Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Неотъемлемые права человека. 7-й класс – Учительская газета
Тема «Право на свободное слово» :: Тема «Право на объединение»
Тема «Право на свободное слово»
Человек – существо мыслящее. Все, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысль, в слово. Слово, письменная и устная речь – главные инструменты проявления себя как человека. Свободно высказывая свои мысли, человек развивает свой ум, воображение, творческие способности. Свободное слово – поистине условие его творческого развития как личности. Поэтому для него важно иметь возможность говорить и писать то, что он считает нужным и важным. Без этой возможности он задыхается, как рыба, выброшенная на берег.
Но такую возможность ему далеко не всегда предоставляли. И вот века и века борется человек за возможность высказать то, что ему хочется, за свободное слово. Раньше эта борьба была практически безрезультатной. Жестокие правители, диктаторы, абсолютные монархи не были заинтересованы в том, чтобы их подданные «трепали языками». Они боялись свободного слова, потому что с его помощью легко раскрывались все их жестокости и преступления в борьбе за власть. Для контроля за печатным словом была введена цензура. Специально поставленные редакторы следили за тем, чтобы кто-нибудь из авторов не обхитрил цензора.
И лишь с установлением демократических республик стало в какой-то мере возможным осуществление права на свободу слова. Потому что в республике власть зависит от народа и в связи с этим пытается заигрывать с ним, допуская некоторые свободы. Допустили свободу слова – и сразу же бурно расцвела журналистика, появилось множество газет и журналов.
Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без нее, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция предоставляет им это право. В ней сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Еще лет двадцать назад об этом в России можно было только мечтать. Представляете: на ваше имя пришла посылка из… например, Канады. В ней – детский журнал с фото, картинками, статьями о проблемах подросткового возраста. Так вот двадцать лет назад вам бы эту посылку просто не выдали. А потом долго расспрашивали ваших родителей, почему она пришла на ваше имя. Сейчас никто бы и не обратил внимания на это.
Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Например, какой-нибудь бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовать свои права», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.
– Дима, ты мешаешь мне работать, – скорее всего скажет в этом случае учительница.
А Дима? Он может, конечно, в свое оправдание заявить:
– А я имею такое право, вот и в Конвенции записано.
На что учительница, возможно, заметит:
– Не сочти за труд, посмотри внимательно, что написано во второй части статьи 13 Конвенции.
И Дима, обратившись к тексту Конвенции, прочтет, что осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям. В каких случаях? Скажем, для уважения прав и репутации других лиц. Случай с учительницей как раз под это правило подходит.
А вот и другой эпизод. Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно неправильную. Допустим, упоминает, что композитор Моцарт умер глубоким стариком. Вы это сразу же отметили (на самом-то деле Моцарт умер молодым). Как в этом случае поступить? Можно, конечно, вскочить и «пригвоздить» выступающего к позорному столбу: «Э-э-э, тут ты ошибся, неправду говоришь!» Казалось бы, все правильно: вы воспользовались правом высказать свое мнение, в данном случае критическое. Но обидели при этом товарища. Поставили его в неловкое положение. Другими словами, воспользовались правом на свободное мнение нецивилизованно и даже безнравственно. В этом случае хорошая норма превращается в свою противоположность. И пользы от этого не бывает никому.
Проверим себя:
1. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?
2. Что сказано в Конвенции о свободе слова?
3. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?
Почитаем дополнительно
(и, если нужно, поспорим)
Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.
Античная мудрость
Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.
Вольтер, философ
Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения.
С. Кьеркегор, философ
Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.
Б. Паскаль, философ
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
Цицерон, писатель, оратор
Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
Гегель, философ
Задачки на знание, сообразительность
1. В каких эпизодах реально воплощается свобода слова молодого человека?
а) Марина отправила заметку в районную газету;
б) Сергей написал на заборе нецензурное слово против соседа;
в) Галина высказала на собрании класса несогласие с решением старосты;
г) Виктор на уроке вступил в спор с учителем по вопросу дисциплины;
д) Павел в школе рассказывал о религиозной секте, в которой состояли он и его родители, и призывал ребят вступать в эту секту.
2. Какие качества необходимы человеку, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации:
большие знания;
смелость;
любознательность;
способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов;
умение вести спор с человеком противоположных взглядов;
убежденность в своей правоте;
вера в то, что прав только он и никто больше;
наличие политических взглядов;
членство в общественной организации.
Поиграем
Игра называется «Составление заявки на издание газеты». Задача – составить заявку на издание новой газеты по следующей схеме:
1. Название газеты.
2. Чьим органом она является (или она независимый орган печати).
3. Общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать).
4. Примерный круг вопросов, которые она будет освещать (хозяйство, культура, образование, материнство и детство, рок-музыку или, наоборот, классическую музыку и т.д.).
Обсудим
Почему диктаторы так боятся свободного слова?
Можно ли считать проявлением свободы слова неподтвержденные обвинения в газете в адрес политического противника?
Издание газеты, журнала, содержание телестудии стоит громадных денег. Могут ли бедные люди воспользоваться правом на свободное слово?
Тема «Право на объединение»
Легкое дело человек делает один. А для трудного ищет себе помощников. «Артельный горшок гуще кипит» – свидетельствует русская пословица. Артельный – значит коллективный, рассчитанный на группу работников. Артелью раньше строили дома, клали рельсы на железной дороге, валили лес и вершили – причем споро, ловко, на совесть – другие добрые дела.
В общественной жизни тоже артельно, то есть коллективно, можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Недаром в таком немалом количестве организуются различные партии, движения. В них люди держатся друг за друга, помогают друг другу. Там даже слабый, никчемный человек словно бы обретает дополнительные силы: ведь он не просто Иванов, Петров или Сидоров, он – член, допустим, Конституционной партии. Звучит! А в некоторых странах вообще существует единственная (она же правящая) партия. Там вас и на работу приличную не возьмут, если вы не ухитритесь в нее, единственную партию, вступить всеми правдами и неправдами.
Конечно, у подростков все эти выгоды и интересы не так остро выражены, но стремление как-то организоваться, объединиться ради каких-то целей и у них имеется. К тому же и взрослые часто подталкивают их к объединению в те или иные организации.
Скажем, раньше у нас для детей и молодежи были пионерская и комсомольская организации. Их создали члены Коммунистической партии для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. В эти организации принимали в обязательном порядке и поголовно всех детей и юношей с девушками. Объективности ради надо отметить, что пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Нередко они совершали и добрые, полезные дела. Пионеры-тимуровцы, например, помогали семьям погибших красноармейцев: носили воду, кололи дрова, ходили за покупками в магазин. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в очень сложных условиях осваивали Дальний Восток, поднимали целину, тяжко трудились на комсомольских стройках и т.д. Тем не менее это были прежде всего политические организации, созданные для выполнения политических целей. Но несовершеннолетние могут пожелать объединиться и в неполитические организации (ассоциации): филателистов, любителей собаководства, борцов за сохранение природы и т. д. Имеют ли они на это право?
В Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники (то есть подписавшие Конвенцию) признают право ребенка на ассоциации и свободу мирных собраний. Хотите объединяться – объединяйтесь на здоровье. Создавайте свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации, объединения. Еще в Конвенции есть пояснение, что этим правом не следует злоупотреблять. Группа с безнравственными (а тем более преступными) целями, например, не может быть официальной ассоциацией. В такие группы никто не разрешит объединяться. А тот, кто их организует, должен понести наказание в соответствии с законом.
В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в группы для выполнения разных плохих дел. При этом группам дают привлекательные названия, допустим, «Горные орлы», «Шерифы прерий» и проч. Детей заставляют воровать, заниматься спекуляцией, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей понуждают заучивать как бы «священное писание» (на самом деле – тексты, придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующие одежды и т. д. Цель этих преступников – оторвать детей от семьи, превратить в своих рабов, заставить работать на себя.
Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию – «Дети электронного века», например. Чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в походы. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Да, понятно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»
Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию: готовить соответствующие бумаги, печатать их на машинке и т.д.? Витек из 7-го «Б»?
Пошли дальше. Работа любой организации, кроме всего прочего, требует денежных затрат. Где-то надо собираться? За зал или даже комнату (за их аренду) надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки хотя бы, фуражечки, майки)? Это все денег стоит. Поход? Очень дорогое удовольствие. Экскурсия? Тоже деньги подавай. Увы, сейчас за все приходится платить. Даже детям.
Так вот, лучше, если всеми этими вопросами оформления, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители. Не так ли?
И еще немаловажный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, почему бы и нет? В школе могут прекрасно существовать клубы интернациональной дружбы, ассоциации филателистов, болельщиков местной команды и др. Но организации с политической направленностью (коммунистической, демократической или иной не запрещенной законом) лучше создавать по месту жительства. Чтобы не превращать школу в арену политических баталий.
Хватит «непримиримой» политической борьбы.
Учиться надо.
Работать надо.
Надо спокойно и разумно жить.
1. Почему люди вообще, и дети в частности, создают общественные организации?
2. Что сказано в Конвенции о правах ребенка о детских ассоциациях?
3. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране?
4. Надо ли взрослым участвовать в детских организациях?
5. Где разумно создавать детские организации?
Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.
И. Гете, писатель, ученый
Не есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами?
Л. Толстой
Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непрерывным духовным усилием… Собраться же вместе на значит познать истину.
Радость и доброта – это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.
В. Сухомлинский,
педагог
1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую бы вы предпочли:
а) организацию скаутов;
б) пионерскую организацию;
в) клуб филателистов;
г) клуб фанатов местной спортивной команды;
д) клуб бальных танцев;
е) ___.
2. «Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий».
«Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю…»
Какое из этих двух высказываний представляется вам правильным? Поясните свое мнение.
Игра проходит в виде собрания по поводу организации нового детского общественного движения. Участники решают следующие вопросы:
Цель деятельности движения.
Его политическая направленность (демократическая, коммунистическая, монархическая и т.д.).
Название организации.
Будет ли включать в себя взрослых? Если будет, в каком количестве (пропорционально числу детей), и другие вопросы.
Часто ли совпадают авторитеты руководителя и того же руководителя как человека?
Тайные организации (религиозные, политические и др.): кто склонен их организовывать и в них участвовать?
Ежемесячное чтение
Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу.
Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно:
16 апреля 1852 года русский писатель Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. – А.Н.) за статью о Гоголе.
Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана с его высокомерием. Герцог велел своим лакеям прибить Вольтера. Что и было исполнено.
Автор «Робинзона Крузо» Дефо за сатирическую статью был (1703 год) приговорен к тюремному заключению.
Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук
Анатолий НИКИТИН, кандидат ических наук
«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)
Цицерон высказал довольно противоречивую мысль о сущности закона и свободы. Он утверждает, что человек для того, чтобы стать по-настоящему свободным, должен стать «рабом законов».
С этим метафоричным высказыванием нельзя не согласиться. Казалось бы, как можно быть свободным, являясь при этом рабом? Однако это действительно возможно. Нельзя понимать свободу как никем и ничем не ограниченные действия человека, так как неограниченной свободы в обществе быть просто не может. Понятие свободы нужно рассматривать как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. То есть именно конкретный человек, а не кто-то другой выбирает свой жизненный путь. Свобода так или иначе имеет определенные рамки, так как права одного человека ограничиваются правами других людей. Чтобы человеку как представителю социума жить свободно, нужен регулятор общественных отношений. И этим регулятором выступают законы. Только в том случае, когда гражданин соблюдает все принятые государством законы, он может строить свою жизнь самостоятельно.
Фактом, подтверждающим данную позицию, является пример из общественной жизни. В России есть Трудовой Кодекс Российской Федерации. В статье 57 определено содержание трудового договора, который подписывается работником и работодателем. Помимо инициирующих личностей сведений, в договоре указываются трудовая функция, режим рабочего времени, условия труда, условия оплаты труда. Также в трудовом договоре указываются различные гарантии и компенсации, которые получает как работник, так и работодатель. Трудовой договор в данном случае является определенным ограничителем для двух сторон. И работодатель, и работник, если выражаться словами Цицерона, становятся «рабами закона». Однако то, что работник и работодатель подчиняются условиям трудового договора, не говорит о том, что они не свободны. Трудовой договор, наоборот, обеспечивает четкое рассмотрение прав и обязанностей обеих сторон. В случае конфликта между работодателем и работником трудовой договор поможет правой стороне. То есть трудовой договор, как и ТК РФ в целом, обеспечивает защиту прав граждан.
Другим аргументом является пример из художественной литературы. В романе Гончарова «Обломов» продемонстрирован эпизод, в котором второстепенные персонажи Тарантьев и Мухояров пытаются обмануть главного героя Илью Ильича Обломова. Знакомые центрального персонажа пользуются наивностью и доверчивостью Ильи Ильича и подсовывают ему договор, который подразумевает приведение Обломова к полному обеднению. Если бы Обломову не помог его друг Штольц, который занялся отстаиванием прав Ильи Ильича, то главный герой действительно бы остался ни с чем. Можно сказать, что то, что
Таким образом, чтобы быть свободным в правовом смысле этого слова, нужно подчиняться законам, которые создавались с целью защиты прав и свобод человека.
Понравилось эссе? А вот еще:
«Кого Сын освободит, тот действительно свободен»
В Иоанна 8:36 Иисус делает замечательное заявление о победе. Он говорит: «Итак, если Сын освободит вас, вы действительно будете свободны». Это сильные и ободряющие слова, и я сразу же хочу поздравить вас с тем, что вы свободны. Однако задумывались ли вы когда-нибудь о том, от чего вы освобождены?
Если вы посмотрите на греческий язык, вы обнаружите, что это слово «свободный» может означать освобождение или освобождение от ответственности. Это означает, что этот стих можно прочитать, кого сын освобождает или освобождает от ответственности, тот действительно освобождается и освобождается от ответственности. Из-за этого определения, если вы рассмотрите этот стих в его полном контексте, я хочу, чтобы вы сделали два вывода. Во-первых, есть вещи, от которых вас освободил Христос. Во-вторых, есть вещи, для которых вас освободил Христос.
Сегодня давайте рассмотрим обе стороны медали, потому что обе они имеют решающее значение для жизни полной и с избытком, которой Христос хочет, чтобы вы жили.
От чего Христос, Сын, освободил тебя?Рабство греха – (Ваше пленение) – Чтобы что-то или кого-то освободить, нужно сначала связать или заключить в тюрьму. Само определение пленника — это тот, кто находится в заключении. Это именно то, чем мы были. Мы с тобой были узниками греха. Мы были в плену импульсов греха. Мы были рабами инстинктов греха. У нас не было силы преодолеть влияние греха. Грех был нашим правителем и держал нас в плену.
В те дни, когда вы жили до Христа, чего хотел грех, то он и получил. Это не означает, что вы вели разгульный образ жизни, хотя и могло бы, это просто означает, что главным авторитетом в вашей жизни была ваша греховная природа. Это было под контролем. В Римлянам 6 Павел называет грех вашим господином.
Однако, когда вы родились свыше, произошло нечто прекрасное – у вас появился новый хозяин. Бог дал вам новую природу и, что более важно, наполнил вас Своим Святым Духом, так что теперь вы больше не находитесь под контролем своей греховной природы — вы освободились. Павел хорошо резюмирует это во 2 Коринфянам 3:17: «Господь же есть Дух, и где Дух Господень, там свобода».
Поскольку в вас живет Святой Дух, вы свободны.
Наказание за грех – (Ваша вечность) – В Римлянам 6:23 говорится: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная в Христос Иисус, Господь наш». Давайте будем очень откровенны, вне Христа у всех нас был вечный смертный приговор. Верно, мы с тобой были в камере смертников. Возможно, вы этого не поняли и, вероятно, не осознали всю серьезность этого, но именно там мы были.
К сожалению, сегодня многие этого еще не понимают. Из-за нашего греха мы с тобой были на пути к вечной разлуке с самим присутствием Бога. Это было вечное наказание или ответственность за наш грех. К счастью, на этом история не заканчивается. Павел утверждает здесь, что дар Божий — это вечная жизнь во Христе Иисусе. Когда Иисус освободил вас, он отменил ваш смертный приговор. Наказание, которое вы заслужили, снято, и теперь у вас есть вечная жизнь. Он буквально сместил твое вечное предназначение.
Сегодня вы можете радоваться, потому что если у вас есть Христос, у вас есть вечная жизнь. Вам больше не нужно платить за свой грех, и вы никогда не будете отделены от любви Бога во Христе Иисусе.
Вина и стыд за грех – (Ваша жизненная сила) – Вы когда-нибудь испытывали чувство вины? Вам когда-нибудь было стыдно за то, что вы сделали в прошлом? Вы когда-нибудь каялись, но чувствовали, что вам нужно покаяться снова, потому что вы чувствуете себя так плохо, что хотите убедиться, что Бог «действительно простил вас»?
Все мы совершали поступки, за которые нам стыдно. Вещи, которые мы хотели бы вернуть и никогда больше не делать. У всех нас есть возможность пережить свои плохие моменты, задаваясь вопросом, почему мы это сделали? Я знаю, что делал это бесчисленное количество раз. Однако, когда вы делаете это, все, что вы делаете, — это создаете чувство вины и стыда. Это может преследовать вас и может нанести вам вред, лишив вас способности жить и развиваться, которая является вашей жизненной силой.
Это одно из сильнейших орудий нашего врага Сатаны: побуждает вас оглянуться на постыдные моменты вашего прошлого. Когда вы это сделаете, вас могут захлестнуть чувство вины, стыда и осуждения. Это в конечном итоге лишит вас радости, лишит вас покоя и уничтожит вашу жизненную силу.
Сегодня у меня для вас хорошие новости — вы освобождены. Когда ты искренне покаялся в первый раз, Бог простил тебя. Он удалил от тебя этот грех, как восток от запада, и больше не помнит его. Он никогда больше не поднимет эту тему, и вы тоже. Однако прощение касается не только борьбы с грехом, но и вашего стыда. Христос не просто прощает грехи прошлого. Он также освобождает вас от стыда и вины вашего прошлого. Он убирает то, что ограничивает вашу способность жить и развиваться, то есть вашу вину и стыд.
Если ты прощен, ты прощен целиком и полностью. Грех, стыд, вина — со всем этим разбирается, когда Иисус освобождает вас. Вам больше не нужно нести это бремя вины и стыда. Вы прощены и действительно свободны.
Когда вы понимаете, от чего вас освободил Христос, это готовит почву для вашей жизни в том, для чего вас освободил Христос.
Свобода жить – (ваша способность) . Одна из причин, по которой так важно понять, что вы свободны от рабства, наказания и вины за грех, заключается в том, что теперь это увеличивает ваши способности. Иисус хочет увеличить вашу способность любить, радоваться, испытывать покой и радоваться жизни.
Он также хочет увеличить вашу способность поддерживать отношения с вашим Небесным Отцом. Этого не может быть, если вы несвободны. У вас не может быть ярких, живых, любящих отношений с Богом или с кем-либо еще, если вы держитесь за вину и стыд своего прошлого. Иисус сказал в Иоанна 10:10: «… Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
Если вы помните, в саду, когда Адам и Ева согрешили, они спрятались от Бога, и их способность к отношениям с Богом была затруднена. Когда Иисус приходит и освобождает вас, вам больше не нужно прятаться. Теперь вы можете наслаждаться здоровыми отношениями со своим Небесным Отцом, и Он действительно поощряет это. В Иакова 4:8 говорится: «Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам». Это суть того, для чего вас освободил Христос. Бог хочет тесного, близкого общения с вами, и единственный способ, которым это происходит, — Иисус освобождает вас. Это позволяет вам строить отношения без страха и беспокойства. Вы можете войти в Божье присутствие с уверенностью, потому что знаете, что Он хочет, чтобы вы были там, и все препятствия устранены. Это действительно жизнь свободной.
Свобода служить – (Ваша деятельность) – В Послании к Ефесянам 2:10 говорится: «Ибо мы – дело рук Божьих, созданных во Христе Иисусе, чтобы творить добрые дела, которые Бог заранее приготовил для нас». Еще одна причина, по которой Христос освободил вас, заключается в том, что у Него есть для вас работа. У него есть план на твою жизнь. Однако осуществить этот план будет сложно, если вы бегаете с угрызениями совести. Когда вы делаете это, вы всегда пытаетесь проявить себя или завоевать одобрение человека, которому вы служите.
Позволь мне облегчить тебе сегодняшнюю ношу. Вы спасены по благодати. Вы живете по благодати. Бог осуществит Свой план в вашей жизни по благодати. Христос освобождает вас, чтобы ваша деятельность не вытекала из стремления получить одобрение Бога. Ваше одобрение приходит не из-за того, что вы делаете, а из-за того, что Христос уже сделал. Когда вы это поймете, вы сможете осуществить план, который Бог приготовил для вашей жизни, без какой-либо повестки дня, без скрытых мотивов, но из сердца, движимого любовью к Нему.
Заключительные мыслиВ словаре свобода определяется как способность или право действовать, говорить или думать без препятствий или ограничений. Далее он описывает это как освобождение от рабства или от власти другого. Это определение полностью охватывает все, что Христос сделал для нас. Вам остается сделать только одно. Живи свободно. Вот что говорит Павел в Послании к Галатам 5:1:
«Христос для свободы освободил нас. Так что стойте твердо и не позволяйте себе снова обременять себя ярмом рабства».
Наслаждайтесь своей свободой сегодня и живите той жизнью, для которой вас освободил Христос.
Фото: ©Getty Images/manopjk
Кларенс Л. Хейнс-младший — оратор, учитель Библии и соучредитель Клуба изучения Библии. Он является автором книги «Преследование цели », которая поможет вам понять, как Бог ведет вас по Своей воле. Он также только что выпустил свою новую книгу В погоне за победой: как преодолеть свои величайшие испытания и победить в своей христианской жизни. Вы хотите углубиться в свое хождение с Господом, но не можете преодолеть то, что мешает? Эта книга научит вас, как сложить кусочки воедино, чтобы вы могли жить победоносной христианской жизнью и, наконец, стать мужчиной или женщиной Бога, которыми вы действительно хотите быть. Чтобы узнать больше о его служении, посетите сайт clarencehaynes.com.
Почему у вас, вероятно, нет свободы воли
Что вы ели сегодня утром на завтрак? Было вкусно? Было ли это забыть? Что бы это ни было, ты этого не выбирал.
Вы можете подумать, что вы сделали. Но на самом деле вы этого не сделали. И хотя у вас могло быть сознательное осознание выбора — каша или тост? кофе или чай? — и помните, принимая активное решение, факт в том, что вы не могли выбрать никакой другой вариант. Любое решение, которое, по вашему мнению, вы могли принять, было просто иллюзией.И, к сожалению, дело не только в завтраке. Или обед. Или ужин. Или на самом деле любое решение, которое вы когда-либо помните при принятии . Все, что вы сделали, не могло бы произойти по-другому, и все, что вы будете делать, будет решено за вас — без какого-либо участия вашего сознательного «я».
По крайней мере, так вам сказал бы американский нейробиолог и философ Сэм Харрис.
Сэм Харрис произносит речь, от которой не может отказаться.
В своей короткой, но убедительной книге «Свобода воли» Харрис пишет:
Свобода воли это иллюзия. Наша воля просто не является нашей собственной разработкой. Мысли и намерения возникают из фоновых причин, о которых мы не знаем и над которыми мы не контролируем сознательно. У нас нет той свободы, которую, как мы думаем, мы имеем.
И, как бы неудобно это ни было, это очень хорошо согласуется с нейробиологическими исследованиями.
Решения в мозгу принимаются до того, как вы их осознаете
В известном эксперименте 19 векаВ 80-х годах физиолог Бенджамин Либет использовал электроэнцефалограмму (ЭЭГ), чтобы продемонстрировать, что активность моторной коры головного мозга может быть обнаружена за 300 миллисекунд до того, как человек почувствует, что решил двигаться (хотя следует отметить, что недавние оценки Либета исследование ставит под сомнение его выводы).
В другом исследовании испытуемых просили нажать одну из двух кнопок, наблюдая за часами, состоящими из случайной последовательности букв на экране. Экспериментаторы использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), чтобы показать, что две области мозга содержат информацию о том, какие кнопки испытуемые будут нажимать на полные 9 секунд. 0082 семь-десять секунд до осознанного принятия решения.Наконец, совсем недавно прямые записи из коры головного мозга показали, что активности всего 256 нейронов достаточно, чтобы предсказать с 80-процентной точностью решение человека двигаться за 700 миллисекунд до того, как он осознает это.
Как комментирует Харрис:
Эти выводы трудно согласовать с ощущением, что мы являемся сознательными авторами своих действий. Один факт сейчас кажется бесспорным: некоторые моменты
до вы знаете, что вы будете делать дальше — время, когда вы субъективно кажется, что у вас есть полная свобода вести себя так, как вам нравится — ваш мозг уже определил, что вы будете делать. Затем вы осознаете это «решение» и верите, что находитесь в процессе его принятия.
«Фраза свобода воли », следовательно, как поясняет позже Харрис, просто «описывает, каково это — отождествляться с определенными психическими состояниями по мере их возникновения в сознании» — и наша «свобода» представляет собой не что иное, как это иллюзорное чувство контроля.
Другими словами, мы всего лишь сознательные свидетели решений, которые глубоко в нашем мозгу уже приняты.
Добиваясь цели
По мнению Харриса, ваша генетика, ваше детство, ваше окружение — все стимулы, из которых вы состоите и которым подвергаетесь, обусловили в данный момент ваш мозг читать именно эти слова; и если или когда вы остановитесь, опять же, это будет не потому, что вы сознательно решили это сделать — это будет результатом целой жизни обусловленности, выкованной в вашем мозгу, исторической архитектуры принятия решений, которая заставляет вас действовать так, как вы делаете в любой данный момент. Как он утверждает:
Найдите минутку, чтобы подумать о контексте, в котором будет принято ваше следующее решение: вы не выбирали своих родителей или время и место своего рождения. Вы не выбирали свой пол или большую часть своего жизненного опыта. У вас не было никакого контроля над вашим геномом или развитием вашего мозга. И теперь ваш мозг делает выбор на основе предпочтений и убеждений, которые были вбиты в него на протяжении всей жизни — вашими генами, вашим физическим развитием с момента вашего зачатия, вашими взаимодействиями с другими людьми, событиями, и идеи.
Где в этом свобода?
Теперь вы можете остановиться и снова начать читать наугад, просто чтобы опровергнуть эту гипотезу.
Вы можете подумать: «Я сознательно решаю, чтобы прочитал эту статью, и если вы или Сэм Харрис продолжите безосновательно утверждать, что у меня нет свободы действий, я могу просто остановиться». стоп — но, согласно обсуждаемой точке зрения, ни вы, ни мы (и даже Сэм Харрис) не имеют никакого отношения к тому, происходит ли это на самом деле. У вас нет выбора, как действовать. У вас есть воля, но она несвободна.
Можем ли мы спасти свободу воли от нейронауки?
Конечно, эта детерминистическая картина наших жизненных путей породила обширную литературу, пытающуюся спасти наше представление о свободе воли. «Компатибилизм» — это движение, которое принимает нейронаучную картину мозга, но утверждает, что в ней есть место для идеи о том, что мы остаемся свободными в том, как мы думаем и действуем всеми важными способами.
Есть ли у нас свобода воли?
★★★★★
Получите лучшие ответы по философии прямо на ваш почтовый ящик с нашим знаменитым курсом «Введение в философию».
Ознакомьтесь с курсом сейчасОбсуждение полного обзора компатибилистских взглядов на свободу воли выходит за рамки этой статьи (подробнее см. точка зрения, четко сформулированная американским философом Дэниелом Деннетом.
Деннет утверждает, что даже если некоторые из наших мыслей и действий являются продуктом бессознательных причин, они все равно наши . Все, что делает или решает наш мозг, является чем-то мы сделали или решили. Все, что сделал Харрис в своем анализе, — это вбил клин между нашим сознательным и бессознательным «я»: мы по-прежнему свободны сознательно формировать наши миры — и, таким образом, влиять на наше бессознательное — как бы мы ни пожелали.
Дэниел Деннет, позирующий по собственной воле.
Но, по мнению Харриса, именно в предыдущем предложении заключается суть нашего непонимания свободы воли: откуда в данном случае берется «желание», согласно которому мы хотели бы формировать мир?
В самом деле, что является источником любых наших мыслей, импульсов или желаний? Создаем ли мы их сознательно? Возникают ли они в сознании? Харрис утверждает, что нет: скорее, они проявляются в сознании.
Итак, Харрис говорит Деннету: у нас нет контроля над тем, как или почему мы желаем того, чего желаем — мы просто переживаем эти желания. И каким образом пассивное наблюдение за нашей бессознательной работой каким-либо образом составляет «свободу»?
Кроме того, если наша свобода воли распространяется на решения, принимаемые бессознательными нейронными сетями в нашем мозгу, как утверждает Деннет, означает ли это, что она также включает «решения», принимаемые другими органами, о которых мы не знаем, такими как пищеварительный тракт, печень? , а почки? Как утверждает Харрис:
Сказать, что вы несете ответственность за все, что происходит внутри вашей кожи, потому что это все «вы», значит сделать заявление, которое не имеет абсолютно никакого отношения к чувствам свободы воли и моральной ответственности, которые сделали идею свободы воли постоянной проблемой. для философии.
Таким образом, по мнению Харриса, компатибилисты, такие как Деннет, не обращаются к коренным проблемам, связанным со свободой воли, а скорее меняют предмет, переопределяя, что значит быть свободным, и расширяя наше представление о свободе воли.
Деннет, конечно, огорчен тем, как Харрис резюмирует его позицию, и отвечает на нее в своем полнометражном обзоре «Свободной воли» Харриса. Затем Харрис отвечает на этот ответ, в результате чего они двое записывают подкаст, в котором каждый отвечает другому более часа. Эти двое вполне могут продолжать реагировать друг на друга всю оставшуюся жизнь.
Однако для наших целей в этой статье мы можем сказать, что, хотя аргументы бушуют, аргумент Харриса, подкрепленный нейронауками, о том, что свобода воли является иллюзией, хотя и неудобной, безусловно, убедителен и не может быть фатально побежден конкурирующими теориями о предмет (хотя такие компатибилисты, как Деннет, не согласились бы с этим последним пунктом).
Итак, теперь мы обращаемся к довольно пугающему вопросу: что, если Харрис прав?
Имеет ли значение наш выбор?
Если, по мнению Харриса, наш выбор не свободен, имеет ли он значение? Мы могли бы подумать, что, если у нас нет свободы воли, мы можем просто сидеть сложа руки и ничего не делать — наслаждаться поездкой наших неконтролируемых жизней, когда они разыгрываются перед нами, как причудливые экспериментальные театральные постановки, в которых мы являемся простыми зрителями. .
Но важно не смешивать детерминизм — представление о том, что все события полностью определяются ранее существовавшими причинами — с фатализмом, представлением о том, что мы бессильны перед «судьбой».
Наш выбор имеет значение. То, что мы решаем делать, определяет пути, по которым мы идем в жизни. Дело в том, что мы не можем решить, что мы будем делать . Как резюмирует Харрис:
Вы можете изменить свою жизнь и себя с помощью усилий и дисциплины, но у вас есть все возможности для усилий и дисциплины, которые у вас есть в данный момент, и ни на крупицу больше (или меньше). Вам либо повезло в этом деле, либо нет — и вы не можете сами нажить удачу.
…выборы, усилия, намерения и рассуждения влияют на наше поведение, но сами по себе являются частью цепочки причин, предшествующих сознательному осознанию и над которыми мы не имеем окончательного контроля. Мой выбор имеет значение — и есть способы сделать его более мудрым, — но я не могу выбирать то, что выбираю.
Этот вывод о том, что наш выбор имеет значение, но мы не можем его выбирать, имеет глубокие последствия для наших представлений о личной и моральной ответственности, не говоря уже о вине, справедливости, успехе, неудаче и всей совокупности наших социальных, социальных и правовых отношений. системы.
Несем ли мы моральную ответственность за свои действия?
Если все наши решения предопределены, идея о том, что мы несем моральную ответственность за свои действия, получает серьезный удар. Как говорит Харрис:
Мужчины и женщины, приговоренные к смертной казни, имеют некую комбинацию плохих генов, плохих родителей, плохого окружения и плохих идей (а невиновным, конечно же, в высшей степени не везет). За какие именно из этих величин они отвечали?
Если мы признаем, что даже самым «злым» или опасным людям в сущности не повезло быть теми, кто они есть, «логика ненависти (а не страха) к ним начинает распутываться».
Философия в вашей ленте Twitter
Подпишитесь на Philosophy Break в Twitter, чтобы получать лучшие философские вопросы, мудрость и идеи прямо в своей ленте Twitter.
Follow Philosophy BreakНаша концепция справедливости, таким образом, должна отражать тот факт, что любой из нас мог оказаться в жизни совершенно другим. Рассмотрение бесчисленных фоновых причин и процессов, заставляющих людей думать и действовать так, как они это делают, должно заставить нас осознать, как точно выразился Харрис, «как много удачи связано с самой моралью».
Конечно, снятие с картины личной ответственности не означает, что людей, постоянно причиняющих вред другим, следует поощрять к свободе передвижения. Моральное оправдание криминализации такого поведения, по словам Харриса, простое: всем остальным так будет лучше. Как он заявляет:
Если бы мы могли заключать в тюрьму землетрясения и ураганы за их преступления, мы бы построили для них тюрьмы.
Прокачка предопределенного мира
Вдали от криминала положение Харриса влияет и на наше взаимодействие в повседневной жизни. Даже если вы не полностью согласны с мнением о том, что свободную волю можно полностью исключить из нашей картины мира, случай Харриса наглядно показывает, до какой степени мы все находимся под влиянием вещей, полностью находящихся вне нашего контроля.
Представление о том, что наше сознание не несет ответственности за наши роли в жизни, принижает наши достижения, уменьшает наши права и объясняет наши слабости. Это делает нас еще более благодарными за те блестящие связки генетики и обусловленности, которые мы называем любимыми. Это углубляет нашу эмпатию и сострадание к тем, кем мы не являемся.
Мир без свободы воли не погружается в предсказуемость, а пробуждает наше любопытство к выявлению хаотического множества причин, влияний и предрасположенностей, которые делают каждого из нас уникальным.