24.09.2024

Что значит амбидекстр: Амбидекстр — что это такое? Определение, значение, перевод

Столичный психолог рассказала об уникальных способностях детей-амбидекстров

Все дети уникальны, у каждого — свои особенности. Порой родители не знают, как себя правильно вести: принять их или стараться исправить и переучить ребенка. В число таких особенностей входит детская амбидекстрия — врожденное (иногда — выработанное) одинаковое развитие и левой, и правой руки. Как лучше вести себя с таким ребенком, какие у него сильные и слабые стороны, как заниматься его воспитанием? Психолог из семейного центра «Печатники», кандидат психологических наук Ирина Кутянова отвечает на самые распространенные вопросы о детях-амбидекстрах.

Амбидекстрия — одинаково успешное владение обеими руками. Человек может как родиться с этим навыком, так и приобрести его. Примерно 1% младенцев появляются на свет уже с врожденной амбидекстрией. Чаще всего амбидекстрия развивается у левшей — из-за постоянных тренировок или переучивания.

Переучивать ребенка или оставить в покое

В семейный центр «Печатники» обратилась москвичка, воспитывающая семилетнего сына: «Как переучить ребенка, который выводит прописи и рисует то правой, то левой рукой?» Маме казалось, что если сын не переучится на правую руку, то ему будет сложно учиться в школе и быстро усваивать новый материал.

Психолог разъяснила маме, что амбидекстрия — это нормально, не нужно насильно переучивать ребенка, чтобы при письме он использовал только правую руку. Родителям ребенка-амбидекстра надо знать о некоторых особенностях, которые стоит учитывать при его развитии и воспитании.

«Если ребенок прекрасно владеет обеими руками, но одна доминирует, также не нужно паниковать. Понаблюдайте за ребенком: важно определить, какое полушарие головного мозга главнее. Для этого можно провести тесты с психологом. Результаты тестирования помогут спланировать дальнейшее обучение и развитие ребенка», — рассказала Ирина Кутянова.

Как амбидекстрия влияет на память и мышление

Дети-амбидекстры активны от природы. Они быстрее усваивают материал, могут выполнять дополнительные задания к нему. Эту активность необходимо грамотно направлять, иначе ребенок начнет скучать и капризничать. При этом эмоциональные вспышки и капризы у амбидекстров проявляются ярче, чем у обычных детей. Их нервная система быстрее истощается. Поэтому при работе с ними рекомендуется чаще их переключать на другую активность.

Важно знать: амбидекстры более ранимы, чем обычные дети. Не следует повышать голос и проявлять грубость по отношению к ним. Они воспринимают это болезненно. Лишь благодаря спокойному тону можно начать доверительное общение с ребенком-амбидекстром и сотрудничать с ним.

«С возрастом у ребенка качества, связанные с амбидекстрией, проявляются ярче. Самый сложный период для него — это подростковый возраст от 11 до 14 лет. В это время у школьников могут возникнуть проблемы с успеваемостью. Появляется повышенная утомляемость, раздражительность и тревожность. Возможны боли и тяжесть в голове. В этот период важно грамотно распределять школьную нагрузку и переключаться на творческую деятельность: прослушивание музыки, рисование, танцы»,

 — советует психолог.

Сильные стороны ребенка-амбидекстра

  • Он быстрее учится, так как у него задействованы оба полушария головного мозга.
  • Может быстро переключаться с одной задачи на другую.
  • У него хорошо развиваются волевые качества.
  • Способен быстро оценивать ситуацию с разных сторон.
  • Успешно овладевает как логическим, так и образным мышлением.
  • Дети-амбидекстры могут успешно реализовать себя как в культурной, так и естественно-научной сферах.

Упражнения на развитие способностей

Если ребенок-амбидекстр является переученным левшой, его правополушарное мышление и творческие способности более развиты. Для гармоничного развития родителям рекомендуется обратить внимание на логику ребенка: необходимо давать ему решать задачки на логику и математику, обучить шахматам.

Если ребенок амбидекстр от рождения, то здесь акцент на разнообразные задания — и на творческую активность, и на логическое мышление. Так можно добиться максимально эффективного и всестороннего развития ребенка.

Для лучшей синхронизации работы полушарий головного мозга полезно следующее упражнение — его можно проводить для амбидекстров и обычных детей. Ребенок берет в обе руки карандаши или фломастеры и рисует одной рукой круг, а другой — квадрат. Можно делать это же упражнение, описывая разными руками разные геометрические фигуры в воздухе. Также можно менять фигуры, усложняя задания: рисовать ромб, прямоугольник, зигзаг и так далее.

Помните! Ребенок-амбидекстр быстрее учится новому, способен выполнять несколько задач одновременно, поэтому часто в детском саду или школе он начинает скучать. Родителям и педагогам стоит давать ему дополнительные задания: например, не только нарисовать рисунок, но и придумать к нему сказку или историю.

Компенсируем слабые стороны амбидекстра

К слабым сторонам ребенка-амбидекстра можно отнести:

  • быструю утомляемость,
  • снижение концентрации внимания из-за больших нагрузок,
  • гиперактивность,
  • головные боли из-за большого количества поступающей информации,
  • раздражительность и плаксивость.

Для амбидекстров полезны задания на концентрацию внимания и саморегуляцию.

У дошкольников повышен исследовательский интерес ко всему, поэтому важно держать ребенка в поле зрения и мягко направлять.

Важно не срываться на ребенке, а направлять его энергию в конструктивное русло. Когда такой ребенок расстраивается, родителям нужно сохранить спокойную и ровную интонацию в голосе, успокоить его, выяснить причины расстройства. Папа и мама могут стать примером того, как правильно справляться со своими негативными эмоциями.

Не нужно оказывать давление на ребенка при выборе ведущей руки. Например, не говорите ему, какой рукой надо есть или учиться писать прописи. Важно прислушиваться к нему и замечать естественную склонность: какой рукой он сам тянется к ручке или фломастеру, какой рукой он ест.

Памятка для родителей

Важно знать и помнить, что у детей-амбидекстров могут возникнуть проблемы в обучении из-за их неусидчивости, гиперактивности, рассеянности внимания. Все это в совокупности приводит к ошибкам, в частности, по русскому языку и математике — везде, где требуется точность.

Если взрослые, учителя или родители начинают эмоционально подавлять таких детей, у них возникает утомляемость, забывчивость и раздражительность, которые могут сопровождаться головными болями. Эмоциональные всплески помогают амбидекстрам снимать излишнее напряжение, но становятся настоящим испытанием для близких.

Если родители испытывают сложности в общении с детьми-амбидекстрами, можно обратиться к специалистам за квалифицированной помощью через портал «Мой семейный центр». Психологи подскажут родителям, как лучше взаимодействовать с таким ребенком.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Амбидекстр: что это такое простыми словами

В последнее время достаточно часто можно встретить такой термин, как «амбидекстр». Периодически он употребляется при обсуждении темы детского развития.

В этом материале мы ответим на вопрос о том, кто такой амбидекстер, в чем польза этой особенности, есть ли от нее потенциальный вред. Также затронем вопрос об особенностях воспитания детей, у которых подобная способность проявилась с рождения.

Кто такой амбидекстр

У большинства из нас только одна доминантная рука – правая или левая. Это проявляется в том, что нам удобнее ею писать, рука кажется сильнее при выполнении различных физических упражнений.

Статистика говорит о том, что лишь один процент от всего населения земного шара амбидекстр. Это значит, что они могут менять руки при выполнении задач. В науке также встречается обозначение такого состояния как «смешанное обладание руками».

В таком случае человек может свободно выполнять самые разные действия обеими руками. При этом ему будет комфортно, а качество результатов таких занятий не станет ниже.

Почему развивается амбидекстрия

Это явление находится под пристальным вниманием ученых, но пока исследования дают минимум информации. Мы не можем ответить на вопрос, почему от рождения одна рука человека становится ведущей, в то время как другая – только вспомогательной.

Наиболее распространенная теория говорит о том, что на явление оказывает влияние характерная для человека асимметричность мозговых полушарий.

Наш мозг работает так, чтобы экономить энергию при обработке информации. Таким образом, разделение задач помогает одному из полушарий переходить в «энергосберегающий» режим, быстрее восстанавливаться.

Ученые говорят о том, что у большинства людей на планете ведущей становится правая рука по причине того, что именно в правом полушарии формируется речевой центр. И такое положение дел показывает реальную значимость речи в эволюционном процессе.

При внимательном изучении мозга амбидекстров стало понятно, что его полушария более симметрично развиты. Ученые делают предположение о том, что в силу такого соотношения организм делает выводы о необходимости развития обеих рук без передачи одной из них прав ведущей.

Амбидекстрия: врожденное или приобретенное состояние

Амбидекстры делятся на тех, у кого такие способности врожденные и тех, кому удается их развить в течение жизни. Когда ребенок обладает врожденными способностями, он обычно более активен, чем сверстники, но также и быстро устает. Становится более распространенным синдром дефицита внимания. Потому некоторые родители не могут точно ответить на вопрос о том, полезно ли такое состояние или же оно доставляет больше неудобства.

Некоторым удается развить владение обеими руками из-за длительных тренировок и выполнения различных упражнений. В таком случае люди ищут преимущества подобного состояния, которые мы также рассмотрим в этой статье далее. Но развитие амбидекстрии искусственным путем сопряжено с тем, что одна рука все же преобладает над другой. Занятиями редко удается развить способности, аналогичные врожденным.

В чем польза амбидекстрии

Как мы уже отмечали выше, дети с подобным состоянием обычно активнее сверстников. Есть целый ряд преимуществ, к которым относятся такие, как:

  • Более быстрое обучение. Амбидекстры быстрее усваивают материал, потому что у них хорошо работают оба полушария головного мозга.
  • Быстрое переключение между задачами. Это та самая способность работать в режиме многозадачности, которую часто соискатели указывают в своих резюме при отклике на вакансию. Переключение происходит быстро, при том, что человек отлично справляется с обоими занятиями.
  • Развитая воля. В ребенке-амбидекстре можно при грамотном подходе развить выдающиеся волевые качества. Это очень важно для нормальной учебы, способности на протяжении длительного времени концентрироваться на каком-то предмете и задаче.
  • Всестороння оценка ситуации. В будущем из людей с такими способностями вырастают хорошие управленцы. Они отлично действуют в условиях кризиса, когда требуется оценить массу факторов и принять решение. Есть и множество профессий, где эти навыки высоко ценятся – от пилотов самолетов до спортсменов.
  • Владение как логическим, так и образным мышлением. Это проявляется в самых разных позитивных результатах, к примеру, способности понимать разные группы людей, находить с ними общий язык. Успешность обучения также становится значительно выше, оценки улучшаются.

Практика показывает, что амбидекстры имеют больший простор при выборе своего карьерного пути. Они могут быть одновременно и «гуманитариями» и «технарями». При этом они добиваются успеха в этих сферах легче, чем сверстники и конкуренты.

Недостатки амбидекстрии

Говорить только о сильных качествах людей, у которых хорошо развиты оба полушария, было бы неправильно. Есть и ряд недостатков, которые стоит учитывать и корректировать под них воспитательный процесс.

К минусам подобного состояния относятся следующие:

  • Утомляемость. Обычно ребенок значительно активнее своих сверстников. Но так как его мозг меньше отдыхает, он быстрее утомляется, продуктивность снижается. Это приводит к тому, что становится сложнее учиться – когда другие дети все еще полны энергии, амбидекстры могут уже клевать носом, хуже воспринимать информацию.
  • Гиперактивность. Обычно таких детей, оказывается, очень сложно успокоить. Они как ураган могут носиться по дому и донимать родителей. При этом, как уже отмечалось, энергия быстро заканчивается, и ребенок ощущает усталость.
  • Сложности с концентрацией внимания. Без правильных тренировок амбидекстр не сможет сосредоточиться на поставленной задаче. Это приводит к проблемам с учебой, ухудшению восприятия материала и успеваемости.
  • Перепады настроения. Люди с такой особенностью развития полушарий мозга обычно более раздражительны, чем другие. В детском возрасте это может сопровождаться плаксивостью и капризностью.

Иногда амбидекстр может жаловаться на головные боли. Причина заключается в том, что мозгу становится значительно сложнее справляться с большим объемом поступающей извне информации.

Как видите, у амбидекстрии есть как плюсы, так и минусы. Очень большое значение имеет отношение родителей, их внимание к своему ребенку. Все преимущества подобного состояния можно сделать серьезными козырями, которые помогут во взрослой жизни. Но если не заниматься таким вопросом, не построить правильную систему подготовки и воспитания, можно столкнуться и со многими сложностями.

Как развить амбидекстрию

При правильном подходе мозг вполне можно натренировать. При этом амбидекстрию можно развить у себя даже во взрослом возрасте. Но проще всего это сделать именно детям, потому что они более восприимчивы.

Как развить амбидекстрию

Если подобное состояние у вас не врожденное, можно использовать несколько простых упражнений для его тренировки.

К ним относятся такие, как:

  • Рисунки и письмо одновременно обеими руками. Сначала будет сложно и непривычно, но постепенно навык начнет появляться. Стоит закрепить листок на столе, чтобы он оставался неподвижным. Обычно уже через две недели качество результата становится значительно выше.
  • Больше работайте недоминантной рукой. Эффективнее всего писать. Представьте, что вам нужно научиться писать с нуля – начиная с печатных букв и переходя на прописные. Можно также использовать школьные прописи, которые созданы специально для решения такой задачи.
  • Используйте зеркало во время письма недоминантной рукой. Это позволит устранить большинство ошибок, которые часто возникают в процессе обучения, понять, по какой причине это действие получается у вас не так хорошо, как хотелось бы.
  • Больше занимайтесь домашними, повседневными делами с использованием недоминантной руки. При этом стоит делать безопасные действия, к примеру, чистить зубы или готовить.

Стоит помнить о важности регулярности занятий, контролировать ход процесса таким образом, чтобы чередовать периоды занятий и покоя. Не стоит сдаваться, если вы не получите результат быстро.

Стоит быть готовым к тому, что изначально может быть тяжело. Также некоторые говорят о том, что у них в первые недели занятий болит голова. Это характеризует процесс адаптации мозга к новым условиям работы.

Что учесть при воспитании ребенка с амбидекстрией

Как мы уже отмечали, большое значение имеет то, как именно вы воспитываете ребенка с такими особенностями, умеете ли правильно построить учебный и воспитательный процесс.

Вот несколько простых рекомендацией:

  • Не ругайте ребенка за то, что он использует обе руки. Иногда это встречается, особенно когда родители почему-то думают, что единственное нормальное состояние – быть правшой.
  • Учите малыша концентрировать внимание. Для этого есть простые упражнения, которые можно выполнять ежедневно. Таким образом, вы сможете устранить проблему с плохой успеваемостью в школе.
  • Успокаивайте ребенка и не давайте ему тратить энергию. Это можно делать через чередование периодов активности и спокойствия.
  • Используйте правильные программы для работы с амбидекстрией. Есть много специальных обучающих курсов, которые не только помогают развить сильные стороны, но и уменьшить роль слабых, которые потенциально могут привести к проблемам во взрослой жизни.

От родителей очень важно терпение и умение понять своего ребенка. В таком случае у вас есть шанс воспитать из амбидекстра настоящего гения.

Мы рассказали о том, что такое амбидекстрия простыми словами. Теперь вы сможете не только распознать состояние у своего ребенка, но и сделать вывод о том, нужно ли специальное обучение в этом направлении.

Амбидекстер Определение и значение — Merriam-Webster

1 из 2

ам·​би·декс·​тер

¦ambə¦dekstə(r),

¦aam-

1

а

: тот, кто берет взятки или сборы с обеих сторон

б

архаичный : тот, кто практикует двуличие

2

устарело : тот, кто использует обе руки с одинаковой легкостью

амбидекстр

2 из 2

архаичный

: симметричный

История слов

Этимология

Существительное

в смысле 1, от среднеанглийского, от средневековой латыни, от ambidexter , прилагательное, от поздней латыни, искусный обеими руками; в смысле 2, от поздней латыни, от амбидекстр , прилагательное

Прилагательное

Средневековая латынь и поздняя латынь; Средневековая латынь, двурушничество, от поздней латыни, искусный обеими руками (перевод с греческого amphoterodexios ), от ambi- + dexter справа, искусный

Первое известное употребление

Существительное

1598, в значение, определенное в смысле 1a

Прилагательное

1613, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование амбидекстра было в 1598 году

Посмотреть другие слова того же года окружающий

амбидекстр

амбидекстрия

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Амбидекстер».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/ambidexter. По состоянию на 12 января 2023 г.

Copy Citation

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster полный текст

ambidexter — Викисловарь

Содержание

  • 1 Английский
    • 1.1 Альтернативные формы
    • 1.2 Этимология
    • 1.3 Произношение
    • 1.4 Существительное
    • 1.5 Прилагательное
      • 1.5.1 См. также
    • 1.6 Каталожные номера
  • 2 голландский
    • 2.1 Этимология
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Прилагательное

Английский [Редактировать]

Альтернативные формы [EDIT]

  • Ambodexter (устаревшая форма)

Etymology [EDIT]

по заимствованному LATIN AMBIDEXSTER ,

.

Pronunciation[edit]

  • (UK) IPA (key) : /ambɪˈdɛkstə/

Noun[edit]

ambidexter ( plural ambidexters )

  1. Тот, кто владеет обеими руками.
  2. (архаичный) Адвокат, который берет гонорары как с истца, так и с ответчика.
    • 1888–1891 , Герман Мелвилл, «(пожалуйста, укажите |главы от I до XXVI)», в Билли Бадд и другие истории , Лондон: Джон Леманн, опубликовано в 1951 году, OCLC 639970193 54

      2

      Но то, что в выдающихся случаях свидетельствует о столь исключительной натуре, заключается в следующем: хотя уравновешенный нрав и сдержанность человека, казалось бы, намекают на ум, особенно подчиненный закону разума, тем не менее в его сердце, казалось бы, он бунтовал в полное освобождение от этого закона, по-видимому, имеющее мало общего с разумом, кроме использования его0187 амбидекстр инструмент для осуществления иррационального.

  3. (расширение) Тот, кто двуликий; двурушник, такой как мошенник или мошенник.

Прилагательное

  1. Двуручный.
    • 1751 , [Тобиас] Смоллетт, «Глава 100», в Приключения Перегрина Пикла […] , том (пожалуйста, укажите страницу), Лондон: Harrison and Co., […], опубликовано в 1781 году , OCLC 316121541 :

      Затем он сменил батарейку и, будучи амбидекстром , поднял такой стук в слепую сторону надзирателя, что этот герой, полагая, что он левша, обратил свое внимание таким образом и выступил против [непросветленная сторона его лица к правой руке Пайпса […]

0175 и др.
] (1811), «Амбидекстр», в Lexicon Balatronicum. Словарь оленьего сленга, университетского остроумия и красноречия карманников. […] , Лондон: Отпечатано для C. Chappell, […], OCLC 23927885 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *