кто это, зачем, в чем помогает
Содержание статьи
- Ангел-хранитель
- Когда Бог даёт человеку Ангела-хранителя
- Как Ангел хранитель участвует в жизни православного христианина
- Молитва Ангелу-хранителю
- Библия об Ангелах-хранителях
- Отрывок из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Ангел молитвы»
Ангел-хранитель
Многие православные христиане подтвердят — с верой в Бога человек никогда не чувствует себя одиноким. Конечно, трудные моменты и дни сомнений бывают в жизни каждого человека, но незримое присутствие ангела рядом дает людям силы проходить жизненные испытания. В массовой культуре ангелам иногда приписывают несвойственные им роли. Мы постараемся разобраться в том, кто такой Ангел-хранитель в христианстве.
Когда Бог даёт человеку Ангела-хранителя
Ангел-хранитель появляется у человека при Крещении. По крайней мере, так мы можем судить по цитатам из Нового Завета. Иисус Христос говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).
Это значит, что на Небе у каждого человека, принявшего Крещение есть ангел хранитель, который присматривает за ним, помогает ему справиться с властью греха и защищает.
«Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит).
Интересно, что в иконописи Ангел-хранитель не всегда появляется в привычном нам образе. Например, в римских катакомбах можно встретить Ангела-Хранителя без крыльев. Хотя даже в доантичную эпоху некие крылатые сущности изображались, но на в раннехристианской живописи изображения Ангела-Хранителя найти практически невозможно.
Ангела обычно изображают в тунике или белом хитоне.
Слова Ангел-хранитель (именно «хранитель») в Библии не встречается, но мы можем сделать вывод, что существуют ангелы, призванные именно в помощь человеку для его спасения.
Как Ангел хранитель участвует в жизни православного христианина
Ангел появляется рядом с человеком, чтобы вырвать его из власти злых духов и оградить от зла. Если у человека не получается справится с греховными мыслями и поступками, это не значит, что ангел отдаляется от него. Бог никогда не уходит от человека, человек сам может отдалить себя по собственной воле. Было бы неправильным приписывать ангелу роль:
- Телохранителя;
- Психолога;
- Врача.
Не стоит ждать видимых советов и наставлений или исцеления от всех болезней. Но ангел действительно был дан человеку, чтобы мы могли обратиться за помощью.
В нашей душе постоянно идет борьба и зла, полем боя становимся мы сами, поэтому Господь дал нам Ангела-хранителя в союзники.
Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов»
(святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Читайте также — Молитва Ангелу Хранителю, канон Ангелу Хранителю
Конечно, ангелы не обладают той же властью и знанием, что Господь Бог, но к ним совершенно точно можно обращаться с молитвой в трудные моменты. Ангелу-хранителю молятся:
- О помощи в любых делах;
- О поддержке в борьбе с греховными мыслями и поступками;
- О защите от искушений;
- О наставлении на путь истинный.
Как и в любой молитве, нельзя возлагать все надежды на ангела или святого, которому мы молимся, потому что без воли человека изменить что-то в своей жизни, его усилий, может ничего не получиться, а «вера без дел мертва».
Считается, что Страшном Суде мы встретимся с Ангелом-хранителем, который будет молить о прощении охраняемого им человека и останется с ним в вечной жизни, если человек будет прощен.Многие ошибочно думают, что Ангель-хранитель это святой, имя которого дается человеку при Крещении, но это — заблуждение. Что подтверждает утреннее молитвенное правило — для Ангела-хранителя там есть отдельная молитва.
Молитва Ангелу-хранителю
Из утреннего молитвенного правила
«Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».
Библия об Ангелах-хранителях
В Библии есть много свидетельств того, что Ангелы-хранители призваны помогать людям:
- «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:11-13)
«Егда разделяюще вышний языки, яко разсея сыны адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих» (Втор.32:8) — Человеческий род исчислялся по Ангелам-хранителям, которых Господь послал в защиту человеку.
«Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.» (Деян. 12:13-16)
Читайте также — Ангелы заменяют священников
Отрывок из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Ангел молитвы»
Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души.
Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.
Наши Ангелы-Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.
Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.
Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нём, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.
Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?
Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими, и к ним так же, как и к людям, относятся слова: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и своё милосердие, и своё долготерпение к людям..
Какую радость доставляет им спасать души, которые Христос искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!
Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел-Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.
Наши Ангелы-Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.
Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел-Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле-Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.
https://www.youtube.com/watch?v=WjKSpzk8zTc
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Хранитель — православная энциклопедия «Азбука веры»
- Ангел Хранитель Богословско-литургический словарь
- Ангел-Хранитель Энциклопедия изречений
- Ангелы-хранители частных лиц Догм. богословие. митр. Макарий
- Ангелы-Хранители свящ. К. Пархоменко
- Размышления об Ангеле-Хранителе на каждый день месяца
- Когда человеку даётся Ангел хранитель? архим. Клеопа (Илие)
- Об Ангелах-хранителях архиеп. Алексий (Ржаницын)
- Канон Ангелу-Хранителю
- Акафист Ангелу-Хранителю
- Об ангелах-хранителях (проповедь) свящ. Георгий Максимов
А́нгел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны от зла и помощи в добрых делах.
Кому и когда даёт Бог Ангела-Хранителя?
Ангел-Хранитель даётся Богом человеку в Таинстве Крещения: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит).
Некрещеный человек находится под властью падших духов – демонов. Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку «как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-Хранителя» (свт. Василий Великий).
«Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, – требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел-Хранитель? Заключительная молитва канона Ангелу-Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» – нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки», то есть Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, ‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу-Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела-Хранителя и встречного ангела) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь». И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.
Что значит День Ангела?
Бытует мнение, что Ангел Хранитель есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва обращена к Ангелу-Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин».
Участие Ангела Хранителя в жизни христианина
Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Близкие и родственные людям по духовной своей природе и по милостиво премудрому назначению Божию, Ангелы вообще и Ангелы-Xранители в особенности принимают живое и деятельное участие в нашей судьбе. Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению. Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Православная Церковь и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей. Но, как назначаемого к человеку в невидимые наставники, охранители и защитники Самим Богом, частного имени каждого Ангела-Xранителя в отдельности мы не знаем, и так как Ангел-Xранитель есть добрый дух, не живший человеческой земной жизнью, то Православная Церковь не может назначать каждому Ангелу-Xранителю отдельного дня общественного воспоминания его святой благотворительной, духовной жизни, а обязывает нас обращаться к его покровительству и защите частно, в домашних ежедневных наших молитвах.
Молитвы Ангелу-Хранителю
Тропарь, глас 6:
Ангеле Божий, / хранителю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа Бога, / ум мой утверди во истиннем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да тобою направляема / получу от Христа Бога велию милость.
Кондак, глас 4:
Явися мне милосерд, / святый Ангеле Господень, хранителю мой, / и не отлучайся мене сквернаго, / но просвети мя светом неприкосновенным / и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.
Из утреннего молитвенного правила:
«Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».
Из вечернего молитвенного правила:
«Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь».
Канон Ангелу-Хранителю
Канон Ангелу-Хранителю обычно прочитывается накануне Причащения.
Ангел-хранитель
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.
Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.
Наши Ангелы-Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.
Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.
Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нём, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.
Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?
Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими, и к ним так же, как и к людям, относятся слова: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и своё милосердие, и своё долготерпение к людям..
Какую радость доставляет им спасать души, которые Христос искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!
Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел-Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.
Наши Ангелы-Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.
Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел-Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле-Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.
Книга «Ангел молитвы»
Ангела-Хранителя у Господа просим
aрхиепископ Волоколамский Питирим
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, братия и сестры, мы совершаем празднование в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В величании праздника, именуя Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, славящих Господа, мы вспоминаем среди прочих Небесных Сил бесплотных и нашего Ангела-Хранителя. Задумаемся о том, как легко нам размышлять над примерами святых, примерами из Святого Евангелия и получать назидание и как трудно постоянно обращаться с молитвой к тому, кто ближе всех к нам, кто постоянно бдит о нашем спасении, размышлять и беседовать о святых Ангелах.
Много лет я совершаю службу Божию в храме. Сколько за эти годы совершено молебнов святым угодникам Божиим, к которым наши прихожане обращаются и с молитвенной благодарностью, и с просьбой о благодатной помощи, сколько прочитано записок о здравии, о спасении, о болящих… И буквально единичны просьбы совершить молебен Ангелу-Хранителю. А ведь святой Ангел-Хранитель неотступно пребывает с нами. Как и все Ангелы, слуги Божии, он поставлен служителем нашего спасения. Задумаемся над этим, братия и сестры, вспомним пример из Святого Евангелия.
Однажды ученики просили Господа: Научи нас молиться (Лк.11:1), и Господь в Своей проповеди оставил всем нам священную молитву, которую каждый из нас знает на память. В ней есть слова: Отче наш, Сущий на Небесах… да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (Лк.11:2). Мы просим Бога, чтобы Его святая воля, исполняемая беспрекословно и в полноте святыми Ангелами на Небесах, так же исполнялась нами здесь, на земле.
Господь также сказал окружавшим Его людям: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Значит, меньшие, смиренные имеют наибольшее дерзновение пред Богом, потому что их Ангелы-Хранители непрестанно ходатайствуют пред Лицом Божиим о них. Если не будете как дети, то есть не будете «меньшими», не войдете в Царствие Небесное. Еще Никодим, мудрый старец, учитель народа иудейского, спросил Господа Иисуса Христа: неужели второй раз родиться нужно для того, чтобы войти в Царство Небесное? Христос ответил ему с упреком: ты – учитель Израилев и не можешь понять, что нужно возродиться духом, чтобы войти в Царство Небесное (Ин.3:3-11). И вот теперь, братия и сестры, соединим в одно эти три примера. Итак, мы молимся, мы хотим, чтобы здесь, на земле, было так, как в Царствии Небесном. Но Господь говорит, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобятся «меньшим», а это значит, нужно возродиться, как бы родиться вновь, стать столь же чистыми, столь же искренними, как дети. Тот, кто придет в это состояние, получит великое дерзновение пред Богом ходатайствами своего Ангела-Хранителя.
Наши церковные обычаи предоставляют одно очень назидательное свидетельство. В древности, когда постригали в монашество, давали скругленную, облегающую голову инока шапочку, наподобие такой, какую носят дети. Ныне только в одеянии Патриарха Московского, так называемом куколе, сохранена эта древняя традиция. Именно монашеское покаяние становится свидетельством второго рождения, именно такое одеяние, которое привычнее видеть на детях, является внешним выражением того, что прежде всего необходимо стяжать чистый и мирный дух. И пусть никто из нас не может сказать, что достиг такого состояния, но каждый должен помнить, что мы призваны обрести его. И потому мы молимся: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Дважды во время Литургии, когда совершается великое священное Таинство Евхаристии, мы просим об этом. За вечерней и утреней, во время домашней утренней и вечерней молитвы мы просим, чтобы Господь дал нам Ангела-Хранителя. Для чего? Для того, чтобы нам вторично родиться, чтобы в душе нашей были мир и незлобие, чистота и радость и чтобы эти чувства проявлялись искренно, непосредственно от сердца. И вот тогда, братия и сестры, молитва наша: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли, – будет сильна, Господь услышит ее. Помолимся же сейчас ревнителю и грозному хранителю Престола Божия Архистратигу Михаилу, всем незримым Силам бесплотным и прежде всего нашему Ангелу-Хранителю, чтобы даны были нам чистое сердце, мирный дух, пламенная крепкая вера. Аминь.
Журнал Московской Патриархии. 1986. № 1. С. 41–42.
Цитаты об Ангеле-Хранителе
Если пробудишься раньше положенного часа, то, не обленяся, востани и немного помолись Богу твоему и святому, возбудившему тя, Хранителю. Веруй же точно, что Хранитель твой возбуждает тебя на это, посему ты и не должен лениться. Помолись, дабы ты не отогнал его от себя, а, помолясь, снова возляжи, творя молитву до прикосновения сна.
прп. Варсонофий Оптинский
20 вещей, которые делают для нас ангелы-хранители
Представьте, что у вас есть телохранитель, который всегда с вами. Он делал все обычные вещи телохранителя, такие как защита вас от опасности, отражение нападавших и вообще обеспечение вашей безопасности в любых ситуациях. Но он также сделал больше, чем это: он дал вам моральное руководство, помог вам стать сильнее и привел вас к вашему высшему призванию в жизни.
Нам не нужно это представлять. У нас уже есть такой телохранитель. Христианская традиция называет их ангелами-хранителями. Их существование подтверждается Писанием, и в них верят как католики, так и протестанты
Но слишком часто мы пренебрегаем этим великим духовным ресурсом. (Я, например, определенно виновен в этом!) Чтобы лучше заручиться помощью ангелов-хранителей, может помочь лучше оценить то, что они могут сделать для нас. Вот 20 вещей:
1. Отгонять демоновИногда мы представляем себе принятие моральных решений как спор между плохим ангелом, шепчущим в одно ухо, и добрым ангелом, говорящим мудро в другое. В этом есть истина: согласно св. Фоме Аквинскому, одна из ролей ангелов-хранителей — отбиваться от демонов ( Summa Theologica , часть 1, вопрос 113, статьи 2-6).
2. Защитите нас от вредаСогласно Фоме Аквинскому, ангелы-хранители обычно защищают нас как от духовного, так и от физического вреда (вопрос 113, статья 5, ответ 3). Эта вера коренится в Писании. Например, в Псалме 91:11-12 говорится: «Ибо ангелам Своим Он повелевает о тебе охранять тебя, куда бы ты ни пошел. Своими руками они будут поддерживать тебя, чтобы ты не ударился ногой о камень».
3. Укрепи нас против искушенийАнгелы-хранители не только отгоняют зло, но и укрепляют нас, чтобы мы могли сделать это сами. Как говорит св. Бернар в проповеди: «Поэтому всякий раз, как тяготит тебя тягчайшее искушение и грозит чрезмерное испытание, призови на стражу свою, вождя своего, помощника своего в нуждах твоих, в скорби твоей ; воззови к нему и скажи: «Господи, спаси нас; мы погибнем!»
4. Ободрите насСенбернар также говорит, что с такими ангелами на нашей стороне мы не должны бояться. Мы должны иметь мужество, чтобы смело жить своей верой и противостоять всему, что может преподнести нам жизнь. Как он выразился: «Почему мы должны бояться таких опекунов? Тех, кто держит нас на всех путях наших, нельзя ни победить, ни обмануть, тем более обмануть. Они верны; они благоразумны; они мощные; почему мы дрожим?»
5. Вмешайся чудесным образом, чтобы спасти нас от бедыАнгелы-хранители не только «охраняют», но и могут спасти нас, когда мы уже в беде. Это иллюстрируется историей Петра в Деяниях 12, когда ангел помогает вырвать апостола из темницы. История предполагает, что вмешался его личный ангел (см. стих 15). Конечно, на такие чудеса рассчитывать не приходится. Но приятно знать, что они возможны.
6. Храни нас с рожденияОтцы Церкви когда-то спорили о том, назначаются ли ангелы-хранители при рождении или при крещении. Св. Иероним решительно выступал за первое. Его основой было Матфея 18:10, которое является чрезвычайно важным отрывком из Писания, подтверждающим существование ангелов-хранителей. В стихе Иисус говорит: «Смотрите, не пренебрегайте ни одним из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда взирают на лицо Отца Моего Небесного». Причина, по которой мы получаем ангелов-хранителей при рождении, заключается в том, что их помощь связана с нашей природой как разумных существ, а не с принадлежностью к чину благодати, по Фоме Аквинскому (Вопрос 113, ст. 5, ответ).
7. Храни всех нас, включая неверующихЭтот вывод следует из вышеизложенного. Фома Аквинский также разъясняет это, объясняя, что Бог никогда не оставляет никого из нас, включая грешников. Как объяснял великий богослов-догматик Людвиг Отт, «по общему учению богословов, однако, не только каждый крещеный, но и каждый человек, в том числе и неверующий, имеет от рождения своего особого ангела-хранителя». Папа Бенедикт XVI также учил, что ангелы-хранители — это «служители божественной заботы о каждом человеке». (Спасибо Джимми Акину за выделение этих источников.)
8. Напомните о достоинстве людейЭто следует из всего сказанного ранее. Это особенно очевидно из Евангелия от Матфея 18:10, где Иисус наставляет нас не «пренебрегать» «малыми», потому что за ними присматривают ангелы. (Я особенно обязан протестантскому проповеднику Джону Пайперу за то, что он указал на это.) Как выразился святой Иероним, «ценность душ так велика, что от рождения к каждой из них приставлен ангел для защиты». Пайпер подчеркивает, что присутствие ангелов-хранителей должно вести нас к большему уважению к нашим братьям-христианам: «Поэтому не пренебрегайте этим простым, невыразительным учеником Иисуса! Пусть его ангельское окружение напомнит вам, чей он сын».
9. Напомните нам о Божьей заботе обо всехАквинский объясняет, как ангелы действуют в соответствии с Божьим провиденциальным планом для всех людей (Вопрос 113, Статья 6, Ответ). Отсюда следует, что эти ангелы служат напоминанием о Его заботе о нас.
10. Приносим свои нужды БогуАкин говорит, что ангелы-хранители действуют как ходатаи, которые доносят наши просьбы непосредственно до Бога, основываясь на словах Иисуса в Евангелии от Матфея 18:10 об ангелах, созерцающих лик Божий.
11. Приблизить нас к БогуИз вышеизложенного следует, что ангелы-хранители также помогают приблизить нас к Богу. Даже когда Бог кажется далеким, просто помните, что ангел-хранитель, назначенный лично вам, в то же время непосредственно созерцает Бога, как отмечает Католическая энциклопедия .
12. Направляем нас к добруАнгелы-хранители также двигают нас к добру. Как пишет Фома Аквинский, «более того, очевидно, что в том, что касается того, что нужно делать, человеческое знание и привязанность могут различаться и во многом отклоняться от хорошего; и поэтому было необходимо, чтобы ангелы были назначены для охраны людей, чтобы управлять ими и побуждать их к добру». Это включает в себя побуждение нас к добрым делам, согласно Фоме Аквинскому. (См. вопрос 113, статья 1, ответ и статья 4, возражение 3.)
13. Подкрепляйте Божьи заповедиСогласно Фоме Аквинскому, одна из ролей наших ангельских хранителей — помогать нам использовать наш разум для достижения добродетели. В частности, он говорит, что ангелы помогают нам развивать благоразумие, служа Божьим «универсальным наставником», передавая Божьи заповеди (вопрос 113, статья 1, ответ 2).
14. Просветите истинуАнгелы «предлагают умопостигаемую истину людям» через чувственные вещи, согласно Аквинскому (Вопрос 111, Статья 1, Ответ). Хотя он не уточняет этот момент, это основное учение Церкви о том, что материальный мир указывает на невидимые духовные реальности. Как говорит св. Павел в Послании к Римлянам 1:20: «От сотворения мира Его невидимые атрибуты вечной силы и божественности могли быть поняты и восприняты в том, что Он создал».
15. Укрепляйте наш разумВторой способ, которым ангелы просвещают нас, как говорит Аквинский, заключается в укреплении нашего интеллекта. По его словам, «человеческий интеллект, как низший, укрепляется действием ангельского интеллекта» (вопрос 111, статья 1).
16. Общение посредством нашего воображенияПомимо работы через наши чувства и интеллект, наши ангелы-хранители также влияют на нас через наше воображение, согласно Аквинскому, который приводит пример снов Иосифа (вопрос 111, статья 3, «Наоборот» и «Ответ»). Но это может быть не так очевидно, как сон; это также может быть с помощью более тонких средств, таких как «фантазм», который может быть определен как образ, доведенный до чувств или воображения (Вопрос 111: Статья 1, Ответ; определение адаптировано из Словарь схоластической философии Бернарда Вюллера, SJ).
17. Воздействовать на нашу волюАнгелы не могут непосредственно воздействовать на волю, но, по словам Аквината, могут воздействовать на нее косвенно через наши чувства и интеллект, как указано выше (Вопрос 111, Статья 2, Ответ). Это означает, что наши ангелы-хранители влияют на каждую часть нашего существа в лучшую сторону — на наши чувства, интеллект и волю.
18. Помощь в нашем спасенииПо словам Фомы Аквинского, конечной целью всего, что делают ангелы-хранители, является помощь в нашем спасении. «Ангелы посылаются на служение, и это действительно действенно, для тех, кто получит наследство спасения, если принять во внимание конечный результат их опеки, который заключается в реализации этого наследства», — пишет Аквинский (вопрос 113, статья 5, Ответ 1). Здесь он опирается на Послание к Евреям 1:14, где говорится: «Не все ли служебные духи посылаются на служение ради тех, которые должны наследовать спасение?»
19. Напомните нам о нашей конечной целиВдохновленный словами Христа в Евангелии от Матфея 18:10, св. , они видят, то и мы увидим; но еще не мы так видим. Поэтому апостол употребляет слова, приведенные выше: теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло; но потом лицом к лицу. Это видение зарезервировано как награда за нашу веру; о том же говорит и апостол Иоанн: когда явится, будем подобны Ему, ибо увидим Его, как Он есть. 1 Иоанна 3:2. Под ликом Божиим мы должны понимать Его проявление, а не часть тела, подобную той, которую в наших телах мы называем этим именем» (9).0010 Город Божий , Книга 22, Глава 29).
20. Никогда не покидайте насАнгелы-хранители берут на себя свои обязанности при нашем рождении и выполняют их до нашей смерти. Для Аквината это лишь расширение более широкой истины о том, что мы никогда полностью не оставляем Божией заботы, даже в грехе и сомнении: «Теперь очевидно, что ни человек, ни вообще что-либо не отстранены полностью от промысла Божия: ибо насколько вещь причастна бытию, настолько она подчинена провидению, простирающемуся на все бытие. Действительно, сказано, что Бог оставляет человека в соответствии с приказом Своего провидения, но только в той мере, в какой Он допускает, чтобы человек страдал от какого-либо недостатка наказания или вины. Точно так же надо сказать, что ангел-хранитель никогда не оставляет человека совсем…» (Вопрос 113, ст. 6, ответ).
изображение: Василий [общественное достояние], из Викисклада
Ангелы-Хранители: Вестники Божественной Милости
В Церкви существует богатая традиция окружать ангелов-хранителей, которая выходит далеко за рамки образа крошечного ангела на одном плече, против дьявола на другом. Хотя у ангелов-хранителей не было официального праздника, пока Папа Павел V не объявил его таковым в начале 1600-х годов, учение Церкви об ангелах-хранителях глубоко укоренено как в Писании, так и в Предании.
Ангелы присутствовали с самого начала творения и играли активную роль на протяжении всей истории спасения. В Ветхом Завете ангелы часто являются защитниками, например, когда ангел помешал Аврааму принести в жертву своего сына Исаака (Бытие 22: 1–19). На протяжении всего Писания ангелы руководили народом Божьим, помогали пророкам и возвещали важные события, такие как рождение Иоанна Крестителя и, конечно же, самого Иисуса ( CCC , §332).
Что касается Традиции, Катехизис католической церкви содержит прекрасные описания ангелов и их ролей. Конкретно об ангелах-хранителях есть только один небольшой абзац, но его содержание пропитано отсылками к писаниям святых, Отцов Церкви и к самому Писанию: забота и ходатайство [ср. Мф 18:10; Лк 16:22; Пс 34:7; 91:10–13; Иов 33:23–24; Зах 1:12; Тов 12:12]. «Рядом с каждым верующим стоит ангел как покровитель и пастырь, ведущий его в жизнь» [Св. Василий, Доп. Eunomium III, 1: PG 29, 656B]. Уже здесь, на земле, христианская жизнь разделяется верой в блаженном обществе ангелов и человеков, соединенных в Боге. ( CCC , §336)
В то время как некоторые отцы Церкви считали, что ангелы-хранители есть только у крещеных, все согласны с тем, что каждому человеку при рождении назначается ангел-хранитель, который направляет его подопечных обратно к Богу. Таким образом, ангелы-хранители продолжают роль, которую играли другие ангелы на протяжении всей истории спасения, даже сегодня, помогая каждому из нас достичь собственного спасения, помогая нам на пути к небесам.
Роль ангелов-хранителей
Святой Августин писал, что имя «ангел» относится к его должности посланника Бога, а не к его природе , которая представляет собой чистый дух без физического тела (см. CCC, §329) . Св. Фома Аквинский описал ангелов-хранителей как пытающихся повлиять на нашу волю через наши чувства и воображение, стремящихся привести нас на небеса (см. Summa Theologica, Ia, q. 111).
Мы видим ангелов как посланников во всем Писании, но можем упускать из виду, что у каждого из нас есть посланник, назначенный только нам, работающий конкретно от нашего имени в служении Богу. Это невероятно мощная и смиряющая истина веры.
По сути, ангелы-хранители укалывают нашу совесть, чтобы мы могли более точно следовать воле Бога, шепча в наши сердца, чтобы направлять нас в правильном направлении. Наши ангелы-хранители наблюдают за нами, предлагая защиту, особенно когда наши души нуждаются в защите. Они помогают нашей молитве, ходатайствуя за нас, и помогают подготовить наши души к тому моменту, когда мы предстанем перед Богом после нашей смерти.
Чествование наших ангелов-хранителей в их праздник
Вот несколько забавных способов отпраздновать праздник ангелов-хранителей.
- Прежде всего, мы можем чтить наших ангелов-хранителей через молитву. Молитве Angelus Dei (Ангел Божий) часто учат детей, но и взрослые могут и должны молиться ею. Возможно, вы почувствуете призвание говорить более откровенно со своим ангелом-хранителем, прося об особой форме ходатайства.
- Учителя, катехизаторы или родители могут поощрять детей писать письма своим ангелам-хранителям, чтобы рассказать им о важности регулярных молитв, прося их руководства в принятии правильных решений.
- Дети (даже взрослые) могут раскрасить ангела и приклеить свою фотографию на его крылья или сердце, символизируя защиту, которую предлагает их ангел.