении о том, что ароматы могут влиять на настроение и самочувствие. Существует также «аромахология», исследование связи между ароматами и психологией. Исследование, проведенное Ольфакторным исследовательским фондом в Нью-Йорке, фактически показало снижение стресса на 63% у пациентов, проходящих МРТ, когда воздух вокруг них нагнетался ароматом ванили!
Крупные косметические дома теперь следуют нишевым компаниям, таким как Aveda, которая впервые разработала теорию ароматерапии. В эту категорию входят «Happy» от Clinique, «Energizing» от Shisheido и «Aromatonic» от Lancôme. Обоняние больше, чем какое-либо другое чувство, способно живо вернуть прошлое. Ученые называют это «обонятельной связью» и считают, что это связано с уникальным способом, которым ваш мозг настроен на обоняние. Другие виды сенсорной информации передаются через таламус, прежде чем достичь головного мозга, в то время как обонятельные сообщения направляются непосредственно в область мозга, отвечающую за эмоции, творчество и память. Таким образом, запах может мгновенно вызвать чувство или воспоминание о давно прошедшем событии. Фактически, тематические исследования показали, что учащиеся, подвергавшиеся воздействию определенных запахов во время учебы, лучше вспоминают во время экзаменов, если присутствует тот же запах. Использование одного и того же парфюма во время учебы и во время экзамена может действительно помочь. Конечно, это не чудесный ответ на проблемы с учебой студентов. Лучший способ получить хорошую оценку — просто упорный труд.
У духов есть и темная сторона. У большинства из нас был неприятный опыт, когда вы вошли в торговый центр и чуть не задохнулись от стойких ароматов духов. У чувствительных людей, безусловно, могут развиться аллергические реакции на ингредиенты духов, а также могут возникнуть дерматиты и фотосенсибилизация (кожные высыпания и шрамы от солнечного света). Но поскольку для создания духов используется так много ингредиентов и различных ароматов, а маркировка ингредиентов не требуется, обычно невозможно выделить одного виновника. Выбор аромата с более низкой концентрацией эссенции, такого как туалетная вода или одеколон, может помочь свести к минимуму чувствительность кожи.
Запах успеха Она носит Armani, Chanel и Dior. Гардероб стоимостью в десятки тысяч долларов? Мэйс, нет. Она одета в ароматы, несет печать дизайнерской одежды, но только за небольшую часть стоимости. Древние египтяне первыми извлекли выгоду из «изображения в бутылке». Их сосуды были сделаны из камня и алебастра и украшены причудливым орнаментом. Сегодня, как мы все знаем, упаковка оказывает большое влияние на маркетинг. Не только внешний вид флакона имеет основополагающее значение, имидж, который создают духи, также играет существенную роль в определении успеха на рынке. Хотя духи более доступны по цене, чем дизайнерская одежда, они по-прежнему считаются шикарными и чувственными. Рынок изысканной парфюмерии для мужчин и женщин оценивается в 400–500 миллионов долларов в год в Канаде, а в США ежегодно продается духов на сумму около 6 миллиардов долларов. В то время как ароматы следуют социальным волнам, и реклама может иметь большое влияние, вы действительно должны выбрать аромат, который больше всего соответствует вашему вкусу и, возможно, индивидуальности. По мнению некоторых парфюмеров, определенные семейства ароматов обозначают определенные типы личности. Chanel No5 на самом деле рекламируется как наиболее подходящий для элегантных дам, в то время как Opium считается предназначенным для страстных и мечтательных женщин. Конечно, только вы можете решить, хотите ли вы элегантности или страсти.
Посещение Архива Древних Запахов ‹ Литературный Центр
На протяжении большей части истории человечества мы использовали духи, чтобы изменить запах нашего тела. Когда я говорю «наши», я имею в виду наших богатых предшественников: большинство исторических документов сообщает о жизни богатых и влиятельных людей. И богатые, безусловно, наслаждались ароматным прошлым.
В зависимости от эпохи и места, мы иногда мыли свои тела перед тем, как надушить их. Но люди постоянно используют духи, чтобы подавить запахи нашего тела. Носить духи было не просто для того, чтобы одурачить других своей вонью. Люди также носили духи в качестве защиты, чтобы отвлечься от неприятного запаха других, а также в качестве профилактического барьера от болезней, которые, как долгое время считалось, распространяются через плохой воздух. Духи, хранившиеся в кольцах и подвесках с драгоценными камнями, могли подноситься к носу при появлении неприятных запахов; образовалась ароматическая стена.
Одними из самых увлеченных парфюмеров древности были древние египтяне. В парижском Лувре есть восхитительный рельеф из египетского известняка, датируемый примерно 600 г. до н. э., на котором изображены женщины с обнаженной грудью, собирающие лилии в саду, усыпанном цветами ростом с них самих. Другие женщины заворачивают лилии в ткань и наматывают ткань на две палки над огромным сосудом, вероятно, чтобы выжать масло или воду, используемые для извлечения аромата цветка. Далее по резному рельефу готовые духи преподносятся Пайркепу, дворянину Двадцать шестой династии.
Египтянам нравился не только аромат лилий; они пахли всевозможными ароматами: розой, корицей, петрушкой, лемонграссом, миррой. Они даже придумывали сложные ароматные смеси, такие как кифи, чьи 16 ингредиентов, включая изюм, ладан, мирру, сосну, мед, вино и ягоды можжевельника, растирали в ступке, вымачивали в вине и/или нагревали для получения густой, остро-сладкая паста. Его применяли и употребляли для борьбы с болезнями легких и печени или клали на раскаленные угли в качестве благовоний, чтобы получить дымный аромат. «Когда мы думаем о духах сегодня, — пишет историк культуры Констанс Классен, — мы неизбежно представляем их в виде жидкостей. Житель древнего мира с таким же успехом мог бы наслаждаться благовониями в виде густой мази, обильно намазанной на тело, или ароматным дымом, наполняющим воздух своим запахом. Наше собственное английское слово «парфюм» на самом деле буквально означает «дымить насквозь», что указывает на важность этого метода придания аромата для наших предков».
Пристрастие египтян к парфюмерии, вероятно, было общим или вдохновлено шумерами, цивилизацией раннего бронзового века, расположенной на месте современных Ирака и Кувейта. Египтяне также поделились своими ароматными рецептами на средиземноморском побережье: в городе Пиргос на Кипре археологи обнаружили парфюмерную фабрику, которой 4000 лет, где рабочие использовали оливковое масло, произведенное на соседней мельнице, для извлечения аромата ароматных растений. . Неумеренное использование духов в Средиземноморье отражено в описании писателя Антифана богатого грека, жившего в четвертом веке до н. э.:
[Он] погружает свои ноги
И ноги в богатые египетские мази;
Свою челюсть и грудь он натирает густым пальмовым маслом,
И обе руки настоем сладкой мяты;
Его брови и волосы майораном,
Его колени и шея эссенцией молотого тимьяна.
Во времена Римской империи духи продолжали наполнять все аспекты (богатой) жизни. Благодаря сложной римской сантехнике ароматы иногда выпускались из потолочных оросительных систем во время изысканных банкетов, чтобы дополнить различные блюда, а отдельные блюда также были пропитаны духами. В Средиземноморье до сих пор можно найти ароматные блюда — выпечку, пропитанную медом и розовой водой (или медом и апельсиновой водой), которая восходит к прошлым эпохам, когда тарелки были такими же ароматными, как и люди.
Помимо знаменитого французского дворца, в Версале находится очаровательный архив исторической парфюмерии. Осмотека расположена в скромной части города, в нескольких минутах езды на такси от великолепной территории замка. Посетители могут понюхать духи, которые носила элита Римской империи первого века, и защитные ароматы, которыми пользовались французские воры, которые грабили жертв чумы, не становясь жертвами болезни. Они также могут вдыхать популярные плебейские ароматы прошлых эпох.
В выставочном зале Осмотеки от стены до стены выставлены сосуды с духами прошлых веков: флаконы напоминают скульптуры, многие из которых сделаны из тонкого хрусталя или окрашенного стекла, в которых вырезаны замысловатые птицы, цветы или фигурки. По словам историка парфюмерии Эжени Бриот, даже сегодня флакон сам по себе стоит дороже, чем содержащаяся в нем жидкость.
Основатель Osmothèque, парфюмер на пенсии Жан Керлео, искал в исторических архивах рецепты древних духов, чтобы воссоздать их в лаборатории. Керлео является вдохновителем нескольких парфюмерных блокбастеров, в том числе Sublime и 1000. В качестве главного парфюмера французской компании Jean Patou он также разработал парфюмерные подарки для высокопоставленных лиц, изобрел линию спортивных ароматов для Lacoste и создал фирменный аромат для японского дизайнера Йоджи. Ямамото. Перед выходом на пенсию Керлео начал воссоздавать некоторые из первых духов компании для потомков, потому что у них не было архива ароматов ранних ароматов. По словам Керлео, людям так нравилось нюхать исторические ароматы, что он еще больше вдохновился воссоздать больше исторических ароматов и начать архивировать существующие духи от множества парфюмерных компаний. «Дизайнеры моды ходят в музеи текстиля, чтобы вдохновиться прошлым. Не было такого места для парфюмерии», — объясняет Керлео.
Люди постоянно используют духи, чтобы подавить запахи нашего тела.
Керлео, одетый в черную водолазку и сшитую на заказ темно-серую спортивную куртку, показывает мне парфюмерный архив и лабораторию Осмотека, которую все называют винным погребом. Это потому, что большая часть из 4500 ароматов учреждения хранится в винных холодильниках с регулируемой температурой. Духи вынимают из причудливых флаконов и помещают в банки из коричневого стекла, чтобы предотвратить проникновение света, который может разрушить хрупкие молекулы запаха. Чтобы дополнительно защитить эти редкие духи, банки наполняют благородным газом аргоном, чтобы поверхность жидкости не контактировала с кислородом воздуха, который также имеет тенденцию разрушать хрупкие молекулы аромата.
«Возможно, это покажется вам интересным», — говорит Керлео и показывает мне бутылку натурального бобрового мускуса, извлеченного из анального мешочка животного — он напоминает мне кожу и березовую древесину, но слаще. По его словам, большая часть мускуса, присутствующего в современных духах, полностью синтетическая, учитывая, что натуральная версия слишком дорогая. Кроме того, инвазивная процедура, необходимая для извлечения жидкости из задних желез бобров, оленей и экзотических циветт, ограничена в рамках усилий по защите животных.
Поскольку Осмотека является архивом, учреждению также разрешено хранить ингредиенты, запрещенные законом в некоторых странах для использования в современной парфюмерии. Одним из таких примеров является натуральный эвгенол, экстракт гвоздики, который может вызывать аллергические реакции на некоторых участках кожи. «Мы можем использовать запрещенные ингредиенты для воссоздания духов, потому что люди будут приходить и нюхать [на пробной палочке], но не будут наносить аромат на свою кожу», — добавляет он.
Один из первых ароматов, воссозданных Керлео, — один из самых почитаемых Osmothèque: духи первого века, рецепт которых был частично записан римским интеллектуалом Плинием Старшим. Он назывался «Королевские духи», потому что его носили парфянские королевские особы, родом из региона современного Ирана. «Поэтому казалось уместным подарить изгнанной [иранской] императрице Фарах Диба Пехлеви флакон этих духов, когда она приехала во Францию», — небрежно говорит мне Керлео, передавая мне образец.
Я закрываю глаза и вдыхаю. Как будто меня занесло в бельевой чулан католической церкви, воздух наполнен запахом благовоний тканей — сильное напоминание о том, что христиане заимствовали свои религиозные запахи из более древних обрядов. К густому запаху ладана примешивается запах яблочной крошки, как будто кто-то пронес десерт в мой католический шкаф. Запахи корицы и кардамона смешиваются с запахом ладана, так что я чувствую себя одновременно освященным и голодным. — О боже, — бормочу я. «Это религиозно и вкусно. Я не ожидал, что духи будут напоминать мне о еде».
«На самом деле это сделано намеренно», — размышляет Керлео. «Во времена Римской империи элита никогда не просыпалась рано. Встав с постели, они пошли в парилку купаться. Затем рабы принесли им чистую одежду, чтобы подготовиться к лучшей части дня: обеду. Потом они поели и расслабились». Возможно, говорит он, эти представители элиты носили духи «не только для того, чтобы приятно пахнуть, но и для того, чтобы напомнить им о еде, которую они собирались съесть, чтобы вызвать аппетит».
Когда Керлео воссоздал рецепт, ему пришлось полагаться на свой опыт парфюмера. В рецепте Плиния Старшего было указано 27 ингредиентов, но не упоминалось их относительное количество. «Вероятно, в то время для парфюмеров было настолько очевидно, как это сделать, что им не требовались подробные инструкции». Как повару, готовящему любимый рецепт, древним парфюмерам нужен был только базовый список, чтобы, знаете ли, не забыть добавить мирровый ладанник. Или шафран, лемонграсс, лотос, майоран, мед, вино или три вида корицы с Цейлона, Китая и Аравии. Чтобы найти ингредиенты для королевских духов, Керлео пришлось полагаться на ботаников, которые помогли ему отследить малоизвестные ингредиенты, такие как сирийский камыш и сомалийский бен-орех, которые собирают из стручков засухоустойчивых деревьев моринга на Африканском Роге. Керлео также пришлось освоить древние техники извлечения аромата — большинство современных парфюмеров не мацерируют орехи, а затем выставляют их на солнце для созревания. Керлео потребовалось два года, чтобы воссоздать 2000-летний рецепт духов, который он осторожно называет «интерпретацией», потому что он требовал такой большой импровизации, какой бы исторически обоснованной она ни была.
Мы вдыхаем некоторые другие воссозданные Керлео ароматы — аромат, который предположительно носила венгерская королева четырнадцатого века и который торговцы продавали как эликсир молодости, потому что она дожила до (тогда) необычно преклонного возраста — 75 лет и вышла замуж за намного моложе человека. Ее аромат основан на появлении в Европе дистилляции спирта, арабского открытия («алкоголя») десятого века. Алкоголь, дистиллированный из вина, был (и остается) идеальным вектором для многих растительных ароматов. Духи венгерской королевы пахнут травяным садом, как будто она всегда держала на груди веточку розмарина. По словам Керлео, духи также использовались в медицинских целях людьми, страдающими ревматизмом. «Ношение чего-то на спиртовой основе, вероятно, согревало суставы и помогало при боли». Мы также вдыхаем специальную версию Eau de Cologne, приготовленную камердинером для Наполеона, у которого закончились его любимые цитрусовые духи, когда он был в изгнании на отдаленном острове Святой Елены в южной части Атлантического океана. Наполеон не мог получить добавку из Кельна, Германия, за тысячи миль отсюда. Ежедневные омовения умирают тяжело, особенно в изгнании.
Это как если бы моя обонятельная система была незадействованной мышцей, которую только что попросили поднять 200 фунтов в становой тяге. Мое обоняние не просто устало, оно лежит на земле, вялое и невосприимчивое.
«Я полагаю, вас также интересуют духи, которые носят четыре вора», — говорит Керлео. Как гласит история, где-то в эпоху чумы (которая охватила период с тринадцатого по семнадцатый век) четыре отъявленных вора украли драгоценности и деньги у людей, которые болели или умирали от инфекционного заболевания. Что прославило особо беспринципных воров, помимо количества украденного, так это то, что им удавалось воровать у жертв, не становясь жертвами чумы. Когда они наконец были пойманы властями, воры были приговорены к смерти. Но у них был выбор, объясняет Керлео. «Смерть от пыток или быстрая смерть, если они поделятся своим секретом предотвращения заражения». Этим секретом была парфюмированная смесь, которую они использовали во время своей жуткой деятельности, le vinaigre des quatre voleurs, или «уксус четырех разбойников». Керлео передает мне образец.
От резкого запаха уксуса у меня защипало в ноздрях. Наряду с легким жжением меня поразил сильный аромат свежей мяты и других зеленых трав. Защита от чумы пахнет вкусной заправкой для салата. Я смеюсь. «Как это может защитить кого-то от чумы?» Это кажется маловероятным, отвечает Керлео, «но вы можете себе представить, что уксус может обладать некоторыми антисептическими свойствами».
Ну конечно! Ношение уксуса — это оригинальный способ подавить любой неприятный запах — будь то ваш собственный или запах тел, которые вы грабите. Даже сегодня многие люди обращаются к концентрированному уксусу как к домашнему очистителю и освежителю воздуха. Обе эти цели достигаются по одной и той же причине: уксус может убивать бактерии, вызывающие неприятный запах, или иным образом. Воры были умны в своей формулировке, хотя вряд ли они могли бы объяснить, почему это могло сработать. Прошло несколько столетий, прежде чем ученые обнаружили существование мелких микробных форм жизни и их роль в инфекционных заболеваниях. Но воры были предусмотрительны: дезинфицирующий уксус в их духах мог убить возбудителей чумы, но, что более важно, дезинфицирующие средства станут ключом к будущему современных технологий борьбы с вонью.
Внезапно я чувствую, что мой нос ударил по аромату. Это как если бы моя обонятельная система была незадействованной мышцей, которую только что попросили поднять 200 фунтов в становой тяге. Мое обоняние не просто устало, оно лежит на земле, вялое и невосприимчивое. Внезапно я понимаю, почему Керлео возражал, когда я спросил его, какими духами он пользуется: «Я свел запахи на себе к минимуму», — сказал он. Если вы целыми днями работаете с запахами, неразумно перенапрягать собственный нос запахами на себе.