06.05.2024

Адаптационные возможности человека: 1.2.1. Адаптация и адаптационные возможности человека к различным условиям деятельности.

Содержание

Адаптационные возможности организма и стресс

1. Адаптационные возможности организма и стресс

• Организм человека это биологическая
система, состоящая из взаимосвязанных и
соподчиненных органов и систем,
взаимоотношения которых предопределены
их функционированием как единого целого.
В уставе ВОЗ здоровье рассматривается
как «состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней или физических
дефектов».
• В уставе ВОЗ здоровье рассматривается как
«состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или
физических дефектов».

4. Физическое здоровье

• это состояние, при котором у человека
наблюдается совершенство регуляторных
функций организма, гармония
физиологических процессов и
максимальная адаптация к различным
факторам внешней среды.

5. Социальное здоровье.

• Организация Объединенных наций (ООН)
определила социальное здоровье нации
как признак гуманизма, зрелости и
совершенства социальной системы.

6. Адаптация

• — процесс приспособления организма к
меняющимся условиям среды.
• Это все виды врожденной и приобретенной
приспособительной деятельности
организмов с процессами на клеточном,
органном, системном и организменном
уровне

7. Адаптацией

• обозначают явления приспособления по
продолжительности с жизнью
индивидуума, и сдвиги в организмах
популяций на протяжении нескольких
поколений.

8. Адаптация

• 1)поддерживает постоянство гомеостаза,
2)обеспечивая работоспособность,
3)максимальную продолжительность жизни
и репродуктивность в неадекватных
условиях среды.

9. Адаптация

• Процесс приспособления к окружающей
среде начинается с момента рождения и
осуществляется ежеминутно, ежесекундно.
Организму приходится приспосабливаться к
колебаниям температуры, атмосферного
давления, влиянию микроорганизмов,
факторов питания, бесконечному
разнообразию психологических,
социальных и других воздействий.

10. Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации.

• Генотипическая адаптация сформировалась
в процессе эволюции человека на основе
наследственной изменчивости, мутации,
естественного отбора.
• Ее достижения закреплены генетически и
передаются по наследству.

11. Фенотипическая адаптация

• формируется в процессе индивидуальной
жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой.
• Приобретенные в течение жизни
фенотипические изменения наслаиваются на
наследственные признаки и формируют
индивидуальный облик организма.
• совокупность морфофункциональных
изменений, направленна на сохранение
относительного постоянства внутренней среды
— гомеостаза.
• в клетках происходит взаимосвязь функции
и генетического аппарата.
• действие среды, приводит к увеличению
синтеза нуклеиновых кислот и белков и формированию так называемого структурного
следа в системах, ответственных за
адаптацию организма к конкретному
фактору среды.
• Необходимым условием образования
структурного следа является наличие
стресс-реакции, возникающей при любом
существенном изменении среды.
• В результате развития адаптационных
реакций организм приобретает новое
качество в форме устойчивости к гипоксии,
холоду, физической нагрузке, новому
двигательному навыку и т.д.
• организм не может быть поврежден тем
фактором, к которому приобретена
адаптация.
• такие реакции составляют основу
закаливания, укрепления здоровья и
профилактики заболеваний в процессе
оздоровительных занятий физическими
упражнениями.
• В основе адаптации к физической работе
лежат приспособительные реакции
организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды.
• В качестве адаптогена выступает
физическая нагрузка, а ее структурной
единицей является физическое
упражнение.
• Первоначально механизм воздействия
физических упражнений состоит в
возбуждении соответствующих
афферентных и моторных центров,
мобилизации скелетных мышц,
кровообращения и дыхания, которые в
совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за
реализацию данной двигательной реакции
• Но эти реакции не закрепляются и быстро
исчезают, если они не превышают
физиологических возможностей организма
в данный момент.
• Совокупность изменений, происходящих в
организме под действием стрессоров, Г.
Селье (1960) назвал адаптационным
синдромом. Выраженность этих изменений
зависит от интенсивности стресса,
функционального состояния
физиологических систем и характера
поведения человека.
• По утверждению Г. Селье, без стресса
невозможна никакая активная
деятельность, полная свобода от стресса
равнозначна смерти.
• стресс не только вреден, но и полезен для
организма. Он мобилизует его
возможности, повышает устойчивость к
отрицательным воздействиям.
• для характера последствий стресса важны
поведенческие реакции на стрессовую
ситуацию.
• Активный поиск способов ее изменения
ведет к устойчивости организма, при отказе
от активного поиска фаза сопротивления
адаптационного синдрома переходит в
фазу истощения и в тяжелых случаях может
привести организм к гибели.

25. Компенсация организма.

• Компенсаторные приспособления — важные
адаптационные реакции организма на
повреждения
• органы и системы, берут на себя функцию
разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественных
изменений функции
• при повреждении (ампутации) правой руки человек
немедленно начинает использовать левую руку для
выполнения функций выключенной конечности. Эта
срочная компенсация очень важна в экстремальных
ситуациях, однако является заведомо
несовершенной. В дальнейшем в результате
обучения и образования в головном мозге системы
новых, структурно закрепленных временных связей
формируются навыки, обеспечивающие
долговременную компенсацию: относительно
совершенное выполнение левой рукой операций,
обычно выполняемых правой.
• . Одна причина может вызвать цепочку
следствий, которые, возникнув, становятся
причинами новых нарушений и являются
сопутствующими основной патологии. Так,
например, выявлено, что потеря слуха у детей
сопровождается дисгармоничным физическим
развитием в 62% случаев, в 43,6% — дефектами
опорно-двигательного аппарата (сколиоз,
плоскостопие и др.), в 80% случаев задержкой моторного развития.
Сопутствующие заболевания наблюдаются у
70% глухих и слабослышащих детей.
• Для того чтобы сложилась устойчивая
адаптация, необходимы подкрепления,
тренировка, многократно повторяющиеся
внешние воздействия. В результате
увеличения физиологических
возможностей формируется кумулятивная
адаптация.
• Особого внимания заслуживает адаптация
организма к экстремальным, стрессорным
условиям, из которых нельзя выйти
посредством простых реакций избегания.
• ситуации встречаются в различных видах
деятельности человека, сопряженных с
ответственностью, риском,
необходимостью сохранять выдержку,
регулировать поведение и эмоции.
• доказана роль стресса как этиологического
фактора ишемических заболеваний
сердца, гипертонической болезни,
атеросклероза, язвенных поражений
желудка, даже злокачественных опухолей
и иммунодефицитных состояний, ограничивающих срок человеческой жизни
• Ф.З. Меерсон (1986) утверждает, что боль,
сопряженная с опасностью и страхом,
побеждается выдержкой и терпением,
которые обеспечиваются критическим
напряжением механизмов коркового
торможения, но при этом заторможенным
оказывается лишь внешний,
поведенческий, компонент реакции.

Адаптационные возможности личности современного студента и индивидуально-психологические характеристики

Бойченко Янина Сергеевна,ассистент кафедры возрастной и социальной психологии, аспирант, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород[email protected]

Адаптационные возможностиличности современного студента и индивидуальнопсихологическиехарактеристики

Аннотация.В статье рассматриваютсяуспешная деятельность современного студента, адаптационные возможности,связанныемежполушарной асимметрией. Описывается исследование, главной целью которого является изучениевлияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования адаптационных возможностей личности студентов. Гипотеза нашего исследования состояла в том, что процессадаптации современного студента неразрывносвязанс индивидуальнопсихологическимихарактеристиками и типом функциональной асимметрии мозга.

Ключевые слова:адаптация,личность, индивидуальнопсихологическиехарактеристики,функциональная межполушарнаяасимметрия.

Процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуальнопсихологическими характеристиками итипом функциональной асимметрии мозга. ВВУЗе,адаптация связана с включением студентов в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. В психологии каждый фактор влияет не отдельно, а в совокупности, для этого необходимо создавать моделиадаптации современного студента. В моделях будет включена вся совокупность мер по сопровождению студента и адаптации в контексте личностнопрофессионального развития студента как субъекта учения.Подготовка специалистов, студентов ВУЗов, в современных условиях напрямую связана с практическими трудностями в обучении.В свою очередь,вызванные,наличием индивидуальнопсихологических характеристиксовременного студента. Необходимость перестройки системы становится явной.В настоящее время и сами педагоги стали обращать внимание на необходимость учёта функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе.

Подниматься проблема о том, что необходимы новые образовательные технологии третьего тысячелетия, которые должны обязательно строиться с учётом функциональных асимметрий человека. Иконечно, в соответствии с конкретными условиями влияния,будут учитыватьсяиндивидуальныйтип функциональной асимметрииучащегося и связанная с ним успеваемостьстудента в ВУЗе.Проблема структурных основ ФМА тесным образом связана не только с методическим уровнем исследования, но и с методологией подхода к вопросу о соотношении между структурнойорганизации мозга с различными проявлениями индивидуальной психической деятельности человека. Индивидуальныенейропсихологические основы индивидуальных различий здоровых людей могут быть связаны с вариабельностью сочетаний, парциального доминирования, сенсорных и моторных признаков, что должно определять их различный вклад в процессы реализации высших психических функций. Прогрессирующая в ходе эволюции специализация полушарий головного мозга и связанное с этим усложнение межполушарных взаимоотношений, является одной из центральных и широко обсуждаемых специалистами разного профиля проблем.
Вместе с тем остаются малоизученным психофизиологический феномен как индивидуальнопсихологическая характеристика и адаптационная возможность личности современного студентав контексте субъекта учения.Личность, по Л.С. Выготскому, понятие социальное, четкого определения понятия «личность» у Л.С. Выготского нет [1].Профессор Б.В.Зейгарникговорила о недостаточнойразработанности в отечественной психологии собственной типологии индивидуальностиличности[2].Е.Д. Хомская, обсуждая перспективы развития экспериментальной нейропсихологии, также остановилась на анализе исследований эмоциональноличностной сферы. Былоотмечено, что «этот раздел экспериментальной нейропсихологии разработан менее других. Возможности здесь огромны»[3].Н.Данилова говорит о педагогическойпсихофизиологии как об одном из важнейших направлений в психофизиологии, отмечает необходимость применения знаний психофизиологии для оптимизации процесса обучения и тем самым для улучшения индивидуально–психологических и адаптационных возможностях современной личности, в нашем случае студентов и учащихся.
Дифференцированное обучение и более полный учёт индивидуальных особенностей студентов позволит адекватно психологически и социально адаптироваться к обучениюв ВУЗе, в результате которого студент начнёт самостоятельно выстраивать перспективу собственногобудущего, формулировать личностные, в том числе профессиональныепланы[4].Проблема межполушарной асимметрии имежполушарного взаимодействия —одна из наиболее актуальных проблем естествознания.В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Поведенческопсихологический латеральный диморфизм проявляется в бинарных характеристиках: «правши» адаптивны в стабильнойсреде, рациональной стратегией поведения, а «левши» к изменчивой среде с иррациональной стратегией перемен.«Левополушарные» формальнологические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст.
Стратегия «правополушарного» компонента мышления формирование многозначного контекста, что делает ее важнейшим участником творческого процесса[5].Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительнопространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Также было выявлено, что левое полушарие, большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое —на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. И только в определенном возрасте закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции, в функциях и выделении праворукости и леворукости. В наше время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из основополагающих закономерностей работы мозга. И являетсязакономерностью взаимодействия полушарий мозга в обеспечении психической деятельности человека.
Однако в практической работе педагогов и психологов системы образования довольно редко учитываются данныеоб индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, подростка, юношества. Так же не учитываются,адаптационныевозможностисовременного студентав системе образования. В период реформирования образования всё актуальнее становятся проблемы процесса адаптации студентов к новым формам и условиямжизнедеятельности, что вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебновоспитательного процесса. В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Без изменения отношения к проблеме адаптации современного студента, нельзя оптимально организоватьучебновоспитательный процесс, пробудить общественную активность студентов. Процесс адаптациитрактуется учёными поразному.И.С. Конпонимал,под адаптацией, какактивныйпроцессприспособления,и волевуюреализациюусвоенныхнорм. Иценностей в условиях конкретнойситуации[6].В.Т. Хорошко, Р.Р.Бибрих, Г.М. Чайченко, Л.
И. Томилина считают, что под адаптацией,следует понимать процессприведения в соответствие основныхпараметров, социальной и личностной характеристикстудента, в состояние динамическогоравновесия с новыми условиями вузовской средыкак внешнего факторапо отношению к студенту[7].

В вузе адаптация связана с включением студентов в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни.Адаптация –это процесс, вопервых, непрерывный, так как не прекращаетсяни на один день, а вовторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные формы и сферы: деятельность, общение, самосознание. В первый год обучения студентыпервокурсники одновременноосуществляюттри вида адаптации в комплексе. Впроцессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам.Профессиональная адаптация

это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии.Социальнопсихологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение.

Психологическая адаптация–это наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности.Исходя, из важнейших сфер становления личности основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить так:новое отношение к профессии; освоение новых учебных норм, оценок, способов и других требований; приспособлениек новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям[8].Психологическое содержание понятия «адаптация» является значительно более широким, чем в биологических науках. В широком смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды. На уровне социальнопсихологического анализа адаптация выступает как приспособление личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и др.). На уровне педагогического и психологопедагогического анализа процесс адаптации связан в основном с включением субъекта в новую учебновоспитательную ситуацию и служит показателем успешности обучения.
Исследование основных функций адаптационных процессов восходит к представлениям о значении адаптации в биологических науках, в частности, в связи с изучением стресса. По мнению Ф.Б. Березина, благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек среда»[9]. Без личностной заинтересованности своей будущей профессиональной деятельностью невозможно, на наш взгляд, подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего такими качествами, как профессиональная самостоятельность, активность, творчество.Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности.В профессиональной деятельности студентов ВУЗов особое внимание уделяется профессиональному поведению как системе взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий при достижении поставленной цели.Таким образом, возникает необходимость в выявлении и разработке комплекса педагогических условий позволяющих повысить результативность профессиональной адаптации студентов вуза.
Для изучения адаптации современного студента с индивидуальнопсихологическими характеристикамиразличнымитипамифункциональной асимметрии мозга.Было проведено исследование, в котором участвовали респонденты 1 курса «ИФФ» НИИ «БелГУ» (технической специальности) и«ФаПси» НИИ «БелГУ (гуманитарный специальности): из них 166 девушки (83 «ФаПси»,83 «ИФФ»,) 34 юноши (17 «ФаПси»,7 «ИФФ») студенты первых курсов НИУ БелГУ города Белгорода.Методологическим основанием исследования стали общенаучные принципы познания; теоретические разработки вобласти общей психологии ипсихофизиологии [10,11].Методики, применяемые в нашем исследовании:Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛОАМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина; Оценка мануальной асимметрии: Опросник М. Аннетт, моторные пробы, теппингтест,оценка слухоречевой асимметрии, оценка зрительной асимметрии, определение ведущей руки, ноги, уха, глаза; Программаадаптационного тренинга, проводимая после, первичного среза испытуемых (разработка и авторство Я. С. Бойченко).Набор методов математической статистики, использованный для обработки фактического материала, определялся целью исследования, содержанием конкретных задач, характером собранных данных. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ ««SPSS17», различия между зависимыми группами были проанализированы с использованием непараметрического теста по критерию Уилкоксона. Оценка зависимости между двумя переменными вычислялась покоэффициенту корреляции t

критерия Спирмена. Для определения системы взаимосвязи применялся латентно структурный факторный анализ.Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе нашего эксперимента результаты позволяют сделать следующий вывод пооценке мануальной асимметрии: по соотношению всех трех видов асимметрий «рука ухо ведущий глаз», могут быть выделены следующие варианты профилей у студентов: ППП, ПЛП, ПЛЛ, ППЛ, характеризуют различные варианты правшества, а также ЛЛЛ, ЛЛП, ЛПЛ, ЛПП, характеризующие левшество. Наиболее распространёнными типами среди студентов первого курса факультета «ИФФ»НИИ «БелГУ» оказались:ППП, ПЛП характеризующиеправшество и менее распространёнными ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП, характеризующие левшество.Наиболее распространённымитипами среди студентов первогокурса факультета«ФаПси»НИИ «БелГУ» оказались: ППП, ПЛП,ППЛ, характеризующие правшество и полное отсутствие ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП характеризующие левшество. Полученные нами данные в табл.1, позволили нам разделить испытуемых на 4 группы по развитию возможных типов ИПЛО: «чистые правши», праворукие, амбидекстры, леворукие, «чистые левши».1 группа «чистые правши» ПППю составили в целом 2,5 %, ПППд 14,5% из этих показателей составили девушкидвух факультетов.2группа праворукие с левшеством ППЛю составили в целом 4,5 %, ППЛд 28%. В этой группе тоже преобладали также девушки по сравнению с юношами, студенты обоих факультетов.3 группа праворукие с левшеством асимметрии слуха, правшеством зрения ПЛПю составили 5,5%, ПЛПд 29%.4 группа леворукие (ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛЛЛ) составили меньшую часть от всех студентов 1 курса «ИФФ» из них «чистые левши» ЛЛЛю 3,5% юношей, «чистых левшей» ЛЛЛд 9,5 % девушек. Так же ЛПЛю –0,5% юношей, ЛПЛд 0,5% девушек, ЛЛПю –0,5% юношей, ЛЛПд1,5% девушек, ЛПП0% юношей, 0% девушек.Так же, мы наблюдались следующие результаты, по обследованным студентам. Как полное отсутствие, амбидекстров. В работе Е.Д. Хомской (1997), где было обследовано более 500 человек, отсутствовали амбидекстры. Такие данные приведены в работе Е.С. Молодых (2005),обследовано 200 человек, амбидекстрыотсутствовали, или встречались редко,именно амбидекстральные типы, так же,как и в нашей работепри обследовании 200 человек,что может говорить о том, что эти типы редко встречаются среди различныхвыборок[12].

В результате в нашей генеральной выборке среди студентов двух факультетов, большую часть составили,студенты,характеризующие правшество,справополушарной асимметрией мозга и в частности «чистые правши».Девушек в нашей генеральной выборке наблюдалось большее количество, чем юношей,на каждом из факультетов.Таблица1Распределение моторных асимметрий у студентов1курса«ФаПси»НИИ «БелГУ» и «ИФФ»НИИ «БелГУ» (%)

В табл. 2 представлены показатели по методике многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛОАМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина,адаптационных способностей у студентов до эксперимента и после.Таблица 2Показатели адаптации пометодике“Адаптивность” (МЛОАМ)и межполушарной асимметриимозга по проведению коррекционной работы и созданию педагогических условий

Параметры сравненияПоказателии их достоверность

До тренингаПосле тренингаTкритерия Спирмена

Адаптация и левополушарная латерализация мозгаЮДЮДД\Ю14,28%0%57,14%47,37 %р≤0,05Адаптация и правополушарная латерализация мозга20%21,05%60%68,63%р≤0,05Нервнопсихическая устойчивость «стрессоустойчивость»левополушарная латерализация мозга0%0%85,71%89,47%р≤0,01Нервнопсихическая устойчивость «стрессоустойчивость»правополушарная латерализация мозга50%26,31%75%52,63%р≤0,01051015202530ЛЛЛ ю (n=7)ЛЛЛ д (n=19)ППП ю (n=5)ППП д (n=29)ПЛП ю (n=11)ПЛП д (n=58)ЛПЛ ю (n=1)ЛПЛ д (n=1)ЛЛП ю (n=1)ЛЛП д (n=3)ППЛ ю (n=9)ППЛ д (n=56)3,59,52,514,55,5290,50,50,51,54,528процентыКоммуникативные особенности левополушарная латерализация мозга57,14%84,21%100%100%р≤0,01Коммуникативные особенности правополушарная латерализация мозга50%78,95%75%84,21%р≤0,01Моральная нормативностьлевополушарная латерализация мозга28,57%26,32%42,86%100%р≤0,05Моральная нормативностьправополушарная латерализация мозга50%78,95%75%100%р≤0,01

Были получены результаты попроведению коррекционной работы. В период адаптации к Вузу,нами была разработанапрограммаадаптационного тренинга. Цель программы: психологическая и социальная адаптация к вузовскомуобучению, в результате которой студент начинает самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы.Задачи программы:1.Подготовка студента кновой социальной роли.2.Формирование жизненных планов и стратегий и их реализация.3.Развитие социальных умений и формированию учебной мотивации.4.Обучениеумению самостоятельно решать проблемы.5.Решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям.Предмет коррекции: совокупностьсистем,социально психологических мероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям. Обучения, жизни, досуга, принятием установок, норм, ценностей нового коллектива. Средства коррекции: ролевые игры, групповые дискуссии, сказкотерапия, элементы психогимнастики, арттерапефтическиеметоды, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.

Анализ результатов сравнения показателей социальнопсихологической адаптации имежполушарной специализации мозга при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выделить ряд значимых корреляционных показателей. А именно: В результате,анализакорреляционных данных,по показателям исследованиянервнопсихической устойчивостиу студентов факультета «ФаПси».Вкорреляционной плеяде,у студентов 1 курса, с правополушарной латерализацией мозга. Была выявлена значительная,положительнаявзаимосвязь (r=0,325;p0,01).Это, предполагает,определенную степень стабильности,состояниянервно психической устойчивости у студентов с правополушарной латерализацией мозга. Среднее значение по группе по данной характеристикеМ= 5,56 балла. Этот показатель говорит нам о том, что студенты с помощью нервнопсихической устойчивости добиваются удовлетворениясвоих потребностей, тем самым такпроявляютсявозможная их адаптационнаяспособность.Анализируя полученные корреляционные данные студентов с правополушарной латерализацией мозга, мы выявили, что нервнопсихическая устойчивость студентов позволяет принимать ответственность за свои действия и ситуации. И также, обратная положительная взаимосвязь, умение принимать ответственностьприводит к нервнопсихической устойчивости (r=0,347;p0,01).Так же, возможно предположить, что это у студентов «стрессоустойчивость»,плюс способность регулировать свое поведение или характеристика реакцией адекватного поведения. Студенты с адекватным поведением в среднем получили М=5,7 балла.Студенты инженернотехнического факультета в среднем получили М=4,7 балла. Данные, по неадекватному реагированию, студентов «ИФФ» ниже данных адекватного реагирования студентов «ФаПси».В результатесовременный студент с неадекватным реагированием,менее успешен в учебной деятельности, более обособлен и социально не адаптирован. Адаптационная способность студентов говорит о возможности решения и планирования решения учебных проблем, хорошем настроении, силе личности и её неуязвимости, что наблюдается у студентов «ФаПси» (r=0,325;p

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Психология развития человека.

М.: Издво Смысл; Издво Эксмо, 2005. с.136.2.Зейгарник Б.В. Перспективы патопсихологических исследований в свете учения Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. —М., 1981.с.6364.3.Хомская Е.Д. Нейропсихология: проблемы и перспективы развития, Вестник МГУ. Сер.14.Психология.1983.№1.с. 621.4.ДаниловаН.Н. Психофизиология . Учебник для вузов.Аспект пресс.М.2000.5.Москвин В.А.Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: МГУ, 2002. с.4047.6.Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение,1976.7.Савонько И.П. Личностная адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе и ее роль в академической успешности. М., 1977. с. 176 196.8.Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентовпервокурсников в условиях адаптации к учебному процессу в ВУЗе, Кишинев, 1990. с. 29.9.Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.с.270.10.Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики: автореф. дис. дра психол. Наук/ С.А. Богомаз. —Томск, 1999. 11.Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека/ Н.Н. Брагина, Т.А.Доброхотова. —2е изд. перераб. идоп. —М.:Медицина, 1988.—237с. 12.Молодых, Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц юношеского возраста: дис. канд.биолог.наук:14.00.33./Молодых Евгения Сергеевна.М.2005. с.92.13.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.с.126.14.Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопр. психологии, 1984, № 3, с. 2533.15.Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. 1966.16.Абульханова К. А. Психология и сознание личности. М. 1999.

Boichenko Yanina Sergeevna,Graduate student of MOSGU, assistant, NIU «BELGU» Belgorod state research university, [email protected] possibilities of the identity of the modern student and individual and psychological characteristicsAbstract.In article successful activity of the modern student, adaptation opportunities connected by mezhpolusharny asymmetry are considered. The research which main goal is studying of influence of individual type of functional asymmetry on specifics of formationof adaptation opportunities of the identity of students is described. The hypothesis of our research consisted that process of adaptation of the modern student is inseparably linked with individual and psychological characteristics and type of functional asymmetry of a brain.Keywords:adaptation, personality, individual and psychological characteristics, functional mezhpolusharny asymmetry.

Определение устойчивости, способности к адаптации и уязвимости

Для инструктора

Эти материалы для учащихся дополнить Будущее еды Инструкторские материалы. Если вы хотите, чтобы ваши ученики имели доступ к учебным материалам, мы предлагаем вам либо укажите их на студенческую версию который опускает обрамляющие страницы с информацией, предназначенной для факультет (и этот ящик). Или вы можете скачать эти страницы в нескольких форматах которые вы можете включить на веб-сайт своего курса или в локальную систему управления обучением. Узнайте больше об использовании, изменение и обмен учебными материалами InTeGrate.

Вводное видео и проверка знаний

Посмотрите короткое видео об устойчивости и способности к адаптации. Ведущий, Терри Чапин из Университета Аляски в Фэрбенксе, эколог -й категории , привыкший думать о стрессах, с которыми сталкиваются целые системы, такие как экосистемы и продовольственные системы. Обратите внимание, что он использует термин «ресурсы» как примерно эквивалентный компонентам природных систем, поддерживающих сопряженные человеческие и природные пищевые системы, представленные на предыдущей странице. После видеоролика в задании по проверке знаний ниже мы попросим вас определить типы ресурсов (т. е. компоненты природных систем), которые мы представили как жизненно важные для продовольственных систем в этом курсе. Поэтому вам следует подумать о том, как пример, который он представляет с общинами и народами коренных американцев Аляски, может распространяться на многие другие элементы продовольственной системы.

Видео: Устойчивость: Важность способности к адаптации (2:10)

Упражнение по проверке знаний

На основании того, что вы уже узнали в курсе:

Вопрос 1 — краткий ответ

Постарайтесь быстро придумать два важные ресурсы для производства продуктов питания подобные описанным в этом видео. Для каждого из трех подумайте об угрозах, которые противостоят этим ресурсам в их роли влияния на производство продуктов питания.

Щелкните для ответа

Скрыть

ОТВЕЧАТЬ:

  • Пример 1
    Ресурс: вода
    Угроза: засуха, изменение климата, снижение водоудерживающей способности почвы, истощение водоносных горизонтов (не обязательно иметь все это, просто примеры)
  • Пример 2
    Ресурс: Почва и питательные вещества для почвы
    Угроза: эрозия почвы, слишком малое количество навоза, удобрений, органического вещества и других почвенных ресурсов, возвращаемых в почву, урбанизация и потеря базы сельскохозяйственных земель
  • Пример 3
    Ресурс: Растениеводство
    Угроза: вредители, болезни и сорняки
Вопрос 2 — Краткий ответ

Можете ли вы угадать некоторые примеры «адаптивной способности» человеческих систем в рамках продовольственных систем, которые мы видели до сих пор?

Нажмите для ответа

Скрыть

ОТВЕТ:
Политика регулирования водопользования и загрязнения воды, выращивание устойчивых культур, меры по поддержанию здоровья почвы, создание ирригационных систем, страхование урожая

Определения устойчивости, адаптивной способности и уязвимости

Устойчивость, адаптивная способность и уязвимость (RACV) — это три концепции, используемые для объяснения того, как человеческие и природные системы реагируют на возмущения и потрясения. Мы можем использовать эти концепции для понимания реакции агропродовольственных систем на такие факторы, как засуха или возникновение рыночных потрясений или политических кризисов. Вот несколько определений концепций RACV, понимаемых в рамках концепции связанных естественно-человеческих систем.

Устойчивость

Устойчивость — это системное свойство, обозначающее степень шока или изменения, которое можно выдержать, пока система сохраняет свою структуру, основное функционирование и организацию. Говоря об устойчивости, обычно подразумевается мысль об устойчивости «ЧЕГО К чему». То есть нам нужно понять устойчивость системы (какой системы или процесса?; например, растениеводства, распределения продуктов питания, земледелия или кулинарных знаний) К угрозе или шоку (какого рода?; например, засухе, войне, болезни растений). В недавнем отчете научной комиссии Соединенного Королевства говорится, что устойчивость — это «способность поглощать, использовать или даже извлекать выгоду из возмущений, потрясений и стрессов», что включает в себя идею о том, что устойчивые системы, при условии, что они достаточно надежны, могут даже извлекать выгоду из возмущений.

Рисунок 11.1.4. Фермер-преподаватель перуанской неправительственной организации на «ярмарке знаний» описывает стратегии адаптации к изменению климата и связанным с ним погодным потрясениям, которые оцениваются и продвигаются местной неправительственной организацией совместно с коренными общинами. Плакат позади промоутера описывает, как органические вещества в почве помогают удерживать влагу, чтобы адаптироваться к засухе.
Кредит: Стивен Ванек

Способность к адаптации

Способность к адаптации — это социальные и технические навыки и стратегии отдельных лиц и групп, направленные на реагирование на экологические и социально-экономические изменения. В контексте продовольственных систем способность к адаптации обычно проявляется или используется для поддержания средств к существованию, производства продовольствия или доступа к продовольствию. В контексте изменения климата важно различать способность к адаптации и смягчение последствий: Способность к адаптации используется для адаптации к возмущениям в условиях роста или жизни или потрясениям, вызванным изменением климата. Смягчение последствий предполагает активное снижение угрозы изменения климата, а не адаптацию к его последствиям: например, сокращение выбросов, снижение потребления мяса среди населения с высоким потреблением мяса или геоинженерия атмосферы для снижения концентрации CO 2 .

Способность к адаптации является вторым важным свойством, относящимся к способности агропродовольственных систем реагировать на экстремальные условия. Человеческие системы могут, например, иметь возможность переключаться на альтернативное землепользование в рамках агропродовольственных систем. В этих случаях люди смогут адаптироваться к изменениям, поскольку у них есть возможность изменить свое использование земли и других ресурсов. Примером адаптивной способности природных систем являются засухоустойчивые культуры (рисунок 11.1.5). Такие культуры могут иметь более развитую корневую систему или биологические приспособления для сохранения влаги.

Рисунок 11. 1.5. Андский люпин, Lupinus mutabilis, изображенный здесь, в Боливии, имеет глубокую корневую систему, превосходную способность получать собственный азот для получения белка из воздуха и приспособленную к засухе физиологию, которая позволяет ему выживать и производить бобы люпина даже в засушливый сезон. . Это также очень питательная и универсальная продовольственная культура для потребления и получения дохода, после того как из бобов будут удалены горькие алкалоиды. Таким образом, это является частью способности человека адаптироваться в местной агропродовольственной системе к сухому климату и засухе.
Предоставлено: Paul VanDerWerf, Flickr

Уязвимость

Уязвимость — это незащищенность и трудности отдельных лиц, семей, сообществ и стран в преодолении потрясений, рисков и других непредвиденных обстоятельств. Это можно рассматривать как противоположность адаптивной способности, с континуумом смешанной адаптации/уязвимости между двумя крайностями адаптивной способности и уязвимости. Фермеры и потребители в крайне бедных и изолированных условиях (будь то в городских или отдаленных районах) могут считаться крайне уязвимыми, поскольку у них отсутствует собственная способность адаптироваться к угрозам, и они могут быть отрезаны или маргинализированы от внешних ресурсов (семья, государственная помощь и т. д.). ), что позволяет им адаптироваться к изменениям.

Теперь мы можем применить концепции устойчивости, адаптивной способности и уязвимости к сельскому хозяйству и продовольствию, используя структуру Связанной естественно-человеческой системы (CNHS) (рис. 11.1.6)

Рисунок 11.1.6. Примеры устойчивости (R), адаптивной способности (AC) и уязвимости (V) в связанных агропродовольственных системах. Эти примеры показаны внутри каждой из человеческих и природных систем. Многие из положительных практик в отношении почв, воды и вредителей в предыдущих модулях курса можно считать дополнительными примерами способности к адаптации, поскольку они способствуют более высокому уровню устойчивости к потрясениям в дополнение к увеличению или сохранению производства в средних условиях.
Авторы и права: Карл Циммерер и Стивен Ванек

Как показано на рис. 11.1.6, устойчивость может быть обнаружена как в естественных, так и в антропогенных подсистемах продовольственных систем. Вы можете заметить, что многие примеры адаптивной способности природных систем относятся к «наилучшей практике», которую мы пропагандировали в отношении воды, почвы, сельскохозяйственных культур и борьбы с вредителями в разделах II и III этого курса. Сюда могут входить такие примеры, как сокращение водного следа производства продуктов питания, управление почвами в рамках системы для улучшения «здоровья почвы» и борьба с вредителями с помощью экологических методов, направленных на предотвращение устойчивости к вредителям и сорнякам в наших подходах к управлению (модули 4, 5). , 7 и 8 соответственно). Эти подходы важны не только для повышения производительности в средних условиях, но и помогают системе производства продуктов питания адаптироваться к потрясениям и потрясениям.

Между тем, человеческий компонент комбинированных систем питания человека и природы также является жизненно важной частью устойчивости и способности к адаптации. Устойчивость выше там, где есть более высокие уровни социальной инфраструктуры, которые позволяют людям делиться знаниями и ресурсами в ответ на потрясения и потрясения, такие как экстремальная засуха. Социальная инфраструктура, показанная на рис. 11.1.6, включает в себя взаимную помощь внутри семей и сообществ или между регионами страны, координируемую правительствами для оказания помощи в случае потрясений, влияющих на производство продуктов питания. Социальное обучение жизненно важно, так как это один из основных способов, с помощью которых люди изучают новые методы, основанные на условиях, преобладающих в их районе. Например, фермеры могли бы использовать социальное обучение для приобретения навыков и знаний, позволяющих сократить потребление воды и, таким образом, уменьшить степень спада сельскохозяйственного производства и ограниченный доступ к продовольствию. Биологическое разнообразие является важным примером более высокой устойчивости природных компонентов комбинированных агропродовольственных систем. Системы производства продуктов питания с большим биологическим разнообразием — свойство, именуемое агробиоразнообразием и рассматриваемое на следующих страницах, — обычно обладают более высоким уровнем устойчивости. Этот более высокий уровень устойчивости может быть результатом сочетания культур и сортов, сочетающих в себе уязвимые и устойчивые типы культур к любому заданному стрессу, так что даже если некоторые культуры потерпят неудачу, другие приживутся хорошо. Различные культуры и виды землепользования также могут давать положительные или отрицательные результаты.0009 содействие взаимодействию, при котором один тип культуры или вид диких растений, например, приносит пользу другому (например, фиксация азота и улучшение почвы или защита от важных вредителей; см. модуль 6 по культурам и предыдущий раздел о системных подходах к управлению для дополнительные примеры).

Устойчивость и способность к адаптации: в чем разница?

На первый взгляд устойчивость и способность к адаптации в системах могут показаться очень похожими, и это правда, что, как определено здесь, они очень согласованы. Один из способов запомнить разницу состоит в том, что устойчивость — это более широкое системное свойство, которое может быть связано с взаимодействием человеческих и природных систем или одной или другой из этих подсистем. Мы можем сказать, что продовольственная система региона достаточно устойчива к засухе (более общее утверждение), если мы считаем, что по ряду причин его снабжение продовольствием могло бы продолжаться в основном без проблем во время засухи. В то же время адаптивная способность более узко ориентирована на конкретные навыки и механизмы, которые используются человеческими системами для повышения устойчивости. Другими словами, мы могли бы определить, что система или ее компонент устойчивы (например, регион, упомянутый выше), а затем определить источники или механизмы устойчивости с точки зрения конкретных знаний, практики, землепользования или биологических свойств, которые функционируют в той или иной ситуации. системы производства продуктов питания, называя их адаптивными способностями. Далее мы обратимся к агробиоразнообразию как к примеру адаптивной способности, которая может способствовать устойчивости продовольственной системы (вы видите разницу между двумя словами в последнем предложении?).


Что такое адаптивная способность | ИГИ Глобал

1.

Способность реагировать на изменения окружающей среды, чтобы продолжать процветать; функция устойчивости. Узнайте больше в: Наращивание адаптивного потенциала сообщества для решения проблем глобального изменения климата: задачи для лидерства сообщества

2.

Способность к адаптации — это способность приспосабливаться к внешним факторам своего окружения. Узнайте больше в: Развивающийся ландшафт педагогического дизайна в высшем образовании

3.

Способность человека или организации распознавать угрозу или возможность и принимать соответствующие меры для успешной адаптации. Узнайте больше в: Повышение организационной устойчивости: извлеченные уроки – COVID-19 и Национальный университет Монголии

4.

Сосредоточен на изменении климата и приспосабливает систему к внешним факторам окружающей среды. Повышение адаптивной способности — это реалистичный способ справиться с изменением климата, в том числе с непредсказуемостью и экстремальными явлениями. При улучшении адаптивных возможностей уязвимости уменьшаются. Узнайте больше в: Адаптация к изменению климата: практика стратегического планирования и городского проектирования

5.

Способность к адаптации — это способность социальных систем адаптироваться к многократным, долгосрочным и будущим рискам изменения климата, а также учиться и приспосабливаться после стихийного бедствия. адаптивная способность включает наведение мостов социального капитала, связывание социального капитала, человеческий капитал, диверсификацию средств к существованию, доступ к финансовым услугам, владение активами и доступ к информации. Узнайте больше в: Человеческое лицо к данным как современный подход к принятию решений в сфере развития

6.

Способность систем, учреждений, людей и других организмов приспосабливаться к изменению климата. Узнайте больше в: Изменение климата в застроенной среде: решение проблемы будущего климата в зданиях

7.

Способность к адаптации — это способность системы приспосабливаться к изменению климата (включая изменчивость климата и экстремальные явления) для смягчения потенциального ущерба, использования возможностей или преодоления последствий. Узнайте больше в: Воздействие изменения климата на водные ресурсы бассейна Лимпопо: моделирование совмещенной модели GCM и гибридной модели атмосферно-земного водного баланса (HATWAB)

8.

Способность или потенциал организации успешно реагировать на изменения в окружающей среде. Способность к адаптации — свойство сложных систем, связанное с их способностью сохранять согласованность в изменяющихся условиях. Узнайте больше в: Интегральный постанализ проектных исследований организационного процесса обучения для стратегического обновления экологического менеджмента

9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *