16.09.2024

Авторитарный стиль педагогического общения: Стили педагогического общения

Стили педагогического общения

Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

  • познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
  • предложить выявить свой стиль общения.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу.

Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположенияРассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А. С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция

. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции.
Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций.

Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

 

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

C

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Значение баллов:

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

 

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации



В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стилей общения, их позитивных и негативных проявлений в пространстве педагогических коммуникаций. Также приведена иная классификация, основанная на более тонком научном подходе на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека.

Ключевые слова: образование личности, стили педагогического общения, педагогическое взаимодействие.

Образование — это не просто деятельность, направленная на развитие личности, это помощь в изменении внутреннего эмоционально-когнитивного опыта ребенка, вследствие его обучения и воспитания. То есть, помощь в осознании ребенком своих собственных устремлений и возможностей, в развитии его способностей и личностного роста в целом. Предполагается, что эта деятельность способствует развитию духовных потребностей в познании, рефлексии, красоте, творчестве и раскрытию «индивидуальных дарований личности в согласии с предпосылками и побудительными мотивами…».

Успешность развития личности обучающегося зависит от благополучной психологической ситуации. А одним из оснований этого благополучия является правильно выбранный стиль педагогического общения.

Общение взрослого с ребенком, учителя с учениками — это сотрудничество, которое создаёт зоны ближайшего развития личности, её индивидуальные качества, потребности и мировосприятие.

Непосредственное, живое общение рождает эмоции, переживания, аффекты, что является условием личностного роста обучающегося. А эффективность этого общения, его влияние, оказываемое на ученика, зависит от выбранного учителем стиля общения.

Стиль педагогического общения — это некоторый набор типичных требований и приемов обучающего и воспитательного характера, в которых заключены ожидаемые результаты ответного поведения обучающихся. Стиль педагогического общения или руководства выражается в различных формах организации деятельности учителя и ученика и их общения.

Педагогическое общение в целом имеет определенную специфику. Эта специфика обусловлена различными планируемыми позициями (функциональными, социальными и т. д.), ролями субъектов общения. В процессе педагогического общения преподаватель исполняет свои ролевые обязанности по руководству образовательным процессом.

Эффективность этого выбора и действия этих форм зависит, в том числе, и от уровня профессионального педагогического уровня учителя. Стиль педагогического общения состоит из возможностей педагога к коммуникации, характера взаимоотношений учителя и учеников их личностных и межличностных особенностей. Будучи категорией, социально и нравственно насыщенной стиль общения прямо отражает педагогическую культуру учителя, а также общую культуру педагога.

Отечественная психолого-педагогическая наука традиционно выделяет три основных стиля педагогического взаимодействия: авторитарный, демократический и либеральный.

В рамках научной дискуссии предлагается иная классификация стилей педагогического взаимодействия, произведенная на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека. Такая классификация позволяет выделить три принципиально различных по своей психологической природе стиля: авторитарный, манипулятивный и диалогический.

Для полного, разностороннего и эффективного раскрытия содержания стилей педагогического общения из иной классификации необходимо взять несколько критериев: — понимание или непонимание других участников общения и специфика этого понимания; — развитие, которое получают (или не получают) участники педагогического взаимодействия.

Авторитарный стиль проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса на личности авторитара, в единоличном осуществлении управленческих функций, в использовании преимущественно распоряжений, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении самоанализа и самоконтроля педагога и значительно сдерживает развитие самостоятельности и активности обучающихся. «Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми» [3].

Как показывают многочисленные исследования, в психологической природе авторитарного стиля педагогического взаимодействия лежат бессознательно действующие психологические защиты, сокрытие глубинного недоверия к самому себе, к своим собственным способностям и возможностям как в личностном, так и в профессиональном пространстве («кризис компетентности»).

Либеральный стиль в большинстве случаев принимают как негативное явление. Описывают его следующим образом: общение характеризуется тенденцией стремления преподавателя в наименьшей степени включаться в работу на уроке. Такие преподаватели лишь формально исполняют свои прямые обязанности, ограничиваясь исключительно преподаванием. Результатом выбранной стратегии считается недостаток контролирования деятельности обучающихся и динамики формирования их личность. Как правило, успеваемость в классах либеральных преподавателей неудовлетворительна. Непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях характерных для либерального преподавателя. «Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения». [3]

Однако, в научном сообществе существует другое мнение. Либеральный (от лат. liberalis — свободный) означает «отдающий приоритет свободе», признающий свободу человека ключевой ценностью. Свобода — это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Согласно экзистенциальной философии смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» генетического начала, а выбирает самого себя, созидает свою личность собственными действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несёт полную ответственность за всё в ней совершённое. По словам Н. А. Бердяева: «Свобода есть не право человека, а его обязанность» [1, с. 325]. Приведенное мнение позволяет признать неточность классификации данного стиля. Либеральность как термин являет собой традиционность и тем самым неверно интерпретируется. Именно поэтому и появляются последующие проблемы: — данный стиль невозможно выявить по каким-либо критериям, так как их не существует; из-за достаточного контроля, регламентации, стандартизации и нормативности образовательной сферы со стороны государства в целом и регионов в частности вынуждено отсутствует деятельностная свобода.

Демократичный стиль взаимодействия. Для него свойственны широкая связь с учениками, выражение доверия и почтения к ним, педагог старается нормализовать и укрепить эмоциональный контакт с классом, не подавляя их. В своей педагогической деятельности учителя, придерживающиеся демократического стиля, активизируют интеллектуальную увлеченность и мотивацию относительно познавательной деятельность. Если ребенок ощущает напряжение, негатив в свою сторону от учителя, безразличие к собственным переживаниям, непонимание, у него возникает отрицательное отношение к учителю. Это порождает агрессию и противоречия во взаимопонимании учителя и ученика. Демократический стиль помогает практически полностью избежать этого. Ведь между способами общения ученика и учителя существует прямая зависимость с формированием у ученика мотивов учения. Доброжелательное, доверительное отношение способствует учению, увеличивает уверенность в собственных силах и мотивирует на активное получение новых знаний умений и навыков.

Существует мнение, которое в корне меняет суть демократического стиля взаимодействия и иллюстрирует его как неверно названным стилем коммуникации.

Демократический стиль (от греч. demos — народ и kratos — власть) дословно означает «власть народа». Данное определение может быть корректным в политическом контексте, но не в педагогическом. При использовании понятия «демократический стиль педагогического взаимодействия» возникает необходимость определить, кого в пространстве педагогических коммуникаций считать народом: учащихся, учителей, родителей или администрацию образовательных учреждений. Поскольку все перечисленные категории, безусловно, попадают в номинацию «народ», то появляется неопределённость и сложность при идентификации реальных носителей «педагогической власти». Соответственно возникают проблемы в выявлении критериев коммуникативной стратегии педагога и стилевой идентификации в процессе осуществления педагогической деятельности.

В связи с возникшей дуалистичностью мнений в классификации стилей педагогического общения возникла необходимость в иллюстрации несколько иной классификации. Таким образом, в рамках данной работе приводим еще два стиля педагогического общения.

Манипулятивный стиль (от лат. manipulus — кисть руки, горсть). Он проявляется в латентной централизации учебно-воспитательного процесса, при внешней, кажущейся «демократичности». То есть педагог-манипулятор не навязывает обучающимся и воспитанникам свои цели и ценности, он старается сделать так, чтобы дети приняли их в качестве собственных. Манипулятор — это психологически грамотный авторитар, который понимает, что авторитаризм не выгоден ему самому и, используя более тонкие техники управления поведением, он может добиться больших успехов в своей профессиональной деятельности. Разница между авторитарным и манипулятивным стилями заключается в том, что в первом случае направленность на «коммуникативный диктат» имеет явную форму, а в манипулятивном — скрытую. Манипулятивный стиль отличается стремлением субъекта манипулирования максимально полно и глубоко понять других участников общения, но самому остаться «нераскрытым». Манипулятор может отличаться высоким уровнем креативности в общении, коммуникативной гибкостью и умением понять (а точнее «вычислить») другого человека. Наиболее актуальной для манипулятора является задача понять потребности, интересы, а также «точки уязвимости» объектов манипулирования и захватить их в поле своего влияния. Очевидно, что система оценивания, существующая в современном школьном образовании не столько ориентирована на получение информации о качестве знаний учащихся, сколько на управление их сознанием и поведением. Манипулятивный стиль также отличается особой спецификой: как правило, развитие получает субъект манипулирования за счёт объектов манипулирования. Педагоги-манипуляторы активно используют различные методы и приёмы активизации учебной и внеучебной деятельности, стимулируют познавательные интересы школьников (в обход их собственных смыслов и целей). Манипулятор часто выдаёт себя повышенным вниманием к различного рода психологическим методикам «эффективного воздействия», «эффективного общения», суггестивным технологиям и т. п. Несмотря на то, что в большинстве ситуаций манипулятор оказывается более успешным чем авторитар, психолого-педагогические и социальные последствия для объектов манипулятивного воздействия могут быть ещё более негативными, чем в случае воздействия авторитарного. Как зарубежные, так и отечественные исследователи единодушны во мнении, что манипулятивное воздействие не только блокирует развитие человека (объекта манипуляции), его свободу и ответственность, но и несёт разрушительные последствия для его личности (потеря аутентичности, конгруэнтности, невротизация и т. д.). В психологической природе манипулятивного стиля взаимодействия (так же, как и в случае авторитарного стиля) лежат бессознательно действующие психологические защиты, неполные и мнимые компенсации, акцентуированные черты характера. Если авторитар чаще побуждаем бессознательным стремлением к самоутверждению, то манипулятор — сознательным стремлением к превосходству, в связи с чем и для самого манипулятора последствия его манипуляций могут быть не менее негативны. Манипулятор, живя в постоянном психологическом напряжении, идёт по пути к неврозу, а иногда и к психозу [16, с. 36].

Диалогический стиль (от гр. dia — проходящий, идущий насквозь; гр. logos — понятие, мысль, идея, разум) — стиль общения, построенного на диалоге. Нередко под диалогом ошибочно понимают общение двух людей, путая приставки «di» (два, двойной) и «dia» (сквозь). В правильном понимании диалог трактуется как симметричные, равнозначные межличностные отношения, утверждающие право каждого быть понятым и понимать другого; право на взаимопринятие и взаимоуважение. Диалогический стиль педагогического общения проявляется в стремлении всех участников педагогического взаимодействия к построению общения на принципах паритета, взаимопонимания, сотворчества и сотрудничества. Диалог не просто выступает как средство общения, но и является одним из базисных условий самоактуализации и личностного роста. «Учитель и ученик совместно идут к общей цели — самоактуализация и личностный рост каждого» [18, с. 142]. Диалогический стиль характеризуется направленностью на понимание другого. Но в отличие от манипулятивного общения, где проблема понимания других участников общения также важна, диалогическое коммуникативное пространство основывается на взаимопонимании: «я делаю всё, чтобы понять другого, но также делаю всё, чтобы сам был понят другим» [18, с. 146]. Необходимо отметить, что диалогический стиль создаёт наиболее оптимальные возможности для полноценного развития и личностного роста всех участников общения. Профессиональная позиция педагогов, выстраивающих свою деятельность на диалоге, основана на признании ученика равноправным участником педагогического взаимодействия и ответственным субъектом свободного личностного самоопределения и самоактуализации. Свою миссию такие учителя видят не в исполнении свойственных традиционной системе обучения ролей ретранслятора стандартизированного учебного содержания, надзирателя и контролёра и т. п., а в выполнении функций «со-творческого» помощника, квалифицированно содействующего личностному росту ребёнка. Таких учителей психологическая наука определяет как профессиональных фасилитаторов (от англ. to facilitate — помогать, способствовать) — тех, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации.

Приведенные авторами данной работы мнения дают понять, что при более тонком научном подходе выявляются некоторые неточности в определениях, а следовательно, и в классификации стилей коммуникации педагог-обучающийся. Эти на первый взгляд мелкие неточности являются достаточно серьезным основанием для ошибочного определения критериев, позволяющих с достаточной степенью достоверности выявить тот или иной стиль взаимодействия. Соответственно, это неблагоприятным образом скажется на выборе валидного направления, способа осуществления педагогической деятельности и общения с участниками учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев; сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1995.
  2. Братченко С. Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения — а что же дальше? // Магистр, 1996. — № 3.
  3. Братченко С. Л. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. — СПб.: Проект “Гражданская инициатива”, 1997.
  4. Братченко С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отд. РАО. — СПб, 1996. — Вып. I.
  5. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: метод. пос. для школьных психологов. — Псков, 1997.
  6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  7. Глазков А. В. Взаимосвязь психологической готовности педагога к инновациям и стиля педагогической деятельности // Проблемы теории и практики современной психологии: ХI ежегод. Всерос. науч.-практ. конф студентов, аспирантов и молодых учёных с междунар. участием. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012.
  8. Глазков А. В. Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля 101 ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4’2017 «полезависимость — поленезависимость» на примере педагогических работников // Вестник Бурятского университета. — 2012. — Спецвыпуск D. — УланУдэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. — С. 166–170.
  9. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. предисл. А. Я. Варга. — М.: Междунар. академия, 1994.
  10. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1993.
  11. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: уч. пос. Изд. 4-е, испр. и доп. — Иркутск: ФГБОУ ВО «ИГУ», 2016.
  12. Подлиняев Олег Леонидович Стили педагогического общения и их психологическая природа // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 3 (32).
  13. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  14. Рябченко С. А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: автореф. дисс…. канд. психол. наук. — СПб, 1995. 14. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учёб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  15. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: уч. пос. для студентов пед. учёб. заведений. — Ставрополь, 2007.
  16. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. А. Малышевой. — Минск: Полифакт, 1992.
  17. Combs A. Humanistic Education: Too Tender for a Tough World? — Phi Delta Kappan, 1981. — Vol. 62. — № 6.
  18. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80`s. Columbus-Toronto-London-Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.
  19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2017. — 160 с.
  20. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. — СПб.: Нестор-История, 2016. — 180 с.
  21. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Учебно-метод. Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /пер. с финн. А. Ойттинен. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Е. Г. Речицкой — М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, авторитарный стиль, демократический стиль, диалогический стиль, личностный рост, стиль, участник общения, стиль общения, учебно-воспитательный процесс.

Стиль общения: авторитарный, деловой, педагогический

Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждый человек индивидуален, но, конечно, считается, что под разные ситуации она должна приспосабливаться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, путешествовать. Манера общения и поведения человека формируется на протяжении всей его жизни. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-то один вид может быть утерян. Факторы и причины самые разные. Цель одна: добиться результата. Благодаря общению человек способен добиться многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.

Стили общения

Стиль общения характеризуется обычной устойчивой связью между способами и способами общения и преследуемыми им целями. То есть это некоторые особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — здесь он использует один стиль общения, при общении с коллегами — другой, в семье и в общении с родственниками — третий. Для каждой конкретной ситуации выбираются разные стили общения. Какие бы действия не предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.

Психологические стили общения

Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей друг с другом. По мнению психологов, стиль общения определяется способностью человека выбирать те или иные средства поведения в той или иной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

  • гибкий;
  • жесткий;
  • переход.

При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, может адекватно оценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При жестком стиле человек не может быстро анализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле человек имеет признаки двух вышеуказанных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем он общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

Изучение стилей общения

При обучении приемам общения необходимо знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в любой ситуации – разные понятия. Если не учитывать особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Существует большое количество методов изучения стилей общения. Например, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Ее назвали стилем педагогического общения.

В 1938 году внимание впервые было обращено на стили общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые контролируют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии он стал общепринятым и действует до сих пор. Его педагогические стили общения включают:

  • авторитарный;
  • демократичный;
  • либерал.

Характеристика педагогических стилей общения

Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия учителя по отношению к ученику. Поведение учителя определяется его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача навыков, которые потребуются ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом педагог также учитывает стили общения ребенка. С детьми общение не происходит вообще, как со взрослыми. Учителю требуется немного больше времени, усилий и внимания, чтобы объяснить ребенку материал. Само общение происходит через инструкции, объяснения, вопросы, комментарии и даже запреты.

Авторитарный стиль общения

Авторитарный стиль общения предполагает, что преподаватель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут относиться к отношениям между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя и диктатуру, и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут полностью раскрыться и показать свои способности. Инициатива может вызвать конфликт между учителем и учеником. Убежденность педагога в том, что правильно только его мышление, а все остальное ложно, не позволяет продуктивно взаимодействовать обеим сторонам. Реакция ребенка не может быть адекватно оценена, потому что учитель просто не понимает ученика и основывается только на показателях успеваемости. Его плохие поступки в глазах педагога обязательно выходят на первый план, при этом мотивы его поведения не учитываются.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения считается лучшим, потому что учитель стремится помочь ученику, использовать все его силы и возможности, активизировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество являются основными целями этого стиля. Учитель оценивает, прежде всего, добрые дела ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если педагог видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно сбавит темп и более подробно объяснит материал, разложит все по полочкам. Педагог адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения со студентами учителя демократического стиля несколько уступают методам авторитарного стиля их коллег, но у первых климат в классе лучше. Дети чувствуют себя намного свободнее.

Либеральный стиль общения

Методы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от методов, входящих в другие стили общения преподавателя. Он стремится уменьшить все шансы принимать какое-либо участие в жизни класса, не хочет нести ответственность за учеников. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Стили общения учителя, которые он сочетает в своей работе, влекут за собой низкую успеваемость. Равнодушен к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.

Характеристики стилей делового общения

Под стилями делового общения понимаются любые действия или способы общения, направленные на достижение какого-либо результата. При этом главная задача участников беседы — закрепить представление о себе как о члене коллектива или общества в целом. Участник как бы надевает свою праздничную маску и на какое-то время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой — представляет собой игру, правила которой человек знает заранее и должен им следовать.

Ритуальный стиль общения

Стили делового общения, подобные ритуалу, часто используются в компаниях, члены которых давно знают друг друга. И вот они встречаются, проводят некоторое время вместе, и кажется, что за эти годы темы, обсуждаемые в этих компаниях, ничуть не изменились. Иногда даже можно предугадать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, все всем довольны и через день некоторые даже испытывают удовлетворение от потраченного времени. Такой стиль общения считается типичным случаем ритуала. стиль, где на первый план выходит качество общения, а не его содержание. Таким образом, происходит само закрепление представления о себе как о члене коллектива, где каждый занимает место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.

Случаи, когда человек, отвечая на вопрос «Как дела?» Всегда отвечает однозначно: «Нормально», а теперь вдруг начинает подробно рассказывать о своей жизни, семье, детях и работе, они называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное человеческое поведение, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает идею ритуала, ведь главное — носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.

Манипулятивный стиль общения

При таком стиле общения человек воспринимается окружающими как средство для достижения цели. Как правило, собеседник старается показать свои цели с лучшей стороны, чтобы помочь в их достижении. Несмотря на то, что оба участника беседы имеют разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно манипулирует методами. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть ход событий в нужное ему русло. Манипуляция не обязательно плохой метод. Таким образом достигаются многие цели. Иногда, чтобы убедить человека что-то сделать, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.

Это можно сравнить с методом общения менеджера среднего звена. С начальством говорит одним тоном, а с подчиненными совсем другим тоном. Иногда неприятно, но по-другому нельзя.

Бывают случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипулированию. Из-за слишком частого применения этого метода к человеку, его постоянных уговоров и подталкиваний, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из ситуации.

Гуманистический стиль общения

Гуманистический стиль общения – это межличностные отношения, в которых человек хочет, чтобы его понимали, поддерживали, давали советы, сопереживали. Изначально этот вид общения не предполагает какой-либо цели; ситуация состоит из текущих событий. Этот стиль общения можно назвать самым искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, конфессиональный характер. Основной метод, который здесь работает, — это внушение, причем взаимное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой рассказать о том, что его волнует.

Такое общение может происходить не только между близкими и родными. Например, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сиденье, или рассказать ему много о себе, но не знает человека, с которым работает уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей чувствовать друг друга, сопереживать. Но разговор с коллегой преследует совсем другие цели.

Стили педагогического общения: описание, особенности и определение

В статье рассматриваются стили педагогического общения. Изложена сущность взаимодействия учителя и учащихся и перечислены основные виды.

По данной теме имеется много литературы, однако некоторые сведения, опубликованные в учебниках, устарели. Причина – новый государственный образовательный стандарт, а также последняя редакция Закона об образовании, утвердившая некоторые ранее не обсуждавшиеся положения.

Актуальность проблемы

Стили педагогического общения – одна из важнейших тем современной литературы, посвященной образованию. Именно такое взаимодействие студента с преподавателем и есть реализация на практике всех знаний, данных в учебных пособиях. Именно то, как проходит обучение, атмосфера, в которой оно проходит, во многом определяет успех всего процесса.

Педагогическому общению можно дать следующее определение: система методов, принципов и действий, направленных на достижение образовательных целей и задач. Можно с уверенностью сказать, что не бывает двух одинаковых учителей, с абсолютно одинаковыми манерами взаимодействия с учениками, как не могут быть и люди, имеющие совпадающие характеры.

Однако можно выделить некоторые общие черты, свойственные многим учителям. На их основе и созданы те классификации, которые существуют в настоящее время. Поэтому понятие стиля педагогического общения можно сформулировать следующим образом: это индивидуальная совокупность принципов, методов, поступков, приемов, которые использует педагог.

Рекомендуем

Происхождение славян. Влияние разных культур

славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч…

Другой взгляд

Стили педагогического общения – тема, которая десятилетиями разрабатывается учеными. Первый вопрос определили западные специалисты, тогда как в СССР он практически не рассматривался. В нашей стране долгое время единственным способом взаимодействия учителя и ученика был принцип субъект-объектных отношений. То есть учитель воспринимался как начальник, руководитель, чей авторитет не подвергается сомнению и чьи слова должны выполняться без обсуждения.

Впервые о стилях педагогического общения с детьми заговорил зарубежный ученый К. Эдвардс. Он построил свою классификацию на личностных характеристиках учителей. Ниже мы кратко описываем стили педагогического общения по Эдвардсу.

  • Общение-жертва. Есть ряд педагогов, которые строят отношения со своими учениками, пытаясь понять особенности личности, индивидуальные особенности, желания каждого. Он также направлен на решение проблем, возникающих у детей в процессе обучения. В своей работе наставник старается сделать процесс обучения максимально комфортным для каждого ребенка. Как видим, индивидуальный стиль педагогического общения основан прежде всего на изучении психологической составляющей межличностного взаимодействия.
  • Академический стиль. Учитель, придерживаясь этого метода построения взаимоотношений между собой и своими подопечными, оперирует, прежде всего, положениями, рекомендациями и правилами, данными в педагогической и методической литературе. Он почти никогда не отступает от этих правил и, как правило, отрицательно относится к коллегам, имеющим иную точку зрения по этому вопросу. Обычно так ведут себя только начинающие свою педагогическую деятельность. Их жизненный и преподавательский опыт не позволяет осознать того факта, что не всегда правила, кажущиеся совершенными, могут быть реально применены. Кроме того, они до сих пор находятся под впечатлением от прохождения педагогической практики в высших и средних профессиональных учебных заведениях, когда любое отклонение от заранее написанного плана урока нередко воспринимается методистами как ошибка. Более опытные преподаватели стиль обычно не используют, так как в процессе своей деятельности они часто вырабатывают собственные приемы.
  • Креативный подход. Этот стиль профессионального педагогического общения требует знания специальной литературы. Однако учитель, придерживающийся такой манеры обращения с учениками, не ориентируется на безоговорочное выполнение всех канонов, а предпочитает действовать по ситуации. При этом он опирается главным образом на собственные умозаключения, основанные на логическом мышлении.

Этот стиль педагогического общения является наиболее совершенным из представленных в классификации Эдвардса. Такой вывод можно сделать на основании следующих положений: во-первых, преподаватель, который строит взаимодействие с учащимися на основе логических рассуждений и опирается на опыт предшественников, постоянно совершенствуя свою работу, так как опыт, который он имеет накапливается со временем, способствует этому. Во-вторых, такое общение с больными не исключает установления теплых, дружеских отношений, в которых будут учитываться интересы обеих сторон, как это бывает с педагогами, придерживающимися первого стиля.

Однако подход к своей профессиональной деятельности требует значительного опыта и знаний в области педагогики. Поэтому можно утверждать, что этот стиль редко встречается среди молодых представителей педагогической профессии.

Все зависит от настроения

В отечественной педагогической мысли этим вопросом занимались многие ученые, среди которых особо выделяются работы Березового, В. А. Кан-Калика, Ю.Л. Коломенского и других.

Согласно одной из точек зрения, определять стиль педагогического общения учителя необходимо в зависимости от его отношения к своим ученикам. Возникает вопрос о степени дружелюбия учителя и его стремлении решить все конфликты мирным путем.

По этому принципу все стили взаимодействия студентов с наставниками можно разделить на следующие виды:

  • Стабильный и позитивный стиль. Учитель, который в общении со своими учениками дружелюбен, приветлив, стремится решить любой конфликт, не ущемляя при этом прав ребенка, не оскорбляя его чувств. Это не означает, что преподаватель никогда не делает замечаний и не ставит неудовлетворительные оценки. Но все его действия предсказуемы и ученики не обижаются, ведь работая с учителем, они привыкают к мысли, что любой проступок или шалость может вызвать негативную реакцию наставника. Стоит отметить, что такой учитель может быть единственным, кто осознанно пришел работать в школу. Такой человек в выборе профессии руководствовался в первую очередь не финансовым аспектом, а природной склонностью к этой деятельности. Ему обязательно нужно обладать следующими качествами: любовь к детям, умение сопереживать, быть справедливым, иметь необходимые профессиональные знания и навыки в области своего предмета и так далее.
  • Непредсказуемый стиль. Учителя, придерживающегося такой тактики, можно охарактеризовать словами «обезьяна с гранатой». Его требования и отношение к ученику полностью подчинены его сиюминутному настроению. При этом такие учителя склонны иметь любимчиков среди учеников, которым они завышают оценки, причиной этого может быть банальная симпатия к ученику.

Как правило, ученики негативно относятся к подобному стилю общения преподавателя. Обучение такого рода приводит к тому, что дети чувствуют себя очень некомфортно на уроках, испытывают чувство незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Приведен пример, иллюстрирующий такой тип взаимодействия со студентами. Учитель дает ученикам домашнее задание и говорит, что на следующем уроке будет повторение пройденного. Вместо этого он вдруг обнаруживает, что мы собираемся провести тест, делает это. Какая реакция может возникнуть у школьников в этой ситуации? Разумеется, кроме негативных эмоций такое поведение педагогов не вызывало. Как правило, такое общение со студентами является следствием безответственного отношения к своей работе, а также говорит о пробелах в собственном образовании и педагогических знаниях.

Есть примеры негативного педагогического стиля. Например, негативное отношение к студентам. Иногда действительно есть учителя, которые не любят свою профессию, недовольны местом работы и не стесняются вымещать на детях свои личные неудачи. Например, в 90-х годах в школе учителя открыто заявляли, что опаздывают на занятия, общаются с учениками недружелюбно, неприветливо из-за того, что им задерживают зарплату. Конечно, учителя, попавшие в трудную ситуацию, могут вызвать сочувствие и понимание, но такое отношение к ученикам с их стороны недопустимо вне зависимости от обстоятельств.

Фатальная ошибка

Второй тип негативного общения между учителями и учащимися – это так называемый спанивелло. Другими словами, преподаватель заигрывает с подопечными, используя все возможные средства, чтобы завоевать популярность. Примером такого поведения может быть персонаж известного советского фильма «Республика ШКИД». Этот герой, будучи учителем словесности, полностью оторвался от профессиональных обязанностей, посвящая уроки пению шуточных песен. По сюжету фильма связанная с ним деятельность вызвала большой гнев руководства. В результате нерадивого учителя с позором исключили из школы.

Популярность, приобретаемая учителями таким образом, видна и со временем выльется в пренебрежение со стороны учеников, а также легкомысленное отношение к предмету и к учителю. Часто такие ошибки допускают молодые педагоги, пытаясь поднять свой авторитет среди подопечных. Поэтому преподаватели по предмету педагогика часто предупреждают своих учеников об опасности совершения подобных ошибок.

В этой классификации стиль, представленный первым номером, а именно положительный стабильный, является наиболее предпочтительным в построении отношений между учителем и учениками.

Главное оружие учителя

Существует и другая классификация стилей и характеристик общения учителя, которая основана на личных качествах, используемых учителем для того, чтобы завоевать авторитет среди учеников. По данному критерию выделяются следующие виды взаимодействия студентов и преподавателей:

  • Учитель, увлеченный своим предметом. Наверное, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенка обучал математике человек, который не только разбирается в науке, но и может эмоционально интересно рассказать о способах решения той или иной задачи, при этом давая нестандартные способы поиска решения. Имея перед глазами пример такой самоотверженной работы, студенты непременно получат полезный урок, поймут, как относиться к своему делу. Кроме того, в педагогике есть такое понятие, как заражение. Это слово в этой науке предполагает передачу интереса от одного человека к другому посредством положительных эмоций. Так, многие видные деятели науки признаются, что заинтересовались той или иной отраслью знаний благодаря своим школьным учителям, которые были настоящими фанатами своего дела.
  • Учитель, сумевший добиться признания учениками своих личных качеств, авторитета. Этот вариант при всей его внешней позитивности гораздо менее предпочтителен, чем первый. Учащиеся уже в раннем возрасте должны научиться ценить в человеке не только симптомы, но и внутреннее содержание, которое может выражаться в преданности педагогов своему делу.

Традиционный подход

В данной статье было сказано много слов о стилях преподавания и стилях педагогического общения, однако стоит упомянуть наиболее распространенную классификацию. В рамках этой системы взаимодействие преподавателей со студентами можно разделить на следующие виды:

  • Авторитарный стиль педагогического общения. При таком способе взаимодействия с детьми педагог обычно не поддерживает с ними никакой обратной связи в плане учета их пожеланий, возможностей и т.д. Обучение ведется с позиции «Преподаватель – руководитель, ученик – сотрудник». Многие современные учебники по педагогике отвергают возможность существования этого стиля в современной общеобразовательной школе. Однако эта точка зрения не всегда верна. Авторитарный стиль уместен в начальной школе, когда у детей еще не в полной мере развита эмоционально-волевая сфера, не до конца сформированы учебные умения, мотивация к получению знаний. В такой ситуации у учителя нет другого выбора, кроме как взять под свой контроль весь процесс обучения. То же самое можно сказать и о педагогическом стиле общения воспитателя в дошкольном учреждении. Это не значит, что учитель должен ставить многочисленные отрицательные оценки, часто ругать своих подопечных и так далее. Авторитарный стиль предполагает не только такой высокий процент самостоятельности школы, как старшие ступени обучения. Что касается методов и принципов обучения, то в этом стиле обычно применяются репродуктивные виды передачи информации. То есть ученикам дается тот материал, который они хотят выучить. Отклонения от запланированных правил обычно не приветствуются.
  • Демократичный стиль. Именно в этом общении реализуются так называемые субъект-субъектные отношения. То есть педагогический процесс протекает в постоянном взаимодействии. Учитель реагирует на личностные особенности каждого ученика, старается учесть все просьбы, действует в зависимости от текущей ситуации урока. Вместо традиционного авторитарного стиля внушения здесь чаще используются такие методы воздействия, как убеждение, заражение эмоциями и так далее. Именно при демократичной форме общения проще всего осуществить так называемое проблемное обучение, то есть вид передачи знаний, при котором материал дается учащимся не в готовом виде.

Особенности демократического стиля

Дети должны поставить перед собой цели и задачи своей деятельности, найти необходимую литературу, произвести рефлексию и учесть все ошибки. В конце процесса учащиеся должны поставить себе оценку, то есть соотнести цели и задачи с полученными результатами. Такое образование требует от детей хорошо зарекомендовавших себя педагогических навыков и высокого уровня дисциплины. Так в начальных классах только некоторые его элементы.

Рассматривая основные стили педагогического общения, следует сказать, что демократичность их вида может быть использована в полной мере только на среднем этапе учебных программ общеобразовательных школ.

Переход от авторитарного стиля к демократическому не должен осуществляться резко. Это должно происходить постепенно и плавно. При этом осознании изменения отношения воспитателей к детям, у последних может не возникать чувство дискомфорта и незащищенности. Наоборот, это изменение будет почти незаметным, протекающим в гармонии с возрастными особенностями учащихся. Гораздо реже можно наблюдать либеральный стиль педагогического общения. Такую форму взаимодействия учителя с учениками можно назвать простым словом «попустительство».

Особенности либерального стиля

Преподаватель предоставляет учащимся возможность выбора своего образовательного пути, но не поддерживает их в процессе обучения. Как правило, это происходит при переоценке работы воспитателем детей и когда он элементарно пренебрегает своими обязанностями.

Однако в некоторых видах учебной деятельности возможны либеральные элементы стиля. Например, в осуществлении школьного самоуправления, в Президиуме и так далее. Обычно на таких мероприятиях детям предоставляется свобода решать те или иные вопросы без участия наставников.

Смешанный тип

Традиционная классификация стилей общения учителя основана на стилях педагогического управления и имеет общие с наукой понятия: либеральный, демократический и т.д.

Человека с наличием только одного типа темперамента можно встретить очень редко. педагогов с четким стилем общения, характерным для одной из групп, также не является частым явлением. Как правило, преподаватели строят свое взаимодействие с учащимися, используя различные элементы нескольких стилей. Однако обычно преобладает одна из этих разновидностей.

Следовательно, можно говорить о классификации стилей педагогического общения. Виды и формы (что по сути одно и то же) общения с детьми часто путают с понятием, рассматриваемым в данной статье. Поэтому необходимо выделить различия. Под типами нужно разбираться. Обычно их делят на диалогическое и монологическое общение, т. е. обучение, проводимое в сотрудничестве с учащимися без его участия. Диагностика стиля педагогического общения педагога может быть проведена с учетом одной из представленных классификаций.

Заключение

В данной статье рассматривается вопрос о стилях общения учителя. Строение и функции его можно описать следующим образом. Педагогическое общение – это деятельность, направленная на передачу знаний и привитие определенных личностных качеств (воспитание). Состоит из двух компонентов: внутреннее общение – это работа учителя по подготовке уроков, осмысление и работа над собственными ошибками, а внешнее – это просто стиль педагогического общения. Общение воспитателя с детьми определяется его разнообразием.

AR: https://tostpost.com/ar/education/9855-styles-of-pedagogical-communication-description-features-and-definitio.html.

БЫТЬ: https://tostpost. com/be/adukacyya/17696-styl-pedagag-chnaga-znos-n-ap-sanne-asabl-vasc-vyznachenne.html

Германия: https://tostpost.com/de/bildung/17710-stile-p-dagogischen-kommunikation-beschreibung-merkmale-und-definition.html

ES: https://tostpost.com/es/la-educaci-n/17721-estilos-de-pedagog-a-de-la-comunicaci-n-descripci-n-caracter-sticas-y-.html

Привет: https://tostpost.com/hi/education/9858-styles-of-pedagogical-communication-description-features-and-definitio.html

JA: https://tostpost.com/ja/education/9858-styles-of-pedagogical-communication-description-features-and-definitio.html

КК: https://tostpost.com/kk/b-l-m/17695-pedagogikaly-arym—atynasty-stil-der-sipattamasy-erekshel-kter-zh-ne-a.html

PL: https://tostpost.com/pl/edukacja/17676-style-pedagogicznego-komunikacji-opis-funkcje-i-definicja.html

PT: https://tostpost.com/pt/educa-o/17677-os-estilos-de-ensino-de-comunica-o-descri-o-as-caracter-sticas-e-a-def.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *