25.04.2024

Дезадаптация человека ее причины предупреждение и преодоление: § 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление

Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре

Вараксин Владимир Николаевич,кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог[email protected]

Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре

Аннотация. В статье рассматриваются разнообразные методы и приёмы преодоления и предупреждения ситуативной дезадаптации детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра. Автор в статье раскрывает понятие предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации.Ключевые слова: предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации, педагогическая поддержка, социальная адаптация, тревожность, стрессоустойчивость, детский оздоровительный центр.

В настоящее время здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей нового, оздоровляющегои развивающегося детского летнего отдыха.

Перед практическими организаторами досуговой деятельности детей и подростков сегодня стоят задачи, суть которых –в профессиональной заботе о душевном благополучии конкретного ребенка.Современные исследователи и практики летнего детского отдыха С. П. Афанасьев, И. А.Винтин, О. С. Газман, Е. В. Голуб, Н. В.Горшенина, С. В. Каморин, Р.П.Попок, Е.Н. Сорочинская, А. И.Тимонин, Е. В.Трубникова, С.В.Яцук, С.А.Шмакови др. утверждают, что главная цель летнего отдыха обусловлена остротой и масштабностью проблем, связанных с вхождением ребёнка в незнакомую для него жизнь, и необходимостью конкретизации предметнотеоретических оснований профессиональной деятельности организаторов досуговой деятельности детей и подростков.Актуальность вхождения детей и подростков в незнакомую для них жизнь, необходимость конкретизации предметнотеоретических оснований профессиональной деятельности организаторов детского летнего отдыха не вызывает сомнения, поскольку в последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом летнего отдыха.
Переход от условий воспитания в семье и образовательных учреждениях к качественно иной атмосфере пребывания в детских оздоровительных центрах, складывающейся из совокупности эмоциональных, творческих и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его психологическим возможностям.Причины трудностей пребывания в детских оздоровительных центрах, проблем поведения у детей и подростков могут иметь различную природу. Например, нежелание общаться со сверстниками сопровождается ухудшением межличностного взаимодействия, неорганизованностью и невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью инеуверенностью в себе. Трудности общения со сверстниками во временном детском коллективе, сопровождаются раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью, в редком исключении этих негативных сторон общения можно избежать, но такое бесконфликтное общениеполностью зависит от деятельности организаторов досуговой деятельности.Известно, что, несмотря на широкую распространенность понятий «трудный ребенок», «дети группы риска», их дефиниции расплывчаты и неточно отражают реальность.
Наиболее адекватным и обоснованным обозначением проблем, связанных с отклоняющимся поведением детей и подростков, является термин «дезадаптация». Обсуждая проблемы детей из группы риска по предупреждению и преодолению ситуативной дезадаптации детей и подростков,активно разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений ситуативной дезадаптации. Между тем,сам феномен ситуативной дезадаптации, а также распространенность и причины её возникновения в современной популяции детей и подростков, проводящих летние каникулы в детских оздоровительных центрах, изучен недостаточно.Ситуативную дезадаптациюкак проблему практической педагогики и психологии можно сравнить с бегством от ситуации и охарактеризовать как «уход» ребёнка в свои переживания, обращением его психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. У детей и подростков развиваются тревожнодепрессивные симптомы. Они начинают видеть самих себя как источник всех своих бед, а отсюда–чувство полной безысходности.
Этот тип детей характеризуется замкнутостью, погруженностью в мир тягостных раздумий.Попадая в условия детского оздоровительного центра во временный детский коллектив в депрессивном состоянии, ребёнок нуждается в адаптации. Употребляя термин«адаптация», с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям среды, выражают уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления ребёнка к меняющимся условиям.Отсутствие сотрудничества и взаимопонимания между родителями агрессивных детей и педагогами, самоустранение родителей от участия в решении вопросов, связанных с самочувствием и поведением ребенка в школе, проявляемое ими недоверие к педагогам затрудняют формирование у детейпозитивных отношений со сверстниками, усвоение норм и правил социального поведения. Попадая в детский оздоровительный центр, такие дети и подростки продолжают демонстрировать своё негативное поведение среди сверстников.Отсутствие необходимых критериев оценки окружающих и своей личности, негативный эмоциональный опыт общения со сверстниками, усиливающаяся с возрастом, напряженность во взаимоотношениях с взрослыми и в семье, вследствие невозможности удовлетворения ребенком растущей потребности в самостоятельности и признании в условиях формального общения с родителями, обусловливают дальнейшее развитие агрессивного поведения.
В детском оздоровительном центре у таких детей появляется возможность быть самостоятельным, прожить пусть и небольшое, но значимое дляего судьбы состояние, которое в дальнейшем будет способствовать корректировке его поведения.Возвращаясь из детского центра, подросток опять начинает ощущать неспособность соответствовать предъявляемым требованиям родителей, это переживается им как чувство собственной неполноценности в семейной ситуации. С другой стороны, скованность в контактах, наличие смысловых барьеров в общении с окружающими, дистантность, эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной сосверстниками игровой деятельности агрессивного ребенка, способствуют его изоляции во временном детском коллективе, формированию низкого социального статуса. Неустойчивая самооценка, чувство социальной некомпетентности усиливают эмоциональную напряженностьребенка и вероятность агрессивной разрядки.Л.Н.Собчик, определяет ведущие тенденции, как комплекс проявлений личности (стиль поведения, особенности деятельности, особенности взаимоотношений, и др.
). Основными ведущими тенденциями личности, заслуживающими внимания специалистов, исследователей и диагностов, являются сенситивность,реактивность,стеничность, темп реакций, пластичность, ригидность, лабильность,тревожность,экстраверсия,интраверсия[1].Посредством психологического исследования личности можно определить степень выраженности той или иной названной тенденции. Вычленив из ведущих тенденций личности тревожность, которая на наш взгляд является наиболее значимой при формировании личности. Тревожность имеет прямое отношение к ситуативной дезадаптации;педагогпсихолог, используя методики исследования личной тревожности, может определить наличие её на начальном этапе поступления в детский оздоровительный центр. При консультации организатора досуговой деятельности педагогпсихолог даёт рекомендации, которые будут служить отправной точкой для предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации в течение организационного периода, который длится три дня, а затем и всего периода пребывания ребёнка в центре.
Известно, что тревожностьпрепятствует адаптации личности в новых, незнакомых условиях среды.Тревожность,являясь внутренним напряжением, которое тщательно скрывается за открытыми действиямиличности (агрессия, уход в себя, отказ от общения и т.п.), требует дополнительного расхода психической энергии, которое в свою очередь снижает активность и энергетичность личности.Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д. Спилберга и Ю.Л.Ханина, а также методика В.Тейлора.Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний В.А.Жмурова и Зунге. Например, стрессоустойчивость и социальную адаптацию исследователи Холмс и Раге (США), изучали с помощью определения зависимости заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека.
На основании своего исследования они разработали диагностику стрессоустойчивости и социальной адаптации. Л.И.Вассерманом, был выявлен уровень социальной фрустрированности, а уровень субъективного контроля был разработан Дж. Роттером и др.В качестве примера эффективной деятельности по преодолению ипредупреждению ситуативной дезадаптации мы рассмотрим опыт деятельности детского оздоровительного центра «Красная гвоздика» г. Бердянск, Украина.Основой эффективного отдыха детей в этом детском оздоровительном центре, считают безопасность жизнедеятельности детей и подростков. С этой целью в центре проводят мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков с момента прибытия в центр.Медперсонал центра проводит медосмотр прибывающих детей, определяет здоровых и больных, группу здоровья. Больных детей направляет в изолятор, здоровые дети распределяются по отрядам.Воспитатели и вожатые, принимая детей в отряд, несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Сразу после оформления детей в отряде воспитатели проводят вводный инструктаж и первичный инструктаж по отдельным направлениям жизнедеятельности центра с фиксацией результатов в специальных журналах.
Помимо обязательных инструктажей в центре осуществляется внутренний аудит охраны труда в детском оздоровительном центре.Аудит –это документально оформленный процесс проверки, который осуществляет руководитель службы охраны труда в следующем алгоритме:–сбор данных;–объективная оценка соответствия состояния условий труда;–профилактические мероприятия по охране труда;–система управления охраной труда исоответствие критериям нормативноправовых актов.Аудит по охране труда, является эффективным инструментом управления, который базируется на системном подходе, с помощью которого оценивается управление охраной труда в детском оздоровительном центре.Т.Л.Михайленко и Л.П.Лодягина, описывая контроль над состоянием охраны труда и безопасности жизнедеятельности, в детском оздоровительном центре, приводят его трёхступенчатый образец. На первой ступени осуществляется ежедневный контроль педагогическим коллективом центра.На второй ступени осуществляется еженедельный контроль руководителем службы охраны труда центра.
На третьей ступени контроль осуществляется трудовой комиссией один раз в смену, комиссией руководит директор центра в неё также входят руководитель службы охраны труда, заместительдиректора по воспитательной работе и врач. Результаты трёхступенчатого административнообщественного контроля фиксируются в специальном журнале, обсуждаются на совещаниях. По результатам совещания издаётся приказ по детскому оздоровительному центру.Помимо трёхступенчатого контроля, особое внимание в центре уделяют пожарной безопасности, с этой целью в детском оздоровительном центре «Красная гвоздика» проводятся плановые учения по эвакуации детей при возникновении пожара, центр оборудован всеми средствами пожаротушения, во всех местах скопления детей находятся чёткие схемы эвакуации и методические рекомендации [2]. Тот, кто работал в детских оздоровительных центрах, знают, если летний детский отдых не организован, то он превращается для детей и подростков в тягостные дни пребывания. В таких условиях невозможно организовывать мероприятия по предупреждению и преодолению ситуативной дезадаптации, а также приобрести необходимые навыки, способствующие социальной адаптации детей и подростков. В центре об этом помнят и тщательно готовятся задолго до наступления летнего сезона. В период летней кампании интенсивно работает методический кабинет оздоровительного центра, который детально прорабатывает досуговые мероприятия для детей и подростков.Кроме выполнения задачи организации безопасности жизнедеятельности детей, подростков их оздоровления и отдыха в «Красной гвоздике» стремятся:–обучить педагогический актив вопросам деятельности детских самодеятельных формирований, основам психологии личности и организаторской деятельности;–организовать деятельность для детей и подростков, таким образом, чтобы в процессе её они смогли приобрести практические навыки, которые помогут им стать организаторами разнообразных дел;–развивать творческие способности и интересы детей и подростков в период активного отдыха;–организовать содержательную и безопасную досуговую деятельность детей и подростков;–проводить воспитательную деятельность с воспитанниками в коллективе и через коллектив.Вся выше, перечисленная деятельность центра, по глубокому убеждению А. В.Черепехина спланирована таким образом, чтобы дать возможность каждому ребёнку попробовать себя в различных индивидуальных и творческих делах [3].Современная жизнь городских детей и подростков во многом зависит от обеспеченности родителей и, их возможности оплатить потребность в занятиях любимым делом в учреждениях дополнительного образования. Сельские дети и подростки лишены и этой возможности, но бывает исключение и администрация сельской школы открывает различные кружки по интересам, стараясь обеспечить дополнительное образование на базе школы, однако такое не в каждой сельской школе есть. Поэтому центр является таким творческим, культурным центром, в котором дети и подростки могут получить определённый заряд положительных эмоций и творческого интереса, с которым они возвращаются с отдыха и продолжают занятия в учреждении дополнительного образования или занимаются любимым делом в домашних условиях, потребовав от родителей минимального создания необходимых условий.Современное гуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение как существа способного к автономному существованию, выстраивая гармоничное его существование, которое интегрирует человека в целое. Если говорить о проявлении самости человека, то по убеждению О.С. Газмана в равной степени затрагивают сферы его здоровья, учения, общения, творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержке и, являясь его проблемами, затрагивают процессы самосознания, саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации [4]. Необходимость педагогической поддержки является востребованной в условиях летнего оздоровительного центра, при организации предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации детей и подростков. Под термином «педагогическая поддержка» О.С.Газман понимает «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни».Идея педагогической поддержки не нова, она возникла на основе опыта выдающихся педагогови исследователей: Я.А.Коменского, Ж. Ж.Руссо, И.Канта, Ф.Фребеля, Ф.Дистервега,Дж. Дьюи, М.Монтессори, Л.Н.Толстого, Д.И.Писарева, С.Т. Шацкого и др. Каждый из них разработал и внедрил в педагогику принципы помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности в процессе свободного воспитания. В практике воспитания идея педагогической поддержки и помощи нашла свое отражение в работах Я. Корчака и С. Френе. Не менее интересна позиция А.В.Мудрика, по его мнению, социальное воспитание, будучи составной частью социальноконтролируемой социализации (наряду с семейным и религиозным воспитанием), понимается как создание условий для целенаправленного развития и духовноценностной ориентации человека [5]. Мудрик А.В. уделяет большое внимание процессу социализации, то есть «вхождению индивида в социум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личностью», отсюда можно сделать вывод о том, что педагогическая поддержка имеет место и в социализации. Дети и подростки в условиях детского оздоровительного центра проходят активную фазу социализации, которая осуществляется с помощью педагогической поддержки, осуществляемой педагогическим коллективом центра. Позиция А.В. Мудрика тесно переплетается с мнением Н.Н. Михайловой и С.М.Юсфина, представленным в их работах. Авторы рассматривают педагогическую поддержку как место некоего «проводника», обеспечивающего ребенку и педагогу движение друг к другу, а также взаимовлияние, взаимодействие социализации и индивидуализации личности.В детском оздоровительном центре «Красная гвоздика» усилиями методкабинета была завершена и приведена в системный вид методическая работа педагогического коллектива центра:–структурирован и приведён в систему функционал руководителей центра и воспитателей в работе с дезадаптированными детьми;–составлен пакет диагностик для выявления девиаций и причин трудновоспитуемости подростков, процедуры отслеживания их личностных характеристик и изменений социальной ситуации развития;–подобраны и разработаны методические рекомендации по воспитанию трудных подростков для педагогического коллектива детского оздоровительного центра;–скомплектован фонд справочных пособий, литературы по проблемам социализации подростков, на основе, которых составлена картотека методик и методических разработок, направленных на помощь в выстраивании индивидуальной и групповой работы с данной категорией детей. Основоположниками адаптивной концепции социализации являлись Т.Парсонс, О.Брим, Р.Кениг, В.Кукартц;эта концепция отражает структурнофункциональный подход к социализации личности. В рамках концепции социализация личности трактуется как приспособление личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе.Джон Дьюи, являясь одним из представителей адаптивной концепции социализации, понимает социализацию как приспособление к общественной среде. Он считает, что на протяжении своей жизни человек может не воспроизводить полностью весь накопленный им спектр усвоенных моделей поведения [6].Мы считаем, что тот небольшой период времени, который дети и подростки проводят в оздоровительных центрах, может способствовать эффективному формированию личности даже тогда, когда дети покинут центр и вернутся в привычный круг общения. Приобретённые навыки коллективных действий будут требовать дальнейшего развития и совершенствования, поэтому дети и подростки будут создавать подобныеячейки общения, а при невозможности создания восстанавливать в памяти наиболее яркие события прошедшего отдыха.Е.В.Голуб, зав. кафедрой Бердянского государственного педагогического университета считает, что летние детские оздоровительные центры занимают важное место в системе беспрерывного воспитания подрастающего поколения [7].Как и другие детские оздоровительные центры «Красная гвоздика» расположена в живописном месте на песчаной косе, которая причудливым изгибом врезается в ласковые воды Азовского моря. Мелкий песок на пляжах центра создаёт творческую атмосферу у отдыхающих детей, поскольку из этого песка можно строить любые малые и большие скульптурные формы, устраивать песочные баталии и просто нежиться в тёплом песочке.Педагогический и воспитательный коллектив «Красной гвоздики» умело пользуется правилами организаторской работы и поэтому к ним из года в год приезжают дети, которые хоть один раз побывали в этом центре детской мечты. Их можно отличить от других детей и подросткам по футболкам, на которой обозначено, что её хозяин лидер смены и года, ребятам эти футболки вручаются за активную творческую и организаторскую работу, а они их хранят и затем, когда вновь приезжают на отдых одевают их в знак своей принадлежности к традициям.Главная задача оздоровительных центров –это, прежде всего, организация отдыха детей, –считают В.Н.Вараксин, О.С.Газман, Г.Р.Ишханян, В.В. Пальчун,З.И.Поймонова, Е.Б.Поляниченко, А.А.Резванов, Т.И.Резник, Т.В.Янченкои др.Рассматривая в рамках разнообразных педагогических и социальных концепций методы и приёмы преодоления и предупреждения ситуативной дезадаптации детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра, мы пришли к следующему выводу, взяв за основу педагогическую поддержку, а также набор психологопедагогических диагностик можно добиться успеха в преодолении и предупреждении ситуативной дезадаптации. Дети и подростки, получая конкретную психологопедагогическую помощь, эффективно адаптируются в сложных бытовых условиях временного детского коллектива, приобретая при этом необходимый набор знаний, умений и навыков, которые затем при возвращении в привычный круг общения будут иметь дальнейшее развитие и совершенствование.

Ссылки на источники1.Собчик Л.Н. Введение в психологиюиндивидуальности. –М., 1997.–С.47.2.Михайленко Т.Л., Лодягина Л.П. Управленческая деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности в «Детском оздоровительном центре». –Бердянск,2002.–76с.3.Черепехин А.В. Из опыта работы детских загородных оздоровительных лагерей Запорожской области по организации воспитательной работы с детьми. –Запорожье,2007.–43с.4.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. –М., 1995.–58 с.5.Мудрик А.В. Социальная педагогика. –М.,2000.–200с.6.Социализация: понятие, основные концепции. –URL: http://socwork.ru.7.Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности // Материалы 1–й Международной научнопрактической конференции. Под. ред. Т.Д. Молодцовой, В.Н.Вараксина. –Таганрог,2008.–342с.

Varaksin Vladimir,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of pedagogics and psychology of personality of faculty of psychology and social pedagogics of the Taganrog state pedagogical college of the name А. P. Chekhov, [email protected] overcoming situational maladjustment of children and adolescents in child health centerAnnotation. In the article various methods and receptions of overcoming and warning of situation disadaptationof children and teenagers are examined in the conditions of child’s health center. An author in the article exposes the concept of warning and overcoming of situation disadaptation.Keywords:warning and overcoming of situation disadaptation, pedagogical support, social adaptation, anxiety, ability to handle stress, child’s health center.ISSN 2304120X

Социальная дезадаптация — ее виды, причины и проявления.

Социальная дезадаптация ее виды, причины и проявления.

Автор: Ашихмина Евгения Владимировна, воспитатель МКУ СРЦН «Алые паруса»

Описание работы:Предлагаю статью для социально-реабилитационных центров, для работы с дезадаптированными детьми. Эту статью можно использовать на педагогических советах, методических объединениях, семинарах.

Социальная дезадаптация – это неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно — исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимы для удовлетворения собственных потребностей.
В зависимости от вида, природы, степени, характера дезадаптации выделяют следующие виды дезадаптации :
1. Патогенная дезадаптация — вызвана патологиями отклонениями в психическом развитии и в нервнопсихических заболеваниях в основе, которых лежат функциональные поражения центральной нервной системы.
По степени и глубине проявления делится на устойчивую патогенную дезадаптацию и не устойчивую психогенную дезадаптацию.
К устойчивой, относятся ограниченные поражения головного мозга, психозы, отставание в умственном развитии, дефекты органов чувств.
К неустойчивой относят фобии, навязчивые дурные привычки, энурез, энкопрез. Вызвана неблагоприятной социальной школьной, семейной ситуацией.
2. Психосоциальная дезадаптация — связана с возрастными и индивидуальными психическими особенностями ребенка; устойчивая форма — акцентуация характера, дефекты эмоционально — волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию).
3 . Социальная дезадаптация — проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных нормах поведения и деформации внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок.
В сущности, социальная дезадаптация представляет собой нарушение процесса социального развития, в котором в зависимости от степени и глубины изменений можно выделить две стадии:

1. Школьную социальную дезадаптацию, или педагогическую запущенность, при которой подросток характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью учителям, негативным отношением к учебе; такими формами поведения, как сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками. При этом, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличаются любовью к физическому труду, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, стремится к получению рабочей профессии, экономической самостоятельности.

2. Социальная дезадаптация, связанную не только с хроническим отставанием по предметам учебной программы и сопротивлением педагогическим воздействиям, но и с отсутствием у них профессиональной ориентированности, общественно полезных навыков и умений, сужением сферы познавательных интересов. Такие подростки характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их социальное развитие происходит в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп. Им свойственны серьезные различные социальные отклонения, алкоголизм, бродяжничество, наркомания, правонарушения, аморальное поведение.

Причины социальной дезадаптации подростков.
Причинами социальной дезадаптации могут быть:

Ошибки семейного воспитания:
а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей;
б) отрицательное влияние на детей поведения родителей;
в) противоречивое отношение родителей к детям;
г) неполный состав семьи;
д) неправильная организация деятельности детей;
е) привитие противоречащих моральным нормам взглядов и убеждений;

Недостатки и просчеты учебно-воспитательной работы в школе:
а) непосильность предъявляемых к учащимся требований;
б) перегрузка учащихся;
в) устойчиво негативная оценка результатов их деятельности;
г) негативный подход к воспитанию;
д) создание атмосферы нетерпимости и обструкции;
е) невнимательное отношение к детям и несоблюдение дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе.

Негативное влияние среды, деформация социальных связей и соответственно референтных и ценностных ориентаций:
а) влияние референтных групп с асоциальной ориентацией;
б) расхождение норм группы с общепринятыми моральными нормами;
в) низкая сформированность структуры общения.

Школьная дезадаптация может быть определена, как особая форма, социальной дезадаптации.
Отличительные особенности социальной дезадаптации подростков определяются возрастом, особым социальным статусом и бурно протекающего процесса психического развития.
1. Индивидуальные психические — искажения личностных черт- деформация мотивационной сферы — несформированность социально приемлемого поведения — педагогическая запущенность.
2. Индивидуальные соматические — хронические заболевания — инвалидность отставание в физическом развитии.
3. Социальные внеучебные — нарушение прав ребенка — отсутствие опеки со стороны взрослых — вовлечение в противоправные действия — бедность семьи ограниченность возможностей познания мира.
4. Социальные школьные — плохой социально- психологический климат учебной группы — низкий социальный статус в учебной группе — низкий уровень преподавания в учебном заведении.

Социальная дезадаптация несовершеннолетних — это явление многогранное, многовариантное, может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами.
На основе выше изложенной точки зрения, мы пришли к выводу, что если ребенок дезадапирован в какой — то одной области, например, взаимоотношениях со сверстниками, а во всех остальных не испытывает никаких трудностей, тогда мы вправе говорить об узкой дезадаптации. В случае если ребенок дезадаптирован еще и в учебе, фиксируем распространенную дезадаптацию. Но бывает так, что дезадаптация захватила многие области жизнедеятельности ребенка тогда речь идет о дезадаптации распространенной или широкой.

Следующий момент — это «проникновение в психику».

Если ребенок проявил грубость, рассеянность или лень (это временное состояние или мотив), можно говорить о поверхностной дезадаптации. Воспитатель допустил бестактность, ребенок обиделся или нагрубил, но это не стало чертой характера и не повлияло на поведение в целом; но если такая грубость начинает проявляться все чаще, переходя в черту характера, речь идет уже о дезадаптации углубленной или глубокой.

Дезадаптация является скрытой, когда ребенок все носит в себе (обиду, тревогу, страх, одиночество), открытой, проявляется довольно четко и ярко выраженной, такая дезадаптация бросается в глаза и очень мешает окружающим и самому ребенку.

Если ребенок растерялся, разозлился, проявил рассеянность или конфликтность, но произошло это быстро, то можно говорить о ситуативности проявления дезадаптации. Если какие то нарушения отношений и деятельности проявляются в сходных ситуациях, но еще не стали чертами характера, на наш взгляд, следует сделать вывод о временной дезадаптации, если же они проявляются практически постоянно, то это дезадаптация устойчивая. Разные виды и подвиды, дезадаптации могут иногда существовать у одного человека, взаимодействуя, переплетаясь, ослабевая, и уничтожая друг друга. Невозможно найти человека, у которого бы элементы дезадаптации, хотя бы ситуативно, никогда не проявлялись, а их проявление зависит от всего мотивационно — личностного строя личности, ее характера, способностей.
Помимо этого, социальной дезадаптация может быть обращена как во внутрь, на себя, так и на окружающий, осознаваться инее осознаваться, самоосуждаться или нет, вызывать или не вызывать желание измениться или что-то изменить — все это порождает проявление типов дезадаптации:
«саморазрушители» — дефект самооценки, самовыражения, взаимоотношений;
«неумеющие» — дефект навыков и умений, деформации предметной дезадаптации;
«инертные» — ослабленность воли и эмоционального контроля;
«конформисты’ — ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений;
«разрушители» — превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия;
«смирившиеся» — дефект воли, эмоций, занижающий
«конформисты’ — ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений;
«разрушители» — превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия;
«смирившиеся» — дефект воли, эмоций, занижающий самооценку, деформацию «я»;
«себялюбцы» — напротив, завышающей самооценку, деформацию «я»; «демонстративные» — дефект взаимоотношений, эмоций самооценки; «заблуждающиеся»~ отсутствие правильной оценки себя, своих поступков;
«стремящиеся» — осознание и отрицательное отношение к своим поступкам, отсутствие отрицательного влияния на окружающих и подверженности отрицательным воздействиям, активность в преодолении дезадаптации. Нередко типы дезадаптации могут быть смешанными, сочетая в себе характеристики нескольких типов. Любой из указанных типов дезадаптации имеет различную выраженность в зависимости от отношения ребенка к ней, влияние его на окружающих и стремление дезадаптацию преодолеть.
Приведенная классификация дезадаптации по ее видам, подвидам и типам позволяет более дифференцированно подходить к каждому дезадаптированному подростку. Определение вида дезадаптации дает понять, к какой области проявления следует обратиться, подвида — степень ее запущенности, типа — конкретное поведенческое ее проявление, что, в конечном счете, должно влиять на стратегию работы с подростком.
ВыводТаким образом, под понятием дезадаптация понимаем социально психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими, и с окружающим миром.
Так же мы выяснили, что дезадаптация бывает: патогенная, психосоциальная, социальная, которые в свою очередь могут быть различными по глубине распространенности, выраженности, характеру возникновения, длительности протекания, направленности. Выяснили типы проявления, социальной дезадаптации: саморазрушители, неумеющие, инертные, конформисты, разрушители, смирившиеся, себялюбцы, демонстративные, заблуждающиеся, стремящиеся.

Заключение.
Значимость проблемы социальной дезадаптации, обусловлена современной ситуацией в обществе. Социальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как критическую. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, социально — педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

При изучении психолого — педагогической литературы, мы рассмотрели понятие социальной дезадаптации, под которой понимается: неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно — исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимы для удовлетворения собственных потребностей.

Так же рассмотрели причины, проявления, виды и типы социальной дезадаптации. Рассмотрели сущность понятия социально — психолого педагогической поддержки, под которой понимается «процесс совместного с подростком определения препятствий мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни». Существует определенная структура социально — психолого — педагогической поддержки, которая состоит из нескольких этапов: диагностического, поискового этапа, договорного, деятельностного и рефлексивного этапов.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/46419-socialnaja-dezadaptacijaee-vidy-prichiny-i-p

Расстройства адаптации – Симптомы и причины

Обзор

Расстройства адаптации – это состояния, связанные со стрессом. Вы испытываете больший стресс, чем обычно можно ожидать, в ответ на стрессовое или неожиданное событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в ваших отношениях, на работе или в школе.

Проблемы на работе, уход в школу, болезнь, смерть близкого члена семьи или любые перемены в жизни могут вызвать стресс. В большинстве случаев люди приспосабливаются к таким изменениям в течение нескольких месяцев. Но если у вас расстройство адаптации, у вас по-прежнему возникают эмоциональные или поведенческие реакции, которые могут способствовать чувству беспокойства или депрессии.

Однако вам не нужно выживать в одиночку. Лечение может быть кратким и, вероятно, поможет вам восстановить эмоциональную опору.

Товары и услуги

  • Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
  • Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание

Симптомы

Признаки и симптомы зависят от типа нарушения адаптации и могут различаться у разных людей человеку. Вы испытываете больше стресса, чем можно было бы ожидать в ответ на стрессовое событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в вашей жизни.

Расстройства адаптации влияют на то, как вы себя чувствуете и думаете о себе и мире, а также могут влиять на ваши действия или поведение. Вот некоторые примеры:

  • Чувство грусти, безнадежности или отсутствие удовольствия от того, что раньше нравилось
  • Частый плач
  • Беспокойство или чувство беспокойства, нервозности, нервозности или стресса
  • Проблемы со сном
  • Отсутствие аппетита
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Чувство подавленности
  • Трудности в повседневной деятельности
  • Отказ от социальной поддержки
  • Избегание важных вещей, таких как работа или оплата счетов
  • Суицидальные мысли или поведение

Симптомы расстройства адаптации проявляются в течение трех месяцев после стрессового события и длятся не более 6 месяцев после окончания стрессового события. Однако стойкие или хронические расстройства адаптации могут продолжаться более 6 месяцев, особенно если стрессор продолжается, например, безработица.

Когда обращаться к врачу

Обычно стрессоры носят временный характер, и со временем мы учимся справляться с ними. Симптомы расстройства адаптации уменьшаются, потому что стресс ослабевает. Но иногда стрессовое событие остается частью вашей жизни. Или возникает новая стрессовая ситуация, и вы снова сталкиваетесь с той же эмоциональной борьбой.

Поговорите со своим врачом, если вы по-прежнему испытываете затруднения или если у вас возникают проблемы со здоровьем каждый день. Вы можете получить лечение, которое поможет вам лучше справляться со стрессовыми событиями и снова чувствовать себя лучше в жизни.

Если у вас есть опасения по поводу адаптации или поведения вашего ребенка, поговорите с педиатром вашего ребенка.

Суицидальные мысли или поведение

Если у вас есть мысли о причинении вреда себе или кому-либо другому, немедленно позвоните по номеру 911 или в местный номер службы экстренной помощи, обратитесь в отделение неотложной помощи или доверьтесь близкому родственнику или другу. Или обратитесь на горячую линию для самоубийц. В США позвоните или отправьте текстовое сообщение 988, чтобы связаться с 988 Suicide & Crisis Lifeline, доступной 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Или воспользуйтесь чатом Lifeline. Услуги бесплатные и конфиденциальные.

Записаться на прием в клинику Майо

Причины

Расстройства адаптации вызваны значительными изменениями или стрессовыми факторами в вашей жизни. Генетика, ваш жизненный опыт и ваш темперамент могут увеличить вероятность развития расстройства адаптации.

Факторы риска

Некоторые факторы могут повышать вероятность расстройства адаптации.

Стрессовые события

Стрессовые жизненные события — как положительные, так и отрицательные — могут подвергнуть вас риску развития расстройства адаптации. Например:

  • Развод или семейные проблемы
  • Проблемы в отношениях или межличностные отношения
  • Изменения в ситуации, такие как выход на пенсию, рождение ребенка или уход в школу
  • Неблагоприятные ситуации, такие как потеря работы, потеря любимого человека или финансовые проблемы
  • Проблемы в школе или на работе
  • Опасные для жизни события, такие как физическое насилие, боевые действия или стихийное бедствие
  • Постоянные стрессоры, такие как заболевание или жизнь в криминальном районе
Ваш жизненный опыт

Жизненный опыт может повлиять на то, как вы справляетесь со стрессом. Например, риск развития расстройства адаптации может увеличиться, если вы:

  • Пережили сильный стресс в детстве
  • Имеют другие проблемы с психическим здоровьем
  • Иметь ряд сложных жизненных обстоятельств, происходящих одновременно

Осложнения

Если расстройства адаптации не проходят, они могут в конечном итоге привести к более серьезным проблемам с психическим здоровьем, таким как тревожные расстройства, депрессия или злоупотребление психоактивными веществами.

Профилактика

Не существует гарантированных способов предотвращения нарушений адаптации. Но развитие здоровых навыков преодоления стресса и умение быть устойчивым могут помочь вам во время сильного стресса.

Если вы знаете, что приближается стрессовая ситуация — например, переезд или выход на пенсию, — призовите свою внутреннюю силу, улучшите свои здоровые привычки и заблаговременно соберите свою социальную поддержку. Напомните себе, что это обычно ограничено по времени и что вы можете пройти через это. Также подумайте о том, чтобы проконсультироваться со своим врачом или специалистом в области психического здоровья, чтобы узнать о здоровых способах справиться со стрессом.

Персонал клиники Мэйо

Сопутствующие

Сопутствующие процедуры

Продукты и услуги

Что такое нарушение адаптации?

    Неприспособленные индивидуумы обозначают характерные признаки отклонений и дезадаптации, а также состояния напряжения и нервозности в чувствах, убеждениях и поведении. Чем тяжелее болезнь, тем более радикальны психические расстройства, пока не наступает стадия, когда человек становится практически неспособным к жизни.

    Приспособленные люди должны противостоять таким обстоятельствам и сражениям с разочарованиями, которые иногда могут вызывать нервозность, беспокойство и тревогу.

    Они могут приспособиться к таким сценариям и решить свои проблемы. Но есть люди, которые не могут пойти на компромисс с ними и преодолеть свои проблемы.

    Расстройства поведения развиваются у них в виде преувеличенных, последовательных реакций, которые часто выводят их из строя и искажают поведение и их чувства. Это могут быть неадекватные личности. Они создают другой мир, в котором им удобно жить, а с реальными сценариями они находятся в дисгармонии, что является грубым.

    Выше описаны два разных типа людей — неприспособленные и стандартные. Но следует помнить, что разница между неприспособленным и приспособленным весьма тонка. Поскольку ни один человек не является полностью фиксированным, грань между ними весьма узка. Он зафиксирован в определенной степени.

    Иногда он может вернуться к ребяческому поведению и по-прежнему оставаться обычным парнем. Хорошо приспособленный человек сохраняет благоприятную склонность к истине. «Его жизнь подобна лодке, плывущей по волнам».

    Нервозность может проявляться либо у неприспособленного ребенка, либо у него могут проявляться чрезмерные психические реакции и отклонения, либо он может быть незрелым. Его поведение может быть антисоциальным или эксгибиционистским.

    Многие из них могут проявляться у обычных детей, но мы должны предположить, что смесь этих симптомов появляется часто и постоянно.

    Симптомы:

    • Привычные проявления: нервозность мизинца, смачивание и прикусывание губ, кусание, заикание, покраснение, мягкость, частое мочеиспускание, бесконечное беспокойство, покачивание туловищем, нервные движения пальцев.
    • Неприспособленный ребенок проявляет чрезмерный стресс из-за ошибок, выраженный стресс из-за неудач, рассеянность, мечтательность; он не примет никакого признания или выгоды, уклоняется от долга, уклоняется от всего, что кажется новым или трудным: ему не хватает внимания, он очень чувствителен ко всем трудностям, подходит для работы, когда его отвлекают, и имеет умственный тонус в споре и чувствует себя обиженным, когда другие не согласны ; он делает регулярные попытки заинтересовать учителя. Таковы психологические сверхреакции и отклонения.
    • Малыш с эмоциональными расстройствами не способен работать в одиночку, полагаться на собственные суждения; он страдает от комплексов; он очень самосознателен или чересчур критичен по отношению к другим, либо чрезмерно послушен, либо чрезмерно показателен; таковы его характерные черты, показывающие твердость его ума.
    • У ребенка, который не может адаптироваться в школьной среде, проявляется эксгибиционистское поведение.
    • У неадаптированного ребенка есть поведенческие расстройства, которые обычно проявляются в его асоциальном поведении. Плюс психосоматические расстройства. Когда он чем-то огорчен, у него начинается рвота или нарастают поносы и запоры, или появляется склонность к перееданию и выявляются другие психические расстройства.

    Решение:

    Некоторые из этих симптомов могут быть обнаружены у нормальных детей, но регулярная встречаемость большого количества этих симптомов предполагает, что ребенок плохо приспособлен или болен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *