28.11.2024

Аристотель чему учил: 11 things Aristotle taught us about Life

Аристотель

Они живут для того, чтобы есть,
я же ем для того, чтобы жить

Аристотель (384 — 322 г.г. до нашей эры) — великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественно-историческому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приобрела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.

+ + +

Аристотель (384–322 до н. э.). Древнегреческий античный мыслитель, первый, кто увидел значение среднего класса для укрепления общества и демократического управления государством. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.

Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность, по мнению Аристотеля, развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и, следовательно, озлоблены. При частной собственности появляются богатство и неравенство, но только они дают гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности также опасно для государства, считал Аристотель.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Другие биографические материалы:

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Древнегреческий ученый-энциклопедист (

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Кондаков И.М. Аристотель Стагирит (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Ученик Платона (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010)

Фролов И.Т. С марксистской точки зрения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Шуман А.Н. Явился основоположником формальной логики (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Лебедев А. В. Основатель перипатетической школы (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.

1983).

Лебедев А. В. Аристотель: Логика и теория познания. Метафизика. Этика… (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Ярошевский М.Г. Впервые пришел к пониманию внешнего взаимодействия организма со средой в качестве психически регулируемого целостного акта (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005).

Адкинс Л., Адкинс Р. Автор книг, охватывающих практически все сферы философии и науки (Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008).

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. В 17 лет поступил в Академию Платона (

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007).

Валентей С.Д. Рассматривал проблемы народонаселения (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Баландин Р.К. Добавил систематичности в философию Платона (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Сергеев В.С. Создан настоящий культ Аристотеля (Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948).

Блинников Л.В. Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами на мораль (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002

).

Редис Б. Был учителем юного Александра Македонского (Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия, М., 1993).

Подверг критическому пересмотру систему Платона (Всемирная история. Том II. М., 1956).

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки (Ф. А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь).

Подробно рассматривает многие важные вопросы воспитания (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).

Далее читайте (Сочинения Аристотеля, исследования его творчества, справочные материалы).

 

 

 

Аристотель

Официально:

 

Аристотель. 384 – 322 до нашей эры. Философ, один из самых влиятельных диалектиков мира, основоположник формальной логики, создатель многих понятий и терминов философии. Философская система Аристотеля затрагивала самые разные аспекты развития человечества и во многом повлияла на дальнейшее развитие научного мышления.

 

Неофициально:

1. В сочинениях древних историков часто встречаются написанные с большой буквы слова «Философ», «Оратор», «Поэт». Поэт это Гомер у греков или Вергилий у римлян, Оратор, соответственно, Демосфен или Цицерон. А Философ – это Аристотель. И у греков, и у римлян.

2. Средневековые схоласты убивали авторитетом Аристотеля противников: «Magister dixit» – то есть «Так сказал учитель».

3. Авторитет Аристотеля был воистину непререкаем: ведь великий греческий философ «обнял», как образно выразились Брокгауз и Ефрон, все научные знания своего времени.

4. Иногда Аристотеля называют еще Стагерит. По месту рождения: древнегреческий ученый-энциклопедист родился в Стагире – греческой колонии недалеко от Афонской горы.

5. Аристотель был сыном придворного доктора по имени Никомах и еще в детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии, отцом легендарного Александра Македонского.

6. Позже Аристотель стал воспитателем Александра, и царь высоко оценит его труд: благодаря отцу, скажет Александр, я живу, благодаря Аристотелю живу достойно.

7. В ранней юности Аристотель осиротел, но изучения наук и чтения не оставил. Потом он отправился в Афины, где учился, а потом и преподавал в Академии Платона до самой смерти Платона.

8. Позже Аристотель  создал собственную школу, то есть на языке греков, гимнасий.

Школа располагалась в роще близ храма Аполлона Ликейского, за что ее потом прозовут Ликеем или, как нам привычнее, Лицеем.

9. Учеников и последователей Аристотеля именовали перипатетиками – название подарит греческий глагол со значением «прогуливаться», поскольку Аристотель читал лекции, гуляя с учениками.

10. Чему учил Аристотель? Всему, что узнал сам, всему до чего сам додумался. Аристотель собрал и систематизировал практически все научные знания античности и рассмотрел все главные философские проблемы своего времени.

11. Аристотель  свел воедино все сведения по биологии, физике, астрономии, психологии, теории литературы, зародил зоологию и формальную логику. Он первым отделил астрономические явления от атмосферных и породил метеорологию, он назвал науку о государстве политикой, ввел в философский оборот термин «категория» и другие, не столь известные широкой публике термины.

12. Метафизикой мы тоже обязаны Аристотелю – так стали называться его труды, которые вышли после трактатов о физике.

13. Аристотель был дважды женат. Его первой супругой стала Пифиада, приемная дочь Гермия, тирана города Атарнея в Малой Азии. Гермий тоже был учеником Платона и другом Аристотеля. У Аристотеля и Пифиады была дочь по имени Пифиада. После смерти первой жены Аристотель  сильно горевал и даже воздвиг ей мавзолей. Но постепенно утешился и женился своей рабыне Герпиллиде.  Она родила ему сына Никомаха.

14. В обширном философском наследии Аристотеля обнаруживается немало мудрых мыслей. Мы повторяем его афоризмы и знать не зная, что их автор Аристотель.  Вслед за ним мы выбираем меньшее из зол, знаем, что корень учения горек, но плоды его сладки, и едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

15. Рассказывают, что когда Александр Македонский попал под дурное влияние гетеры Филлиды, Аристотель умолял ее оставить Александра.

Хитрая гетера поставила условие: философ покатает ее на себе. В разгар скачек вошел Александр. Но унижение философа обернулось его триумфом: «Если она так поступила со мной – умудренным жизнью человеком – во что же она превратит тебя?» сказал учитель и победил.

16. Благодарный воспитанник  еще при жизни поставил учителю памятник.

17. После смерти Александра политическая борьба в Афинах обострилась, и Аристотелю имевшему влияние на молодежь, предъявили обвинение в безбожии. «Я не дам Афинам другую возможность бесчестить философию» – сказал он, намекая на расправу с Сократом, и покинул Афины.

18. Через год после бегства из Афин в Халкиду Аристотель скончался. По завещанию его похоронили вместе с первой женой, как она просила.

11 вещей, которым Аристотель учил нас о жизни

Аристотель — один из самых важных древнегреческих философов, который преподал нам много важных уроков по таким предметам, как естествознание, логика, этика, поэзия, театр, метафизика и жизнь в целом. Он жил, чтобы делиться своими знаниями, и при жизни у него было много учеников.

Здесь мы собрали некоторые выдержки из его учения, от самых известных до самых важных, и делимся ими с вами, чтобы вдохновить вашу жизнь.

11 уроков, которые мы извлекаем из Аристотеля для жизни:

 

1. Найдите своих друзей и держите их рядом с собой

«Никто не захотел бы жить без друзей, даже если бы у него было все остальное».
«Желание дружбы быстрое, но дружба — это плод, который созревает медленно».
«Мой лучший друг — это человек, который, когда хочет, чтобы у меня все было хорошо, делает это ради меня».
«Близкий друг — это «второе я», тот, с кем действительно связано ваше собственное ощущение себя».
«Дружба — это душа, живущая в двух телах».
«Несчастье выявляет тех, кто на самом деле не друзья».
«Противоядие от пятидесяти врагов — друг».

2. Честность — лучшая дипломатия, пусть она высоко ценится

«Тогда минимальное начальное отклонение от правды умножается в тысячи раз».
«Каждый должен поступать правильно, а не то, что он видит от других».
«Пусть ваша признательность вашим друзьям будет честной и искренней».
«Никто не верит лжецу, когда он говорит правду».

3. Никогда не переставайте учиться новому на любом этапе вашей жизни

«Образование очень важно в пожилом возрасте».
«Образованные отличаются от необразованных, как живые от мертвых».
«Все люди по своей природе стремятся к знаниям».
«Воспитывая ум, не тренируя сердце, мы терпят неудачу во всем».
«Те, кто дает хорошее воспитание детям, должны почитаться больше, чем те, кто их породил, потому что их родители только дали им жизнь, а воспитатели научили искусству благополучия».
«В природе людей учиться».

4. Искусство письма прекрасно

«Поэзия более изысканна и более философична, чем история, потому что поэзия выражает универсальное, а история — это нечто конкретное».
«Поэзия требует, чтобы ей служил человек с особым талантом, или кто-то совершенно помешанный на ней».
«Хороший писатель выражается как простой человек, но думает как мудрый».
«Цель искусства — не внешний вид вещей, а их внутренний смысл».

5. Одно из величайших достижений в жизни — это самопонимание

«Познание себя — начало всякой мудрости».
«Тот, кто преодолевает свои страхи, поистине свободен».
«Я нахожу более мужественным того, кто побеждает свои желания, чем того, кто побеждает своих врагов, ибо самая трудная победа — это победа над злым я».
«Неизбежная война должна закончиться укреплением мира».

6. Чтобы добиться чего-либо в жизни, нужна сила воли

«Через дисциплину приходит свобода».
«Природа Желания не знает границ, и удовлетворение этого Безграничного Желания для многих является Целью Жизни».
«Мы — это то, что мы делаем постоянно. Следовательно, Совершенство — это не действие, а привычка».
«Превосходное никогда не бывает случайно. Оно приходит после нашего собственного стремления, Честных Усилий и Умных Действий. Он представляет собой Мудрый Выбор среди многих альтернатив. Наш выбор, а не удача определяют нашу судьбу».
«Лучший вариант тот, который помогает нам быстрее достигать поставленных целей».
«Я предпочитаю то, что маловероятно, но может случиться, чем возможное, что невозможно».
«Вещи, которые мы должны делать после того, как их изучили, мы учимся, делая их».

7. Радость и веселье должны быть в жизни, чтобы сохранить наше здоровье

«Секрет радости — удивление».
«Шутки тоже приятны богам».
«Жизнь — это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует».

8. Часто у самых озорных людей появляются самые лучшие идеи

«Гений смешивается с безумием».
«Нет Гения без примеси Безумия».

9. Страх не дает нам ничего, кроме удержания нас назад

«Слабые повинуются Страху, а сильные — Любви».
«Страх – это боль, возникающая от предвкушения зла».
«То, чего я достиг с помощью философии, заключалось в том, чтобы делать своей волей то, что делают другие, потому что они боятся закона».
«Надежда — это мечта проснувшегося человека».

10. Возьмите контроль над жизнью в свои руки и выберите добродетели, которыми хотите обладать

«Люди создают богов по своему образу, не только в отношении их формы, но и образа жизни».
«Счастье принадлежит самодостаточным».
«Счастье — это осадок, который находится в самом подходящем месте в Душе».
«Определенная Добродетель требует определенного способа приобретения».
«Энергия разума — суть жизни».
«Мы должны быть не трусливыми или безрассудными, а мужественными».
«Есть только один способ избежать критики… Ничего не делать, ничего не говорить, быть ничем…»
«Терпение горько, но плоды его сладки».
«Достоинство состоит не в том, чтобы иметь цены, а в том, чтобы их заслужить».

11. Не стоит недооценивать Силу Тьмы

«Это наши самые темные моменты, на которых мы должны сосредоточиться, чтобы увидеть Свет».
«Мы не можем учиться без боли».

Загрузить бесплатную версию приложения для изучения древнегреческого языка!

о жизни древняя греция древние мысли Аристотель дисциплина свобода друзья наследие честность жизнь уроки ментора более 2000 лет назад философия самопонимание мудрость

Аристотель | Биография, произведения, цитаты, философия, этика и факты

Аристотель

Все СМИ

Родился:
384 г. до н.э. древняя Греция Греция
Умер:
322 г. до н.э. Халкида Греция
Основатель:
Лицей
Известные работы:
«Категории» «Эвдемова этика» «История животных» «Метафизика» «Никомахова этика» «Ода добродетели» «О генерации и коррупции» «Об интерпретации» «О порождении животных» «На небесах» «О частях животных» «О душе» «Органон» «Физика» «Поэтика» «Политика» «Апостериорная аналитика» «Предыдущая аналитика» «Протрептикус» «Риторика» «Софистические опровержения» «Темы»
Предметы изучения:
энтелехия олигархия полис предсказуемый душа

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что делал Аристотель?

Аристотель был одним из величайших когда-либо живших философов и первым настоящим ученым в истории. Он внес новаторский вклад во все области философии и науки, изобрел область формальной логики, определил различные научные дисциплины и исследовал их взаимосвязь. Аристотель также был учителем и основал в Афинах собственную школу, известную как Ликей.

Подробнее читайте ниже: Доктрины

формальная логика

Узнайте больше о формальной логике.

Где жил Аристотель?

После смерти отца около 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона. Он покинул Академию после смерти Платона около 348 года, отправившись на северо-западное побережье современной Турции. Он жил там и на острове Лесбос до 343 или 342 года, когда король Македонии Филипп II вызвал его в столицу Македонии Пеллу, чтобы он стал наставником маленького сына-подростка Филиппа, Александра, что он и делал в течение двух или трех лет. Аристотель предположительно жил где-то в Македонии до своего (второго) прибытия в Афины в 335 году. В 323 году враждебность к македонцам в Афинах побудила Аристотеля бежать на остров Эвбея, где он умер в следующем году.

Подробнее читайте ниже: Жизнь

Александр Македонский

Узнайте больше об Александре Македонском, ученике Аристотеля.

Кто были учителями и учениками Аристотеля?

Самым известным учителем Аристотеля был Платон (ок. 428–ок. 348 до н. э.), который сам был учеником Сократа (ок. 470–399 до н. э.). Сократ, Платон и Аристотель, чья жизнь длилась всего около 150 лет, остаются одними из самых важных фигур в истории западной философии. Самым известным учеником Аристотеля был сын Филиппа II Александр, позже известный как Александр Македонский, военный гений, который в конце концов завоевал весь греческий мир, а также Северную Африку и Ближний Восток. Наиболее важным философским учеником Аристотеля был, вероятно, Теофраст, ставший главой Ликея около 323 г.

Подробнее читайте ниже: Life: The Lyceum

Теофраст

Узнайте больше об ученике Аристотеля Теофрасте.

Сколько произведений написал Аристотель?

Аристотель написал целых 200 трактатов и других работ, охватывающих все области философии и науки. Из них ни один не сохранился в готовом виде. Около 30 работ, через которые его мысли были переданы последующим векам, состоят из конспектов лекций (Аристотеля или его учеников) и черновых рукописей, отредактированных древними учеными, в частности Андроником Родосским, последним главой Ликея, который организовал, отредактировал и опубликовал сохранившиеся работы Аристотеля в Риме около 60 г. до н.э. Естественно сокращенный стиль этих сочинений затрудняет их чтение даже для философов.

Подробнее читайте ниже: Письма

Андроник Родосский

Узнайте больше об Андронике Родосском.

Как Аристотель повлиял на последующую философию и науку?

Мысль Аристотеля оригинальна, глубока, обширна и систематична. В конечном итоге он стал интеллектуальной основой западной схоластики, системой философских предположений и проблем, характерных для философии Западной Европы в средние века. В 13 веке св. Фома Аквинский взялся примирить аристотелевскую философию и науку с христианской догмой, и через него богословие и интеллектуальное мировоззрение Римско-католической церкви стали аристотелевскими. С середины 20-го века этика Аристотеля вдохновила на создание теории добродетели, подхода к этике, который делает упор на человеческое благополучие и развитие характера. Мысли Аристотеля составляют важное течение и в других областях современной философии, особенно в метафизике, политической философии и философии науки.

Подробнее читайте ниже: Legacy

Святой Фома Аквинский

Узнайте больше о святом Фоме Аквинском.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Аристотель , греч. Аристотель , (род. 384 г. до н. э., Стагира, Халкидика, Греция — умер в 322 г., Халкида, Эвбея), древнегреческий философ и ученый, одна из величайших интеллектуальных фигур западной истории. Он был автором философской и научной системы, которая стала основой и средством как для христианской схоластики, так и для средневековой исламской философии. Даже после интеллектуальных революций Ренессанса, Реформации и Просвещения аристотелевские концепции оставались неотъемлемой частью западного мышления.

Интеллектуальный диапазон Аристотеля был обширен и охватывал большинство наук и многие искусства, включая биологию, ботанику, химию, этику, историю, логику, метафизику, риторику, философию разума, философию науки, физику, поэтику, политическую теорию. , психология и зоология. Он был основоположником формальной логики, придумав для нее законченную систему, которая веками считалась суммой дисциплины; и он был пионером в изучении зоологии, как наблюдательной, так и теоретической, в которой некоторые из его работ оставались непревзойденными до 19 века.век. Но он, конечно, наиболее выдающийся философ. Его труды по этике и политической теории, а также по метафизике и философии науки продолжают изучаться, и его работы остаются мощным течением в современных философских дебатах.

Эта статья посвящена жизни и мысли Аристотеля. О более позднем развитии аристотелевской философии см. Аристотелизм. Для трактовки аристотелизма в полном контексте западной философии см. философия, западн.

Жизнь

Аристотель родился на Халкидском полуострове Македонии, в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминты III (годы правления ок. 393–ок. 370 до н. э.), царя Македонии и деда Александра Македонского (годы правления 336–323 до н. э.). После смерти отца в 367 г. Аристотель переселился в Афины, где вступил в Академию Платона (ок. 428–ок. 348 до н. э.). Он оставался там в течение 20 лет как ученик и коллега Платона.

Викторина «Британника»

Древняя Греция

Когда была проведена первая современная олимпиада? Кто выиграл Пелопоннесскую войну? От города, называемого «местом рождения демократии», до происхождения Александра Македонского — исследуйте мир Древней Греции в этой викторине.

Многие из более поздних диалогов Платона относятся к этим десятилетиям и могут отражать вклад Аристотеля в философские дебаты в Академии. Некоторые сочинения Аристотеля также относятся к этому периоду, хотя в основном они сохранились лишь во фрагментах. Как и его учитель, Аристотель первоначально писал в форме диалога, и его ранние идеи демонстрируют сильное влияние Платона. Его диалог Евдем , например, отражает платоновское представление о душе как заключенной в теле и способной к более счастливой жизни только тогда, когда тело оставлено позади. По Аристотелю, мертвые более благословенны и счастливы, чем живые, а умереть — значит вернуться в свой настоящий дом.

Другой юношеский труд, Protrepticus («Увещевание»), был реконструирован современными учеными по цитатам из различных произведений поздней античности. Каждый должен заниматься философией, утверждает Аристотель, потому что даже возражение против практики философии само по себе является формой философствования. Наилучшей формой философии является созерцание вселенной природы; именно для этой цели Бог создал людей и дал им богоподобный интеллект. Все остальное — сила, красота, могущество и честь — ничего не стоит.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Возможно, к этому раннему периоду относятся две из сохранившихся работ Аристотеля по логике и диспутам, Темы и Софистические опровержения . Первый демонстрирует, как построить аргументы в пользу позиции, которую уже решили занять; последний показывает, как обнаружить слабые места в аргументах других. Хотя ни одна из этих работ не является систематическим трактатом по формальной логике, Аристотель справедливо может сказать, что в конце 9 в.0224 Софистические опровержения , что он изобрел дисциплину логики — когда он начинал, вообще ничего не существовало.

Во время пребывания Аристотеля в Академии царь Македонии Филипп II (годы правления 359–336 до н. э.) вел войну с рядом греческих городов-государств. Афиняне нерешительно защищали свою независимость и после ряда унизительных уступок позволили Филиппу к 338 г. стать владыкой греческого мира. Быть македонцем, проживающим в Афинах, было нелегко.

Однако внутри Академии отношения остались теплыми. Аристотель всегда признавал, что в большом долгу перед Платоном; он взял большую часть своей философской программы от Платона, и его учение чаще является модификацией, чем отказом от доктрин Платона. Однако уже Аристотель начал отдаляться от платоновской теории Форм, или Идей ( эйдос ; см. форма). (Слово Форма , когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Платон, в научной литературе часто пишется с заглавной буквы; когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Аристотель, оно обычно пишется в нижнем регистре.) Платон считал, что, кроме того, для отдельных вещей существует сверхчувственное царство Форм, которые неизменны и вечны. Он утверждал, что это царство делает отдельные вещи понятными, объясняя их общую природу: например, вещь является лошадью в силу того факта, что она разделяет форму «лошади» или подражает ей. В потерянной работе Об идеях Аристотель утверждает, что аргументы центральных диалогов Платона устанавливают только то, что помимо частностей существуют некоторые общие объекты наук. В своих сохранившихся работах Аристотель также часто спорит с теорией форм, иногда вежливо, а иногда пренебрежительно. В своей книге «Метафизика » он утверждает, что теория не может решить проблемы, для решения которых она предназначалась. Он не придает постижимости частностям, потому что неизменные и вечные Формы не могут объяснить, как частности возникают и претерпевают изменения. Все, что делает теория, согласно Аристотелю, — это вводит новые сущности, равные по количеству объясняемым сущностям, как если бы можно было решить проблему, удвоив ее. ( См. ниже Форма.)

Путешествия

Когда Платон умер около 348 г., его племянник Спевсипп стал главой Академии, а Аристотель покинул Афины. Он переселился в Ассу, город на северо-западном побережье Анатолии (в современной Турции), где правил Гермий, выпускник Академии. Аристотель стал близким другом Гермия и в конце концов женился на его подопечной Пифии. Аристотель помог Гермию заключить союз с Македонией, что разозлило персидского царя, который предательски арестовал и казнил Гермия около 341 года. Аристотель почтил память Гермия в «Оде добродетели», его единственном сохранившемся стихотворении.

Находясь в Ассе и в последующие несколько лет, когда он жил в городе Митилини на острове Лесбос, Аристотель проводил обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии. Эта работа была кратко изложена в книге, позже известной, но ошибочно, как История животных , к которой Аристотель добавил два коротких трактата: О частях животных и О происхождении животных . Хотя Аристотель не претендовал на то, чтобы основать науку зоологию, его подробные наблюдения за широким разнообразием организмов были совершенно беспрецедентными. Он или один из его научных сотрудников, должно быть, был одарен удивительно острым зрением, поскольку некоторые особенности насекомых, о которых он точно сообщает, не наблюдались до изобретения микроскопа в 17 веке.

Масштабы научных исследований Аристотеля поражают. Многое из этого связано с классификацией животных по родам и видам; в его трактатах фигурирует более 500 видов, многие из них подробно описаны. Бесчисленные сведения об анатомии, питании, среде обитания, способах совокупления и репродуктивных системах млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых представляют собой смесь тщательных исследований и остатков суеверий. В некоторых случаях его маловероятные рассказы о редких видах рыб подтверждались много веков спустя. В других местах он ясно и справедливо ставит биологическую проблему, на решение которой потребовались тысячелетия, например, природу эмбрионального развития.

Несмотря на примесь фантастичности, биологические труды Аристотеля следует считать колоссальным достижением. Его расследования проводились в подлинно научном духе, и он всегда был готов сознаться в незнании там, где доказательств было недостаточно. Всякий раз, когда возникает конфликт между теорией и наблюдением, следует доверять наблюдению, настаивал он, а теориям следует доверять только в том случае, если их результаты согласуются с наблюдаемыми явлениями.

В 343 или 342 году Аристотель был вызван Филиппом II в столицу Македонии Пеллу в качестве наставника 13-летнего сына Филиппа, будущего Александра Македонского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *