Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре
Вараксин Владимир Николаевич,кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог[email protected]
Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре
Аннотация. В статье рассматриваются разнообразные методы и приёмы преодоления и предупреждения ситуативной дезадаптации детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра. Автор в статье раскрывает понятие предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации.Ключевые слова: предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации, педагогическая поддержка, социальная адаптация, тревожность, стрессоустойчивость, детский оздоровительный центр.
В настоящее время здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей нового, оздоровляющегои развивающегося детского летнего отдыха.
Ссылки на источники1.Собчик Л.Н. Введение в психологиюиндивидуальности. –М., 1997.–С.47.2.Михайленко Т.Л., Лодягина Л.П. Управленческая деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности в «Детском оздоровительном центре». –Бердянск,2002.–76с.3.Черепехин А.В. Из опыта работы детских загородных оздоровительных лагерей Запорожской области по организации воспитательной работы с детьми. –Запорожье,2007.–43с.4.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. –М., 1995.–58 с.5.Мудрик А.В. Социальная педагогика. –М.,2000.–200с.6.Социализация: понятие, основные концепции. –URL: http://socwork.ru.7.Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности // Материалы 1–й Международной научнопрактической конференции. Под. ред. Т.Д. Молодцовой, В.Н.Вараксина. –Таганрог,2008.–342с.
Varaksin Vladimir,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of pedagogics and psychology of personality of faculty of psychology and social pedagogics of the Taganrog state pedagogical college of the name А. P. Chekhov, [email protected] overcoming situational maladjustment of children and adolescents in child health centerAnnotation. In the article various methods and receptions of overcoming and warning of situation disadaptationof children and teenagers are examined in the conditions of child’s health center. An author in the article exposes the concept of warning and overcoming of situation disadaptation.Keywords:warning and overcoming of situation disadaptation, pedagogical support, social adaptation, anxiety, ability to handle stress, child’s health center.ISSN 2304120X
Социальная дезадаптация — ее виды, причины и проявления.
Социальная дезадаптация —ее виды, причины и проявления.
Автор: Ашихмина Евгения Владимировна, воспитатель МКУ СРЦН «Алые паруса»
Описание работы:Предлагаю статью для социально-реабилитационных центров, для работы с дезадаптированными детьми. Эту статью можно использовать на педагогических советах, методических объединениях, семинарах.
Социальная дезадаптация – это неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно — исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимы для удовлетворения собственных потребностей.
В зависимости от вида, природы, степени, характера дезадаптации выделяют следующие виды дезадаптации :
1. Патогенная дезадаптация — вызвана патологиями отклонениями в психическом развитии и в нервнопсихических заболеваниях в основе, которых лежат функциональные поражения центральной нервной системы.
По степени и глубине проявления делится на устойчивую патогенную дезадаптацию и не устойчивую психогенную дезадаптацию.
К устойчивой, относятся ограниченные поражения головного мозга, психозы, отставание в умственном развитии, дефекты органов чувств.
К неустойчивой относят фобии, навязчивые дурные привычки, энурез, энкопрез. Вызвана неблагоприятной социальной школьной, семейной ситуацией.
2. Психосоциальная дезадаптация — связана с возрастными и индивидуальными психическими особенностями ребенка; устойчивая форма — акцентуация характера, дефекты эмоционально — волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию).
3 . Социальная дезадаптация — проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных нормах поведения и деформации внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок.
В сущности, социальная дезадаптация представляет собой нарушение процесса социального развития, в котором в зависимости от степени и глубины изменений можно выделить две стадии:
1. Школьную социальную дезадаптацию, или педагогическую запущенность, при которой подросток характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью учителям, негативным отношением к учебе; такими формами поведения, как сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками. При этом, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличаются любовью к физическому труду, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, стремится к получению рабочей профессии, экономической самостоятельности.
2. Социальная дезадаптация, связанную не только с хроническим отставанием по предметам учебной программы и сопротивлением педагогическим воздействиям, но и с отсутствием у них профессиональной ориентированности, общественно полезных навыков и умений, сужением сферы познавательных интересов. Такие подростки характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их социальное развитие происходит в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп. Им свойственны серьезные различные социальные отклонения, алкоголизм, бродяжничество, наркомания, правонарушения, аморальное поведение.
Причины социальной дезадаптации подростков.
Причинами социальной дезадаптации могут быть:
Ошибки семейного воспитания:
а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей;
б) отрицательное влияние на детей поведения родителей;
в) противоречивое отношение родителей к детям;
г) неполный состав семьи;
д) неправильная организация деятельности детей;
е) привитие противоречащих моральным нормам взглядов и убеждений;
Недостатки и просчеты учебно-воспитательной работы в школе:
а) непосильность предъявляемых к учащимся требований;
б) перегрузка учащихся;
в) устойчиво негативная оценка результатов их деятельности;
г) негативный подход к воспитанию;
д) создание атмосферы нетерпимости и обструкции;
е) невнимательное отношение к детям и несоблюдение дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе.
Негативное влияние среды, деформация социальных связей и соответственно референтных и ценностных ориентаций:
а) влияние референтных групп с асоциальной ориентацией;
б) расхождение норм группы с общепринятыми моральными нормами;
в) низкая сформированность структуры общения.
Школьная дезадаптация может быть определена, как особая форма, социальной дезадаптации.
Отличительные особенности социальной дезадаптации подростков определяются возрастом, особым социальным статусом и бурно протекающего процесса психического развития.
1. Индивидуальные психические — искажения личностных черт- деформация мотивационной сферы — несформированность социально приемлемого поведения — педагогическая запущенность.
2. Индивидуальные соматические — хронические заболевания — инвалидность отставание в физическом развитии.
3. Социальные внеучебные — нарушение прав ребенка — отсутствие опеки со стороны взрослых — вовлечение в противоправные действия — бедность семьи ограниченность возможностей познания мира.
4. Социальные школьные — плохой социально- психологический климат учебной группы — низкий социальный статус в учебной группе — низкий уровень преподавания в учебном заведении.
Социальная дезадаптация несовершеннолетних — это явление многогранное, многовариантное, может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами.
На основе выше изложенной точки зрения, мы пришли к выводу, что если ребенок дезадапирован в какой — то одной области, например, взаимоотношениях со сверстниками, а во всех остальных не испытывает никаких трудностей, тогда мы вправе говорить об узкой дезадаптации. В случае если ребенок дезадаптирован еще и в учебе, фиксируем распространенную дезадаптацию. Но бывает так, что дезадаптация захватила многие области жизнедеятельности ребенка тогда речь идет о дезадаптации распространенной или широкой.
Следующий момент — это «проникновение в психику».
Если ребенок проявил грубость, рассеянность или лень (это временное состояние или мотив), можно говорить о поверхностной дезадаптации. Воспитатель допустил бестактность, ребенок обиделся или нагрубил, но это не стало чертой характера и не повлияло на поведение в целом; но если такая грубость начинает проявляться все чаще, переходя в черту характера, речь идет уже о дезадаптации углубленной или глубокой.
Дезадаптация является скрытой, когда ребенок все носит в себе (обиду, тревогу, страх, одиночество), открытой, проявляется довольно четко и ярко выраженной, такая дезадаптация бросается в глаза и очень мешает окружающим и самому ребенку.
Если ребенок растерялся, разозлился, проявил рассеянность или конфликтность, но произошло это быстро, то можно говорить о ситуативности проявления дезадаптации. Если какие то нарушения отношений и деятельности проявляются в сходных ситуациях, но еще не стали чертами характера, на наш взгляд, следует сделать вывод о временной дезадаптации, если же они проявляются практически постоянно, то это дезадаптация устойчивая. Разные виды и подвиды, дезадаптации могут иногда существовать у одного человека, взаимодействуя, переплетаясь, ослабевая, и уничтожая друг друга. Невозможно найти человека, у которого бы элементы дезадаптации, хотя бы ситуативно, никогда не проявлялись, а их проявление зависит от всего мотивационно — личностного строя личности, ее характера, способностей.
Помимо этого, социальной дезадаптация может быть обращена как во внутрь, на себя, так и на окружающий, осознаваться инее осознаваться, самоосуждаться или нет, вызывать или не вызывать желание измениться или что-то изменить — все это порождает проявление типов дезадаптации:
«саморазрушители» — дефект самооценки, самовыражения, взаимоотношений;
«неумеющие» — дефект навыков и умений, деформации предметной дезадаптации;
«инертные» — ослабленность воли и эмоционального контроля;
«конформисты’ — ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений;
«разрушители» — превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия;
«смирившиеся» — дефект воли, эмоций, занижающий
«конформисты’ — ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений;
«разрушители» — превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия;
«смирившиеся» — дефект воли, эмоций, занижающий самооценку, деформацию «я»;
«себялюбцы» — напротив, завышающей самооценку, деформацию «я»; «демонстративные» — дефект взаимоотношений, эмоций самооценки; «заблуждающиеся»~ отсутствие правильной оценки себя, своих поступков;
«стремящиеся» — осознание и отрицательное отношение к своим поступкам, отсутствие отрицательного влияния на окружающих и подверженности отрицательным воздействиям, активность в преодолении дезадаптации. Нередко типы дезадаптации могут быть смешанными, сочетая в себе характеристики нескольких типов. Любой из указанных типов дезадаптации имеет различную выраженность в зависимости от отношения ребенка к ней, влияние его на окружающих и стремление дезадаптацию преодолеть.
Приведенная классификация дезадаптации по ее видам, подвидам и типам позволяет более дифференцированно подходить к каждому дезадаптированному подростку. Определение вида дезадаптации дает понять, к какой области проявления следует обратиться, подвида — степень ее запущенности, типа — конкретное поведенческое ее проявление, что, в конечном счете, должно влиять на стратегию работы с подростком.
Вывод: Таким образом, под понятием дезадаптация понимаем социально психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими, и с окружающим миром.
Так же мы выяснили, что дезадаптация бывает: патогенная, психосоциальная, социальная, которые в свою очередь могут быть различными по глубине распространенности, выраженности, характеру возникновения, длительности протекания, направленности. Выяснили типы проявления, социальной дезадаптации: саморазрушители, неумеющие, инертные, конформисты, разрушители, смирившиеся, себялюбцы, демонстративные, заблуждающиеся, стремящиеся.
Заключение.
Значимость проблемы социальной дезадаптации, обусловлена современной ситуацией в обществе. Социальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как критическую. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, социально — педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.
При изучении психолого — педагогической литературы, мы рассмотрели понятие социальной дезадаптации, под которой понимается: неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно — исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимы для удовлетворения собственных потребностей.
Так же рассмотрели причины, проявления, виды и типы социальной дезадаптации. Рассмотрели сущность понятия социально — психолого педагогической поддержки, под которой понимается «процесс совместного с подростком определения препятствий мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни». Существует определенная структура социально — психолого — педагогической поддержки, которая состоит из нескольких этапов: диагностического, поискового этапа, договорного, деятельностного и рефлексивного этапов.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/46419-socialnaja-dezadaptacijaee-vidy-prichiny-i-p
Расстройства адаптации – Симптомы и причины
Обзор
Расстройства адаптации – это состояния, связанные со стрессом. Вы испытываете больший стресс, чем обычно можно ожидать, в ответ на стрессовое или неожиданное событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в ваших отношениях, на работе или в школе.
Проблемы на работе, уход в школу, болезнь, смерть близкого члена семьи или любые перемены в жизни могут вызвать стресс. В большинстве случаев люди приспосабливаются к таким изменениям в течение нескольких месяцев. Но если у вас расстройство адаптации, у вас по-прежнему возникают эмоциональные или поведенческие реакции, которые могут способствовать чувству беспокойства или депрессии.
Однако вам не нужно выживать в одиночку. Лечение может быть кратким и, вероятно, поможет вам восстановить эмоциональную опору.
Товары и услуги
- Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
- Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание
Симптомы
Признаки и симптомы зависят от типа нарушения адаптации и могут различаться у разных людей человеку. Вы испытываете больше стресса, чем можно было бы ожидать в ответ на стрессовое событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в вашей жизни.
Расстройства адаптации влияют на то, как вы себя чувствуете и думаете о себе и мире, а также могут влиять на ваши действия или поведение. Вот некоторые примеры:
- Чувство грусти, безнадежности или отсутствие удовольствия от того, что раньше нравилось
- Частый плач
- Беспокойство или чувство беспокойства, нервозности, нервозности или стресса
- Проблемы со сном
- Отсутствие аппетита
- Трудности с концентрацией внимания
- Чувство подавленности
- Трудности в повседневной деятельности
- Отказ от социальной поддержки
- Избегание важных вещей, таких как работа или оплата счетов
- Суицидальные мысли или поведение
Симптомы расстройства адаптации проявляются в течение трех месяцев после стрессового события и длятся не более 6 месяцев после окончания стрессового события. Однако стойкие или хронические расстройства адаптации могут продолжаться более 6 месяцев, особенно если стрессор продолжается, например, безработица.
Когда обращаться к врачу
Обычно стрессоры носят временный характер, и со временем мы учимся справляться с ними. Симптомы расстройства адаптации уменьшаются, потому что стресс ослабевает. Но иногда стрессовое событие остается частью вашей жизни. Или возникает новая стрессовая ситуация, и вы снова сталкиваетесь с той же эмоциональной борьбой.
Поговорите со своим врачом, если вы по-прежнему испытываете затруднения или если у вас возникают проблемы со здоровьем каждый день. Вы можете получить лечение, которое поможет вам лучше справляться со стрессовыми событиями и снова чувствовать себя лучше в жизни.
Если у вас есть опасения по поводу адаптации или поведения вашего ребенка, поговорите с педиатром вашего ребенка.
Суицидальные мысли или поведение
Если у вас есть мысли о причинении вреда себе или кому-либо другому, немедленно позвоните по номеру 911 или в местный номер службы экстренной помощи, обратитесь в отделение неотложной помощи или доверьтесь близкому родственнику или другу. Или обратитесь на горячую линию для самоубийц. В США позвоните или отправьте текстовое сообщение 988, чтобы связаться с 988 Suicide & Crisis Lifeline, доступной 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Или воспользуйтесь чатом Lifeline. Услуги бесплатные и конфиденциальные.
Записаться на прием в клинику Майо
Причины
Расстройства адаптации вызваны значительными изменениями или стрессовыми факторами в вашей жизни. Генетика, ваш жизненный опыт и ваш темперамент могут увеличить вероятность развития расстройства адаптации.
Факторы риска
Некоторые факторы могут повышать вероятность расстройства адаптации.
Стрессовые события
Стрессовые жизненные события — как положительные, так и отрицательные — могут подвергнуть вас риску развития расстройства адаптации. Например:
- Развод или семейные проблемы
- Проблемы в отношениях или межличностные отношения
- Изменения в ситуации, такие как выход на пенсию, рождение ребенка или уход в школу
- Неблагоприятные ситуации, такие как потеря работы, потеря любимого человека или финансовые проблемы
- Проблемы в школе или на работе
- Опасные для жизни события, такие как физическое насилие, боевые действия или стихийное бедствие
- Постоянные стрессоры, такие как заболевание или жизнь в криминальном районе
Ваш жизненный опыт
Жизненный опыт может повлиять на то, как вы справляетесь со стрессом. Например, риск развития расстройства адаптации может увеличиться, если вы:
- Пережили сильный стресс в детстве
- Имеют другие проблемы с психическим здоровьем
- Иметь ряд сложных жизненных обстоятельств, происходящих одновременно
Осложнения
Если расстройства адаптации не проходят, они могут в конечном итоге привести к более серьезным проблемам с психическим здоровьем, таким как тревожные расстройства, депрессия или злоупотребление психоактивными веществами.
Профилактика
Не существует гарантированных способов предотвращения нарушений адаптации. Но развитие здоровых навыков преодоления стресса и умение быть устойчивым могут помочь вам во время сильного стресса.
Если вы знаете, что приближается стрессовая ситуация — например, переезд или выход на пенсию, — призовите свою внутреннюю силу, улучшите свои здоровые привычки и заблаговременно соберите свою социальную поддержку. Напомните себе, что это обычно ограничено по времени и что вы можете пройти через это. Также подумайте о том, чтобы проконсультироваться со своим врачом или специалистом в области психического здоровья, чтобы узнать о здоровых способах справиться со стрессом.
Персонал клиники Мэйо
Сопутствующие
Сопутствующие процедуры
Продукты и услуги
Что такое нарушение адаптации?
Неприспособленные индивидуумы обозначают характерные признаки отклонений и дезадаптации, а также состояния напряжения и нервозности в чувствах, убеждениях и поведении. Чем тяжелее болезнь, тем более радикальны психические расстройства, пока не наступает стадия, когда человек становится практически неспособным к жизни.
Приспособленные люди должны противостоять таким обстоятельствам и сражениям с разочарованиями, которые иногда могут вызывать нервозность, беспокойство и тревогу.
Они могут приспособиться к таким сценариям и решить свои проблемы. Но есть люди, которые не могут пойти на компромисс с ними и преодолеть свои проблемы.
Расстройства поведения развиваются у них в виде преувеличенных, последовательных реакций, которые часто выводят их из строя и искажают поведение и их чувства. Это могут быть неадекватные личности. Они создают другой мир, в котором им удобно жить, а с реальными сценариями они находятся в дисгармонии, что является грубым.
Выше описаны два разных типа людей — неприспособленные и стандартные. Но следует помнить, что разница между неприспособленным и приспособленным весьма тонка. Поскольку ни один человек не является полностью фиксированным, грань между ними весьма узка. Он зафиксирован в определенной степени.
Иногда он может вернуться к ребяческому поведению и по-прежнему оставаться обычным парнем. Хорошо приспособленный человек сохраняет благоприятную склонность к истине. «Его жизнь подобна лодке, плывущей по волнам».
Нервозность может проявляться либо у неприспособленного ребенка, либо у него могут проявляться чрезмерные психические реакции и отклонения, либо он может быть незрелым. Его поведение может быть антисоциальным или эксгибиционистским.
Многие из них могут проявляться у обычных детей, но мы должны предположить, что смесь этих симптомов появляется часто и постоянно.
Симптомы:
- Привычные проявления: нервозность мизинца, смачивание и прикусывание губ, кусание, заикание, покраснение, мягкость, частое мочеиспускание, бесконечное беспокойство, покачивание туловищем, нервные движения пальцев.
- Неприспособленный ребенок проявляет чрезмерный стресс из-за ошибок, выраженный стресс из-за неудач, рассеянность, мечтательность; он не примет никакого признания или выгоды, уклоняется от долга, уклоняется от всего, что кажется новым или трудным: ему не хватает внимания, он очень чувствителен ко всем трудностям, подходит для работы, когда его отвлекают, и имеет умственный тонус в споре и чувствует себя обиженным, когда другие не согласны ; он делает регулярные попытки заинтересовать учителя. Таковы психологические сверхреакции и отклонения.
- Малыш с эмоциональными расстройствами не способен работать в одиночку, полагаться на собственные суждения; он страдает от комплексов; он очень самосознателен или чересчур критичен по отношению к другим, либо чрезмерно послушен, либо чрезмерно показателен; таковы его характерные черты, показывающие твердость его ума.
- У ребенка, который не может адаптироваться в школьной среде, проявляется эксгибиционистское поведение.
- У неадаптированного ребенка есть поведенческие расстройства, которые обычно проявляются в его асоциальном поведении. Плюс психосоматические расстройства. Когда он чем-то огорчен, у него начинается рвота или нарастают поносы и запоры, или появляется склонность к перееданию и выявляются другие психические расстройства.
Решение:
Некоторые из этих симптомов могут быть обнаружены у нормальных детей, но регулярная встречаемость большого количества этих симптомов предполагает, что ребенок плохо приспособлен или болен.