07.05.2024

Бихевиоризм в психологии это кратко: Бихевиоризм в психологии: что это, представители, и как применить в жизни

Содержание

чем отличаются известные направления в психологии

Сегодня, если вы планируете изучать психологию или начать работать с терапевтом, на выбор вам может быть предложено множество школ и подходов. Рассказываем, в чем разница между психоанализом и гештальтом, аналитической психологией и трансанализом, чтобы вам было проще ориентироваться во всем этом многообразии.

Психоанализ в общественном сознании плотно связан с фазами психосексуального развития человека, а также с таким понятием как «либидо», введение которого в психологию принадлежит Фрейду. Но не менее важную роль для последующего развития других школ психологии сыграла описанная Фрейдом концепция взаимоотношений сознательного с бессознательным — например, подавление инстинктивного поведения в угоду социальным нормам. По мнению автора, именно из конфликта этих двух составляющих психики рождаются расстройства и включаются защитные механизмы.

Архетип произрастает из коллективного бессознательного, которое, в свою очередь, по мнению Юнга, представляет собой «осадок» биологического и культурно-исторического опыта, полученного в ходе эволюции человечества. То, как архетип влияет на поведение человека, определяет либидо. В отличие от концепции Фрейда, у Юнга либидо — это в целом созидательная психическая энергия, не обязательно сексуального характера. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», то есть формированию индивидуальности в гармонии с собственными архетипами и коллективным бессознательным. В процессе работы в этом направлении человек знакомится со своим бессознательным через призму символов и метафор.

Гештальт-психология противопоставляется принципам структурной психологии, по которой сознание расчленяется на элементы, а элементы формируют феномены. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека все части собираются в целое, таким образом организуется гештальт — целостная форма, которая изучается полностью, как на уровне элементов, так и на уровне связей между ними.

Основоположником бихевиоризма считается американский физиолог Джон Уотсон. Он описывал поведение человека и животного как набор рефлексов, часть из них получена из генетической памяти, накопленной в ходе эволюции, часть приобретена в течение жизни. Поведение человека или животного для бихевиористов принципиально не отличалось, и изучались в основном внешние поведенческие реакции людей или представителей животного мира. Психоэмоциональные и комплексные поведенческие реакции не смогли поместиться в концепцию бихевиоризма, поэтому ближе к середине двадцатого века концепции пришлось измениться — ученые начали уделять внимание не только рефлексам, формирующим наблюдаемое поведение, но и среде, в которой поведение проявляется.

Сам Эрик Берн называл транзактный анализ «психоанализом для домохозяек», но этот практико-ориентированный подход позволяет преодолевать трудности в межличностном общении, которые вырастают из дезадаптивных установок. Например, человек может совместно со специалистом проанализировать свое поведение и заметить, что слишком часто в стрессовых ситуациях находится в эго-состоянии Ребенка (да, это тот самый «внутренний ребенок»).

Также благодаря Берну в практику коучей вошла знаменитая игра «Да, но…», которая помогает тренировать коммуникативные навыки как в рабочем, так и в неформальном общении.

Знаковые системы позволяют построить высшие психические функции на основе низших — внимания и памяти, которыми человек на ранних этапах развития (в детстве) не может управлять самостоятельно. Важную роль в психическом развитии ребенка играет родитель, который обучает его знаковым системам и связанным с ними смыслам, он учит ребенка оперировать ими и конструировать восприятие.

Одним из важных направлений когнитивной психологии является изучение процессов обработки информации, в частности — процессов чтения. Результаты исследований используются для разработки моделей обучения детей, а также для коррекции дислексии.

В гуманистической психологии человек изучается как целостный субъект, то есть анализируются все его аспекты отношений с внешним миром и собой, применяется анализ отдельных эпизодов жизни. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Одной из ключевых фигур гуманистической психологии является Абрахам Маслоу, предложивший термин «самоактуализирующаяся личность».

Ролло Мэй, один из основных деятелей этого направления, описывал человека и мир вокруг него как динамическую систему, которая постоянно меняется. В связи с чем в работе с клиентом важным является персонализированный подход, изучение жизни человека как уникальной истории, свободной от статистических обобщений.

Трансперсональная психология тоже появилась в 60-е годы и тоже представлялась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Из-за сильного включения магического мышления (в том числе веры в силу мысли, визуализации, манифестации и аффирмации) трансперсональная психология стала очень популярна в США, хотя в то же время активно критиковалась научным сообществом. Тем не менее, это направление до сих пор остается востребованным.

Александра Иваницкая

Теги

#well-being

#саморазвитие

#психология

#эрудиция

Бихевиоризм в психологии: что такое, направления, принципы

Психология

19.05.2021  |   1413 просмотров

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Забронировать место

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Подробнее

Скрыть

Почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному? Наше поведение продиктовано эмоциями, страхами и личным восприятием мира, либо это сформированная ответная реакция на внешние раздражители? Ответ на этот вопрос лег в основу бихевиоризма — направления в психологии, зародившегося в начале ХХ века. Впоследствии оно нашло широкое практическое применение для решения вопросов из разных областей жизни: от воспитания детей до проблем политики и бизнеса.

Развитие бихевиоризма

В начале ХХ века, в условиях промышленной революции в Америке субъективная психология пережила кризис. Ответом на это стало рождение бихевиоризма. Теория бихевиоризма отказалась от попыток анализировать мотивы поведения субъекта и от метода интроспекции (самонаблюдения), применяющегося, например, в юнгианском психоанализе. 

Основатель новой школы — американский психолог Джон Уотсон — постарался объяснить поведение животного и человека через схему соответствия реакции живого организма на воздействие внешнего стимула. Предполагалось, что и стимул, и реакцию можно определить эмпирически, поэтому бихевиоризм дает предпосылки для прогнозирования поведения любого человека. Одновременно опровергалось наличие психических труктур и процессов, которые невозможно обосновать или подтвердить научными исследованиями. 

Новый подход обеспечил школе бихевиоризма большое число учеников и последователей, которые объединились в изучении поведения человека как объективного феномена его психики.

Представителями бихевиоризма стали У. Хантер и К. С. Лешли, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен. Каждый из них разбирал процессы формирования особенностей в реакциях животных и людей, дополняя это направление собственными методами.

Суть и направления бихевиоризма

Понятие бихевиоризма подразумевает учение о способах реагирования организма через объективно наблюдаемые поведенческие акты. Оно сфокусировано вокруг решения двух задач:

  • предугадать действия человека, зная раздражитель;
  • вычислить раздражитель, по конечной реакции организма.

Формула бихевиоризма представляет собой связку двух элементов:

  • стимул — внешнее воздействие на организм;
  • реакция — действия для адаптации к воздействию.

Иногда присутствует третий элемент — подкрепление. Оно может быть:

  • положительным: похвала или поощрение;
  • отрицательным: наказание.

Отличительной особенностью этого направления стал выбранный предмет изучения. В бихевиоризме — это не сознание, а поведенческие реакции.

Чтобы лучше понимать место и направление развития бихевиоризма, обозначим его основные положения:

  1. Предмет изучения бихевиоризма — поведение и проявление реакций на внешние стимулы.
  2. Главный способ получения информации — эксперимент и объективное (внешнее) наблюдение.
  3. Цель бихевиоризма — определение и прогнозирование поведения конкретного человека на жизненные обстоятельства.
  4. Мотивацией для изменений в действиях всегда служат внешние факторы.
  5. Все виды реакций организма на раздражители определяются условными и безусловными рефлексами.

В процессе дополнительных исследований, развития новых методов, бихевиоризм приобрел несколько направлений:

  1. Методологический. Этот метод является классическим бихевиоризмом, который не рассматривает мысли и эмоции человека ни в качестве причины, ни как следствия проявления каких-либо действий.
  2. Радикальный. Он базируется на подходе Скиннера, в котором допускается влияние внутренних событий на восприятие различных ситуаций.
  3. Теоретический. Основан на точном измерении и анализе мыслей и эмоций человека.
  4. Психологический. Прикладное направление, нашедшее реальное применение в современной педагогике.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест


    Плюсы и минусы бихевиоризма

    Бихевиоризм – хорошо отлаженное направление в психологии, которое базируется на научном фундаменте. Основные его плюсы заключаются в следующем:

    • позволил добавить психологии объективности и точности;
    • установил поведенческие закономерности;
    • объяснил реакции человека и научил управлять ими.

    Однако у этого направления существуют и явные минусы:

    • бихевиоризм мало уделяет внимание проявлениям личности с ее составляющими: силой воли, рефлексией, мотивацией и осознанностью;
    • игнорируется мыслительный процесс;
    • не объясняет высших духовных потребностей;
    • все навыки в поведении сведены к элементарным реакциям на стимулы.

    Если вас заинтересовали теория и методы бихевиоризма, и вы бы хотели заняться подробным изучением их прикладного использования, рекомендуем пройти обучение по программе «Практическая психология». Под руководством опытных наставников вы сможете не просто кратко ознакомиться с основами бихевиоризма, но и сравнить его с другими актуальными течениями в психологии,  главное — научиться применять их в своей работе с будущими клиентами.

    #школапсихологии

    Вебинар

    13 марта

    19.00

    Ведущий вебинара

    Павел Лебедько

    Развитие эмоционального интеллекта

    Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

    Спасибо, что оставили свои контактные данные
    наш менеджер скоро с вами свяжется

     

    Даю согласие на обработку своих персональных данных

    Определение, история, концепции и влияние

    В этой статье

    Теоретические предположения

    Бихевиористское движение началось в 1913 году, когда Джон Уотсон написал статью под названием Психология с точки зрения бихевиористов , в которой изложены несколько основных предположений относительно методологии и поведенческий анализ:

    Всему поведению можно научиться из окружающей среды:

    Одно из предположений подхода к обучению состоит в том, что все виды поведения приобретаются из окружающей среды. Их можно выучить с помощью классического обусловливания, научения через ассоциации, или с помощью оперантного научения, научения через последствия.

    Бихевиоризм подчеркивает роль факторов окружающей среды во влиянии на поведение, практически исключая врожденные или унаследованные факторы. По сути, это сводится к концентрации на обучении. Поэтому при рождении наш ум представляет собой «tabula rasa» (чистый лист).

    Классическое обусловливание относится к обучению через ассоциации и включает в себя обусловливание врожденных телесных рефлексов новыми стимулами.

    Эксперимент Павлова

    Иван Павлов показал, что собак можно классическим образом приучить к слюнотечению при звуке колокольчика, если этот звук повторяется во время кормления.

    Сначала он подарил собакам звук колокольчика; у них не было слюноотделения, так что это был нейтральный раздражитель. Потом он предложил им еду, у них шла слюна. Пища была безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловным (врожденным) ответом.

    Затем Павлов неоднократно давал собакам сначала звук колокольчика, а затем корм (спаривание) после нескольких повторений, у собак выделялось слюноотделение, когда они слышали звук колокольчика.

    Звонок стал условным раздражителем, а слюноотделение стало условной реакцией.

    Примеры классического обусловливания, применяемого в реальной жизни, включают:
    • отвращение к вкусу – используя производные от классического обусловливания, можно объяснить, как у людей развивается отвращение к определенным продуктам питания
    • заученные эмоции – такие как любовь к родителям, объяснялись как парные ассоциации со стимулом, который они обеспечивают
    • реклама – мы легко ассоциируем привлекательные изображения с продуктами, которые они продают
    • фобии – классическая обусловленность рассматривается как механизм, с помощью которого – мы приобретаем многие из этих иррациональных страхов.

    Скиннер утверждал, что обучение является активным процессом и происходит посредством оперантного обусловливания. Когда люди и животные воздействуют на окружающую среду и воздействуют на нее, следуйте этому поведению.

    Если последствия приятны, они повторяют поведение, а если последствия неприятны, то нет.

    Поведение является результатом реакции на стимул:

    Редукционизм — это убеждение, что человеческое поведение можно объяснить, разбив его на более мелкие составные части.

    Редукционисты говорят, что лучший способ понять, почему мы ведем себя так, а не иначе, — внимательно изучить простейшие части, из которых состоят наши системы, и использовать простейшие объяснения, чтобы понять, как они работают.

    Уотсон описал цель психологии следующим образом: «Предсказать, какая реакция будет иметь место при наличии стимула; или, учитывая реакцию, укажите, какая ситуация или стимул вызвали реакцию». (1930, с. 11).

     

    Любое поведение, каким бы сложным оно ни было, может быть сведено к простой ассоциации стимул-реакция).

     

    Стимул относится к любой особенности среды, влияющей на поведение. Например, в эксперименте Павлова раздражителем была пища.

     

    Реакция – это поведение, вызванное стимулом. Например, в эксперименте Павлова слюноотделение собаки было реакцией.

    Психологию следует рассматривать как науку:

    Теории должны быть подкреплены эмпирическими данными, полученными путем тщательного и контролируемого наблюдения и измерения поведения. Уотсон (1913) заявил:

    «Психология как бихевиорист рассматривает ее как чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания. Его теоретическая цель —… предсказание и контроль». (стр. 158).

    Компоненты теории должны быть максимально простыми. Бихевиористы предлагают использовать операционные определения (определение переменных с точки зрения наблюдаемых, измеримых событий).

    Бихевиоризм ввел научные методы в психологию. Использовались лабораторные эксперименты с высоким контролем посторонних переменных.

    Эти эксперименты можно было воспроизвести, а полученные данные были объективными (на них не влияли суждения или мнения отдельных лиц) и измеримыми. Это придало психологии больше доверия.

    Бихевиоризм в первую очередь касается наблюдаемого поведения, а не внутренних событий, таких как мышление и эмоции:

    Отправной точкой для многих бихевиористов является отказ от интроспекции (попытки «залезть в головы людей») большинства господствующих направлений психологии.

    Хотя современные бихевиористы часто признают существование познания и эмоций, они предпочитают не изучать их, поскольку только наблюдаемое (то есть внешнее) поведение может быть объективно и научно измерено.

    Хотя теоретики этой точки зрения признают, что у людей есть «разум», они утверждают, что невозможно объективно наблюдать за мыслями, мотивами и значениями людей, не говоря уже об их бессознательных стремлениях и желаниях.

    Следовательно, внутренние события, такие как мышление, следует объяснять с помощью поведенческих терминов (или вообще исключать).

    Существует небольшая разница между обучением людей и других животных:

    Принципиального (качественного) различия между поведением человека и животного нет. Поэтому исследования можно проводить как на животных, так и на людях.

    В основе лежит предположение, что до некоторой степени законы поведения одинаковы для всех видов и, следовательно, знания, полученные при изучении крыс, собак, кошек и других животных, могут быть распространены на людей.

    Следовательно, крысы и голуби стали основным источником данных для бихевиористов, так как их среду можно было легко контролировать.

    Типы бихевиоризма

    Исторически наиболее значительным различием между версиями бихевиоризма является различие между первоначальным «методологическим бихевиоризмом» Уотсона и формами бихевиоризма, позже вдохновленными его работами, известными под общим названием необихевиоризм (например, радикальный бихевиоризм).

    Методологический бихевиоризм

    Статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиористов» часто называют «манифестом бихевиористов», в котором
    Уотсон (1913, стр. 158) описывает принципы всех бихевиористов:

    «Психология, как ее видят бихевиористы, является чисто объективной экспериментальной ветвью естествознания. Его теоретическая цель — предсказание поведения и управление им. Интроспекция не составляет существенной части ее методов, и научная ценность ее данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации с точки зрения сознания.

    В своих попытках получить единую схему реакции животных бихевиорист не видит разделительной линии между человеком и животным. Поведение человека со всей его изощренностью и сложностью составляет лишь часть общей схемы исследования бихевиориста.

    Радикальный бихевиоризм

    Радикальный бихевиоризм был основан Б. Ф. Скиннером, который согласился с предположением методологического бихевиоризма о том, что целью психологии должно быть предсказание и контроль поведения.

    Скиннер, как и Ватсон, также признавал роль внутренних психических событий, и хотя он соглашался, что такие личные события нельзя использовать для объяснения поведения, он предлагал объяснять их в анализе поведения.

    Еще одно важное различие между методологическим и радикальным бихевиоризмом касается степени влияния факторов окружающей среды на поведение. Методологический бихевиоризм Уотсона (1913) утверждает, что при рождении разум является tabula rasa (чистой доской).

    Напротив, радикальный бихевиоризм принимает точку зрения, что организмы рождаются с врожденным поведением, и, таким образом, признает роль генов и биологических компонентов в поведении.

    Социальное обучение

    Бихевиоризм претерпел множество трансформаций за годы, прошедшие с тех пор, как он был разработан Джоном Ватсоном в начале двадцатого века.

    Еще одним недавним расширением этого подхода стала разработка теории социального обучения, которая подчеркивает роль планов и ожиданий в поведении людей.

    В соответствии с теорией социального научения люди больше не рассматривались как пассивные жертвы окружающей среды, а скорее как саморефлексирующие и вдумчивые.

    Эту теорию часто называют связующим звеном между бихевиористской и когнитивной теориями обучения, поскольку она охватывает внимание, память и мотивацию.

    Историческая хронология

    • Павлов (1897) опубликовал результаты эксперимента по кондиционированию после первоначального изучения пищеварения у собак.
    • Уотсон (1913) основывает школу поведенческой психологии, опубликовав статью Психология с точки зрения бихевиориста .
    • Уотсон и Рейнер (1920) приучили сироту по имени Альберт Б. (он же Маленький Альберт) бояться белых крыс.
    • Торндайк (1905) формализовал Закон Эффекта .
    • Скиннер (1938) написал Поведение организмов и ввел концепции оперантного обусловливания и формирования.
    • Были опубликованы « Принципы поведения » Кларка Халла (1943).
    • Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , описывая утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.
    • Журнал экспериментального анализа поведения начался в 1958 году.
    • Хомский (1959) опубликовал свою критику бихевиоризма Скиннера « Review of Verbal Behavior ».
    • Бандура (1963) опубликовал книгу под названием Теория социального обучения и развития личности
      , которая сочетает в себе как когнитивные, так и поведенческие основы.
    • Б. Ф. Скиннер (1971) опубликовал свою книгу « По ту сторону свободы и достоинства », в которой он утверждает, что свобода воли — это иллюзия.

    Проблемы и дебаты

    Свобода воли против детерминизма

    Сильный детерминизм поведенческого подхода, поскольку любое поведение изучается из окружающей среды посредством классического и оперантного обусловливания. Мы являемся полной суммой нашей предыдущей обусловленности.

    Более мягкий детерминизм теории подхода к социальному обучению, поскольку он признает элемент выбора в отношении того, имитируем ли мы поведение или нет.

    Природа против воспитания

    Бихевиоризм в значительной степени находится на стороне воспитания в споре, поскольку утверждает, что нашему поведению мы учимся из окружающей среды.

    Теория социального научения также находится на стороне воспитания, потому что она утверждает, что мы учимся поведению на образцах для подражания в нашем окружении.

    Бихевиористский подход предполагает, что, кроме нескольких врожденных рефлексов и способности к обучению, все сложное поведение усваивается из окружающей среды.

    Холизм против редукционизма

    Бихевиористский подход и социальное обучение являются редукционистскими; они изолируют части сложного поведения для изучения.

    Бихевиористы считают, что любое поведение, каким бы сложным оно ни было, можно разбить на фундаментальные процессы обусловливания.

    Идиографический и номотетический

    Это номотетический подход, поскольку он рассматривает все поведение, регулируемое одними и теми же законами обусловленности.

    Однако он учитывает индивидуальные различия и объясняет их с точки зрения различий в истории обусловливания.

    Критическая оценка

    Бихевиоризм имеет экспериментальную поддержку: Павлов показал, что классическое обусловливание приводит к обучению через ассоциации. Уотсон и Рейнер показали, что фобиям можно научиться с помощью классического обусловливания в эксперименте «маленький Альберт».

    Очевидным преимуществом бихевиоризма является его способность четко определять поведение и измерять изменения поведения. Согласно закону бережливости, чем меньше допущений делает теория, тем она лучше и достовернее. Поэтому бихевиоризм ищет простые объяснения человеческого поведения с научной точки зрения.

    Многие проведенные эксперименты проводились на животных; мы разные когнитивно и физиологически. Люди имеют разные социальные нормы и моральные ценности, которые опосредуют воздействие окружающей среды. Следовательно, люди могут вести себя не так, как животные, поэтому законы и принципы, выведенные из этих экспериментов, могут быть больше применимы к животным, чем к людям.

    Гуманизм отвергает номотетический подход бихевиоризма, поскольку они считают людей уникальными и считают, что людей нельзя сравнивать с животными (которые не восприимчивы к требуемым характеристикам). Это известно как идиографический подход.

    Кроме того, гуманизм (например, Карл Роджерс) отвергает научный метод использования экспериментов для измерения и контроля переменных, поскольку он создает искусственную среду и имеет низкую экологическую достоверность.

    Гуманистическая психология также предполагает, что люди имеют свободную волю (личную свободу воли) для принятия собственных решений в жизни и не следуют детерминистским законам науки.

    Акцент бихевиористского подхода на отдельных воздействиях на поведение является упрощением обстоятельств, когда на поведение влияет множество факторов. Когда это признается, становится почти невозможно судить о действиях кого-то одного.

    Этот чрезмерно упрощенный взгляд на мир привел к развитию «популярного бихевиоризма, взгляда на то, что награды и наказания могут изменить почти все».

    Таким образом, бихевиоризм дает лишь частичное описание человеческого поведения, которое можно объективно рассмотреть. Существенные факторы, такие как эмоции, ожидания и мотивация более высокого уровня, не учитываются и не объясняются. Принятие бихевиористского объяснения может помешать дальнейшим исследованиям с других точек зрения, которые могли бы выявить важные факторы.

    Например, психодинамический подход (Фрейд) критикует бихевиоризм за то, что он не учитывает влияние бессознательного на поведение, а вместо этого фокусируется на внешне наблюдаемом поведении. Фрейд также отвергает идею о том, что люди рождаются с чистого листа (tabula rasa), и утверждает, что люди рождаются с инстинктами (например, эрос и танатос).

    Биологическая психология утверждает, что любое поведение имеет физическую/органическую причину. Они подчеркивают роль природы над воспитанием. Например, хромосомы и гормоны (тестостерон) также влияют на наше поведение в дополнение к окружающей среде.

    Бихевиоризм можно рассматривать как недооценку важности врожденных склонностей. Из исследований биологической подготовленности становится ясно, что легкость усвоения чего-либо отчасти объясняется ее связью с потенциальным выживанием организма.

    Когнитивная психология утверждает, что между стимулом и реакцией происходят посреднические процессы, такие как память, мышление, решение проблем и т. д.

    Несмотря на эту критику, бихевиоризм внес значительный вклад в психологию. К ним относятся понимание обучения, языкового развития, а также морального и гендерного развития, которые объясняются с точки зрения обусловленности.

    Вклад бихевиоризма можно увидеть в некоторых его практических приложениях. Поведенческая терапия и модификация поведения представляют собой один из основных подходов к лечению аномального поведения и широко используются в клинической психологии.

    Бихевиористский подход используется при лечении фобий и систематической десенсибилизации.

    Ссылки

    Bandura, A., & Walters, R.H. (1963). Социальное обучение и развитие личности . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

    Хомский, Н. (1959). Обзор Вербального поведения Б. Ф. Скиннера. Language, 35(1) , 26-58.

    Холланд, Дж. Г. (1978). БИХЕВИОРИЗМ: ЧАСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ? Journal of Applied Behavior Analysis , 11 (1), 163–174.

    Халл, CL (1943). Принципы поведения: Введение в теорию поведения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Павлов И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Лондон: Гриффин.

    Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century.

    Скиннер, Б.Ф. (1948). Уолден два. Нью-Йорк: Макмиллан.

    Скиннер, Б.Ф. (1971). За гранью свободы и достоинства . Нью-Йорк: Кнопф.

    Торндайк, Э. Л. (1905 г.). Элементы психологии . Нью-Йорк: А. Г. Зайлер.

    Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста . Психологический обзор, 20 , 158-178.

    Уотсон, Дж. Б. (1930). Бихевиоризм (исправленное издание). Издательство Чикагского университета.

    Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 , 1, стр. 1–14.

    Эксперимент с Маленьким Альбертом (Ватсон и Рейнер)

    Итоги

    • Уотсон и Рейнор подарили Маленькому Альберту белую крысу, и он не выказал страха.
    • Затем Ватсон представил крысе громкий хлопок, который испугал Маленького Альберта и заставил его плакать.
    • После постоянной ассоциации с белой крысой и громким шумом Маленький Альберт классически научился испытывать страх при виде крысы.
    • Страх Альберта распространился на другие стимулы, похожие на крысиные, включая меховое пальто
      , немного ваты и маску Деда Мороза.

    Уотсон и Рейнер (1920) провели эксперимент с Маленьким Альбертом, чтобы ответить на 3 вопроса:

    1. Можно ли приучить ребенка бояться животного, которое появляется одновременно с громким, вызывающим страх звуком?

    2. Передается ли такой страх другим животным или неодушевленным предметам?

    3. Как долго будут сохраняться такие страхи?

    Иван Павлов показал, что классическое обусловливание применимо к животным. Применимо ли это и к людям? В известном (хотя и сомнительном с этической точки зрения) эксперименте Джон Уотсон и Розали Рейнер показали, что это так.

    В начале исследования Уотсон и Рейнер столкнулись с девятимесячным мальчиком по имени «Маленький Альберт» — удивительно бесстрашным ребенком, которого пугали только громкие звуки.

    Получив разрешение от матери Альберта, исследователи решили проверить процесс классического обусловливания на человеке, вызвав у ребенка еще одну фобию!

    Маленький Альберт был 9-месячным младенцем, которого проверяли на реакцию на различные нейтральные раздражители. Ему показали белую крысу, кролика, обезьяну и различные маски. Альберт, описанный как «в целом флегматичный и бесстрастный», не выказывал страха ни перед одним из этих стимулов.

    Однако что действительно напугало его и заставило испугаться, так это удар молотком по стальному стержню за его головой. Внезапный громкий шум заставил «маленького Альберта расплакаться.

    Когда Маленькому Альберту было немногим более 11 месяцев, ему представили белую крысу, а через несколько секунд молоток ударил по стальному стержню.

    После семи совмещений крысы и шума (в двух сеансах с интервалом в одну неделю) Альберт реагировал плачем и избеганием, когда крысу предъявляли без громкого шума

    К настоящему времени маленькому Альберту достаточно было увидеть только крысу, и он сразу же показал все признаки страха. Он плакал (независимо от того, ударяли молотком по стальному стержню или нет) и пытался уползти.

    Этот страх начал исчезать со временем, однако ассоциацию можно было возобновить, повторив первоначальную процедуру несколько раз.

    Пять дней спустя Уотсон и Рейнер обнаружили, что у Альберта развилась фобия объектов, имеющих сходные характеристики с крысами; включая семейную собаку, шубу, немного ваты и маску Деда Мороза! Этот процесс известен как генерализация.

    Эксперимент с Маленьким Альбертом продемонстрировал, что классическое обусловливание можно использовать для создания фобии. Фобия – это иррациональный страх, несоразмерный опасности.

    В этом эксперименте ранее не боявшегося ребенка приучили бояться крыс. Он также демонстрирует две дополнительные концепции, первоначально изложенные Павловым.

    • Угасание : Хотя условная ассоциация может быть невероятно сильной поначалу, она начинает ослабевать, если ее не подкреплять, пока не исчезнет полностью.
    • Обобщение : Условные ассоциации часто могут выходить за пределы представленных конкретных стимулов. Например, если у ребенка развивается негативная ассоциация с одним учителем, эта ассоциация может возникнуть и с другими
    • .

    В течение следующих нескольких недель и месяцев за Маленьким Альбертом наблюдали, и через десять дней после кондиционирования его страх перед крысами стал гораздо менее выраженным. Это угасание выученной реакции называется угасанием.

    Однако даже по прошествии целого месяца это все еще было очевидно, и ассоциацию можно было возобновить, повторив
    оригинальная процедура несколько раз.

    К сожалению, мать Альберта отозвала его из эксперимента в тот день, когда были проведены последние тесты, и Уотсон и Рейнер не смогли провести дальнейшие эксперименты по изменению реакции на состояние.

    В этой статье

    Критическая оценка

    • Исследователи испортили свой собственный эксперимент, обусловливая Маленького Альберта теми же нейтральными стимулами, что и общие стимулы (кролик и собака).
    • Существуют некоторые сомнения относительно того, была ли эта реакция страха на самом деле фобией. Когда Альберту разрешили пососать большой палец, он никак не отреагировал. Этот раздражитель заставил его забыть о громком звуке. Уотсону потребовалось более 30 раз, чтобы, наконец, вынуть большой палец Альберта и наблюдать за реакцией страха.
    • Другие ограничения включали отсутствие контрольного субъекта и отсутствие объективного измерения реакции страха у Маленького Альберта (например, зависимая переменная не была операционализирована).
    • Поскольку это был эксперимент с одним человеком, результаты нельзя распространять на других (например, низкая внешняя валидность). Альберт с рождения воспитывался в больнице, и он был необычным, поскольку персонал никогда не видел, чтобы он проявлял страх или ярость. Таким образом, Маленький Альберт, возможно, по-другому отреагировал в этом эксперименте на то, как другие маленькие дети, поэтому эти результаты будут уникальными для него.

    Когнитивный подход критикует поведенческую модель, поскольку она не принимает во внимание психические процессы. Они утверждают, что мыслительные процессы, происходящие между стимулом и реакцией, ответственны за чувственный компонент реакции.

    Игнорирование роли познания проблематично, поскольку ключевой чертой фобий является иррациональное мышление.

    Томаркен и др. (1989) представили фобическим и нефобным участникам серию слайдов со змеями и нейтральными изображениями (например, деревьями). Фобики склонны переоценивать количество представленных изображений змей.

    Этические вопросы эксперимента с Маленьким Альбертом

    Ссылки

    Harris, B. (1979). Что случилось с маленьким Альбом ert? . Американский психолог, 34 (2), 151.

    Томаркен, А. Дж., Минека, С., и Кук, М. (1989). Связанные со страхом селективные ассоциации и предвзятость ковариации. Journal of Abnormal Psychology, 98 (4), 381.

    Watson, JB (1913). Психология с точки зрения бихевиориста. Психологическое обозрение, 20 , 158-177.

    Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 (1), 1.

    Дополнительная информация

    • В поисках маленького Альберта
    • Тайна раскрыта: теперь мы знаем, что случилось с Маленьким Альбертом
    • Потерянный мальчик психологии: Пожалуйста, встаньте, пожалуйста, настоящий Маленький Альберт?
    • Журналы, судьи и привратники в споре о Маленьком Альберте, 2009–2014 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *