Нейропсихолог
Детская нейропсихология – раздел медицины, занимающийся изучением взаимосвязи работы мозга, психики и поведения ребенка.
В компетенции детского нейропсихолога входит возможность объективного оценивания состояния психических функций и помощь в их развитии, восстановлении.
Услуги детского нейропсихолога ЮАО г. Москвы предлагает Детский медицинский центр неврологии и педиатрии. Консультации у наших врачей позволят определить наличие заболевания на ранней стадии. Они разработают такую коррекционную программу, которая будет наиболее эффективной с учетом всех особенностей вашего ребенка.
С чем может помочь детский нейропсихолог?
Детский нейропсихолог на Коломенской может помочь ребенку с такими проблемами как:
- плохое усвоение учебного материала;
- невнимательность, неусидчивость;
- частая усталость;
- плохая память;
- неловкость, неуклюжесть, постоянное спотыкание;
- медлительность/гиперактивность;
- зеркальное написание букв, их пропуск или замена;
- неспособность описания рисунка, его копирования.
К детским нейропсихологам часто обращаются в тех случаях, когда у ребенка трудно проходит процесс обучения, ему сложно сконцентрировать внимание на чем-либо. Своевременное обращение к специалисту для нейродиагностирования – залог быстрой и успешной корректировки имеющейся проблемы.
Детский нейропсихолог на Коломенской поможет вашему ребенку справиться со всеми трудностями, облегчив адаптационный период в школе и повысив его обучаемость и успеваемость.
Как проходит нейропсихологическое диагностирование?
В диагностику нейропсихологического состояния ребенка входят задания, которые направлены на то, чтобы исследовать память, мышление, внимание и другие возможности ребенка. Это поможет определить, какими особенностями обладает мозговая организация психики.
Её проводят с помощью специальных методик, аппаратных схем, наблюдения, а также используют беседы с родителями и ребенком. Результатом обследования является выявление особенностей, с которыми связаны сложности в поведении и обучении ребенка. Таким образом, врач увидит верное направление своего коррекционного воздействия.
Этапы исследования у детского нейропсихолога
Этапы исследований, проводимых детским нейропсихологом можно определить следующим образом:
- определяются особенности в физическом развитии и имеющиеся нарушения;
- тестируется уровень умственного развития;
- изучаются эмоциональные проявления и патологии полушарий мозга;
- исследуются особенности двигательного аппарата, а также зрительная/пространственная ориентация;
- определяется уровень интеллекта, памяти, речи, письма, чтения;
- оценивается праворукость/леворукость.
Обращение к специалистам Детского медицинского центра неврологии и педиатрии – это возможность правильно оценить уровень развития психических функций вашего ребенка, а также их сочетание. Ему будут обеспечены спокойная, доброжелательная обстановка, простое общение, проведение исследования в форме игры.
Для записи на приём к детскому нейропсихологу на Коломенской Вы можете позвонить по телефону +7 (495) 150-13-32
Детский нейропсихолог: кто это и когда без него не обойтись
Ребенок долго одевается, с трудом запоминает буквы, часто теряет вещи. Это особенности характера, последствия адаптации в школе или нарушения? Детский клинический психолог, нейропсихолог Юлия Сергеевна Сыроватская, принимавшая участие в разработке курса Учи.ру для учеников 1–4-х классов «Уроки для мозга», рассказывает, как нейропсихология помогает детям справиться со сложностями и на что надо обратить внимание родителям.
Чем занимается нейропсихолог
Нейропсихология — область психологической науки, которая граничит с медициной и изучает мозговые механизмы работы высших психических функций. То есть то, как у человека формируются и развиваются познавательные процессы и их свойства: способность к долговременному или оперативному запоминанию информации, концентрации и переключаемости внимания, различные виды мышления, речь, эмоции, а также способность к волевой саморегуляции, планированию, контролю ребёнка за собственной деятельностью. Все это нейропсихология рассматривает с опорой на созревание мозговых структур, отвечающих за ту или иную операцию: например, за запоминание слухоречевой информации или способность ребёнка ориентироваться в пространстве листа.
Головной мозг развивается по своим биологическим законам. Понимание механизмов развития мозга позволяет детским нейропсихологам увидеть зону ближайшего развития ребенка, понять причину его учебных трудностей и разработать эффективную модель для развития или коррекции его «слабых сторон».
Причины, по которым одна из познавательных функций ребёнка оказалась недостаточно сформированной, могут быть связаны с осложнениями беременности и родов или приобретёнными ребёнком в раннем возрасте заболеваниями и травмами. Например, хроническая или острая гипоксия плода, травма шейного отдела позвоночника у новорожденного, а также черепно-мозговые травмы, инфекционные и органические заболевания нервной системы у детей становятся преградой к естественному физиологическому созреванию мозга и его психических функций.
Функции памяти, мышления, речи, пространственного, слухового и речевого восприятия в мозге ребёнка (особенно до 9–12 лет) и взрослого человека организованы по-разному. Это отражается на методах коррекционной и развивающей работы нейропсихологов. Взрослый специалист работает с уже созревшим мозгом — диагностирует нарушения в работе мозговых систем и восстанавливает утраченные или ослабленные функции. Детский нейропсихолог взаимодействует с пластичным, активно растущим мозгом, поэтому делает упор на активизацию психической деятельности, стимулирование к развитию психических функций ребёнка, что в конечном счёте улучшает созревание разных отделов мозга как органа.
Как понять, что ребенку нужен нейропсихолог
Детский нейропсихолог работает с ребенком от 0 до 12 лет. Зрелость психических функций, которые он будет оценивать и анализировать, зависит от возраста ребёнка. Например, к 7 годам детский мозг активно растет через движение. А двигательная сфера тянет за собой развитие более сложных функций психики — мышления, речи, высоко координированной деятельности (например, курсивного письма).
Часто к нейропсихологам детей ведут во втором классе. В первый год ребенок опирается на знания и навыки, освоенные ещё до школы, — ведь многие современные родители стараются подготовить будущего первоклассника, чтобы он уже знал алфавит, мог читать по слогам. Ко второму классу в школьной программе появляется новая информация и виды работ, которые ребёнку надо воспринять, усвоить и встроить в собственную учебную деятельность, — тогда и становится понятно, способен он ее освоить или нет. И здесь у школьника либо возникают единичные трудности, которые естественны, либо он сталкивается с систематическими препятствиями, преодоление которых требует помощи специалиста.
К «тревожным звоночкам» можно отнести несколько групп проблем:
- Проблемы психомоторного развития у детей 5–7 лет: ребёнок неловок, неуклюж, часто теряет равновесие, с трудом справляется с пуговицами, шнурками, вырезанием, лепкой, неопрятен, неряшлив, не любит рисовать, во время письма в тетради совершает содружественные движения — например, высовывает язык или затаивает дыхание.
- Проблемы с концентрацией внимания, общим тонусом и работоспособностью у детей 5 лет и старше: ребёнок быстро истощается, не может 15–20 минут заниматься одной деятельностью — вскакивает, ерзает, сплетает ноги вокруг стула, не держит прямую позу и «стекает» на стуле, быстро становится рассеянным или, наоборот, гипервозбудимым.
- Проблемы с самоорганизацией и самоконтролем у детей 7 лет и старше: например, ребёнок долго одевается, часто теряет вещи, забывает сделать нужные дела, не чувствует времени, «копается», не знает, с чего начать, не может спланировать приготовление домашнего задания, постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
- Проблемы в овладении учебными навыками у детей 6–7 лет: письмом, чтением, элементарными счетными операциями, — с трудом запоминает состав числа, путает месяцы года, не может запомнить таблицу умножения. Ребенок к началу первого класса еще с трудом распознает буквы, во втором, третьем классе все еще читает по слогам или при письме регулярно зеркалит буквы.
Нейропсихологи рекомендуют при нормативном развитии пройти первое нейропсихологическое тестирование в 5–5,5 лет. Второе — перед школой. Далее — в случае возникновения учебных трудностей. Можно попробовать самостоятельно оценить когнитивные способности ребенка и улучшить их с помощью курса Учи.ру для учеников 1–4-х классов «Уроки для мозга». Программа направлена на развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления. Школьников ждут семь уровней с развивающими мини-играми, тренажерами, видеоупражнениями по нейрогимнастике. В создании курса принимали участие преподаватели ВШЭ, эксперты в области нейропсихологии и нейрофизиологии.
Как показали исследования, которые в 2000-х годах провели российские психофизиологи Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М., у 20% до 60% первоклассников есть недоразвитие в психомоторной сфере — это отражается на их учебе: у младших школьников возникают трудности с письмом, счётом, чтением, решением логических и пространственных заданий, у них снижена концентрации внимания.
Методики развития когнитивных способностей
Коррекционная программа — это всегда целый комплекс действий: начиная от режима дня и улучшения качества сна, заканчивая дыхательными и кинезиологическими упражнениями. Важны и разнообразные задачки — мини-игры, тренажеры и видеоупражнения нейрогимнастики: такие, как в новом курсе Учи.ру для учеников 1–4-х классов.
Несмотря на то что каждый ребенок индивидуален и при наличии выраженных проблем ему по результатам диагностики составляют отдельную коррекционную нейропсихологическую программу, есть общие законы развития мозга, на которые мы можем опираться, воспитывая и развивая малыша. Мозговые структуры ребёнка вызревают по трём так называемым векторам:
- «Снизу вверх» — это развитие и укрепление нервных связей от глубинных структур (отвечают за тонус, жизненные функции жевания, глотания, глазного слежения, дыхания, иммунитет, базовые эмоции) к верхним отделам коры мозга (там расположены центры восприятия и порождения речи, переработки зрительно-пространственной и абстрактно-логической информации).
- «От правого полушария к левому» — например, до 5,5–6 лет у ребенка активно работает правое полушарие, которое распознаёт и анализирует зрительную, слуховую, тактильную информацию. Поэтому в дошкольном возрасте ему важно предлагать на ощупывание и визуальное изучение множество реальных предметов живой и неживой природы, цветных картинок, геометрических форм и объёмных фигур, чтобы после 6 лет ребенок легко запоминал буквы и цифры. До 5–6 лет активно знакомить с бытовыми шумами и музыкальными инструментами, интонациями речи, ритмами — чтобы в школе не было сложностей с фонематическим анализом.
- «Сзади наперёд» — сначала у ребёнка вызревают участки мозга, отвечающие за разные виды восприятия, а после 7 лет главенствующую роль начинают играть передние отделы коры, отвечающие за произвольную деятельность, саморегуляцию, самоконтроль.
Исходя из этой модели составляется общая нейропсихологическая развивающая программа для детей младшего школьного возраста.
Поэтому в новом курсе Учи.ру «Уроки для мозга» собраны упражнения, которые, например, стимулируют зрительные функции правого полушария: задания на узнавание контурных изображений или образов с визуальным шумом. Это особенно полезно для школьников с проблемами усвоения образов букв и цифр, поскольку такие сложности зачастую возникают при недостаточной функциональной зрелости затылочных и так называемых ТРО-зон коры мозга.
Все задания в курсе системные: каждое из них в большей или меньшей степени развивает модально-специфические функции внимания (слуховое, слухо-речевое, зрительное, двигательное), оперативную, рабочую, долговременную память, тренирует логическое (левополушарное) и творческое (правополушарное) мышление. Поэтому общая программа будет полезна каждому ребенку. Но для кого-то один тип заданий будет казаться сложнее, где упор, например, на память, а для кого-то — другой, где в фокусе абстрактное мышление.
Детский мозг до 7 лет наиболее пластичен и может сам войти в норму, поэтому не стоит переживать, если у ребенка возникают единичные трудности. С большой долей вероятности мозговые функции дозреют через образовательную и воспитательную среду. В такой важный этап развития постарайтесь быть внимательными к ребенку, потому как даже стойкие трудности легче всего корректировать до 10 лет.
Что такое детская нейропсихология?
Примечание редактора: На этой неделе мы познакомим вас с приглашенным блоггером Лаурой Янсонс, Psy D. Пожалуйста, прочтите ее полную биографию ниже.
По данным Американской психологической ассоциации, детская нейропсихология — это профессиональная специальность, связанная с обучением и поведением в отношении мозга ребенка. Детский нейропсихолог — это лицензированный психолог, специализирующийся на изучении того, как обучение и поведение связаны с развитием структур и систем мозга. Формальное тестирование таких способностей, как память и языковые навыки, позволяет оценить работу мозга. Детский нейропсихолог проводит оценку, интерпретирует результаты тестов и дает рекомендации. Нейропсихолог может работать в самых разных условиях и может играть разные роли в уходе за вашим ребенком. Иногда детский нейропсихолог является куратором, который со временем следит за ребенком, корректируя рекомендации в соответствии с изменяющимися потребностями ребенка. Он или она может также обеспечить лечение, такое как когнитивная реабилитация, управление поведением или психотерапия. Часто нейропсихолог тесно сотрудничает с врачом, чтобы справиться с проблемами ребенка. Некоторые нейропсихологи тесно сотрудничают со школами, чтобы помочь им предоставить соответствующие образовательные программы для ребенка.
Чем нейропсихологическое обследование отличается от школьного психологического обследования?
Школьные оценки обычно проводятся, чтобы определить, подходит ли ребенок для участия в программах специального образования или терапии для повышения успеваемости в школе. Они сосредоточены на достижениях и навыках, необходимых для академического успеха. Как правило, они не диагностируют расстройства обучения или поведения, вызванные изменением функции или развития мозга.
Почему детей направляют к детскому нейропсихологу?
Дети направляются врачом, учителем, школьным психологом или другим специалистом из-за одной или нескольких проблем, таких как:
- Трудности в обучении, внимании, поведении, социализации или эмоциональном контроле;
- Болезнь или врожденная проблема развития, которая каким-либо образом влияет на мозг; или
- Черепно-мозговая травма в результате несчастного случая, родовой травмы или другого физического стресса.
Нейропсихологическая оценка помогает лучше понять функционирование вашего ребенка в таких областях, как память, внимание, восприятие, координация, речь и личность. Эта информация поможет вам и учителю, терапевтам и врачу вашего ребенка обеспечить лечение и вмешательство для вашего ребенка, которые будут соответствовать его или ее уникальным потребностям.
Что оценивается при нейропсихологическом обследовании?
Типичное нейропсихологическое обследование ребенка школьного возраста может оценить следующие области:
- Общий интеллект
- Навыки достижения, такие как чтение и математика
- Исполнительные навыки, такие как организация, планирование, сдержанность и гибкость
- Внимание
- Обучение и память
- Язык
- Зрительно-пространственные навыки
- Координация двигателя
- Поведенческие и эмоциональные функции
- Социальные навыки
- Функционирование личности
Некоторые способности могут быть измерены более подробно, чем другие, в зависимости от потребностей ребенка. Также можно получить подробную историю развития и данные от учителя ребенка. Наблюдение за вашим ребенком, чтобы понять его или ее мотивацию, сотрудничество и поведение, является очень важной частью оценки. Развивающиеся навыки можно оценить у очень маленьких детей. Однако оценка младенцев и детей дошкольного возраста обычно короче по продолжительности, поскольку ребенок еще не развил многие навыки.
Что мне расскажут результаты о моем ребенке?
Сравнивая результаты тестов вашего ребенка с оценками детей того же возраста, нейропсихолог может составить профиль сильных и слабых сторон вашего ребенка. Результаты помогают тем, кто занимается уходом за вашим ребенком, несколькими способами. Тестирование может объяснить, почему у вашего ребенка проблемы со школой. Например, у ребенка могут быть трудности с чтением из-за проблемы с вниманием, языкового расстройства, проблемы обработки слуха или нарушения чтения. Тестирование также определяет план действий детского нейропсихолога, чтобы использовать сильные стороны вашего ребенка. Результаты определяют, над какими навыками нужно работать, а также какие стратегии использовать, чтобы помочь вашему ребенку. Тестирование может помочь выявить влияние проблем развития, неврологических и медицинских проблем, таких как эпилепсия, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия или генетическое расстройство. Тестирование может быть проведено для получения исходного уровня, по которому можно измерить результат лечения или развитие ребенка с течением времени.
Различные детские расстройства приводят к определенным моделям сильных и слабых сторон. Эти профили способностей могут помочь определить расстройство у ребенка и затронутые области мозга. Например, тестирование может помочь различить дефицит внимания и депрессию или определить, вызвана ли задержка речи проблемами в воспроизведении речи, пониманием или выражением речи, социальной застенчивостью, аутизмом или задержкой когнитивных функций. Ваш нейропсихолог может работать с вашим врачом, чтобы объединить результаты медицинских тестов, таких как визуализация мозга или анализы крови, для диагностики проблемы вашего ребенка.
Самое главное, тестирование позволяет лучше понять поведение и обучение ребенка в школе, дома и в обществе. Оценка может помочь учителям, терапевтам и вам лучше помочь вашему ребенку реализовать свой потенциал.
Пожалуйста, посетите эту страницу для получения исчерпывающей информации об исполнительной функции у учащихся начальной школы.
Лаура Янсонс, психолог. является лицензированным клиническим психологом и недавно прошла сертификацию Американского совета по профессиональной нейропсихологии (ABN). Доктор Янсонс оценивает нарушения развития, включая аутизм и СДВГ, нарушения обучаемости, исполнительную дисфункцию, проблемы с обучением и памятью; она также проводит оценку дегенеративных заболеваний, включая болезнь Альцгеймера и другие деменции, а также ЧМТ. Доктор Янсонс консультировал шоу A&E Cable «Intervention». В феврале 2014 года она выступила в Центре неврологии в Дирфилде, штат Иллинойс, на тему динамики нейронных сетей. Более поздние презентации были посвящены когнитивному развитию и влиянию родов с помощью кесарева сечения; и пороки развития Арнольда Киари I. Ее практика находится в Арлингтон-Хайтс, штат Иллинойс. Свяжитесь с ней по адресу [email protected].
Детская нейропсихология | Orlando Health Детская больница имени Арнольда Палмера
Педиатрические специальности
Свяжитесь с нами
(321) 841-5725
Запись на прием
Наслаждайтесь комплексным обслуживанием и отмеченным наградами медицинским обслуживанием. Отправьте запрос на прием сегодня, и наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время, чтобы подтвердить время, удобное для вас и вашей семьи.
Детская нейропсихология — это специальность, которая включает оценку когнитивных функций и поведения в связи с функционированием мозга. Детский нейропсихолог является лицензированным психологом, специализирующимся на развитии структур и систем головного мозга. Мы предлагаем нейропсихологическую помощь и оценку для педиатрических пациентов, испытывающих когнитивные или поведенческие проблемы. Наши детские нейропсихологи проводят всестороннюю оценку, интерпретируют результаты тестов и дают рекомендации на основе этих результатов.
Детей, испытывающих трудности с памятью, мышлением, вниманием, поведением, социализацией или эмоциональным контролем, направляет врач или другой специалист. Эти трудности могут быть связаны с болезнью или врожденной проблемой развития, которая каким-то образом влияет на мозг, или они могут быть связаны с повреждением головного мозга в результате несчастного случая, родовой травмы или другого физического стресса.
В каком возрасте мой ребенок может пройти нейропсихологическое обследование?Обследования подходят для детей от 2 до 18 лет.