27.11.2024

Доминирующим фактором социализации личности выступает: А1. Индивидуальность – это 1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям…

Содержание

Повторение и закрепление по теме «Взаимодействие людей в обществе»

Категория: Правоведение и Обществоведение.

Тема: Повторение и закрепление по теме «Взаимодействие людей в обществе»

Цели и задачи: Обобщить и систематизировать знания по темам «Социальное взаимодействие», «Социальный контроль», «Девиантное и деликвентное поведение», причинами социальных конфликтов и путями их решения;

развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

воспитывать у школьников толерантность, уважение к другим людям, с помощью наглядных примеров установить связь теории с жизненными ситуациями; выражать собственные мысли, говорить аргументировано, вести дискуссию.

Оборудование: схемы, притча, тестовые задания.

Тип урока: урок-повторение

Ход урока

I. Организационный момент

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!» – закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», – заметил старик.

О чем эта притча? О нас с вами. . . Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода? Вывесить рецепты

«Рецепт № 1»: Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного человека, от уровня развития его самоконтроля!

Сегодня на уроке мы проведем проверку и закрепление знаний по теме главы «Взаимодействие людей в обществе»

II Проверка домашнего задания Заполнение таблицы каждый по строчке

Типы социальных движенийЗа что выступаютКак проявляют свою активностьПримеры
Реформаторские
Регрессивные
Утопические
Революционные

III Повторение и закрепление пройденного материала

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с актами социального взаимодействия или социального поведения.

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов индивидов, направленных друг на друга

Фронтальный опрос Вопросы на экране :

 Относятся ли к социальному взаимодействию следующие ситуации?

– мужчина уступил женщине место в автобусе;

– один человек спросил у другого, который час;

– пошёл дождь, и все раскрыли зонтики;

– проехала машина и облила прохожих грязью;

– вы заплатили продавцу за покупку.

 Назовите 2 формы социального взаимодействия? (работа по схеме)

Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками.
Причины конфликтовХарактеристики конфликтов
А. Экономическое неравенство1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма
Б. Идеологическая несовместимость2. Столкновение различных взглядов, идей
В. Политическое противостояние3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами
Г. Межнациональные распри4. Борьба за власть

«Рецепт № 2»: Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов. Стремитесь к разрешению без последствий!

IV. Дом. Задание Создать презентацию или ролик посвященный конфликту:

1. Власть и общество

2. Богатые-бедные

3. Взрослые– дети

4. Мужчина-женщина

«Рецепт № 3»: Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как угрожает его стабильности и безопасности!

V Проверочная тестовая работа: Задания типа А и В КИМа ЕГЭ 2 варианта

Вариант 1

1. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей:

А) социальной мобильности в обществе Б) социализации молодого поколения

В) приобретенного социального статуса Г) самореализации личности в группе

2. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:

А) адаптивного поведения Б) конформистского поведения

В) деликвентного поведения Г) девиантного поведения

3. Социальные нормы, в которых отражаются представления людей о добре и зле – это:

А) обычаи и традиции Б) моральные нормы

В) статические нормы Г) правила этикета

4. За добросовестный многолетний труд гражданин Терехов был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится (-ятся):

А) вручение грамоты Б) комплименты

В) аплодисменты Г) слава

5. Штраф за переход проезжей части в неположенном месте – это пример:

А) формальной негативной санкции Б) девиантного поведения

В) внутреннего контроля Г) отклоняющегося поведения

6. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм:

А) опираются на силу общественного мнения

Б) обеспечиваются силой государственного принуждения

В) поддерживаются моральным сознанием

Г) осваиваются в процессе социализации

7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу:

А) социализации Б) социального контроля

В) социальной адаптации Г) отклоняющегося поведения

8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль, норма, социальные предписания.

12. Найдите в приведенном списке неформальные позитивные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:

А) бойкот Б) аплодисменты В) насмешка Г) выговор Д) комплименты Е) улыбка

13. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМВИДЫ НОРМ

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения.

  1. Этикет
  2. Традиция
  3. Закон
  4. Обычай

14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6). . Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».

Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.

А) санкция Б) группы В) интеграция Г) идеал Д) контроль Е) эталон Ж) правило

З) управление И) стабильность К) развитие

15. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» В опросе 2008 года участвовало 1600 человек. Результаты отражены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

А) Половина опрошенных уверена, что забастовка – это нормальное средство решения назревших проблем.

Б) Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране не допустимы.

В) Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы.

Г) Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться.

Вариант 2

1. Доминирующим фактором социализации личности выступает:

А) природная среда Б) врожденные особенности человека

В) общение с окружающими Г) специфика социальных норм

2. Нарушение правил поведения в общественном месте – это пример:

А) социальной нормы Б) формой негативной санкции

В) конформистского поведения Г) отклоняющегося поведения

3. Социальные нормы:

А) играют роль регулятора поведения людей

Б) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

В) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

Г) всегда являются «неписанными» нормами поведения

4. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:

А) всенародная слава Б) всеобщий почет

В) награждение грамотой Г) доброжелательное отношение

5. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:

А) вручение грамоты Б) лестный отзыв товарища

В) премирование Г) вручение памятного подарка

6. Противоправными обычаями называют обычаи, которые:

А) распространены в малой первичной группе

Б) не соответствуют системе социальных ценностей общества

В) сохранились как пережиток родоплеменных отношений

Г) распространены среди людей одной этнической общности

7. Социальный контроль выражается в:

А) применении санкций Б) наличии публичной власти

В) укреплении государства Г) независимости судов

8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.

Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «конфликт». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Противоречие, социальная напряженность, сопротивление, массовое недовольство, компромисс, переговоры, криминогенные районы, открытый активный протест.

12. Найдите в приведенном списке неформальные негативные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:

А) бойкот Б) аплодисменты В) насмешка Г) выговор Д) комплименты Е) улыбка

13. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМВИДЫ НОРМ

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения.

  1. Этикет
  2. Традиция
  3. Закон
  4. Обычай

14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6). . Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».

Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.

А) санкция Б) группы В) интеграция Г) идеал Д) контроль Е) эталон Ж) правило

З) управление И) стабильность К) развитие

15. В ходе социологических опросов 1989 и 2003 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» Полученные данные отражены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

А) Уменьшилось число лиц, скептически относящихся к забастовкам

Б) Уменьшилось число лиц, относящихся к забастовкам как нормальному средству решения назревших проблем.

В) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовка – единственный способ добиться удовлетворения своих потребностей.

Г) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовки в нашей стране недопустимы

Е. П. Шарипова, МБОУ «Кировская СОШ», п. Кировск, Кваркенский район, Оренбургская область

Метки: Правоведение и Обществоведение

Ю.М. Федоров



Ю.М. Федоров

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Ю. М. Федоров

Космо-антропо-социо-природогенез человека

Глава 4. СОЦИОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА

4.2. СОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;
и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Матф.:6,26

С обособлением социального универсума от универсума человеческого подлинные человеческие общности постепенно из антропных превращаются сначала в социальные, которые затем институционализируются (огосударствливаются). Доминирующим фактором социальной формы человеческой экзистенции становятся уже и не креация, и не общение, а деятельность. Мировоспроизводящей доминантой социального универсума выступает деятельностная форма человеческой активности. Явная нормативная деятельность, или деятельностная нормативность, — конечная социальная модификация символического ничегонеделания непроявленного, пустотного Абсолютного Начала. С развертыванием совокупной человеческой деятельности начинается история цивилизации в ее классической социально-деятельностной форме.

В онтологическом плане деятельность подразделяется на явную и неявную. Она может быть не только явной — социальной, но и неявной — антропной (актуализированная деятельность) и астральной (трансцендентная деятельность). Каждая из этих форм деятельности органически присуща соответствующему онтологическому слою человеческого Бытия. Явная социальная деятельность, несомненно, выступает положительной мировоспроизводящей практикой, но лишь при условии, если органически включена во всю иерархию неявных форм человеческой активности и ограничивается лишь социальным пространством человеческого бытия. «Трудно было бы понять, — писал Ф. Шеллинг, — как во внешнем мире возможно осуществление наших целей посредством сознательной и свободной деятельности, если бы в мир еще до того, как он становится объектом сознательного действования, в силу изначального тождества бессознательной и сознательной деятельности не было уже заложено предрасположение к подобному действованию»13.

Метафизическую «вольную» деятельностной форме человеческой активности выдал, как известно, протестантизм. Он «раскрепостил» деятельность, предельно сакрализировав ее, объявив ее богоугодной. Деятельность, суверенизировавшаяся от общения и креации, превратилась в конституирующий фактор социальной экзистенции человека. Именно этот ключевой момент в истории европейской цивилизации дал мощнейший импульс к капитализации межчеловеческих отношений, к превращению именитствующей человеческой ментальности в тотальную Социальную Маску. Именно с этого момента берет начало и метафизическая критика деятельностной формы цивилизации за то, что последняя способна прогрессировать лишь за счет перманентного регресса собственно человеческого в Человеке.

Крайняя и гипостазированная форма деятельности в качестве особой, а главное, сугубо «объективной» практики мировоспроизведения находит свое метафизическое обоснование в гиперсоциологизме — активно разрабатывавшемся позитивистской и марксистской социологией и структурно-функциональным направлением современной эмпирической социологии.

В марксизме категория «деятельность» выступает основополагающим объяснительным принципом, фундаментальной парадигмой, определяющей сущность всех тенденций общественного развития. Общество и все его структурные компоненты рассматриваются не иначе, как объективации совокупной человеческой деятельности. «Государство, — писал К. Маркс, — не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как деятельность, как различенная деятельность»14. Переход от одной общественно-экономической формации к другой марксизмом понимается как скачок в объективном развертывании совокупной человеческой деятельности. Основоположники марксизма считали, что «коммунистическая революция выступает против прежнего характера деятельности»15, а вовлекаемые в нее революционные массы восстают «не только против отдельных сторон прежнего общества, но и против самого «производства жизни», против «совокупной деятельности», на которой оно базировалось»16. Сущностью исторического процесса, который в марксизме понимается как высшая социальная форма объективного, естественного процесса, выступает совокупная человеческая деятельность. «История, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»17. Формулировок подобного рода можно привести огромное множество. Это и не удивительно, ведь социальная доктрина марксизма исходила из гипердеятельностного изменения человека и его мира в глобальных масштабах.

Если классики марксизма помимо деятельностной стороны в экзистенции человека признавали еще и его родовые сущностные силы, то их «правоверные» последователи постарались вытеснить из марксистской доктрины все человеческое и внесоциальное. Деятельность была положена в основание всеобщей картины Бытия, она превратилась в «священную корову» социологического методологизма, или методологического социологизма, на которую было небезопасно покушаться. «Принцип деятельности в самом широком философском смысле слова, — писала Г.М. Андреева, — означает признание деятельности сущностью способа бытия человека»18. Из деятельности выводили буквально все: от индивидуального творчества до массовых героических свершений.

Гиперпарадигма деятельности из социологии перекочевала в мировоззрение и стала основным принципом его научного построения. Деятельность начали «осуществлять» буквально все феномены — от небесных светил до мельчайших элементов микромира. Категория деятельности вытеснила иные парадигмальные концепты не случайно: ее можно было интерпретировать в предельно широком объективистском контексте, который включал, естественно, и субъективное, сознательное как особый модус объективной деятельности.

В связи с тем, что принцип деятельности непозволительно гипостазировался и проецировался на всю иерархию сущностных сил человека, его необходимо было соотнести с каким-нибудь более высоким «понятийным иерархом». Таковым чаще всего выступала предельно абстрактная категория «активность». Так, Э.С. Маркарян в ряде своих работ определяет деятельность как информационно направленную активность живых систем, возникающую на основе их взаимодействия с внешней средой19. По утверждению М.С. Кветного, деятельность есть особый тип поведения, характеризующий активность живых систем, что связано со спецификой их организации20.

Выведение деятельности из активности порождало в социальной методологии гносеологическую ситуацию, которую можно обозначить как блистательную неопределенность, поскольку в ряде европейских языков соответствующие понятия равнозначны. И все же важным завоеванием научной мысли тех лет была фиксация взаимообусловленности категорий «деятельность» и «субъектно-объектные отношения».

Деятельность — это такой процесс, в рамках которого осуществляются взаимопереходы субъективности и объективности, происходят взаимопревращения внутренней и внешней сторон социальной активности. «Деятельность, — писал А.Н. Леонтьев, — выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект — объект»»21. Субъектно-объектные отношения — это глубинный онтологический механизм, придающий человеческой деятельности динамизм и способствующий синтезу субъективного и объективного в органическую социальность. «В производстве, — писал К. Маркс, — объективируется личность, в потреблении субъективируется вещь»22. Внутренние связи и отношения деятельности образуются и расширенно воспроизводятся в процессе целостного, непосредственного перехода субъективности в объективность (объективированная субъективность) и объективности в субъективность (субъективированная объективность).

Субъектно-объектные отношения лежат в основе процессов, связанных с периодическими флуктуациями в социальном универсуме. Очередной «выброс» социальной энергии, активизирующий совокупную человеческую деятельность, осуществляется аннигиляцией субъективного и объективного в акте их тотального взаимопревращения. Выделяемая при этом социальная энергия идет на поддержание отношений гомеостаза, равновесия между социальной онтологической нишей и целостным бытием Человека. Аннигилируясь в деятельности, субъективное и объективное обретают более высокие уровни целостности в качестве ее полюсов.

В процессе тотального взаимоперехода субъективности и объективности социальный универсум сбрасывает с себя отжившие косные структуры и обновляет свое «неорганическое тело». В результате этого в сфере объективности возникают социальные инновации, а в сфере субъективности — личностные новообразования. Деятельность в ее ментально-онтологическом аспекте является перманентным процессом социального объективирования человеческой субъективности. «Производство, — писал С.Н. Булгаков, — есть прежде всего система объективных действий, субъективное здесь объективируется, грань, лежащая между субъектом и объектом, снимается, субъект актуально выходит из себя в объект»23.

Субъектно-объектные отношения деятельности — это такой вид отношений, когда человек взаимодействует не с другим целостным человеком, а лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам в них представлен частичным и нецелостным социальным субъектом. Здесь «игра творческих сил», органически присущая трансцендентной деятельности и выступающая протосоциальной основой всеобщего креативного процесса, замещается «социально-ролевой игрой», т.е. нормативно дозированной активностью во взаимосогласованном поведении «социальных актеров», попеременно выступающих то объектами, то субъектами социальной интеракции.

Практику распаковывания прескриптивного, нормативного «участка» целостного ментального континуума целесообразно обозначить термином «социализация». Социализация осуществляется в целях обретения социальным универсумом своего наивысшего уровня целостности и тотальности. Этот вид самораспаковывания человеческой ментальности ведет в конечном счете к наращиванию целостности социума за счет бесконечного дробления человеческой уникальности. Уровень целостности социума находится в прямой зависимости от уровня дифференцированности и частичности человеческой личности, субъективности, от степени отчуждения от него личностных качеств и их трансформации в социальные функции. Как подчеркивал К. Маркс, «государственные функции — не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека»24.

Сущность социализации состоит в перманентном вписывании субъекта в совокупную социальную деятельность. Человек выступает социальным субъектом лишь в той мере, в какой он социализирован, т.е. в какой мере он усвоил нормы деятельности. Для того чтобы человек смог войти в деятельностный процесс, он предварительно должен усвоить (интроецировать, интериоризировать) нормы цивилизации. Социальное Я человека есть в этом плане некая функция от сыгранного им социально-ролевого репертуара, зеркальное отражение социальной Роли. Однако человек представляет собой совокупность общественных отношений не как Ноумен или Феномен, а лишь как Социальный Эпифеномен. Социализация есть способ, посредством которого человек оказывается способным взаимодействовать с другими, такими же, как он, социальными функциями в процессе их совместной деятельности.

Процесс социализации основывается на двух основных механизмах, обеспечивающих взаимопереходы объекта и субъекта: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация — это превращение внешних объективных обстоятельств во внутреннее содержание Я. Когда говорится, что социальный субъект есть совокупность, или ансамбль, общественных отношений, это означает: такие внешние отношения механизмом интериоризации оказались свернутыми в социальное Я субъекта. Однако и сами внешние объективные общественные связи и отношения суть не что иное, как экстериоризация социального Я человека. Социальные отношения и социальное Я — зеркальные отражения друг друга. В системе субъектно-объектных отношений субъект интериоризирует объект и экстериоризирует себя в объекте, причем в акте деятельности индивиды одновременно выступают и субъектами, и объектами долженствования. Деятельность и есть процесс взаимообмена между людьми субъективациями в объективированной форме и объективациями в субъективированной форме.

Принято считать, что социализация ограничивается процессом усвоения индивидом совокупного социального опыта, процессом интериоризации определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность, и что она не несет в себе негативных последствий для экзистенции Целостного Человека. Это определение нуждается в уточнении. Социализация — процесс не только формирования социального Я (Ты), но и в некотором смысле декосмизации и деантропологизации Человека, а потому если и опирается на культуру, то отнюдь не на символическую и ценностную, а лишь на формальную и нормативную, т.е. социальную технологию. Общество укрепляет свою целостность за счет разрушения человеческой целостности, за счет размывания человеческого в человеческом и интроецирования в его Я всего гиперсоциального и гипердеятельностного. Лишь разрушив в человеке человеческое, общество в состоянии успешно манипулировать им как социальной марионеткой. И еще: в ходе социализации создается не целостная личность с ее многообразными онтологическими статусами, а всего лишь ее социальная модификация — социальный тип личности.

Итак, деятельность социального субъекта (не путать с неявными формами деятельности Целостного Человека), лежащая в основании особой мировоспроизводящей практики — социализации, есть процесс перманентного овнешнения человеческой феноменальности, ее последовательного дробления на определенную совокупность социальных диспозиций, обусловленных потребностями социоэволюции, с последующей их генерализацией в историческую форму социального Я. «Непосредственная человеческая действительность, ее события и институты не лишены определенной системы и полноты деятельностей, — писал Гегель. — Однако это целое представляется лишь массой подробностей, занятия и деятельности разделены и обособлены на бесконечное множество частей, так что на долю индивидов может выпасть лишь ничтожная частица целого. Как бы индивиды со своими собственными целями ни желали того и ни способствовали тому, что осуществляется через посредство их собственных интересов, самостоятельность и свобода их воли остается все же формальной, определяется внешними обстоятельствами и случайностями и тормозится природными помехами»25. Социальное Я не только имманентно социальной реальности, но и активно противостоит высшим онтологиям, в которые человек укоренен своими родовым и трансцендентным Я. Представляя собой целостность социальной реальности, социальное Я выступает по отношению к целостной ментальности человека как самосоциализирующийся фактор.

Самосоциализирующийся субъект — это человек, в котором социальное Я кумулирует в себе и социально преобразовывает, трансформирует все его интенциональные свойства, подстраивая их под приоритеты развертывающейся в обществе совокупной деятельности. Самосоциализация — это внутренняя деятельность Человеческой Самости, направленная на все многомерное пространство ментальности в целях ее последовательной деантропологизации и десакрализации. Гиперсоциальный субъект не столько дробится на все более ничтожные социальные функции и диспозиции под воздействием внешних репрессалий, сколько осознанно на них самораспадается, саморазлагается.

Субъектно-объектные отношения — это глубинный онтологический механизм, придающий социальной деятельности характер процессуальной целостности и синтезирующий нецелостные субъективации в гиперсубъективацию — Общество. Не случайно в социологизме под субъектом истории понимается не столько человек, сколько общество. Периодически возникающие флуктуации в субъектно-субъектных отношениях и «выбросы» социальной энергии (революции, войны, реформации и проч.) во всеобщее онтологическое пространство человека суть внутренний источник как развития общества, так и самоотчуждения человека. Совокупная деятельность — это «реактор» социальных сущностных сил, которые разгоняются в нем для того, чтобы придать дополнительное ускорение «общественному прогрессу» за счет человеческого регресса. «С точки зрения теории развития, — писал Н.А. Бердяев, — приходится признать, что машинная цивилизация ведет к регрессу человеческой организации, к ослаблению человека. В прежние времена человек был гораздо более вооружен с точки зрения антропологической, был сильнее, организация его была изощреннее, чем на вершинах цивилизации. Прогресс социальный сопровождается биологически-антропологическим регрессом. Совершенствование переносится с человека на социальную среду. Человек делается совершенно беспомощным и безоружным без технических средств социальной среды. Поэтому развитие должно быть признано двойственным процессом, если смотреть на него с объективной антропологической точки зрения»26.

В деятельности происходит аннигиляция объективированных субъективаций — обезличенных социумом множественных Ты, генерализованных в Вы, энергетика которой и выступает внутренним источником социогенеза. Деятельность есть не что иное, как онтологический преобразователь внутренних структур человеческой субъективности во внешние и объективные социальные структуры. В процессе такого преобразования субъективное перестает быть феноменальным и лишь превращенной своей формой постсуществует в универсуме социальных объективаций. «Деятельность, — писал Гегель, — снимает субъективность цели и, следовательно, снимает и объективность, снимает противоположность, благодаря которой оба конечны. И она снимает односторонность не только этой субъективности, а субъективность вообще, ибо другая такая субъективность, т.е. новое порождение противоположности, не отличается от той субъективности, которая предполагается прошлой, снятой»27.

Осуществлять свое эффективное экзистирование социальный субъект в состоянии лишь в специально оборудованном «присутственном месте», каковым является организация (общественное присутствие). Вся его творческая деятельность направлена на созидание общественного здания, в котором ему предстоит прожить деятельностную фазу своей экзистенции. Присутствующий в Цивилизованном Мире Человек перманентно развертывает свою социальную сущность во все более целостную форму социального существования механизмами самоотчуждения, главным из которых выступает безличный Долг. Общество-Левиафан в состоянии осуществлять свое прогрессирующее присутствие в Мироздании лишь за счет систематического «заключения» в свои «присутственные места» таких субъектов, которые могут экзистировать лишь во имя внешнего социального долженствования и не иначе как в качестве особых социальных вещей, социальных номинаций, социальных номенклатур. Расширяющееся онтологическое гиперприсутствие Цивилизации осуществляется за счет все более сужающихся форм присутствия в ней все менее целостного, все более одномерного Социального Индивида.

Социальный субъект и внешний социальный мир находятся в отношении изоморфизма. Социальный субъект есть определенная субъективация, интериоризация внешнего социального мира, а тот, в свою очередь, представляет собой объективацию, экстериоризацию внутренней человеческой социальности. Отнюдь не человек в своей ментальной тотальности, а его социальное Я есть «ансамбль общественных отношений». Социум — это деятельностно овнешненное социальное Я человека, и наоборот, социальное Я — это деятельностно овнутренный социум.

Если деятельностный субъект является экзистенциальной проекцией социальной онтологии на многомерное пространство человеческой ментальности, то о социуме вряд ли можно сказать нечто подобное. Социум является экзистенциальной проекцией не всей тотальности человеческого Я, а лишь социального в человеческом. Социум не есть весь мир человека, он — всего лишь одна из онтологических ниш его бытия. Трагедия социального субъекта заключается не в том, что он вынужден осуществлять деятельность (в рамках его социальной бытийственности она позитивна), а в том, что ее отчужденную и гипертрофированную социальную форму он чаще всего культивирует в качестве чуть ли не единственного способа воспроизводства своей многомерной экзистенции. Но таковы именно внутренние причины социальной трагедии человека, разыгрываемой на подмостках Цивилизации, которая перманентно вытесняет из процесса мировоспроизведения все внедеятельностное — сакральную креацию и антропное общение. Цивилизованный человек — фанатичный адепт социальной деятельности. Деятельность в ее крайнем выражении есть практика расширенного мировоспроизведения в его гиперсоциальных формах.

Деятельность оказывается экзистенциально продуктивной, когда в своей явной форме осуществляется лишь в границах социального универсума и не вторгается в иные онтологические пределы человеческого Бытия. В противном случае она перерождается в социальную форму насилия, в средство закабаления человека, превращения его в раба. Никогда нельзя забывать, что «работа», «рабочий» и «рабство» — слова, образованные от одного корня, неявным смыслом которого и выступает деятельность. К сожалению, в постантропном социальном мире деятельность превращается в основной фактор, конституирующий и даже сакрализирующий все без исключения формы человеческого существования. В основании любой социальной утопии — идеологического проекта идеального общества — всегда можно обнаружить принцип гиперсоциализации человека.

Как известно, Э. Дюркгейм даже хотел подменить Бога секуляризованным Обществом. Он искал религиозную реальность, соответствующую религиозным представлениям, и находил ее именно в обществе. Социальная форма идолотворения в конечном счете превращает человека в раба так называемого общественного прогресса. «Совершенная социализация человека, связанная с идеей совершенного социального строя, и совершенная регуляция всей человеческой культуры, — писал Н.А. Бердяев, — могут привести к новому и окончательному порабощению человеческой личности. И во имя личности и ее первородной свободы нужно будет бороться с этой совершенной социализацией»28.

Основной парадокс объективной деятельности заключается в том, что господство над внешней социальной действительностью требует от человека насилия над миром внутренним, вытеснения из него всего сакрального и человеческого. Скрытой истиной деятельностной социализации человека выступает принцип господства и подчинения, обусловливающий появление «цивилизованной формы варварства».

Деятельность как совокупность субъектно-объектных отношений в пределах социальной определенности человека в снятом виде содержит в себе социализированную форму познания, которая в перспективе с формированием природного универсума обосабливается в особую целостность в качестве особой мировоспроизводящей практики и начинает тотально воздействовать не только на природогенез, но и на социогенез Человека.

Примечания

13 Шеллинг Ф. Система трансцендентного идеализма // Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1987. – Т. 1. – С. 467, 468.

14 Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 1. – С. 324.

15 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 3. – С. 70.

16 Маркс К. К критике гегелевской философии – С. 324.

17 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 2. – С. 102.

18 Андреева Г.М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977. – С. 10.

19 См.: Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. – Ереван, 1973. – С. 56.

20 См.: Кветный М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). – Саратов, 1974. – С. 11.

21 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 81.

22 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 46, ч. 1. – С. 25.

23 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – Соч.: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1: Философия хозяйства. Трагедия философии. – С. 121.

24 Маркс К. К критике гегелевской философии – С. 242.

25 Гегель. Эстетика: В 4 т. – М., 1968. – Т. 1. – С. 158.

26 Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994. – С. 203.

27 Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1. – С. 417.

28 Бердяев Н.А. О назначении человека. – С. 144.

 

 

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Фёдоров Юрий Михайлович (1936-2001), русский мыслитель.

Федоров Ю.М. Сумма антропологии.  М., 2009.

Федоров Ю.М. Онтологические формы и функции технологии. Очерки философии техники: Учебное пособие /Под ред. Манько Ю.В./СПбГУТД. – СПб., 2000. – 206 с.

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

1.2: Факторы социализации — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    116254
  • Влияние семьи, общества, культуры, общины — все это факторы, которые необходимо учитывать при понимании социализации. Как природа и воспитание влияют на детство? В этом разделе мы рассмотрим, как семейное общество и культура влияют на жизнь детей. Вы узнаете, как естественные науки (биология) и социальные науки (антропология, психология, социальная работа и социология) изучают это влияние на детей.

    Определение социализации

    Летом 2005 года детектив полиции Марк Холсте проследил за следователем из Департамента по делам детей и семьи в дом в Плант-Сити, Флорида. Они были там, чтобы изучить заявление соседа о ветхом доме на Олд-Сидней-роуд. Сообщалось, что маленькая девочка выглядывала из одного из разбитых окон. Это казалось странным, потому что никто из соседей не видел маленького ребенка в доме или рядом с ним, в котором последние три года жили женщина, ее бойфренд и двое взрослых сыновей. Кем была таинственная девушка в окне? Войдя в дом, детектив Холсте и его команда были потрясены. Это был худший беспорядок, который они когда-либо видели, кишащий тараканами, испачканный фекалиями и мочой как людей, так и домашних животных, наполненный ветхой мебелью и рваными оконными покрытиями. Детектив Холсте прошел по коридору и вошел в маленькую комнату. Там он и нашел маленькую девочку с большими пустыми глазами, смотрящую в темноту. Позднее в газетном сообщении описывалась первая встреча детектива с ребенком: «Она лежала на полу на рваном заплесневелом матрасе. Она свернулась на боку. . . ее ребра и ключицы торчали. . . ее черные волосы были спутаны, и в них кишели вши. Укусы насекомых, сыпь и язвы покрывали ее кожу. . . Она была голая, если не считать вздутого подгузника. … Ее звали, как сказала мать, Даниэль. Ей было почти семь лет» (DeGregory, 2008). Детектив Холсте немедленно вынес Даниэль из дома. Ее доставили в больницу для лечения и обследования.

    В ходе тщательного обследования врачи установили, что, хотя Даниэлла сильно истощена, она может нормально видеть, слышать и произносить звуки. Тем не менее, она никому не смотрела в глаза, не умела жевать и глотать твердую пищу, не плакала, не реагировала на раздражители, обычно вызывающие боль, и не умела общаться. со словами или простыми жестами, такими как кивание «да» или «нет». Точно так же, хотя тесты показали, что у нее нет хронических заболеваний или генетических аномалий, она могла стоять только тогда, когда кто-то держал ее за руки, и она «ходила боком на носочках, как краб» (DeGregory, 2008). Что случилось с Даниэль? Проще говоря: помимо основных требований для выживания ею пренебрегали. Основываясь на своем расследовании, социальные работники пришли к выводу, что ее оставили почти в полном одиночестве в комнатах, подобных той, где ее нашли. Без регулярного взаимодействия — держания на руках, объятий, разговоров, объяснений и демонстраций, предлагаемых большинству маленьких детей, — она не научилась ходить или говорить, есть или взаимодействовать, играть или даже понимать окружающий ее мир. С социологической точки зрения Даниэль не была социализирована.

    Социализация — это способ усвоения норм и идей общества, который помогает поддерживать социальную и культурную преемственность. Это то, как дети узнают и начинают понимать мир, в котором они живут. Это развивается по мере того, как дети взаимодействуют с различными «агентами» в своей жизни. В этой главе будут обсуждаться некоторые из сильнейших агентов социализации.

    Пандемия COVID-19 действительно изменила то, как мы общались как нация. Соединенные Штаты, как и другие страны, на какое-то время были закрыты на карантин, что заставляло нас полагаться на технологии больше, чем в прошлом. Распорядок дня, который мог включать в себя посещение школы, участие в мероприятиях вне дома (например, спорт, клубы, общественные работы) и взаимодействие со сверстниками, изменился и привел к большему количеству экранного времени и минимальному общению с людьми лицом к лицу для семей, но особенно детей всех возрастов. (Ранджбар, К., Хоссейнпур, Х., Шахриарирад, Р. и др., 2021). Никто не мог представить, что вирус повлияет на то, как мы социализируемся, и понять важность социально-эмоционального развития. Это приводит нас к пониманию того, как черты, которые мы, возможно, унаследовали или изучили, помогают в нашем общем развитии.

    Природа против воспитания

    Природа против воспитания — все о генах и наследственности, о том, как ваши гены взаимодействуют с окружающей средой и как ваша среда взаимодействует с вашими генами. Что такое природа против воспитания? Природа относится к нашим генам, а воспитание относится к окружающей среде. Они являются источниками, создающими индивидуальные различия в развитии. Мы, как правило, знаем о генах больше, чем о том, как окружающая среда влияет на нас, потому что окружающая среда имеет бесчисленное множество факторов, влияющих на наше развитие.

    Два наиболее важных термина, которые следует понимать при рассмотрении вопроса о природе и воспитании, — это генотип и фенотип. Генотип — это просто генетическая конституция (или неизменный состав) индивидуального организма. Фенотип – совокупность наблюдаемых характеристик особи, возникающая в результате взаимодействия ее генотипа с окружающей средой. Теперь, когда мы определили генотип и фенотип, давайте посмотрим, как наша генетика взаимодействует с окружающей средой.

    Пассивная корреляция генотип-среда происходит, когда дети пассивно наследуют гены и среду, которую обеспечивает их семья. Некоторые поведенческие характеристики, такие как склонность к спорту, могут передаваться по наследству. Дети унаследовали как гены, которые обеспечили бы успех в этих действиях, так и стимулы окружающей среды для участия в этих действиях.

    Вызывающая воспоминания корреляция генотип-среда относится к тому, как социальная среда реагирует на людей на основе их унаследованных характеристик. Например, если у человека более общительный или застенчивый темперамент, это повлияет на то, как к нему или к ней относятся другие.

    Активная корреляция генотип-среда происходит, когда люди ищут среду, которая поддерживает их генетические тенденции. Это также называется выбором ниши. Например, дети с музыкальными наклонностями ищут музыкальное образование и возможности, которые развивают их естественные музыкальные способности.

    Генетические исследования постоянно демонстрируют наследственное влияние во многих традиционных областях психологических исследований, таких как психические заболевания, личность, когнитивные нарушения и способности, а также употребление и злоупотребление наркотиками. Некоторые области, демонстрирующие сильное генетическое влияние, могут быть более удивительными, например, самооценка, интересы, отношения и школьная успеваемость (Plomin & Asbury, 2005).

    Было проведено много исследований на братьях и сестрах, чтобы показать, какое влияние сильнее, гены или окружающая среда. Братья и сестры часто похожи, но их сходство коренится в их генах, а не в общей среде. Окружающая среда чрезвычайно важна для человеческого развития, но генетические исследования, вне всякого сомнения, показали, что наиболее эффективными воздействиями окружающей среды являются те, которые делают детей в одной семье разными, а не похожими. Эти воздействия окружающей среды называются неразделяемыми, потому что они не разделяются детьми, растущими в одной семье (Plomin & Asbury, 2005). В неразделенной среде дети могут испытывать различия в родителях, сверстниках, учителях, практиках здоровья и хорошего самочувствия, взглядах, убеждениях и религиозных практиках. Эти различия в неразделенных влияниях окружающей среды могут привести к различиям в поведении.

    На протяжении всего периода развития ребенка у детей могут происходить генетические изменения. Генетические изменения просто означают, что генетические эффекты в одном возрасте отличаются от генетических эффектов в другом возрасте; то есть одни и те же гены могут по-разному влиять на мозг восьмилетних и восемнадцатилетних (Plomin & Asbury, 2005). Например, изменение генетических эффектов в развитии, вероятно, является причиной того, что в детстве трудно найти поведенческие маркеры для людей, которые впоследствии становятся шизофрениками. Хотя возможно, что «гены шизофрении» не включаются до подросткового возраста, более вероятно, что эти гены действуют одинаково до и после подросткового возраста, но проявляют свои галлюцинаторные и параноидальные эффекты только после развития мозга у подростков (Plomin & Asbury). , 2005).

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Генетика этих близнецов идентична друг другу, как и их внешний вид. (CC BT-ND 2.0; ethermoon через Flickr)

    Темперамент

    Каково происхождение человеческой личности? Являются ли они главным образом результатом истории подкрепления ребенка? Заученные атрибуции ребенка о социальном мире? Гены ребенка? Или нужно понять больше, чем в результате простого выбора между природой и воспитанием (Rothbart, 2007)? Благодаря генетике мы развиваем темперамент.

    Темперамент состоит из врожденных характеристик, которые определяют индивидуальную чувствительность к различным переживаниям и реакцию на модели социального взаимодействия. Есть ли связь между темпераментом ребенка и развитием личности? Понимание темперамента занимает центральное место в нашем понимании развития, а конструкции темперамента связаны с индивидуальными различиями как в личности, так и в лежащих в основе нейронных функциях (Rothbart, 2007). Темперамент и опыт объединяются, чтобы «вырастить» личность, которая будет включать в себя развивающееся познание ребенка о себе, других, физическом и социальном мире, а также его или ее ценности, отношения и стратегии выживания (Rothbart, 2007).

    С раннего младенчества дети проявляют значительную изменчивость в своих реакциях на окружающую среду. Один ребенок пуглив, у него кратковременная концентрация внимания, и он плачет даже во время умеренно стимулирующей игры; другому ребенку нравится энергичная игра, его трудно отвлечь, и он ищет интересные события. Эти реакции вместе с регулирующими их механизмами составляют темперамент ребенка (Rothbart, 2007). Раннее развитие темперамента может привести к поведенческим проблемам в подростковом возрасте. С самого рождения у детей развивается темперамент, а через темперамент дети развивают другие социальные модели поведения, такие как совесть и сочувствие. Например, в ходе исследования у более пугливых детей в дошкольном возрасте развивалась более развитая совесть, чем у менее пугливых детей. Страх дает внутренние сигналы дискомфорта, которые можно отнести к совести, а не к внешнему вознаграждению или принуждению (Rothbart, 2007). В том же исследовании было отмечено, что отношение между темпераментом и совестью также зависит от воспитания. Пугливые дети, получившие мягкую и некарательную социализацию, развили большую совесть, чем боязливые дети, чьи родители были карательными.

    Рисунок \(\PageIndex{2}\): Черный отец играет с младенцем. (общественное достояние; NappyStock через подгузник)
    Время регистрации!
    Понимание расовой социализации
    Рисунок \(\PageIndex{3}\): Сверстники играют в карты. (CC BY 2.0; Zackary Drucker через Genderphotos.Vice)
    Время регистрации!
    Рисунок \(\PageIndex{4}\): Какая скрытая учебная программа может использоваться в этом начальном классе? (CC BY 2.0; USAG-Humphreys через Flickr)
    Время регистрации!
    Спорные учебники

    Сообщество, в котором живет ребенок, может дать ребенку реальный опыт, который повлияет на его взгляды и мировоззрение. Аспекты сообщества, такие как разнообразие сообщества, доступ к ресурсам, подверженность насилию, внеклассные мероприятия и программы, а также повседневное поведение членов сообщества, могут повлиять на ребенка. Другими компонентами сообщества, которые следует принимать во внимание, являются индивидуалистические (те, которые делают акцент на потребностях отдельного человека, а не на потребностях группы в целом) или коллективистское сообщество (подчеркивают потребности и цели группы в целом, а не потребности и желания каждого человека), и если сообщество ориентировано на ребенка.

    Рисунок \(\PageIndex{5}\): Девочки-скауты помогают построить дождевой сад. (CC BY 2.0; USAG-Humphreys через WordPress)

    Хотя некоторые религии являются неформальными институтами, здесь мы сосредоточимся на практиках, за которыми следуют официальных институтов. Религия является важным средством социализации для многих людей. Соединенные Штаты полны синагог, храмов, церквей, мечетей и подобных религиозных общин, где люди собираются, чтобы поклоняться и учиться. Как и другие учреждения, эти места учат участников тому, как взаимодействовать с материальной культурой религии (например, с мезузой, молитвенным ковриком или облаткой для причастия). Для некоторых людей важные церемонии, связанные со структурой семьи, такие как брак и рождение ребенка, связаны с религиозными праздниками. Многие религиозные учреждения также поддерживают гендерные нормы и способствуют их обеспечению посредством социализации. От церемониальных обрядов перехода, которые укрепляют семейную единицу, до динамики власти, которая укрепляет гендерные роли, организованная религия способствует общему набору социальных ценностей, которые передаются в обществе.

    Рисунок \(\PageIndex{6}\): Двое мужчин из хасидской еврейской общины. (CC BY-ND 2.0; leibtropper через Openverse.) Рисунок \(\PageIndex{7}\): Женщина говорит о дискриминации на рабочем месте. (CC BY-ND 2.0;
    DG EMPL через Flickr)

    Разные профессии требуют разных типов социализации. В прошлом многие люди работали на одной работе до выхода на пенсию. Сегодня тенденция состоит в том, чтобы менять работу не реже одного раза в десятилетие. Это означает, что люди должны социализироваться и социализироваться в различных рабочих средах.

    Эффект «Принцесса Культура»
    Время заезда!

    Ссылки

    Ранджбар, К., Хоссейнпур, Х., Шахриарирад, Р., Гаем, Х., Рахими, Т., Мирахмадизаде, А., Хоссенинпур, П. (2021, 10 марта). Отношение и характер сна учащихся во время закрытия школы после карантина в связи с пандемией COVID-19: интернет-опрос на юге Ирана. Environ Health Prev Med 26 (33).

    Робертс, Д. Ф., Фер, У. Г. , и Райдаут, В. (2005). Поколение М: СМИ в жизни 8–18-летних . Менло-Парк, Калифорния: Семейный фонд Генри Дж. Кайзера.

    «Агенты социализации» от OpenStax, LibreTexts находится под лицензией CC BY.

    «Прелюдия к социализации» OpenStax, LibreTexts находится под лицензией CC BY.


    1.2: Socialization Factors распространяется по лицензии CC BY, автор, ремикс и/или куратор LibreTexts.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Лицензия
        СС BY
        Программа OER или Publisher
        Калифорнийский консорциум за справедливые изменения в высших учебных заведениях Открытые образовательные ресурсы
        Показать оглавление
        да
      2. Теги
        1. Сид:cdev110

      Какие факторы ответственны за процесс социализации?

      Навигация

      Статьей поделился

      ОБЪЯВЛЕНИЯ:

      Социализация, как сказано выше, представляет собой процесс усвоения групповых норм, привычек и идеалов. Есть четыре фактора этого процесса обучения. Это подражание, внушение, идентификация и язык. Необходимо краткое описание этих четырех факторов.

      Имитация:

      Подражание — это копирование индивидуумом действий других Мид определяет его как сознательное принятие чужих действий или ролей. Таким образом, когда ребенок пытается эффектно ходить, как его отец, размахивая палкой и в очках, он подражает. Подражание может быть сознательным или бессознательным, спонтанным или преднамеренным, перцептивным или воображаемым, подражанием. Имитирующий человек выполняет в точности ту же деятельность, что и совершаемая до него.

      ОБЪЯВЛЕНИЯ:

      Подражание является основным фактором в процессе социализации ребенка. Благодаря этому он усваивает многие модели социального поведения. Ребенок по сравнению со взрослым обладает наибольшей способностью к подражанию. Язык и произношение усваиваются ребенком только путем подражания. Именно из-за склонности к подражанию дети так восприимчивы к влиянию своих родителей и друзей, чьему поведению они без разбора подражают.

      Предложение:

      По словам Мак. Дугалла, внушение есть процесс общения, в результате которого принимается со связями сообщаемое предложение при отсутствии логически адекватных оснований для его принятия. Внушение – это процесс сообщения информации, который не имеет логической или самоочевидной основы. Он лишен рационального убеждения. Его можно передать через язык, изображения или другие подобные средства.

      Внушение влияет не только на поведение с другими, но и на собственное личное и индивидуальное поведение. В торговле, промышленности, политике, образовании и во всех других областях люди, знакомые с психологическими фактами, пользуются внушением, чтобы их идеи и понятия были приняты другими людьми и чтобы заставить последних вести себя в соответствии с их желаниями. Собственно пропаганда и реклама основываются на фундаментальных психологических принципах внушения.

      ОБЪЯВЛЕНИЯ:

      Внушаемость ребенка больше, чем у взрослого, потому что в детстве он лишен зрелости и разума. Внушаемость человека уменьшается с ростом его зрелости и умственного уровня. Однако может быть необходимо иметь в виду, что может быть разница в внушаемости детей, принадлежащих к разным обществам, а также к одному и тому же обществу.

      Есть несколько внешних и внутренних условий, повышающих внушаемость. Таким образом, темперамент, интеллектуальные способности, невежество, торможение, диссоциация, эмоциональное возбуждение и утомление являются одними из внутренних условий внушаемости. Среди внешних условий можно назвать групповое положение, престиж внушаемого и общественное мнение.

      3. Обозначение:

      В раннем возрасте ребенок не может отличить свой организм от окружающей среды. Большинство его действий случайны. Это естественная реакция, которую он не осознает. По мере взросления он познает природу вещей, которые удовлетворяют его потребности. Такие вещи становятся объектом его идентификации. Таким образом, игрушка, с которой он играет, книжка с картинками, которой он наслаждается или которую смотрит, и мать, которая его кормит, становятся объектом его идентификации.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *