23.02.2024

Что я такое человек если я смотрю на себя как на предмет отдельный: Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный

Содержание

Социальная сущность человека. Самореализация и качества личности



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 — 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение.

Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

— высокоорганизованный мозг;

— мышление;

— членораздельную речь;

— умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

— способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

— способность к самопознанию и саморазвитию;

— способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация — это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 — 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью.

Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

3. Составьте схему «Социальные качества личности».

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014) — § 4. Социальная сущность человека

§ 4. Социальная сущность человека

Как в человеке сочетаются природное и социальное? Каким образом формируются социальные качества, что этому способствует?

Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала мудрецов, художников, мыслителей всех эпох. Не завершены споры о человеке до сих пор, да и вряд ли могут быть завершены когда-либо. Причём, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? Немецкий философ И. Фихте (1762—1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

Биологическое и социальное в человеке

Как известно, человеческая природа двойственна. Человек не только результат биологической эволюции, но и продукт развития общества. При этом общество заметно влияет на поведение человека.

Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, которые противостоят друг другу. Другие утверждают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве. Сторонники этой точки зрения полагают, что от рождения в человеке преобладает природное, а становление человека связано с приобретением социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть своих природных черт, вернее, эти черты ослабевают в своих проявлениях. Однако у социальных правил человеческого поведения есть биологическая основа в виде механизма внутреннего торможения.

И всё же в современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека. Так, сегодня не вызывает сомнения, что социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. Вместе с тем данные генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены гены «любви», «удовольствия» и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие — это проявление и развитие социальности. Известно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Социальные качества личности

Обычно понятием «личность» определяются общественные свойства человека.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое определение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчёркиваются связи человека как представителя рода человеческого и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второй подход рассматривает личность через набор функций, или ролей.

Человек может одновременно выполнять разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях. Так, он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи и др.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от её членов одних действий (беспрекословное подчинение старшим, жёсткое разделение хозяйственных функций, тесно связанное с обычаями, традициями и пр.), в современном обществе — других (готовность к равноправному сотрудничеству, взаимопонимание, забота, основанная на любви, и т. п.).

Или сравните, например, роли труженика, правителя, воина, учёного в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через неё, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстаёт как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

Самосознание и самореализация

Помимо внешних условий поведения человека в обществе, реализации его многочисленных социальных связей и формирования социальных качеств, важным является самосознание и самореализация личности.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908—1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

Словарь

Личность — человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.

Человек — биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Практические выводы

1. В современном мире немало бесчеловечного, жестокого, страшного. Тем важнее осознать значимость человеческого в человеке, понять для себя, в чём смысл жизни, какие цели достойны человека, а какие нет. Подумайте, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего стоит жить, а чего нужно стараться избегать, чтобы сохранить в себе человека?

2. Помните, что человек — открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы — занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов.

3. Размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.

Документ

Из работы русского философа С. Л. Франка (1877— 1950) «Смысл жизни».

Вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т. п., но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос — не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружён в мелкие интриги и заботы — и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжёлым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное — жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

И всё-таки огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой « страусовой политике ».

Вопросы и задания к документу

1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, «волнует» и «мучает» человека? 2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни? 3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и то, что человек смертен? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чём вы видите его практическую направленность? 4. Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведённого фрагмента? 5. Почему многие люди всё-таки считают нужным «отмахнуться» от вечного вопроса о смысле жизни? В чём ограниченность « страусовой политики » ?

Вопросы для самопроверки

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?» 2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»? 3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо? 4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Задания

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?»

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

3. Составьте схему «Социальные качества личности».

4. Подготовьте проект на тему «Сильная личность».

Мысли мудрых

«Человек — единственное животное, которое краснеет или, при определённых обстоятельствах, должно краснеть».

М. Твен (1835—1910), американский писатель

Зрительное восприятие при зеркальном взгляде на собственное лицо у пациентов с депрессией

  • Список журналов
  • ScientificWorldJournal
  • v. 2014; 2014
  • PMC4258311

Журнал ScientificWorld. 2014; 2014: 946851.

Опубликовано в Интернете 20 ноября 2014 г. doi: 10.1155/2014/946851

, 1 , * , 2 , 3 , 2 , 3

и 3

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об ограничении ответственности

У обычных наблюдателей, глядя на собственное лицо в зеркало в течение нескольких минут при низком уровне освещения, появляются странные лица. Наблюдатели видят искажения собственных лиц, но часто видят галлюцинации в виде чудовищ, архетипических лиц, лиц родственников и умерших, животных. В этом исследовании пациентов с депрессией сравнивали со здоровыми людьми в отношении появления странных лиц. Эксперимент представлял собой 7-минутный тест созерцания зеркала (MGT) при слабом освещении. Когда MGT закончился, экспериментатор оценивал пациентов и контрольную группу с помощью специально разработанной анкеты и брал у них интервью, прося их описать призраки странных лиц. Появление странных лиц в зеркале у пациентов с депрессией было очень редким по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы. У пациентов с депрессией по сравнению со здоровыми людьми наблюдалась более короткая продолжительность явлений; незначительное количество странных лиц; более низкая самооценка силы призрака; более низкий рейтинг самооценки спровоцированной эмоции. Это уменьшение депрессии может быть вызвано дефицитом выражения лица и распознавания эмоций по лицу, которые связаны с отношениями между пациентом (или эго пациента) и его изображением лица (или телесным «я» пациента), которое отражается в зеркале. .

Иллюзии «Странное лицо в зеркале» [1–4] — это призрачные переживания, возникающие при взгляде на собственное лицо, отраженное в зеркале, при слабом освещении. В исследовательской установке в контролируемых лабораторных условиях 50 здоровых молодых людей примерно через одну минуту смотрения в зеркало начали воспринимать призраки странных лиц [1]. К ним относятся огромные деформации собственного лица (66% лиц), чудовищное лицо (48%), неизвестное лицо (28%), архетипическое лицо (28%), лицо родителя или родственника (18%). %), и лицо животного (18%).

Недавно Caputo et al. [5] показали, что некоторые больные шизофренией воспринимали призраки странных лиц гораздо более интенсивно, чем здоровые люди. В этой статье целью исследования было изучение иллюзии странного лица у пациентов с депрессией. Депрессивные подтипы функционально различаются дифференциальным вкладом серотонинергических, норадренергических и дофаминергических нейротрансмиттерных цепей [6]. Измененная когнитивная и аффективная обработка при депрессии связана с нарушением лобно-височной и лобно-подкорковой сетей [7]. Депрессия характеризуется дезадаптивными восходящими процессами, которые обычно закрепляются за счет ослабленного когнитивного контроля [8, 9].

]. Таким образом, основная гипотеза настоящего исследования заключалась в том, что появление странных лиц в ответ на взгляд в зеркало должно отличаться по частоте и интенсивности у пациентов с депрессией по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы.

Человеческие лица передают важные сообщения, такие как идентичность, возраст, пол, взгляд и эмоциональное выражение, которые имеют отношение к социальной коммуникации и межличностному взаимодействию. В контактах лицом к лицу между субъектом и другим выражение лица другого и распознавание выражения лица другого субъектом взаимно переплетаются посредством мимики и синхронизации субъекта-другого [10].

Взгляд в зеркало на собственное лицо подобен межличностному столкновению субъекта (или эго субъекта) с самим собой (то есть телесным лицом субъекта, которое отражается в зеркале), как если бы субъект был другим [11]. , 12]. В случае зеркального взгляда выражения лица субъекта отражаются в зеркале, а затем воспринимаются и распознаются самим субъектом.

Эта динамическая саморефлексия может производить внутри субъекта петли узнавания-выражения или восприятия-действия. Следовательно, смотрение в зеркало может включать в себя процессы мимикрии, синхронизации, эмоциональной связи и т. д., которые происходят во время взаимодействия лицом к лицу.

По отношению к лицам у пациентов с депрессией обнаруживаются нарушения как в распознавании эмоций по лицу, так и в выражении эмоций на лице [13–15]. Предубеждения эмоциональной обработки проявляются в грустных лицах, представленных ниже уровня осознания при депрессии [16, 17]. У пациентов с депрессией наблюдается дефицит как произвольного, так и непроизвольного выражения эмоций на лице [13]. Влияя на значимость социальных стимулов, искажения обработки, соответствующие настроению, могут способствовать дисфункции сознательного распознавания, выражения и социальных взаимодействий при депрессии [18].

Таким образом, конкретная гипотеза, основанная на дефиците распознавания лиц и выражении эмоций на лице при депрессии, состоит в том, что появление странных лиц у пациентов с депрессией должно быть сильно снижено по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы.

С клинической точки зрения можно отметить, что ранее ни в одном исследовании не изучалось смотрение в зеркало у пациентов с депрессией. Таким образом, простой стандартизированный тест для запуска воспроизводимой модели появления странных лиц может помочь в завершении стандартной психопатологической оценки пациентов с депрессией.

Исследование было одобрено этическим комитетом больницы. Эксперимент проводился в соответствии с Хельсинкской декларацией (1964 г.). Все участники дали письменное информированное согласие перед включением в исследование.

2.1. Участники

Наша клиническая выборка состояла из тринадцати пациентов, госпитализированных в клинику «Вилла Санта Кьяра» в Вероне, Италия. Это были 5 мужчин и 8 женщин (средний возраст 50,0 лет; стандартное отклонение 14,2) с депрессией. Клиницисты, имеющие многолетний опыт работы с психически больными, ставили диагнозы в соответствии с критериями DSM-IV-R (American Medical Association, 2004). Контрольную группу составили 13 человек, набранных из числа работников больницы. Это были 5 мужчин и 8 женщин (средний возраст 40,2 года; стандартное отклонение 13,0), которые заявили об отсутствии неврологических или психических нарушений в анамнезе. Депрессивные и контрольные люди были добровольцами; они были наивны в отношении цели исследования.

2.2. Процедура

В эксперименте участников тестировали в случайном порядке. Экспериментатор был слеп в отношении состояния участника, будь то пациент или контрольный человек.

2.3. Тест зеркального взгляда (MGT)

MGT проводился в затемненной комнате размером 5 м × 5 м. Стены комнаты были окрашены в светло-серый цвет. Зеркало (0,5 м × 0,5 м) крепилось на штативе и располагалось в центре комнаты. Испытуемые сидели на расстоянии 0,4 м от зеркала. Комната освещалась только галогенной лампочкой (12 В, 20 Вт). Лампа устанавливалась на прожектор, расположенный на расстоянии 1,2 м позади испытуемых, так что они не могли ее видеть. Луч лампочки был направлен к полу (примерно на расстоянии 5  см от лампочки до пола), чтобы избежать прямого освещения. Это непрямое освещение обеспечивало рассеянное освещение по всей комнате. Лицо было освещено относительно равномерно примерно при 0,2 кд м −2 (цифровой фотометр Pantec LM-20 производства Карло Гавацци, Милан, Италия). Все тонкие черты лица можно было рассмотреть в деталях; цвета были ослаблены.

С испытуемым, сидящим перед зеркалом, экспериментатор объяснил задачу: « Ваша задача — посмотреть на свое лицо в зеркале. Ты должен продолжать смотреть себе в глаза. Задание продлится семь минут. ”Во время МГТ восприятие испытуемых оценивалось качественно и количественно. Количество и латентность аномальных восприятий оценивались путем записи связанных с событиями реакций на призрачные переживания. Каждый раз, когда у испытуемых возникало ненормальное восприятие, им приходилось нажимать кнопку, и их ответы записывались и сохранялись в цифровом виде. Экспериментатор рассказал участникам, как пользоваться кнопкой, используя следующие слова: « В течение семи минут, пока вы смотрите на свое лицо в зеркало и смотрите в глаза, вы можете заметить или не заметить изменения в своем лице. Если вы заметили изменение, нажмите кнопку и удерживайте ее, пока сохраняется изменение. Если вы не заметите никаких изменений, то не нажимайте кнопку. » Затем испытуемых спрашивали, поняли ли они задание, и после того, как экспериментатор уточнял и объяснял непонятные моменты, задание начиналось. Сеанс созерцания длился семь минут.

Когда 7-минутный MGT закончился, экспериментатор оценивал пациентов и контрольную группу с помощью специально разработанной анкеты и брал у них интервью, прося их описать ненормальное восприятие. Интервью включало следующий вопрос: « Что ты видел? ” Как для пациентов, так и для контрольной группы экспериментатор расшифровывал ответы.

Наконец, после интервью участники ответили на четыре пятибалльных предложения по шкале Лайкерта: « Как часто вы замечали что-нибудь странное? », « Как часто это влияло на вас эмоционально? », « Как часто это казалось реальным? » и « Как часто вы видели в зеркале другого человека? ». Полученные ответы оценивались по пятибалльной шкале типа Лайкерта от «никогда» (= 0), «редко» (= 1) до «очень часто» (= 4). Экспериментатор расшифровывал ответы пациентов и контрольной группы на вопросник.

2.4. Статистический анализ

Две группы (пациенты и контрольная группа) были сопоставимы по полу. Вместо этого возраст участников не был адекватно согласован между группами, которые различались по среднему возрасту (9).0067 т = 1,8; P = 0,08). Таким образом, возможные эффекты возрастных различий между группами были исследованы путем включения возраста в качестве ковариантной переменной в статистический анализ.

Для ответов, связанных с событием, среднее начало первого появления определялось как первое нажатие кнопки субъектом. Частота ответов, связанных с событием, определялась как количество раз, когда испытуемые нажимали кнопку ответа, в среднем в минуту. Средняя продолжительность — это среднее время, в течение которого они удерживали кнопку ответа нажатой. Совокупная продолжительность явлений определялась как сумма длительностей явлений в MGT, усредненных в минуту (суммарная продолжительность равна алгебраическому произведению частоты и средней продолжительности).

Феноменологические описания были классифицированы по содержанию на категории странных лиц [1]: уродливые черты, родственники, неизвестные лица, архетипические лица, лица животных и лица чудовищ. Количество странных лиц было подсчитано для каждого испытуемого путем подсчета количества описанных различных типов странных лиц.

Межсубъектные ANOVA проводились с двухуровневым фактором (пациенты по сравнению с контрольной группой). Влияние возрастных различий между пациентами и контрольной группой анализировали, вставляя возраст как ковариантную переменную в ANOVA. Все данные выражены как среднее значение ± стандартная ошибка среднего.

3.1. Реакция, связанная с событием

Пять из 13 пациентов (38%) ощущали призраки странных лиц; 13 из 13 здоровых людей (100%) ощущали странные лица.

Среднее время начала первого привидения (пациенты 68 ± 23 с по сравнению с контрольной группой 175 ± 38 с) существенно не отличались между пациентами и контрольной группой. Средняя частота ответов, связанных с событием (пациенты 0,3 ± 0,2 по сравнению с контрольной группой 0,8 ± 0,2) существенно не отличалась между группами. Средняя продолжительность появления (пациенты 1,2 ± 0,4 с по сравнению с контрольной группой 6,1 ± 1,0 с) была ниже у пациентов, чем в контроле (9).0067 F (1, 23) = 13,9; P < 0,001). Возрастные различия между группами не имели статистически значимого эффекта.

Компромисс между частотой и продолжительностью ответов субъекта был проверен с использованием средней кумулятивной продолжительности появления в минуту MGT, которая значительно различалась между группами ( F (1, 23) = 4,1; P = 0,05). Средняя кумулятивная продолжительность видений была короче у пациентов, чем в контрольной группе (пациенты 1,0 ± 0,6 с мин -1 по сравнению с контролем 5,0 ± 1,4 с мин -1 ). Возрастные различия между группами не имели статистически значимого эффекта.

Результаты реакции, связанной с событием, оказывают большее влияние по сравнению с данными пациентов с шизофренией [5], как показано на рисунке (три группы фактически изучались в одних и тех же сеансах, и все участники тестировались вслепую).

Открыть в отдельном окне

Совокупная продолжительность явлений в минуту MGT [с мин -1].

3.2. Феноменологические (качественные) описания

Во время 7-минутного MGT пациенты воспринимали меньшее количество незнакомых лиц, чем контрольная группа (пациенты 0,5 ± 0,3 по сравнению с контрольной группой 1,6 ± 0,3), и эта разница была статистически значимой ( F (1, 23)). = 4,4; P = 0,047). Возрастные различия между группами не имели статистически значимого эффекта.

3.3. Опросник по шкале Лайкерта

Предложение « Как часто вы замечали что-нибудь странное? » был оценен пациентами как более низкий по силе видений, чем контрольная группа (оценка пациентов по шкале Лайкерта 0,5 ± 0,3 по сравнению с контрольной группой 1,6 ± 0,2). Разница между группами была статистически значимой ( F (1, 23) = 6,6; P = 0,017). Возрастные различия между группами имели статистически значимое влияние ( F (1, 23) = 6,2; P = 0,02).

Предложение « Как часто оно оказывало на вас эмоциональное воздействие? ” был оценен пациентами как более низкий, чем контрольная группа (пациенты 0,3 ± 0,2 по сравнению с контрольной группой 1,3 ± 0,2). Разница между группами была статистически значимой ( F (1, 23) = 8,4; P = 0,008). Возрастные различия между группами не имели статистически значимого эффекта.

Предложение « Как часто оно казалось реальным? ”не различались между пациентами и контрольной группой (пациенты 0,4 ± 0,2 по сравнению с контрольной группой 0,7 ± 0,3). Предложение « Как часто вы видели другого человека в зеркале? ”не различались между пациентами и контрольной группой (пациенты 0,2 ± 0,2 по сравнению с контрольной группой 0,7 ± 0,3). Возрастные различия между группами не имели статистически значимого эффекта.

Наше исследование предоставляет первые доказательства того, что смотрение в зеркало при низком уровне освещения вызывает менее частые видения странных лиц у пациентов с депрессией, чем у здоровых людей. Более того, у пациентов с депрессией видения обычно были менее интенсивными и более короткими, чем у здоровых людей. Таким образом, гипотеза настоящего исследования подтверждается снижением частоты и продолжительности реакции, связанной с событием, уменьшением количества незнакомых лиц и более низкими оценками самооценки силы и эмоций у пациентов. Вместо этого возраст участников не влиял на появление странных лиц.

Экспериментальный вывод о том, что пациенты с депрессией сообщали о более низких оценках эмоционального содержания явлений странного лица, чем здоровые люди из контрольной группы, можно объяснить общим приглушением эмоций при депрессии [7, 8, 19].

Экспериментальный вывод о том, что пациенты сообщали о меньшем количестве и менее частых появлениях странных лиц, чем контрольная группа, может быть объяснен дефицитом эмоционального распознавания лиц и эмоционального выражения лица, а также дефицитом межличностных взаимодействий у пациентов с депрессией [13–15, 18].

Наше феноменологическое наблюдение за поведением типичных пациентов с депрессией перед зеркалом дает неотразимое впечатление, что пациенты видели свои отражения, похожие на неодушевленные предметы. Такое поведение при депрессии противоположно интенсивным галлюцинациям со странными лицами, которые можно наблюдать при шизофрении [5]. Фактически больных депрессией во время взгляда в зеркало можно охарактеризовать как полностью неподвижных, похожих на статуи смерти [20].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов в отношении публикации данной статьи.

1. Капуто Г. Б. Иллюзия странного лица в зеркале. Восприятие . 2010;39(7):1007–1008. doi: 10.1068/p6466. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Капуто Г. Б. Призрачный опыт новых лиц и диссоциация самотождественности во время зеркального взгляда. Перцептивные и моторные навыки . 2010; 110:1125–1138. [PubMed] [Google Scholar]

3. Брюин С. Р., Ма Б. Ю. Т., Колсон Дж. Влияние экспериментально индуцированной диссоциации на внимание и память. Сознание и познание . 2013;22(1):315–323. doi: 10.1016/j.concog.2012.08.005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Brewin C.R., Mersaditabari N. Экспериментально вызванная диссоциация ухудшает зрительную память. Сознание и познание . 2013;22(4):1189–1194. doi: 10.1016/j.concog.2013.07.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Caputo G.B., Ferrucci R., Bortolomasi M., Giacopuzzi M., Priori A., Zago S. Зрительное восприятие при зеркальном взгляде на собственное лицо при шизофрении. Исследование шизофрении . 2012;140(1–3):46–50. doi: 10.1016/j.schres.2012.06.029. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Мали Г. С., Паркер Г. Б., Гринвуд Дж. Структурно-функциональные модели депрессии: от подтипов к субстратам. Acta Psychiatrica Scandinavica . 2005;111(2):94–105. doi: 10.1111/j.1600-0447.2004.00475.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Кларк Л., Чемберлен С. Р., Саакян Б. Дж. Нейрокогнитивные механизмы при депрессии: последствия для лечения. Ежегодный обзор неврологии . 2009; 32:57–74. doi: 10.1146/annurev.neuro.31.060407.125618. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Филлипс М.Л., Древец В.К., Раух С.Л., Лейн Р. Нейробиология восприятия эмоций II: значение для основных психических расстройств. Биологическая психиатрия . 2003;54(5):515–528. doi: 10.1016/S0006-3223(03)00171-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Диснер С. Г., Биверс К. Г., Хей Э. А. П., Бек А. Т. Нейронные механизмы когнитивной модели депрессии. Nature Reviews Neuroscience . 2011;12(8):467–477. doi: 10.1038/nrn3027. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Чартранд Т. Л., Лакин Дж. Л. Предыстория и последствия подражания поведению человека. Ежегодный обзор психологии . 2013; 64: 285–308. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143754. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Мерло-Понти М. Отношения ребенка с другими. В: Мерло-Понти М., изд. Приоритет восприятия . Эванстон, Иллинойс, США: Издательство Северо-Западного университета; 1964. стр. 96–155. [Google Scholar]

12. Роша П., Захави Д. Жуткое зеркало: переосмысление зеркального самоощущения. Сознание и познание . 2011;20(2):204–213. doi: 10.1016/j.concog.2010.06.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Gaebel W., Wolwer W. Выражение лица и эмоциональное распознавание лиц при шизофрении и депрессии. Европейский архив психиатрии и клинической неврологии . 1992;242(1):46–52. doi: 10.1007/BF021 . [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Рубинов Д. Р., Пост Р. М. Нарушение распознавания аффекта по выражению лица у пациентов с депрессией. Биологическая психиатрия . 1992;31(9):947–953. doi: 10.1016/0006-3223(92)

-O. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Лембке А., Кеттер Т. А. Нарушение распознавания лицевых эмоций при мании. Американский журнал психиатрии . 2002;159(2):302–304. doi: 10.1176/appi.ajp.159.2.302. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Surguladze S., Brammer M. J., Keedwell P., Giampietro V., Young A.W., Travis M.J., Williams S.C.R., Phillips M.L. Дифференциальный паттерн нейронной реакции на грусть и радость мимика при большом депрессивном расстройстве. Биологическая психиатрия . 2005;57(3):201–209. doi: 10.1016/j.biopsych.2004.10.028. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Виктор Т. А., Фьюри М. Л., Фромм С. Дж., Оман А., Древец В. К. Взаимосвязь между реакцией миндалевидного тела на лица в масках и настроением и лечением при большом депрессивном расстройстве. Архив общей психиатрии . 2010;67(11):1128–1138. doi: 10.1001/archgenpsychiatry.2010.144. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Кларк Д. А., Бек А. Т. Когнитивная теория и терапия тревоги и депрессии: конвергенция с нейробиологическими данными. Тенденции в когнитивных науках . 2010;14(9):418–424. doi: 10.1016/j.tics.2010.06.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Watt D. F., Panksepp J. Депрессия: эволюционно законсервированный механизм прекращения дистресса разлуки? Обзор перспектив аминергических, пептидергических и нейронных сетей. Нейропсихоанализ . 2009;11(1):7–51. doi: 10.1080/15294145.2009.10773593. [CrossRef] [Google Scholar]

20. Капуто Г. Б. Архетипические образы и взгляд в зеркало. Науки о поведении . 2014; 4:1–13. [Статья PMC бесплатно] [PubMed] [Google Scholar]


Статьи из The Scientific World Journal предоставлены здесь с разрешения Hindawi Limited


Чему зеркало может научить вас о себе: советы эксперта по зеркальным наблюдениям

Зеркала могут вызывать в нас сильные чувства, а также они могут быть невероятно мощными инструментами для изменения нашей точки зрения и наблюдения тех частей себя, которые обычно скрыты, когда мы смотрим на мир.

Наше желание быть увиденным и отраженным является основным и врожденным. В детстве мы учимся понимать себя через размышления окружающих нас людей. Фактически, психологи обнаружили, что личный контакт необходим для нашего социального и эмоционального развития. Поскольку мы проводим больше времени в одиночестве и за своими устройствами, мы упускаем это социальное отражение. Через зеркало мы можем встретиться с собой лицом к лицу в любое время.

Практика, которую я разработал, используя осознанное использование зеркала в медитации, может помочь раскрыть более доброе самоосознание и укрепить нашу устойчивость для решения жизненных проблем.

Научившись настраиваться на свой образ, вы не превратитесь в возвышающегося нарцисса. Как раз наоборот: вы научитесь оставаться наедине с собой, управлять интенсивностью своих эмоций и использовать новую внутреннюю силу. На самом деле более доброе самоосознание — это ключ к освобождению от внутреннего критика и внешнего мира, который разжигает наши страхи и тревоги, что мы никогда не находимся в безопасности, никогда не бывает достаточно хороши и никогда не имеем достаточно.

Познание себя, глядя на себя

Когда я была маленькой девочкой, я смотрела на себя сбоку от блестящего хромированного тостера на столе, очарованная выражениями, которые пересекали мое лицо, иногда преувеличивая их, и подражая взрослым вокруг меня. Глядя на свое собственное отражение, я испытывал веселье и любопытство и помогал понимать и выражать эмоции. Я мог видеть, как я себя чувствовал и как я выглядел, пока я это чувствовал. Это меня как будто успокаивало и как-то утверждало.

Когда я стал старше, я научился, как и большинство из нас, использовать зеркало, чтобы следить за своей внешностью и критиковать ее, основываясь на культурных стандартах красоты, находя бесконечные недостатки и несовершенства. Время от времени я на мгновение останавливал свой взгляд и смотрел себе в глаза — кто я такой? Как я себя чувствовал на самом деле?

Однажды я мельком увидела свое лицо в зеркале и была потрясена тем, каким грустным и расстроенным я выгляжу — я едва осознавала, что чувствую себя так, думая, что чувствую себя «хорошо». Я понял, что культивировал представление о себе, которое, как мне казалось, должно было понравиться другим людям, и в процессе я потерял связь со своими внутренними ощущениями.

Научившись настраиваться на свой образ, вы не превратитесь в возвышающегося нарцисса. Как раз наоборот: вы научитесь оставаться наедине с собой, управлять интенсивностью своих эмоций и использовать новую внутреннюю силу.

Я стал находить время, чтобы посмотреть на свое отражение в зеркале, не сосредотачиваться на своей внешности или представлять, как я выгляжу в глазах других, а просто осознавать себя и соприкасаться со своими чувствами. Поступая так, со временем я нашел способ не обращать внимания на недостатки своей внешности и с состраданием заглянуть глубже в свои собственные глаза. Это стало медитацией. Способ просто присутствовать без какой-либо цели, кроме как быть там с самим собой.

Простое выделение времени каждый день для того, чтобы уделять себе все свое внимание, стало драгоценной передышкой в ​​моей занятой жизни. Я с нетерпением ждал возможности просто отдохнуть и расслабиться в моем собственном присутствии.

Но это не было упражнением в самообожании.

Я не сидел и не посылал себе воздушные поцелуи. Скорее, это была проверка того, как я относился к себе, своей внешности, своим эмоциям и различным текущим драмам в моей жизни. Мое лицо открыло многое, и некоторые из них было нелегко увидеть. Я приучила себя смотреть на себя независимо от того, как я себя чувствовала и сколько отвлекающих факторов было в моей жизни. После выполнения этой зеркальной медитации по крайней мере 10 минут в день в течение года я заметил глубокую разницу — и другие тоже.

Со временем я научилась подходить к себе так, чтобы это казалось естественным, принимающим и добрым, и в процессе этого стала меньше стесняться своей внешности. Я также стал использовать зеркало, чтобы справляться с повседневными стрессами и отвлекающими факторами.

Вместо того, чтобы искать вне себя людей, места и вещи, которые могли бы отвлечь меня от негативных эмоций или самокритики, я использовал зеркало, чтобы посмотреть на себя и заземлить себя, просто глядя в свои глаза с состраданием. Я обнаружил, что зеркало также является отличным способом выплеснуть свои эмоции. Когда я боролся с негативными чувствами и не было никого, кто мог бы выслушать меня сострадательно, или я просто не хотел никого расстраивать или говорить что-то, о чем я пожалею, зеркало стало мощным отражением моей собственной боли и страданий.

Зеркало открывало перспективу, которую я не мог видеть изнутри своей головы. Я видел себя таким, каким часто был слишком сырым и уязвимым, чтобы делиться им с другими. Глядя в зеркало, меня часто переполняло чувство сострадания и признательности за то, как много я делаю и как усердно стараюсь — вместо того, чтобы полагаться на утверждения других или подтверждение того, что я в настоящее время определяю как «успех», я просто признавал себя беззастенчиво с любовью и состраданием. Мне не нужно было ничего делать, я была достойна любви и сострадания просто тем, что была.

Мои мотивы для общения с другими были яснее: они были не столько в том, чтобы заставить их увидеть меня, оценить меня и подумать, что я замечательная, сколько в том, чтобы узнать, кто они на самом деле, и что они сообщают помимо своих слов.

Иногда мой внутренний критик вспыхивал: «Разве это не немного самовлюбленно?» — Ты не эгоист? «Разве вы не должны сосредоточиться на помощи другим менее удачливым, вместо того, чтобы смотреть на себя в зеркало?» Когда я остановился, чтобы по-настоящему обдумать эту критику и спросить себя, как смотрение в зеркало повлияло на мои отношения и общий подход к жизни, я обнаружил, что на самом деле это произвело глубокий сдвиг. Но ирония заключалась в том, что, находя время, чтобы увидеть себя в зеркале, мне на самом деле было 9 лет.0067 больше заинтересованы в установлении глубоких связей с другими, не меньше.

Почему? Мои мотивы для общения с другими были яснее: они были не столько в том, чтобы заставить их увидеть меня, оценить меня и подумать, что я замечательная, сколько в том, чтобы узнать, кто они на самом деле, и что они сообщают помимо своих слов. Распространенная поговорка состоит в том, что в разговоре есть две стороны: говорить и ждать, чтобы поговорить. В стремлении быть увиденными, признанными и понятыми мы можем совершенно скучать друг по другу. Видя себя, мы можем практиковать сострадание к себе в отношении собственных нужд и укреплять нашу способность смотреть на других с сочувствием.

Обучение медитации с зеркалом

Зеркало стало для меня настолько полезным инструментом, что я захотел поделиться им с другими. Последние семь лет я преподаю зеркальную медитацию. Сочетая взгляд в зеркало с принципами медитации осознанности, ученики медитируют на свое собственное отражение.

Поначалу большинство людей кажутся очень неуклюжими и застенчивыми. Их лица напряжены, глаза суровы и критичны, когда они смотрят на себя, поправляя то и это. Затем, когда они рассказывают о том, что переживают, я помогаю им заглянуть за пределы своего внешнего вида, отложить в сторону привычные истории и глубже взглянуть на себя. Я предлагаю им увидеть себя страдающим человеком, а не объектом их критики. Часто они способны переключить свое внимание с видения своего несовершенства на видение себя страдальцем и создателем страданий в зеркале. Что-то щелкает. Обычно к концу сеанса их лица смягчаются и со временем они кажутся более спокойными и самопринятыми, добрее к себе и более доверяющими собственному опыту.

Иногда эти изменения были просто чудесными. Многие сообщали о глубоком понимании того, как они видят себя и как это влияет на их жизнь, просто уделяя себе все свое внимание, позволяя людям избавиться от своих самообманов и развить более доброе и точное самосознание. Некоторые считают, что это мощный инструмент для поддержки их программ личного развития, таких как психотерапия, лайф-коучинг, избавление от зависимости и группы поддержки жизненного перехода.

По мере того, как работа продолжалась, я попросил своих учеников, смотрящих в зеркало, описать своими словами любые изменения, которые они заметили в ходе медитации. При анализе содержания этих письменных ответов постоянно выделяются три темы.

И зеркало показало, насколько их критика повлияла на них, потому что они могли видеть это на своем лице.

Во-первых, они осознали, насколько сильно они критиковали себя — будь то их внешний вид или какие-то другие аспекты самих себя, которые они обычно считали неприемлемыми. Зеркало осветило его. И зеркало показало, насколько их критика повлияла на них, потому что они могли видеть это на своем лице! Тогда у них был выбор и практика, чтобы относиться к себе с большим принятием и состраданием.

Зеркало также отражало выражения их лиц, так что они лучше понимали, что они чувствуют от момента к моменту, что поначалу многих шокировало. Некоторые стали лучше осознавать эмоции, которых они обычно избегали, такие как страх, гнев или отвращение, которых они раньше не замечали. Они обнаружили, что их способность чувствовать и принимать более широкий спектр эмоций увеличилась в результате медитации.

И, наконец, многие заметили положительное влияние на их отношения, что может показаться немного нелогичным. Они стали намного лучше осознавать, как они видят других и как их видят. Кажется, что, практикуя, уделяя себе все свое внимание и учась быть с собой через неприятные эмоции, они смогли больше присутствовать с другими, и их отношения углубились.

Почему Медитация Зеркала Работает

Почему взгляд в зеркало так силен и эффективен? По мере того, как я углублялся в исследования в области нейробиологии и психологии, кусочки головоломки складывались воедино. Исследования говорят нам, что нам нужен личный контакт, чтобы развить чувство собственного достоинства, управлять своими эмоциями и развивать сочувствие к другим. Мы приходим к пониманию того, кто мы есть, через отражение нас другими. И, видя их лица, мы узнаем, что они чувствуют, и что, в свою очередь, чувствуем мы. Мы тренируемся модулировать наши выражения от момента к моменту, основываясь на их реакции на нас. Это основа для того, чтобы научиться регулировать наши эмоции и ориентироваться в сложных социальных ситуациях.

Поскольку мы проводим больше времени в одиночестве и в своих устройствах, мы упускаем возможность личного отражения, которое помогает нам оставаться эмоционально связанными с самими собой. Зеркало может быть ценным инструментом для поддержания этой связи. Зеркало отражает качество наших отношений с самим собой. В моей работе было удивительно видеть, насколько недобрыми могут быть люди к себе, даже не осознавая этого. Зеркало отражает нашу самокритику с исключительной точностью, и тогда медитация с зеркалом дает выбор и практику, чтобы относиться к себе с добротой.

Практика медитации с зеркалом

Я рекомендую 10 минут молча смотреть в зеркало в день. Вот несколько простых рекомендаций.

1. Установите пространство и намерение.

Выберите хорошо освещенное место без отвлекающих факторов, где вы можете расположить зеркало так, чтобы оно стояло отдельно, и вы могли смотреть в глаза, не напрягаясь и не наклоняясь вперед. Сядьте на подушку для медитации или на стул, поставив обе ноги на землю. Установите таймер на 10 минут. Не ставьте перед собой никаких целей, кроме как посидеть с собой отведенное время.

2. Настройтесь на свое дыхание.

Начните с закрытыми глазами. Настройтесь на свое дыхание. Вы задерживаете дыхание или дышите быстро? Сделайте несколько медленных глубоких вдохов животом. Затем дышите регулярно и естественно, просто наблюдая за тем, как ваше дыхание приводит в движение живот, грудную клетку и ключицы на вдохе, а затем мягко сокращайте ключицы, грудную клетку и живот на выдохе. Обратите внимание на все области вашего тела, где есть напряжение, особенно на лице и плечах, а затем представьте, что вы направляете дыхание, чтобы расслабить эти области и позволить напряжению исчезнуть.

3. Начните смотреть себе в глаза.

Обратите внимание, изменилось ли ваше дыхание при первом взгляде на себя. Вернитесь к полному устойчивому дыханию. Обратите внимание на качество вашего взгляда: он резкий или мягкий? Постарайтесь максимально смягчить свой взгляд. Если вы заметили, что затвердеваете, сосредоточив внимание на детали или изъяне в своей внешности, — дышите, пока не почувствуете, что снова смягчаетесь.

4. Наблюдайте за своим критиком.

Если ваша первоначальная реакция на взгляд на себя критична, обратите внимание на свои глаза, когда вы смотрите на себя таким требовательным, может быть, даже суровым или холодным взглядом – посмотрите, сможете ли вы переключить свое внимание с человека (или изображения в зеркале), который вы изучаете, чтобы увидеть человека, который находится под этим пристальным вниманием — вот кто вы на самом деле. Как эта часть вас воспринимает эту критику?

5. Обратите внимание на то, куда направляется ваше внимание и связанные с ним чувства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *