Фильм «Не в парнях счастье» («Boyfriend Isn’t Everything»)
Выберите удобный вариант просмотра и качество,
подходящее для вашего экрана
К сожалению, «Не в парнях счастье» сейчас недоступен для просмотра, но вы можете выбрать что-то из наших рекомендаций |
Канал не доступен подробнее |
Обнаружены проблемы с воспроизведением данного видео. |
Канал не доступен подробнее |
- Описание
- Персоны и команды
- 10 отзывов
2014, Мелодрамы, Россия
Жизнь не спешит баловать Диану пряниками — дома постоянные ссоры, денег ни на что не хватает, скука и однообразие будней студенческой жизни. Когда девушка встречает Сергея, на сером небосклоне зажигается яркая звезда. Все мысли девушки лишь о нем, он как живое воплощение самых потаенных девичьих снов, а самое главное, отвечает Диане взаимностью. Пара решает пожениться и активно готовится к свадьбе, однако, накануне иллюзорная сказка рушится в один момент: неожиданно вернувшись домой, Диана видит Сергея в объятьях другой.
Шокированная увиденным, девушка не знает что делать и как жить дальше. На помощь приходит красивая, успешная и независимая леди — мама Сережи. Диана решает последовать ее советам, забыть о прошлом и своих наивных детских мечтах. Вчерашняя скромная студентка превращается в жесткую и расчетливую стерву, которая не остановится ни перед чем в достижении своих целей.
Картина снята по мотивам одноименного романа Татьяны Веденской. В фильме снимались такие признанные мастера своего дела, как актриса и сценарист Марина Могилевская, многократный призер всевозможных актерских наград Кирилл Плетнев, и блистательная Любовь Баханкова.
Жизнь не спешит баловать Диану пряниками — дома постоянные ссоры, денег ни на что не хватает, скука и однообразие будней студенческой жизни. Когда девушка встречает Сергея, на сером небосклоне зажигается яркая звезда. Все мысли девушки лишь о нем, он как живое воплощение самых потаенных девичьих снов, а самое главное, отвечает Диане взаимностью. Пара решает пожениться и активно готовится к свадьбе
СвернутьПодробнее
Доступно на устройствах
iOS
Android
-
Smart TV
Консоли
Приставки
Перевод
РусскийСубтитры
РусскийЧитать онлайн «О мужчинах, с которыми невозможно счастье», Давид Маркосян – Литрес
Редактор Елена Чижикова
Корректор Алексей Леснянский
© Давид Маркосян, 2022
ISBN 978-5-0056-6117-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступление
Молодая девушка 22-х лет вышла замуж за своего сверстника. Они встречались год и девушка решила, что изучила и узнала своего избранника. Поначалу все было хорошо – ей нравилась семейная жизнь и она чувствовала себя счастливой. Ощущение железных тисков возникло совершенно неожиданно. Муж настолько виртуозно жонглировал ценностями, что виноватой и обязанной каждый раз оказывалась она. Постоянные манипуляции, ложь и подмена понятий лишили ее критического мышления и возможности здраво рассуждать
Первыми звоночками стали поздние возвращения мужа. В ответ на недовольство жены он обвинил ее в неспособности любить – ведь любимого нужно принимать всяким. Если же у нее есть требования – значит, она готова любить его только за что-то. Затем им стало не хватать денег, так как муж все деньги тратил на свои развлечения. Когда жена сказала ему об этом – он обвинил ее… в меркантильности. Он считал, что если от него требуют денег, то и нужен он только ради денег. Когда же ночные гуляния перешли в неоднократные измены и жена возмутилась этому, последовало беззаботное и циничное:
«Я красивый мужчина и мне нужно внимание. А верность должна сохранять только женщина. Если она изменяет – значит она гулящая и недостойна быть матерью».
Казалось, человек вобрал в себя все пороки – мало того, что он вел себя настолько аморально, так еще и беззастенчиво обвинял жену. Дошло до того, что он стал обвинять ее в том, что она совсем не экономит и именно поэтому им не хватает денег.
Оказавшись в подобной ситуации, принято почему-то рассматривать только два варианта действий – уходить или оставаться, продолжая при этом терпеть. Уходить бывает страшно – «что скажут люди и что обо мне подумают», «а не останусь ли я одна», «а найду ли я кого-то лучше», «а может мне стоит больше постараться и тогда все наладится», Нередко мешают установки – «разводиться нельзя», «нужно сохранять брак любой ценой», «уйти – значит предать», «сдаются только слабаки». Но оставаться и терпеть тоже нелегко – ведь в этом случае нужно смириться, что в отношениях никогда не будет уважения, понимания, настоящей близости и, конечно, любви. Кроме того, перспектива прожить всю жизнь с человеком, который давно стал чужим, страшит не меньше. Выбор из двух крайностей редко позволяет найти лучшее решение. Человек мечется, выбирая из двух вариантов, которые одинаково его не устраивают. После долгих и мучительных попыток решение принимается, но удовлетворения оно не приносит. Причина в том, что выбирая из двух крайностей, невозможно понять – в чем мы нуждаемся, что хотим на самом деле, и что является для нас самым важным.
Большинство людей не знают о третьем варианте и не подозревают о его существовании. Именно поиску и нахождению третьего варианта посвящена эта книга.
Выход из безвыходной ситуации
Развестись или сохранить брак, продолжать терпеть или завершить отношения, которые давно не устраивают и ничего, кроме боли и разочарования, не приносят? Перед такой дилеммой, которая подразумевает сложный, мучительный выбор, оказывалась хотя бы раз в жизни каждая женщина.
Оба возможных решения вызывают массу отрицательных эмоций и одинаково воспринимаются как собственное фиаско и поражение. Женщина чувствует себя загнанной в ловушку и, вынужденная выбирать из двух крайних вариантов, ощущает себя в тупике.
Такая ситуация не позволяет принять наилучшее для себя решение и получить желаемое. Об этом мы не раз поговорим в последующих главах книги. А пока попробуем разобраться, почему выбор между «развестись или остаться» столь мучителен для женщины, не устраивает ее и заставляет чувствовать себя несчастной.
Ответ прост и может даже показаться банальным. Женщине хочется быть счастливой и делать счастливой свою семью. Именно этого ей хочется больше всего. Но ни первый, ни второй вариант не позволяют добиться этого. Более того, они одинаково отдаляют женщину от желаемого.
Может возникнуть вполне резонный и логичный вопрос: почему же вообще возникает этот непростой выбор – уйти из отношений или остаться в них? А самое главное, из-за чего женщина оказывается в ситуации выбора из двух вариантов, которые одинаково ее не устраивают?
В первом варианте, когда женщина хочет уйти, – ее не устраивают отношения с партнером, сам партнер, его отношение к ней и к детям, а также «климат», который присутствует в их отношениях. Женщине хочется уйти из того места и от того человека, которые не только не позволяют ей «создавать» счастье, но и максимально отдаляют от него. Однако различные социальные табу, осуждение со стороны общества, родных и близких, отсутствие поддержки и понимания внушают женщине мысль, что она поступает эгоистично, думает только о себе и разрушает семью. Это заставляет женщину чувствовать себя еще более несчастливой. Ведь у нее не только отнимают мечту и отказывают в ее естественном желании быть счастливой, но еще и обрезают крылья.
Именно под воздействием перечисленных факторов женщина начинает рассматривать второй вариант – «остаться и/или терпеть». Как несложно догадаться, он не является выбором желанным и осознанным. Этот вариант является, скорее, навязанным и часто вынужденным. Большинство людей рассуждают так: «Если то, чего я хочу, принесет боль, обиду и лишения моим родным и близким, то единственный вариант, который мне остается, – не делать этого, то есть отказаться от того, что я хочу». Когда же в качестве аргумента (а на самом деле в качестве инструмента для выкручивания рук и эмоционального шантажа) используются дети, женщине становится очень сложно противостоять коллективному прессингу осуждения.
Очевидно, что во втором варианте женщине приходится особенно тяжело. На нее оказывают негативное влияние сразу несколько факторов:
1. Ее вынуждают отказаться от своих желаний.
2. Ее вынуждают отказаться от своих потребностей.
3. Ее чувства и эмоции игнорируются и воспринимаются как неважные.
4. На ее плечи перекладывается тройная ответственность – собственная, за детей и за партнера.
5. Ее никто не хочет понять.
6. Ей предлагают, по сути, отказаться от себя, ведь наши мечты, желания и потребности – это и есть мы сами и наша личность.
Если в первом варианте женщине приходится мириться с тем, что она не может быть счастлива, то есть с отсутствием счастья, то во втором варианте ей приходится смириться с собственной несчастливостью. Может показаться, что речь идет об одном и том же и разницы нет никакой, однако разница есть, и она огромная.
В первом варианте отсутствует счастье, но есть надежда достичь счастья – что-то поменяв в своей жизни, найдя понимание и поддержку у других людей, встретив своего человека. Кроме надежды появляется также возможность жить своей жизнью, иметь свободу и право выбора.
Во втором варианте не только отсутствует счастье, но и присутствует несчастье. Женщина не только лишена возможности получить то, что она хочет и в чем нуждается, но и вынуждена жить с тем, что не является ее выбором, не доставляет радости и с каждым днем делает ее все более несчастной. Кроме того, в этом варианте приходится отказываться также от мечты, надежды и перспективы когда-нибудь стать счастливой. Стоит ли говорить, что без надежды и мечты человек лишается возможности любить – и себя, и других. Женщина, которую лишили возможности любить, лишается не только счастья и любви. Она лишается самого главного – возможности чувствовать себя женщиной.
Как возникла идея этой книги
Я родился и вырос во времена Советского Союза. С самого детства мне постоянно приходилось сталкиваться с тем, что отсутствовал выбор, или же выбор был, но, как и в рассматриваемых выше примерах, из двух неустраивающих меня вариантов. Началось это еще в детском саду, затем продолжилось в школе, а потом и в институте. Присутствовало это также в общении с родными, близкими и просто с незнакомыми людьми.
Не знаю почему, но уже в 7—8 лет меня это стало жутко раздражать. Я ощущал себя будто в тисках, когда вынужден был выбирать из вариантов, которые я… не выбирал и которые меня совершенно не устраивали. Я постоянно злился, возмущался, спорил, плакал и никак не мог понять – почему все устроено именно так? Вынужденный выбор из двух откровенно неустраивающих вариантов делал меня несчастным – это впечатление отчаяния и загнанности я помню до сих пор. И, конечно, мне очень хотелось понять, почему же нет третьего варианта, в котором можно делать то, что хотя бы в минимальной степени отвечает твоим собственным принципам и желаниям.
Несколько раз я обращался за помощью к родителям, неоднократно спрашивал об этом других взрослых людей. В лучшем случае мне объясняли, что так живут все, таковы законы жизни, так принято и так… правильно. Иногда добавляли, что нельзя нарушать правила, которые установлены давно. В худшем же случае взрослые просто не понимали, о чем вообще идет речь и что я хочу услышать. Конечно, для людей, которые прожили всю свою жизнь в такой действительности и не представляли, как может быть иначе, мои вопросы и рассуждения выглядели просто как желание нарушить правила и не подчиняться тому, что общепринято.
Мой первый опыт «нахождения» третьего и оптимального для себя варианта случился в шестом классе.
Директором школы у нас был абсолютно помешанный на дисциплине и «правильности» человек. В школе нельзя было носить ничего, кроме школьной формы. Все ближайшие парки и скверы – а школа находилась в центре города, и вокруг было много зон для отдыха – постоянно «патрулировались» учителями и лично директором. Когда темнело, он не ленился ходить с фонариком по паркам и скверам, выискивая учеников своей школы.
Тем, кто попадался или нарушал установленные им правила, доставалось по полной. Директор не отличался ни тактом, ни уважительностью, ни желанием войти в положение ученика. Он устраивал публичные порки и не сдерживал себя ни в выражениях, ни в издевательствах. Не гнушался он также физических наказаний, или, проще говоря, рукоприкладства. Не было ни одного ученика, которому удалось бы окончить школу, не будучи ни разу избитым директором.
Но особым пунктом его требований являлась… длина волос у учеников, особенно у мальчиков. О каких-либо модных прическах не могло быть и речи, но он требовал, чтобы они были максимально короткими! Как только у кого-то волос на голове оказывалось больше положенного, директор лично отводил «провинившегося» к парикмахеру, где добивался нужной ему длины. Процедура была одновременно унизительная и неприятная. Никому не хотелось иметь прическу под «ноль», но при этом все знали характер директора и очень боялись его.
Короткие прически не нравились мне с самого детства. Но родители были «начеку», и длинные волосы я мог позволить себе только во время летних каникул.
Как-то перед началом учебного года мне удалось уговорить родителей, и они позволили мне не стричься слишком коротко. Довольный и в хорошем настроении, я пошел в школу, не веря, как говорится, своему счастью. Но счастье продлилось недолго…
В один из дней директор увидел мою чересчур роскошную шевелюру. С трудом сдерживая свое раздражение, он спросил у меня, почему я не пострижен нормально. Не дожидаясь моего ответа, директор достал кошелек, дал мне рубль (стрижка в те времена стоила копеек 30—40) и строго велел прямо сейчас же идти к парикмахеру и постричься.
В школе как раз начиналось какое-то совещание, и, на мое счастье, у него не было возможности идти со мной к парикмахеру. Однако тон голоса и выражение его лица ясно давали понять, что с прической придется распрощаться. Я взял деньги и в полном отчаянии пошел стричься. По дороге я прикидывал, сколько мне придется ждать, чтобы у меня снова нормально отросли волосы. Получалось не менее двух-трех недель.
Дойдя до парикмахерской, я вдруг почувствовал, как у меня внутри рождаются новые чувства. Я остановился и с удивлением понял, что эти новые чувства – злость на директора, нежелание делать то, что он заставляет делать, и… смелость, чтобы противостоять ему. Я поймал себя на мысли, что идти к парикмахеру мне совершенно не хочется! Ноги будто сами повернули в обратном направлении, и я пошел в школу. По дороге я отчаянно пытался понять – что же мне сказать и как объяснить директору свое «неповиновение»? Я очень хорошо понимал, что директор не имеет права заставлять меня стричься. Но мне нужны были правильные слова и некая позиция, чтобы объяснить свое решение. И в этот момент я почувствовал, как третий вариант буквально рождается в моей голове.
«Новые» мысли напоминали самолеты, которые один за другим садились в аэропорту (в данном случае в моей голове). Сначала мне пришла мысль, что прическа – это мои волосы и принадлежат они только мне. Следующей мыслью было – какое имеет право совершенно чужой человек заставлять меня делать то, что не имеет никакого отношения к учебе? Затем я понял, что врученный мне рубль являлся манипуляцией с целью внушить вину и страх, которые должны были заставить меня беспрекословно подчиниться требованию директора. Когда я все это понял, мне пришла в голову простая (и поразительная для меня!) мысль:
«Я имею право не делать то, что мне не нравится и не хочется делать».
С этими мыслями я дошел до школы, поднялся на второй этаж и направился в сторону кабинета директора (в те годы существовал порядок – отчитываться, если взрослый тебе лично что-то поручил). Заходя в кабинет, я был уже абсолютно спокоен. Я чувствовал свою правоту, знал, как обосновать свою позицию, и совершенно не боялся директора. Эта привычка осталась у меня на всю жизнь – я не боялся никого, если понимал свою правоту и мог ее обосновать. И не имело никакого значения, сколько у меня оппонентов и какими способами они добиваются своего.
Директор взглянул на меня, затем на мою не изменившуюся прическу и начал меняться в лице. В этот момент я спокойно достал рубль и протянул ему купюру. Надо ли говорить, что хладнокровный возврат денег, которые изначально вручались мне с целью вызвать страх и повиновение, вызвали у директора состояние ступора?! По тем временам это было неслыханной дерзостью – мало того что ученик не выполнил приказ директора, так еще и спокойно возвращает деньги, явно демонстрируя свое неповиновение. Такого не позволял себе никто, и было ощущение, что он впал в транс. Все же он взял себя в руки и спросил, почему я не постригся. Ответ на этот вопрос был уже подготовлен, поэтому я совершенно спокойно ответил:
– Потому что не захотел.
Не было никакого страха. Не было и ощущения, что я позволяю себе что-то неуважительное и ужасное. Я считал, что имею право отстаивать то, что для меня важно и ценно. И в этот момент у меня возникло явное ощущение, что директор все эти годы знал про существование этого ответа и… очень боялся, что когда-нибудь ему именно так и ответят.
Больше директор не тревожил меня с этой проблемой. Более того, мне удалось окончить школу, не будучи ни разу им избитым. Конечно, я был на хорошем счету: был отличником, выступал за сборную школы на республиканских и всесоюзных соревнованиях по шахматам, не позволял себе неуважительного отношения к учителям и не состоял ни в каких сомнительных компаниях. Тем не менее другим отличникам и спортсменам крепко доставалось за такие вольности. Думаю, одна из причин была в том, что они не догадывались о наличии третьего варианта. А если и догадывались, – им просто не хватало смелости и уверенности.
Я чувствовал себя абсолютно счастливым – и оттого, что сохранил свою прическу, и оттого, что директор не поступил со мной жестоко. Но особую радость я испытывал оттого, что сам додумался до третьего варианта и самостоятельно смог его отстоять!
С этого момента «третий вариант» прочно вошел в мою жизнь. Мне больше не приходилось идти на неприятные компромиссы, и у меня почти всегда находился выход из сложных ситуаций. Если же какая-то проблема начинала меня душить, я уже знал: причина в том, что я не смог обнаружить тот самый третий, оптимальный для себя вариант.
Как находить третий вариант?
Для того чтобы находить и видеть третий вариант в различных ситуациях, необходимы следующие условия:
• ясное понимание, чего мы хотим добиться. Очень важно четко сформулировать свои цели и желания. Это позволяет осознать, что нас не устраивает и чего мы хотим избежать;
• благодаря осознанию своих истинных желаний появляется уверенность, которая рождает энергию для достижения целей;
• благодаря тому, что мы четко осознаем свои цели, окружающие не смогут манипулировать нами, навязывать свои оценки, обвинять нас и выставлять в невыгодном свете;
• важно уметь противостоять близкому окружению и его давлению. Большинство людей предпочитает жить в жестких и ограниченных рамках и принимать решения, исходя из принципа наименьшего зла. По этой причине они не хотят понимать и принимать наше стремление найти лучший для себя вариант. Вариант, который устраивает нас, соответствует нашим принципам и делает нас счастливыми;
• важно видеть пути и способы для достижения своих целей. Они должны быть экологичными, корректными и не унижающими чувство собственного достоинства других людей. Именно этот момент представляет наибольшую сложность, ведь уловить правильный баланс между мягкостью и твердостью непросто. Это достигается постоянным анализом различных ситуаций и работой над собой.
В рассматриваемой выше ситуации правильным ответом и наилучшим решением между «развестись или остаться» является «стать счастливой!». Счастливой можно быть, оставаясь в отношениях с конкретным человеком, но точно так же можно быть счастливой и без него. Все зависит от особенностей именно вашей ситуации и тех причин, которые делают невозможным дальнейшие отношения с этим человеком. Самое главное – понимать, чего мы хотим, что является для нас абсолютно неприемлемым и к чему мы в конечном счете стремимся. Если мы знаем ответы на эти вопросы, значит, у нас есть и карта, и компас, которые приведут туда, где мы сможем быть счастливыми и будем иметь то, о чем всегда мечтали.
Важно помнить, что выбор между двумя крайними вариантами – это всегда выбор между двумя неудачными вариантами. Выбирая наименьшее из зол, мы выбираем из двух вариантов зла. Поэтому нужно научиться находить третий вариант, в котором зла нет совсем.
У нас нет права на счастье
В двух предыдущих колонках (см. «Оборотилась ли американская мечта?» и «Свобода, ограничения и «право» на счастье») я размышлял об американской мечте, стремлении к счастье и наши изменяющиеся определения свободы.
Последней письменной работой, которую К. С. Льюис написал перед своей смертью в 1963 году, была статья для Saturday Evening Post под названием «У нас нет права на счастье». В этом кратком эссе изложена проблема отделения «счастья» от повиновения вечному закону, и оно демонстрирует великое предвидение того, как право на «сексуальное счастье» неизбежно изменит наше представление о счастье в целом до тех пор, пока не будет разрушена самая сердцевина цивилизации.
Реклама на ТГК
К. С. Льюис: «У нас нет права на счастье»
«В конце концов, — сказала Клэр. «Они имели право на счастье».
Мы обсуждали то, что однажды произошло в нашем районе. Г-н А. бросил г-жу А. и получил развод, чтобы жениться на г-же Б., которая также развелась, чтобы жениться на г-не А. И, конечно же, не было никаких сомнений в том, что г-н А. и г-жа Б. были очень влюблены друг в друга. Если бы они продолжали любить и если бы с их здоровьем или доходом ничего не случилось, они могли бы с полным основанием ожидать, что будут очень счастливы.
Было также ясно, что они недовольны своими старыми партнерами. Миссис Б. с самого начала обожала своего мужа. Но потом его разбили на войне. Считалось, что он потерял свою мужественность, и было известно, что он потерял работу. Жизнь с ним больше не была тем, на что рассчитывала миссис Б. Бедная миссис А. тоже. Она потеряла свою внешность — и всю свою живость. Возможно, как говорили некоторые, она поглотила себя, вынашивая его детей и ухаживая за ним во время долгой болезни, омрачившей их прежнюю супружескую жизнь.
Вы не должны, кстати, воображать, что А. был из тех мужчин, которые беспечно выбросили жену, как корку высосанного апельсина. Ее самоубийство стало для него страшным потрясением. Мы все это знали, потому что он сам сказал нам об этом. — Но что я мог сделать? он сказал. «Человек имеет право на счастье. Мне пришлось воспользоваться своим единственным шансом, когда он появился».
Что такое «право на счастье»?
Я ушел, думая о концепции «права на счастье».
Поначалу это звучит так же странно, как право на удачу. Ибо я считаю — что бы ни говорила одна из школ моралистов, — что наше счастье или несчастье в значительной степени зависит от обстоятельств, находящихся вне всякого человеческого контроля. Право на счастье для меня имеет не больше смысла, чем право быть шести футов ростом, или иметь миллионера для своего отца, или иметь хорошую погоду, когда вы хотите устроить пикник.
Под правом я могу понимать свободу, гарантированную мне законами общества, в котором я живу. Таким образом, я имею право передвигаться по дорогам общего пользования, потому что общество дает мне эту свободу; именно это мы имеем в виду, называя дороги «общественными». Я также могу понимать право как требование, гарантированное мне законами и соотносимое с обязательством с чьей-либо стороны. Если у меня есть право получить от вас 100 долларов, это еще один способ сказать, что вы обязаны заплатить мне 100 долларов. Если законы позволяют г-ну А. бросить свою жену и соблазнить жену своего соседа, то, по определению, г-н А. имеет на это законное право, и нам нечего говорить о счастье.
Счастье и естественный закон
Но, конечно же, Клэр имела в виду не это. Она имела в виду, что у него есть не только юридическое, но и моральное право действовать так, как он поступил. Другими словами, Клэр является — или могла бы быть, если бы задумала — классическим моралистом в духе Фомы Аквинского, Гроция, Хукера и Локка. Она считает, что за законами государства стоит Естественный Закон.
Я с ней согласен. Я считаю эту концепцию базовой для всей цивилизации. Без него действительные законы государства становятся абсолютными, как у Гегеля. Их нельзя критиковать, потому что нет нормы, по которой их следует судить.
Изречение Клэр «Они имеют право на счастье» родом из августа. Словами, которыми дорожат все цивилизованные люди, но особенно американцы, было изложено, что одним из прав человека является право на «стремление к счастью». И вот мы подошли к сути.
Что имели в виду авторы этой августейшей декларации?
Значение естественного права
Совершенно очевидно, что они не имели в виду. Они не имели в виду, что человек имеет право добиваться счастья любыми средствами, включая, скажем, убийство, изнасилование, грабеж, измену и мошенничество. Ни одно общество не могло быть построено на такой основе.
Они означали «стремиться к счастью всеми законными способами»; то есть всеми средствами, которые извечно санкционированы Законом Природы и которые должны быть санкционированы законами нации.
По общему признанию, на первый взгляд это сводит их принцип к тавтологии, что люди (в погоне за счастьем) имеют право делать все, на что они имеют право. Но тавтологии, рассматриваемые в их надлежащем историческом контексте, не всегда являются бесплодными тавтологиями. Декларация представляет собой прежде всего отрицание политических принципов, долгое время господствовавших в Европе; вызов, брошенный Австрийской и Российской империям, Англии до биллей о реформе, бурбонской Франции. Он требует, чтобы любые средства достижения счастья, которые являются законными для любого, были бы законными для всех, чтобы «человек», а не люди какой-то конкретной касты, класса, статуса или религии, мог свободно их использовать. В век, когда об этом говорят нация за нацией и партия за партией, давайте не будем называть это бесплодной тавтологией.
Но вопрос о том, какие средства являются «законными» — какие методы достижения счастья либо морально допустимы по Закону Природы, либо должны быть объявлены юридически допустимыми законодательным собранием конкретной нации, — остается именно там, где он был.
«Сексуальное» счастье
Во-первых, я считаю, что Клэр, когда она говорит «счастье», имеет в виду просто и исключительно «сексуальное счастье». Отчасти потому, что такие женщины, как Клэр, никогда не используют слово «счастье» в каком-либо ином смысле. А также потому, что я никогда не слышал, чтобы Клэр говорила о «праве» на какой-либо другой вид. Она была довольно левой в своей политике и была бы возмущена, если бы кто-нибудь защищал действия безжалостного магната-людоеда на том основании, что его счастье состоит в том, чтобы зарабатывать деньги, и он преследует свое счастье. Она также была бешеной трезвенницей; Я никогда не слышал, чтобы она оправдывала алкоголика за то, что он был счастлив, когда был пьян.
Многие друзья Клэр, и особенно ее подруги, часто чувствовали — я слышал, как они так говорят, — что их собственное счастье заметно возрастет, если надавить ей на уши. Я очень сомневаюсь, что это привело бы в действие ее теорию права на счастье.
Клэр, на самом деле, делает то, что, как мне кажется, делал весь западный мир последние 40 с лишним лет. Когда я был подростком, все прогрессивные люди говорили: «К чему вся эта скромность? Давайте относиться к сексу так же, как мы относимся ко всем другим нашим импульсам». Я был достаточно простодушен, чтобы поверить, что они имели в виду то, что говорили. С тех пор я обнаружил, что они имели в виду прямо противоположное. Они имели в виду, что к сексу нужно относиться так, как ни к одному другому импульсу в нашей природе никогда не относились цивилизованные люди. Все остальные, признаем, должны быть обузданы. Абсолютное подчинение своему инстинкту самосохранения — это то, что мы называем трусостью; к вашему стяжательскому порыву, жадности. Даже сну нужно сопротивляться, если ты часовой. Но всякая недоброта и нарушение веры, по-видимому, оправдываются при условии, что целью являются «четыре босые ноги в постели».
Это похоже на мораль, согласно которой воровать фрукты считается неправильным, если только вы не крадете нектарины.
И если вы протестуете против этой точки зрения, вас обычно встречают болтовней о законности, красоте и святости «секса» и обвиняют в том, что вы питаете какое-то пуританское предубеждение против него как чего-то постыдного или постыдного. Я отрицаю обвинение. Венера из пены. . . золотая Афродита. . . Богоматерь Кипра. . . Я ни слова не сказал против тебя. Если я возражаю против мальчишек, которые воруют мои нектарины, должен ли я не одобрять нектарины вообще? Или даже мальчиков вообще? Это может быть воровство, которое я не одобряю.
Сексуальные импульсы и нелепая привилегия
Реальная ситуация умело скрывается, когда говорится, что вопрос о «праве» г-на А. оставить свою жену является вопросом «сексуальной морали». Ограбление сада не является преступлением против какой-то особой морали, называемой «фруктовой моралью». Это преступление против честности. Действия мистера А. являются оскорблением добросовестности (торжественных обещаний), благодарности (по отношению к тому, кому он был глубоко обязан) и человечности.
Наши сексуальные импульсы, таким образом, ставятся в нелепо привилегированное положение. Сексуальный мотив используется для оправдания всех видов поведения, которое, если бы оно имело какую-либо другую цель, было бы осуждено как безжалостное, предательское и несправедливое.
Теперь, хотя я не вижу веских причин для предоставления сексу этой привилегии, я думаю, что вижу вескую причину. Это это.
Это часть природы сильной эротической страсти — в отличие от кратковременного приступа аппетита — которая обещает больше, чем любая другая эмоция. Без сомнения, все наши желания обещают, но не так впечатляюще. Быть влюбленным предполагает почти непреодолимую убежденность в том, что человек будет любить до самой смерти и что обладание возлюбленным принесет не просто частые экстазы, но постоянное, плодотворное, глубоко укоренившееся счастье на всю жизнь. Таким образом, кажется, что все поставлено на карту. Если мы упустим этот шанс, мы будем жить напрасно. При одной мысли о такой гибели мы погружаемся в бездонные глубины жалости к себе.
К сожалению, эти обещания часто оказываются совершенно неверными. Всякий опытный взрослый знает, что это так в отношении всех эротических страстей (кроме той, которую он сам испытывает в данный момент). Мы достаточно легко сбрасываем со счетов притязания наших друзей на безграничность мира. Мы знаем, что такие вещи иногда продолжаются, а иногда нет. И когда они делают это в последний раз, это происходит не потому, что они обещали это сделать в самом начале. Когда два человека достигают прочного счастья, это происходит не только потому, что они большие любовники, но и потому, что они — я должен грубо сказать — хорошие люди; управляемые, лояльные, справедливые, взаимоадаптируемые люди.
Если мы устанавливаем «право на (сексуальное) счастье», которое превосходит все обычные правила поведения, мы делаем это не из-за того, что наша страсть проявляет себя на опыте, а из-за того, что она исповедует, когда мы находимся в сцепление с ним. Следовательно, в то время как плохое поведение реально и приносит несчастья и деградацию, счастье, которое было целью поведения, снова и снова оказывается иллюзорным. Все (кроме г-на А. и г-жи Б.) знают, что г-н А. через год или около того может иметь ту же причину бросить свою новую жену, что и бросить свою старую. Он снова почувствует, что все поставлено на карту. Он снова увидит себя великим любовником, и его жалость к себе исключит всякую жалость к женщине.
Общество, построенное на сексуальном счастье
Осталось еще два пункта.
Вот это. Общество, в котором терпимо относятся к супружеской неверности, в конечном счете всегда должно быть обществом, враждебным по отношению к женщинам. Женщины, что бы ни говорили об обратном несколько мужских песен и сатир, по своей природе более моногамны, чем мужчины; это биологическая необходимость. Там, где преобладает распущенность, они всегда будут чаще жертвами, чем виновниками. И домашнее счастье им нужнее, чем нам. И то качество, благодаря которому они легче всего удерживают мужчину, их красота, уменьшается с каждым годом после того, как они достигают зрелости, но этого не происходит с теми качествами личности — женщинам наплевать на нашу внешность, — благодаря которым мы держим женщин. Таким образом, в беспощадной войне распущенности женщины оказываются в двойном невыгодном положении. Они играют по более высоким ставкам, а также имеют больше шансов проиграть. Я не сочувствую моралистам, которые осуждают растущую грубость женской провокации. Эти признаки отчаянной конкуренции наполняют меня жалостью.
Во-вторых, хотя «право на счастье» в основном претендует на половое влечение, кажется невозможным, чтобы дело оставалось на этом. Фатальный принцип, однажды допущенный в этом отделе, должен рано или поздно просочиться через всю нашу жизнь. Таким образом, мы продвигаемся к такому состоянию общества, в котором не только каждый человек, но и каждое побуждение в каждом человеке претендует на карт-бланш. И тогда, хотя наши технологические навыки могут помочь нам выжить еще немного, наша цивилизация умрет в глубине души и будет — даже не осмелюсь добавить «к сожалению» — будет сметена.
34 библейских стиха о счастье
Бог хочет, чтобы мы были счастливы. Но на что это похоже? Как мы находим счастье? Единственный способ обрести счастье — через Него. Он создал нас! Бог знает нас лучше, чем мы знаем себя. Некоторые из Его путей поначалу могут показаться нелогичными, но последующие стихи показывают, где можно найти истинное удовлетворение и радость — в Нём!
1 Римлянам 15:13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою.
2 Евр. 12:1-2 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам род, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3 Иакова 1:2-3 С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение.
Чтобы быть по-настоящему счастливым, нужно быть настоящим человеком, а чтобы быть настоящим человеком, нужно быть по-настоящему благочестивым.
–Дж.И. Пакер
4 Исаия 9:3 Ты умножил народ и умножил его радость; они радуются пред Тобою радостью жатвы, как радуются люди, когда делят награбленное.
5 Притчи 10:28 Надежда праведников будет радостью, а ожидание нечестивых погибнет.
6 Ecclesiastes 9:7 Иди, ешь хлеб твой с радостью и пей вино с веселым сердцем; ибо Бог уже принял ваши дела.
Мы нерешительные существа, дурачимся с выпивкой, сексом и честолюбием, когда нам предлагают бесконечную радость, как невежественный ребенок, который хочет продолжать делать лепешки из грязи в трущобах, потому что он не может понять, что подразумевается под этим предложением. об отдыхе на море. Мы слишком легко радуемся.
—К.С. Льюис
7 Псалтирь 30:5 Ибо гнев Его на мгновение, благоволение Его на всю жизнь; плач может длиться ночь, а радость приходит утром.
8 Иоанна 16:24 До сих пор вы ничего не просили во имя Мое. Просите, и вы получите, чтобы радость ваша была полной.
9 Псалом 34:8 О, вкусите и увидите, как благ Господь; блажен человек, который уповает на Него!
10 Притчи 16:20 Кто внемлет слову с мудростью, тот найдет благо, и кто уповает на Господа, тот счастлив.
11 Ecclesiastes 2:24 Нет ничего лучше для человека, как если бы он ел и пил и чтобы душа его наслаждалась добром в труде своем. И это тоже, как я видел, было от руки Божией.
12 Псалом 143:15 Счастлив народ, чей Бог — Господь!
Мир ищет счастья через самоутверждение. Христианин знает, что радость заключается в самоотречении. «Если человек позволит себе потеряться ради Меня, — сказал Иисус, — он найдет свою истинную сущность».
–Элизабет Эллиот
13 Псалом 16:11 Ты укажешь мне путь жизни; пред Тобою полнота радости; по правую руку от Тебя наслаждения вовек.
14 Притчи 29:18 Там, где нет откровения, люди теряют сдерживание; но счастлив тот, кто соблюдает закон.
15 Римлянам 5:1-2 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
16 Филиппийцам 4:4 Всегда радуйтесь в Господе. Еще раз скажу, радуйтесь!
17 Матфея 5:9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
18 Матфея 5:4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Счастье принадлежит тем, кто скорбит о грехах и страданиях этого мира.
– Дэвид Иеремия
19 Иакова 4:2 Вы желаете и не имеете. Вы убиваете и жаждете и не можете получить. Вы сражаетесь и воюете. Однако вы не имеете, потому что не просите.
20 Матфея 25:21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость твоего господина».
21 Ecclesiastes 2:26 Ибо Бог дает мудрость и знание и радость человеку, который добр в очах Его; а грешнику Он дает дело собирать и собирать, чтобы он мог дать тому, кто добр пред Богом. Это тоже суета и погоня за ветром.
22 Псалом 36:4 Утешайся также Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
23 1 Петра 3:14 Но если и пострадаешь за правду, то блажен. «И не бойся их угроз, и не смущайся».
24 Псалтирь 126:5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
25 Исаия 35:10 И возвратятся избавленные Господом, и придут на Сион с песнями и вечной радостью на головах своих. Они обретут радость и веселье, а печаль и воздыхание уйдут прочь.
26 Неемия 8:10 Радость Господня — ваша сила.
Истинная радость — это побочный продукт, а не цель.
– Давид Иеремия
27 Римлянам 14:17 Ибо Царство Божие не есть и не пить; но праведность, и мир, и радость во Святом Духе.
28 1 Петра 1:8-9 Кого не видя, любишь. Его и ныне не видя, но веруя, радуешься радостью неизреченною и преславною, получая конец веры твоей — спасение душ твоих.
29 Иоанна 15:11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
30 Филиппийцам 4:11-13 Не то, чтобы я говорю о нужде, ибо я научился, в каком бы состоянии я ни был, быть довольным: умею быть униженным, умею и преуспевать. Везде и во всем научился я и насыщаться, и алкать, и изобиловать, и терпеть нужду. Все могу через укрепляющего меня Христа.
31 1 Паралипоменон 16:27 Честь и величие пред Ним; сила и радость на Его месте.
32 Римлянам 12:15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
33 1 Тимофею 6:6-8 Благочестие с довольством есть великое приобретение. Ибо мы ничего не принесли в этот мир и, несомненно, ничего не можем унести.