10.04.2025

Бихевиоризм это в психологии: Что такое бихевиоризм и чему он может нас научить

Содержание

Что такое бихевиоризм и чему он может нас научить

3 февраля 2022 Ликбез Жизнь

Психологи подскажут, как мотивировать себя и не попасться на удочку рекламы.

Что такое бихевиоризм

Это направление психологии, которое изучает объективные наблюдаемые явления в поведении человека (в первую очередь реакции на стимулы), а не субъективные вроде чувств или сознания. Согласно бихевиоризму, отношения «стимул — реакция» обуславливают все наши поступки и действия.

Эта концепция возникла на основе работ российского биолога Ивана Павлова об условных рефлексах. Вдохновлённый его трудами психолог Джон Уотсон в 1913 году написал статью о принципах бихевиоризма. Американец предложил по‑новому взглянуть на человека через наблюдаемые явления: стимулы, рефлексы и инстинкты.

Так как чувства, мотивы, сознание и разум невозможно исследовать экспериментальным путём, их бихевиористы считают непознаваемыми. Они также выступают против рассмотрения любого внутреннего опыта, называя его субъективным. Важно только то, как человекреагирует на окружающий мир, а не то, что он думает о нём.

Так бихевиористы хотели придать психологии больший вес и перевести её в разряд естественных наук. И во многом это получилось. Например, сторонникам этого подхода удалось использовать математические и статистические методы, а также подтверждать результаты экспериментов при повторных опытах.

На волне подъёма доказательной науки в первой половине XX века бихевиоризм стал очень популярным, особенно в США.

Почему бихевиоризм подвергся критике

С самого начала подход был очень ограничен. Бихевиоризм полностью исключал фактор наследственности, игнорировал роль процессов мышления и принятия решений, не считал существенными открытия нейробиологии.

Представители последней, например, установили, что зоны мозга, закрепляющие определённое поведение, не совпадают с областями, отвечающими за наше удовольствие. Поэтому даже у животных кормление не всегда приводит к обучению новым навыкам, или, проще говоря, дрессировке.

Также бихевиористы считали, что различий в поведении людей и животных нет. Это сыграло с ними злую шутку, ведь большинство их опытов проводилось на крысах, а результаты распространялись на поведение людей. Конечно, такой подход не совсем научен.

Поэтому сегодня бихевиоризм в чистом виде практически не применяется.

Чему бихевиоризм может нас научить

Несмотря на критику, некоторые его положения не утратили актуальности.

1. Окружающая среда сильно воздействует на нас

Этот принцип и сегодня, когда бихевиоризму уже больше 100 лет, остаётся одним из основополагающих в психологии. Во внешних причинах психологи находят источники комплексов, страхов и переживаний.

Окружающая среда во многом определяет наши действия. Например, один из известнейших бихевиористов — Бернес Фредерик Скиннер считал, что человек запоминает реакцию окружения на своё поведение, и в дальнейшем поступает тем или иным образом в зависимости от возможных последствий. То есть мы усваиваем, какие условия приводят к положительному результату, а какие — к отрицательному, и действуем соответственно. Поэтому, если хотите оставаться собой, не забывайте анализировать свои действия: действительно ли вы поступили так, как хотели, и не было ли сторонних факторов.

2. На поведение людей можно влиять

Бихевиористы чересчур абсолютизировали идею внешнего воздействия на поведение человека и практически отрицали роль личности. Например, заявляли, что в полностью контролируемых условиях смогут вырастить из ребёнка кого угодно. При этом его врождённые способности, склонности и желания не должны были бы иметь особого значения.

Сегодня мы знаем, что это не так. Например, дети в детских домах воспитываются примерно в одних и тех же социальных условиях, но всё равно обладают разными характерами.

Тем не менее доля истины в воззрениях бихевиористов есть. Например, с помощью назойливой рекламы маркетологи могут формировать у нас желание приобрести продукт. По сути это чуть более сложное отношение «стимул — реакция»: герой рекламного ролика многократно призывает купить товар, и у нас появляться мысль о потребности в этом. Так что надо внимательнее относиться к таким мыслям — вполне возможно, подобные траты не так уж и необходимы.

3. Бороться нужно не с последствиями, а с причиной психологических проблем

Ориентацию на поиск источника проблем, а не на исправление последствий, переняли когнитивисты. На этом принципе основана когнитивно‑поведенческая терапия. Она помогает человеку изменить свои привычки, образ действий и мыслей так, чтобы не испытывать негативных психологических эффектов. Например, беспокойства из‑за поведения других людей.

4. Поощрение работает, а наказание — не очень

Награда закрепляет определённые поступки, а наказание отталкивает от них. Именно так работает система школьных отметок.

Однако бихевиористы предложили чуть более сложный взгляд. Скиннер писал, что пряник важнее кнута. Психолог считал, что награда лучше всего стимулирует человека, а наказание не отвращает от плохих поступков, но лишь заставляет искать иные способы их совершать. Например, учиться врать. Поэтому, если хотите развить в себе или в ком‑то другом хорошие привычки и минимизировать плохие, активнее используйте похвалу.

Читайте также 🧐👁️🧠

  • «Всё предопределено». Может ли детерминизм облегчить жизнь
  • Как когнитивная психология помогает нам лучше понять себя
  • Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
  • Какие проблемы поднимает социальная психология и как она предлагает их решать
  • Выбора нет? Существует ли свобода воли

Бихевиоризм.

Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли.

Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма.

В качестве эмпирического доказательства он приводил лабораторный пример с детьми и кроликом. В первом опыте, когда дети пытались погладить животное, они получали разряд электрического тока и плакали.

Во время второго опыта дети, увидев кролика, сразу начинали плакать, потому что вспоминали боль от тока. Однако экспериментатор давал им вкусную еду (мороженое, шоколад и тд), а кролик находился на безопасном расстоянии. Постепенно это расстояние сокращалось, а экспериментатор предлагал им все больше и больше сладостей. В конце опыта дети уже снова не боялись кролика, брали его на руки и спокойно гладили.

Бихевиоризм стал ответом на кризис субъективной психологии, в пользу нового направления сыграла и промышленная революция. Однако, несмотря на огромную популярность бихевиоризма в американской психологии, многие исследователи отнеслись к нему с сомнением. В частности, оставался открытым вопрос целостности поведения людей и животных, который позднее пытались решить

необихевиористы.

< Бессознательное

Булимия (нервная) >

Популярные термины

    Бихевиоризм

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Как избавиться от неосознанных разрушительных установок, которые мешают нам жить счастливо и реализовать себя? На решение этой задачи нацелен метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). В память о ее основателе Аароне Беке публикуем статью о том, как работает КПТ.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Секс без любви: может ли страсть превратиться в глубокое чувство
    • «Навязчивые воспоминания о травматических событиях высасывают из меня все силы»
    • Искусственный интеллект в психотерапии: польза или вред — мнение психологов
    • Без зажимов и комплексов: 5 танцевальных практик для принятия себя и своего тела
    • «Мужчины боятся сильных женщин»: 4 контраргумента — узнайте плюсы таких отношений
    • «Муж выгнал из дома своих мать и сестру. А вдруг он так поступит и со мной?»
    • «Моя сестра постоянно срывается на дочь. Как защитить племянницу от материнского гнева?»
    • Насколько эффективны наказания для детей? Отвечает новое исследование

    Сегодня читают

    • Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским
    • «Муж живет рядом с женой, но сам по себе. Надо ли разводиться, если ей 48, а ему 56?»
    • «Муж женился на другой, не сообщив мне, а меня выкинул на улицу с детьми»
    • «Муж разозлился, потому что я вышла из-под его контроля и нарушила запреты»
    • «Мешалка» или «Притворщик»: 4 типа токсичных друзей
    • «Муж выгнал из дома своих мать и сестру. А вдруг он так поступит и со мной?»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Бихевиористский подход к психологии: определение, история, концепции и влияние несколько основных предположений относительно методологии и поведенческого анализа:

    Всему поведению можно научиться из окружающей среды:

    Одно из предположений подхода к обучению состоит в том, что все виды поведения приобретаются из окружающей среды. Их можно выучить с помощью классического обусловливания, научения через ассоциации, или с помощью оперантного научения, научения через последствия.

    Бихевиоризм подчеркивает роль факторов окружающей среды во влиянии на поведение, практически исключая врожденные или унаследованные факторы. По сути, это сводится к концентрации на обучении. Поэтому при рождении наш ум представляет собой «tabula rasa» (чистый лист).

    Классическое обусловливание относится к обучению через ассоциации и включает в себя обусловливание врожденных телесных рефлексов новыми стимулами.

    Эксперимент Павлова

    Иван Павлов показал, что собак можно классическим образом приучить к слюнотечению при звуке колокольчика, если этот звук повторяется во время кормления.

    Сначала он подарил собакам звук колокольчика; у них не было слюноотделения, так что это был нейтральный раздражитель. Потом он предложил им еду, у них шла слюна. Пища была безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловным (врожденным) ответом.

    Затем Павлов неоднократно давал собакам сначала звук колокольчика, а затем корм (спаривание) после нескольких повторений, у собак выделялось слюноотделение, когда они слышали звук колокольчика.

    Звонок стал условным раздражителем, а слюноотделение стало условной реакцией.

    Примеры классического обусловливания, применяемого в реальной жизни, включают:
    • отвращение к вкусу – используя производные от классического обусловливания, можно объяснить, как у людей развивается отвращение к определенным продуктам питания
    • заученные эмоции – такие как любовь к родителям, объяснялись как парные ассоциации со стимулом, который они обеспечивают
    • реклама – мы легко ассоциируем привлекательные изображения с продуктами, которые они продают
    • фобии – классическая обусловленность рассматривается как механизм, с помощью которого – мы приобретаем многие из этих иррациональных страхов.

    Скиннер утверждал, что обучение является активным процессом и происходит посредством оперантного обусловливания. Когда люди и животные воздействуют на окружающую среду и воздействуют на нее, следуйте этому поведению.

    Если последствия приятны, они повторяют поведение, а если последствия неприятны, то нет.

    Поведение является результатом реакции на стимул:

    Редукционизм — это убеждение, что человеческое поведение можно объяснить, разбив его на более мелкие составные части.

    Редукционисты говорят, что лучший способ понять, почему мы ведем себя так, а не иначе, — внимательно изучить простейшие части, из которых состоят наши системы, и использовать простейшие объяснения, чтобы понять, как они работают.

    Уотсон описал цель психологии следующим образом: «Предсказать, какая реакция будет иметь место при наличии стимула; или, учитывая реакцию, укажите, какая ситуация или стимул вызвали реакцию». (1930, с. 11).

     

    Любое поведение, каким бы сложным оно ни было, может быть сведено к простой ассоциации стимул-реакция).

     

    Стимул относится к любой особенности среды, влияющей на поведение. Например, в эксперименте Павлова раздражителем была пища.

     

    Реакция – это поведение, вызванное стимулом. Например, в эксперименте Павлова слюноотделение собаки было реакцией.

    Психологию следует рассматривать как науку:

    Теории должны быть подкреплены эмпирическими данными, полученными путем тщательного и контролируемого наблюдения и измерения поведения. Уотсон (1913) заявил:

    «Психология как бихевиорист рассматривает ее как чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания. Его теоретическая цель —… предсказание и контроль». (стр. 158).

    Компоненты теории должны быть максимально простыми. Бихевиористы предлагают использовать операционные определения (определение переменных с точки зрения наблюдаемых, измеримых событий).

    Бихевиоризм ввел научные методы в психологию. Использовались лабораторные эксперименты с высоким контролем посторонних переменных.

    Эти эксперименты можно было воспроизвести, а полученные данные были объективными (на них не влияли суждения или мнения отдельных лиц) и измеримыми. Это придало психологии больше доверия.

    Бихевиоризм в первую очередь касается наблюдаемого поведения, а не внутренних событий, таких как мышление и эмоции:

    Отправной точкой для многих бихевиористов является отказ от интроспекции (попытки «залезть в головы людей») большинства господствующих направлений психологии.

    Хотя современные бихевиористы часто признают существование познания и эмоций, они предпочитают не изучать их, поскольку только наблюдаемое (то есть внешнее) поведение может быть объективно и научно измерено.

    Хотя теоретики этой точки зрения признают, что у людей есть «разум», они утверждают, что невозможно объективно наблюдать за мыслями, мотивами и значениями людей, не говоря уже об их бессознательных стремлениях и желаниях.

    Следовательно, внутренние события, такие как мышление, следует объяснять с помощью поведенческих терминов (или вообще исключать).

    Существует небольшая разница между обучением людей и других животных:

    Принципиального (качественного) различия между поведением человека и животного нет. Поэтому исследования можно проводить как на животных, так и на людях.

    В основе лежит предположение, что до некоторой степени законы поведения одинаковы для всех видов и, следовательно, знания, полученные при изучении крыс, собак, кошек и других животных, могут быть распространены на людей.

    Следовательно, крысы и голуби стали основным источником данных для бихевиористов, так как их среду можно было легко контролировать.

    Типы бихевиоризма

    Исторически наиболее значительным различием между версиями бихевиоризма является различие между первоначальным «методологическим бихевиоризмом» Уотсона и формами бихевиоризма, позже вдохновленными его работами, известными под общим названием необихевиоризм (например, радикальный бихевиоризм).

    Методологический бихевиоризм

    Статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиористов» часто называют «манифестом бихевиористов», в котором
    Уотсон (1913, стр. 158) излагает принципы всех бихевиористов:

    «Психология, как ее видят бихевиористы, является чисто объективной экспериментальной ветвью естествознания. Его теоретическая цель — предсказание поведения и управление им. Интроспекция не составляет существенной части ее методов, и научная ценность ее данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации с точки зрения сознания.

    В своих попытках получить единую схему реакции животных бихевиорист не видит разделительной линии между человеком и животным. Поведение человека со всей его изощренностью и сложностью составляет лишь часть общей схемы исследования бихевиориста.

    Радикальный бихевиоризм

    Радикальный бихевиоризм был основан Б. Ф. Скиннером, который согласился с предположением методологического бихевиоризма о том, что целью психологии должно быть предсказание и контроль поведения.

    Скиннер, как и Ватсон, также признавал роль внутренних психических событий, и хотя он соглашался, что такие личные события нельзя использовать для объяснения поведения, он предлагал объяснять их в анализе поведения.

    Еще одно важное различие между методологическим и радикальным бихевиоризмом касается степени влияния факторов окружающей среды на поведение. Методологический бихевиоризм Уотсона (1913) утверждает, что при рождении разум является tabula rasa (чистой доской).

    Напротив, радикальный бихевиоризм принимает точку зрения, что организмы рождаются с врожденным поведением, и, таким образом, признает роль генов и биологических компонентов в поведении.

    Социальное обучение

    Бихевиоризм претерпел множество трансформаций за годы, прошедшие с тех пор, как он был разработан Джоном Уотсоном в начале двадцатого века.

    Еще одним недавним расширением этого подхода стала разработка теории социального обучения, которая подчеркивает роль планов и ожиданий в поведении людей.

    В соответствии с теорией социального научения люди больше не рассматривались как пассивные жертвы окружающей среды, а скорее как саморефлексирующие и думающие.

    Эту теорию часто называют связующим звеном между бихевиористской и когнитивной теориями обучения, поскольку она охватывает внимание, память и мотивацию.

    Историческая хронология

    • Павлов (1897) опубликовал результаты эксперимента по кондиционированию после первоначального изучения пищеварения у собак.
    • Уотсон (1913) основывает школу поведенческой психологии, опубликовав статью Психология с точки зрения бихевиориста .
    • Уотсон и Рейнер (1920) приучили сироту по имени Альберт Б. (он же Маленький Альберт) бояться белых крыс.
    • Торндайк (1905) формализовал Закон Эффекта .
    • Скиннер (1938) написал Поведение организмов и ввел концепции оперантного обусловливания и формирования.
    • Были опубликованы « Принципы поведения » Кларка Халла (1943).
    • Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , описывая утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.
    • Журнал экспериментального анализа поведения начался в 1958 году.
    • Хомский (1959) опубликовал свою критику бихевиоризма Скиннера « Review of Verbal Behavior ».
    • Бандура (1963) опубликовал книгу под названием Теория социального обучения и развития личности
      , которая сочетает в себе как когнитивные, так и поведенческие основы.
    • Б. Ф. Скиннер (1971) опубликовал свою книгу « По ту сторону свободы и достоинства », в которой он утверждает, что свобода воли — это иллюзия.

    Проблемы и дебаты

    Свобода воли против детерминизма

    Сильный детерминизм поведенческого подхода, поскольку любое поведение изучается из окружающей среды посредством классического и оперантного обусловливания. Мы являемся полной суммой нашей предыдущей обусловленности.

    Более мягкий детерминизм теории подхода к социальному обучению, поскольку он признает элемент выбора в отношении того, имитируем ли мы поведение или нет.

    Природа против воспитания

    Бихевиоризм в значительной степени находится на стороне воспитания в споре, поскольку утверждает, что нашему поведению мы учимся из окружающей среды.

    Теория социального научения также находится на стороне воспитания, потому что она утверждает, что мы учимся поведению на образцах для подражания в нашем окружении.

    Бихевиористский подход предполагает, что, кроме нескольких врожденных рефлексов и способности к обучению, все сложное поведение усваивается из окружающей среды.

    Холизм против редукционизма

    Бихевиористский подход и социальное обучение являются редукционистскими; они изолируют части сложного поведения для изучения.

    Бихевиористы считают, что любое поведение, каким бы сложным оно ни было, можно разбить на фундаментальные процессы обусловливания.

    Идиографический и номотетический

    Это номотетический подход, поскольку он рассматривает все поведение, регулируемое одними и теми же законами обусловленности.

    Однако он учитывает индивидуальные различия и объясняет их с точки зрения различий в истории обусловливания.

    Критическая оценка

    Бихевиоризм имеет экспериментальную поддержку: Павлов показал, что классическое обусловливание приводит к обучению через ассоциации. Уотсон и Рейнер показали, что фобиям можно научиться с помощью классического обусловливания в эксперименте «маленький Альберт».

    Очевидным преимуществом бихевиоризма является его способность четко определять поведение и измерять изменения поведения. Согласно закону бережливости, чем меньше допущений делает теория, тем она лучше и достовернее. Поэтому бихевиоризм ищет простые объяснения человеческого поведения с научной точки зрения.

    Многие проведенные эксперименты проводились на животных; мы разные когнитивно и физиологически. Люди имеют разные социальные нормы и моральные ценности, которые опосредуют воздействие окружающей среды. Следовательно, люди могут вести себя не так, как животные, поэтому законы и принципы, выведенные из этих экспериментов, могут быть больше применимы к животным, чем к людям.

    Гуманизм отвергает номотетический подход бихевиоризма, поскольку они считают людей уникальными и считают, что людей нельзя сравнивать с животными (которые не восприимчивы к требуемым характеристикам). Это известно как идиографический подход.

    Кроме того, гуманизм (например, Карл Роджерс) отвергает научный метод использования экспериментов для измерения и контроля переменных, поскольку он создает искусственную среду и имеет низкую экологическую достоверность.

    Гуманистическая психология также предполагает, что люди обладают свободой воли (личными действиями) для принятия собственных решений в жизни и не следуют детерминистским законам науки.

    Акцент бихевиористского подхода на отдельных воздействиях на поведение является упрощением обстоятельств, когда на поведение влияет множество факторов. Когда это признается, становится почти невозможно судить о действиях кого-то одного.

    Этот чрезмерно упрощенный взгляд на мир привел к развитию «популярного бихевиоризма, взгляда на то, что награды и наказания могут изменить почти все».

    Таким образом, бихевиоризм дает лишь частичное описание человеческого поведения, которое можно объективно рассмотреть. Существенные факторы, такие как эмоции, ожидания и мотивация более высокого уровня, не учитываются и не объясняются. Принятие бихевиористского объяснения может помешать дальнейшим исследованиям с других точек зрения, которые могли бы выявить важные факторы.

    Например, психодинамический подход (Фрейд) критикует бихевиоризм за то, что он не учитывает влияние бессознательного на поведение, а вместо этого фокусируется на внешне наблюдаемом поведении. Фрейд также отвергает идею о том, что люди рождаются с чистого листа (tabula rasa), и утверждает, что люди рождаются с инстинктами (например, эрос и танатос).

    Биологическая психология утверждает, что любое поведение имеет физическую/органическую причину. Они подчеркивают роль природы над воспитанием. Например, хромосомы и гормоны (тестостерон) также влияют на наше поведение в дополнение к окружающей среде.

    Бихевиоризм можно рассматривать как недооценку важности врожденных склонностей. Из исследований биологической подготовленности становится ясно, что легкость, с которой что-то усваивается, отчасти объясняется ее связью с потенциальным выживанием организма.

    Когнитивная психология утверждает, что между стимулом и реакцией происходят посреднические процессы, такие как память, мышление, решение проблем и т. д.

    Несмотря на эту критику, бихевиоризм внес значительный вклад в психологию. К ним относятся понимание обучения, языкового развития, морального и гендерного развития, которые объясняются с точки зрения обусловленности.

    Вклад бихевиоризма можно увидеть в некоторых его практических приложениях. Поведенческая терапия и модификация поведения представляют собой один из основных подходов к лечению аномального поведения и широко используются в клинической психологии.

    Бихевиористский подход используется при лечении фобий и систематической десенсибилизации.

    Ссылки

    Bandura, A., & Walters, R.H. (1963). Социальное обучение и развитие личности . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

    Хомский, Н. (1959). Обзор Вербального поведения Б. Ф. Скиннера. Language, 35(1) , 26-58.

    Холланд, Дж. Г. (1978). БИХЕВИОРИЗМ: ЧАСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ? Journal of Applied Behavior Analysis , 11 (1), 163–174.

    Халл, CL (1943). Принципы поведения: Введение в теорию поведения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Павлов И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Лондон: Гриффин.

    Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century.

    Скиннер, Б.Ф. (1948). Уолден два. Нью-Йорк: Макмиллан.

    Скиннер, Б.Ф. (1971). За гранью свободы и достоинства . Нью-Йорк: Кнопф.

    Торндайк, Э. Л. (1905 г.). Элементы психологии . Нью-Йорк: А. Г. Зайлер.

    Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста . Психологический обзор, 20 , 158-178.

    Уотсон, Дж. Б. (1930). Бихевиоризм (исправленное издание). Издательство Чикагского университета.

    Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 , 1, стр. 1–14.

    Бихевиоризм | Психология сегодня

    Теория обучения

    Отзыв от Psychology Today Staff

    Бихевиоризм — психологическая школа, стремящаяся выявить наблюдаемые и измеримые законы, объясняющие поведение человека (и животных). Вместо того, чтобы заглянуть внутрь, чтобы включить мысли и чувства субъекта, классический бихевиоризм сосредоточился на наблюдаемых поведенческих результатах, предполагая, что каждое поведение было осуществлено в ответ на стимулы окружающей среды или результат прошлой обусловленности человека, которая могла включать последствия, такие как вознаграждение. или наказания. Более того, сторонники утверждали, что любую задачу или поведение можно изменить с помощью правильного обусловливания, независимо от индивидуальных черт и моделей мышления.

    Бихевиоризм был наиболее доминирующим в первой половине двадцатого века. Хотя эта область действительно развилась за пределы ее первоначального чрезмерного внимания к внешнему поведению, она больше не широко цитируется среди клиницистов или ученых, потому что современная психология имеет тенденцию отдавать предпочтение внутреннему ландшафту эмоций и мыслей. Тем не менее методы поведенческой терапии используются для развития новых навыков, соединения шагов, необходимых для выполнения задачи, и поощрения желаемого поведения, особенно в областях задержки развития и модификации проблемного поведения. Теория бихевиоризма заложила основу для понимания того, как мы учимся, и оказала сильное влияние на все: от дрессировки животных до методов воспитания и стандартов обучения.

    Содержимое
    • Основы бихевиоризма
    • Почему людям нравятся бихевиористские подходы к разуму
    • Критика бихевиоризма

    Основы бихевиоризма

    Бихевиоризм возник в начале 1900-х годов, главным образом в ответ на другие популярные школы мысли того времени, включая фрейдистскую психологию, которая подчеркивала важность бессознательных мыслей и побуждений. Ранние бихевиористы стремились превратить психологию в более объективную научную дисциплину, которая, подобно биологии или химии, сосредоточивалась на измеримых, наблюдаемых явлениях, а не на ненаблюдаемых внутренних явлениях, которые Фрейд и его современники отдавали приоритету. Классические бихевиористы не отрицали, что у людей есть мысли и эмоции; скорее, они утверждали, что, поскольку такие внутренние познания нельзя измерить или задокументировать, они не имеют отношения к изучению человеческого поведения. Хотя такие теории в значительной степени не принимались во внимание, некоторые элементы бихевиоризма — особенно те, которые связаны с радикальным бихевиоризмом — теорией, продвигаемой известным психологом Б. Ф. Скиннером, — продолжают использоваться и сегодня 9.0003

    Кто первым придумал бихевиоризм?

    Американский психолог по имени Джон Б. Уотсон, родившийся в 1898 году, считается отцом бихевиоризма. Уотсон в первую очередь изучал поведение животных и развитие детей и был (печально) известен проведением эксперимента «Маленький Альберт», который теперь многие считают неэтичным. Хотя его работы до сих пор преподают студентам-психологам, некоторые утверждают, что его наследие следует переосмыслить.

    Что такое классическое обусловливание?

    Классическое обусловливание — это форма обучения, при которой повторяющееся сочетание двух стимулов заставляет организм реагировать на один стимул так, как если бы присутствовал другой, даже если его нет. Известным примером классического обусловливания является эксперимент, проведенный Иваном Павловым, который обнаружил, что собак можно заставить выделять слюну в ответ на несвязанные слуховые или визуальные стимулы. В одной из версий эксперимента еда, которая сама по себе вызывала у собак слюноотделение, неоднократно сопровождалась свистящим звуком. После обработки у собак выделялась слюна при одном только звуке свистка, даже если еда так и не была доставлена.

    Что такое оперантное обусловливание?

    Оперантное обусловливание — это форма обучения, при которой организм изменяет свое поведение в ответ на повторяющиеся поощрения или наказания. Например, ребенок, который прикоснется к горячей плите, обожжется; это негативное последствие, вероятно, заставит их избегать прикосновения к горячим плитам в будущем.

    В чем разница между методологическим бихевиоризмом и радикальным бихевиоризмом?

    «Методологический бихевиоризм», приписываемый Джону Уотсону, утверждает, что, поскольку можно наблюдать только внешнее поведение, его следует измерять и изучать. «Радикальный бихевиоризм», разработанный Б. Ф. Скиннером, утверждает, что мысли и чувства представляют собой «внутреннее поведение» и могут быть изучены и изменены, как и внешнее поведение.

    Помогает ли наказание научить хорошему поведению?

    Бихевиоризм не предполагает, что негативные последствия обязательно способствуют желаемому поведению, — скорее, они учат организм избегать нежелательное поведение. Шлепки, например, являются распространенным примером негативных последствий, используемых для управления поведением: ребенок, который плохо себя ведет, наказывается и (теоретически) избегает плохого поведения в будущем. Тем не менее, ребенок не научился позитивному замещающему поведению, и наказуемое поведение может проявиться снова, как только карательные последствия (например, шлепки) будут прекращены.

    В чем заключался эксперимент Маленького Альберта?

    Эксперимент «Маленький Альберт» был бихевиористским исследованием начала 20-го века, в котором младенца (получившего название «Альберт») приучили бояться определенных животных и объектов, таких как крыса, белый кролик и маска Санта-Клауса. — потому что каждое из них сопровождалось громким, пугающим звуком. Эксперимент теперь считается неэтичным, потому что исследователи не пытались впоследствии «декондиционировать» младенца, потенциально оставляя его с длительным страхом перед безвредными объектами; некоторые эксперты также предполагают, что мать «Альберта» была принуждена к участию. Хотя несколько историков утверждают, что открыли личность «Альберта», истинная личность ребенка — и последствия исследования — остаются спорными.

    Где сегодня используется бихевиоризм?

    Бихевиористские принципы иногда используются сегодня для лечения проблем с психическим здоровьем, таких как фобии или посттравматическое стрессовое расстройство; Экспозиционная терапия, например, направлена ​​на ослабление условных реакций на определенные стимулы, которых боятся. Прикладной анализ поведения (ABA), терапия, используемая для лечения аутизма, основана на бихевиористских принципах. Бихевиоризм также проявляется в организационной психологии, особенно в использовании поощрений и наказаний для изменения поведения сотрудников.

    Почему людям нравятся бихевиористские подходы к разуму

    Одна из причин, по которой бихевиоризм приобрел известность в 1920-х годах, заключается в том, что он подразумевает предсказуемость человеческого поведения. Люди часто ожидают или надеются, что другие будут вести себя предсказуемым образом, даже если это не всегда так. На социальном уровне предсказуемость поведения создает уверенность и доверие, а поведение и отношение, которые слишком сильно отклоняются от установленной нормы или являются неустойчивыми и непредсказуемыми, часто считаются неприемлемыми. Таким образом, мысль о том, что с помощью оперантного обусловливания можно предсказать, как будет вести себя другой человек, или вызвать стандартную реакцию, привлекала поколения психологов. И хотя бихевиоризм больше не является доминирующей школой мысли в психологии, его нельзя полностью сбрасывать со счетов — многие современные подходы с некоторым успехом включают элементы бихевиоризма.

    Может ли бихевиоризм быть полезным во время терапии?

    Многие современные методы лечения, такие как поведенческая терапия или экспозиционная терапия, частично полагаются на бихевиористские методы. Поведенческая терапия, например, использует положительные и отрицательные последствия (такие как похвала или лишение привилегий) для изменения поведения ребенка; Было показано, что такая терапия эффективна при нарушениях развития, таких как СДВГ.

    Могут ли учителя использовать бихевиоризм, чтобы помочь учащимся овладеть навыками?

    Поскольку бихевиоризм предполагает, что обучение происходит главным образом посредством обусловливания, поведенческие подходы к обучению используют вознаграждения и наказания для закрепления желаемых концепций и поведения. Такие методы могут оказаться полезными для простого поведения или обучения, основанного на повторении; однако считается, что он неэффективен, помогая учащимся освоить более сложные концепции или развить критическое мышление.

    Могут ли люди использовать поведенческие модификации, чтобы изменить поведение других?

    Принципы подкрепления можно использовать в межличностных отношениях; действительно, родители очень часто используют обещание вознаграждения или угрозу наказания, чтобы изменить поведение своего ребенка. Романтические партнеры также могут использовать подкрепление, чтобы изменить поведение друг друга, например, «вознаграждая» партнера любовью, когда он выполняет необходимую работу. Однако данные свидетельствуют о том, что такое «условное отношение» может иметь неприятные последствия в романтических отношениях.

    Критика бихевиоризма

    Бихевиоризм уже не так доминирует, как раньше, и сегодня многие психологи игнорируют большинство аспектов как классического бихевиоризма, так и радикального бихевиоризма. Хотя большинство современных терапевтических подходов направлены на изменение поведения в некоторой степени, они обычно делают это, нацеливая на мысли и эмоции, а не на поощрения и наказания. Есть исключения — например, при лечении аутизма или других нарушений развития, — но даже они не лишены критики. Действительно, некоторые психологи утверждают, что использование бихевиористских подходов к лечению нарушений развития одновременно неэффективно и потенциально вредно.

    Почему бихевиоризм начал терять популярность?

    Популярность бихевиоризма начала снижаться, когда в 1960-х годах начала набирать обороты когнитивная психология, отдающая приоритет изучению внутренних психических процессов, таких как внимание и память. Психологи того времени были разочарованы ограничениями бихевиоризма и считали, что он не может по-настоящему объяснить сложные реалии человеческого поведения. Считается, что влиятельная критика лингвиста Ноама Хомского разрушила большую часть влияния бихевиоризма.

    Какова критика бихевиоризма?

    Среди наиболее распространенных критических замечаний в адрес бихевиоризма можно назвать его редукционизм и то, что он игнорирует сложность человеческого мышления и эмоций, а также возможность свободы воли. Некоторые современные приложения бихевиоризма, в первую очередь прикладной анализ поведения, подвергались критике за изменение поведения за счет личной свободы воли; некоторые предполагают, что использование бихевиористских методов для лечения аутизма, в частности, может быть вредным.

    Какова критика прикладного анализа поведения (ABA)?

    ABA остается популярным подходом к лечению аутизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *