интеллектуальные, физиологические, психологические и эмоциональные — Природа Мира
Главная » Животные
Время чтения 3 мин.Просмотры 28.2k.Обновлено
Содержание
- Различия мышления людей и животных
- Физиологические отличия
- Психологические и эмоциональные особенности
Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.
Различия мышления людей и животных
Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:
- Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
- Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
- Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
- Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.
Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).
Физиологические отличия
На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.
Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.
Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.
Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.
Психологические и эмоциональные особенности
Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.
Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.
Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.
Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.
Гугломаг
Спрашивай! Не стесняйся!
Задать вопрос
Не все нашли? Используйте поиск по сайту
Search for:«Чем человек отличается от животных?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообществаАлексей Хмелинский 922Z»>3 декабря 2018 ·169,0 KНа Кью задали 4 похожих вопросаОтветитьУточнитьМария ВалероваБиология
121Люблю животных. Ветеринар, зоолог · 24 июн 2021
Самое главное отличие человека от животного — это сила воли. Он с помощью неё может многое преодолеть и забить на многие инстинкты.
У человека очень хорошо развит мозг. Мы много чего изобрели с помощью разума и создали жизнь более комфортной (но не всегда так бывает).
Человек обладает прямохождением. Совсем давно мы ходили на всех лапах, но потом мы постепенно становились на две задние лапы и ходили так.
Человек обладает общением. Он использует связь с помощью произношения и записи различных символов, так выражаем мысли и эмоции. Мы делаем это из поколения в поколение.
24,8 KВячеслав
12 июня 2022Не расскажете нам, как давно вы ходили на четырёх лапах, как вы тут красиво нам описали? Повидимому у вас тогда и… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…Наталья Белова7,5 KИнтересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные игры не. .. · 4 дек 2018
Самое главное то, что люди — это прямоходящие существа, у нас отличается строение скелета, хоть и не сильно. У нас более развиты речь и мышление. Если смотреть по пирамиде Маслоу, то только люди доходят до вершины — потребности в самовыражении, в духовной деятельности. Насчет орудий труда — это спорный вопрос. Мы можем создавать более усовершенствованные и сложные… Читать далее
117,4 KDark_Master
8 сентября 2019Спасибо
Комментировать ответ…Комментировать…ЛучшийЕвгения Неверская2,7 KЖиву в своем доме, люблю заниматься садом и животными. Увлекаюсь лингвистикой, люблю… · 4 дек 2018
Более высокой нервной и мыслительной деятельностью, высшими нервными функциями, такими, как сострадание, забота о пожилых и больных людях, осознанным творчеством. Птицы вьют красивые гнезда, пауки — плетут паутны, но эти творения утилитарны и направлены на удовлетворения потребностей в пище или размножении, человек же творит ради самого искусства.
27,1 KАрина Шешина
30 сентября 2019Мне понравился ответ
Комментировать ответ…Комментировать…Владимир Зайцев14Литератор. Основная тема «Человеческая нравственность». · 10 февр 2020
Конечно знаю! Но ответ мой будет неутешительным. Человек имеет то, чего не имеет ни одно существо на свете -Разум. Это самое неудачное и самое страшное из всего того, что выдумала матушка Природа, стремясь к апогею Жизни. И вот — финал. Достойный самых жестоких драм. Самое гениальное создание Природы Человек уничтожает Всё. И с ним не может сравниться никакой… Читать далее
Ма
21 июля 2020Человек тоже животное. У других животных тоже есть и разум и интеллект. Нету культуры и традиций
Комментировать ответ…Комментировать…ПервыйЯна Севастьянова
7 дек 2022
Во-первых это животное лучше человека, а не наоборот сейчас докажу животные милые, добрые, преданные, а человек злой переразвитый зверь! Кто согласен?
Комментировать ответ…Комментировать…Владимир Грузинский117 янв 2022
Считается, что человек отличается от животного сознанием, осознанием наличия у себя свободы воли, выбора. Также человек может управлять инстинктами, в отличии от животного. Наверное еще способность смеяться отличает человека от животного и осознанная речь и возможность давать ответ на четко поставленный вопрос (а не повторение заученных фраз, как, допустим, у попугаев).
Комментировать ответ…Комментировать…ПервыйPro b.21 янв 2022
Абстрактным мышлением человек отличается, а всякие творческие способности и прямохождение и у животных наблюдаются, человек может планировать будущее, а у животных жизнь идет просто по течению, вот и все, ахинею предыдущих комментаторов не читайте
Комментировать ответ…Комментировать…Анонимный ответ24 сентября 2020
Вопрос интересный. Нашла ответ, хочу поделиться. Человека отличает от животного много факторов, поделюсь некоторыми. Начнём с того , что у человека есть совесть и свобода выбора, а животные созданы с инстинктом. Представим себе ,что крокодил съел птичку и сидит переживает, что поступил неправильно, ночами не спит.
Александрова
24 сентября 2020Согласна! Хороший ответ!
Комментировать ответ…Комментировать…Мухаммед Набиев729 апр 2020
Чаще всего люди заводят домашних животных от одиночества или непонимания близких. Им так хочется понимания, любви, тепла и ласки, и чаще всего они получают эти чувства только от домашнего питомца. Как приятно, придя с работы, встретить на пороге «радостную мордашку» твоей любимой собаки или кошки. Это для человека равнодушного кошки, собаки и все остальные животные… Читать далее
18,7 KКомментировать ответ…Комментировать…ПервыйМухаммед Набиев729 апр 2020
Если человека в повседневной жизни сравнивают с животным, то хотят указать на его недостойное поведение. Действительно, человек – существо мыслящее, способное к сознательному труду и целенаправленному воздействию на природу. Об этом говорит даже название биологического вида – Homo sapiens (Человек разумный).
Разве животные могут вести себя так, как разумное существо… Читать далее13,4 KМаг Отшельник
4 мая 2020В человеке есть частичка небесных сил проявляющаяся разумом, у животных этой частички нет. Животные подчинены… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…Ответы на похожие вопросыЧем отличается человек от животного? — 3 ответа, задан Екатерина БурановаБиология
682Биолог-философ, познающий смысл бытия через эмбриологию, рак и регенерацию. Пытаюсь… · 2 мар 2021
Ничем. Люди возомнили себя уникальными, но это не так. Речь есть у дельфинов, недоступная нам, т.к общаются они низкочастотными звуками. Слоны , врановые и приматы умеют мыслить, осознавать себя, изобретать. Даже есть тяга к искусству.
А вот шимпанзе, воспитанные человеком, склонны считать себя людьми, а диких сородичей животными.
Если учитывать, что наша цивилизация строится на добывании готовых ресурсов, а не на их синтезе, то мы не такие уж и великие и особенные
Если есть другие вопросы, пишите в ВКПерейти на vk. com/kburanova20131 эксперт не согласен
Комментировать ответ…Комментировать…Чем отличается человек от животного? — 1 ответ, задан Мария ВалероваБиология
121Люблю животных. Ветеринар, зоолог · 24 июн 2021
Самое главное отличие человека от животного — это сила воли. Он с помощью неё может многое преодолеть и забить на многие инстинкты.
У человека очень хорошо развит мозг. Мы много чего изобрели с помощью разума и создали жизнь более комфортной (но не всегда так бывает).
Человек обладает прямохождением. Совсем давно мы ходили на всех лапах, но потом мы постепенно становились на две задние лапы и ходили так.
Человек обладает общением. Он использует связь с помощью произношения и записи различных символов, так выражаем мысли и эмоции. Мы делаем это из поколения в поколение.
Комментировать ответ…Комментировать…Чем человек отличается от животных? — 12 ответов, задан 205Z»>22 января 2022Станислав ЖдановКрасота и уход
254Мануальный массаж, самомассаж, оздоровительные практики, гимнастика цигун, нутрициология… · 24 янв 2022
С биологической точки зрения человек является животным. Главное отличие — более высокая умственная активность и низкая физическая адаптация к окружающей среде, которая компенсируется изобретательностью.
Ветеринария
78Профессия: Ветеринарный врач Увлечения: Биологические и технические науки, фотография. · 24 окт 2021
По моему мнению, животные обладают только инстинктами (условными и безусловными) и все навыки, которые формируются у животного, это особые условные рефлексы, а не знания и опыт. А вот человек, все условные рефлексы стал использовать как накопленный опыт (вождение машины, велосипеда… Набор текста слепым методом и так далее), понятие «мышечной памяти» не что иное как условные рефлексы, но у человека кроме большего числа использованных рефлексов имеются и навыки использования рукотворных предметов, которых не могут создавать животные. Например приматы могут применять камни для добычи ядра ореха и палочки для добычи «вкусных» насекомых. А вот создавать более или менее «серьезные» орудия труда, животные не могут по определенным когнитивным причинам. То есть когнитивная способность животных на уровне повторения или заимствования (например, медведь на мотоцикле, или обезьяна за рулем автомобиля). Да в скобках это повторение навыков, переданных человеком. А вот самостоятельно дойти животное не может. Когнитивный уровень приматов не превосходит уровня ребенка 10 лет. А значит и многие способности и навыки на этом уровне и сохраняются.
Комментировать ответ…Комментировать…Чем отличается человек от животного? — 6 ответов, заданЛюбовь Зорова
На пенсии, психолог по профессии. Люблю детей, животных, природу, искусство. Верю в Бога… · 20 окт 2021
Животные и люди суть живые души, созданные Богом в один, шестой день творения. Мы — живые организмы, обладающие психикой.
Животные — часть окружающего мира, созданного для человека и запрограммированы служить человеку.
Мы же — богочеловеки, созданы Богом по образу и подобию Его и призваны владычествовать (заботиться) об окружающем мире, в том числе и о животных. Кроме души (психики) в нас еще есть дух, Божественная сущность.
Коллекционер старинных монет и предметов быта. Сборщик мебели. · 24 окт 2021
В принципе только тем что развивается и создаёт для себя всякие благи. А животное приспосабливается к окружающей среде для выживания, создавая максимально лишь стаи себе подобных и иногда жилища. Вот и всё.
Комментировать ответ…Комментировать…Чем отличается человек от животного? — 3 ответа, задан Мария Кадокина26Волонтер. Люблю путешествовать и узнавать что-то новое) · 19 апр 2021
Люди в отличие от животных, обладают разумом. Они могут учиться на ошибках прошлого, планировать будущее и искать смысл жизни. А животные движимы инстиктами.
Но есть и сходство: после смерти и те и другие возвращаются в прах, в земную пыль. «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти».
Очень люблю различных животных от больших до маленьких .Нравится чёрный цвет ,значит и… · 27 дек 2020
Человек обладает разумом , который очень сильно отличается от разума животного . У человека разум может не только развиваться , но и совершенствоваться в процессе обучения . Человек обладает логикой , мышлением , творчеством , речью и многое другое , а животное полагается лишь на свои инстинктам .
Комментировать ответ…Комментировать…Чем отличается человек от животного? — 6 ответов, задан Александр16Я работаю в НИИ в г. Севастополь. Изучаю жизнь обитателей моря. История государства… · 16 окт 2021
Принято считать, что человек — общественное животное. То-есть, нас от животных отличает то, что мы живём в обществе себе подобных. Но это не всё. Животное движимо инкстинктами, а у человека есть разум, нужно лишь уметь им пользоваться. Человек также как и все живые существа боится смерти, хочет сохранить своё потомство, но может поступать в разрез своим желаниям. Хотя, глядя на некоторых людей, не скажешь, что они разумны. Но у животных есть ещё одна черта — отсутствие лицемерия. Они прямо дадут понять о своей приязни или неприязни, и в этом они честнее нас.
Комментировать ответ…Комментировать…SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Кто настоящий экзистенциалист? Развенчание сартровского различия между христианскими и атеистическими экзистенциалистами()
Рэндалл С. Файерстоун
Открытый философский журнал Том 13 № 2, 19 мая 2023 г.
DOI: 10.4236/ojpp.2023.132024 23 загрузки 154 просмотра
Эплерианская философия жизни: мышление и чувства из пяти мест()
Гэри Эплер
Открытый философский журнал Том 13 № 2, 19 мая 2023 г.
DOI: 10.4236/ojpp.2023.132023 9 загрузок 59 просмотров
COVID-19 понизил рейтинг уже нарушенного психического здоровья студентов-медиков в годы пандемии ()
Родриго Корреа Фалькао Родригес Алвес, Родольффо да Силва Фосса, Винициус де Каласанс Тимако, Хосе Мариано Соарс де Мораес, Эмилио Магалхас Мартинс Уилл, Ринальдо Хенрике Агилар Дэ Силва, Луиз Антонио Вэне, Жоаквим Эдсон Вейр -Вейр -Вейр.
Journal of Biosciences and Medicines Том 11 № 5, 19 мая 2023 г.
DOI: 10.4236/jbm.2023.115012 12 загрузок 128 просмотров
Применение инструментов оценки адаптации сообщества к изменению климата для планирования адаптации к изменению климата в комплексе водно-болотных угодий Яла, бассейн озера Виктория, Кения()
Морис Огома, Леонард Аквани, Ронианс Адьямбо
Открытый журнал экологии Том 13 № 5, 19 мая 2023 г.
DOI: 10.4236/oje.2023.135018 10 загрузок 73 просмотров
Исследование по оценке корпоративной социальной ответственности на основе усовершенствованного CRITIC-TOPSIS — тематическое исследование зарегистрированных на бирже компаний в фармацевтической дистрибьюторской отрасли Китая()
Лили Лю, Инюй Ву, Цзинсянь Лю
Открытый журнал прикладных наук Том 13 № 5, 19 мая 2023 г.
DOI: 10.4236/ojapps.2023.135056 12 загрузок 61 просмотр
Анализ дифференциальной экспрессии генов и основных канонических путей, участвующих в эпителиальном и мезенхимальном переходе клеток тройного негативного рака молочной железы, с помощью Ingenuity Pathway Analysis()
Элизабет Кейгл, Брент Лейк, Анасуа Банерджи, Джазмин Каффи, Нарендра Банерджи, Дарла Гилмартин, Макайя Ливерман, Шеннел Браун, Эрик Армстронг, Сантану Бхаттачарья, Сомиранджан Гош, Танмой Мандал, Хирендра Банерджи
Computational Molecular Bioscience Vol.13 No.2, 19 мая 2023 г.
DOI: 10.4236/cmb.2023.132002 16 загрузок 114 просмотров
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
Вершина2 Умственные способности отделяют людей от животных
Почему зоопарками руководим мы, а не гориллы?
Другие приматы незаметно живут в сокращающихся средах обитания, но люди расширились и изменили наше окружение в поразительной степени. Наше превосходство, очевидно, не является результатом наших физических способностей; другие животные сильнее и быстрее и имеют более острые чувства. Это связано с нашими умственными способностями. Тем не менее определение когнитивных черт, которые делают нас такими особенными, оказалось чертовски сложным вопросом, который еще больше запутывает частые поступления новых исследований, которые, кажется, показывают, что животные, от птиц до шимпанзе, могут соответствовать многим когнитивным навыкам человека.
В прошлом году, например, в исследовании, опубликованном в журнале Science , смело утверждалось, что вороны могут планировать будущее так же, как и люди. Пять птиц научились выбирать камень и бросать его в ящик, чтобы получить награду. Впоследствии эти вороны выбирали камень из отвлекающих предметов за несколько минут или даже часов до того, как коробка была им доступна. Исследователи пришли к выводу из этого достижения, а также из аналогичного задания, в котором птицы могли обменивать крышки бутылок на вознаграждение, что вороны «думали наперед» гибкими способами, а эта способность является ключом к человеческому мозгу.
Однако достижения воронов, а также когнитивные способности обезьян в других исследованиях можно объяснить более простыми способами. Выясняется также, что познание животных и человека, хотя и во многом сходное, различается в двух глубоких измерениях. Одним из них является способность формировать вложенные сценарии, внутренний театр разума, который позволяет нам представлять и мысленно манипулировать многими возможными ситуациями и предвидеть различные результаты. Второе — это наше стремление обмениваться мыслями с другими. Взятые вместе, появление этих двух характеристик изменило человеческий разум и поставило нас на путь изменения мира.
Птичьи мозги
Давайте начнем с более внимательного изучения эксперимента с вороном. Еще до начала испытаний птицы в ходе нескольких испытаний научились распознавать, что целевой предмет, камень, приводит к вознаграждению, а отвлекающие предметы — нет. Так что неудивительно, что когда начались настоящие испытания, вороны отобрали то, что уже было подкреплено.
Это веская причина, по которой ученые, прежде чем делать поспешные выводы о «богатых» способностях животных, должны тщательно исключить более простые или «худощавые» альтернативные объяснения. Им также необходимо проводить независимые репликации. В моей лаборатории мы попытались сделать это, проводя исследования с детьми, которые тщательно ограничивали возможность ошибочного принятия поведения, обусловленного механизмами бережливого производства, за продукты богатого познания. Мы использовали одиночные испытания с новыми задачами для наших испытуемых, чтобы не давать им возможности обучения, которые возникают при многократном воздействии. Мы также изменили временной и пространственный контекст тестов, чтобы не подсказывать детям о решении, и придумали задачи, включающие использование различных навыков для смягчения последствий поведения, которое может быть результатом узкой врожденной предрасположенности.
Например, мы показывали детям коробку с пазлами в одной комнате, а затем отводили их в другую комнату, где они были заняты посторонними делами. Через 15 минут им дали возможность выбрать один из нескольких новых предметов, чтобы вернуться в первую комнату. Трехлетние дети выбирали случайным образом, а четырехлетние, как правило, выбирали объект, который впоследствии мог помочь решить загадку, которую им изначально дали. Мы использовали эту базовую парадигму для оценки способности к преднамеренной практике, которая представляет собой репетицию действий, направленных на улучшение результатов в будущем [см. «Развитая уникальность»]. Например, у детей была возможность потренироваться в ловле мяча на веревочке чашкой, готовясь к возвращению в первую комнату, где они могли получить вознаграждение за успех в аналогичном задании. Мы обнаружили, что дети могут намеренно формировать свои будущие способности — они будут практиковать соответствующий навык во второй комнате — после четырех-пяти лет, но не раньше.
Эти задания предназначены для демонстрации базовых способностей в таких областях, как предвидение, и не отображают верхние пределы этих способностей. Например, когда моему сыну было четыре года, мы дали ему вариант этой задачи, и он справился. Позже в тот же день, когда мы сидели дома на кровати, он положил руку мне на бедро и сказал: «Папа, я не хочу, чтобы ты умер». Когда я спросил, почему он об этом подумал, он сказал, что вырастет, и я стану дедушкой, а потом умру. У него была изощренная способность предвидеть будущее, которое привело к этой нежелательной экзистенциальной реализации. Наше исследование просто продемонстрировало, что он обладал ментальным предвидением, и исключило более скудные объяснения.
Исследование ворона и другие исследования на животных не соответствовали таким же строгим критериям для установления предвидения, а также не продемонстрировали преднамеренной практики. Означает ли это, что мы должны заключить, что животные вообще не обладают соответствующими способностями? Это было бы преждевременно. Как говорится, отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия. Установление компетентности у животных затруднено; установление отсутствия дееспособности еще сложнее.
Рассмотрим следующее исследование, в котором мы с моим коллегой Джоном Редшоу из Университета Квинсленда в Австралии пытались оценить один из самых фундаментальных аспектов мышления о будущем: признание того, что оно в значительной степени неопределенно. Когда человек понимает, что события могут развиваться более чем одним путем, имеет смысл подготовиться к различным возможностям и составить планы на случай непредвиденных обстоятельств. Охотники-люди демонстрируют это, когда расставляют ловушку перед всеми потенциальными путями отхода своей добычи, а не только перед одним из них. Наша простая проверка этой способности заключалась в том, чтобы показать группе шимпанзе и орангутангов вертикальную трубу и бросить награду сверху, чтобы они могли поймать ее внизу. Мы сравнили поведение обезьян с поведением группы детей в возрасте от двух до четырех лет, выполняющих то же самое. Обе группы с готовностью ожидали, что награда снова появится на дне пробирки: они просунули руку под выход, готовясь к уловке.
Затем, однако, мы немного усложнили прогнозирование событий. Прямая трубка была заменена перевернутой Y-образной трубкой с двумя выходами. Готовясь к падению, обезьяны и двухлетние дети, как правило, покрывали только один из возможных выходов и, таким образом, получали награду только в половине испытаний. А вот четырехлетки сразу и последовательно прикрыли руками оба выхода, продемонстрировав тем самым способность подготовиться как минимум к двум взаимоисключающим версиям надвигающегося будущего события. В возрасте от двух до четырех лет мы могли наблюдать увеличение частоты этого планирования на случай непредвиденных обстоятельств. Мы не видели такой способности у обезьян.
Однако этот эксперимент не доказывает, что человекообразные обезьяны и двухлетние люди не понимают, что будущее может разворачиваться по-разному. Как я уже упоминал, существует фундаментальная проблема, когда дело доходит до демонстрации отсутствия дееспособности. Возможно, животные не были мотивированы, не понимали основной задачи или не могли координировать действия двух рук. Или, может быть, мы просто протестировали не тех особей, и более компетентные животные могли пройти тест.
Чтобы действительно доказать отсутствие этой способности, ученый должен постоянно проверять всех животных на какой-нибудь надежной задаче. Понятно, что это не практично. Все, что мы можем сделать, это дать людям возможность продемонстрировать свою компетентность. Если они постоянно терпят неудачу, мы можем стать более уверенными в том, что они действительно не обладают рассматриваемой способностью, но даже в этом случае будущая работа может доказать, что это неправильно. Споры между богатыми и худыми интерпретациями поведения животных в сочетании с этой фундаментальной проблемой доказательства того, что способность всегда отсутствует, затрудняют установление того, что отличает, а что не отличает людей.
Следите за пропастью
Трудно, но не невозможно. В моей книге «Разрыв: наука о том, что отличает нас от других животных » я рассмотрел доказательства когнитивных способностей, которые чаще всего считаются явно человеческими, и обнаружил, что животные умнее, чем принято считать. Например, шимпанзе могут решать проблемы с помощью проницательности, утешать других в беде и поддерживать социальные традиции. Тем не менее, в человеческом языке, предвидении, интеллекте, культуре и морали, а также в способности представлять мысли другого человека (мы обычно говорим о том, чтобы поставить себя на чье-то место) есть что-то глубоко отличное. И в каждой из этих областей снова и снова появлялись две основные характеристики, создающие критическое различие между человеком и животным. Один из них — это то, что я называю «построением вложенных сценариев», т. е. наша способность представлять альтернативные ситуации, размышлять над ними и встраивать их в более масштабные повествования о связанных событиях. Другой — это «стремление к соединению», которое является нашим глубоко укоренившимся стремлением и способностью обмениваться своими мыслями с другими, когда мы объединяем наши умы, чтобы создать нечто большее, чем то, что один человек может сделать в одиночку.
Создание вложенных сценариев позволяет нам представить ситуации других людей, моральные головоломки или полностью вымышленные истории. В контексте мышления наперед это позволяет нам представлять потенциальные будущие события, размышлять о возможностях и встраивать их в более масштабные истории разворачивающихся событий. Это, в свою очередь, позволяет нам планировать и готовиться к возможностям и угрозам до того, как они материализуются.
Другие животные, даже бактерии, настроены на долгосрочные закономерности, такие как ритмы дня и ночи, и многие из них также могут приспосабливаться к локальным закономерностям. Благодаря ассоциативному обучению животные могут предсказывать, что награда или наказание последуют после определенного события. Но люди могут мысленно разыгрывать ситуации, даже совершенно новые сценарии без внешних триггеров, комбинируя и рекомбинируя в нашем уме основные элементы, такие как актеры, действия и объекты, и мы можем сделать разумные выводы из этих умственных упражнений. Простой пример: вы можете представить себе блеф вслепую на оживленной улице и понять, что это опасное занятие, даже если вы никогда не были в такой ситуации. Построение вложенных сценариев зависит от множества сложных способностей, работающих согласованно, включая воображение, память, размышления и исполнительное принятие решений.
Думайте о создании вложенных сценариев как о внутреннем театре, в котором мы можем воплощать ситуации в жизнь. Как и в пьесе, построение сценария зависит от определенных компонентов, которые должны собраться вместе. Существует «сцена» для представления событий, которые на самом деле не происходят в данный момент. В этих событиях участвуют «актеры» и их «множество»: люди и объекты, связанные в повествовании. Мы также используем способности, подобные «режиссёру», который оценивает сцены и управляет ими, и «исполнительному продюсеру», который принимает окончательные решения о том, что делать дальше. Эти компоненты сопоставляются с психологическими конструкциями, такими как рабочая память, рекурсивное мышление и исполнительная функция, черты, которые развиваются с разной скоростью в детстве человека. В результате компетентность в предвидении появляется медленно по мере взросления. И, будучи взрослыми, мы все еще часто не можем точно предвидеть будущие ситуации — я, безусловно, делаю это. Мы не ясновидящие.
Таким образом, поскольку построение вложенных сценариев — это рискованный способ принятия решений, люди должны сочетать его со второй характеристикой: соединением разума. Психолог Майкл Томаселло описал эту способность как общую интенциональность [см. «Истоки морали»]. Ведь лучший способ узнать о будущем — это спросить того, кто уже как бы там побывал.
Если вы действительно хотите узнать, на что похож отдых в Новой Зеландии или что влечет за собой карьера в области психологии, вы можете вообразить все сценарии, которые хотите, но лучше всего спросить кого-нибудь, кто был в этой стране или занимался такая карьера. Человеческий язык идеально подходит для такого обмена; большинство наших разговоров о событиях, смещенных во времени. Таким образом, мы можем учиться на опыте, размышлениях и планах друг друга. Мы задаем вопросы и даем советы, и в процессе мы строим глубокие связи. Более того, мы также можем формировать будущее более обдуманно, координируя наши действия для достижения общих целей. Мы часто делаем это, комментируя стратегию компаньона, анализируя прогресс, а затем направляя человека к следующему шагу.
Большая часть наших экстраординарных способностей, если подумать, проистекает из нашего коллективного ума. Учтите, что все мы извлекаем выгоду из инструментов и технологий, изобретенных другими людьми. Многие животные используют орудия труда, а некоторые даже изготавливают их, но чтобы превратить их в инновацию, нужно признать, что они снова пригодятся в будущем. После этого осознания у человека есть причина сохранить инструмент, усовершенствовать его и поделиться им с другими.
Мы видим эту эволюцию в наших изобретениях все более эффективных способов причинения вреда на расстоянии. Это, вероятно, было жизненно важной способностью для наших ранних предков, которые делили землю с опасными саблезубыми кошками. Сначала наши предки, возможно, бросали камни, чтобы отгонять хищников, но со временем они вооружились копьями, потом изобрели копьеметатели, а затем луки и стрелы. Однако новые инструменты — это прогресс только в том случае, если их можно эффективно использовать, что возвращает нас к осознанной практике. Сообщается, что шимпанзе в Сенегале делают примитивные копья, которые они втыкают в дупла деревьев, чтобы убить детенышей кустарника. Но до сих пор нет наблюдения, что они практикуют уколы, не говоря уже о метаниях. В отличие от людей, они не могли извлечь выгоду из изобретения метателя копий. Вы можете смело дать им один из наших; они не будут использовать его, как мы.
Самым ранним свидетельствам преднамеренной практики более миллиона лет. Ашельские каменные орудия Homo erectus около 1,8 миллиона лет назад уже предполагают значительную предусмотрительность, поскольку они, по-видимому, переносились из одного места в другое для многократного использования. Изготовление этих инструментов требует значительных знаний о камнях и о том, как с ними работать. В некоторых местах, таких как Олоргесайли в Кении, земля до сих пор усеяна фигурными камнями, что поднимает вопрос о том, почему наши предки продолжали делать больше инструментов, когда их было много. Ответ заключается в том, что они, вероятно, практиковались в изготовлении этих инструментов. Получив навыки, они могли бродить по равнинам, зная, что смогут сделать новый инструмент, если старый сломается. Эти предки были вооружены и готовы к перезарядке.
Большинство видов животных можно отнести либо к специалистам, либо к универсалам, но люди относятся к обоим категориям: мы способны быстро адаптироваться к местным требованиям, даже к ожидаемым требованиям, приобретая соответствующий опыт. Более того, благодаря сотрудничеству и разделению труда мы можем извлечь выгоду из взаимодополняющих навыков, что позволит нам доминировать в самых разнообразных средах обитания. Мы можем держать в наших зоопарках даже самых свирепых хищников, потому что можем предвидеть, что им нужно и что они могут и чего не могут делать. До сих пор нет очевидных свидетельств того, что другие виды совершают мысленные путешествия во времени или обмениваются участками для скоординированного побега из зоопарка, когда условия будут подходящими следующим летом.
Благодаря построению вложенных сценариев и стремлению объединить свои разумы наши предки в конце концов породили цивилизации и технологии, изменившие облик Земли. Наука — это дисциплинированное использование нашего коллективного ума, и мы можем использовать его, чтобы лучше понять происхождение нашего места в природе. В дальнейшем мы можем использовать его для систематического и еще более четкого моделирования будущего. Предвидя последствия наших действий, мы также сталкиваемся с моральным выбором между различными вариантами. Мы можем предсказать последствия продолжающегося загрязнения или разрушения среды обитания животных, информировать о них других и, как ярко демонстрирует Парижское соглашение по климату, договариваться о глобально скоординированных действиях, направленных на достижение более желаемых результатов.
Ничто из этого не является оправданием высокомерия. На самом деле это призыв к осторожности. Мы единственные существа на этой планете с такими способностями. Как заявил дядя Бен из Человека-паука, делясь сложными идеями в стремлении наладить связь со своим племянником-супергероем: «С большой силой приходит большая ответственность».
Эта статья была первоначально опубликована под названием «Внутри наших голов» в журнале Scientific American 319, 3, 42-47 (сентябрь 2018 г.)
doi:10.1038/scientificamerican0918-42
БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ
Разрыв: наука о том, что отличает нас от других животных. Томас Зуддендорф. Основные книги, 2013.
Естественная история человеческого мышления. Майкл Томаселло. Издательство Гарвардского университета, 2014.
.Гибкое планирование в Ravens? Джонатан Редшоу, Алекс Х. Тейлор и Томас Суддендорф в Trends in Cognitive Sciences , Vol. 21, № 11, стр. 821–822; Ноябрь 2017.
Наследие и естественный отбор. Т. Суддендорф, А. Булли и Б. Милоян в Current Opinion in Behavioral Sciences , Vol.