Чем отличается творческий человек от нетворческого
Творчество неисповедимо и часто парадоксально. Стабильное креативное мышление это определяющая характеристика некоторых личностей, но оно может меняться в зависимости от ситуации и обстановки. Зачастую вдохновение и новые идеи появляются, казалось бы, из ниоткуда, а затем, когда мы больше всего в них нуждаемся, они пропадают. Творческое мышление требует комплексного восприятия, оно полностью отличается от мыслительного процесса.
Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.
С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.
«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», — рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности …у этих людей более хаотичный ум».
Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.
Они мечтают
Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.
Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.
Они все замечают
Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».
Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.
У них свои часы работы
Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.
Они находят время для уединения
«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», — писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.
Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением — мы должны дать себе время просто помечтать.
«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы … не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», — говорит он.
Они «переваривают» жизненные преграды
Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.
Они в поиске новых впечатлений
Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.
«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», — говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе — это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».
Они терпят неудачу
Стойкость — практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики — по крайней мере, успешные — учатся не сокрушаться по этому поводу.
«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», — написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.
Они задают важные вопросы
Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.
Они наблюдают за людьми
Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.
«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», — говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми. ..».
Они рискуют
Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.
«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», — пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги — … Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».
Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения
Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.
«Творческое выражение — это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», — говорит Кауфман.
Они следуют своей истинной страсти
Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.
Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.
Они выходят за границы собственного разума
Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.
«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», — говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» — она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».
Они теряют чувство времени
Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.
Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.
Они окружают себя красотой
Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.
Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.
Они соединяют точки
Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.
Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.
Они постоянно встряхиваются
Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.
«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», — утверждает психолог.
Они находят время для осознанности и медитаций
Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.
Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума — все это может привести к более креативному мышлению.
Телеграм
Медиапортал — Электроннная газета: Разное
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Н.В. Гоголь
Вы наверняка хоть раз в жизни слышали выражение — «творческая личность», причем обычно оно имеет слегка ироничный подтекст со значением «необычный, чудной». Творческие личности думают, поступают, а иногда даже говорят не так, как обычные люди. У них странные, непонятные привычки и режим дня. Они могут нелепо одеваться и быть чересчур эмоциональными, инфантильными и эксцентричными. Но, самое удивительное, что себя они странными нисколько не считают. Им просто некогда обращать внимание на такие пустяки, ведь они полностью поглощены своим творчеством, и даже если в глазах общественности индивид вообще лишен таланта, то сам он очень любит свой труд несмотря ни на что.
Почему творческие люди странные? Часто про них говорят, что они «летают в облаках» или «не от мира сего». И это абсолютно верно. Креативность в человеке проявляется, в первую очередь, через его воображение. Воображение лежало в основе музыки Баха, стихов Пушкина и картин Пикассо. Благодаря повышенной чувствительности творец в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с несовершенством мира, дисгармонией, хаосом и противоречиями, поэтому с помощью своей фантазии он перемещается в чудесный выдуманный мир, в котором нет места бытовым проблемам и невзгодам.
Еще одно качество творческих личностей – способность видеть необычное в обычном. Творцы, как дети, готовы удивляться всему! Они очень наблюдательны, любознательны и любят учиться. Постоянное стремление пробовать новое отличает творческого человека от обычного. Творческая личность должна постоянно развиваться и расти, совершенствуя свое мастерство.
Иногда творческие личности воспринимаются в обществе неадекватно в связи со своей независимостью в суждениях и творческой смелостью. У творца всегда есть свое мнение, а мнение окружающих влияет на него гораздо меньше, чем на типичного обывателя. Творцу все равно, что подумают о нем другие, а наплевательское отношение к общественному мнению зачастую вызывает негативные суждения со стороны. Творчество само по себе – это выход за пределы стереотипов и шаблонов, а такое поведение, как известно, не приветствуется толпой. Толпа имеет свои правила, и креативы в них точно не вписываются.
Еще одной характеристикой творческих людей психологи называют позитивное отношение к сложным задачам. Трудности только мотивируют их работать еще больше и усерднее. Кстати, стоит упомянуть и о работоспособности творцов. Уж они точно не побегут, сломя голову, с работы, как только стукнет шесть часов вечера. В плане своей личной жизни они могут казаться безалаберными лентяями, но в своем деле они очень дисциплинированны, обязательны и трудолюбивы.
Ну и последнее, наверное, самое важное качество творца – это талант. Талант закладывается в человеке природой в его умственных способностях и анатомических свойствах. «Талант — как бородавка — либо он есть, либо его нет», — говорила Фаина Раневская. Уже в детстве родители замечают, что их ребенок делает что-то лучше, чем другие дети. Наверное, сейчас я скажу прописную истину, но талант может угаснуть навсегда, если его вовремя не подхватить и не развить упорным трудом. Кроме таланта, креативы обычно имеют повышенное стремление к красоте, так сказать, развитое эстетическое чувство.
Подводя итог, хочется сказать, что все-таки творческими личностями не рождаются, а становятся. Известно огромное количество примеров, когда самодисциплина и трудолюбие создавали настоящих гениев, не хуже тех, которые были талантливы изначально. Сейчас существует масса тренингов по развитию креативности и тестов на распознавание своих творческих наклонностей. А в целом, все это неважно, если творчество, которым Вы занимаетесь, приносит Вам удовольствие. И, даже если Вы не умеете танцевать, но Вам это безумно нравится, никто не смеет Вас останавливать!
Десять навыков высокотворческих людей
Что такое творчество? Многие из нас полагают, что креативность — это то, что было у нас в детстве, но мы потеряли, или что-то, принадлежащее редким личностям, которым мы можем восхищаться только издалека.
Адаптировано из Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind , Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар (Perigee Books, 2015)
Но наука показала, что во многих отношениях мы все запрограммированы творить. Ключ в том, чтобы признать, что креативность многогранна — на уровне мозга, личности и творческого процесса — и может проявляться по-разному: от глубоко личного опыта раскрытия новой идеи или опыта до самовыражения через слова. фотографии, мода и другие повседневные творения, а также работы известных художников, которые выходят за рамки веков.
Нейробиологи, изучающие креативность, обнаружили, что креативность не затрагивает ни одну область мозга или даже одну сторону мозга, как предполагает миф о «правом полушарии» творчества; вместо этого он задействует весь мозг. Этот сложный процесс состоит из множества взаимодействующих когнитивных систем (как сознательных, так и бессознательных) и эмоций, при этом разные области мозга задействованы для выполнения каждой задачи и совместной работы в команде для выполнения работы.
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Открытие «сети по умолчанию» мозга — той части мозга, которая работает, когда мы целенаправленно не занимаемся другими задачами, — является одним из самых важных недавних открытий в нейробиологии. Сеть по умолчанию позволяет нам создавать личный смысл из нашего опыта, представлять другие точки зрения и сценарии, понимать истории и размышлять о психических и эмоциональных состояниях — как собственных, так и других. Поэтому неудивительно, что деятельность этой сети — как мы любим ее называть, «сети воображения» — также формирует наши самые творческие идеи.
Однако сеть «управляющего внимания» мозга также имеет решающее значение для творчества. Процессы исполнительного контроля поддерживают творческое мышление, помогая нам преднамеренно планировать будущие действия, не забывать использовать различные творческие тактики, отслеживать, какие стратегии мы уже испробовали, и отвергать самые очевидные идеи. Они также помогают нам сосредоточить наше воображение, блокируя внешние отвлекающие факторы и позволяя нам настроиться на наши внутренние переживания.
Когда мы генерируем новые идеи, эти сети вместе с сетью заметности, отвечающей за мотивацию, участвуют в сложном танце. Исследователи наблюдали за этим когнитивным танго в действии посредством сканирования мозга людей, занятых своими личными творческими процессами. Первоначально состояния их мозга напоминают состояние потока или полного погружения в задачу. Сети воображения и значимости очень активны, в то время как более сфокусированная исполнительная область относительно спокойна. Однако по мере того, как творческие люди оттачивают и совершенствуют свою работу, сеть внимания руководителей становится все более активной.
Творческие люди особенно хорошо проявляют гибкость в активации и деактивации этих мозговых сетей, которые у большинства людей, как правило, противоречат друг другу. При этом они могут жонглировать, казалось бы, противоречивыми способами мышления — когнитивным и эмоциональным, преднамеренным и спонтанным. Даже на неврологическом уровне творчество беспорядочно.
Итак, что мы можем сделать, чтобы увеличить эту когнитивную гибкость? В нашей книге « Wired to Create » мы исследуем, как развивать креативность как привычку, образ жизни и стиль взаимодействия с миром. Мы представляем множество парадоксов — осознанность и блуждание ума, открытость и чувствительность, уединение и сотрудничество, игру и серьезность, интуицию и разум — которые способствуют творческому процессу. Мы призываем людей принять свои парадоксы и сложности и открыться для более глубокого уровня самопонимания и самовыражения. Именно эта способность удерживать себя во всей его пространственной красоте является самой сутью творческих достижений и творческой реализации.
Вот некоторые привычки ума, которые мы рекомендуем для развития творчества в вашей жизни.
1. Игра с воображением
Наблюдение за детьми в игре с воображением открывает источник естественного творчества. Во время притворной игры дети принимают разные точки зрения и игриво манипулируют эмоциями и идеями.
Воспитание детского чувства игры во взрослом возрасте может коренным образом изменить наш подход к работе.
Исследования показывают, что гибридные формы работы и игры могут фактически обеспечить наиболее оптимальный контекст для обучения и творчества как для детей, так и для взрослых, и что игра и внутренняя радость тесно связаны, создавая синергию, которая естественным образом приводит к большему вдохновению, усилиям. и творческий рост.
2. Страсть
Страсть часто проистекает из опыта или отношений, которые каким-то образом тронули нас и могут вдохновить. Часто именно эмоциональное топливо заставляет человека идти по творческому пути, но это только начало. Люди, которые воплощают свои творческие мечты в долгосрочной перспективе, уравновешивают волнение по поводу будущего реалистичными стратегиями приближения к своим целям; вдохновение упорным трудом; и мечтать с деланием.
Когда кто-то советует вам «Следовать за своей страстью», будьте осторожны: помимо того, что это одно из самых распространенных клише, это не очень полезный совет. Вы должны искать страсть, которая находится в гармонии с вашим истинным «я» и совместима с другими вашими занятиями. Стремление проявить себя перед другими, вероятно, не приведет к творчеству, поскольку оно зависит от того, что вы избегаете проблем, которые в противном случае привели бы к росту. Итак, хотя вы должны быть открыты для того, что вас вдохновляет, не следуйте слепо за страстью. Убедитесь, что это действительно резонирует с вами и вашими навыками.
3. Мечтать
Творческие люди знают, несмотря на то, что им говорили родители и учителя, что мечтать наяву — это совсем не пустая трата времени. Обзор последних достижений науки о мечтаниях показал, что блуждание ума приносит очень личные награды, включая творческую инкубацию, самосознание, планирование будущего, размышления о значении своего опыта и даже сострадание.
Каким бы праздным это ни казалось, блуждание ума часто бывает совсем не бессмысленным; это может привести к улучшению творческого мышления. Итак, в следующий раз, когда вы будете усердно работать над творческим проектом или рабочим заданием, которое требует интенсивной концентрации и творческих усилий, попробуйте каждый час делать пятиминутный перерыв на мечты. Попробуйте заняться простым занятием, которое позволит вашему разуму блуждать, например прогулкой, рисованием или уборкой, и посмотрите, как это повлияет на ваши идеи и мышление.
4. Уединение
Метафорическая «собственная комната» является базовой потребностью многих творческих людей. Теперь наука подтвердила то, что продемонстрировали рабочие привычки бесчисленных художников: время для уединенных размышлений действительно питает творческий ум.
Нейробиологи обнаружили, что одиночное, сосредоточенное вовнутрь отражение использует другую мозговую сеть, чем сосредоточенное вовне внимание. Когда наше ментальное внимание направлено на внешний мир, сеть управляющего внимания активируется, тогда как сеть воображения обычно подавляется. Вот почему наши лучшие идеи обычно не возникают, когда наше внимание полностью занято внешним миром.
Важно находить время для уединения, дать себе возможность поразмышлять, установить новые связи и найти смысл. К сожалению, одиночество широко недооценивается в обществе, из-за чего многие люди избегают проводить время в одиночестве. Мы склонны рассматривать время, проведенное в одиночестве, как потраченное впустую время или как признак антисоциальной или меланхоличной личности. Но способность получать удовольствие и продуктивно использовать нашу собственную компанию может стимулировать творчество, помогая нам проникнуть в наши мысли и наш собственный внутренний мир. Итак, не избегайте этого… примите это!
5. Интуиция
Интуиция возникает из бессознательных или спонтанных систем обработки информации и играет важную роль в том, как мы думаем, рассуждаем, творим и ведем себя в обществе. За последние тридцать лет ученые-когнитивисты добились огромных успехов в демистификации силы бессознательного, что привело к признанию теории двойного процесса человеческого познания — или теории «быстрого и медленного мозга». Интуиция является частью системы быстрого мозга.
Быстрый мозг структурно сложнее, чем медленный. Это помогает нам ассимилировать новую информацию в наши существующие структуры знаний и помогает нам в распознавании сложных образов и в установлении нетрадиционных связей, которые приводят к более оригинальным идеям и решениям. Быстрый мозг играет наибольшую роль при генерировании творческих идей, в то время как более преднамеренный медленный мозг играет более важную роль при изучении этих идей и экспериментировании с ними, чтобы определить их использование и применение. И быстрый мозг, и медленный мозг играют свою роль.
6. Открытость новому опыту
© Flickr / Soldatnytt
Открытость новому опыту — стремление к когнитивному исследованию своего внутреннего и внешнего мира — это самая сильная и наиболее устойчивая черта личности, которая предсказывает творческие достижения. Открытость может быть интеллектуальной, характеризующейся поиском истины и стремлением к взаимодействию с идеями; эстетический, характеризующийся стремлением исследовать фантазию и искусство и испытать эмоциональное погружение в красоту; или аффективный, характеризующийся исследованием глубин человеческих эмоций.
Исследования показали, что желание учиться и открывать, по-видимому, значительно больше влияет на качество творческой работы, чем только на интеллект. Итак, если вы хотите повысить свою креативность, попробуйте новый творческий выход или совершенно другое средство самовыражения, или выберите новый маршрут домой с работы, или найдите новую группу людей с другими интересами или ценностями, которым вы могли бы научиться. от. Открытость к новому опыту может помочь увеличить вашу интегративную сложность — способность распознавать новые закономерности и находить связи между, казалось бы, несвязанными фрагментами информации.
7. Осознанность
Способность наблюдать за настоящим моментом, не отвлекаясь и не осуждая, является жизненно важным навыком для всех, кто ищет радости и удовлетворения в жизни, она особенно важна для творчески мыслящих людей.
Большое количество исследований связывают внимательность — как практику и как личностную черту — со многими когнитивными и психологическими преимуществами, такими как улучшение концентрации на задаче и устойчивое внимание, эмпатия и сострадание, самоанализ, саморегуляция, улучшенная память и улучшенное обучение. , а также положительный аффект и эмоциональное благополучие. Многие из них имеют ключевое значение для творчества.
Однако для оптимальной когнитивной гибкости и творчества лучше всего достичь баланса осознанности и блуждания ума. Некоторые формы внимательности могут на самом деле работать против творчества — в частности, те, которые побуждают человека отпустить мысли, а не принимать мысли более открытым образом. Интересно, что медитация с открытым наблюдением, в которой особое внимание уделяется настройке на собственный субъективный опыт, увеличивает как активацию, так и функциональную связность сети воображения. Итак, попробуйте практиковать открытый мониторинг или недирективную форму медитации и позвольте сознанию конструктивно блуждать, одновременно повышая внимание.
8. Чувствительность
Если мы думаем о творчестве как о «соединении точек», то чувствительные люди — те, у кого повышенная чувствительность к своему окружению, а также интенсивный опыт сенсорного ввода, например, звука, освещения, и запах — испытайте мир, в котором больше точек и больше возможностей для связи.
Чувствительность может быть как благословением, так и проклятием, приводя к большей интенсивности переживаний, а также к эмоциональному перегрузке. Журналистка Андреа Барц писала в Psychology Today , что «те, кто научится сдерживать безжалостные наплывы и подъемы эмоций, которые почти неизменно сопровождают крайнюю чувствительность, способны преобразовать сырое восприятие в острую проницательность».
Итак, вместо того, чтобы пытаться закалить себя, вы можете использовать свою чувствительность в художественном выражении.
9. Превращение невзгод в пользу
Опыт потерь, борьбы, страданий и поражений может стать мощным катализатором личного роста, творчества и глубокой трансформации. Часто через страдания мы учимся состраданию, из потерь мы учимся пониманию, а преодолевая трудности, мы открываем собственную силу и красоту.
Неблагоприятные события могут заставить нас пересмотреть наши убеждения и жизненные планы, и в этом заключается их сила и творческий потенциал. Пережив невзгоды, разум активно демонтирует старые системы убеждений, которые больше не выдерживают критики, и создает новые структуры смысла и идентичности. Чтобы осмыслить трудный опыт, попробуйте выразительное письмо, которое, как показали исследования, может уменьшить симптомы посттравматического стресса и депрессии, улучшая при этом некоторые когнитивные функции, такие как рабочая память.
Интересно, что исследования также показали, что чрезвычайно позитивные события, в частности те, которые вызывают чувства благоговения, удивления, вдохновения и связи с чем-то большим, чем я, также могут стимулировать творчество. Положительные эмоции укрепляют психологические ресурсы человека, расширяют внимание, вдохновляют на новые мысли и поступки, стимулируют творческое мышление. Итак, если вы ищете творческий импульс, относитесь ко всем значимым моментам жизни — хорошим и плохим — как к потенциальным источникам вдохновения и мотивации.
10. Мышление по-другому
Творческих людей объединяет их нежелание придерживаться традиционных способов мышления и действий. Выбирая действовать по-другому, они допускают возможность неопределенности и неудачи, но именно этот риск открывает возможности для настоящих инноваций.
Секрет творческого величия заключается в том, чтобы делать что-то по-другому, даже если это означает неудачу. Метод проб и ошибок важен для инноваций, особенно на этапах генерации идей. Дин Кит Саймонтон, изучающий креативность, обнаружил, что качество творческих идей является положительной функцией количества: чем больше идей генерируют авторы, тем больше у них шансов создать в конечном итоге шедевр. Делать что-то по-другому означает, что вы, вероятно, будете делать что-то плохо или неправильно; так что ожидайте этого и не позволяйте осторожности мешать творчеству.
Следование всем этим путям к творчеству означает, что вы станете творческим гением? Не обязательно. Но, когда в любом человеке живет художник, каким бы ни было его творчество, он становится существом изобретательным, ищущим, смелым, самовыражающимся. Если мы научимся принимать свое беспорядочное, творческое «я», мы позволим другим делать то же самое. Мы помогаем создать мир, который более гостеприимен для творческого духа, и мы даем возможность найти более тесную связь с другими и с самими собой в процессе.
Мозг творческих людей действительно работает по-другому
Что отличает очень творческих людей от остальных? В 1960-х годах психолог и исследователь креативности Фрэнк X. Бэррон приступил к выяснению этого. Бэррон провел серию экспериментов над некоторыми из самых известных мыслителей своего поколения, пытаясь выделить уникальную искру творческого гения.
В ходе исторического исследования Бэррон пригласил группу известных творцов, включая писателей Трумэна Капоте, Уильяма Карлоса Уильямса и Фрэнка О’Коннора, а также ведущих архитекторов, ученых, предпринимателей и математиков, провести несколько дней, живя в бывший дом братства Калифорнийского университета в кампусе Беркли. Участники проводили время, знакомясь друг с другом, наблюдаясь за исследователями и выполняя оценки своей жизни, работы и личности, включая тесты, направленные на поиск признаков психического заболевания и индикаторов творческого мышления.
Бэррон обнаружил, что, вопреки общепринятому мнению того времени, интеллект играет лишь скромную роль в творческом мышлении. Один только IQ не мог объяснить творческую искру.
Вместо этого исследование показало, что творчество определяется целым рядом интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и моральных характеристик. Общие черты, которые, казалось, были общими для людей из всех творческих областей, были открытость к своей внутренней жизни; предпочтение сложности и неоднозначности; необычайно высокая терпимость к беспорядку и беспорядку; способность извлекать порядок из хаоса; независимость; нестандартность; и готовность идти на риск.
Описывая эту мешанину черт, Бэррон писал, что творческий гений был «одновременно более примитивным и более культурным, более разрушительным и более созидательным, иногда более безумным, но все же абсолютно разумным, чем средний человек».
Этот новый способ мышления о творческом гении привел к некоторым захватывающим — и сбивающим с толку — противоречиям. В последующем исследовании творческих писателей Бэррон и Дональд Маккиннон обнаружили, что средний писатель входит в 15% лучших людей по всем показателям психопатологии. Но как ни странно, они также обнаружили, что творческие писатели имеют чрезвычайно высокие баллы по всем параметрам психологического здоровья.
Люди с творческим складом ума, казалось, нашли необычный синтез между здоровым и «патологическим» поведением.Почему? Что ж, казалось, что творческие люди более интроспективны. Это привело к повышению самосознания, включая более глубокое знакомство с более темными и неудобными частями себя. Возможно, именно потому, что они охватывают весь спектр жизни — как темный, так и светлый, — писатели получают высокие оценки по некоторым характеристикам, которые наше общество склонно ассоциировать с психическими заболеваниями. И наоборот, эта же склонность может привести к тому, что они станут более приземленными и самосознательными. В открытом и смелом противостоянии себе и миру творчески мыслящие люди, казалось, находили необычный синтез между здоровым и «патологическим» поведением.
Такие противоречия могут быть именно тем, что дает некоторым людям сильное внутреннее стремление к творчеству. Как сказал психолог Михай Чиксентмихайи после более чем 30 лет наблюдения за творческими людьми: «Если бы мне нужно было выразить одним словом, что отличает их личности от других, это сложность. Они показывают тенденции мысли и действия, которые у большинства людей сегрегированы. Они содержат противоречивые крайности; вместо того, чтобы быть «индивидуумом», каждый из них представляет собой «множество».
Сегодня большинство психологов согласны с тем, что творчество многогранно по своей природе. И даже на неврологическом уровне творчество беспорядочно.
Вопреки мифу о «правом полушарии», креативность затрагивает не только одну область мозга или даже одно полушарие.Вопреки мифу о «правом полушарии», креативность затрагивает не только одну область мозга или даже одно полушарие. Вместо этого творческий процесс задействует целых мозгов. Это динамическое взаимодействие множества различных областей мозга, эмоций и наших бессознательных и сознательных систем обработки информации.
Сеть мозга по умолчанию, или, как мы любим ее называть, «сеть воображения», особенно важна для творчества. Сеть режима по умолчанию, впервые идентифицированная неврологом Маркусом Райхлом в 2001 году, включает многие области на медиальной (внутренней) поверхности мозга в лобных, теменных и височных долях.
Половину нашей умственной жизни мы проводим, используя эту сеть. Он наиболее активен, когда мы занимаемся тем, что исследователи называют «самогенерируемым познанием»: мечтаем, размышляем или иным образом позволяем нашему уму блуждать.
Творческие люди способны жонглировать противоречивыми способами мышления — познавательным и эмоциональным, преднамеренным и спонтанным.Функции сети воображения составляют основу человеческого опыта. Его три основных компонента — это создание личного смысла, ментальная симуляция и восприятие перспективы. Это позволяет нам создавать смысл из нашего опыта, помнить прошлое, думать о будущем, представлять точки зрения других людей и альтернативные сценарии, понимать истории и размышлять о психических и эмоциональных состояниях — как собственных, так и других. Воображаемые и социальные процессы, связанные с этой сетью мозга, также имеют решающее значение для развития сострадания, а также способности понимать себя и создавать линейное ощущение себя.
Но сеть воображения не работает сама по себе. Он участвует в замысловатом танце с исполнительной сетью мозга, отвечающей за контроль нашего внимания и рабочей памяти. Исполнительная сеть помогает нам сосредоточить наше воображение, блокируя внешние отвлекающие факторы и позволяя нам настроиться на наш внутренний опыт.
Творческий мозг особенно хорошо умеет гибко активировать и деактивировать эти мозговые сети, которые у большинства людей противоречат друг другу. При этом они могут жонглировать, казалось бы, противоречивыми способами мышления — когнитивным и эмоциональным, преднамеренным и спонтанным.