28.11.2024

Что относится к духовной потребности человека: Что относят к духовным потребностям человека?

Духовные потребности человека

Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все равно чувствуют себя несчастными. Если вы тоже мечтаете заработать много денег, спросите у богатых, счастливы ли они? Большинство скажет что нет. И дело здесь не в том, правильно ли человек использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало.

В чем особенность духовных потребностей? Они являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.

Виды духовных потребностей

Духовная жизнь человека сочетается со многими другими сферами – политической, правовой, социальной.

Духовные ценности играют главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного. Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия духовная потребность личности и духовные потребности общества.

Духовная потребность личности — это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека – это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию.

В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:

  1. Добро. Это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу.
  2. Красота. Это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору.
  3. Истина. Взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина – это отражение действительности таковой, как она есть.

Как сказал один великий – истинное богатство человека — в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на благо общества.

Духовные потребности общества — это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию. Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости, противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что происходит в реальности.

Удовлетворение духовных потребностей

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды.

Если потребность в духовном развитии не прекращает одолевать вас, то удовлетворить её можно с помощью тех же методов, которые используются при формировании духовных потребностей у детей. Эти способы даже не нужно запоминать. Они настолько естественны, что в повседневной жизни мы порой их даже не замечаем.

  1. Общение с природой. Многие люди воспринимают дачу как каторгу, а выезд на природу им давно не приносит должного удовольствия. Попробуйте расслабиться и полюбоваться закатом или шелестом листьев под ногами. А если на даче овощи, которые вы посадили, наконец, взошли и этот факт доставил вам чувство радости и восторга, можете не сомневаться что вы находитесь в гармонии с самим собой.
  2. Обращение к искусству. Многие людей способны взволновать такие сферы искусства как музыка, архитектура, живопись, графика, танец и другие. Выберите для себя то направление, к которому вы неравнодушны и ваша потребность в гармонии будет полностью удовлетворена.
  3. Прислушивайтесь к себе. Ваш внутренний голос может сообщить вам много важной информации. Не нужно отстраняться от него. Найдите время, чтобы его услышать. Это может быть прогулка на природе, занятие йогой или посещение церкви. Слушайте свой внутренний голос хотя бы 5 минут в день, и вы заметите, как в душе наступает чувство умиротворенности. Вы добьетесь чувства согласия с самим собой и начнете более уверенно принимать решения.
  4. Общайтесь с животными. Наши братья меньшие способны поднять на ноги даже физически неполноценного человека. Что говорить о тех, кто просто нуждается в духовной гармонии. Становясь ближе к созданиям природы, мы сами становимся её частью, а значит, обретаем душевное спокойствие.

Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях – выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство – это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.

 

§ 2. Материальные и духовные потребности.

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные потребности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребностей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические – по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они высвечивают различные закономерности их функционирования и развития.

Материальные потребности – это потребности человека как материального существа в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта: относительно простые материальные биологические потребности и более сложные – материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении человеческого рода.

В современном сервисе легко можно найти отрасли и направления, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно занимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде – пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки и другие предприятия бытового обслуживания, потребности в жилище – ремонтно-строительные организации, потребности в благоприятной среде – уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т.п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные организации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода требуют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологические, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специфической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных исторически изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инвариант, общий для всех людей, а иногда даже для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для полноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные технологии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны может понадобиться, например, система противорадарной защиты самолета, то вождю племени дикарей она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.

Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное – это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, то есть предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение – взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах. Как отмечает Л.П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго»

1. Если потребности в пище и жилище – главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материальная потребность – это потребность в труде. Человек развивается как социальное существо благодаря усложнению труда и материального производства. Они не только давали ему жизненные блага для потребления, но и совершенствовали его тело, способности, навыки и мышление. Наши предки поднялись на новый, социальный уровень бытия благодаря трудовой деятельности и возникшей на ее основе новой системе отношений в человеческом сообществе. Животное тоже можно обеспечить пищей и жилищем, с избытком удовлетворив его потребности, но это никак не может сделать его социальным существом.

Духовные потребности – это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного познания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного познания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного познания.

Потребность в познании – это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются иллюзорные, тупиковые пути удовлетворения потребности в знаниях – мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное – то есть идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания – научное и художественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание направлений изменения изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты и обобщения. Художественное познание – это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низменных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и развитием потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации – в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т.п.). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества. В официальных учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни – это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения – системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит только от ее каприза или субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных, стандартных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов – дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиозных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «нерелигиозности») – хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, например, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями…»1. Стремление смотреть порнофильмы – это, конечно, духовная потребность. Не вдаваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности. В СССР к ним было принято относить, например, потребности религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача демократических сил общества – противостоять формированию такого рода потребностей, в том числе и методами сервисной деятельности (информационный, образовательный, анимационный сервис, средства массовой информации и т.п.).

В реальной общественной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, то есть духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы – например, книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем самым возможности для развития и удовлетворения духовных потребностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. Эта комплексность служит дополнительным фактором, повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг.

5 основных потребностей мужчины


5 основных потребностей мужчины

Жена делает себя неотразимой для своего мужа, учась удовлетворять его пять основных потребностей.

1. Его потребность в восхищении и уважении . Она понимает и ценит его ценность и достижения больше всего на свете. Она напоминает ему о его способностях и помогает ему поддерживать свое хождение с Богом, а также его уверенность в себе. Она гордится своим мужем не по долгу службы, а как выражение искреннего восхищения мужчиной, которого любит и с которым решила разделить свою жизнь. (Ефесянам 5:22‑23, 33)

2. Его потребность в сексуальном удовлетворении . Она становится для него отличным сексуальным партнером. Она изучает свою собственную реакцию, чтобы распознать и понять, что пробуждает в ней лучшее, затем она сообщает эту информацию своему мужу, и вместе они учатся иметь сексуальные отношения, которые оба находят удовлетворение и удовольствие (Притчи 5:15–19; Песнь Соломона 4:9–5:1, 1 Кор. 7:1–5; Евр. 13:4).

3. Ему нужна помощь по дому . Она создает дом, который предлагает ему атмосферу тишины, покоя и убежища. Она ведет домашнее хозяйство и заботится о детях. Дом – это место отдыха и омоложения. Помните, что жена/мать является эмоциональным центром семьи (Притчи 9).:13, 19:13, 21:9, 19 25:24).

4. Его потребность в ее привлекательности . Она обладает внутренней и внешней красотой. Она взращивает в себе дух, подобный Христу. Она поддерживает себя в хорошей физической форме с помощью диеты и упражнений, а ее прическа, макияж и одежда таковы, что ее муж находит привлекательным и со вкусом. Ее муж доволен и гордится ею не только на публике, но и наедине (Песнь Песней 1:8–10, 2:2, 6:13–7:9; 1 Петра 3:1–5)!

5. Ему нужен спутник жизни . У нее появляются взаимные интересы с мужем. Она обнаруживает те виды деятельности, которые больше всего нравятся ее мужу, и стремится овладеть ими. Если она научится получать от них удовольствие, она присоединится к ним в них. Если они ей не нравятся, она побуждает его подумать о других, которыми они могут наслаждаться вместе. Она становится лучшим другом своего мужа, так что он постоянно связывает ее с занятиями, которые ему нравятся больше всего (Песнь Песней 8:1-2,6).

7 основных потребностей женщины

Любой муж может сделать себя неотразимым для своей жены, научившись удовлетворять ее семь основных потребностей.

1.   Ей нужен духовный лидер . Он мужественный, убежденный, целеустремленный, сострадательный, с характером. Он берет на себя инициативу в создании духовной среды для семьи. Он становится способным и компетентным исследователем Слова Божьего и живет прежде всего жизнью, основанной на Слове Божьем. Он ведет свою жену к тому, чтобы стать женщиной Божьей, и берет на себя инициативу в обучении детей тому, что принадлежит Господу. (Псалом 1; Еф. 5:23–27)

2. Ее потребность в личном утверждении/оценке . Он хвалит ее личные качества и качества. Он превозносит ее достоинства как жены, матери и домохозяйки. Он открыто хвалит ее в присутствии других как помощника, друга, любовницу и компаньона. Она чувствует, что для него в этом мире нет никого важнее. (Притчи 31:28–29; Песнь Соломона 6:10,13; Еф. 5:28–29,33).

3.   Ее потребность в личной привязанности [романтика] . Он осыпает ее своевременными и щедрыми проявлениями привязанности. Он также говорит ей, как сильно он заботится о ней словами, открытками, цветами, подарками и обычными знаками внимания. Помните: привязанность — это среда, в которой наслаждаются сексуальным союзом и развивается прекрасный брак.

(Песнь Песней 6:10,13; Еф. 5:28-29,33) .

4. Ее потребность в интимном разговоре . Он разговаривает с ней на уровне чувств (по душам). Он слушает ее мысли (т. е. ее сердце) о событиях ее дня с чуткостью, интересом и заботой. Разговоры с ней передают желание понять ее, а не изменить. (Песнь Песней 2:8–14, 8:13–14; 1 Пет. 3:7).

5. Ее потребность в честности и открытости . Он смотрит ей в глаза и с любовью говорит ей, что думает на самом деле (Еф. 4–15). Он подробно и подробно объясняет свои планы и действия, потому что считает себя ответственным за нее. Он хочет, чтобы она доверяла ему и чувствовала себя в безопасности (Притчи 15:22–23).

6. Ее потребность в домашней поддержке и стабильности Он твердо берет на себя ответственность содержать, кормить и одевать семью . Он обеспечивает и защищает, и он не жалеет себя, когда дела идут плохо. Вместо этого он ищет конкретные способы улучшить семейную жизнь. Он желает поднять их брак и семью на более безопасный и полноценный уровень. Помните, что муж/отец – это опора семьи (1 Тим. 5:8).

7. Ее потребность в семейных обязательствах : Он ставит свою семью на первое место. Он посвящает свое время и силы духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей. Например, он молится с ними (особенно ночью у постели больного), читает им книги, занимается с ними спортом, берет их с собой на другие прогулки. Он не играет в дурацкую игру, работая долгие часы, пытаясь продвинуться вперед, в то время как его дети и супруга томятся в пренебрежении. (Еф. 6:4; Кол. 3:19-20).

BROOKLAND BAPTIST CHURCH
Преподобный доктор Чарльз Б. Джексон старший, ведущий

У всех есть шесть основных духовных потребностей – HeartQuest 101

Опубликовано

Недавно я прочитал о Джордже Гэллапе, который много лет назад выступил с речью в Принстонской теологической семинарии, в которой он поделился шестью основными духовными потребностями всех людей. Это из известного опроса и исследователя…

1. Необходимость верить, что жизнь имеет смысл и цель. Успех книги Рика Уоррена «Целеустремленная жизнь» может свидетельствовать о том, что люди действительно ищут смысл и цель. в жизни.

2. Потребность в ощущении более глубокой общности и более глубоких взаимоотношений – Церковь – это не здание, а сообщество единомышленников, объединенных общими узами во Христе. Посмотрите на развитие спортивных клубов и общественных лиг, которые часто будут конкурировать с церковью за время и лояльность членов.

3. Потребность в том, чтобы его ценили и уважали – Иисус нарушил стереотипы Своей позицией по отношению к женщинам и изгоям общества. Бог нелицеприятен, и каждый человек создан по образу Божию и заслуживает достоинства и уважения. В жизни нет радости, если мы не чувствуем, что нас ценят дома, на работе, в школе или в церкви.

4. Необходимость быть выслушанным и услышанным. В наш век общения, когда блоги так распространены, это может быть как никогда актуально. «Сейчас ты меня слышишь?» Никто не хочет быть безгласным!

5. Потребность чувствовать, что человек растет в вере – Все живое растет. Отсутствие роста означает, что живое существо либо не живое, либо оно умерло! Если мы живы во Христе, сотворены в новое творение, как мы можем не возрастать в своей вере? Я не говорю, что это легко, но христианская жизнь требует усилий для развития наших отношений с Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *