История любви, породившая шедевры: Амедео Модильяни и Анна Ахматова – тайны, противоречия и рождение истинного искусства
Роман, полный невероятных предположений и досужих суждений, – именно такими оказались отношения талантливого итальянского художника Амедео Модильяни и великой русской поэтессы Анны Ахматовой. В нём было место и тайнам, и противоречиям, и рождению истинного искусства, в чертах которого угадывается недосказанная история глубокой любви. Две известные личности с особым отношением к противоположному полу смогли воспылать страстью друг к другу на весьма короткое время.
Чтобы понять, насколько Анна Ахматова благоволила к мужскому полу, достаточно прочесть ее любимую фразу: «Культура женщины определяется количеством ее любовников». При этом, она подмечала, что, увы, у нее достойных кавалеров было меньше пяти. Замужем она была три раза, но многие источники утверждают, что у Анны были связи и на стороне.
Анна Ахматова
Причем, первый муж, Николай Гумилев, который стал, вскоре, известным поэтом, часто закрывал глаза на мимолетные увлечения своей супруги, благодаря чему они прожили в браке восемь лет.
Анна Ахматова с мужем Николаем Гумилёвым и сыном
Что же касается жгучего красавца Модильяни, то он просто обожал мимолетные отношения с представительницами прекрасного пола. Часто его возлюбленными становились его же натурщицы, с которыми художник предавался любовным утехам прямо в процессе рисования.
Амедео Модильяни
Его непостоянство в выборе партнерш не стало препятствием для искренней любви со стороны нескольких девушек. Официально таковыми являются Беатрис Гастинг и Жанна Эбютерн.
Жанна Эбютерн
Обе были музами художника, а Жанна даже родила ему дочь. На свет должен был появиться и еще один их совместный ребенок, но Эбютерн, будучи беременной, покончила с собой, когда узнала о смерти своего Амедео. Что же касается Анны Ахматовой, то ее никак не связывали любовными узами с Модильяни и только в 60-х годах ХХ века сама поэтесса приоткрыла завесу их отношений, рассказав о великом художнике и его роли в ее судьбе.
Встреча
Впервые они встретились в Париже, в 1910 году, когда русская поэтесса путешествовала по Франции и Италии со своим новоиспеченным супругом Николаем Гумилевым. У пары был медовый месяц. Сама Ахматова рассказывала, что итальянец сумел произвести на нее впечатление. Ведь вопреки нелепому внешнему виду (художник был одет в вельветовые штаны и куртку желтого цвета), его поведение было настолько галантным, а манеры – безупречными, что Анна даже забыла о его наряде. Но их знакомство было недолгим, и скоро Гумилевы вернулись домой.
Несмотря на то, что поэтесса тщательно хранила тайны о своих отношениях, известно, что Модильяни ее просто обожал. Об этом он и признался Анне в первом письме, присланном ей через полгода после их встречи в Париже. В то время супруг Ахматовой находился далеко, и писательнице было легко воспылать чувствами к заграничному художнику. Он засыпал Анну страстными письмами и это дало свой результат. Когда Николай Гумилев вернулся домой, супруги сильно поссорились, и Анна уехала в Париж.
Как это было
По словам самой поэтессы, именно с Модильяни у нее не было никаких отношений. Но, в это же время художник смог написать более 16 потрясающих картин с ее изображением. А сама Ахматова призналась своему знакомому Георгию Адамовичу, когда они проезжали мимо ее парижских апартаментов в 1965 году, «как часто здесь гостил у нее Модильяни». Вспоминая, Анна Андреевна рассказывала, что они с Амедео просто гуляли по улицам Парижа, поскольку художник был настолько беден, что ему нечем было платить за удобства во время их свиданий.
Амедео Модильяни. Анна Ахматова
«И всё божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живёт. Как художник он не имел и тени признания», — вспоминала Ахматова.
Амедео Модильяни. Анна Ахматова
Их отношения поэтесса назвала предысторией жизни: короткой – Амедео, и длинной – самой Ахматовой. Эти два сердца объединяли особые взгляды на вещи. Модильяни восхищался способностью Анны угадывать мысли, а двадцатилетняя девушка поражалась его умению видеть мир не таким, каким видели его остальные. Художник часто водил русскую поэтессу в Лувр, приобщая ее к своей увлеченности Египтом.
Он даже рисовал картины с лицом Ахматовой в духе египетских женщин. Вспоминая, Анна Андреевна с трепетом рассказывает, как Амедео укрывал ее под дождем во время их прогулок, и описала случай, когда пришла к нему с букетом роз, а его не было дома. Здесь поэтесса признается, что начала отрывать и бросать лепестки ему под дверь. А сам художник потом скажет, что они очень красиво лежали.
Модильяни в своей мастерской
Эти слова скрывают в себе больше признаний в любви, чем самые громкие возгласы. Ведь только трепетные отношения позволяют сделать обычные цветы частью особенных воспоминаний. Воспоминаний о романе, который длился очень короткое время. Спустя несколько месяцев, поэтесса решила вернуться на Родину и, на прощанье, Амедео отдаст ей 16 своих картин с ее изображениями. Он попросит хранить их, но это окажется невыполненным обещанием, так как, вскоре, они сгорят во время пожара и лишь один рисунок будет с Анной всю жизнь…
Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова), Амедео Модильяни, 1911г
Эпилог
После разлуки, Модильяни возвращается к своей разгульной жизни, от последствий которой, в 1919 году, и умирает. Анна узнает об этом случайно, прочитав старый журнал в 1920 году. Тогда об Амедео скажут, что скончался хороший художник, а в 1922 году его назовут великим. В 1990-х мир увидит выставку картин Модильяни, среди ста которых будет место и 12-ти портретам Ахматовой. Сама же Анна выйдет замуж еще дважды и никому не признается об отношениях с великим художником.
И лишь на закате своей жизни она, с особым трепетом, поведает историю о жгучем красавце из Парижа, о котором не было написано ни одного стиха, но зато какая глубокая тоска появится в ее произведениях после их расставания. И сам Модильяни не станет кричать об их отношениях, а просто напишет картины с ее изображением. Видимо, так передают свои чувства настоящие люди искусства: молчат вслух, и кричат о них в своих гениальных произведениях.
В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне — своей Египтянке…
Что играет старик на шарманке?
А под ней весь парижский гул.
Словно гул подземного моря, —
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул.
Ахматова и Модильяни — EA Culture
10 300 viewsТатьяна Пичугина Галерея
«Ромео и Джульетта в исполнении особ царствующего дома»
Анна Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни в 1910 году в Париже, куда она приехала вместе с Николаем Гумилевым в свадебное путешествие. В те дни они виделись всего несколько раз, но после этого Амедео всю зиму писал Анне.
В 1911 году она снова приехала в Париж. Про их встречи мало, что известно, поскольку оба тщательно скрывали отношения. И только много лет спустя Анна Ахматова решилась на «Записки о Модильяни», в которых кипят такие страсти, что Иосиф Бродский имел сказать об этой истории: «Ромео и Джульетта в исполнении особ царствующего дома». А вот что она сама написала в строфе, не вошедшей в «Поэму без героя»:
…В синеватом Париж тумане,
И наверное, опять Модильяни
У него печальное свойство,
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной…
И в другом стихотворении:
Что ты бродишь неприкаянный,
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа.
Будешь, будешь мной утешенным,
Как не снилось никому,
А обидишь словом бешеным –
Станет больно самому.
Есть красивая легенда, будто Модильяни писал ее портрет, оставшийся незаконченным. У этой легенды три весьма серьезных основания: во-первых, не мог художник не начать писать портрет Анны, во-вторых, остались эскизы (хотя они могут быть просто рисунками, а не набросками к портрету), и, в-третьих, она сама дает повод предполагать, что портрет был, назвав одно из своих стихотворений 1912 года «Надпись на неоконченном портрете»:
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.Амедео Модильяни. Эскиз. 1911. Источник x-apple-ql-id://BCDD90A6-55EB-4608-A552-6D6640278ED0/
Если же говорить об эскизах, то один из дошедших до нас рисунков по праву признается самодостаточным художественным произведением и включен в число лучших эскизных рисунков прошлого века. Необычная композиция не должна вводить в заблуждение. Здесь налицо художественный диалог с одним из самых ярких и загадочных женских образов Возрождения, а именно с фигурой Ночи на саркофаге Джулиано Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Этот шедевр Микеланджело не зря считается олицетворением власти женщины в то время суток, когда миром правят иные силы.
Позже Ахматова писала, что Модильяни сделал 16 эскизов ню, но 15 из них сгорели вместе с письмами художника во время пожара в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел только один, тот самый, с которым она не расставалась никогда.
Но в 1993 году Поль Александр, близкий друг Молдильяни показал на выставке еще 7 эскизов, так что либо набросков было больше 16-ти, либо не все они пропали в России.
Как бы то ни было, а поиск эскизов и, главное, неоконченного портрета Ахматовой кисти Модильяни продолжается и остается одной из самых интригующих художественных загадок ХХ века.
В октябре 1912 года у Анны родился сын — Лев Николаевич Гумилев. А вскоре она пишет стихотворение «Ноябрь», в финале которого и звучат простые, но ставшие такими известными слова: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу». О ком эти слова? У исследователей нет единого мнения. Но, может, и не надо разгадывать эту загадку?
Ноябрь
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912
Анна Ахматова и Амедео Модильяни
Об отношениях поэта и художника известно немного, в основном от самой Анны Ахматовой.
Долгое время об их знакомстве знали только близкие друзья. Их отношения продлились всего пару месяцев, но оставили серьезный след в жизни и творчестве поэтессы.12 июля 1884 года в Италии в семье евреев-сефардов родился Амедео Клементе Модильяни, художник и скульптор, один из самых известных художников начала XX века. В Украине и России его имя известно не только своим творчеством, но и в связи с ярким и бурным романом с юной Анной Ахматовой.
Впервые они встретились в Париже, в 1906 году. Тогда 24-летний итальянец еврейского происхождения Амадео Модильяни приехал во французскую столицу, чтобы заявить о себе как о талантливом художнике. В то время он был очень беден и никому не известен, но Амадео привлекал многих людей своей харизмой и обаянием. Позднее Ахматова вспоминала, что Модильяни при их первой встрече был одет очень ярко и аляповато, в желтые вельветовые брюки и яркий пиджак такого же цвета. Выглядел он довольно нелепо, но художник умел так грациозно учить себя, что казался ей элегантным красавцем, одетым по последней парижской моде.
В то время 20-летняя Анна приехала в Париж в свадебное путешествие со своим мужем Николаем Гумилевым, с которым незадолго до этого они обручились. Точно неизвестно, где и при каких обстоятельствах Ахматова познакомилась с Модильяни. Предположений много, одно из самых распространенных – они познакомились в кафе «Ротонда».
Café de la Rotonde (архивное фото )Юная поэтесса поразила своей красотой весь город, в том числе и молодого художника, который попросил написать ее портрет. Так началась история их недолгой любви.
Амедео Модильяни в своей мастерской в Париже, 1915 г. Он был очень красив и, казалось, светился изнутри.В 1910 году я видел его крайне редко, всего несколько раз. Тем не менее, он писал мне всю зиму.
Анна Ахматова
Вскоре после возвращения в Петербург Гумилев уезжает от молодой жены на полгода в свое знаменитое путешествие по Африке. Ахматова получила прозвище «соломенная вдова». Иностранный поклонник Модильяни начинает забрасывать юную красавицу письмами, признаваясь в любви и умоляя хотя бы еще об одной встрече. Большая ссора Анны с мужем после его возвращения приблизила встречу влюбленных: в 1911 году она сбежала в Париж к Амадео.
Ты во мне как одержимость.
Модильяни писал Анне после ее отъезда из Парижа
К сожалению, ни одного письма от Модильяни не осталось, они сгорели во время пожара в доме Ахматовой, и мы знаем отрывки из воспоминаний Анны.
Слева: Портрет Ахматовой. Сорин С.А., 1914 | Справа: портрет Ахматовой. Ольга Делла-Вос Кардовская, 1914 г.р.Однако увиденное поразило ее: худая, бледная, изможденная художница не выдержала нищенской жизни и пристрастилась к вину и наркотикам. Казалось, что Амадео сразу постарел на много лет. Однако влюбленный в Ахматову страстный итальянец по-прежнему казался самым красивым мужчиной на свете, обжигая ее, как и прежде, загадочным и пронзительным взглядом. Вместе они провели незабываемые три месяца. Модильяни не мог никуда взять Анну, поэтому они просто гуляли вечерами по парижским улочкам.
Под дождем Модильяни взял свой большой черный зонт, под которым они не раз садились на скамейку и вслух читали стихи. Оба любили Верлена, и оба терпеть не могли Анатоля Франса.
Он был настолько беден, что в Люксембургском саду мы всегда сидели на скамейке, а не на платных стульях, как это было принято.
Тем не менее, она запомнила Амедео сильным и терпеливым.
Слева: Портрет Ахматовой, Натан Альтман, 1914 | Справа: Портрет Ахматовой работы Н. А. Тырсы. 1928Он совершенно не жаловался ни на совершенно очевидную бедность, ни на столь же явную непризнанность. Лишь однажды, в 1911 году, он сказал, что прошлой зимой ему было так плохо, что он не мог даже думать о ней.
В небольшой съемной комнате поэтесса позировала художнику для его новых картин. По словам друзей, Амадео написал более 10 портретов Ахматовой, однако дальнейшая судьба большинства этих работ осталась неизвестной: одни говорили, что портреты сгорели в огне, другие утверждали, что Анна спрятала их, желая скрыть свою страстную любовь. для итальянца. Нам известны только две картины, на которых изображена обнаженная женщина, чертами лица напоминающая русскую поэтессу.
Амедео нарисовал Ахматову по 16 этюдам, преимущественно в жанре обнаженной натуры, 15 из которых, по словам Анны, сгорели в Царскосельском доме в первые годы революции. И только 1 этюд, самый любимый, всегда был с ней. К сожалению, этим эскизам не суждено было стать законченными картинами или графическими произведениями.
Ахматова Модильяни, 1911 год. Этот рисунок она сохранила на всю жизньЧерез 2 месяца, в 1911 году, Анна вернулась в Россию. Больше они никогда не виделись и, видимо, даже не переписывались. Анна часто расспрашивала своих знакомых, приезжавших из Парижа, о Модильяни, но всякий раз оказывалось, что о нем никто не слышал.
О каком наследовании может идти речь? Возьмите рисунок Моди и уходите.
она сказала нотариусу А. Найману о своем завещании
Модильяни горевал недолго и вскоре увлекся французской художницей Жанной Эбютерн, которая родила ему дочь.
О его смерти в 1920 году Анна узнала случайно из газеты несколько лет спустя.
Слева: Портрет Ахматовой работы Зинаиды Серебряковой, 1922 год | Справа: Портрет Ахматовой работы Мартироса Сарьяна, 19 лет.46Уже на склоне лет, в 1965 году, поэтесса в третий раз посетила Париж. Как вспоминает ее спутник, писатель Георгий Адамович, Ахматова с удовольствием рассказывала о Модильяни.
Это мое окно, на 2 этаже. Сколько раз он был здесь со мной…
шептала она, стоя на улице Бонапарта
В западных странах документов об Ахматовой, связанных с именем Модильяни, вообще не существует. Основными источниками являются мемуары. Таким образом, эскиз, чертеж являются единственными опубликованными документами. Их немного, но вполне достаточно, чтобы понять, почему Модильяни в жизни Ахматовой был «9».0012 виноват во многих бедствиях » и мог « даже беспорядок уснуть », а также почему Ахматова была для него навязчивой идеей, счастьем, « ангел с грустным лицом » — источником вдохновения для многих его работает.
Но в 1993 году на выставке, организованной Полем Александром, близким другом Модильяни, миру было явлено еще 7 эскизов в том же стиле.
Портреты Анны Ахматовой | Журнал DailyArt
Трудно сказать, сколько портретов русской поэтессы Анны Ахматовой (1889 г.-1966) существует – ее рисовали многие известные художники 20 века. Она была источником вдохновения для многих гениев, будучи сама гениальной поэтессой.
Забавная судьба
Анна Ахматова в 1920-е, фотограф неизвестен. Вятские прогулки.В стихах Анны Ахматовой классическое изящество сочетается с удивительной страстью, связанной с драмой ее собственной судьбы. Поэт начал творить в то время, когда сама мысль о том, что женщина может быть поэтом, была довольно непривычной.
Все значимые события ХХ века стали вехами в судьбе Анны Ахматовой. Она пережила две мировые войны, русскую революцию и блокаду Ленинграда. Какое мужество ей было нужно, когда ей запрещали публиковаться или когда ее сын и третий муж находились в исправительно-трудовых лагерях! Безусловно, Ахматова стала голосом народа.
Гениальность Анны Ахматовой не укладывалась ни в какие рамки. Ее таинственная натура привлекала многих гениальных художников, с которыми она встречалась при жизни. Но Анна очень внимательно относилась к каждому своему образу. Она предпочитала позировать в профиль и художникам, и фотографам. Покажем вам самые известные образцы портретов Ахматовой!
Анна и Амедео
- Амедео Модильяни, Анна Ахматова , 1911, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия. Викиарт.
- Амедео Модильяни, Зарисовки Анны Ахматовой , 1911, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия. Викиарт.
Ахматова познакомилась с Модильяни в 1910 году в Париже. Она была там в медовый месяц с русским поэтом Николаем Гумилевым. В следующем году переписка Амедео и Анны продолжилась. Он писал ей страстные письма, но Анна никогда не раскрывала их отношения, которые до сих пор остаются загадкой.
В своих воспоминаниях поэтесса упомянула 16 рисунков, подаренных ей Модильяни и привезенных в Россию. Но, как говорила сама Ахматова, выжил из них только один, остальные погибли в первые годы революции. Однако ее рассказы об исчезновении рисунков всегда были разными. Позже наследники Модильяни подтвердили, что сохранилось еще несколько его набросков с изображением поэта.
«Я помню несколько фраз из его писем. Вот один из них: Vous êtes en moi comme une hantise [Ты во мне как одержимость]».
Анна Ахматова, Эссе Амедео Модильяни , 1975. New York Review.
Загадочный профиль
Слева: Ольга Делла-Вос-Кардовская, Портрет Анны Ахматовой , 1914, Третьяковская галерея, Москва, Россия.Справа: Анна Ахматова в 1920 году, фотограф неизвестен. Газета.ру.
Ахматова, написанная Ольгой Делла-Вос-Лардовской, другая и как-то идеализирована: нет ни натяжек, ни осложнений. Ее редко рисовали в таком мечтательном образе. Позднее Зинаида Серебрякова еще раз уловила это настроение.
Слева: Натан Альтман, Портрет Анны Ахматовой , 1915, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.Справа: Анна Ахматова в 1915 году, фотограф неизвестен. Собака.ру.
Художник-авангардист Натан Альтман был поражен внешностью поэта: знаменитая челка, неизменная шаль. Более всего его поразила великолепная способность Ахматовой нести бремя своей внезапной славы, уже придававшей этой молодой женщине, ровеснице Альтмана, нечто царственное. Итак, художница создала портрет уверенной в себе, современной женщины.
Юрий Анненков, Портрет Анны Ахматовой , 1921, Музей русского импрессионизма, Москва, Россия. ВикиАрт.Рисунок русского художника-авангардиста Юрия Анненкова – одно из самых популярных изображений Анны Ахматовой. Именно этот портрет украшает большинство ее поэтических сборников, а также книги, посвященные ей. Аненнков завершил его всего за одну сессию. Живописец и поэт познакомились в 1913 году. После этого всю жизнь Аненнков боготворил Ахматову и восхищался ее стихами.
«Печаль была самым характерным выражением лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно прекрасным. Всякий раз, когда я видел ее, слушал, как она читает, или разговаривал с ней, я не мог оторваться от ее лица: ее глаза, губы, вся ее гармония тоже были символом поэзии».
Юрий Анненков, Дневник моих занятий , 1966. Литмир.
Поворотный пункт
Слева: Кузьмы Петрова-Водкина, Портрет Анны Ахматовой , 1922, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.Справа: Анна Ахматова в 1922 году, фото Моисея Наппельбаума. Газета.ру.
1922 год был одним из самых трагических в жизни Ахматовой. Сначала был казнен ее первый муж, затем умер ее учитель, поэт Александр Блок. Кроме того, она рассталась со своим вторым мужем, русским востоковедом Владимиром Шилейко. Сама поэтесса не была счастлива в этом браке и сравнила его с тюрьмой. В тот трудный момент жизни Анна позировала Кузьме Петрову-Водкину. За спиной поэта мы видим музу, склонившую голову в печали.
Слева: Зинаида Серебрякова, Портрет Анны Ахматовой , 1922, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия. Галерея.Справа: Анна Ахматова в 1926-1928 годах, фотограф неизвестен. Газета.ру.
Зинаида Серебрякова, одна из первых известных художниц России, обожала поэзию Ахматовой. Итак, глазами Серебряковой Анна полна света и нежно улыбается. Всего несколько линий и контуров, и предстала замечательная характеристика характера Ахматовой: она была очень открытым и добрым человеком.
Анна Всея Руси
Слева: Мартирос Сарьян, Портрет Анны Ахматовой , 1946, Музей Мартироса Сарьяна, Ереван, Армения. Армузей.Справа: Анна Ахматова в 1946 году, фотограф неизвестен. Анна-Ахматова.
В 1946 году Коммунистическая партия Советского Союза назвала поэзию Ахматовой беспринципной и идеологически вредной. В результате некоторые из ее новых книг не были напечатаны. Итак, после разгромного известия Анна Ахматова осталась совсем одна. Некоторые друзья перестали с ней общаться, а тех, кто хотел сохранить отношения, она избегала, чтобы не навредить им. Но художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать в свою московскую мастерскую.