Общение: коммуникативные барьеры
Мы уже говорили, что барьеры общения часто становятся причинами конфликтов. Рассматривали, как влияют на общение эмоциональные состояния людей. Разберемся с основными коммуникативными барьерами, которые затрудняют общение, вызывают непонимание.
В общении выделяют три основных барьера, которые создают трудности в общении: «авторитета», «избегания» и «непонимания».
Барьер «авторитета»
Человеческое сознание тяготеет к привычкам, стереотипам, упрощениям. Не исключено, что именно на этом основан барьер «авторитетов». Разделил человек людей на авторитетных и неавторитетных, решил, что первым доверять можно, а другим не надо – и успокоился. Так проще.
Например, принято в обществе считать, что мудрость – удел пожилых, и вот уже те, кто «в годах», мало прислушиваются к молодежи. Или сложился стереотип, что те, кто не имеет крутого смартфона, отстой – и клюют или игнорируют одноклассники беднягу вместо того, чтобы понять, какой он надежный товарищ и умный человек. Его мнение не авторитетно, веса не имеет.
Важна не сама информация, а кто ее излагает.
Такая персонификация доверия и недоверия губительна для общения любых людей, но особенно опасна для журналиста. Его задача – стремиться к объективности. В данном случае журналист, который возвел коммуникационный барьер авторитета, не поймет, каков его настоящий герой, а значит, не сможет быть объективным в том, что напишет.
Кого относим к авторитетным лицам чаще всего?
- Тех, кто выше по социальному положению (статусу).
Психолог П.Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В разных классах психолог представлял этого мужчину как студента, как лаборанта, как преподавателя, как доцента и как профессора. После того, как гость уходил, студентам предлагалось максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разница в оценке роста незнакомца от первого до последнего класса составляла 14-15 см
- Людей привлекательного внешнего вида. Обычно люди обращают внимание на то, насколько аккуратен человек в одежде, какой силуэт и цветовая гамма у костюма, какова его обувь и прическа, как выбрит и т.д., а также на то, улыбчив человек или хмур, насколько он доброжелателен и прост в общении и другие качества.
- Людей компетентных. Тех, кого считаем профессионалами в своем деле или кто, чувствуем, хорошо разбирается в какой-либо сфере.
- Людей искренних. Гораздо лучше запоминается информация, если мы доверяем говорящему. В противном случае, меньше доверяем его выводам, меньше прислушиваемся к аргументам, а то и вовсе не следим за ходом мысли партнера по общению.
Барьер «избегания»
Контакты с людьми не всегда бывают приятными по разным причинам. Например, собеседник неинтересен или разговор с ним несет негативные эмоции. От такого общения люди стараются уклоняться, а если не получается, то во время разговора всячески стараются отвлечься: слушают невнимательно, не смотрят на собеседника, используют любые предлоги, чтобы прекратить разговор.
А теперь представим, что контактер – один из героев журналистского материала. Заменить его нельзя, т.к. он единственный эксперт в рассматриваемом вопросе. А разговаривать с нами он не намерен, т.к. терпеть не может журналистов, от слова «вообще» 🙂 (как раз недавно был в моей практике такой случай).
Задача – привлечь и удержать внимание собеседника. Для начала, изучаем его: какая информация может быть актуальной, важной либо новой, нестандартной, неожиданной? При встрече передаем ее эмоционально, используя невербальные сигналы, голос, интонации.
Привлечь внимание помогут приемы:
- «Нейтральная фраза». Первая фраза не связана прямо с основной темой разговора, но имеет значение или ценность для собеседника. Люди не зря начинают разговаривать об увлечениях, откуда родом, о дожде, который налил воды за шиворот, пока пробежались от машины до двери учреждения. Мы ищем что-то общее.
- «Завлечение». Во время разговора сказать что-то слишком тихо, невнятно, монотонно, неразборчиво. Слушателю придется напрячься, чтобы понять, что мы говорим, и это заставит его сконцентрировать внимание на разговоре. В этот момент можем спросить его о том, что для нас важно.
- «Зрительный контакт». Пристальный открытый взгляд заставит собеседника сфокусироваться на вас. Если перед вами аудитория, можно обвести ее взглядом, зафиксировать наиболее восприимчивых слушателей, одобряюще улыбнуться или кивнуть им.
Поддержать внимание помогут приемы:
- «Изоляция». Собеседника отводим в сторону, уединяемся с ним, закрываем в кабинете окна и двери
- «Навязываем ритм».
- «Акцентировка». Употребляем служебные фразы, способные привлечь внимание: «Прошу обратить внимание…», «Подчеркну, что…» и др. ).
Барьер «непонимания»
Выделяют 4 типа барьера:
- фонетический. Препятствие создают звуковые особенности: собеседник говорит невняно, неразборчиво, не выговаривает буквы, делает неверные акценты, ударения. У него плохая дикция или артикуляция (плохо открывает рот, зажимает зубы, картавит, шепелявит, причмокивает, пришептывает, причмокивает и т.д.). Затрудняют общение слова-паразиты («значит», «вот», «как бы » и др.), неречевые проявления голоса (хихиканье, смешки, хныканье, шепот, крик, вздох, стон, рычание, икота, зевота и пр.) и негативные околоречевые звуки-разделители типа «хм-м-м-м», «э-э-э-э» и прочие. Раздражают слух и ошибки в речи. Так, привычка знакомого чиновника говорить «во первЫх словах» каждый раз отвлекала меня от сути фразы, следующей за этими «первЫми словами». Также важно правильно делать логические и смысловые ударения, расставлять акценты. (Попробуем произнести одну и ту же фразу, каждый раз – с ударением на другое слово: она будет иметь совершенно разные смыслы!)
- семантический (смысловое значение слов). Например, трудно понять собеседника, когда он использует непонятный профессиональный жаргон. Или выбирает неверное слово.
- стилистический (стилистика речи, ее характерная форма изложения).
- логический. Когда логика партнеров по общению – разная.
Устраняем фонетический барьер. Работаем над собой, над голосом, дикцией, постоянно контролируем, как произносим слова и фразы, расставляем акценты. Учитываем индивидуальные особенности партнера по общению. Так, чем хуже он знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, подробнее разъяснять; люди разных национальностей говорят с различной скоростью. Люди разных национальностей говорят с разной скоростью (вспомним дружеские приколы про эстонцев). С детьми и стариками разговариваем медленнее.
Лучше понять друг друга, устранить барьеры поможет обратная связь в общении.
трудности общения
Заглавная страница
Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 9Следующая ⇒
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути эффективной коммуникации. В процессе делового общения возможно возникновение по крайней мере трех коммуникативных барьеров: барьер авторитета; барьер избегания; барьеры непонимания. Первые два обеспечивают защиту от источника информации, третий защищает от самого сообщения.
Барьер авторитета. Высокий авторитет собеседника повышает значимость сообщаемой информации, низкий авторитет способствует недоверию к сообщаемой информации. При этом реальная значимость сообщения зачастую уже не учитывается. На авторитет человека в чужих глазах влияют следующие факторы. 1. Социальное положение этого человека или его принадлежность к социальной группе, ассоциирующейся с авторитетностью. 2. Привлекательный внешний вид. 3. Доброжелательное отношение к адресату воздействия. 5. Искренность. Сознательно управляя влиянием этих факторов на процесс коммуникации, можно повысить эффективность этого процесса.
Барьер избегания. По разным причинам собеседник может стремиться избегать беседы, избегать встреч, контактов. Другой вариант избегания: во время беседы собеседник не слушает, невнимателен, стремится заниматься посторонними делами, делая вид, что совмещает работу и общение. Для преодоления этого барьера необходимо уметь управлять вниманием собеседника. Такое управление включает в себя: привлечение внимания собеседника; фиксация и удержание внимания собеседника. Для привлечения внимания собеседника или целевой группы используются следующие приемы. 1. Прием «нейтральной фразы»: привлечь внимание фразой или вопросом, мало связанными с темой беседы, но вызывающими живой интерес собеседника. . 2. Прием «завлечения»: сказать несколько фраз так, чтобы их было трудно воспринять (тихо, не очень разборчиво, монотонно). 3. Прием «зрительного контакта»: фиксировать своим взглядом глаза слушающего, используя соответствующие речи невербальные средства коммуникации. Удержанию внимания способствуют следующие приемы. 1. Прием «изоляции»: сделать так, чтобы случайные внешние помехи не могли помешать ходу беседы. 2. Прием «навязывание ритма»: изменение характеристик голоса и речи, с целью управления динамикой внимания собеседника. 3. Прием «акцентирования»: выделение и подчеркивание наиболее важных аспектов сообщения.
Барьер непонимания. Имеет четыре разновидности: фонетический; семантический; стилистический; логический.
Фонетический барьер непонимания возникает, если: · в беседе используется незнакомый собеседнику язык; · используют много иностранных слов или специальную терминологию; · говорят быстро, невнятно или с акцентом.
Преодоление фонетического барьера: Ø говорить внятно, четко, разборчиво, достаточно громко; Ø учитывать аудиторию, индивидуальные особенности собеседника; Ø систематически осуществлять обратную связь.
Семантический барьер непонимания возникает по следующим причинам: · многие слова имеют не одно, а несколько значений; · смысловые поля, связанные с одинаковыми словами, у разных людей различаются; · часто в речи используются жаргонные слова, профессиональный сленг, жаргоны, характерные для отдельных социальных групп; · люди, употребляя в речи привычные им слова, полагают, что и собеседник понимает эти слова точно так же.
Преодоление семантического барьера: Ø говорить максимально просто; Ø заранее договариваться об одинаковом понимании ключевых слов, понятий, терминов; Ø расширять лингвистическую эрудицию, способность чувствовать, интуитивно понимать речь собеседника.
Стилистический барьер непонимания возникает как результат несоответствия формы и содержания сообщения. Для преодоления стилистического барьера необходимо правильно структурировать информацию: Ø правильно выбирать стиль изложения; Ø использовать «правило рамки»: рамку в общении создают начало и конец разговора; Ø использовать «правило цепи»: цепочки в беседе можно выстраивать простым перечислением, ранжированием информации или логически связывать излагаемую информацию.
Логический барьер непонимания возникает по причине различий в логике рассуждений у собеседников. Каждый человек склонен предполагать, что логика — явление универсальное, что логика едина для всех. На самом деле существуют, как минимум, несколько видов логики: w мужская — предполагает строгую логическую связь изложения; w женская — способность убедительно обосновать, почему логично то, к чему больше всего лежит душа; w детская — интуитивно взаимосвязанный хаос мыслей и впечатлений; w возрастная — логика эго-защит, не замечаемых говорящим.
Преодоление логического барьера: w нужно учитывать логику и жизненную позицию собеседника; w нужно учитывать индивидуальные и социально-ролевые особенности собеседника; w нужно правильно строить свою аргументацию (аргументация бывает возрастающей и убывающей, односторонней и двухсторонней). ⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒ Читайте также: Техника прыжка в длину с разбега Организация работы процедурного кабинета Области применения синхронных машин Оптимизация по Винеру и Калману |
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.004 с.) |
3 типа уклонения
Изаз Азад
Изаз Азад
Специалист центра управления LCC и супервайзер резервного копирования @ Witron
Опубликовано 30 сентября 2021 г.
+ Подписаться
Если вы один из тех, кто обычно избегает задач или определенных ситуаций, это может быть по нескольким причинам. Но прежде чем вы сможете работать над решением или завершением задачи, которую вы откладывали, важно определить, какой тип избегания вы используете, чтобы избежать чего-то в своей жизни, чтобы вы могли знать, как лучше всего с этим бороться.
Эмоциональное или когнитивное избегание
Этот тип избегания обычно происходит внутренне и не может быть замечен кем-либо, кроме человека, испытывающего избегание. Когда вы эмоционально или когнитивно избегаете чего-то, это означает, что вы избегаете думать об этом. Это может означать либо блокирование мыслей, когда они приходят в голову, либо подавление воспоминаний, которые вызывают сильный стресс. Эмоциональное избегание особенно заметно после того, как кто-то пережил травму, и очень часто встречается у людей, живущих с посттравматическим стрессовым расстройством. Иногда для устранения этого типа избегания требуется медицинское вмешательство.
Ситуационное избегание
Этот тип избегания гораздо легче увидеть среди членов вашей семьи и друзей. Ситуационное избегание — это когда вы специально избегаете определенного человека, места или вещи, которые могут напомнить вам о чем-то, что делает вас несчастным. Это часто происходит в группах друзей, когда некоторые члены группы поссорились и не хотят идти на мероприятия, где они могут увидеть человека, с которым они не согласны, чтобы не создавать проблем. Вы также можете заметить этот тип избегания у друга, который постоянно меняет тему, когда в разговоре возникает определенная тема.
Защитное избегание
Этот тип избегания заключается в том, что вы можете сделать все возможное, чтобы защитить себя от чувства определенной эмоции или повторного переживания чего-либо. Например, тот, кто стал жертвой ограбления, может одержимо проверять замки на всех дверях в доме, чтобы убедиться, что они заперты. Этот тип избегания может быть одним из самых опасных, поскольку он может быстро перерасти в более серьезные состояния, такие как обсессивно-компульсивное расстройство или расстройство пищевого поведения.
Заключение
Если вы обнаружите, что избегаете определенных задач, мыслей или людей, пришло время оценить, почему вы это делаете, помня о трех типах избегания. Только после того, как вы обнаружите, чего вы избегаете и почему, только тогда вы сможете работать над устранением проблемы и получением профессиональной помощи, если обнаружите, что не можете преодолеть свою склонность к избеганию в одиночку.
12 советов по взращиванию личной свободы
23 сент. 2021 г.
Критическое мышление и творчество
21 сент. 2021 г.
5 барьеров на пути к критическому мышлению
20 сент. 2021 г.
Мужчины и женщины по-разному справляются с эмоциями?
16 сент.
2021 г.Стоит ли подавлять свои чувства?
16 сент. 2021 г.
Развитие большей самодисциплины
10 сент. 2021 г.
5 верных способов избавиться от сожалений
30 авг. 2021 г.
Смех это лучшее лекарство
29 авг.
2021 г.Как стать счастливее в собственной шкуре
27 авг. 2021 г.
4 простых стратегии достижения новогодних целей
13 авг. 2021 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Избегание: самый большой барьер на пути к переменам
Поскольку мы готовимся к Рождеству и мир сталкивается с еще одним глобальным карантином, то, что я еще не совсем уловил, возвращает мои воспоминания к моему рождественскому подарку 2017 года из моего муж. Это была книга об «избегании». Возможно, я думаю об этом, потому что скучаю по мужу, или, может быть, потому, что между тем временем, когда я получила этот подарок, и тем, что происходит сейчас, было несколько очень тяжелых поездок, и я понимаю, что если бы я не столкнулась с ними, меня бы проглотили.
Мой взгляд на избегание .
Это неадекватное умение справляться с трудностями, которое позволяет уму убежать от неприятных мыслей, эмоций и переживаний. Часто считается, что избегание дискомфорта может быть полезным, однако это приводит к тому, что никогда не решается реальная проблема. Избегание может принимать разные формы. В случае депрессивного человека это может быть откладывание дел из-за низкого уровня энергии, это может быть сознательное избегание триггеров, таких как люди или места, в случаях социальной тревожности или переживания утраты, а в контексте отношений это может быть ходьба. вдали от конфликта.
К сожалению, избегание может создать поведенческий цикл, который усугубляет чувство беспокойства, из-за чего становится еще труднее находить решения, справляться и исцеляться, или, что еще хуже, скрытые негативные эмоции могут всплыть на поверхность в виде обиды.
Избегание – обычное явление в нашей жизни. Оправданий множество, например, «сейчас неподходящее время» или «все происходит по какой-то причине», и иногда они уважительны, например, если мы сталкиваемся с нехваткой ресурсов или времени или нас одолевают обстоятельства. Падение наступает, когда мы привыкаем к избеганию, так что оно откладывает то, что мы для себя предусмотрели. Мы становимся самодовольными, и избегание становится нашей зоной комфорта, и мы сбиваемся с пути.
Такое поведение, к сожалению, приводит к неудовлетворенности аспектами нашей жизни, раздражительности и, в конечном счете, к беспомощности….и кучам потерянного времени, когда мы не встречаемся лицом к лицу с ситуациями. Вот некоторые из качеств, необходимых для пути к визуализации, обращению лицом к лицу и изменению:
- Поиск смысла и цели для наших мыслей и действий.
- Знание наших личных ценностей, поскольку они определяют, как вы проживаете свою жизнь
- Визуализация того, каким вы хотите видеть свое будущее. Что ты хочешь делать?
- Быть открытым для имеющихся возможностей, быть сосредоточенным на выявлении и использовании этих возможностей, помочь реализовать свое видение и усердно работать над их воплощением.
- Лицом к лицу со своей реальностью. Попытка материализовать свое видение иногда требует принятия. Если вы не будете честны с собой в отношении проблем, с которыми сталкиваетесь, и не будете верны своим ценностям, вы ничего не добьетесь.
- Наличие духа авантюриста, который дает вам силу и мужество, чтобы выстоять в трудных ситуациях.
- Жажда достижения цели. Вы будете подвергаться неустанным испытаниям, и если у вас не будет того, что нужно, чтобы увидеть свое видение насквозь, вполне вероятно, что вы будете ошеломлены, уйдете и вернетесь в эту зону комфорта.
- Аналитический склад ума поможет вам подготовиться к сюрпризам, хорошим или плохим. С одной стороны, чтобы знать, как продолжать подпитывать свою мотивацию, с другой — научиться анализировать и действовать, чтобы не упускать из виду конечный результат.