12.05.2024

2 души: Трофей Two Souls / Две души игры Beyond: Two Souls

Читать онлайн «Очищение. Том 2. Душа», Александр Шевцов (Андреев) – Литрес

Серия «ШКОЛА САМОПОЗНАНИЯ»

Издательское товарищество «Роща Академии»

* * *

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Это начало Дантова рассказа о его путешествии сквозь царство душ в поисках Души.

Ясно, что это путешествие по пространствам сознания, ведь «Комедия» его не содержит в себе ничего, кроме представлений об устройстве мира, как он виделся людям к началу XIV века. И значит, это продолжение все того же путешествия Одиссея в поисках себя.

Считается, что Данте определял для себя половину жизни как тридцать пять лет и тем самым относил написание книги к 1300 году. Но на самом деле он написал ее в 1307 году. И даже если он действительно верил, что вторая половина жизни началась для него в 35 лет, это все-таки лишь круглая дата, удобная для подсчетов и чарующая своей математической завершенностью. Действительная же половина его жизни, на мой взгляд, наступила чуть позже – в 1302 году, когда он перевалил за 37 лет.

Дело в том, что в 1302 году он был изгнан из родной Флоренции и заочно приговорен победившей там партией «черных» к смерти. На этом рубеже 37–38 лет «легло», как сказал Владимир Высоцкий, поразительно много художников. Похоже, он как-то связан с исчерпанностью их творче-ского гения. Те же, что «проскочили», либо не были большими художниками, либо еще не исполнили то, зачем пришли. И Данте был среди последних.

Что же касается половины жизни, решайте сами, что ею считать. Но мне кажется, вторая половина начинается тогда, когда ты переваливаешь какую-то незримую вершину, и вдруг, в распахнувшемся перед тобой пространстве твоей будущей жизни, тебе приходит глубокое прозрение смерти. Это значит, что с этого места ты видишь конец своей жизни. И как бы далеко он ни отстоял, теперь ты идешь к нему.

Возможно, все это определяется самим тобой. Когда-то, еще до рождения, отправляя себя в это путешествие, ты не рассчитывал на жизнь дольше, потому что нам нужно не больше, чем нужно.

Чем нужно для того, чтобы сделать дело, ради которого мы сюда пришли. И значит, мы вполне можем определять меру жизненных сил, которую считаем достаточной для избранного тела. Если не предавать себя, то их должно с лихвой хватить на задуманное…

«Божественная комедия» поразительно подходит для продолжения моего исследования. И сам Данте, задумавшийся о себе и движущийся сквозь Чистилище из Ада в Рай своего сознания, – лучший проводник по мирам душ. И созданный им образ проводника – великого римского поэта и провидца Вергилия – будто принимает нас из рук Гомеровского Тиресия, к которому направила меня вместе с Одиссеем заботливая Кирка в конце предыдущей книги (Шевцов А. А. Очищение. В 3 томах. – Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание. – СПб.: Тропа Троянова, 2004).

Огромные пласты культурных и исторических представлений, живущие во мне, будоражатся этой великой песней. И если «Одиссея» была повестью о возвращении к себе, песня Данте – это подробный рассказ о той части путешествия Улисса, где он познает себя как душу или как дух.

В самой же первой песне «Божественной комедии» есть упоминания того, что является предметом моего исследования: Душа, Дух, Души, Духи и ДУША. Именно в такой последовательности:

 
Я увидал, едва глаза возвел,
Что свет планеты, всюду путеводной,
Уже на плечи горные сошел,
Тогда вздохнула более свободной
И долгий страх превозмогла душа,
Измученная ночью безысходной.
 
 
Так и мой дух, бегущий и смятенный,
Вспять обернулся, озирая путь,
Всех уводящий к смерти предреченной.
 
 
И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;

Немало душ из-за нее скорбело.
 
 
И ты услышишь вопли исступленья
И древних духов, бедствующих там,
О новой смерти тщетные моленья.
 
 
Но если выше ты захочешь взвиться,
Тебя ДУША достойнейшая ждет:
С ней ты пойдешь…
 

Это все слова Вергилия – души, вызвавшейся быть проводником в царстве душ. Древний мудрец знает, какие шаги нужно совершить, чтобы найти ту Душу, ради которой предпринято это путешествие.

Мир души

Исследовать душу полагается психологу, и я буду работать как психолог – в ключе культурно-исторической психологии, изучая не как некую естественнонаучную абстракцию, а как собственные представления. И представления взрастившей меня культуры.

Мир души состоит для меня из множества кругов, которые уходят куда-то вглубь. Конечно, в глубь моего сознания, я это понимаю, но как это похоже на то, что рисовал великий Дант! Заглядывая туда, я будто погружаюсь в какие-то сумрачные пространства или миры. Это тоже верно, потому что именно эти круги и составляют слои моих представлений о душе и ее жизни, складывающиеся в мой Образ мира.

Но Образ мира никогда не бывает единичным или единственным. Когда психологи говорят: образ или модель мира, – хочется спросить: какого? О чем речь? Ведь образы миров отражают как мир-природу, так и те миры, в которые мы уходим своими мечтами или воображением. И что очень важно, эти миры тоже действительность. Пусть действительность моего сознания. Но кто знает, что такое сознание?

Единственное, в чем я уверен относительно этих миров, это в том, что в них живет моя душа. И она так ценит их, что может отречься от этого тела и этого мира, если ее понудят предать те якобы несуществующие миры.

Поэтому я подхожу к своему погружению, как к священнодейству. Я знаю, где-то тут, прямо где я сейчас озираюсь в своем ослеплении, находится вход в глубинный Храм Души. Вход этот засыпан обломками позднейших эпох и следами моих ошибок. Но это все несущественно. Его можно раскопать, очищая этаж за этажом, круг за кругом. И даже если в итоге моего исследования выяснится, что душа недоступна очищению, само обретение ясного понятия о ней и о себе будет для меня достаточной наградой. Впрочем, и очищением тоже.

И начну я с самой поверхности. С самых привычных бытовых и простонаучных представлений о душе.

Круг первый


Поверхностные бытовые представления о душе

Введение

Что знает о душе современный русский человек, например, я?

Душа – это либо маленький духовный человечек, живущий где-то в моей груди, либо «комплекс психических проявлений», включающий в себя чувства, переживания, может быть, мысли.

Откуда я это знаю? Да из двух, от силы трех источников. Конечно, Церковь, Христианство оставили во мне свой образ души. Затем поработала Наука. Но если приглядеться, то раньше этого и сквозь это проглядывают какие-то неясные представления, перешедшие ко мне вместе с языком. Это народное понятие о душе. На него тоже напластовались и Наука, и Религия. Но оно все равно отличается от их представлений. Как отличается, без исследования и не скажешь.

Для того, чтобы эти древние представления ожили в нашем сознании, я воспользуюсь самым простым и в силу этого всем доступным приемом. Я выпишу определения души из всех доступных мне словарей. Естественно, из словарей обычного языка, которые называются толковыми. То есть растолковывающими значения слов. С этим искусством растолковывания, конечно, придется помучиться, но что делать?!

Это даст мне самое общее описание понятия «душа». Очень неточное, очень приблизительное и нуждающееся в толкованиях. Но оно позволит мне подойти к особым понятиям души, имеющимся у различных душеведов, а от них пойти вглубь исторических эпох. Мне очень хочется добраться до самого исходного понятия, из которого развивались все те, которыми мы пользуемся сегодня.

Глава 1. Самый первый слой понятия о душе

Общее понятие души у человека имеется просто потому, что оно входит в нас вместе с мышлением и речью. Но если кто-то задумает его осознать и попробует задаться вопросом: а что такое душа? – он налетит на то, что это общее понятие слишком сложно. Лучше даже сказать, что он ощутит, что оно сложено из слишком большого количества образов и вроде бы случайных слов и представлений. Наше собственное общее понятие души нам не по зубам, хотя и естественно для нас, как воздух.

Вот если этот первый порыв свершился, и человек не сдался, то он, скорее всего, попытается разобраться в собственных представлениях разумно. И первое, что придет ему на ум, – для начала взглянуть в словари. В какие? Самым доступным и распространенным является сейчас в России «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой. Это значит, что он очень сильно влияет на обиходную русскую речь, но в еще большей мере творит наше мышление. Что же знает русский человек о душе благодаря этому словарю?

«Душа. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чем д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.). Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать все, что накопилось на душе; разг. ). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). За душу берет что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстается (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идет к старости, скоро умирать; разг.).

 

2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.

3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.

4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества.

5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).

6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мертвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях фиктивно числящихся где-н.).

Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) – мучить чем-н. надоедливым, томительным.

Души не чаять в ком (разг.) – очень любить. Души не чаять в детях.

Душа моя! (разг.) – в обращении: милый (-ая).

Душа-человек (разг.) – очень хороший, отзывчивый человек.

Без души – без воодушевления, без подъема.

С душой – отдаваясь целиком, с вдохновением.

В душе – 1) мысленно, про себя. В душе согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе.

Для души (разг.) – для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов.

По душе (разг.) – нравится. Работа ему по душе.

За душой нет ничего у кого – ничего нет у кого-н.

По душам (говорить, беседовать) – откровенно.

С дорогой душой (разг.) – очень охотно.

За милую душу (разг.) – легко, без усилий.

Как бог на душу положит (разг.) – как придется, кое-как.

С души воротит от чего (прост.) – о чувстве отвращения».

Если приглядеться, то это определение, во-первых, состоит из нескольких различных по качеству частей, а во-вторых, и вообще не определение. Начну с частей. Очевидно, что словарь не знает, что такое душа, и поэтому приводит любые высказывания о душе, что подвернулись авторам под руку. В итоге изрядная часть словарной статьи о душе составляют речевые обороты со словом душа.

Их надо выделить и бережно собрать в одном месте, потому что они-то и есть самое ценное, что создано не только словарем, но и самим народом. В сущности, это не высказывания, а наблюдения, отразившиеся в речи. И велись они века, если не тысячелетия. Я их все выделил жирным шрифтом, и буду так же выделять при рассказе обо всех других словарях.

Вторая часть статьи – это попытки авторов высказать что-то о душе. Я их выпишу отдельно. Но выпишу в определенном порядке, который позволит увидеть, что и они состоят из нескольких слоев. Это очевидно, если к ним присмотреться. Например, два следующих высказывания взаимозависимы:

5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).

6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мертвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях фиктивно числящихся где-н.

Последнее явно вытекает из первого. Если человека видеть живой душой, то и перепись народа можно вести по количеству живых людей – живых душ. Значит, последнее высказывание словаря не имеет никакого отношения к определению понятия души, но оно им пользуется, заимствуя из первого.

Однако и первое тоже не есть определение, оно тоже вторично. Для того, чтобы «в царской России» человека назвали душой, должно было уже существовать понятие о душе человека, а значит, словарь должен был сделать пометку: вторичные значения слова душа. Почему он ее не делает? Потому что тогда ему бы пришлось дать и исходное определение этого понятия. А вот этого он делать не хотел, и не хотел по причинам либо недоумия, либо подлости авторов, избравших не ссориться с правящей в нашем мире естественной Наукой, которая души не признает.

Это, если быть внимательным, сквозит уже в гадковатом выражении «в царской России». Что-то есть в нем от ненависти победившего хама к Великой белой империи. Для языковеда, для историка языка это выражение, можно сказать, недопустимое. Не было для языка царской России, сменившейся Советской властью. Язык жил и развивался, а вокруг менялись эпохи и формы власти. Но их для него не было, а была длительность бытования, культура и скорость восприятия новых веяний. В общем, не языковед это сказал, а политик, и политик подлый, советский, для которого жизнь есть только по эту сторону революции. А по ту – сплошная царская Россия.

И это не только в этом высказывании. Приглядитесь к трем первым определениям:

Внутренний, психический мир человека, его сознание.

То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

Два первых – это заимствования из науки. Первое можно считать философским, второе – психологическим. И оба они естественнонаучные. Но если мы ищем исходное понятие души, эти не подойдут, потому что они слишком молоды. Им, дай бог, пара веков. На самом деле второму всего сотня. Как они могли быть исходными для тех понятий, которыми пользовались люди в «царской России»?

Это заведомый подлог. Вместо исходного понятия нам подсунули научное, к тому же очень плохого качества. С точки зрения психологии душа вполне может быть сознанием или психикой, но с точки зрения языка это недопустимая подмена. На то язык и хранит два слова, чтобы языковеды их различали и видели за ними два различных понятия. Не может для настоящего ученого, изучающего язык, душа быть сознанием. Если только он не задался целью пропагандировать естествознание.

Как раз языковед-то и должен бы сопротивляться этой подмене. Ведь язык и скрытое за ним мышление народа – это последний оплот изгнанной из мира души. Но среди определений нет ни одного, которое передавало бы народное представление о душе. Даже слова о религиозных представлениях не то. Это все-таки не народные и, уж тем более, не чисто языковые представления, с которых и стоило бы начать.

Но слов о народных представлениях нет. Их вырезали, будто отстригли корень современного русского разговорного языка. Случайность ли это? Вряд ли. Не скажу: злой умысел, но то, что это современная научная культура, определенно. Что же делать?

Продолжить исследование, больше ничего не остается.

И первое, что я сделаю, – очищу свое сознание от зависимости от подобных словарей. Очищу одним простым наблюдением. Словари, вроде этого, не дают определения души, они лишь собирают и пересказывают мнения других людей об этом предмете. То, что душа – это сознание, есть мнение. К тому же, неизвестно чьё. И было бы желательно, чтобы словари называли источники, из которых заимствуют подобные высказывания. Иначе это все выглядит уж больно выспренно, будто вещание от имени самой Истины.

И то, что душа – это характер, тоже мнение. Мы еще можем встретиться с ними впоследствии, если заглянем в Науку поглубже. Это Наука отказалась говорить о душе, но не захотела придумать иное слово и просто вложила в старое имя свое содержание. Содержание, естественно, надуманное, и потому неестественное для древнего слова. Но ей так удобно вести исследования частных явлений, не отвлекаясь на сравнения с действительностью.

А вот то, что душа – это сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти, пожалуй, бесспорно, самое древнее представление из всех приведенных. И в силу этого, оно, очевидно, исходное или приближающееся к исходному.

Все остальные «определения» либо вытекают из этого, либо спорят с ним, доказывая, что народ ничего не понимал, когда придумывал такие глупости, как душа, дух, духи… Оно, конечно, далеко не полное определение, потому что не покрывает тех черт души, которые явственно проступают сквозь приведенные в словаре народные речения. Но если их совместить, будет ясно, как народ представлял себе душу. По крайней мере, это можно считать условной сердцевиной русского народного понятия души.

Я называю его сердцевиной, да еще и условной, потому что боюсь ошибиться. Приглядитесь к еще одному определению, которое, в сущности, есть лишь пересказ своими словами нескольких народных речений:

Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. Душа всего дела. Душа общества.

С точки зрения языковедения, сказать, что душа – это вдохновитель, это плохое, слабое определение, потому что вдохновитель и есть тот, кто вдыхает в человека дух и душу. Это как бы определение через само себя. Но зато оно очень хорошо, если я собрался разобраться и понять, что такое душа. Душа – это не главное лицо, это нечто главное в обществе или сообществе, что проявляется через главное лицо. А уж если быть точным, то именно его душа, потому что сообщество можно рассматривать как большое живое существо. И значит, душа – это главное во мне. Это источник жизни и движения для меня и для любого дела.

Эти значения очевидны, но даже такое крошечное подглядывание в понятие души через наш язык тут же показывает, что любое простое и короткое определение, вроде того условно исходного, будет поверхностно и недостаточно.

Таким образом, душа – это сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Но этого так мало для понимания себя! Наверное, потому, что слишком просто.

Глава 2. Уточнения первого понятия

Эта книга пишется как исследование, которое я веду в Исследователь-ской Мастерской Академии Самопознания, где мы заявили своим предметом исследование себя как души. До этого, в рамках Училища русской народной культуры, мы исследовали себя как тело и личность. И это было еще очень поверхностное исследование, хотя без него к душе не пройти.

Заявив, что предлагаю исследовать себя как душу, я вызвал неожиданно большой интерес у людей, которые приходят обучаться самопознанию. И вокруг предложенных мною вопросов закипела поразительная работа. Десятки людей пишут сейчас ежедневно мне и в Академию, обсуждая начало исследования. И я даже успел получить отклики на первую главу. В итоге рождается небывало большое и подробное описание понятия «душа» в русском языке и современной народной культуре. Можно считать это этнографическим опросом на заданную тему.

Но оно настолько велико, что его придется издавать особо. Поэтому я буду время от времени пользоваться сделанными нашими слушателями находками, не вдаваясь в излишние подробности. В данном случае, одно из высказываний позволяет сделать уточнения первой главы, поскольку явно показывает, где может возникнуть путаница и непонимание.

В одном из писем прозвучало: Я поняла, что душа – это тоже понятие и что его можно исследовать! Внесем точность в свои представления.

Выражение это – неверно. Душа – это не понятие, душа – это душа. Эта оговорка не случайна и еще встретится нам, почему я и посвятил ей эту отдельную главу. Подмена души понятием души – это признак взрастившей нас культуры. Она проявляется даже у тех, кто искренне хочет познать свою душу.

Душа – это душа. Но у нас есть о ней понятие. И оно очень большое, сложное и древнее. Вот его я и разбираю. Если бы я хотел ограничиться только им, то можно было бы закончить все прямо этой главой.

Но я хочу добраться до самой души. И именно для этого мне нужно очень хорошо видеть мое понятие о ней, а также как это понятие складывалось из множества наблюдений и попыток передать увиденное средствами языка.

Иными словами, первая задача – собрать предельно полное описание души, которое и есть ее понятие.

Затем добраться сквозь описания до предшествовавших им наблюдений.

И только тогда, когда удастся понять, как были возможны эти наблюдения, возможно созерцание самой души.

Две души одной Шуши — МК

Общество 1904

Поделиться

Ситуация в Карабахе остается непростой. Нынешний шаткий мир, заключенный в 2020 году, подкрепленный нахождением в этих краях российских миротворцев, периодически подвергается испытаниям — из-за разногласий, которые могут стать для политической ситуации в регионе зажженным фитилем. Наиболее серьезный вопрос на сегодня — ситуация с Лачинским коридором. По этой территории проходит единственная дорога, соединяющая Армению с проживающими в зоне временного размещения миротворцев. В блокаде этой дороги обвиняют азербайджанских экоактивистов, больше месяца устраивающих там акции. По приглашению азербайджанской стороны, в составе международной группы, корреспондент «Московского комсомольца» посетил регион и своими глазами увидел, что происходит там сейчас.

Азербайджанские активисты в Лачинском коридоре.

Премиальное место — Шуша

Небольшой городок Шуша, расположенный в предгорьях Карабахского хребта, на своем веку повидал немало горя. Бывшая крепость не раз становилась «военной добычей», которая превращала мирную жизнь в руины. В начале 90-х годов Шуша серьезно пострадала во время первого карабахского конфликта, по результатам которого контроль над городом установили армянские военные, а тысячи проживающих в этих краях местных жителей превратились в беженцев и были вынуждены покинуть свои дома.

В 2020-м история повторилась. Но на этот раз в Шушу вернулись азербайджанские войска.

Из Баку до города-крепости не менее шести часов езды на машине, четыре из которых проходят по равнинной местности, а остальные два — по извилистому горному серпантину. По пути несколько блокпостов — строгие мужчины в форме, проверка документов. Безопасность в этих краях не прихоть, а необходимость послевоенного времени. Города и села в этих краях разрушены до основания еще со времен первой войны. И если Шуша хотя и напоминает город-призрак, но в ней обитают люди и чувствуется дыхание жизни, то исторический город Физули лежит в руинах. С дороги видны очертания красивых старинных зданий, но желание посмотреть на город поближе может стоить жизни: съезжать с обочины в этих краях смертельно опасно, ведь все вокруг усеяно многочисленными минными полями, обозначенными воткнутыми в землю железными колышками.

«Это так называемая линия Оганяна, — рассказывает политолог Фуад Ахундов. — Тут абсолютно всё в противотанковых минах, тысячи квадратных километров минных полей. А на железные колышки, которые видны с дороги, были натянуты провода под напряжением, чтобы разведка не могла пройти. Эти поля не разминируются уже около тридцати лет, и это большая проблема для нас. Мы не можем достать карты этих минных полей, а на тех, которые находим, точность не превышает 10%. Мы приводим лучшие компании в сфере разминирования, но это очень длительная и кропотливая работа. Территория, которая сейчас заминирована и лежит в руинах, это более 10 000 квадратных километров — площадь, равная территории Ливана. Представьте, какие деньги нужны на восстановление. Это колоссальные финансы…»

Для туриста эти края — не самая заветная цель, но власти Азербайджана уверены, что со временем смогут изменить ситуацию. По мнению Ахундова, земля в Карабахе будет возрождаться и сюда вернутся жить люди. «В регион вкладываются большие средства, привлекаются инвесторы, — делится с «МК» политолог. — Со временем здесь будет туристический край. К тому же Карабах — это чернозем, прекрасная земля, там будет процветать сельское хозяйство.

Ну и возобновляемая энергетика. В Джебраиле построят огромные солнечные электростанции. Это фактически будет застройка века. У нас уже построен аэропорт, он работает для чартерных рейсов. Прилетают делегации, которым нужно добраться до Шуши. Например, таким рейсом прилетала делегация на международный шахматный турнир, который проходил в Шуше в 2022 году».

Автомобильная трасса из Физули к Шуше — основа жизни в регионе. В ее строительстве участвовали турецкие компании, использовались передовые технологии, и проект был выполнен всего за год. Теперь по ней свободно едут и тяжелые грузовики, и пассажирские автобусы. Однако масштабная стройка, которую начал Азербайджан, требует перевозки крупных строительных грузов, а извилистый горный серпантин для этого не подходит. В недавнем интервью президент Азербайджана Ильхам Алиев озвучил планы проложить в Карабахе подземные тоннели протяженностью не менее пятидесяти километров, а также построить более сотни мостов…

Мы тем временем доезжаем до Шуши. Отсюда открывается невероятный вид на горные пейзажи, уши закладывает из-за перепада высот и слегка начинает кружиться голова. Приезжим с непривычки сложно адаптироваться к суровому местному климату, но шушинцы говорят, что тут нужно просто родиться и любить эту землю, жить ею. Город с богатой историей, уютный и прекрасный во времена СССР, сейчас напоминает Припять: из окна машины видны многочисленные заброшенные жилые дома — полуразрушенные пятиэтажные «хрущевки» с чернеющими оконными проемами или частные дома с забитыми окнами. В таком состоянии город стоит частично с 90-х годов, в 2020 году разрушений добавилось. Внутри зданий пусто — до голых стен, но кое-где попадаются вещи — игрушки, одежда, детская коляска. Однако город не мертв и активно восстанавливается: тут и там видны рабочие, инженеры, эксперты. На дорогах можно встретить коммунальную технику. В центре города — удивительная аллея из бюстов великих жителей Шуши: в ряд стоят памятники поэтессе Хуршидбану Натаван, композитору Узеиру Гаджибейли и оперному певцу Бюль-Бюлю (Муртазе Мамедову).

Если подойти ближе, можно увидеть на скульптурах многочисленные следы от пуль. «Это статуи тех, кто родился в Шуше, — рабочий Амин отрывается от своих дел, чтобы поделиться с нами информацией. — Они все в отверстиях от выстрелов. В свое время они были проданы как лом на переплавку, представляете? Их удалось найти и выкупить. До недавнего времени статуи находились в специальном хранилище в Баку. После освобождения Шуши они вернулись на свое почтенное место». «Местные не боятся, что бои могут вернуться в эти края?» — интересуюсь у Амина. «Это в прошлом. Шуша сегодня хорошо защищена, здесь присутствуют азербайджанские правоохранительные органы и армия, поэтому все хорошо. К тому же у Шуши очень выгодное месторасположение — она находится на скале и является неприступной крепостью. Месторасположение Шуши, что называется, премиальное».

Бюсты выдающихся жителей Шуши вернули в город.

«Будем стоять, сколько нужно»

Наш путь к Шуше пролегал через место, которое в последний месяц упоминается во всех информационных сводках о ситуации в Карабахе. Лачинский коридор — единственная дорога, связывающая Армению и Карабах, по которой снабжаются проармянские территории, сейчас перекрыт блокпостами экоактивистов. Палаточный лагерь разбит почти у самого въезда в Шушу. Он за отдельной оградой, вдоль которой в ряд стоят азербайджанские солдаты. Тут проходит акция, организованная азербайджанскими экологами, которых обвиняют в гуманитарной блокаде Карабаха, а Ереван называет происходящее провокацией, которая может привести к беде. У экологов своя правда. Азербайджанцы считают, что расположенное в Агдере золоторудное месторождение Гызылбулаг, а также являющееся его частью медно-молибденовое месторождение Демирли незаконно эксплуатируются армянской стороной. Такой вывод, по данным азербайджанских геологов, сделан на основе мониторинга со спутниковых снимков. Рудники же эти — настоящее богатство горных вершин, дар природы с огромным запасом меди и золотом самой высокой пробы.

Главное требование, выдвигаемое азербайджанскими экологами, — попасть на месторождения и провести там экологический мониторинг. Азербайджанская власть активно приглашает в лагерь активистов СМИ со всего мира, чтобы журналисты могли увидеть происходящее своими глазами.

Выехав ранним утром из Баку, мы прибыли в лагерь к обеду. Полевая кухня в шатре — гречка, грибы, хлеб. В горах в тот день был сильный мороз, активисты стояли на дороге, греясь у железных бочек с разведенными в них кострами. У одной из них знакомимся с высоким и статным молодым человеком по имени Анар. По его словам, пришел он на протест не просто так, а чтобы проявить свою гражданскую позицию. «Была договоренность, что наши экологи и специалисты проведут на месторождениях необходимые исследования, — убеждает нас парень. — Но попасть туда не удалось. С тех пор требуем все того же, потому что нелегальная эксплуатация природных ресурсов в первую очередь опасна тем, что там нет стандартов, не соблюдаются правила, нет регуляции. Будем стоять, сколько нужно будет, потому что это наша родина. У нас вот костры в бочках, греемся…»

— Говорят, среди активистов видели граждан Турции. ..

— Это ложь. Мы вам даем слово как представители гражданского общества, что тут нет никаких иностранцев. Вы сами всё видите, нам нет смысла приглашать иностранцев, нам и своих ребят хватает.

Немало среди протестующих и представительниц прекрасного пола. «Сегодня идет 32-й день нашей акции, — рассказывает Камила, молодая девушка, представившаяся экологом. — Мы даже справляли Новый год в палаточном лагере. Были елки, проходил концерт, было весело. Честно говоря, я уже давно не была дома, родители скучают по мне, общаемся по видеосвязи, они с пониманием относятся к моей деятельности. По новостям говорят, что мы задерживаем какие-то машины с продуктами, не даем людям выехать, но это не так. Мы пропускаем и миротворцев, и Красный Крест, к ним у нас претензий нет».

Между тем по команде организатора десятки крепких молодых парней с транспарантами в руках начинают хором скандировать: «Нет экоциду!» В это время в сторону лагеря по единственной дороге медленно ползет армейский «КамАЗ» под флагом России. Когда он упирается в митинг, проходящий прямо на дороге, сквозь лобовое стекло становится видно напряженное лицо водителя, которому очень непросто пробираться на огромном грузовике, разрезая толпу и стараясь никого не задавить. «КамАЗ» вяло пропускают, кто-то проходит прямо перед ним, кто-то стоит к грузовику спиной и не видит его. Водитель вынужден тормозить, сигналить. Этот «КамАЗ» не вывозит какие-то ценные минералы, но переносить акции протеста из-за одной машины миротворцев вряд ли кто-то будет.

«Летом — море, зимой — горы»

В Баку уже не так холодно, как в горах. Зеленые газоны, клумбы. И не скажешь, что скоро Крещение. Поэтому в беседе с председателем правления Центра анализа международных отношений Фаридом Шафиевым речь у нас зашла не только о политической ситуации в стране, но и о будущем азербайджанских земель в Карабахе, причем о мирном их использовании. Он настроен крайне оптимистично и видит этот край туристической Меккой.

— Наша стратегия в целом исходит из того, что развивать нужно не только нефтяной сектор, — рассказывает Фарид Шафиев. — В этом плане есть определенный потенциал: туризм и сельское хозяйство. Туризму уделяется очень большое значение, у нас создается новая туристическая индустрия: горнолыжный курорт, которого не было в советское время, пятизвездочные отели известных брендов. С Европейской части России сюда добираться три часа, так что мы рассчитываем на туристов из России. Летом у нас есть море, а зимой горы. У нас развит кулинарный туризм, у нас довольно интересная кухня, в Москве успешно работают азербайджанские рестораны. Русская речь у нас слышна, у нас функционируют русские школы, и в любом отеле найдется человек, умеющий говорить по-русски. С транспортом сейчас проблемы урегулированы. Оставляя в стороне происходящее между Россией и Украиной, мы рассчитываем на туристов с севера.

— Слышал, что в число туристических объектов может войти и город Шуша…

— Туризм там был развит в советское время. И я думаю, что мы придем к этому. Во-первых, там можно развивать культурный туризм. Во-вторых, там достаточно других привлекательных мест. Например, горячие источники в Кельбаджаре. Сейчас итальянцы восстанавливают этот курорт. Большой сложностью является восстановление инфраструктуры, подведение электричества и водопровода. Государство берет это на себя, людей будут обеспечивать рабочими местами за счет государственных заказов, а дальше частный сектор возьмет все в свои руки. Восстановление идет достаточно быстро, у нас есть одно село, куда люди уже переехали, но это пилотный проект. Я думаю, еще года два нужно для того, чтобы обеспечить туда большой возвратный поток.

— Из-за армяно-азербайджанского конфликта некоторые страны озвучивали желание наложить на Азербайджан санкции. Как оцениваете эти заявления?

— Сделать это призывали в основном проармянские политики в таких странах, как Франция, Голландия, США. Мы не слышали такой призыв от официальных лиц европейских стран. За что должны накладывать на нас санкции? За то, что мы восстанавливаем свои территории? Это наше право, я думаю, что мелкие попытки со стороны Франции в Совете Безопасности не увенчались успехом. Думаю, что это бесперспективно, никто против международного права пойти не захочет.

— А если введут санкции в сфере поставок нефти?

— Такое даже не обсуждается, Евросоюз сейчас даже газ готов покупать. Как и некоторые страны в индивидуальном плане. Например, Албания. Поэтому идет наращивание закупок. Санкциями нас не напугаешь. Армянские политики сейчас обратились в Совет Безопасности, Европейский суд по правам человека по поводу ситуации в Лачинском коридоре. Но везде потерпели фиаско, суд отказал. Наша цель — контроль дороги, чтобы она использовалась именно в гуманитарных целях, а не в военных. Тут тоже санкций не предвидится, это больше «черный пиар» против Азербайджана, но все это уже было и в 80-е, и в 90-е годы. В свое время американцы наложили на нас санкции в 1992 году, но потом сняли их.

— Как вы видите развитие отношений между Россией и Азербайджаном?

— У нас нет двухсторонних проблем. Иногда омрачает наши отношения армянский вопрос, но в экономической, гуманитарной, политической плоскостях нет проблем. У России есть определенные геополитические интересы на Южном Кавказе, и это для нас понятно. Есть история, есть какие-то озабоченности, мы их понимаем. Но у нас тоже есть «красные линии»: мы требуем суверенитета и уважения нашей территориальной целостности.

— Как на экономику Азербайджана влияют цены на нефть?

— Этот вопрос очень важен для нас, поскольку экспорт Азербайджана на 98% представлен нефтью. Стараемся делать все возможное, чтобы уменьшить влияние от нефти, развивать другие индустрии. У нас есть период в пять–десять лет для перестройки экономики на другие рельсы.

— И на чем можно сосредоточиться? На развитии сельского хозяйства?

— Сельское хозяйство — важный элемент, но одно оно нефтяные доходы не заменит. Тут надо рассматривать в совокупности: сельское хозяйство, туризм, транспорт, а также зеленая энергетика, которая в последнее время активно развивается, — это солнечная энергия, а у нас солнца много. Также можно отметить информационные технологии, еще сейчас создаются индустриальные хабы. Мне кажется, что нужно больше либерализировать экономику, дать больше свободы частному бизнесу. Я сторонник рыночный модели, в которой государство не в роли руководителя экономики, а больше как сила, поддерживающая и контролирующая какие-то области — чтобы не было вреда экологии, каких-то бесконтрольных финансовых пирамид, как случилось в 2008 году. Я не являюсь сторонником того, чтобы государство управляло большими корпорациями. Хотя у нас сейчас нефтяная индустрия принадлежит государству. А все остальные индустрии, кроме, понятное дело, военной, должны быть приватизированы и управляться на основе того, чтобы они приносили прибыль. Этот процесс сейчас идет, в Азербайджане активно создаются концерны с государственным долевым участием.

Подписаться

Авторы:

Армия Евросоюз — ЕС ОПЕК Нагорный Карабах Россия Украина США Франция Армения Ереван Турция Азербайджан Баку

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Пентагон подделал видео крушения беспилотника под Крымом

    28761

    Крым

    ФОТО: T. ME/KRYUCHKOVOLEG

  • Власти Кузбасса обвиняются по самому крупному антимонопольному делу в России в сфере транспортного планирования

    26956

    Кузбасс

    Инна Богданова

  • Группа Cream Soda подтвердила гибель своего продюсера

    Фото 25405

    Ярославль
  • Внутренний паспорт России для проживающих в Германии соотечественников

    12845

    Германия
  • Доплата 2 000 евро для пациентов с медицинской страховкой в Германии

    10479

    Германия
  • Какие изменения ждут жителей Германии в апреле 2023 года

    9501

    Германия

В регионах:Ещё материалы

За гранью: Две души | Официальный сайт

Талант Triple-A и рассказывание историй подарят вам незабываемые впечатления от видеоигры — теперь впервые на ПК.

Уникальный психологический триллер, поставленный ведущими голливудскими актерами Эллиотом Пейджем и Уиллемом Дефо , Beyond: Two Souls™ отправляет вас в захватывающее путешествие по миру, где вы разыгрываете замечательную жизнь Джоди Холмс.

Рожденная в связи с таинственной сущностью с невероятными способностями, Джоди отличается от других.

Ваши действия определят судьбу Джоди, поскольку она сталкивается с невероятными испытаниями, опасностями и душераздирающими потерями в путешествии, чтобы узнать правду о том, кто она такая.

Создайте захватывающую историю с помощью своих решений и действий, живя ее жизнью — девочка, рожденная со связью со сверхъестественным существом по имени Эйден.

Играя за Джоди и Эйдена, вы столкнетесь с впечатляющими физическими и психологическими проблемами, чтобы понять, что на самом деле лежит… за пределами.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ НАВЫКИ С ПРОДВИНУТЫМИ ЭКСПЕРИМЕНТАМИ – Оригинальная миссия DLC из выпусков PlayStation™ включена в полную версию игры для ПК. Всю игру можно пройти в двух режимах сложности, а также в режиме Solo или Duo.

ИГРАЙТЕ В ИСТОРИИ ТАК, КАК ВЫ ХОТИТЕ – Кинематографический или хронологический порядок? Выберите способ прохождения истории и даже играйте в локальном совместном режиме, используя два разных контроллера для каждого игрока — один для игры за Джоди, а другой — для игры за Эйдена. Играйте так, как вы хотите играть.

ПОЛНОСТЬЮ ОПТИМИЗИРОВАНО ДЛЯ ПК. Игра Beyond: Two Souls, ранее доступная только на консолях PlayStation®, теперь доступна на ПК с потрясающими визуальными эффектами, включая разрешение 4K, совместимость с широкоэкранным форматом 21:9 и частоту кадров 60 кадров в секунду.

ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ ЯЗЫКИ:
Голос за кадром: бразильский португальский / английский / французский / немецкий / итальянский / японский / испанский мексиканский / польский / португальский / русский / испанский

Субтитры: английский / французский / немецкий / итальянский / испанский / голландский / португальский / шведский / датский / норвежский / Финский / русский / польский / японский / корейский / традиционный китайский / греческий / чешский / венгерский / хорватский / мексиканский испанский / бразильский португальский / турецкий 

ВОЗРАСТНАЯ ОЦЕНКА:
PEGI 16 / ESRB для взрослых 17+

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

МИНИМУМ (720P при 30 FPS):
-ОС: Windows 7 или более поздняя версия (64-разрядная версия)
-Процессор: i5-4430 @ 3,0 ГГц или AMD Ryzen 5 1600x @ 3,6 ГГц
-Память: 4 ГБ ОЗУ
-Видео: Nvidia GeForce GTX 660 с 2 ГБ или AMD Radeon HD 7870 с 2 ГБ
-DirectX: 11

РЕКОМЕНДУЕТСЯ (1080P при 60 FPS):
-ОС: Windows 7 или новее (64 бит)
-Процессор: i5-6600K @ 3,5 ГГц или аналогичный
-Память: 8 ГБ ОЗУ
-Видео: Nvidia GeForce GTX 970 с 4 ГБ или AMD Radeon R9 390 с 4 ГБ
-DirectX: 11

© Sony Interactive Entertainment Europe, 2013 г. Разработано компанией Quantic DreamSAS. «Beyond: Two Souls» и «Beyond» являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками Sony Interactive Entertainment Europe. Все права защищены. PlayStation ® является зарегистрированным товарным знаком Sony Interactive Entertainment Inc.

Beyond: Two Souls (Video Game 2013)

  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей
  • Trivia

IMDbPro

  • Video Game
  • 2013
  • M

IMDb RATING

8.4/10

12K

YOUR RATING

Play trailer2

:

42

7 Videos

21 Photos

ActionAdventureDrama

Проживите жизнь Джоди Холмс, молодой женщины, которая обладает сверхъестественными способностями благодаря своей психической связи с таинственной невидимой сущностью. Проживите жизнь Джоди Холмс, молодой женщины, которая обладает сверхъестественными способностями благодаря своей психической связи с таинственная невидимая сущность. Проживите жизнь Джоди Холмс, молодой женщины, которая обладает сверхъестественными способностями благодаря своей психической связи с таинственной невидимой сущностью.

  • Director
    • David Cage
  • Writer
    • David Cage
  • Stars
    • Elliot Page
    • Willem Dafoe
    • Eric Winter
  • See production, box office & company info
  • IMDb РЕЙТИНГ

    8. 4/10

    12K

    ВАШ РЕЙТИНГ

    • Режиссер
      • Дэвид Кейдж
    • Сценарист 5
      • 0061
      • Stars
        • Elliot Page
        • Willem Dafoe
        • Eric Winter
      • 42User reviews
      • 16Critic reviews
    • See more at IMDbPro
      • Nominated for 3 BAFTA Awards
        • 1 win & 22 nominations Всего

      Видео7

      Трейлер 2:42

      Смотреть Официальный трейлер

      Трейлер 2:22

      Смотреть Beyond: Two Souls: E3

      Трейлер 3:55

      Watch Beyond: Two Souls (Gameplay)

      Трейлер 5:44

      Watch Beyond: Two Souls

      Промо 0:41

      Watch Beyond: Two Souls (VG)

        5 Промо

        СМОТРЕТЬ ВЫСОТКИ: Две души (VG)

        Промо 2:22

        СМОТРЕТЬ В ДВЕ: ДВА души (VG)

        Photo21

        TOP CAST

        ELLIOT PAGE

        • JODIE HOLMES
        • (Голос)
        • (Голос) (голос) (голос) (Голос) (Голос) (голос) (Голос) (Голос) (Голос) (Голос)
          • . как Эллен Пейдж)

          Уиллем Дефо

          • Nathan Dawkins
          • (voice)

          Eric Winter

          • Ryan Clayton
          • (voice)

          Kadeem Hardison

          • Cole Freeman
          • (voice)

          Caroline Wolfson

          • Jodie Holmes (ребенок)
          • (голос)

          Роберт Бернс

          • Филип Холмс
          • (голос)

          Нэнси Тейт 90903 904 Susan Holmes0055 (voice)

        David Gasman

        • Officer J. Sherman
        • (voice)

        Dominic Gould

        • Paul
        • (voice)

        Tercelin Kirtley

        • Jimmy
        • ( Голос)

        Дэвид Кобурн

        • Stan
        • (голос)

        Maud Laedermann

        • вторник
        • (голос)
        • 9008

          9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008

        • 9005 9008 9008 9008 9008 9008

        • (голос) 9003 9003
          • . 0003
            • Walter
            • (voice)

            Blair Redford

            • Jay
            • (voice)

            Kyle Smigielski

            • Jay
            • (voice)

            Barbara Scaff

            • Norah
            • (voice )

            Deborah Burley

            • Norah
            • (voice)

            Andy Chase

            • Owen
            • (voice)
            • Director
              • Дэвид Кейдж
            • Писатель
              • Дэвид Кейдж
            • All Cast & Crew
            • Производство, касса и многое другое в IMDBPRO

            Подробнее.

            Рассвет

            Life Is Strange

            Фаренгейт: Indigo Prophecy Remastered

            Indigo Prophecy

            The Walking Dead: серия игр Telltale

            Life Is Strange: Before the Storm

            Волк среди нас

            The Dark Pictures: Man of Medan

            Uncharted 4: End Thief’s End

            Uncharted 3: Drake’s Deception

            Storyline

            . Вы знали

            • 555. Two Souls (2013)

            Обзоры пользователей42

            Обзор

            Избранный обзор

            10/

            10

            Преодолевает границы, чтобы создать нечто большее, чем они.

            Ваш пробег может отличаться, но для меня игра запредельная.

            Он превосходит как видеоигры, так и фильмы, чтобы стать чем-то большим, чем любое из этих средств само по себе. Я заядлый геймер (у меня более 400 игр в Steam, более 400 игр для iOS и более 100 консольных игр). Тем не менее, говоря за себя, * я * нашел эту игру гораздо более трогательной, наводящей на размышления, значимой и интересной, чем многие другие игры (включая Super Mario Galaxy 1-2, Grand Theft Auto 4-5, The Last of Us, и другие).

            Я могу сравнить его только с Heavy Rain, The Walking Dead или серией Metal Gear Solid: глубокие, насыщенные истории, темы и послания которых имеют непреходящий смысл; нечто большее, чем бессмысленная (но забавная) стрельба и платформеры других игр.

            Я буду помнить эту игру долгие годы. Есть несколько произведений художественной литературы на любом носителе, о которых я могу сказать то же самое.

            Если вам нравится богатая глубокая сюжетная линия и вас не волнует отсутствие «агентства» (во всяком случае, в видеоиграх это всегда иллюзорно — в игре всегда есть невероятно строгие правила игры), то это *the* игра седьмого поколения. Сравнительно незначительные ошибки в исполнении и направлении можно игнорировать, если рассматривать их в свете целого.

            Действительно, вопрос о том, можно ли считать это игрой, как и у Дорогой Эстер, в значительной степени неуместен и педантичен: это развлекает. Наводит на размышления. Это эмоционально трогательно. И это показывает, что игры, такие как кино или литература, можно воспринимать всерьез как средство как для развлечения, так и для просвещения.

            Мне кажется, что большинство обозревателей этой игры глубоко и трагически упустили суть.

            Я предварительно пришел к выводу, что большинство людей, которым не нравится Beyond, делают это потому, что не могут (или не хотят) принять игру на ее собственных условиях: у них есть определенные ожидания от видеоигр, а отклонение от устоявшихся норм раздражает их. Так, например, они требуют интерактивности, даже если принятие пассивности позволяет создать гораздо более убедительный и динамичный рассказ.

            Напротив, другие люди, возможно, более гибкие (по крайней мере, в отношении своих ожиданий от среды). Например, «пассивность» игры в Beyond меня ничуть не смущала (за исключением, временами, второго прохождения, но я его первый раз прошел день назад). Я знал, на что шел.

            Я полагаю, что многие рецензенты, учитывая их большее, чем обычно, знакомство со средой, еще менее терпимы к определенным отклонениям от игровых норм. Это, я думаю, объясняет большое расхождение во мнениях о метакритике и невообразимо низкий (для меня) средний показатель игры в настоящее время (всего 73!).

            Подобно критике, что игра лишает игрока свободы/свободы воли, я не думаю, что другие заслуживают внимания:

            Я считаю сценарий безупречным. Я не заметил дыр в сюжете и очень мало проблем с диалогами. Показательно, что Дэвиду Кейджу понадобился год по 12-14 часов в день, чтобы написать его, и что он состоит из 2000 страниц.

            Я считаю игру Пейджа поистине впечатляющей. Я не могу похвалить ее достаточно высоко. Каждый день она запоминала по 30-40 страниц диалогов. У нее было очень мало времени на подготовку и репетицию. Ей часто приходилось жонглировать различными эмоциональными реакциями на ситуации (например, играть роль одним способом в сцене и играть ее другим способом в той же сцене). Тем не менее, несмотря на эти проблемы, ее актерская игра неизменно высочайшего профессионального качества. Я не заметил недостатков в ее исполнении; это (наряду с игрой Уильяма Дефо) очень соответствует ее премии Оскар за лучшую женскую роль. Я считаю ее самой талантливой актрисой, которую я видел.

            Я также считаю, что бессчетное количество личных нападок на Дэвида Кейджа совершенно необоснованны. Он не пытается навязать свое мнение другим. Скорее, он просто страстный, у него есть видение, в которое он верит, и он откровенен в своих убеждениях. Он считает, что игры могут, как кино или литература, изменить мир (или попытаться). Это не высокомерие; это благородно.

            Кроме того, у игры есть и другие сильные стороны, которые, кажется, многие упускают из виду:

            • Социальные комментарии полностью оправданы и вполне уместны.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *