18.10.2024

Что такое модальность в психологии: Модальность — это, в психологии

Модальность восприятия информации — Профайлинг с Анной Кулик


Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти.

Различают три основных модальности:

  • визуальную,
  • аудиальную,
  • кинестетическую (тактильные, мышечные ощущения, чувства).

Есть также аудиально-дигитальная (ориентирована на внутренний диалог), но она встречается редко.

Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить предикатов какой модальности используется больше.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
• Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
• Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;
• Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и другие) и с помощью движений.

Для визуального типа характерно:
1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
2. Любит порядок на рабочем месте, соблюдает порядок в комнате.
3. Красивый, аккуратный почерк.
4. Мало отвлекается на шум.
5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите).
7. При общении взгляд направлен в основном вверх.
8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Для аудиального типа характерно:
1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
3. Сильно отвлекается на шум.
4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный).

5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.
6. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.

Для кинестетического типа характерно:
1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
4. Возможен неряшливый почерк.
5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.
6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх).
9. При общении взгляд направлен в основном вниз.
10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

От визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала, от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения для усвоения информации.

По материалам из сети Интернет

Узнать больше о модальности восприятия, особенностях восприятия различных психотипов, а также о возможностях изучения типа модальностей для выявления истины и диагносцирования лжи, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».

Поделиться:

Метки: визуал, восприятие

Что такое модальность действий?. Модальность — это довольно широкий… | by Sergei Kalinin

Модальность — это довольно широкий междисциплинарный термин, который используется в философии, логике, психологии, лингвистике и т.д. Самое общее определение модальности — это градации качества внутри категории. Например, в психологии есть “модальности восприятия”; соответственно категория это “восприятие”, а градациями качества (т.е. модальностями) будут зрительное восприятие, слуховое, тактильное и т.д. Если, скажем, выбрана категория “эмоции”, то модальностями будут, к примеру, “восемь базовых эмоций” по Р. Плутчику — страх, гнев, радость, печаль, и т.д.

Внутри модальности (например, цвета) можно выделить и субмодальности — категории / классы / градации различения, которые наверняка не совпадают у разных людей

Но здесь я бы не хотел ворошить тему модальностей в психологии, т.к. там всё очень неоднозначно))). В этом выпуске я бы хотел рассмотреть человеческое поведение (нашу стратегию достижения целей) с точки зрения логических модальностей. Сразу хочу предупредить, что модальная логика — отдельный серьёзный раздел современной логики, позволяющий (на стыке семантики и символьной логики) строить очень навороченные модели. Но я не претендую на какую-то строгую научность; мне пока интересно сделать только набросок “модальной логики действий” (а если точнее, то “модальной логики целеполагания и целедостижения”). Возможно когда-нибудь я “допилю” эти идеи до уровня стройной модели или, если кому-то интересно, можете сделать это самостоятельно 😉 .

Итак, вот пять наиболее распространенных логических модальностей:

1. Деонтическая (от греч. “деон” — “долг”; при этом “долг” понимается как внешняя социальная нормативность).

2. Аксиологическая (от греч. “аксиа” — “ценность”; “ценность” понимается как внутренняя этическая нормативность).

3. Эпистемическая (от греч. “эпистема” — “знание”; при этом очень важен такой нюанс: древние греки различали два вида знания — гносис и эпистему. Гносис — это самоочевидное знание, некое откровение, не требующее доказательств и какой-либо верификации; эпистема — это выводное знание, которое опирается на факты, но требует доказательств и проверки на достоверность. Также гносис является как бы универсальным знанием, а эпистема “привязана” к носителю знания, т.е. зависит от его состояния, уровня продвинутости и т.д. ).

4. Алетическая (от греч. “алетейя” — “истина”; “истина” здесь понимается как степень достоверности высказывания/утверждения в рамках используемой понятийной системы. Например, в контексте научно-фантастического романа присутствие инопланетян вполне достоверно и оправдано; но в контексте какого-нибудь серьёзного трактата по экономике инопланетяне будут абсолютно неуместны).

5. Темпоральная (временнАя модальность, указывающая на статус/расположение объекта или явления во времени).

…но раз мы уж говорим о модальностях человеческой деятельности, то для удобства дальнейшего анализа от себя я бы добавил ещё одну модальность…

6. Волюнтативная — в моём понимании это “хотелка”, т.е. предельно чётко осознанное желание (интерес, потребность), когда существует полная гармония между внутренним побуждением к действию, эмоциями, рационально принятым решением, готовностью действовать и прикладывать волевые усилия в случае необходимости. Волюнтативность — это когда “ум и сердце” (и другие элементы мотивационной сферы человека) без каких-либо противоречий объединяются в “едином порыве”)) для достижения намеченной цели.

Один из возможных вариантов классификации логических модальностей

Ну ОК, с модальностями понятно… Но какие градации качества внутри этих модальных категорий? Ловите шпаргалку:

Модальность — Градации качества внутри модальности

1. Деонтическая — должен обязательно / разрешено, можно / запрещено, нельзя / безразлично

2. Аксиологическая — хорошо, правильно / плохо, неправильно / безразлично

3. Эпистемическая — верно, доказано / сомнительно, не доказано / не верно, опровергнуто

4. Алетическая — логически необходимо, возможно / случайно, мало вероятно / невозможно, логически невыводимо

5. Темпоральная

5а. Абсолютная: было / есть / будет

5б: Протяженная: прошлое / настоящее / будущее

5в: Относительная: раньше, причина / одновременно, в момент / потом, следствие

6. Волюнтативная — хочу, стремлюсь к / отказываюсь, избегаю / амбивалентно, сомневаюсь / безразлично

Теперь давайте поясню, что делать с этой шпаргалкой))) . Представьте себе “идеальную деятельность” и на этапе целеполагания и на этапе целедостижения… Если взглянуть на такую “идеальную деятельность” со стороны, то она будет соответствовать следующим критериям:

  • разрешено, можно (одобрено как ближайшим социальным окружением, так и обществом в более широком актуальном контексте)
  • хорошо, правильно (т. е. соответствует как моим персональным, так и общечеловеческим ценностям)
  • верно, доказано (у меня в голове есть чёткое и прозрачное понимание, что и как я буду делать)
  • логически необходимо, возможно (результатом моих умозаключений является некий высоковероятный прогноз будущего результата/успеха)
  • сама деятельность чётко локализована во времени
  • и я действительно хочу, стремлюсь к… (намеченному результату с помощью намеченного пути/образа действий)

…Представьте, что на психологическую консультацию или коуч-сессию приходит человек, который говорит: “У меня есть замечательная цель X, но я никак не могу её достичь”. Что делает дальше психолог/коуч? Начинает задавать уточняющие вопросы с целью “прогнать по модальностям” существующую в голове у человека модель деятельности на предмет её отклонений от описанной выше “идеальной деятельности”.

Например, сравнительно часто за “не могу” стоит проблема в деонтической модальности, когда цель (или способы её достижения) либо противоречит социальной нормативности (“запрещено, нельзя”), либо втиснута в слишком узкие рамки ограничивающих “правил игры” (“должен обязательно”).

Возможна локализация проблемы в аксиологической модальности, когда выбранная цель противоречит ценностям (“плохо, неправильно”) или есть рассогласование ценностей (когда, скажем, с позиции общечеловеческих ценностей “плохо”, а ваших персональных — “хорошо”). К той же модальности относится проблема “случайных целей”, т.е. “безразличных”, не подкрепленных значимыми для нас ценностями.

Бывает, что человек “не может” достичь своей цели из-за того, что “провисает” алетическая модальность — т.е. намеченный результат он оценивает как случайный, непредсказуемый. Понятно, что не во всех видах деятельности можно построить на 100% достоверные и безукоризненно обоснованные прогнозы. Также очевидно, что у всех людей разная “толерантность к неопределенности” и разная готовность к принятию риска. Тем не менее, всегда можно попробовать увеличить эту самую вероятность наступления желаемого результата — как с помощью реальных действий, так и с помощью изменения собственных негативных установок.

В других случаях цель не достигается, потому что связанные с ней идеи опираются на неверные предпосылки — т.е. хромает эпистема 😉 . Нам кажется, что мой путь к успеху “доказан и обоснован”, но на деле мы опираемся на недостоверные факты и знания. Например, характерным является искаженное представление о самом себе, когда мы опираемся не на факты, а на идеализированное и однобокое представление о своих лучших качествах. Приведу пример.

На коуч-сессиях я часто задаю вопрос: “Опишите подробно свой самый типичный день. Чем вы занимаетесь в течение дня? На что тратите своё время и силы? Каких ежедневных результатов, предсказуемых на 100%, вы гарантированно достигаете?”. А потом задаю такой вопрос: “Вот у вас есть новая амбициозная цель Х. Как вы думаете, если ваши дни будут проходить точно так же, как проходит ваш типичный день сейчас — вы сможете достичь этой цели Х ?”.

Чаще всего я слышу в ответ “нет”, и много оптимистичных заявлений вроде: “Ну я же изменюсь! Для достижения этой цели я буду вести себя по-другому! Я буду использовать для этого все мои лучшие качества (и далее следует их перечисление)”. После этого я задаю следующий вопрос: “А когда в последний раз вы использовали эти свои лучшие качества, и что именно вы с их помощью достигли? Сопоставимы ли ваши реальные достижения последнего времени с той целью Х, которую вы перед собой ставите?”.

Повторяю: каждый человек себя идеализирует в той или иной степени. Нам всем кажется, что “когда будет надо, если я захочу”, то легко и просто я щёлкну выключателем и включу все мои таланты и умения ради достижения цели. На самом деле это грубая ложь самому себе; лишь очень маленький процент людей способен на революционные изменения. Как только вы станете честно и реалистично воспринимать свои возможности и ограничения, лишь тогда ваши планы действительно станут эпистемологически “верными и доказанными” — и достижимыми!

“Лестница модальностей” в коучинге выглядит как-то так 😉

…Друзья, надеюсь идея “модальности действий” вам понятна. Её вполне можно использовать для самокоучинга, точнее для самопроверки того, насколько ваши планы или действия соответствуют “идеальной деятельности” (см. выше). Логические модальности можно использовать по аналогии со SMART-критериями, проверяя, насколько ваша деятельность обоснована, а по каким модальным критериям “провисает”. И если такие “провисания” найдены, ищите способы их устранить. Ну, или обращайтесь за помощью к специалистам 😉

Если возникнут вопросы, или необходимость в психологической консультации или коуч-сессии — обращайтесь! Я по-прежнему открыт для общения с вами:

— по электронной почте: [email protected]

— Facebook: https://www.facebook.com/kalinin.s.i

— ВКонтакте: http://vk.com/kalinin_s_i

— Twitter: https://twitter.com/s_kalinin

методов лечения психических заболеваний | Аффинити-центр Калифорния

Методы лечения или методы лечения — это способы, которыми врач или административный работник здравоохранения лечат пациента с психическими, эмоциональными расстройствами, расстройствами личности или двойным диагнозом.

Что такое метод лечения?

Метод лечения — это название, данное множеству различных типов лечения для помощи людям с проблемами психического здоровья. Метод лечения взаимозаменяем с «подходом к лечению» или «типом лечения». В Центре лечения Affinity в Сан-Диего мы понимаем, что каждый человек по-разному реагирует на разные виды лечения, и поэтому мы предлагаем множество различных методов лечения психических расстройств.

Типы терапии психического здоровья

Предлагаемые нами методы лечения:

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Когнитивно-поведенческая терапия — это метод лечения психического здоровья, который фокусируется на общении с пациентом, чтобы научить его навыкам необходимо справляться с тяжелыми обстоятельствами. Понимая, как мысли, отношение и ожидания могут положительно или отрицательно влиять на поведение и восприятие, пациента можно научить новому поведению, которое приведет к большему удовлетворению жизнью. Умение игнорировать самые худшие и самые критические импульсы и мысли может улучшить качество жизни людей с психическими расстройствами, такими как депрессия, ОКР, биполярное расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство.

Терапия травм

Когда кто-то попадает в чрезвычайно стрессовую ситуацию, это может привести к психологической или психологической травме. Примеры некоторых ситуаций, которые могут привести к травме, включают физическое, эмоциональное или словесное оскорбление, серьезное заболевание, стихийное бедствие или террористический акт. В результате травма может заставить человека чувствовать гнев, беспомощность и страх. Лечение тех, кто страдает от эмоциональной или психологической травмы, очень деликатная область, но в команде Центра лечения Affinity работают специалисты с опытом, помогающие людям сделать шаг на пути к счастливой и здоровой жизни.

 

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия — очень эффективный метод краткосрочного лечения. REBT работает, чтобы помочь людям рационально подходить к своим негативным и самоуничижительным мыслям и заменять их позитивными и продуктивными мыслями.

РЭПТ помогает пациенту понять взаимосвязь между нездоровыми мыслями и эмоциональным дистрессом, а также то, что замена негатива позитивом может резко изменить качество их жизни.

Лечение наркомании и алкоголизма «Празднование выздоровления»

«Празднование выздоровления» — это метод лечения для тех, кто борется со злоупотреблением наркотиками или алкоголем и зависимостью. В отличие от традиционных 12-шаговых программ, которые сосредоточены на прошлых проступках и ошибках, Celebrate Recovery ориентирована на будущее и направлена ​​на принятие лучших решений сейчас, а не на то, чтобы погрязнуть в прошлом. Программа также подчеркивает личную ответственность за все действия, игнорируя оправдания прошлых действий и вместо этого направляя всю энергию пациента на решение проблемы.

 

Диалектическая поведенческая терапия (DBT)

Диалектическая поведенческая терапия — это метод лечения, который дает пациентам навыки, помогающие справляться со сложными эмоциями и межличностными конфликтами. DBT предоставляет пациентам инструменты для использования внимательности, устойчивости к стрессу, регулирования эмоций и межличностной эффективности, чтобы помочь лучше управлять своей жизнью. Обучая пациентов этим четырем ключевым навыкам, они дают им все, что необходимо для безопасного преодоления трудных жизненных ситуаций.

Предоставление широкого спектра методов лечения вызывает интерес к обучению, самостоятельности и самоуправлению, что, в свою очередь, обеспечивает личностный рост и долгосрочную стабильность.

В лечебных центрах Affinity мы фокусируемся на балансировании наших методов лечения, чтобы обеспечить наилучшее лечение каждого отдельного пациента.  Основываясь на наших прошлых успехах, мы знаем, что групповая терапия имеет свое место в лечении, но заставлять резидента проходить три или четыре групповых терапии в день утомительно, часто скучно и обычно неэффективно.

Методы лечения — Behavioral Health Resources, LLC Behavioral Health Resources, LLC

 

Терапия (также называемая «психотерапией» или «консультированием») — это процесс, посредством которого клиент встречается с терапевтом в безопасном, конфиденциальность и поддерживающая среда. Терапевты должны иметь как минимум степень магистра в области психологии или смежной области и иметь лицензию государственного учреждения (например, Департамента здравоохранения и социальных служб штата Небраска).

Цель терапии состоит в том, чтобы клиенты:  исследовали убеждения, чувства и поведение; обратиться к сложным или неприятным воспоминаниям и переживаниям; получить лучшее самосознание и понимание; и разработать план для достижения желаемых изменений. Люди обращаются за терапией по многим причинам, например, чтобы справиться с депрессией или тревогой, для личностного роста и большего самопознания или чтобы справиться с серьезными жизненными проблемами и травмирующими событиями.

Терапия может помочь людям преодолеть барьеры, которые

мешают эмоциональному, умственному, физическому и духовному благополучию.

Клиент и терапевт могут работать вместе от 12 сеансов до нескольких лет, в зависимости от уникальных потребностей клиента и личных целей терапии.

Методы лечения. Предлагаемые виды терапии:

  • Индивидуальная терапия.
    Клиент встречается с терапевтом наедине. Сеансы обычно назначаются один раз в неделю по 60 минут. Когда клиент испытывает повышенные трудности, сеансы могут быть временно запланированы два раза в неделю на короткий период времени. По мере того, как клиент добивается прогресса в достижении своих целей и приближается к выписке, сеансы могут становиться менее частыми (например, раз в две-четыре недели). В зависимости от предпочтений и потребностей клиента сеансы также могут быть запланированы на 30 или 9 часов.0 минут.
  • Семейная терапия. На этом сеансе терапевт встречается с одним или несколькими членами семьи, друзьями или другими значимыми людьми в присутствии клиента или без него. Всем клиентам, получающим услуги в Behavioral Health Resources, рекомендуется принять участие как минимум в одном сеансе семейной терапии. Во время первой встречи терапевт познакомится с людьми, участвующими в жизни клиента, и получит обратную связь о сильных сторонах клиента и областях, требующих улучшения.
    С разрешения клиента также будут обсуждаться цели и ход лечения.
  • Групповая терапия. При таком методе лечения несколько клиентов встречаются с терапевтом в течение 60–90 минут. Группа может быть построена как открытая дискуссия (любая тема, а также связанная с целями плана лечения) или группа может быть предназначена для конкретной темы (например, излечение от зависимости, сексуальная травма и т. д.). Совместная работа с другими в группе может снизить чувство изоляции клиента, подтверждение его / ее опыта и помощь в развитии лучших навыков межличностного общения и преодоления трудностей. Члены группы могут подбадривать друг друга, делясь собственным опытом и вселяя надежду на позитивные изменения и рост.
  • Групповая терапия предлагается, когда есть как минимум 4 клиента, которые заинтересованы и готовы встречаться на постоянной основе.

Группа терапии сексуальных травм.    Эта группа предназначена для женщин, которые в своей жизни пережили инцест, изнасилование или другие сексуальные травмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *