14.11.2024

Чувственное познание примеры: Приведите примеры рационального и чувственного познания

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

31.

Чувственное познание. Его формы. Примеры

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление.  Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, — его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов («модальностей») ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.  Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере — чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные «картинки»-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое.

Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.  Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.  Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением).
Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие , суждение и умозаключение. 

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об А. и о. и. дает ответ на вопрос: “…могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?” (Ленин В. И. Т. 18. С. 123). В связи с этим А, и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем (2). Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства.

По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. и. Непереходимой грани .между А. и о. и. нет. Из суммы О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер разви-гия познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т п ) С др стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр.
, гипотеза о существовании эфира), др подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр , гипотеза о существовании атомов), одни понятия устраняются из науки (напр , “теплород” и “флогистон”), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности) Учение об А и о и преодолевает односторонность метафизических концепций, объявляющих каждую истину вечной, неизменной (“абсолютной”), и концепцийрелятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть А и. В действительности же, по выражению Ленина, исторична “всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа”

Сенсорно-когнитивные взаимодействия у пожилых людей

(*= статьи из 34, найденных в результате онлайн-поиска литературы)

Дополнительные ссылки (среди 34, найденных в онлайн-поиске, но не проанализированных далее в статье из-за несоответствия кластерам подтем) :

Акеройд М. А. Связаны ли индивидуальные различия в восприятии речи с индивидуальными различиями в когнитивных способностях? Обзор двадцати экспериментальных исследований с нормальными и слабослышащими взрослыми. Int J Audiol. 2008; 47 (дополнение 2): S53–S71. [PubMed] [Академия Google]

* Albers MW, Gilmore GC, Kaye J, et al. На стыке сенсорных и моторных дисфункций и болезни Альцгеймера. Демент Альцгеймера. 2015;11:70–98. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Altieri N, Pisoni DB, Townsend JT. Некоторые поведенческие и нейробиологические ограничения теорий аудиовизуальной интеграции речи: обзор и предложения для новых направлений. Видеть Воспринимать. 2011;24:513–539. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Anstey KJ, Lipnicki DM, Low LF. Холестерин как фактор риска деменции и снижения когнитивных функций: систематический обзор проспективных исследований с метаанализом. Am J Гериатр Психиатрия. 2008; 16: 343–354. [PubMed] [Академия Google]

Арлингер С. , Гейтхаус С., Бентлер Р.А., Бирн Д., Кокс Р.М. и др. Отчет семинара Эриксхольма по слуховой депривации и акклиматизации. Ухо Слушай. 1996; 17:87С–98С. [PubMed] [Google Scholar]

* Benichov J, Cox LC, Tun PA, et al. Распознавание слов в языковом контексте: влияние возраста, остроты слуха, вербальных способностей и когнитивных функций. Ухо Слушай. 2012;32:250. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Busey T, Craig J, Clark C, et al. Связанные с возрастом изменения в производительности визуального суждения о временном порядке: связь с сенсорными и когнитивными способностями. Видение Рез. 2010;50:1628–1640. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Буш А.Л., Листер Дж.Дж., Лин Ф.Р. и др. Периферийный слух и познание: данные исследования «Оставайся внимательным в дальнейшей жизни» (НАВЫК). Ухо Слушай. 2015 13 января; epub перед печатью [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Clay OJ, Edwards JD, Ross LA, et al. Зрительная функция и когнитивная скорость обработки данных опосредуют возрастное снижение объема памяти и подвижного интеллекта. J Старение здоровья. 2009; 21: 547–566. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Craig JC, Rhodes R, Busey TA, et al. Старение и тактильный временной порядок. Atten Percept Psychophys. 2010;72:226–235. [PubMed] [Академия Google]

Данеман М.Р., Карпентер Пенсильвания. Индивидуальные различия в интеграции информации между предложениями и внутри них. J Exp Psychol: Учись, мем. шестерня 1980; 9: 561–584. [Google Scholar]

Devanand DP, Tabert MH, Cuasay K, et al. Дефицит обонятельной идентификации и MCI в выборке многоэтнического пожилого сообщества. Нейробиол Старение. 2010;31:1593–1600. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Dickinson CVM, Rabbitt PMA. Имитация нарушения зрения: влияние на понимание текста и скорость чтения. Клин Vis Sci. 1991;6:301–308. [Google Scholar]

Дубно Дж. Р., Хорвиц А. Р., Альстром Дж. Б. Спектральные и пороговые эффекты распознавания речи на уровнях выше нормы. J Acoust Soc Am. 2006; 120:310–320. [PubMed] [Google Scholar]

* Dupuis K, Pichora-Fuller MK, Chasteen, et al. Влияние нарушений слуха и зрения на Монреальский когнитивный тест. Старение Нейропсихология Cogn. 2015;22:413–437. [PubMed] [Google Scholar]

Эккерт М.А., Милый С.Л., Ваден К.И., Кучинский С.Е., Дубно М.Р. Слуховая кора — признаки возрастной тугоухости. J Assoc Res Otolaryngol. 2012; 13:703–713. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Фогерти Д., Хьюмс Л.Э., Кьюли-Порт Д. Слуховая обработка последовательностей гласных во временном порядке молодыми и пожилыми слушателями. J Acoust Soc Am. 2010;127:2509–2520. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Folstein MF, Folstein SE, McHugh PR. Мини-психическое состояние: практический метод оценки когнитивного состояния пациентов для клинициста. J Psychiatr Res. 1975; 12: 189–198. [PubMed] [Google Scholar]

* Fullgrabe C, Moore BC, Stone MA. Различия возрастных групп в идентификации речи, несмотря на соответствующий аудиометрически нормальный слух: вклад слуховой временной обработки и познания. Front Aging Neurosci. 2015;6 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Гейтс Г.А., Андерсон М.Л., Фини М.П., ​​МакКарри С.М., Ларсон Э.Б. Центральная слуховая дисфункция у пожилых людей с нарушением памяти или деменцией Альцгеймера. Хирургия головы и шеи Arch Otolaryngol. 2008; 134: 771–777. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Гейтс Г.А., Гиббонс Л., МакКарри С., Крейн П., Фини М.П., ​​Ларсон Э. Исполнительная дисфункция и пресбиакузис у пожилых людей с деменцией и без нее. Cog Behav Нейрол. 2010;23:218–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Глайд Х., Кэмерон С., Диллон Х. и др. Влияние нарушения слуха и старения на пространственную обработку. Ухо Слушай. 2013; 34:15–28. [PubMed] [Google Scholar]

Грант KW. Меры слухо-визуальной интеграции для понимания речи: теоретическая перспектива (L). J Acoust Soc Am. 2002; 112:30–33. [PubMed] [Google Scholar]

Грант К.В., Тафтс Дж.Б., Гринберг С. Эффективность интеграции для восприятия речи внутри и между сенсорными модальностями людьми с нормальным слухом и людьми с нарушениями слуха. J Acoust Soc Am. 2007; 121:1164–1176. [PubMed] [Академия Google]

Graves AB, Bowen JD, Rajaram L, et al. Нарушение обоняния как маркер снижения когнитивных функций. Взаимодействие со статусом аполипопротеина E ε4. Неврология. 1999; 53:1480. [PubMed] [Google Scholar]

* Генрих А., Шнайдер Б.А. Влияние уровня представления на производительность памяти. Ухо Слушай. 2011; 32: 524–532. [PubMed] [Google Scholar]

* Heyl V, Wahl H. Управление повседневной жизнью с возрастной сенсорной потерей: когнитивные ресурсы приобретают все большее значение. Психологическое старение. 2012;27:510. [PubMed] [Академия Google]

* Хьюмс LE. Возрастные изменения когнитивной и сенсорной обработки: фокус на взрослых среднего возраста. Ам Дж Аудиол. 2015: 1–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Humes LE, Busey TA, Craig J, et al. Зависят ли возрастные изменения когнитивных функций от возрастных изменений сенсорной обработки? Atten Percept Psychophys. 2013; 75: 508–524. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Humes LE, Busey TA, Craig JC, et al. Влияние возраста на сенсорные пороги и обнаружение временного промежутка в слухе, зрении и осязании. Atten Percept Psychophys. 2009 г.;71:860–871. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Humes LE, Dubno JR. Факторы, влияющие на понимание речи у пожилых людей. В: Гордон-Салант С., Фризина Р.Д., Поппер А.Н., Фэй Р.Р., редакторы. Стареющая слуховая система. Спрингер; Нью-Йорк: 2010. С. 211–258. [Google Scholar]

Humes LE, Kewley-Port D, Fogerty D, et al. Показатели порога слышимости и временной обработки на протяжении взрослой жизни. Услышьте Рез. 2010; 264:30–40. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Хьюмс Л.Э., Кидд Г.Р., Ленц Дж.Дж. Слуховые и когнитивные факторы, лежащие в основе индивидуальных различий в понимании речи у пожилых людей. Фронт Сист Нейроци. 2013;7:55. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Houtgast T, Festen J. О слуховых и когнитивных функциях, которые могут объяснить индивидуальное повышение порога восприятия речи в шуме. Int J Audiol. 2008; 47: 287–295. [PubMed] [Google Scholar]

Международная организация по стандартизации . Акустика — статистическое распределение порогов слышимости в зависимости от возраста, ISO 7029. ИСО; Geneva: 2000. [Google Scholar]

* Jefferis JM, Collerton J, Taylor J, et al. Влияние нарушений зрения на минимальные оценки психического состояния в исследовании Newcastle 85+. Возраст Старение. 2012; 41: 565–568. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Just MA, Carpenter PA. Теория возможностей понимания — индивидуальные различия в рабочей памяти. Psychol Rev. 1992; 99: 122–149. [PubMed] [Google Scholar]

Kane MJ, Hambrick DZ, Tuholski SW, et al. Общая емкость рабочей памяти: латентно-вариативный подход к объему вербальной и зрительно-пространственной памяти и рассуждению. J Exp Psychol: Gen. 2004; 133: 189.–217. [PubMed] [Google Scholar]

* Kiely KM, Anstey KJ, Luszcz M. Двойная потеря чувствительности и депрессивные симптомы: важность слуха, ежедневного функционирования и активности. Передний шум нейронов. 2013;7:837. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Kiely KM, Gopinath B, Mitchell P, et al. Когнитивные, медицинские и социально-демографические предикторы продольного снижения остроты слуха у пожилых людей. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2012;67:997–1003. [PubMed] [Академия Google]

* Киллен А., Фирбанк М.Дж., Коллертон Д. и др. Оценка когнитивных функций у слабовидящих пожилых людей. Возраст Старение. 2013;42:98–102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Ковач Т. Механизмы обонятельной дисфункции при старении и нейродегенеративных расстройствах. Aging Res Rev. 2004; 3: 215–232. [PubMed] [Google Scholar]

Lewandowsky S, Oberauer K, Yang L-X, et al. Батарея тестов рабочей памяти для MATLAB. Методы поведения Res. 2010;42:571–585. [PubMed] [Академия Google]

* Линь Фр. Потеря слуха и познания среди пожилых людей в Соединенных Штатах. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2011;66:1131–1136. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Lin FR, Ferrucci L, Metter EJ, et al. Потеря слуха и познание в Балтиморском лонгитюдном исследовании старения. J Нейропсихология. 2011; 25:763–770. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Lin FR, Metter EJ, O’Brien RJ, et al. Потеря слуха и инцидентная деменция. Арх Нейрол. 2011;68:214–220. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Лин Ф.Р., Яффе К., Ся Дж. и др. Потеря слуха и снижение когнитивных функций у пожилых людей. JAMA Стажер Мед. 2013; 173: 293–299. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Lin FR, Ferrucci L, An Y, Goh JO, Doshi J, Metter EJ, Davatzikos C, Kraut MA, Resnick SM. Связь нарушений слуха с изменениями объема головного мозга у пожилых людей. НейроИзображение. 2014;90:84–92. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Lindenberger U, Baltes PB. Сенсорное функционирование и интеллект в пожилом возрасте: прочная связь. Психологическое старение. 1994;9(3):339–355. [PubMed] [Google Scholar]

Massaro DW. Восприятие речи слухом и глазом. В: Додд Б., Кэмпбелл Р., редакторы. Слух глазами: психология чтения по губам. Лоуренс Эрлбаум; Хиллсдейл, Нью-Джерси: 1987. стр. 53–83. [Google Scholar]

Mesholam RI, Moberg PJ, Mahr RN, et al. Обоняние при нейродегенеративных заболеваниях — метаанализ обонятельного функционирования при болезнях Альцгеймера и Паркинсона. Арх Нейрол. 1998; 55:84–90. [PubMed] [Google Scholar]

* Moore DR, Edmondson-Jones M, Dawes P, et al. Связь между порогом речи в шуме, потерей слуха и когнитивными функциями от 40 до 69 лет.возраст. ПЛОС ОДИН. 2014;9(9):e107720. doi:10.1371/journal.pone.0107720. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Ong SY, Cheung CY, Li X и др. Нарушение зрения, возрастные заболевания глаз и когнитивные функции: Сингапурское исследование малайских глаз. Арка Офтальмол. 2012; 130: 895–900. [PubMed] [Google Scholar]

Оусли С. , Секулер Р., Симсен Д. Контрастная чувствительность во взрослом возрасте. Видение Рез. 1983; 23: 689–699. [PubMed] [Google Scholar]

Peelle JE, Troiani V, Grossman M, Wingfield A. Потеря слуха у пожилых людей влияет на нервные системы, поддерживающие понимание речи. Дж. Нейроски. 2011;31:12638–12643. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Пичора-Фуллер М.К., Шнайдер Б.А., Данеман М. Как молодые и старые слушают и запоминают речь в шуме. J Acoust Soc Am. 1995; 97: 593–608. [PubMed] [Google Scholar]

* Piquado T, Cousins ​​KAQ, Wingfield A, et al. Влияние ухудшенного сенсорного ввода на память для речи: поведенческие данные и тест биологически ограниченных вычислительных моделей. Мозг Res. 2010;1365:48–65. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Piquado T, Benichov JI, Brownell H, Wingfied A. Скрытый эффект остроты слуха на воспроизведение речи и компенсаторные эффекты самостоятельного прослушивания. Международный журнал аудиологии. 2012; 51: 576–583. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Кролик PM. Емкость канала, разборчивость и немедленная память. Q J Exp Psychol. 1968; 20: 241–248. [PubMed] [Google Scholar]

Кролик П. Легкая потеря слуха может вызвать очевидные нарушения памяти, которые усиливаются с возрастом и уменьшаются с увеличением IQ. Акта Отоларингол. 1991; 111 (S476): 167–176. [PubMed] [Google Scholar]

* Ronnberg J, Danielsson H, Rudner M, et al. Потеря слуха отрицательно связана с эпизодической и семантической долговременной памятью, но не с кратковременной памятью. J Speech Lang Hear Res. 2011;54:705–726. [PubMed] [Академия Google]

* Ronnberg J, Hygge S, Keidser G, et al. Влияние функциональной потери слуха и возраста на долговременную и кратковременную зрительно-пространственную память: данные из ресурса британского биобанка. Фронт старения неврологии. 2014;6 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Salthouse TA. Основные проблемы когнитивного старения. Издательство Оксфордского университета; Лондон: 2010. [Google Scholar]

Шнайдер Б.А., Пичора-Фуллер М.К. Последствия обработки восприятия для исследования когнитивного старения. В: Craik FIM, Salthouse TA, редакторы. Справочник по старению и познанию. 2-е изд. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс; Нью-Йорк: 2000. [Google Scholar] 9.0003

Шнайдер Б.А., Пичора-Фуллер М.К., Данеман М. Влияние возрастных изменений слуха и познания на понимание разговорной речи. В: Фрисина Р.Д., Гордон-Салант С., ред. Стареющая слуховая система. Спрингер; Нью-Йорк: 2010. С. 167–210. [Google Scholar]

Skafte MD. Рынок слуховых аппаратов 1999 г. — взгляд продавца. Слушание Откр. 2000; 7:8–40. [Google Scholar]

* Sternang O, Jonsson B, Wahlin A, et al. Изучение учета общей причины в популяционном лонгитюдном исследовании с узкой возрастной когортой. Геронтология. 2010; 56: 553–563. [PubMed] [Академия Google]

Стром К.Е. Опрос дистрибьюторов HR 2006. Hearing Rev. 2006;13(6) [Google Scholar]

Studebaker GA, Sherbecoe RL, McDaniel DM, Gwaltney CA. Распознавание односложных слов при более высоких, чем обычно, уровнях речи и шума. J Acoust Soc Am. 1999;105:2431–2444. [PubMed] [Google Scholar]

Sumby WH, Pollack I. Визуальный вклад в разборчивость речи в шуме. J Acoust Soc Am. 1954; 26: 212–215. [Google Scholar]

Саммерфилд В. Некоторые предварительные сведения к всестороннему отчету об аудиовизуальном восприятии речи. В: Додд Б., Кэмпбелл Р., редакторы. Психология чтения по губам. ЛЕА; Хиллсдейл, Нью-Джерси: 1987. С. 3–50. [Google Scholar]

* Surprenant AM, DiDonato R. Пожилые люди с потерей слуха, живущие в сообществе, со временем испытывают большее снижение когнитивных функций, чем люди с нормальным слухом. Медсестры на основе Evid. 2014;17:60–61. [PubMed] [Google Scholar]

* Verhaegen C, Collette F, Majerus S. Влияние старения и состояния слуха на краткосрочную вербальную память. Старение Нейропсихология Cogn. 2014;21:464–482. [PubMed] [Google Scholar]

Wang J, Eslinger PJ, Doty RL и др. Обонятельный дефицит, обнаруженный фМРТ в ранней стадии болезни Альцгеймера. Мозг Res. 2010;1357:184–194. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Wiig EH, Nielsen NP, Minthon L, et al. Быстрый тест когнитивной скорости (AQT) Пирсон; Сан-Антонио, Техас: 2002. [Google Scholar]

Зеквельд А.А., Джордж Э.Л., Крамер С.Е. и др. Разработка теста порога восприятия текста: визуальный аналог теста порога восприятия речи. J Speech Lang Hear Res. 2007; 50: 576–584. [PubMed] [Google Scholar]

Гиги Б., Шафиро В. Слуховые и когнитивные эффекты старения на восприятие звуков окружающей среды в естественных слуховых сценах. J Speech, Lang Hear Res. 2013;56(5):1373–1388. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Перлмуттер М.С., Бхорад А., Гордон М., Холлингсворт Х.Х., Баум М.С. Когнитивные, зрительные, слуховые и эмоциональные факторы, влияющие на участие пожилых людей. Am J оккупировать Ther. 2010;64(4):570–579. [PubMed] [Google Scholar]

Ровнер Б.В., Кастен Р.Дж., Массоф Р.В., Лейби Б.Е., Тасман В.С. Психологические и когнитивные детерминанты функции зрения при возрастной дегенерации желтого пятна. Арка Офтальмол. 2011;129(7):885–890. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Sugiura S, Yasue M, Sakurai T, Sumigaki C, Uchida Y, Nakashima T, Toba K. Влияние воздействия ушной серы на слух и когнитивные функции у японских пожилых людей с когнитивными нарушениями нарушение. Международная гериатрия и геронтология. 2014; 14 (прил.): 256–61. [PubMed] [Академия Google]

Зеквельд А.А., Крамер С.Е., Фестен Дж.М. Когнитивная нагрузка при восприятии речи в шуме: влияние возраста, потери слуха и познания на реакцию зрачка. Ухо Слушай. 2011;32(4):498–510. [PubMed] [Google Scholar]

Сенсорная игра и когнитивное развитие

Сенсорная игра и когнитивное развитие

Для взрослых «игра» часто считается занятием, которым можно заниматься после завершения работы и обучения. Но для детей игра — это именно то, что направляет их обучение и развитие. Известный педагог и врач Мария Монтессори однажды сказала: «Игра — это работа ребенка», и это утверждение как нельзя более верно.

Для детей игра — это не отдых от повседневной рутины, это суть их развития и обучения. Ученые считают, что 75% развития мозга ребенка происходит после его рождения. Другими словами, ранние годы жизни ребенка — это критическое время для развития его мозга навыков наблюдения и критического мышления, которые необходимы для чтения, письма и преуспевания в дальнейшей жизни.

Человеческий мозг опирается на семь чувств — зрение, осязание, вкус, обоняние, звук, вестибулярный и проприоцептивный — для создания опыта и развития когнитивных способностей. Но как это выглядит в повседневной жизни? И как взрослые могут поощрять эту важную область развития у детей?

Прочитать статью полностью или перейти к определенному разделу:

  • Что такое сенсорная игра?
  • Преимущества сенсорной игры
  • Когнитивное развитие и сенсорная игра
  • Сенсорные игры

Что такое сенсорная игра?

Большинство родителей слышали термин «сенсорная игра» в отношении таких вещей, как тесто для лепки, кинетический песок, вода и другие предметы, к которым можно прикоснуться.

Но сенсорная игра — это больше, чем прикосновение. Сенсорную игру лучше всего определить как соответствующую возрасту деятельность, которая побуждает детей исследовать окружающий мир, используя одно или несколько из их семи чувств, в том числе:

  • Зрение:  Зрение включает визуальные элементы и восприятие предметов глазами. Сенсорная деятельность, стимулирующая зрение, может включать в игру цвета, формы и узоры.
  • Прикосновение: Прикосновение позволяет детям физически ощущать предметы вокруг себя. Благодаря текстуре, температуре и вибрациям дети могут многое узнать о прикосновениях, исследуя игровые площадки и парки.
  • Вкус: Развитие чувства вкуса важно для различения сладкого, соленого, кислого и горького вкусов. По мере того, как дети экспериментируют со вкусами, возможно, устраивая пикник во время игры, у них появятся симпатии и антипатии, и они узнают, чего следует избегать в еде.
  • Запах:  Благодаря обонянию дети могут различать тысячи запахов. Ароматизированное тесто для лепки, маркеры и другие ароматизированные игрушки и занятия помогают детям развить это чувство и научиться определять запахи и связывать их с различными видами деятельности.
  • Звук:  Слух позволяет детям обрабатывать звуки. Звонки, куранты и другие шумовые устройства могут помочь стимулировать это чувство во время игры.
  • Вестибулярный аппарат:  Вестибулярный аппарат связан с движением и равновесием. Когда ребенок развивает это чувство, он начинает осознавать, где в пространстве находится его голова и тело. Это дает им возможность оставаться в вертикальном положении при ходьбе, стоянии и сидении.
  • Проприоцептивное:  Это чувство связано с осознанием тела, что дает детям возможность определить, где части тела находятся по отношению друг к другу. По мере того, как у детей развивается проприоцептивное чувство, они могут определять, какое усилие нужно использовать при перемещении по игровому оборудованию.

Термин «сенсорная игра» также используется для описания любого типа игры, направленной на развитие равновесия и координации у ребенка.

Преимущества сенсорной игры

Сенсорная игра имеет ряд преимуществ, включая следующие:

1. Развитие языка

С помощью сенсорной игры дети учатся описывать вещи и задействуют свое воображение, чтобы создавать истории и идеи. Будучи младенцами, они могут быть не в состоянии описать свои сенсорные переживания словами, но они могут выражать эмоции через смех, крики и движения. По мере того, как дети растут, повторный сенсорный опыт помогает им развивать способность говорить о том, что они делают, и о наблюдениях, которые они делают.

2. Развитие двигательных навыков

Большинство сенсорных видов деятельности также включают в себя компонент физической активности, который необходим детям для развития крупной и мелкой моторики. Навыки крупной моторики относятся к использованию мышц для таких действий, как прыжки, ходьба и езда на велосипеде. Навыки мелкой моторики относятся к таким вещам, как письмо, раскрашивание и другие более целенаправленные действия, в которых задействованы мышцы рук и рук ребенка. Когда вы поощряете ребенка заниматься сенсорной деятельностью, вы побуждаете его наращивать мышцы, необходимые его телу для выполнения этих других действий.

3. Более прочные мозговые связи

Когда дети участвуют в сенсорных играх, их мозг становится способным отфильтровывать избыточные сенсорные ощущения, такие как громкие звуки, чтобы сосредоточиться на текущей задаче. Их мозг учится определять, какие сенсорные ощущения важны, а какие не имеют отношения к данному моменту. Дети также могут научиться преодолевать инстинктивные предубеждения в отношении определенных сенсорных ощущений, таких как преодоление отвращения к текстурам, громким звукам или яркому свету.

Когнитивное развитие и сенсорная игра

Существует тесная связь между сенсорной игрой и когнитивным развитием. Термин «когнитивное развитие» относится к способности человеческого мозга обрабатывать и хранить информацию, а также решать проблемы и выполнять задачи. Познавательное развитие ребенка связано с сенсорной игрой с самого раннего возраста. На самом деле, важно поощрять и стимулировать когнитивные способности ребенка с первого дня, чтобы дать его мозгу инструменты, необходимые для развития навыков решения проблем и критического мышления.

Когда ребенок играет с кубиками, он пробует на вкус, трогает и даже слышит звуки, издаваемые кубиками. Ребенок узнает, как блоки могут лежать друг на друге, и о звуке, который они издают, когда ударяются друг о друга. Весь этот опыт тренирует мозг ребенка, помогая ему практиковать процесс исследования и открытия, который он будет использовать на протяжении всей своей жизни. Занятия по когнитивному развитию даже тренируют мозг ребенка использовать научные методы задолго до того, как они изучают их в школе.

Влияние сенсорной игры на когнитивное развитие невозможно переоценить. Сенсорная игра и опыт, который дети дошкольного возраста получают от нее, имеют решающее значение для их будущих способностей читать, писать и решать задачи по математике и естественным наукам. Позволить ребенку играть с песком, исследовать ведро слизи или строить из кубиков — это лучшее, что могут сделать родители, учителя или воспитатели, чтобы помочь ребенку в его когнитивном развитии и настроить его на успех в будущем.

Сенсорные игры

Сегодня не нужно далеко ходить, чтобы найти подходящие занятия для познавательного развития детей всех возрастов. Если вы ищете новые идеи, вот некоторые из наших любимых:

1. Рисование пальцами и манипуляции

Дети дошкольного возраста могут многому научиться, рисуя пальчиками и играя с пластилином, пластилином, слизью и кинетическим песком. Блоки, фишки и предметы разных цветов и деталей также являются отличными познавательными занятиями для дошкольников, поскольку они дают важный сенсорный опыт. Когда дети используют эти материалы, у них развивается осязание, и они используют это чувство для изучения цветов, звуков и текстур. Они также учатся решать проблемы, строя башни из блоков, создавая узоры и превращая пластилин в формы и узоры.

2. Музыкальные инструменты

Предоставление детям возможности использовать простые инструменты, такие как бубен, треугольник и ксилофон, для создания звуков помогает сенсорному развитию. Это помогает детям научиться сосредотачиваться на определенных звуках и отфильтровывать другие, которые не важны в данный момент. Это также позволяет им использовать свои уши, глаза и осязание, чтобы экспериментировать со звуками и уровнями, на которых они могут их создавать.

3. Время на игровой площадке

Посетите любую игровую площадку в любом городе, и вы увидите группу родителей, наблюдающих, как их дети сжигают лишнюю энергию. Игровая площадка давно стала инструментом для родителей, которым нужен перерыв, и энергичных детей, которые хотят играть. Физические преимущества игрового оборудования огромны, но многие взрослые не осознают, что хорошо спроектированная игровая площадка также полна сенсорных ощущений.

Опыта исследования игровой площадки, создания игр и использования воображения достаточно, чтобы стимулировать сенсорные навыки детей. Современные игровые площадки также проектируются так, чтобы максимизировать сенсорный опыт детей во время игры. Детские площадки могут быть оформлены в различных цветах, текстурах и формах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *