Комплекс Электры: синдром покинутой девочки?
160 759
Девушка, которая в раннем возрасте потеряла отца и долгие годы невольно его идеализирует. Дочь, которая продолжает бунтовать против матери даже после того, как юность закончилась. Девочка-подросток, которую мечты о мальчиках привлекают больше, чем реальные отношения. Женщина, которая никак не может реализовать себя в профессии…
Многие из тех девушек и женщин, которым близки подобные стили поведения, проживают в своей жизни миф об Электре — утверждает юнгианский психолог Нэнси Катер, автор книги «Комплекс Электры в психологии женщины».
Какие же архетипические ситуации, узнаваемые в современных семьях, описывает этот миф?
Психологический инцест с отцом
У преданий об Электре есть разные интерпретации — прежде всего, трагедии Эсхила, Еврипида и Сенеки. Суть конфликта можно представить таким образом: сначала Клитемнестра — мать Электры и Ореста — в союзе со своим любовником Эгисфом убивает Агамемнона, своего мужа.
Проходят годы, Орест и Электра вырастают и принимают решение отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа.
Вглядываясь в эту историю пристальнее, обратим внимание на историю девочки, которая остро переживает потерю любимого отца.
Примерно до шести лет Электра жила как принцесса во дворце в Микенах со своим отцом Агамемноном, могущественным царем. Она росла «папиной дочкой», любимицей. Можно предположить, что маленькая Электра уже тогда боготворила отца.
Позже, во время десятилетнего отсутствия отца, который отправился на Троянскую войну, ее стремление к идеализации усиливается.
А смерть Агамемнона от руки Клитемнестры заставляет Электру навсегда зафиксировать идеальный образ мужественного, любящего, защищающего отца — образ, который уже не может быть скорректирован в реальности.
«Если сначала позитивная фантазия об отце помогает женщине, даря ей чувство надежды, — объясняет Нэнси Катер, — то со временем она становится деструктивной, потому что не дает ей жить дальше своей жизнью.
Женщина живет лишь в своем воображении, не имея реальных отношений. Энергии для того, чтобы следовать собственной судьбе, у нее не остается».
Нарушенный образ матери
«Комплекс Электры» — это именно комплекс чувств, внутренних конфликтов и переживаний, не сводимых только к идеализации отца.
Другая его грань — нарушенные отношения со своим телом и собственной сексуальностью, причина чему — в сложных отношениях Электры с ее властной матерью, Клитемнестрой. Мать не разделяет горя дочери, потерявшей отца, более того, она всеми способами обесценивает ее потерю.
«Клитемнестра объединяет в себе негативные аспекты материнского архетипа у Электры, — рассказывает Нэнси Катер. — Поглощающая мать не дает дочери расти, развиваться личностно или переживать радость, творчество, свободу.
В более глобальном плане она отрицает уникальность и индивидуальность дочери». Особенно важно то, что негативный материнский образ нарушает связь Электры со своим женским «Я», со своей сексуальностью.
Комплекс Электры
Термин «комплекс Электры» придумал Карл Густав Юнг. В книге «Теория психоанализа» он предложил использовать его для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек — стадию, в которой 3-6-летняя дочь «развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери».
Портрет современной Электры
Портрет Электры с точки зрения Нэнси Катер выглядит следующим образом. Эта женщина психологически застряла в юношестве из-за своих неразрешенных отношений с отцом. Она продолжает горевать о нем много лет спустя и не может найти свое место во внешнем мире.
Она идентифицирует себя с ролью жертвы, обвиняя мать во всех своих проблемах. Она проецирует свою силу на мужчин (прежде всего, на своего отца и брата, Ореста) и неспособна действовать: она просто ждет, когда брат придет и спасет ее. В то же время она бессознательно имеет завышенное мнение о себе как о принцессе.
Миф об Электре проживают сегодня множество женщин и девушек. Потеря отца — речь не только о смерти, но об уходе отца, разводе, — нередкое явление в нашем мире. Оно становится травмой — как для матери, так и для дочери.
Мать, которая не может справиться с утратой (злится на бывшего супруга, винит его или подавляет любовь к нему), с трудом вынесет поведение дочери, которая продолжает демонстрировать свою любовь к отцу.
В результате мать становится закрытой к ее чувствам. Их взаимное непонимание усиливает новый брак матери, который дочь может воспринять как предательство по отношению к отцу и к ней.
В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами
Чувствуя себя в изоляции, девочка может уйти в мир фантазий, населенный героическими мужскими фигурами. Она будет мечтать о том, что однажды один из этих героев, похожий на отца, придет и спасет ее от жизни с матерью.
В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами.
Повзрослев, современная Электра также может переживать сложности в поиске собственного профессионального пути. И не только из-за депрессии и нежелания действовать. Если ее властная мать успешна в карьере, дочь может отказаться от реализации себя в профессии, чтобы избежать сравнения с матерью.
Найти свой выход
Молодые женщины, которые узнают себя в этой истории, не должны быть пойманы в ловушку мифа — настаивает Нэнси Катер. Она формулирует задачи, решение которых поможет выйти за пределы мифа и стать свободнее. Вот некоторые из них:
1. Проститься с отцом. Для того чтобы завершить процесс горевания, современная Электра должна войти в контакт со своим гневом на отца за то, что он бросил ее.
Гнев играет важную роль в процессе горевания, и отказ признать его лишь продлевает этот процесс. Как только она сможет открыто выразить чувства гнева и брошенности, которые подавлены идеализированным образом отца, она будет способна принять свою потерю и идти дальше.
2. Отделить реального отца от идеального образа. Электра может узнать о теневых, негативных чертах своего отца после его ухода от родственников, друзей семьи или других людей.
Однако существует вероятность, что она все равно будет привязана к идеализированному образу своего отца. Поэтому современная Электра может отработать данный вопрос косвенным образом через свои последующие отношения с мужчинами.
Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга
3. Восстановить отношения со своим анимусом. Свой анимус (мужскую часть женской психики) женщины-Электры проецируют на мужчин. Важно определить, какие это черты — например, способность ставить цели, принимать решения, совершать поступки, — и развить их в себе самой.
Как только эти проекции будут возвращены, психическая энергия высвободится, и женщина сможет стать более сильной, ответственной, готовой искать свой путь в жизни.
4. Открыть в себе женственность. Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга, попытаться увидеть в ней позитивные черты и восстановить связь.
Что делать, если отношения разрушены безвозвратно? К счастью, архетип позитивной матери существует внутри нашей психики. Женщина-Электра может восстановить с ним связь различными путями.
Фигуры позитивной матери могут появиться в ее снах, она может также взаимодействовать с ним через свои отношения с другими женщинами — учителями и друзьями.
Нэнси Катер убеждена: узнавание мифа позволяет нам не только глубже понять собственные переживания, но и сделать первые шаги к освобождению от его бессознательной силы.
Текст:Алла АнуфриеваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Я сам ходил налево, но измену жены забыть не могу». Часть 2. Встреча с соперником
«Как ответить директору, который ко мне пристает?»
Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей
Как развестись с мужем-нарциссом: 4 правила расставания — обязательно запомните их
5 ошибок, которые вы наверняка совершаете в отношениях
Как определить тип привязанности — просто прочитайте слова любимых песен
«Я сказала мужу, что он мало зарабатывает. Он обиделся»
Худший день недели: социологи выяснили, когда россияне чувствуют себя несчастными
как герои античных трагедий попали в психиатрию?
С легкой руки Зигмунда Фрейда и его последователей в повседневный обиход вошли многие имена из античной литературы. Скандальность фигуры Фрейда и спорность его некоторых выводов вызывали много споров, но в то же время стали залогом его популярности. Как итог — серьезный ученый стал героем мемов, а фраза «оговорочка по Фрейду» надолго вошла в наш лексикон. Предлагаем вкратце разобраться, что такое психоанализ и разобрать сюжеты четырех трагедий и одного мифа, герои которых так заинтересовали австрийского психоаналитика.
Пару слов о психоанализе
Принимая пациентов, Зигмунд Фрейд использовал непривычные для психиатрии методы. Он расспрашивал подопечных об их детстве и сновидениях, а после анализировал ответы и создал совершенно неожиданные для начала ХХ века интерпретации.
Его выводы можно свести к нескольким основным положениям:
- поведение человека можно объяснить иррациональными побуждениями, в которых он не отдает себе отчета, но они проявляются в его сновидениях и ассоциативных ответах;
- раннее детство оказывает большое влияние на дальнейшее развитие человека, как и психотравмы, полученные в раннем возрасте.
- бессознательное и реальность одинаково влияют на человека, и, если между ними возникает конфликт, он может привести к психоэмоциональному нарушению;
- сексуальность — основной мотив, определяющий поведение и жизнь человека.
Теорию психоанализа критиковали и критикуют за излишнюю обобщенность, чрезмерное внимание к интимной жизни человека и слабое научное обоснование. Однако Фрейд и его учение стали частью популярной культуры — например, фильм «Психо» часто интерпретируют как историю о несостоявшейся сепарации мужчины от деспотичной матери. Также Зигмунд Фрейд предложил новый взгляд на античную литератур, отыскав в ней те же неврозы, что мучили человека во все времена.
Особенности древнегреческой трагедии
Теория психоанализа учит искать решения проблем в самом себе. Античный человек, напротив, во всем полагался на волю богов и редко задумывался о собственных мотивах. Литературовед Евгений Жаринов говорил о том, что люди гомеровского периода не были личностями — они считали себя частью большого безличностного мира, которым управляют всемогущие боги. Основной движущий мотив гомеровской «Илиады» — это гнев Ахилла, который станет причиной всех последующих событий. Но гнев героя не является частью его психологии и не принадлежит ему. Ахилл находится под властью демона гнева, при том, что конфликт греков и троянцев, по сути, был противостоянием олимпийских богов. Каждый из двенадцати олимпийцев принял ту или иную сторону, а люди были только пешками в их руках.
«А раз так, то и не надо ждать от героев Гомера ни милосердия, ни жалости, ни других христианских добродетелей. Их поступки – это воплощение природной стихии, которая обожествляется и достигает положения абсолюта. Античность абсолютизирует исключительно тело, материю, наделяя её статусом божественного. И это божественное становится стихийным, неуправляемым, как сама природа», — говорил Жаринов.
Литературный процесс постоянно развивался, и поэтому с каждым последующим античным автором герои становились более разносторонними. Сами греки, а потом и римляне не занимались психологическим разбором персонажей увиденных трагедий. Также и античный театр не анализировал отдельную личность, будь то Эдип или Орест, а скорее касался злободневных вопросов морали и политики.
Поэтому, например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» античный человек не видел в главном герое личность, которая несет индивидуальную ответственность за совершенные злодеяния. Эдип признает свою вину, потому что таков религиозный порядок вещей, это необходимость, продиктованная богами, и судьба царя была известна до его рождения.
Эдипов комплекс
Это одно из ключевых понятий в психоанализе, пришедшее из трагедии Софокла «Царь Эдип». Оно означает бессознательное влечение ребенка, как правило, мальчика к родителю противоположного пола. При этом над мальчиком довлеет грозная фигура отца, не дающая сыну тесно общаться с матерью.
Считается, что трагедия о фиванском царе произвела большое впечатление на Зигмунда Фрейда, и он писал об этом своему другу — психоаналитику Вильгельму Флиссу: «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу, и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа».
По сюжету трагедии, фиванскому царю Лаю предсказали, что он умрет от руки родного сына. Опасаясь за свою жизнь, царь приказывает умертвить младенца, но его поручение не исполнили. Ребенка усыновляет царь Коринфа Полиб, но не рассказывает Эдипу правду о его рождении. Повзрослевший Эдип узнает в Дельфах о страшном предсказании, согласно которому он убьет отца и женится на собственной матери. Будучи уверенным в родственной связи с Полибом, Эдип сбегает, и по дороге в Фивы на него едва не наезжает колесница. Сидящий в ней старик и его слуги оскорбляют юношу, за что Эдип убивает их в поединке, а одной из жертв неожиданно оказывается Лай. Перед Фивами юноша также одолевает сфинкса и становится правителем города, после чего берет в жены вдову Лая — Иокасту. Так сбылась вторая часть предсказания. Через пятнадцать лет на Фивы обрушивается эпидемия чумы, и дельфийский оракул говорит, что в ней повинен убийца царя Лая. В поисках виновного царь Эдип понимает, что именно он виноват в бедах родного города и выкалывает себе глаза, а его мать Иокаста совершает самоубийство.
Комплекс Электры
Термин ввел ученик Зигмунда Фрейда, а позже его идейный противник Карл Густав Юнг. По сути, это тот же Эдипов комплекс, только в отношении поведения девочек — их бессознательно влечет к отцу, а за его внимание они соперничают с матерью.
Электра — дочь царя Агамемнона и царицы Клитемнестры, страдающая от деспотичности собственной матери. Пока царь Агамемнон в Трое боролся за честь брата Менелая, царица Клитемнестра вынашивала план мести своему мужу. Дело в том, что Агамемнон принес в жертву их дочь Ифигению, чтобы умилостивить богов и склонить их на сторону греков в войне с троянцами. Клитемнестра не простила этого мужу и вместе с любовником Эгисфом решила убить Агамемнона, когда тот вернется домой. Свою младшую дочь Электру она изгнала из дворца, выдав замуж за простолюдина, как и сына Ореста, который повзрослев, захотел отомстить матери за убийство отца.
Вместе с Электрой он убьет Клитемнестру, но за матереубийство Ореста будут преследовать Эринии — богини мести. Важно, что в трагедии Еврипида именно Электра становится движущей силой мщения, так как Орест долго колеблется, не решаясь совершить преступление.
Нарциссизм
Зигмунд Фрейд считал, что доля самовлюбленности и завышенная самооценка присущи человеку с рождения, дополняя инстинкт самосохранения. Своим названием это расстройство личности обязано древнегреческому мифу о самовлюбленном юноше.
Фиванский прорицатель Тиресий предсказал Нарциссу долгую жизнь, если он никогда не увидит себя в отражении. До шестнадцати лет так и было: в Нарцисса влюблялись и девушки, и юноши, но он всех считал недостойными себя. Так случилось и с нимфой Эхо, которая из-за безответной любви потеряла телесный облик. Эхо попросила богиню возмездия Немезиду наказать Нарцисса, и та согласилась. Во время очередной прогулки по лесу юноша случайно заметил свое отражение в озере и влюбился в самого себя. Нарцисс не пил и не ел — только любовался собой. Обессиленный, он умер от голода, а на месте его гибели вырос прекрасный цветок, который назвали именем самовлюблённого гордеца.
Комплекс Медеи
Этот термин ввели современные психоаналитики, пытаясь объяснить патологическую ревность некоторых женщин к бывшим мужьям. В редких случаях она воплощается в причинении боли родным детям, компенсируя таким образом недовольство партнером. Названием для термина послужил миф о колхидской царевне Медее и ее неверном супруге Ясоне.
Напомним: Медея помогла аргонавту Ясону завладеть золотым руном, а после организовала убийство царя Пелия, который незаконно правил Иолком — родным островом предводителя аргонавтов. Однако цареубийца не мог управлять городом, поэтому Медея и Ясон сбежали в Коринф. Здесь колхидская царевна родила аргонавту двоих детей, но ему быстро наскучил быт простолюдина. Ясон оставил Медею, решив жениться на дочери коринфского царя Креонта, за что бывшая возлюбленная ему отомстила. Она тайком отправила Креонту и его дочери отравленные подарки, а после умертвила своих детей и на золотой колеснице Гелиоса покинула мир людей.
Комплекс Медеи списан с трагедии Еврипида, потому что в предыдущих вариантах детей убивали коринфяне, разгневанные покушением на своего царя. Говорят, что жители Коринфа так устали от обвинений, что попросили Еврипида изменить финал трагедии в обмен на щедрую плату. Как было на самом деле, уже не разобрать, но изощрённая месть Медеи за неверность добавила ее образу трагической глубины.
Комплекс Афины
Комплекс Афины, как и Медеи, иллюстрирует смещение в гендерно-социальной идентификации женщин. Обычно, женщины с комплексом Афины склонны играть роли, которые в обществе признаны мужскими, и отрицательно относятся к чрезмерному проявлению эмоций. Если комплекс развивается с детства, то он выражается в большем общении девочек с отцом и нежелании тесно контактировать с матерью.
Комплекс назван в честь Афины Паллады из-за особенностей происхождения древнегреческой богини. По сюжету большинства мифов Афина появилась из головы отца Зевса в полном военном облачении — отсюда и ее характеристика мудрой богини, принимающей взвешенные решения. В отличие от более женственных богинь, Афина использует сугубо мужские атрибуты — она одета в блестящие доспехи, на ее голове коринфский шлем с высоким гребнем, и в руке она держит копье.
Кроме того, богине приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты, а также понятия войны и государства. Хотя с именем Афины редко связывают какие-либо романтические привязанности, она нередко изображена покровительницей замужних женщин. Но чаще ее имя связывают с поддержкой воинов — так, благодаря заступничеству Афины Одиссей смог вернуться домой невредимым.
Определение, Фрейд, примеры, симптомы и многое другое
Комплекс Электры — это термин, используемый для описания женского варианта Эдипова комплекса.
В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая подсознательно сексуально привязывается к отцу и все более враждебно относится к своей матери. Карл Юнг разработал эту теорию в 1913 году.
Зигмунд Фрейд, разработавший теорию Эдипова комплекса, впервые выдвинул идею о том, что маленькая девочка соревнуется со своей матерью за сексуальное внимание отца.
Однако именно Карл Юнг — современник Фрейда — впервые назвал эту ситуацию «комплексом Электры» в 1913 году.
Согласно греческой мифологии, Электра была дочерью Агамемнона и Клитемнестры. Когда Клитемнестра и ее любовник Эгисф убили Агамемнона, Электра уговорила своего брата Ореста помочь ей убить и ее мать, и ее любовника.
Согласно Фрейду, все люди в детстве проходят многочисленные стадии психосексуального развития. Наиболее важной стадией является «фаллическая стадия» между 3 и 6 годами.0003
По Фрейду, это когда и мальчики, и девочки зацикливаются на половом члене. Фрейд утверждал, что девушки зацикливаются на отсутствии у них пениса, а при его отсутствии — клитора.
В психосексуальном развитии девочки, предположил Фрейд, она сначала привязывается к своей матери, пока не осознает, что у нее нет пениса. Это заставляет ее обижаться на мать за то, что она «кастрировала» ее — ситуацию, которую Фрейд называл «завистью к пенису». Из-за этого у нее развивается привязанность к отцу.
Позже девочка сильнее отождествляет себя со своей матерью и подражает ее поведению из страха потерять любовь матери. Фрейд назвал это «женским Эдиповым отношением».
Фрейд считал, что это решающий этап в развитии молодой девушки, поскольку он приводит ее к принятию гендерных ролей и пониманию собственной сексуальности.
Фрейд предположил, что женское Эдипово отношение было более эмоционально интенсивным, чем Эдипов комплекс, поэтому оно более жестко подавлялось молодой девушкой. Он считал, что это привело к тому, что женщины стали менее уверенными в себе и более послушными.
Карл Юнг расширил эту теорию, назвав ее «комплексом Электры». Однако этот ярлык был отвергнут Фрейдом, который сказал, что это была попытка аналогии Эдипова комплекса между полами.
Поскольку Фрейд считал, что между Эдиповым комплексом и женской Эдиповой установкой существуют существенные различия, он не считал, что их следует смешивать.
Изначально девочка привязана к матери.
Затем она понимает, что у нее нет пениса. Она испытывает «зависть к пенису» и обвиняет мать в своей «кастрации».
Поскольку она хочет сексуально владеть родителем и не может владеть своей матерью без пениса, она пытается вместо этого владеть своим отцом. На этом этапе у нее развиваются подсознательные сексуальные чувства к отцу.
Она становится враждебной по отношению к матери и зацикливается на отце. Она может оттолкнуть мать или сосредоточить все свое внимание на отце.
В конце концов, она понимает, что не хочет терять материнскую любовь, поэтому снова привязывается к матери, подражая ее действиям. Подражая своей матери, она учится следовать традиционным гендерным ролям.
Согласно Фрейду, в период полового созревания она начнет испытывать влечение к мужчинам, которые ей не родственники.
Некоторые взрослые, как заметил Юнг, могут регрессировать до фаллической стадии или никогда не вырасти из фаллической стадии, оставляя их сексуально привязанными к своим родителям.
В настоящее время комплекс Электры не получил широкого признания в психологии. Как и в случае со многими теориями Фрейда, женский Эдипов комплекс отношения и понятие «зависти к пенису» также широко критикуются.
Очень мало данных фактически поддерживает идею, что комплекс Электры реален. В новом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) это не официальный диагноз.
Как отмечается в статье 2015 года, идеи Фрейда о психосексуальном развитии подвергались критике как устаревшие, поскольку они опираются на столетние гендерные роли.
Концепция «зависти к пенису», в частности, подвергалась критике как сексистская. Комплексы Эдипа и Электры также подразумевают, что ребенку нужны два родителя — мать и отец — для правильного развития, что подвергается критике как гетеронормативное.
Тем не менее, молодые девушки могут испытывать сексуальное влечение к своим отцам. Это просто не так универсально, как считали Фрейд и Юнг, по мнению многих в этой области.
Комплекс Электры больше не является общепринятой теорией. Большинство психологов не верят, что это реально. Это скорее теория, ставшая предметом шуток.
Если вас беспокоит умственное или половое развитие вашего ребенка, обратитесь к медицинскому работнику, например, к врачу или детскому психологу. Они могут помочь вам направить вас таким образом, чтобы решить ваши проблемы.
Определение, Фрейд, примеры, симптомы и многое другое
Комплекс Электры — это термин, используемый для описания женского варианта Эдипова комплекса.
В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая подсознательно сексуально привязывается к отцу и все более враждебно относится к своей матери. Карл Юнг разработал эту теорию в 1913 году.
Зигмунд Фрейд, разработавший теорию Эдипова комплекса, впервые выдвинул идею о том, что маленькая девочка соревнуется со своей матерью за сексуальное внимание отца.
Однако именно Карл Юнг — современник Фрейда — впервые назвал эту ситуацию «комплексом Электры» в 1919 году.13.
Так же, как комплекс Эдипа был назван в честь греческого мифа, комплекс Электры.
Согласно греческой мифологии, Электра была дочерью Агамемнона и Клитемнестры. Когда Клитемнестра и ее любовник Эгисф убили Агамемнона, Электра уговорила своего брата Ореста помочь ей убить и ее мать, и ее любовника.
Согласно Фрейду, все люди в детстве проходят многочисленные стадии психосексуального развития. Наиболее важной стадией является «фаллическая стадия» между 3 и 6 годами.0003
По Фрейду, это когда и мальчики, и девочки зацикливаются на половом члене. Фрейд утверждал, что девушки зацикливаются на отсутствии у них пениса, а при его отсутствии — клитора.
В психосексуальном развитии девочки, предположил Фрейд, она сначала привязывается к своей матери, пока не осознает, что у нее нет пениса. Это заставляет ее обижаться на мать за то, что она «кастрировала» ее — ситуацию, которую Фрейд называл «завистью к пенису». Из-за этого у нее развивается привязанность к отцу.
Позже девочка сильнее отождествляет себя со своей матерью и подражает ее поведению из страха потерять любовь матери. Фрейд назвал это «женским Эдиповым отношением».
Фрейд считал, что это решающий этап в развитии молодой девушки, поскольку он приводит ее к принятию гендерных ролей и пониманию собственной сексуальности.
Фрейд предположил, что женское Эдипово отношение было более эмоционально интенсивным, чем Эдипов комплекс, поэтому оно более жестко подавлялось молодой девушкой. Он считал, что это привело к тому, что женщины стали менее уверенными в себе и более послушными.
Карл Юнг расширил эту теорию, назвав ее «комплексом Электры». Однако этот ярлык был отвергнут Фрейдом, который сказал, что это была попытка аналогии Эдипова комплекса между полами.
Поскольку Фрейд считал, что между Эдиповым комплексом и женской Эдиповой установкой существуют существенные различия, он не считал, что их следует смешивать.
Изначально девочка привязана к матери.
Затем она понимает, что у нее нет пениса. Она испытывает «зависть к пенису» и обвиняет мать в своей «кастрации».
Поскольку она хочет сексуально владеть родителем и не может владеть своей матерью без пениса, она пытается вместо этого владеть своим отцом. На этом этапе у нее развиваются подсознательные сексуальные чувства к отцу.
Она становится враждебной по отношению к матери и зацикливается на отце. Она может оттолкнуть мать или сосредоточить все свое внимание на отце.
В конце концов, она понимает, что не хочет терять материнскую любовь, поэтому снова привязывается к матери, подражая ее действиям. Подражая своей матери, она учится следовать традиционным гендерным ролям.
Согласно Фрейду, в период полового созревания она начнет испытывать влечение к мужчинам, которые ей не родственники.
Некоторые взрослые, как заметил Юнг, могут регрессировать до фаллической стадии или никогда не вырасти из фаллической стадии, оставляя их сексуально привязанными к своим родителям.
В настоящее время комплекс Электры не получил широкого признания в психологии. Как и в случае со многими теориями Фрейда, женский Эдипов комплекс отношения и понятие «зависти к пенису» также широко критикуются.
Очень мало данных фактически поддерживает идею, что комплекс Электры реален. В новом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) это не официальный диагноз.