Отношения Печорина и Веры в романе «Герой нашего времени».
Меню статьи:
- Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе
- Развитие отношений в Кисловодске
- Напрасность жертвы Веры
- Любил ли Печорин Веру?
Отношения Веры и Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени» выглядят очень трагическими и в некой мере парадоксальными. В тех случаях, когда отношения героев становятся невозможными из-за ряда социальных или исторических причин (например, Эразм и Лиза, Ромео и Джульетта) трагизм обретает черты масштабного характера – сложно противостоять эпохе или общественным порядкам, но когда трагизм отношений заключается в индивидуальных чертах (безответная любовь), трагизм ощущается особо остро.
Дорогие читатели! Предлагаем “проанализировать произведение “Мцыри”, которое написал М.Ю. Лермонтов.
В такие моменты приходит понятие, что иногда счастье человека не осуществилось из-за того, что близкий ему человек не был готов пойти на решительные меры.
Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе
Вера и Печорин были давними знакомыми. Лермонтов не детализирует описание этих отношений, сформировавшихся до описываемых событий на Кавказе. Незначительные фразы позволяют предположить, что этих людей связывала давняя влюбленность, которая неизвестно почему не переросла в нечто большее, например, в брак. Несмотря на то, что Печорин и Вера долгое время не общались, между ними сохранились теплые, дружеские отношения. Вполне вероятно, что былая симпатия не позволила развиться чувству озлобленности или обиды друг на друга.
Развитие отношений в Кисловодске
Новый виток в отношениях Веры и Печорина припадает на момент пребывания их в Пятигорске и Кисловодске.
В этот период Вера находится в состоянии физического и морального истощения – она серьезно больна, вполне вероятно, что эта болезнь, которая напоминает неизлечимую лихорадку, станет роковой в жизни женщины, так как производимое лечение не приносит существенных результатов. К тому же Вера несчастлива в браке – она вышла замуж за нелюбимого человека и теперь терзается от отсутствия романтических чувств по отношению к своему мужу.
Печорин же на момент встречи находится на грани депрессии – он не находит своего места в жизни, позволяющего ему ощутить моральное удовлетворение.
После долгой разлуки молодые люди встречаются вновь, и между ними вспыхивает былое чувство.
Замужество Веры не становится препятствием к развитию отношений – чтобы избежать огласки, молодые люди встречаются тайно.
Однако идиллия в их отношениях длилась недолго – Печорин, гонимый желанием вызвать у Веры приступ ревности, начинает показательно ухаживать за княжной Мери, доставляя этим немалые душевные муки Вере.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Григория Печорина” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Несмотря на такое эгоистичное отношение к себе, Вера не перестает любить Печорина – она искренне переживает за исход дуэли. Преследуемая страхом потери и душевными муками, Вера признается мужу в своих отношениях с Печориным. Между супругами возникает ссора, которую, впрочем, Вера практически не помнит – ее внутреннее состояние и моральное потрясения не позволяют ей здраво оценить все происходящее. В результате, женщина, написав прощальное письмо Печорину, уезжает вместе с мужем.
Напрасность жертвы Веры
Тонкая душевная организация Веры в комбинации с незаурядным умом становится ключевым фактором, поддерживающим интерес Печорина по отношению в женщине.
Однако это не позволяет избежать Вере ошибок в отношениях. С одной стороны, она осознает пагубность этих отношений и их обреченность. Вера понимает, что Печорин по отношению к ней поступает подобно любому мужчине – он всего лишь пользуется ее благосклонностью и влюбленностью, но с другой же стороны, она надеется, что станет той женщиной, которая исцелит Печорина от его вечной неудовлетворенности и хандры.
Для этой цели женщина готова принести себя в жертву, взамен надеясь получить то же самое – определенную жертву со стороны Печорина, позволившую бы ей стать счастливой, и познать радость гармоничной жизни, но Печорин не делает ответного хода. С одной стороны, такой его поступок выглядит крайне эгоистичным, другой – закономерным. Каковыми бы ни были благими намерения Веры, но Печорин не просил ее об этой жертве.
Вера, как бы это ни было печально, руководствовалась исключительно своей инициативой, а она, как известно из пословицы, наказуема. Общий трагизм ситуации усиливается еще и тем, что Печорин не обещал Вере каких-либо ответных действий со своей стороны. В результате Вера, будучи истинно влюбленной в Печорина, испытывает душевные муки из-за несправедливого безответного отношения к своей персоне, в то время как Печорин, не дававший никаких обещаний и лишь принимающий жертву, спокоен – по его меркам, он ничего не должен Вере.
Любил ли Печорин Веру?
Отношения Веры и Печорина кажутся более чем прозаичными. Прямолинейные высказывания о страстном влечении друг к другу и о возникновении романтических чувств позволяют говорить о том, что Вера стала единственной женщиной в жизни Печорина, которую он действительно любил.
В то время как в других случаях возникшая страсть также быстро затухала, как и появлялась, отношения с Верой лишены такой быстротечности. Спустя время, женщина все также остается желаемой Печориным.
Получив прощальное письмо Веры – Печорин терзается в сомнениях – как ему поступить, стоит ли догнать Веру в пути, что также наталкивает на мысль о наличии более глубоких чувств, чем просто временное увлечение.
Однако у этой истории есть и другая сторона медали. Печорин ухаживает за княжной Мери, чтобы вызвать приступ ревности у Веры – ему нравится осознавать, что он становится причиной душевных терзаний и мук. Разве с любимыми так поступают?
В некой мере Печорин действует эгоистично по отношению к женщине – его мало волнуют возможные последствия подобных отношений вне брака, как, впрочем, и дальнейшая судьба Веры.
После прочтения письма Печорин не испытывает терзаний совести за свой неблагородный поступок – у него в душе все также царит пустота и хаос.
В результате можно сказать, что Вера в жизни Печорина была, безусловно, важным и значимым человеком. Определенно у него возникали к Вере сильные, глубокие чувства, но вполне вероятно, что Печорин, который сам находился в дисгармонии со всем миром, не был в состоянии осознать всю значимость в своей жизни этого человека. Искренняя любовь Веры стала поводом Печорину самоутвердится, потешить свое самолюбие и эгоизм.
Вера же в свою очередь, будучи несчастливой в браке надеялась с помощью отношений с Печориным обрести душевное спокойствие и счастье. Она настолько пленена молодым человеком, что готова пожертвовать всем, что у нее есть, только ради надежды на призрачное счастье.
Описание отношений Печорина и Веры 2 вариант
Печорин и Вера знакомы давно еще до встречи на Кавказе. Отношения этой пары основаны на растениях, мемуарах и ожиданиях. С одной стороны в этих отношения это бездушие, а с другой ревность мучение и любовь. Между собой Печорин и Вера редко общались, но читатель замечает что пару связывали нежные чувства. Вера, старательница собственного чувства. Женщина способна любить и прощать, разумна и проницательна. Веру огорчало то что героиня не любила собственного супруга.
Григорий – офицер, с сильным желанием страсти душой, заботился только о себе. Любил играть на человеческих слабостях, относился к людям с презрением. Старался отыскать собственное пространство в жизни, но никакого душевного наслаждения мужчина ощущает. Жизнь вновь объединяет Печорина и Веру. Уставшие чувства переросли во взаимное влечения, ради которого девушка готова пойти на измену. Герои видятся в тайне от людей, потому что Вера замужем за человеком, которого девушка не любит, но уважает. Любовь Веры не знала границ, у девушки получилось растопить холодное сердце Печорина.
Григорий остается эгоистичным, и стал отвергать собственные чувства к женщине, при этом не старается развивать отношения между собой. Герой вызывает ревность у Веры со стороны ухаживания за Мэри. Но Вера не перестает любить Печорина даже когда так поступает. Девушка сильно понимает обреченность этих отношений, но в то же время не может отказаться от любви, ведь настолько сильны чувства к Григорию.
В итоге Вера призналась мужу в измене с офицером. Женщина решает написать прощальное письмо Григорию. После того как Печорин прочитал письмо, мужчину не грызла совесть, но мужчина ощущал душевную пустоту. Печорин любит Веру, как никакую другую женщину, но для него главнее свобода, которую герой не готов променять ни на кого. Григорий пытался догнать Веру, но загоняет до смерти лошадь. Вера хотела обрести внутреннюю гармонию в отношениях с Печориным, девушка готова идти на жертвы ради любви, но Григорий утешил собственный эгоизм и самоутвердился любовью Веры.
Вера занимала почетное место в сердце Печорина хоть и не зависел от любви. Несмотря на такое эгоистичный и подлый характер героя, у Веры получилось изменить характер мужчины стала для него верным другом.
Автор: Виктория Давыдова
Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры.
Анализ эпизода (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В стихах этих — весь Печорин, его мироощущение, его отношение к жизни, его отношение к любви. Таков он в истории с Бэлой, в эксперименте с Мери. Точно так же Печорин ведет себя и по отношению к Вере.
Вера — главная женщина в его жизни. Роман с ней длится, очевидно, еще со времен его юности. Вера — замужняя женщина, однако она не любит своего второго мужа, впрочем, как и первого. Похоже, она всю жизнь любит Печорина. Судьба снова сводит их в Пятигорске, и Вера вверяется ему «с прежней беспечностью».
Однако Печорин вновь заставляет ее страдать и мучиться ревностью. Чтобы отвлечь подозрение от Веры, он обещает ей познакомиться с Литовскими и немного поухаживать за княжной Мери.
Однако Печорин «весьма преуспевает» в своем «волокитстве»: Мери Литовская влюбляется в него. И Вера вновь терзается подозрениями, сомневаясь в чувствах Печорина. Узнав от мужа о дуэли Печорина с Грушницким, она не выдерживает и открывается во всем Семену Васильевичу. Муж увозит ее, перед отъездом она пишет Печорину письмо, которое ярко характеризует Веру и ее отношения с Печориным.Вера — умная, проницательная женщина, она прекрасно понимает душу Печорина, его характер, его внутренний мир. «Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», — пишет Вера. Однако героиня приемлет такую мораль. И в этом сказывается не только недостаток «женственной гордости», но и длительная жизнь Веры в светском обществе, где она усваивает именно такой тип отношений мужчины и женщины.
Вера чувствует, что Печорин глубоко несчастен. И она поддается тайному, чисто женскому желанию пожертвовать собой для того, чтобы сделать своего избранника счастливым. И в этом — глубокое заблуждение героини. Она не может сделать Печорина счастливым, так как никто не может сделать этого. Григорий Александрович не способен к настоящей любви, надежда Веры и ее жертва напрасны. Однако героиня не сознает этого.
Письмо Веры проливает свет на характер ее отношений с Печориным. «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому что ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно…», — признается Вера. Ее чувство к Печорину не что иное, как болезненное обожание, болезненная зависимость. «Любовь охватывает ее с такой силой, что все остальные чувства как бы атрофируются. Она теряет „нравственное равновесие»».
Об этом говорит и сам Печорин, рассуждая о своих отношениях с женщинами. «…Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь», — признается герой в своем дневнике. Именно таковы его отношения с Верой.
Белинский считал, что образ этой героини неуловим и неопределенен, что отношения ее к Печорину похожи на загадку. «То она кажется вам женщиною глубокою, способною к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению; то видите в ней одну слабость и больше ничего. Особенно ощутителен в ней недостаток женственной гордости и чувства своего женственного достоинства, которые не мешают женщине любить горячо и беззаветно, но которые едва ли когда допустят истинно глубокую женщину сносить тиранство любви. Она любит Печорина, а в другой раз выходит замуж, и еще за старика, следовательно, по расчету, по какому бы то ни было; изменив для Печорина одному мужу, изменяет и другому, скорее по слабости, чем по увлечении чувства».
Другой исследователь выдвигает свою версию поведения Веры. «Идеальный и романтический элемент играл большую роль в ее любви, чем страсть», — замечает Стороженко.
Думается, оба критика правы. В отношениях с Печориным, безусловно, Веру привлекает романтизм: таинственность этих отношений, исключительность личности избранника. Но в героине ощутим и недостаток чувства собственного достоинства. Это натура не самостоятельная, слабая, попадающая под чужое влияние. Слабость характера Веры, ее неуверенность подчеркивают последние строки ее письма к Печорину: «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…» В интонациях Веры — неуверенность, растерянность.
Вместе с тем, вероятно, подсознательно она догадывалась, какое впечатление произведет на Печорина ее послание. И действительно, при возможности потерять Веру она становится для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья». Как безумный он мчится в Ессентуки, пытаясь догнать ее. Однако увидеть Веру Печорину не суждено: он загоняет своего коня и остается в пяти верстах от Ессентуков.
Таким образом, эта история любви лишь подчеркивает одиночество Печорина, его разобщенность с людьми. Вера не могла дать ему счастья, к которому он так стремился, и причина здесь прежде всего в самом Печорине, в его душе.
[Пример сочинения], 1474 слова GradesFixer
Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.
В русском романе Герой нашего времени , переведенном Владимиром и Дмитрием Набоковыми, автор Михаил Лермонтов рассказывает о путешествиях отчужденного и манипулирующего Печорина, военного офицера из высшего сословия, борющегося с судьбой в своих попытках общаться с женщинами. . В повести «Княжна Марья» Печорин пишет, что рассматривает свою судьбу, предсказанную старухой как «смерть от злой жены», как «неизреченное предчувствие»; он убежден, что оно сбудется, и потому носит в душе «непреодолимое отвращение» к браку (Лермонтов 137). Таким образом, отношения Печорина с женщинами отмечены его постоянным осознанием своей предполагаемой судьбы, и именно этот страх движет его отношением к ним.
Его обращение с женщинами можно интерпретировать как героическое из-за его уважения к ним, особенно по сравнению со сверстниками, но также и как свидетельство антигероя из-за его манипулирования ими. Изображая отношение Печорина к женщинам как выражение его страха перед судьбой, Лермонтов предполагает, что героя не существует: сложность человеческой натуры препятствует оценке как таковой.Лермонтовское изображение Белы как экзотического и чужеземного изображает Печорина либо не героическим, либо негероическим, но также отчетливо человечным в его отчаянии по поводу своей судьбы, предполагая, что такое описание бессмысленно. Бэла с самого начала экзотизирована: Лермонтов вводит ее в квазиэтническую «азиатскую» свадьбу, где она неоднократно описывается как «газель» (Лермонтов 25). Эта объективация оформляет вожделение Печорина к ней как к странной и чуждой красоте, которая тем не менее кажется грубой и поверхностной. Лермонтов усиливает это впечатление, когда Печорин называет Казбича «разбойником», а его самого «мужем» (Лермонтов 31).
Точно так же лермонтовское изображение отношений Печорина с княжной Марией как выражение его потребности сохранять контроль контекстуализирует судьбу как постоянный призрак, преследующий их связи, предполагая, что «герой» не может существовать. Еще до того, как Печорин и Мэри вступят в контакт, Лермонтов выставляет ревность как мотиватор своего взаимодействия с ней. Печорин пишет, что серьезность Грушницкого «обволакивает [его] зимним инеем» (Лермонтов 89). Лед ревности Печорина соответствует кажущейся холодности, с которой Печорин впоследствии манипулирует Марией, и на мгновение Лермонтов проецирует его как самое далекое от героя существо. Таким образом, их первые взаимодействия характеризуются манипуляцией; Печорин с ликованием пишет, что Мария его ненавидит, с какой-то мстительной гордостью отмечая, что он является предметом «едких, но… лестных» эпиграмм (9).6). Сопоставление у Лермонтова двух сильно коннотативных слов подчеркивает, что Печорину лестно в этих эпиграммах именно их колкость; ему нравится тот факт, что он имеет власть над Марией, что он является предметом ее страданий и ее внимания. Когда Печорин размышляет о том, почему он так усердно играет с Марией, Печорин пишет, что его главное удовольствие состоит в том, чтобы «подчинить [своей] воле все, что его окружает» (Лермонтов 116). Лермонтов развивает, казалось бы, презренный, негероический характер, одновременно саморефлексирующий и гордящийся своими поступками, через грандиозный и высокомерный тон Печорина, когда он пишет это. Но это маниакальное желание — контролировать все вокруг себя — отражает его желание распоряжаться своей судьбой. Поэтому, когда Печорин не может видеть Марию, когда она больна, он пишет с недоверием: «Неужели я действительно влюбился? … Какая ерунда!» (Лермонтов 127). Используя многоточие, Лермонтов создает естественную паузу в потоке текста, подчеркивая, что причина, по которой Печорин так не любит предположений о том, что он влюблен, заключается в том, что он потерял контроль; он влюбился не по своей воле и подтасовке, а потому, что это просто случилось, не говоря уже о том, что Печорин, несомненно, знает о своей предполагаемой судьбе. Когда выясняется, что он должен жениться на Марии, то он, наконец, вводит это пророчество и то, как оно нависло над ним всю его жизнь, — утверждает, что он не «продаст [своей] свободы» (Лермонтов 137). Лермонтовское построение сравнения брака с продажей свободы — с рабством — свидетельствует о потребности Печорина сохранять контроль. Более того, это соответствует его страху перед судьбой, который проистекает из его страха неспособности контролировать свою судьбу. Что интересно здесь, так это то, что если бы судьба действительно существовала, как считает Печорин, у него изначально не было бы свободы продавать.
В конце концов, однако, лермонтовская иллюстрация отношений между Печориным и Верой раскрывает способность Печорина — и, более того, потребность — в истинной любви вопреки его предполагаемой судьбе; герой он или нет, становится неважным. Сам Печорин признает, что Вера единственная вполне поняла его и его «мелкие слабости и злые страсти» (Лермонтов 141). Аллитерация Лермонтовым слов с сильным негативным подтекстом предполагает, что Печорин понимает, почему его могут презирать, но также подчеркивает свою признательность за безусловную любовь Веры. Иногда его отстранение от Веры могло быть героическим — за уважение к ее мужу — или негероическим — за неуважение к ее любви, — но вопрос о героизме здесь посторонний; независимо от его действий, дилеммы Печорина сложны и не могут быть сведены к простой двоичной системе да/нет. Позже, заметив ревность Веры к Марии, Печорин комментирует нелогичный женский ум. Он представляет силлогизм соломенного человека: «Я не должен любить его, потому что я женат, а он меня любит — следовательно…» (Лермонтов 132). Отсутствие «следствия», взаимной любви, подчеркивает параллель между описываемой им замужней женщиной и Верой, предполагая, что, в конце концов, хотя Печорин и принимает Веру и ее любовь как должное, он все же любит ее. Его любовь к Вере возможна благодаря тому, что она замужем, и, таким образом, не представляет угрозы для исполнения пророчества. Однако когда Вера уходит, Печорина охватывает отчаяние. Когда Печорин скачет назад, пытаясь увидеть ее еще раз, Лермонтов описывает пейзаж такими словами, как черный, темный, сырой, унылый и однообразный, намекая на его отчаяние в мрачной проекции Печорина мира без Веры — и мира без Веры. любовь (Лермонтов 157-8).
На протяжении всего романа у Печорина есть романтические отношения с несколькими женщинами, но ни одна из этих отношений не увенчалась успехом. Однако Лермонтов характеризует все эти отношения как продукт страха Печорина перед своей судьбой и как таковой создает сложный и многослойный характер. Судьба занимает центральное место в поведении Печорина, но он действует, исходя из предположения, что это правда. Однако в последней главе книги «Фаталист» неназванный персонаж спрашивает: «Если предопределение действительно существует, то почему тогда нам дана свобода воли и разум и почему мы должны отчитываться за свои действия?» (Лермонтов164). Для Печорина идея предопределения формирует его свободную волю и разум. Для Лермонтова идея предопределения позволяет ему создать отчетливый, противоречивый, но многогранный характер. Вместо того, чтобы создать четкого героя (или нет), как было бы указано в названии, Лермонтов предполагает, что невозможно оценить кого-то одним словом; нет такого обозначения, как «герой», поскольку оно не в состоянии отдать должное сложности человеческой природы. Если и существует «герой нашего времени», то это будет человек: каждый человек является своим собственным героем, несмотря на недостатки каждого человека и благодаря им, потому что этот человек человек.
Герой нашего времени Принцесса Мэри Сводка и анализ
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
к Михаил Юрьевич Лермонтов
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Принцесса Мэри
Эта короткая история рассказывается в нескольких дневниковых записях. Печорин в Пятигорске, и он влюблен в пейзаж. Нахвалив пейзаж, Печорин отправляется к Елизаветинскому источнику, где встречает Грушницкого, курсанта, с которым он воевал вместе. Печорин показывает, что он и Грушницкий вежливы друг с другом, но не любят друг друга. Печорин находит Грушницкого слишком претенциозным и эгоцентричным. Грушницкий «щеголяет толстой рядовой шинелью» и говорит Печорину, «что причина его поступления в К— полк навсегда останется тайной между ним и Всевышним» (73). Печорин считает, что Грушницкий записался в армию, чтобы реализовать склонность к романтическим ситуациям. У Елизаветинского источника Грушницкий видит княгиню Марью, молодую аристократку, приехавшую в Пятигорск с матерью.
Печорин замечает, что Грушницкий слишком много знает о княжне Марье, и тут же делает вывод, что Грушницкий испытывает к ней чувства. Позже Печорин становится свидетелем того, как княжна Марья берет стакан для Грушницкого, которому с трудом удается поднять его из-за травмы ноги. Печорин подходит к Грушницкому после сцены и делает вид, что ничего не видел. Грушницкий, полагая, что Печорин ничего не видел, беседует с Печориным о происшествии и сообщает Печорину, что княжна Марья — «абсолютный ангел» за то, что подняла стекло (76). Когда Грушницкий и Печорин уходят от Елизаветинского источника, они проходят мимо дома княжны Марьи. Сидя у окна, она видит их и признает только Грушницкого. Этот поступок закрепляет падение и ее, и Печорина.
В следующей дневниковой записи Печорин отмечает, что у него и Вернера, врача из Пятигорска, схожие взгляды. Вернер знает о планах Печорина соблазнить княгиню Марью и сокрушить Грушницкого, и он помогает Печорину, не поправляя княгиню Марью, когда она ложно предполагает, что личная шинель Грушницкого означает, что Грушницкий был понижен в звании в результате дуэли. Вернер знает, что княжна Марья будет раздавлена позже, когда узнает, что Грушницкий всего лишь простой кадет, и это разочарование закрепит гибель Грушницкого. Вернер, непреднамеренно, делает еще один поступок для Печорина. Он описывает Печорину женщину, которая находится в компании княгини Марьи и княгини Лиговской. Печорин считает, что это Вера, которую он любил в прошлом.
В следующих нескольких дневниковых записях Печорин играет в игры с княжной Марьей. Он отказывается представиться княгине Марье и ее матери, княгине Лиговской. Когда они находятся в одном пространстве, он их игнорирует. Он даже покупает ковер, который хочет принцесса Мэри, и кладет его на свою лошадь. Действия Печорина начинают обретать смысл, когда Печорин говорит Грушницкому, что таким женщинам, как княжна Марья, надоедают мужчины, которых они считают слишком легко достижимыми. Печорин фокусирует большинство своих схем на княжне Марье. Он чувствует, что Грушницкий уже идет прямо в западню. Грушницкий проявляет слишком большую привязанность к княжне Марье, и Печорин знает, что ей скоро надоест Грушницкий. Печорин пытается сдержать насмешливую улыбку, когда видит кольцо у Грушницкого. На кольце выгравировано имя принцессы Марии и дата, когда она взяла стакан. Пока Печорин играет в свои игры, он встречает Веру в гроте. Она сообщает ему, что сейчас она во втором браке и что она снова вышла замуж ради сына. Вера уговаривает Печорина представиться княгине Марье и княгине Лиговской, чтобы он мог находиться в ее обществе, не вызывая подозрений.
Печорин решает, что наконец-то пора снискать расположение княжны Марьи не только за то, что сказала Вера, но и потому, что он хочет продолжить свои игры с княжной Марьей. Возможность завоевать благосклонность княжны Марии предоставляется на абонементном балу. На балу Печорин делает много комплиментов княгине Марье, но что действительно меняет ее мнение о нем, так это случай, описанный ниже. Свидание драгунского капитана, одна из дам, завидующих наряду княжны Марьи, рассказывает драгунскому капитану, что княжна Марья столкнулась с ней раньше и так и не извинилась. Драгунский капитан берет дело в свои руки. Он обращается за помощью к пьяному мужчине, чтобы смутить княжну Марью. Печорин зарабатывает себе приглашение в гостиную княгини Лиговской, спасая княжну Марью из положения.
Княжна Марья начинает влюбляться в Печорина и раздражается и скучает с Грушницким. Грушницкий начинает замечать изменившиеся чувства княжны Марьи к нему, но до второго бала еще не подозревает, что княжна Марья влюбилась в Печорина. На балу Грушницкий показывает княжне Марье новый линейный офицерский мундир, купленный им на комиссию. Ее это не впечатляет, потому что униформа подтверждает, что Грушницкий всего лишь скромный кадет. Ситуация ухудшается для Грушницкого, когда он узнает, что княжна Марья собирается станцевать мазурку с Печориным. Грушницкий останавливает танец, но не подавляет чувства княжны Марьи к Печорину.
Грушницкий пускает слух о том, что Печорин и княжна Марья собираются пожениться, чтобы сделать им больно. Печорин раздражен этим слухом, но ничего не делает. Вместо этого он следует за Верой в Кисловодск. Княгиня Марья, княгиня Лиговская, Грушницкий и драгунский ротмистр в конце концов прибывают в Кисловодск. Печорин продолжает свои партии. Он целует княжну Марью в щеку и узнает о Грушницком и замысле драгунского ротмистра против него. Они планируют соблазнить его на дуэль.
Несмотря на знание их плана, Печорин соглашается на дуэль после того, как услышал, как Грушницкий сказал кому-то, что Печорин пробрался в резиденцию княжны Марьи, чтобы увидеть ее, когда она была дома одна. Печорин действительно пробрался в резиденцию к Вере, но Грушницкий никогда не осознает этой правды. Муж Веры подслушивает заявления Грушницкого и согласие Печорина на дуэль. Он хвалит Печорина за защиту чести княжны Марьи. Перед дуэлью происходит таймлапс. Печорин находится в форте, где происходит действие первого рассказа романа «Бела». Он вспоминает о том, что чувствовал перед дуэлью.
Время быстро возвращается вспять, и Печорин в конце концов сражается с Грушницким. В последнюю минуту дуэли он показывает, что знает, что драгунский ротмистр и Грушницкий дали ему пустое ружье. Вернер заряжает пистолет Печорина пулями. Печорин дает Грушницкому шанс отречься от своего заявления. Грушницкий настаивает на том, что он сказал, и угрожает убить Печорина, если Печорин оставит его в живых. Печорин стреляет в Грушницкого со скалы. Они решили устроить дуэль возле обрыва, чтобы скрыть тот факт, что они дрались, и чтобы выживший не имел юридических последствий. Как только умерший попадал в воду, Вернер извлекал пулю из тела. Печорин не раскаивается в убийстве Грушницкого. Он говорит «Finita la commedia» сразу после смерти Грушницкого (141).
Когда Печорин возвращается домой после дуэли, его слуга приносит ему два письма, одно от Вернера, другое от Веры. В письме Веры сообщается, что ее муж узнал о ее романе. Ее лицо выдало ее, когда имя Печорина было упомянуто в разговоре между ней и ее мужем. В письме сообщается, что муж увозит ее далеко. Вера сообщает Печорину в своем письме, что никогда больше никого не полюбит, и умоляет его не жениться на княгине Марье. Печорин берет свою лошадь и скачет со всех ног, надеясь поймать Веру в Пятигорске, но его лошадь умирает. Печорин плачет, как ребенок, потом идет обратно в Кисловодск, где спит много часов.
Когда он просыпается, Вернер сообщает ему, что княжна Марья плохо себя чувствует и что властям известно о дуэли, несмотря на письмо, которое он ранее дал Печорину, в котором говорилось, что Печорину сошло с рук преступление. Вернер хочет обнять Печорина, так как, возможно, это последний раз, когда они снова видят друг друга, но холодный язык тела Печорина обескураживает его. Двое мужчин прощаются без каких-либо признаков привязанности. Печорин знает, что его сошлют куда-то в качестве наказания, поэтому сразу после разговора с Вернером он отправляется в резиденцию княгини Марьи. Печорин беседует с княжной Марьей наедине. Он говорит ей, что только играл с ней в игры, и заявляет, что не любит ее. Это уже второй раз, когда он говорит ей эту правду. Это цементирует все между ними. Она говорит ему, что ненавидит его, и они расстаются.
Анализ
В этом рассказе много параллелей. Княжна Марья имеет тот же недуг, что и Печорин. Ей очень легко становится скучно. Она находит мужчин, которые ею восхищаются, скучными. Сначала Грушницкий предлагает ей некоторое волнение, но вскоре она устает от него. Княжна Марья так же тщеславна, как Печорин. Она стремится завоевать Печорина, потому что он задевает ее самолюбие. Он игнорирует ее вместо того, чтобы осыпать ее привязанностями. Печорин решает манипулировать княжной Марьей не только потому, что он любит игры, но и потому, что она презирает его и отдает предпочтение Грушницкому, когда видит их в окно.
У Вернера и Печорина схожие склады ума. Вернеру нравятся партии Печорина не меньше, чем сам Печорин. Вернер также имеет сходство с Максимом Максимычем. И Вернер, и Максим Максимыч помогают Печорину осуществить его планы. Вернер сообщает Печорину о ложном предположении княгини Марьи и заряжает ружье, которое убивает Грушницкого. В конце концов Печорин отбрасывает и Вернера, и Максима Максимыча.
Хронологический порядок рассказов романа становится понятным благодаря этому рассказу. В этом рассказе перед дуэлью происходит промежуток времени. История покидает текущее время и переносится в то время, когда Печорин стоит в форте с Максимом Максимычем. В этом сдвиге времени Печорин намекает на тот факт, что дуэль и события, которые к ней привели, произошли до его пребывания в форте. По сути, Печорин отбрасывает Вернера раньше, чем от Максима Максимыча.
Соревнование — важная тема этого рассказа. Печорин сталкивается с несколькими противниками. Он и принцесса Мэри оба хотят покорить друг друга. Печорин, однако, является победителем. Он использует большой арсенал трюков. Он разговаривает с членами окружения принцессы Марии, но игнорирует ее. Он рассказывает ей о своем детстве, что может быть правдой, а может и нет. Он также целует ее. Этот поцелуй распутывает княгиню Марью.
Соревнуются также Печорин и Грушницкий. Они соревнуются за княжну Марью, и Грушницкий проигрывает.