26.11.2024

Ассоциативный закон памяти: Законы, явления и эффекты процессов памяти

Содержание

5.4. Законы, явления и эффекты процессов памяти

Законы памяти необходимо изучать, чтобы использовать их для индивидуального развития человека, а также для эффективной организации знаний и навыков в сфере профессиональной деятельности.

Ассоциативный закон памяти устанавливает факт зависимости процессов запоминания, сохранения и становления информации от ассоциативных связей между ее фрагментами или фрагментами другой информации по параметрам схожести, контрасту, меловому содержанию и смежности.

Закон осознания утверждает, что процессы памяти зависят от степени осмысленности информации, подлежащей запоминанию, сохранению и последующему восстановлению.

Закон эмоциональной окраски фиксирует зависимость памяти от уровня эмоциональной реакции индивида, сопровождающей процессы запоминания, хранения, восстановления и забывания информации.

Данный закон имеет следствия: «эффект края»,эффект первичности» и «эффект недавности». «Эффект края» состоит в более прочном запоминании начала и конца поступающей информации (это же отражено в пословице: «Первое и последнее впечатления о человеке прилипчивы»).

«Эффект первичности» говорит о более высокой вероятности припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнено со средними элементами. «Эффект недавности» (или новизны) заключается в большей вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. Так, по отношению к знакомому человеку,наиболее значимой является последняя информация о нем. Что же касается незнакомца, то более значимой оказывается первая информация.

Все эти эффекты объясняются ограниченностью емкости (объема) кратковременной и оперативной памяти, а также буферной функцией этих видов памяти. Вновь поступающий сигнал вытесняет один из ранее поступивших (конечно, при условии, что тот

не перешел в долговременную память). В этой связи в долговременной памяти выделяют относительный и абсолютный объемы.

Относительный объем памяти зависит от информативности стимула.

Относительный объем долговременной памяти обусловлен и количеством запоминаемой информации.

Что же касается абсолютного объема долговременной памяти, то здесь все сходятся на одном: эта память имеет огромный объем, используемый человеком не более чем на 30% за всю его жизнь. Теоретические расчеты показывают, что общий объем долговременной памяти составляет 2,8-1020 двоичных единиц (бит). Это эквивалентно запоминанию более чем 10000 энциклопедических статей, овладению шестью иностранными языками.

Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат (это тысячи и тысячи лиц!). Чемпион мира по шахматам А. Алехин давал сеансы одновременной игры на 40 досках. В.А. Моцарту достаточно было прослушать музыкальное произведение лишь один раз, чтобы точно воспроизвести его.

Общие характеристики продуктивности памяти

К общим характеристикам памяти относятся объем, готовность и точность, скорость запоминания и забывания.

Объем памяти — это интегральная характеристика, характеризуемая количеством запоминаемых, сохраняемых и воспроизводимых образов при определенных условиях их восприятия. Различают объем памяти на запоминание статических и динамических сигналов. Первый связан с запоминанием переменной во времени последовательностью сигнала. Второй — с хранением самой последовательности и отслеживанием ее изменений во времени.

Объем сенсорной памяти зависит от модальности (типа сенсорной системы, которая в данный момент осуществляет прием сигналов) и способа предъявления сигналов. Ранее отмечалось, что после кратковременного восприятия в сенсорной памяти в течение долей секунды сохраняется практически вся поступившая информация. Но уже через 1-2 ( в этой памяти сохраняется лишь около 8 сигналов, которые поступают в кратковременную или оперативную память.

Объем кратковременной и оперативной памяти определяется количеством символов, воспроизводимых сразу же после однократного их предъявления. Согласно магической формуле «семь плюс-минус 2, он для «среднестатистического» человека, он составляет 5—9 символов. Установлено, что объем памяти ограничен не количеством информации вообще, а длиной последовательности стимулов, или кусков информации», не зависящих от содержания. Дж. Миллер (США), объясняя суть кратковременной памяти, провозгласил

«принцип кошелька». Все и деньги человек должен носить в кошельке, вмещающем только 5-9 монет. Но монетами могут быть и центы, и доллары. Если ему нужно запомнить больше материала, то он должен положить в кошелек доллары, которые содержат больше информации.

Другими словами, объем кратковременной памяти слабо зависит от информационного содержания запоминаемых сигналов, ибо эта память имеет дело с символами, а не с содержательной стороной информации. Этот факт иллюстрируется диаграммой изменения объема памяти в зависимости от средней информации на символ при различной природе входящих сигналов.

Индивидуальные особенности памяти

Индивидуальные особенности памяти определяются как врожденными особенностями психики человека, так и приобретенными им в процессе жизненного опыта. Приведенные примеры феноменальной памяти есть результат врожденных задатков и, конечно, систематических тренировок памяти.

Люди различаются по тому, каким образом они запоминают, сохраняют и воспроизводят информацию. Это проявляется в объеме и скорости запоминания, готовности к извлечению сведений из памяти, точности воспроизведения. Люди обладают различной памятью относительно того, что они запоминают (цифры, даты, фамилии, лица и др.). В значительной степени это зависит от их профессиональной деятельности.

У человека могут доминировать различные виды памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная и т.

д. могут наблюдаются парные эффекты доминирования. Это определяется типом ведущей сенсорной системы индивида. Так, при подготовке ответа на экзамене у одного студента из памяти извлекаются целые страницы текста (ведущая — зрительная память), другого звучит голос преподавателя или свой собственный голос, озвучивавший только что прочитанный текст (ведущая — слуховая память).

Далее память человека «старее: и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки. К старческому возрасту человек «впадает в детство»: в памяти воскрешаются подробные эпизоды далеких ребяческих лет.

Поддерживать память можно с помощью специальных упражнений.

Теории и законы памяти (Немов Р.С.)

по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З.
Фрейду. Деятельностная теория памяти: концеп­ция Выготского-Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты предста­вители разных наук: психологии, биологии, медицины, генети­ки, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к пробле­мам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои те­ории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют на­ши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернети­ческого исследования. Одной из первых психологических тео­рий памяти, не потерявшей своего научного значения до насто­ящего времени, была

ассоциативная теория. Она возникла в XVII в. , активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимуще­ственное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковре­менных и долговременных, более или менее устойчивых ассо­циаций по смежности, подобию, контрасту, временной и про­странственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например за­кон забывания Г. Эббингауза

, представленный в виде кривой на рис. 43, В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии та­ких слогов вдет вначале довольно быстро. Уже в течение перво­го часа забывается до 60% всей полученной информации, а че­рез 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолиро­ванно, а в определенных логических, структурно-функциональ­ных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом труд­норазрешимых проблем, основной из которых явилось объяс­нение избирательности человеческой памяти. Ассоциации об­разуются на случайной основе, а память из всей поступающей и Хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объясне­ние мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

Рис. 43. Кривая забывания по Г. Эббингаузу

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полез­ного для познания ее законов. В русле этой теории было установ­лено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторении предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в па­мяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти при­шла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновре­менно главным принципом, на базе которого необходимо объ­яснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, ор­ганизации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, про­ходившая красной нитью через исследования сторонников об­суждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запо­минании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в дан­ный момент времени потребностное состояние создает у чело­века определенную установку на запоминание или воспроизве­дение. Соответствующая установка оживляет в сознании инди­вида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта уста­новка контролирует ход запоминания и воспроизведения, оп­ределяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам из­бирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процес­сы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед задан­ные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости раз­вития памяти от практической деятельности человека здесь не­посредственно не ставился и не решался.

Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов — би­хевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное раз­личие между ними заключалось в том, что бихевиористы под­черкивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в про­цессах научения.

Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании па­мяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознатель­ного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в. , возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответст­вующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысло­вые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запо­минании и воспроизведении выдвигается смысловое содержа­ние материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий за­учиванию или воспроизведению материал в данном случае вклю­чается в контекст определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислитель­ной техники и развитием программирования (языков и при­емов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных иссле­дований был накоплен богатый материал, который оказался весь­ма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный ин­терес к собственно психологическим исследованиям памяти, по­тому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использова­нием достижений кибернетики и информатики. Ведь человече­ский мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

В отечественной психологии преимущественное развитие по­лучило направление в изучении памяти, связанное с общепси­хологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельно­сти, включающей систему теоретических и практических дейст­вий, подчиненных решению мнемической задачи — запомина­ния, сохранения и воспроизведения разнообразной информа­ции. Здесь внимательно исследуется состав мнемических дей­ствий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произ­вольного и непроизвольного запоминания в зависимости от ор­ганизации мнемической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориен­тированных на запоминание, переработку и хранение материа­ла. Французской школой в психологии была доказана социаль­ная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависи­мость от практической деятельности человека.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее раз­витие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогене­тического развития памяти, особенно произвольной и непроиз­вольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хра­нение и воспроизведение материала объясняются тем, что де­лает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности меха­низмов запоминания, условия, при которых оно происходит луч­ше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, ко­торые связаны с преодолением препятствий, в том числе и са­ми эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следую­щие закономерности запоминания, установленные в исследова­ниях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события в жизни, которые произ­водят особенно сильное впечатление на человека, могут запо­минаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут высту­пать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек мо­жет переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запе­чатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить со­бытия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до ко­личества, превышающего максимальный объем кратковремен­ной памяти, то число правильно воспроизведенных членов это­го ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоми­наемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и коли­чество необходимых для его запоминания повторений. Напри­мер, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда ис­ходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то по­надобится примерно 30 повторений для получения того же са­мого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.

6. Предварительное повторение материала, который подле­жит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее про­дуктивно для его запоминания, чем распределение таких по­вторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу чис­ло повторений, необходимых для его выучивания наизусть, мо­жет быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внима­ния не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность прояв­ляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминают­ся лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не оста­ется в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в од­ном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии па­мяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

— память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всег­да сопровождаются нарушениями памяти;

— память у человека теряется и восстанавливается по одно­му и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатле­ния; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспо­минания, а затем наиболее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установле­но, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекоди­рованию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечи­вают смысловую организацию материала, определяющую его за­поминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запо­минания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержа­щиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание способствует ему, т.е. запомина­ние лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная ус­тановка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают ме­ханизмы памяти.

То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществле­ния данной деятельности. Следовательно, для того чтобы по­высить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зави­сит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально на­сыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материа­ла. В этой связи особое внимание должно обращаться на пони­мание материала и осознание смысла того, что с ним в процес­се запоминания делается.

Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распре­делены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторе­ний, чем на середину. По данным, полученным А. Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию вре­мени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организу­ется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

Рис. 44. Гипотетические кривые, показывающие законы забывания механиче­ски заученного и осмысленного материала (использованы данные, полученные Г. Эббингаузом (— — —), другими исследователями (___ . ___) и кривая, представляющая их сумму (___)

Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реми­нисценцией. Это — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений мате­риала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение не­редко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объяс­няется тем, что со временем логические, смысловые связи, об­разующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, ста­новятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисцен­ция происходит на 2—3-й день после выучивания материала. На рис. 44 с учетом явления реминисценции показана кривая забывания Г. Эббингауза. Отметим, что реминисценция как яв­ление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой — бессмысленного материала.

Некоторые иные законы памяти мы продемонстрируем на показательных опытах, обобщение результатов которых позво­ляет увидеть их в наиболее отчетливом виде.

Опыт 1. (Показывает, что при восприятии материала мы обыч­но видим намного больше, чем запоминаем и в состоянии вос­произвести. Этот опыт также доказывает, что в нашей памяти оседает гораздо больше того, что мы в состоянии осознать.)

Испытуемым примерно на 0,05 с предъявляется таблица, со­держащая 9 букв (рис. 45). После удаления таблицы из поля зре­ния испытуемых просят сообщить, сколько из представленных на ней букв они запомнили. В среднем называется обычно 4—5 букв. Затем этим же испытуемым последовательно предъявляется 9 карточек, где с помощью черных квадратиков отмечены места, на которых находились воспринимаемые буквы. Несколько таких карточек показано на рис. 46. Испытуемых при этом просят вспом­нить, какие буквы находились на тех местах, где сейчас распола­гается черный квадратик. Выясняется, что в этом случае припо­минается уже не 4—5, а намного больше букв, почти все 9.

Результат этого опыта объясняют следующим образом. К то­му времени, когда испытуемого просят вспомнить восприятие буквы, часть из них уже уходит из хранилища кратковременной памяти и находится на пути в долговременную память. Поэто­му для того чтобы вспомнить, испытуемому уже требуется не­который стимул-средство. Восстанавливаемое зрительное поле, по-видимому, и является одним из таких стимулов-средств.

Установлено, кроме того, что способность воспроизвести про­извольно указанную местоположением квадратика букву в этом опыте постепенно снижается по мере задержки появления мет­ки в зрительном поле. Если этот интервал времени превышает 0,5 с с момента предъявления карточки (сначала в опыте появ­лялась на экране карточка, а затем зажигалась соответствующая метка), то полностью восстановить в памяти остальные буквы испытуемому уже не удается.

Рис. 45. Таблица с девятью буквами, предъявленная испытуемым в опыте


Рис. 46. Карточка с квадратиками, нарисованными на местах, где раньше находились буквы (выборочно представлены только три карточки из девяти)

–––

Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 233-243.

Ассоциативная теория памяти » СтудИзба

3. Ассоциативная теория памяти. Виды ассоциаций и законы их образования. Критика ассоцианизма

3.1. Понятие и виды ассоциаций

Учение об ассоциациях можно считать первой теорией памяти; его истоки прослеживаются уже в платоновских диалогах (“Федон”) и у Аристотеля (de mem. 2), а расцвет ассоцианизма приходится на XVIII в. Д. Юм, Д.Гартли), когда принцип ассоциации был распространен на всю область психического. В конце XIX – начале XX в. ассоциативная теория, объясняющая динамику процессов памяти принципом ассоциации, стала ведущим направлением в психологии. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, которая обусловлена их реальными объективными отношениями. Физиологической основой ассоциации служат нервные пути в коре мозга, с помощью которых протекают процессы запоминания и воспроизведения.

Со времен Аристотеля (считается, что именно он открыл законы образования ассоциаций) известны четыре вида ассоциаций. Ассоциации по смежности представляют собой установление связи между явлениями по признаку пространственно-временных отношений. В ассоциациях по сходству связь между явлениями устанавливается по признаку сходства, в ассоциациях по противоположности – по признаку контраста. Ассоциации по каузальности образуются по признаку причинно-следственных отношений. Ассоциации могут быть простыми, если они связывают между собой только два представления, и сложными, если одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс (см. рис. 1, б).

3.2. Экспериментальные методы исследования памяти в ассоцианизме

В конце XIX в. немецкий психолог Герман Эббингауз, опираясь на ассоциативную теорию, разработал основные приемы изучения памяти с помощью объективных методов в противовес интроспективным методам школы В.Вундта. В своем классическом исследовании “О памяти” (1885) Г. Эббингауз дает следующее определение ассоциации: “Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга” ([3], с.10). Общее правило возникновения ассоциаций таково: “…Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последова­тельности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали” ([3], с.9).

Для экспериментального исследования памяти Г. Эббингауз предлагает использовать следующие методы:

I. Методы узнавания. Элементы материала, который заучивает испытуемый, располагаются в произвольном порядке среди новых, очень похожих на искомые. Испытуемый должен просмотреть их и идентифицировать те, которые он заучивает.

II. Методы воспроизведения. а) Метод запоминаемых членов – простейший в данной группе методов. Элементы запоминаемого материала предъявляются однократно и воспроизводятся непосредственно или спустя некоторое время после предъявления. Измеряется количество правильно названных элементов и время, затраченное на припоминание.

б) Метод заучивания. Ряд элементов предъявляется многократно и заучивается до достижения определенного критерия, например до первого безошибочного воспроизведения. Фиксируют число проб (повторений) и время, затраченное на заучивание. По результатам строится кривая научения: по оси абсцисс откладывается число проб, а по оси ординат – число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе (подробнее о кривых научения см. раздел 5).

 в) Метод антиципации. Элементы материала группируются в ряды аbcd.., и предъявляются один или несколько раз. Испытуемый пытается воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки или пропуска экспериментатор называет искомый элемент. Процедура продолжается до первого безошибочного воспроизведения. Измеряется: 1) общее время заучивания, 2) число проб, 3) число правильных ответов в каждой пробе, 4) число ошибок в каждой пробе.

 г) Метод сбережения. Суть метода в том, что испытуемый после первоначального заучивания и некоторого периода времени осуществляет повторное заучивание, которое должно удовлетворять следующим условиям: 1) должен применяться тот же метод, что и при первом заучивании; 2) необходимо использовать тот же критерий усвоения. Даже если по прошествии времени после первоначального заучивания испытуемый не может воспроизвести ни одного элемента материала, нельзя делать вывод о полном забывании, не применив метода повторного заучивания: если во второй раз ему понадобится меньше проб, чем в первый, то это значит, что какая-то часть материала в памяти все-таки сохранилась, но порог воспроизведения слишком высок (порог узнавания обычно значительно ниже). Измеряют:

Еа – число проб при первоначальном заучивании;

Еr – число проб при повторном заучивании;

J – число проб, соответствующее критерию усвоения (для первого безошибочного воспроизведения J=1).

Подсчитывают:

Абсолютное сбережение (Еа – Еr) – разность проб между первоначальным и повторным заучиванием;

Относительное сбережение (в процентах) по формуле:

Относительное сбережение необходимо подсчитывать для сравнения показателей нескольких испытуемых. Например, если испытуемый а заучил ряд за Еа=20 проб и Еr=16 проб, а испытуемый б за Еа=10 и Еr=6 проб, то абсолютное сбережение у обоих одинаково и равно Еа–Еr=4, в то время как относительное сбережение равно 20% и 40% соответственно, а это означает, что процесс запоминания у а в два раза продуктивней, чем у б.

д) Метод угадывания. Предложен Г. Мюллером и А. Пильцекером, психологами-ассоцианистами, и рекомендован Г. Эббингаузом к использова­нию. Ряд элементов предъявляется несколько раз, затем через определенное время экспериментатор воспроизводит этот ряд с пропусками некоторых элементов и предлагает угадать пропущенные элементы. Подсчитывают количество правильных ответов и ошибок.

Каждый из перечисленных методов имеет свои недостатки и преиму­щества (см. [3], с. 246-252), но поскольку условия и цели экспериментов неодинаковы, то использование того или иного метода зависит от обстоятельств.

3.3. Образование, сохранение и исчезновение ассоциаций

Важнейшим фактором, влияющим на образование и сохранение ассоциаций, является повторение. Чем чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью и уверенностью они воспроизводятся и тем дольше сохраняются в памяти. Однако общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Для простейших случаев такие правила установлены (правило Йоста, см. раздел 4).

Кроме того, имеет значение принадлежность элементов запоминаемого ряда к единому целому. Если впечатления, образующие ассоциативную связь, организованы посредством ритма или рифмы, то они заучиваются быстрее. Так, стихотворная строфа запоминается гораздо легче, чем такое же количество не связанных между собой слов или прозаического текста, который, хотя и содержит смысловые связи, но не организован ритмически.

Также на образование ассоциативной связи влияют внимание и интерес. Вклад внимания часто не может быть возмещен никаким числом повторений, сколь много бы их ни было. Что касается эмоций, то “ассоциирующая сила удовольствия должна быть признана значительно большей, чем неудовольст­вия” ([3], с. 20). Ассоциативные связи, образующиеся благодаря чувству неудовольствия, тоже быстро доходят до сознания и могут существовать длительное время, однако “мысли человеческие имеют с определенной точки зрения возможность выбора, они предпочитают направление, ведущее к приятному. Возможность различных путей всегда им дана только прежним опытом и создавшимися на его основе ассоциациями, но какой путь они изберут, определяется, при прочих равных условиях, большей приятностью отдельных путей” ([3], с. 21).

С течением времени ассоциативная связь претерпевает изменения. Меняются представления, ее образующие, образы воспоминаний становятся смутными и неопределенными, связь между ними ослабевает, взаимное воспроизведение членов связи уже не происходит с прежней быстротой и точностью и может вовсе прекратиться.

Экспериментальные исследования Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, открыли новую эпоху в развитии психологии, а кривая забывания, получившая название кривой Эббингауза, приобрела значение методического образца, по которому в дальнейшем строились эксперименталь­ные кривые. Материалом для исследования послужили специально изобре­тенные им бессмысленные слоги – сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоци­аций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. С помощью метода сбережений по результатам эксперимента была построена кривая, приведен­ная на рис. 2. Эта кривая отражает изменения, которые происходят в ассоциа­ционной связи со временем – сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останав­ливается по истечении месяца на уровне 20% – сбереженный материал.

Главной целью Эббингауза было нахождение “чистых” законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. Именно поэтому изобретение бессмысленных слогов обеспечило ему успех, поскольку категория значения слова была устранена и отпала необходимость пользоваться методом интроспекции. Э. Титченер, ученик В. Вундта, назвал изобретение бессмысленных слогов наиболее важным событием в психологии со времен Аристотеля. Очищенные от смысла, они позволяли проникнуть в область высших психических функций, вычленив общий для всех момент научения и усвоения.

3.4. Критика ассоциативной теории

Несмотря на достижения в области экспериментального исследования памяти, ассоциативная теория памяти обладала рядом недостатков. Ассоцианизм не различал общего и специфического, прямо отождествив их, и поэтому при каждом новом столкновении со специфическим данная концепция оказывалась несостоятельной. Неоднократно отмечалось, что даже при использовании бессмысленных слогов нельзя до конца избавиться от “искажающего” влияния смысла: испытуемым все-таки удавалось ассоцииро­вать эти слоги с другими словами и образами, что облегчало запоминание. Оказалось, что реальная работа памяти не сводится к установлению ассоциаций, имеют место также и другие механизмы запоминания, что особенно ярко проявляется в работе высших форм памяти. Запоминание в экспериментах Эббингауза происходило в искусственно созданных лабораторных условиях, и поэтому в стороне от исследования оставались такие факторы, как установки, мотивы и цели мнестической деятельности и т.д. Однако принцип ассоциации до сих пор используется в психологии и не утратил своего значения: например, в современных когнитивных теориях памяти (см. раздел 6) он рассматривается как основной принцип устройства долговременной памяти.

Подробнее см. работы [1; 3; 18, с. 249-261]

Разбор статьи «Законы Памяти»

В интернете ходит текст, приведенный ниже. Найти его можно на разных страницах, и, к сожалению, теперь уже не установить, кто автор. Но разобрать эти законы критически не помешает в любом случае. Потому что после обучения психологии, у студента, если он не всё забыл, присутствует именно такое понимание памяти.

1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.
2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)
8) Закон края: Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Далее, «Кривая забывания» (механическое заучивание):

1. первое повторение — сразу по окончании чтения;
2. второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
3. третье повторение — через 8 часов после второго;
4. четвертое повторение — через 24 часа после третьего.
5. через месяц, два, полгода, год и так далее по мере необходимости.

Теперь разбор

1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.

А что такое интересное? Интересное – это то, что мы можем использовать, чтобы добиться чего-то очень нам нужного, то есть связанного с безопасностью, с развитием, с освобождением, с властью, сексом и так далее. Поэтому, если человек разговаривает на языке на интересные для него темы (связанные с безопасностью, развитием, сексом и так далее), то новые слова и обороты для него интересны, потому что он их мысленно, по большей части бессознательно, вписывает в контекст будущих разговоров.

Запоминание – это не то, что происходит в лаборатории у психологов. Если что-то для человека важно, его бессознательный ум будет над этим работать. То есть, человек будет возвращаться к материалу мысленно вновь и вновь – отчасти сознательно, отчасти бессознательно. Это и на его сон повлияет. Другие вопросы с меньшими приоритетами будут вытеснены из очереди на продумывание. Быть может, он не так хорошо отдохнет, как мог бы. Где и когда психологи всё это учитывали? И как это всё можно измерить?

2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

А из чего состоит осознание? Материал состоит из чего-то, и состоит в чем-то. К примеру, из чего состоят слова – из букв, фонем, аффиксов, корней (тут работают детализация и автоматизация). Об этом подробнее я уже писал про память и векторизацию. А в чём слова состоят? В каких-то конструкциях и в темах общения (тут работает тот же интерес).

Как мы видим, об осмыслении мы уже говорили, когда говорили об интересе, потому что интерес – это и есть осмысление, но не просто осмысление, а то осмысление, в котором человек присутствует всей душой.

Вот я по поводу этой статьи в комментариях написал:

«Законы памяти» — это типичная работа психологов. Как будто бы правильно, а какой от этого практический толк? А почему психологи создают нечто, что, как будто бы, правильно, но бесполезно? Потому что они решают задачу типа такой: «а что еще можно замерить, чтобы защитить диссертацию?». Если бы они решали задачу, «как создать методику освоения иностранных языков, чтобы любой мог с языками справляться в разумные сроки?», «законы памяти» выглядели бы иначе. Но тогда сразу выяснилось бы, что вся система образования глубоко не разумна, что работать можно лучше. Что виноваты не студенты, у которых не получается, а профессора, которые не умеют учить. И тут начались бы конфликты… Проще поставить вопрос «что еще можно замерить?».

Какие можно сделать из этого выводы? Что у меня дурной характер, и что со мной надо бороться либо методом инквизиции, как это делали христиане, либо методом бойкота, как это делали иудеи. Но цель моего поста была как раз вписывание материала в контекст самого интересного – в конфликт серостей и творческих личностей. То есть, целью было глубокое осмысление материала. Тот, кто вступает в заинтересованную дискуссию, развивает свои ум и память. Кто перевирает или бойкотирует, развивает слабоумие. Проблемы у людей – они этические. И так оно во всем.

3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

А что за этим стоит? А то, что человек отключился от всего неважного, начал материал анализировать, вписывать в контекст, забывать и воспроизводить. То есть, дело не в установке, а в том, что человек начал использовать техники запоминания.

4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке. Потому что запоминание – это и есть действие – а именно, анализ и вписывание в интересный (то есть очень важный) контекст.

5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке, и в Действии. Потому что действие – это всегда не только анализ (детализация), но и вписывание в конкретные ситуации – в контексты.

6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.

Потому что запоминание – это продумывание и раскладывание по полочкам, которое протекает в основном бессознательно. Это работа. И, если ты работаешь сразу над несколькими делами, каждое дело в отдельности от этого может замедляться.

7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)

И что с этим делать практически? Если это заучивание слов, то решением будет двойная ротация: работаешь с пятью-девятью карточками. Когда одна карточка оперативной стопки (семь плюс мину две) более менее выучена, на смену ей идет другая из большой стопки, и в уже немного новом составе вертятся семь карточек (плюс минус две).

9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

То, что встречается много раз, для подсознательного попадает в категорию того, что непременно встретится опять, а потому на это обращается подсознательное внимание. Аналогично оно обращается на движущийся предмет.

Если же мы говорим о воспроизведении по памяти, то повторение помогает лишь в том случае, если каждый следующий раз ты стараешься сделать лучше, чем предыдущий. Иначе повторение может быть не только не полезным, но вредным.

10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Но всякая незавершенность, всякая недорисованная картинка, всякий незаконченный гештальт – это психологическая микротравма. То есть, это небольшая боль, и боль запоминается. С другой стороны, человек подсознательно может постараться боль забыть.

Далее, «Кривая забывания»

По поводу кривой забывания. Если человек будет повторять слова сразу, через минуты, через пять минут, и так далее, совсем не факт, что через пару лет он будет помнить слова лучше, чем если бы он повторил их то же количество раз с интервалом в три месяца. Тут другие факторы окажутся решающими, а не организация повторений в точном соответствии с кривой забывания. Более того, у меня есть основания предположить, что организация повторений в соответствии с этой кривой может здорово психотизировать – это как поставить себя в условия тысяч вечных экзаменов.

В заключение скажу, что если исходить из практики заучивания языков, а не из практики лабораторных экспериментов, теория будет выглядеть совсем иначе.

Ассоциативная память — психология — Юридическая помощь

Законы и теории памяти в психологии :

Психический мир людей является многообразным и разносторонним. Высокий уровень развития психики обеспечивает человеку многочисленные возможности, однако психическое развитие не проходило бы без сохранения приобретенного опыта и знания, а это обеспечивается благодаря памяти.

Уже на протяжении нескольких веков представители разных наук занимаются исследованиями памяти. Среди них психологи, биологи, медики, генетики, кибернетики и многие другие.

Представитель каждой из этих наук имеет свою систему понятий и свои теории памяти, однако все они помогают расширить человеческие знания о ней.

Ассоциативная теория

Наиболее давними являются психологические учения, поскольку медицинские, генетические и биохимические теории и законы памяти появились значительно позже. Одно из первых, которое является актуальным и на сегодняшний день, — ассоциативная концепция. Периодом появления данной теории памяти является 17-й век, а наиболее активное ее развитие пришлось на 18-е и 19-е столетия.

Основывается ассоциативная теория памяти на понятии ассоциации, иными словами – связи между разными феноменами психики. Основоположниками этого учения являются Г. Эббингауз, А. Пильцекер и др.

Они рассматривали память как сложную систему ассоциаций, независимо от того, кратковременные они или долговременные, более или менее устойчивые.

Представители данной теории памяти подразделяли ассоциации по смежности, контрасту, подобию, пространственной и временной близости.

Ассоциативная теория памяти позволила познать некоторые из ее законов.

Психологами, работающими в данном направлении, были установлены особенности изменения количества элементов, которые запоминаются при разном количестве повторений предъявляемого ряда, а также особенности сохранения в памяти элемен­тов запоминаемого ряда зависимо от промежутка времени, прошедшего между запоминанием и воспроизведением. Именно благодаря этому учению в дальнейшем были основаны многие другие основные теории памяти.

Гештальт-теория памяти

После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт.

Исходным понятием в этом учении являлась изна­чальная, целостность первичных элементов – гештальт.

Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.

Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему.

Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мне­мических процессов.

Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе.

Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.

Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избира­тельности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе.

Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти.

Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.

Психоаналитическая теория

Представители психоаналитической теории памяти, основоположником которой является З. Фрейд, особое внимание в рассмотрении сохранения и запоминания информации уделяют бессознательному уровню психики.

Психоаналитическая теория памяти показывает значительную роль, которую играют ранние эмоциональные переживания, способные оказывать влияние на всю последующую жизнь.

Особое внимание представители данной теории уделяют вытеснению из сознания негативной информации и проявлению ее через юмор, сновидения, оговорки и прочие проявления бессознательного.

Благодаря психоанализу было обнаружено и описано много инте­ресных психологических механизмов подсознательного забывания, связанных с функционированием мотивации.

Смысло­вая теория

В первой половине XX века возникает смысловая теория памяти. Ее самые яркие представители, А. Бине и К. Бюлер, утверждают, что работа памяти непосредственно зависит от смысловых связей (их наличия или отсутствия), которые объединяют подлежащий запоминанию материал в смысловые структуры – более или менее обширные.

Особое внимание представители данной теории памяти в психологии уделяют смысловому содержанию материала. По их мнению, смысловое запоминание происходит по иным, отличным от механического запоминания, законам. Они утверждают, что подлежащий заучиванию материал является частью контекста определенных смысловых связей.

Представители этой теории стремятся представить память в виде воспроизведения чистых мыслей, которые совершенно не зависят от речевой формы. Ведь они разрывают и противопоставляют запоминание слов и мыслей, приходя к выводам, которые смыкаются с антагонистической теорией.

Деятельностная теория

Французские ученые, включая П. Жане, основали новую теорию памяти, основанную на рассмотрении ее как вида деятельности. П.

Жане принадлежит к числу ученых, который одним из первых трактовал память как систему действий, которые сориентированы на запоминание, систематизацию и хранение информации.

Французская школа психологии доказала социальную обусловленность всех процессов памяти, ее прямую зависимость от человеческой деятельности.

Отечественными психологами, среди которых можно назвать П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и проч., была продолжена работа над теорией в изучении памяти, связанной с общепсихологической теорией деятельности.

Они рассматривали память как особый вид деятельности, входящий в систему действий, которые подчинены решению мнемической задачи, а именно запоминанию, сохранению и воспроизведению определенной информации.

Приверженцы деятельностной теории памяти в психологии уделяли особое внимание исследованию состава мнемических действий и операций, зависимости продуктивности работы памяти от места в структуре цели и средства запоминания, сравнительной продуктивности запоминания — произвольного и непроизвольного.

Физиологическая теория

Физиологические теории памяти своим появлением многим обязаны учениям И. П. Павлова, который вывел закономерности высшей нервной деятельности.

Ученый утверждал, что материальная основа памяти зависит от пластичности коры больших полушарий головного мозга и ее способности образовывать условные рефлексы. Физиологические механизм памяти состоит именно из образования, укрепления и угасания временных и нервных связей.

Связь между ранее закрепленной информацией и новой образуется благодаря условным рефлексам, на которых и основывается физиология запоминания.

Чтобы понять причину обусловленности памяти, стоит обратиться к понятию подкрепления, введенному также Павловым. Надо отметить, что психологические теории памяти основываются совершенно на других принципах.

Павлов же рассматривает это понятие как совпадение связи с достижением непосредственной цели действия человека или стимула, мотивирующего действие. Именно это совпадение приводит к сохранению и закреплению усвоенной индивидуумом информации.

Соотношение физиологического понимания подкрепления с психологическим понятием цели действия является актом слияния психологического и физиологического анализа механизмов памяти.

Основная функция данного процесса направлена на будущее, то есть запоминание имеет смысл только в том случае, если задаться вопросом «что будет». Если же жить вопросом «что было», данный процесс является совершенно бессмысленным.

Физическая теория

Учение И. П. Павлова оказало влияние и на возникновение физической теории памяти. Приверженцы данной концепции занимаются исследованием нейрофизиологического уровня механизмов памяти.

Теория памяти физическая утверждает, что возбуждение оставляет физический отпечаток после его прохождения через группу нейронов. Данный физический след ведет к изменениям (механическим и электронным) в месте соединения клеток.

Благодаря этим изменениям повторное прохождение импульса уже по ранее пройденному пути является более простым.

Так, когда человек видит предмет, глаза его обследуют контуры, в результате чего происходит движение импульса в определенной группе нервных клеток.

Нервные клетки, в свою очередь, моделируют воспринятый объект как пространственно-временную структуру.

Основу процесса запоминания (хранения или воспроизведения) составляет создание и активизация нейронных моделей — так утверждает нейронная теория памяти.

Биохимики о памяти

Биохимическая теория памяти утверждает, что при долговременном запоминании образуются новые белковые вещества – нейропептиды и другие.

После того как раздражитель подействует на нервную клетку, происходит электрохимическая реакция, в результате которой возникают обратимые изменения в клетках, способствующие кратковременному запоминанию.

На следующем этапе на основе предыдущих изменений возникает биохимическая реакция с изменениями в его структуре нейрона, результатом которой становится долговременное запоминание. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что огромную роль при запоминании играет рибонуклеиновая кислота (РНК) и олигопептиды.

Огромное количество экспериментов было проведено приверженцами биохимической теории.

И законы памяти, которые им удалось установить в результате проведения работ, дали возможности лучше понять процесс запоминания и воспроизведения.

Наибольшего внимания заслуживает эксперимент, в ходе которого ученые попытались перенести память от одного существа к другому. Конечно, эксперименту были подвергнуты самые простые организмы, однако это уже первый шаг.

Закономерности, выведенные Г. Эббингаузом

Г. Эббингауз в конце прошлого века вывел и систематизировал ряд закономерностей памяти. Сделать это ему удалось благодаря ассоциативной теории памяти в психологии. Кратко можно сказать, что он работал над установлением закономерностей запоминания, для исследования которого использовались бессмысленные слоги и прочая информация, слабо организованная в смысловом плане.

Он выяснил, что человек сразу и надолго запоминает даже простейшие события в жизни, если они произвели на него особенно сильное впечатление.

Если же моменты эти человеку менее интересны, он может их не запомнить, даже если они произойдут несколько десятков раз.

При достаточной концентрации внимания человек по памяти легко может воспроизвести все основные моменты однократно произошедшего в его жизни события.

Запоминая длинный ряд, необходимо помнить, что легче всего воспроизводятся его начало и конец.

При запоминании слишком длинного ряда (когда число элементов в нем превышает объем кратковременной памяти), количество верно воспроизведенных элементов этого ряда сокращается, если сравнивать этот показатель с аналогичным показателем того случая, когда количество членов ряда равняется объему кратковременной памяти.

Законы памяти

Многочисленные психологические теории памяти позволили вывести ряд законов. Учеными установлено, что запоминание, сохранение и воспроизведение материала происходит благодаря различным операциям по переработке, перекодированию информации, включая анализ, систематизацию, обобщение, синтез и другие мыслительные операции.

Когда человек воспроизводит текст, желая его запомнить, в памяти запечатлеваются как слова и обороты, из которых он состоит, так и содержащиеся в нем мысли. Именно последние и вспоминаются в первую очередь, когда стоит задание воспроизвести изученный ранее текст.

В большой мере запоминанию способствует установка на процесс. Иными словами, если человек, пытающийся запомнить текст или любую другую информацию, поставит перед собой определенную мнемическую задачу, процесс запоминания пройдет легче и быстрее, а информация будет храниться в памяти максимально долго.

Для того чтобы продуктивность запоминания информации стала выше, необходимо, чтобы человек каким-то образом связал ее с целью деятельности. Связано это с тем, что лучше помнится то, что в структуре деятельности занимают место ее цели, а не составляющие средства осуществления данной деятельности.

Хорошее заучивание материала не требует моментального его изучения наизусть. Более того, если материал учить в течение суток, на это уйдет в два раза меньше времени, чем если это делать сразу.

Источник: https://www.syl.ru/article/168677/new_zakonyi-i-teorii-pamyati-v-psihologii

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Cекрет запоминания иностранных слов | Образовательное агентство Language Bridge

Без сомнения слова являются основными элементами, так называемыми «кирпичиками» языка. И заучивание новых слов представляет собой серьезную преграду для тех, кто учит иностранный язык.

Запомнить тонну слов за раз — это мечта для каждого, кто сталкивается с освоением иностранного языка. Для некоторых, это действительно навязчивая идея — они беспрестанно зазубривают новые слова. И достаточно часто, эти попытки заканчиваются разочарованием и отчаянием.

Не удивительно, что один из самых популярных вопросов каждого начинающего учить язык — «Как их запомнить?»

Почему так сложно запоминаются новые слова?

Запоминание новых слов, правил, выражений кажется тяжелой задачей по многим причинам. Если говорить в общем, то наш мозг работает очень избирательно: он стремиться выбрать из получаемой извне информации только то, что считает необходимым, исключая бесполезные вещи.

Представьте себе, если бы вы запоминали каждую деталь, которая попадает в ваш мозг: вы бы запоминали тысячу слов без каких либо усилий, но взамен вам бы пришлось заплатить дорогую цену: вашему мозгу пришлось бы бороться с постоянным, нежелаемым и раздражающим потоком ненужной информации. К счастью, наша голова работает в своем собственном ритме и самостоятельно регулирует процесс поступления «нужной» информации.

Итак, «забывание» на самом-то деле хорошая вещь. Его цель — помочь вашим мозгам запоминать информацию, которую мы считаем важной.

Те, кто учит иностранный язык, хотят запомнить столько слов, насколько это возможно, и очень часто они терпят в этом фиаско. И они приходят к выводу, что у них плохая память, и что иностранный язык — это не для них. Это еще один миф, который необходимо разрушить.

Какими бы ни были ограничения, наш мозг обладает необыкновенной способностью обучаться и запоминать информацию. Секрет лишь в том, как этим воспользоваться.

Существует негласный закон: если мы учим новое слово или выражение в день Х, эта информация исчезнет из нашей памяти в течение нескольких дней. И ничего удивительного, что вы не можете вспомнить слово, которое заучивали всего несколько дней назад.

Как мы можем улучшить нашу способность сохранять слова в нашей памяти?

Процесс усваивания новой информации может быть разделен на три стадии: декодирование, сохранение и восстановление.

Когда ваш мозг получает новую информацию, он декодирует ее и затем сохраняет. Сохраненная информация может затем быть восстановлена в будущем. Если мы не можем что-либо вспомнить (как часто мы это называем «пробел в памяти«), то значит что-то пошло не так в одной из этих фаз.

Существует так же несколько типов памяти: кратковременная и долговременная память, сенсорная память и т.д. Сенсорная память получает информацию посредством стимуляции чувств, таких как зрение, осязание, обоняние.

Кратковременная память, часто ее называют рабочая память, содержит малое количество информации на протяжении небольшого периода времени. Мы используем ее когда делаем вычисления в уме, запоминаем пароль, код или телефонный номер. Если мы хотим запомнить слово (сохранить его в памяти), мы должны поместить его в долговременную память.

Но как мы можем сделать это в действительности?

Наша память — это как мышца, она атрофируется, если не работает.  Каждая ее функция, которой пренебрегают, начинает ослабевать и в конечном итоге исчезает. Таким образом, память необходимо постоянно держать в тонусе и стимулировать. Лучший способ сделать это —  постоянное повторение. Если вы хотите, чтобы ваша память работала хорошо, заставляйте ее работать понемногу каждый день. Повторение операций имеет аккумулятивный эффект, главной целью которого  является внедрение информации в наш мозг без целенаправленных усилий.

Важные  факторы

Приведем несколько важных факторов, которые способствуют  улучшению вашей сверхспособности к запоминанию новых слов и выражений:

Интерес

Для того, чтобы улучшить свою способность распознавать и запоминать новые слова и выражения, вы должны быть заинтересованы и увлечены тем, что вы делаете. Развивая свой интерес в определенной сфере и постоянно напоминая себе, зачем вы это делаете, вы создаете себе невероятный импульс для скорейшего усваивания новой информации.

Когда вы начинаете учить язык, представьте себе какие неограниченные возможности вы получите: новая работа, новые друзья, новые  впечатления. Положительные эмоции улучшают память. И только от вас зависит, произойдет желаемое или нет.

Внимание

Концентрация и внимание — ключевые факторы в учебном процессе. В наш век интернета, концентрация уменьшается в связи с постоянной многозадачностью. Мы предлагаем вам выключить музыку и другие потенциальные раздражители и сфокусироваться на насущных задачах: например, на заучивании новых слов.  Концентрация поможет чрезвычайно повысить вашу производительность.

Понимание

Мы можем запомнить только то, что можем понять. Если вы полностью осознали смысл предложения или концепции, вы так же сможете понять его единичные элементы и связи между ними. Инженеры, которые понимают, как работает электронная схема, скорее всего понимают, как работает каждый ее элемент в отдельности. То же самое относится и к тем, кто изучает языки: если вы поняли прочитанное предложение, вы намного быстрее запомнить слова, вложенные в него.

Ассоциативное мышление

Наш мозг это большая сеть нейронов: каждый единичный нейрон соединяется с десятками тысяч других нейронов. Итак, если мы хотим улучишь наш запоминательный процесс, нам следует его адаптировать к работе нашего мозга. Один из наиболее эффективных инструментов, чтобы сделать это — ассоциации: сопоставление новой информации со старой, которая уже храниться в нашей долговременной памяти.

Вот несколько способов развития ассоциативного мышления:

Визуализация

Один из способов развития ассоциативного мышления — это образное мышление. Наш мозг так же воспринимает информацию через цвета, форму и т.д. Если вы сопоставите новое слово с картинкой или образом, это слово скорее всего будет соответствовать с другой информацией, хранящейся в вашей памяти. Как результат: мы запоминаем намного лучше.

Например, запоминая имя человека вы можете его связать с какой-нибудь чертой в его внешности. Чем более абсурдны ваши ассоциации, тем проще вам будет вспомнить имя этого человека.

Закрепление

Потратьте время для того, чтобы обработать и запомнить информацию. Один из лучших и простейших способов сделать это — каждый раз просматривать то, что вы уже выучили через определенный интервал времени. Постоянное повторение заставляет ваш мозг думать, что это необходимая информация, и поможет вам зафиксировать ее наиболее эффективным способом.

Контекст

Контекст  — это король для изучения языка. Очень важно всегда учить слова в контексте, который поможет вашему мозгу сформировать образы, и ассоциировать слова с другими словами. Чем интереснее текст, тем больше мы будем мотивированы понять его и запомнить.

Многозначные контексты

Чтение помогает нам «связать концы». Когда мы много читаем, мы увеличиваем вероятность нахождения одного и того же слова в разных контекстах,  что так же усиливает нашу способность к запоминанию.

Итак, еще раз повторимся — ассоциативное мышление играет наиважнейшую роль в учении иностранного языка!

Динамика

Изучение языка это навык, который мы приобретаем. Динамичный учебный процесс наиболее предпочтителен, чем статичное изучение языка, где части анализируются отдельно от контекста. И навыки необходимо отрабатывать в действии, с помощью специальных техник.

Техники

А о техниках мы поговорим с вами в следующий раз:)

Стоит отметить, что все вышеперечисленные методы запоминания пригодятся вам не только в изучении иностранных языков, а так же помогут вам в освоении других областей, как технических так и гуманитарных.

Желаем вам успехов в учении!

Рекомендации по развитию ассоциативной памяти у детей дошкольного возраста «Ассоциативная память»

Ассоциативная память (рекомендации по развитию ассоциативной памяти в дошкольном возрасте)

Проблема памяти очень актуальна, не только у взрослого человека, но и в детском возрасте. Т. Никитина в книге «Как развить память, или запоминаем быстро и легко» говорит о том, память это « …сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и четкими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основными причинами являются следующие моменты:

  • недостаточная концентрация внимания

  • несоблюдение основных законов памяти

  • сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация

  • cлаборазвитая природная память

 Забывание связано с неумением вспомнить, с неумением подобрать   нужный ключ к нужной двери. И здесь на помощь может прийти мнемоника. Мнемоника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление

человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, существуют разные виды ассоциаций: тематические (например, «Фрукты»),

где объекты связаны единой тематикой;

  • фонетические, где есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь)

  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него. Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков). С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками. Несмотря на то, что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее. Придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники — одно из условий лучшего запоминания. Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, обобщающие, дополняющие. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Необходимо научить запоминать так, чтобы между зрительным образом ( предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи. В своей работе с детьми я использую следующие мнемонические приемы:

— ассоциации – установление связей по сходству ( овощи; фрукты),

-смежности (предметы, объединенные общей темой, например, все фрукты), -противоположности ( все красные — зеленые, все сладкие- кислые),

-выделение опорных пунктов «зацепок» ( напр., круглая форма).

Можно использовать приемы группировки, классификации, разбиения картинок на ряды, столбцы. Находят применение метод парных ассоциативных связей, рифмовки, загадки, короткие стишки, в том числе и придуманные детьми. При разработке рекомендаций по развитию ассоциативной зрительной памяти детей учитывала, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов, а также особенности каждого ребенка (снижение объема памяти, внимания, восприятия, разный уровень речевого развития, личностные трудности, наличие возможностей)

Основной принцип работы —  принцип индивидуального подхода.

Второй важный принцип – использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип – рациональный подбор материала, используемого на коррекционно-развивающих занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным.

В ходе реализации процесса  коррекции ассоциативной зрительной памяти важно учитывать следующие положения:

1. Начинать  проведение коррекционных занятий при наличии четкого плана действий.

2. Излагаемый материал должен стимулировать не только  память,  а также  развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление.  Следовательно, коррекционное воздействие должно быть комплексным.

3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при  развитии  мнемической деятельности  путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Ставить перед детьми задачи, которые бы опирались как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.

5.Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.

6.Направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.

7. Этапы коррекции предполагают  изложение материала от «простого к сложному».

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухо-речевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания, алгоритм следующий: ребенок запоминает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных

или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» посредине резко отличающихся от них, потом — посредине похожих. На следующем этапе использовала демонстрационную таблицу с изображением предметов. Предлагала запомнить их, затем нарисовать по памяти эти предметы в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть тематическими, например: «Овощи», «Фрукты»

— могут быть заполнены предметами, не связанными между собой, например: домик, сумка, банан, кресло, зонт, батон.

Объясняю ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить картинки, можно использовать такой прием: придумать историю про эти картинки. Например: «Мама пошла в магазин»

Первоначально психолог сам рассказывает эту историю, демонстрируя каждую картинку показом:

-мама пошла в магазин ,

-взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь ( показать на сумку и зонт),

-купила в магазине молоко, яблоко и вишню ( показать соответствующие картинки),

-потом отправилась домой ( показать на домик),

-пришла домой, устала мама, замерзла, села в кресло – отдохнуть (показать кресло) и погреется (показать на батарею)

Еще один вариант истории: Мама варила суп

Тему предлагает психолог, дети сами, сообща, придумывают историю. Коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

В последующем, дети сами придумывают и тему истории, и саму историю.

(примеры демонстрационных таблиц)

Вывод: использование на коррекционно-развивающих занятиях эффективных способов ассоциативного запоминания позволяет улучшить качество знаний, добиться стопроцентного запоминания предлагаемого материала, развивать познавательные интересы

Литература:

1.Арден Д.Б. Развитие памяти для «чайников». : Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2006

2. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006

3.Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988 с 328

4.Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975. (Память: 42- 103.)  5.Эльконин,  Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Д.Б. Эльконин — М.: Просвещение, 1962 С. 410.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 50 Белоус А.И.

город Кемерово. 2017г.

Ассоциативное обучение и гиппокамп

Каждый день мы узнаем и запоминаем огромное количество новой информации, начиная с имен новых людей, с которыми мы встречаемся, и заканчивая лучшим блюдом, которое можно заказать в конкретном ресторане, и местом расположения новой велосипедной дорожки. Эта новая информация сначала приобретается, и, если она усиливается посредством процесса, называемого консолидацией, в конечном итоге сохраняется в долговременной памяти. Структуры медиальной височной доли необходимы для этой способности приобретать новые долговременные воспоминания о фактах и ​​событиях.Эта форма памяти называется декларативной памятью у людей и реляционной памятью у животных. Сходящиеся результаты нейропсихологических исследований на людях, а также экспериментальных исследований поражений и нейроанатомических исследований на животных показали, что ключевые структуры медиальной височной доли, важные для декларативной / реляционной памяти, включают гиппокамп вместе с окружающей энторинальной, периринальной и парагиппокампальной корой. Хотя ясно, что структуры медиальной височной доли важны для приобретения новых декларативных / реляционных воспоминаний, у нас все еще есть только рудиментарное понимание нормальных паттернов нейронной активности, лежащих в основе этой способности.Чтобы ответить на этот вопрос, моя лаборатория записала активность отдельных нейронов в гиппокампе, когда обезьяны выполняют различные задачи, требующие памяти. Мы сосредоточились на одной конкретной форме декларативной / реляционной памяти, называемой ассоциативной памятью, которая определяется как способность узнавать и запоминать отношения между не связанными друг с другом элементами, такими как имя человека, которого мы только что встретили, или аромат определенных духов. В частности, мы исследовали паттерны активности нейронов гиппокампа, когда обезьяны находятся в процессе формирования новых ассоциаций в памяти.Мы предположили, что если гиппокамп важен для раннего формирования новых ассоциаций, мы должны увидеть изменения в нейронной активности, которые параллельны поведенческому обучению. Наша долгосрочная цель — понять эволюцию сигналов, связанных с обучением, в средней височной доле по мере того, как воспоминания изначально устанавливаются, укрепляются и в конечном итоге сохраняются в долговременной памяти.

Задача, требующая нового ассоциативного подчинения
Чтобы изучить закономерности нейронной активности во время формирования ассоциативной памяти, мы обучили двух обезьян выполнять задачу ассоциации место-сцена.В этом задании животные должны были изучить новые ассоциации между определенными сложными визуальными «сценами» и конкретными целевыми локациями за вознаграждение. Мы знаем, что медиальная височная доля играет важную роль в нормальном выполнении этой задачи, поскольку повреждение этой области у обезьян приводит к значительному ухудшению способности изучать новые ассоциации местоположения и сцены (Brasted et al., 2003; Brasted et al., 2002). ; Murray et al., 2000; Wise and Murray, 1999; Murray and Wise, 1996; Rupniak and Gaffan, 1987).Схематическое изображение задачи показано на Рисунке 1