Ложь и правда в пьесе Горького «На дне»
Первый вариант сочинения
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в начале 20 века, накануне революционных событий в России. В ней автор изобразил всю грязную правду жизни людей того времени, тех, кому не посчастливилось оказаться на самом «дне». Обитатели ночлежки, где происходят все описываемые события, потеряли последнюю надежду на нормальную жизнь, поэтому всё, что им осталось – это философские рассуждения о предназначении человека и несправедливости окружающего мира.
«Спасительная» ложь Луки
Иллюстрация С. Гонкова
Вопрос о жестокой правде встаёт тогда, когда среди этих людей появляется странник Лука. Он пытается успокоить их, подарить им надежду. Но для этого ему приходится использовать спасительную ложь. Лука обманывает людей не со зла, а для того чтобы они не потеряли веры в лучшее будущее. Однако его утешительная ложь на некоторых людей действовала губительно.
Так, к примеру, он соврал Актёру, что в другом городе находится лечебница, где совершенно бесплатно лечат алкоголиков. И для того чтобы туда попасть, нужно просто найти деньги на дорогу. Актёр воодушевился этой идеей, начал откладывать деньги, стал меньше пить. Но, когда Лука исчез, все его надежды разбились, и он, не выдержав потрясения, наложил на себя руки.
А умирающая Анна поверила Луке, который убедил её, что на том свете её ждёт прекрасная жизнь, намного лучше, чем здешнее существование. В итоге, его слова возымели обратное действие. В Анне проснулось неуёмное желание жить, ведь можно ещё побыть здесь, если финал в любом случае будет хорошим. Именно с этим желанием ей и приходится умереть.
Жестокая правда Сатина
Оппонентом Луки в этом вопросе становится Константин Сатин – шулер и картежный мошенник, а в прошлом – умный, образованный человек. Он считает, что людям необходимо знать даже жестокую правду, любая ложь, по его мнению, лишает их свободы.
В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом человеке. В этом монологе он осуждает ложь, утверждая, что она уготована для рабов, лишь правда – удел свободного человека, по его мнению. Сатин понимал, что Лука врал обитателям ночлежки только из жалости. Тем не менее, эта позиция была для него неприемлемой.
К сожалению, все возвышенные высказывания Сатина о человеке не имеют никакого подтверждения. Его собственная жизнь говорит об обратном. Ведь он добровольно опустился на дно, не было никаких способствующих этому обстоятельств. А главное – он даже не пытается что-нибудь изменить, для того чтобы выбраться из этих ужасных условий. Сатин плывёт по течению, не думая о завтрашнем дне. Гораздо легче спиваться и не строить никаких планов, чем бороться за своё место под солнцем. Такова настоящая правда его жизни.
М. Горький не дал в пьесе однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. Он оставил финал открытым, позволяя читателям самим сделать выводы.
Второй вариант сочинения
Центральная идея пьесы М. Горького «На дне» – спор о человеке, и о том, что ему нужнее: красивая ложь или жестокая правда. С этими понятиями автор связывает две идеологии, которые можно трактовать по-разному. Лука говорит о жалости и сострадании, он призывает смириться с жизненными трудностями, используя ложь во спасение. А Сатин убежден, что нельзя бояться смотреть правде в глаза, нужно реально оценивать своё положение, для того чтобы суметь отстаивать свои права. Кто же на самом деле прав? Сатин или Лука? Какая идеология правильна, а какая ложна?
Жизненная позиция Луки
Лука. Иллюстрация
Лука мог подобрать доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Пеплу он с упоением рассказывает о счастливой жизни в Сибири, Актёру – о бесплатной лечебнице, где способны вылечить от алкоголизма. Даже для смертельно больной Анны странствующий старик смог подобрать нужные слова. Он говорил ей о том, что после смерти её ждёт долгожданный отдых, покой и умиротворение. В основе его жизненной позиции лежит утешительная ложь, это и есть правда его жизни.
Однако Лука не в силах был что-нибудь изменить в судьбах обитателей ночлежки, он просто дарил им ложные надежды, которым не суждено было сбыться. Он относился к этим людям, как к обречённым, а его ложь лишала окружающих желания бороться за своё будущее.
Жизненная позиция Сатина
Совершенно другая жизненная позиция была у Сатина. Он – карточный шулер, мошенник, который не боится ни жизни, ни смерти. Несмотря на своё низкое положение, он продолжает ценить свободу, считая себя не отверженным, а независимым от обстоятельств.
Сатин представляет себя настоящим борцом за истину. Он не меньше Луки переживает о судьбе обитателей дна, и пытается облегчить их страдания, но не видит смысла в утешении при помощи ложных надежд. Наибольшей ценностью в жизни Сатин считал самого человека, а всё остальное – это дело человеческих рук и силы мысли. Именно поэтому, по его мнению, необходимо было уважать человека, а не жалеть, унижая тем самым его достоинство.
Правда и ложь
Правду мы слышим из уст Сатина, а лжёт окружающим Лука. Сатин очень чувствительно относится к любой несправедливости в жизни, после того, как побывал на каторге в Сибири. Он считал себя правым, потому что защитил сестру, но у общества было своё мнение относительно этого поступка. Именно поэтому Сатин не может принять речи Луки, он убеждён в том, что люди имеют право знать правду, насколько бы жестокой она не была.
Многие считают Сатина бездушным, потому что он говорит то, что людям неприятно слышать. Но он делает это, чтобы не давать ложной надежды, которая может больно ранить человека. Он знает, что никто не сможет помочь Анне, и ничто не заставит Актёра завязать с выпивкой. По его мнению, для того чтобы перестать быть рабом, необходимо трезво взглянуть на жизнь, взять на себя ответственность за содеянное. Вопрос заключается в другом: могут ли обитатели ночлежки изменить своё положение? Далеко не все, тогда вряд ли им нужно знать такую правду. Но и ложь Луки помогает только вначале, а потом люди понимают, что ничего не изменится.
Сам автор не принимает ни одну из позиций, но и не осуждает ни Луку, ни Сатина. Возможно, таким образом, М. Горький хотел показать, что в жизни важна золотая середина, ведь ложь и правда – это одно целое, по отдельности эти понятия существовать не могут.
Третий вариант сочинения
Пьеса М. Горького «На дне» – социально-философская драма. Одним из главных философских вопросов произведения является вопрос о правде и лжи. Что нужнее человечеству? Что нужнее героям Горького?
Правда и Ложь
Правда и ложь, как две стороны одной медали, – неразделимы. Столкновение этих понятий зачастую составляет основу многих литературных, да и жизненных конфликтов. Не исключение и пьеса «На дне», где автор противопоставляет различные взгляды на жизнь двух главных героев – старца Луки и шулера, бывшего телеграфиста Сатина.
Грязная, душная ночлежка приютила несколько человек, потерявших все в жизни – работу, семью, доброе имя. В тяжелых условиях безнадежности люди теряют еще и веру в лучшее и все глубже тонут в бездне брани, унижения и разврата.
“Ложь” Луки
Неожиданно в их жизнь входит праведный странник Лука. Он напоминает этим людям, что можно общаться иначе – ласковым, добрым словом обращается к ним. К каждому пытается он найти подход, каждого утешить и приголубить. Но все его милосердие и доброта основаны на лжи!
Он лжет Актеру о лечебницах для больных алкоголизмом, где ему укрепят организм и наставят на правильный путь. Ваське Пеплу он рассказывает о возможности хорошо заработать в Сибири. Насте, девушке легкого поведения, он обещает встречу с настоящей любовью. Анне сулит райское блаженство после смерти. Души потерянных людей словно отогреваются, они оживают, начинают мечтать, надеяться, верить…
Но оправдано ли такое отношение? Ведь Лука заранее уверен, что эти люди неспособны ничего изменить, что они никчемные, опустившиеся, слабые, недостойные уважения. Иначе Лука, будучи тонким психологом, постарался бы найти нечто такое в душе каждого, что смогло бы им помочь реально. Недаром имя старца часто соотносят с Лукавым – искусителем.
Своей ложью старик лишь на время усыпил бдительность людей. Он окунул их в бездну выдумок и иллюзий. И вот для героев настало время открывать глаза на действительность. Когда Лука в самый ответственный момент для ночлежников исчезает в неизвестном направлении, Васька Пепел попадает в тюрьму, судьба Натальи загублена. Актер, поверивший в сказки странника, узнав правду, кончает жизнь самоубийством.
Правда “Сатина”
Противником Луки выступает Сатин – обитатель ночлежки, знающий о бытности каждого ее жителя не понаслышке. Он не одобряет вранья Луки, хотя в какой-то момент оправдывает его мотивы. Сам же Сатин убежден – правда – вот то единственное, что способно помочь человеку сделать рывок и изменить сложившуюся ситуацию. Для него сам «Человек» и есть правда, он верит в безграничные возможности человечества, так как «Бог умер!», и людям больше не на что надеяться.
Какая позиция ближе М. Горькому? Сложно сказать. Он явно не принимает ложного гуманизма Луки, но и в Сатине не видит истинного революционера. Возможно, именно противопоставление таких мега-понятий как «правда» и «ложь» и выявляет противоречивость натуры самого автора.
Заключение
Я думаю, что для человечества все же важнее правда. Главная проблема в пьесе «На дне» заключается не в правильности позиций героев, а в самих людях. Ведь с появлением Луки или с его исчезновением, с пропагандой Сатина или без нее, герои все равно ничего не изменят в своей жизни. Все, что происходит вокруг нас – дело наших собственных рук! В этом и есть главная правда пьесы М. Горького «На дне».
Даниил Романович | Просмотров: 18.7k
Правда и ложь в пьесе На дне, Горький
Главная>Сочинения по произведению На дне
40 предложений/ 461 слово
Пьеса «На дне» появилась в начале XX века в канун революционных событий в России. В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое «дно». Постояльцы ночлежки, в которой разворачиваются события, потеряли всяческую надежду на нормальное существование.
Когда среди них появляется странник Лука, встает вопрос о жестокой правде и утешительной лжи. Он дает надежду многим обитателям, пытаясь успокоить их потерянные души. При этом он часто использует «утешительную ложь». Антагонистом Луки считается Сатин – в прошлом образованный и умный человек. Он предпочитает говорить людям неприглядную правду, чтобы не ущемлять их свободу.
Если присмотреться, то каждый персонаж пьесы несет свою жизненную философию. Несмотря на то, что они опустившиеся люди, они любят разговаривать о добре и зле, правде и лжи. В этих беседах раскрывается сущность каждого из них.
Так, например, Васька Пепел, несмотря на то, родился в воровской семье, пытается изменить свою жизнь к лучшему и начать честно зарабатывать. Однако судьба неумолима и его ждет та же участь, что и его отца. Клещ был талантливым слесарем. Потеряв работу, потерял всяческий интерес к жизни и вымещает зло на жене. Трагична судьба и супруги Клеща. Она всю жизнь живет в нищете и сносит побои от мужа. Постепенно у нее развивается чахотка.
Молодая Настя, хоть и девушка легкого поведения, а все верит в существование настоящей любви, и дни напролет читает любовные романы. Актер, без имени и фамилии пропил свой талант. Сначала кажется, что он гордится этим. На самом деле, он с горечью вспоминает о сцене. Барон, бывший некогда богатым аристократом, вынужден теперь жить в неопрятной ночлежке, из-за того, что промотал родительское состояние.
Всем этим людям Лука врет, но делает это, ни со зла, а чтобы зажечь в них надежду на лучшую жизнь. Как отмечают многие персонажи, у него просто добрая душа, не очерствевшая. Однако, нельзя не заметить, что такого рода «утешительная ложь» принижает человека и ущемляет его свободу.
Так, например, Актеру он говорит, что в каком-то городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков, где полностью восстановят его организм, и он заживет новой жизнью. Главное денег на дорогу скопить. Тот начинает экономить на выпивке, откладывая деньги на дорогу. Когда Лука неожиданно исчезает, его надежды рушатся. В конечно итоге, Актер кончает жизнь самоубийством.
Умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет лучшая жизнь и она, наконец, отдохнет от всех тягот мирской жизни. В результате, в ней просыпается желание жить. Ведь если там хорошо, то ради этого можно здесь ещё немного потерпеть. С этим желанием в душе она и умирает.
В конце пьесы оставшиеся постояльцы рассуждают о правах каждого человека. Сатин открыто осуждает позицию «утешительной лжи», говоря, что она придумана для рабов. А бог настоящего человека – Правда. И даже если старик врал из жалости, эта позиция была неверной. Однако сам автор не дает однозначного ответа на вопрос о правде и лжи, оставляя выбор за читателями.
см. также:
Другие сочинения по произведению На дне, Горький
Характеристики главных героев произведения На дне, Горький
Краткое содержание На дне, Горький
Краткая биография Максима Горького
Вот времена, когда эксперт говорит, что лучше солгать
Вас, вероятно, учили никогда не лгать: ваши родители, вероятно, проповедовали силу правды. Ваш партнер сказал вам, что честность важнее всего.
Но исследователи говорят, что мы часто ошибаемся в обмане, правде и доверии, и что, если научиться правильно лгать , это может действительно помочь построить связи, доверие и бизнес. «Я считаю, что мы должны учить наших детей, студентов и сотрудников, когда и как лгать», — говорит Морис Швейцер, профессор Уортонской школы Пенсильванского университета, изучающий обман и доверие.
Вероятность того, что вам солгут (и заставят солгать), выше, чем вы даже осознаете. Подумайте о таких сценариях, как ваша мама, напоминающая вам сказать бабушке, что вам понравилась ее еда, или вы даете отзыв коллеге. это не отражает всей правды.
Тем не менее, искусство обмана гораздо сложнее, чем вы думаете. Вот пять сценариев, в которых, по мнению экспертов, лгать может быть лучшим способом действий.
Если вы заботитесь о чьих-либо интересахСуществуют классические примеры того, как ложь наносит ущерб, и наиболее разрушительными видами лжи, как правило, являются те, которые продвигают ваши собственные интересы за счет других.
Но согласно исследованию, «просоциальная» ложь — вымыслы, направленные на благо других, — действительно может способствовать укреплению доверия между людьми.
«Главным интересом людей, по крайней мере, когда они получают информацию и укрепляют доверие, является доброжелательность», — говорит Эмма Э. Левин, доцент кафедры поведенческих наук в Школе бизнеса им. Бута при Чикагском университете, изучающая честность и доверие. «Людей заботит то, есть ли у вас благие намерения, гораздо больше, чем то, честен ли человек сам по себе».
Просто помните: ложь наиболее полезна, когда она не эгоистична. Если вы говорите своему партнеру, что он или она отлично выглядит перед свиданием, чтобы повысить его или ее самооценку, это одно, говорит Швейцер. Но говоря это только для того, чтобы вывести любимого человека за дверь, потому что вы уже опаздываете, говорит он, ваш мотив может свернуть на эгоистичную территорию.
Если нет времени переодетьсяСкажем, ваш партнер спрашивает вас, как он или она выглядит, прямо перед тем, как выйти на сцену для выступления, или спрашивает, что вы думаете о выступлении непосредственно перед выходом на подиум. Даже если вы заметили пятно на его или ее одежде или думаете, что речь могла бы поработать, подумайте, есть ли у человека время, чтобы отреагировать на информацию и контролировать ситуацию, — говорит Левин.
Если ваш партнер ничего не может сделать, чтобы улучшить или изменить что-то в этот момент, вы можете приветствовать обман, говорит она. Ложь в этом смысле, вероятно, рассматривается как приносящая пользу другому человеку, потому что он или она действительно ничего не могут сделать в данный момент.
И наоборот, если ваша вторая половинка способна отреагировать на информацию, честность — лучший выбор, говорит Левин.
Если вы даете конструктивную критикуПри обмене отзывами важна честность. И хотя легко использовать фразу «Я просто честен» в качестве оправдания «просто грубости», говорит Швейцер, жестокая честность не всегда самый эффективный способ донести свое сообщение.
Вместо того, чтобы говорить низкоэффективному сотруднику, что он работает ужасно, попробуйте сказать что-то вроде: «У вас было тяжелое начало, но поначалу все борются», а затем перейти к конструктивной критике, говорит Швейцер. Ваш отзыв, скорее всего, будет воспринят лучше, что, в свою очередь, принесет пользу вашему бизнесу в долгосрочной перспективе.
Получите последние советы по карьере, отношениям и здоровому образу жизни, чтобы обогатить свою жизнь: подпишитесь на информационный бюллетень TIME’s Living.
Прямо перед особым событиемСпоры о лжи ведутся не только о том, может ли честная информация помочь в ситуации, но и о том, доставлена ли эта информация в нужное время. «Людей волнует только одно: не отвлечет ли честная информация их от чего-то важного», — говорит Левин.
Пример. Вы узнали, что компания вашей подруги ожидает увольнения прямо перед ее отъездом на свадьбу. Сказать ей?
«В таких ситуациях людям нравится скрывать правду на потом», — говорит Левин.
Это возвращает нас к идее контроля: если ваша подруга собирается уехать на свадьбу или в медовый месяц, она не сможет заблаговременно изучить другие возможности трудоустройства. И хотя каждая ситуация уникальна, подумайте над тем, чтобы спросить себя, действительно ли честность в подобной ситуации принесет пользу другому человеку или просто отвлечет внимание, как считает Левин.
Если вы не близки с человекомМягкий и благонамеренный обман может быть еще более полезным в отдаленных отношениях, говорит Левин. «В более конкурентных отношениях или первых взаимодействиях честность гораздо более ненадежна, она может повредить отношениям и подорвать доверие», — говорит она. Это потому, что обе стороны менее осведомлены об истинных намерениях другого человека, и каждая из них может задаться вопросом, этот человек пытается подорвать меня?
Тем не менее, если вы склонны давать честный отзыв более дальнему знакомому или другу друга, Левин предлагает говорить правду в сочетании с доброжелательностью — что-то вроде Я действительно хочу, чтобы вы преуспели, поэтому я даю вам эту критику.
Близкие отношения, с другой стороны, могут уступить место большей оценке честности, говорит она, и признаваться друзьям, вероятно, не так плохо, как вы думаете. «Мы систематически переоцениваем, насколько неудобно говорить правду, — говорит Левин.
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
Иллюстрированное руководство по 4 типам лжецов
Ложь самим себе также может быть способом примирения противоречивых убеждений. Психологи называют неудобное состояние двух противоречивых идей «когнитивным диссонансом». Например, предположим, вы встречаете членов секты судного дня. (Поддержите меня, это основано на реальных событиях.) Преданные заявляют вам и всем, кого они знают, что они абсолютно уверены, что через 30 дней наступит конец света. Они настолько уверены, что Армагеддон близок, что увольняются с работы, продают все, что у них есть, и делают все, что говорит лидер их культа. (В конце концов, это единственный способ спасти свои души в грядущем апокалипсисе.)
Прошло 30 дней, и, к счастью, конец света не наступил. Но теперь у членов культа большие проблемы. Что они будут делать на следующий день после того, как мир должен был рухнуть? Члены культа всем сердцем верили, что наступит конец света, но этого явно не произошло. Отреклись бы они тут же от своих убеждений, развели бы руками и сказали: «Наши плохие! Пойдем купим Старбакс?» Скорее всего, не.
В книге 1956 года « Когда не сбывается пророчество » социальный психолог Леон Фестингер и его коллеги описали свое исследование небольшой группы под названием «Искатели». Группа верила в религию НЛО и с полной уверенностью заявляла, что мир закончится великим потопом 21 декабря 19 года.54.
Когда пробила полночь и катаклизма не произошло, группа сидела в ошеломленной тишине. Затем кто-то понял, что часы опаздывают на пять минут. Ой! Они неловко сидели еще несколько минут, ожидая неминуемой гибели. Очевидно, ничего не произошло.
После четырех часов нервного молчания что-то наконец произошло. Лидер группы объявила, что получила сообщение с чужой планеты, в котором говорилось: «Маленькая группа, сидящая всю ночь, распространила столько света, что Бог спас мир от разрушения». Ура!!
Очевидно, что членам группы нужно было поверить в историю, чтобы избежать фактов. Врать самим себе было легче, чем признать, что все это время они были неправы.
Врать себе об апокалипсисе, которого не было, глупо, но способность к самообману иногда может быть удивительно ценным активом. Стив Джобс, например, обладал «полем искажения реальности», которое давало ему возможность таинственным образом манипулировать другими людьми, заставляя их работать над, казалось бы, невыполнимыми задачами и графиками. Заставляя других поверить в его версию реальности, они иногда отбрасывали свои сомнения и принимали его доверие на веру. По словам его бывшего публициста Энди Каннингема, «когда вы работали со Стивом Джобсом, все, что казалось невозможным, он делал возможным, или он позволял вам сделать это возможным, что было еще важнее».
5. Действуйте согласованно с другими людьми.
Вполне естественно вносить небольшие коррективы в свое поведение с учетом текущей ситуации. Вы не будете вести себя так же на мальчишнике вашего друга, как на бранче с вашими новыми родственниками. Но если вы живете честно, вы не отклонитесь от своих основных ценностей независимо от контекста.
6. Избегайте лицемерия.
Честность требует, чтобы мы судили о других людях и о себе по одним и тем же стандартам. Есть слово для людей, которые этого не делают; их называют лицемерами.
Лицемеры используют двойные стандарты: они используют один набор стандартов, чтобы судить других людей, и другой набор, чтобы судить себя. Например, они будут безжалостно критиковать других людей за опоздание, слишком медленную езду или нарушение очереди, но чувствуют себя вправе делать то же самое.
В некотором смысле применение разных стандартов к людям естественно. Мы не критикуем супруга за то, что он не знает, как починить слив, но мы критикуем сантехника. Точно так же мы не виним случайного знакомого за то, что он не упомянул кусочек брокколи, застрявший у нас в зубах, но мы бы винили близкого друга. Кроме того, есть люди, обстоятельства которых требуют другого обращения: дети, обездоленные, люди с умственными или физическими недостатками.
Что отличает лицемеров, так это то, что их двойные стандарты не привязаны к социальным ролям или обстоятельствам людей. Они применяют разные стандарты к людям в тех же обстоятельствах, в которых они находятся, делая то же самое, что и они.
Это нарушает основной принцип справедливости: равные заслуживают равного обращения.
Лицемерие настолько губительно для порядочности, что я посвятил ему отдельную статью. Для наших целей достаточно усвоить этот момент: не будьте лицемерами!
7. Избегайте лжи.
Никто не просыпается утром и не говорит: «Я хочу сегодня быть обманутым; Я хочу, чтобы мне лгали, одурачивали и использовали». Мы ценим правду — по крайней мере, для себя. Если мы лжем другим людям, мы неявно требуем, чтобы они терпели то, чего мы не потерпели бы сами. Такого рода двойные стандарты несовместимы с честностью — чувством, выраженным Шекспиром в «Гамлете»: «Прежде всего это: быть верным самому себе, И это должно следовать, как ночь за днем, Ты не можешь быть лживым ни с кем из людей».