27.04.2024

Воображение активное и пассивное: Активное и пассивное воображение по Вольтеру: VIKENT.RU

Содержание

Активное и пассивное воображение по Вольтеру: VIKENT.RU

«Есть два вида воображения: одно только удерживает простые впечатления от предметов; другое размещает эти полученные образы и комбинирует их на тысячи ладов. Первое называется пассивным воображением, второе — активным. Пассивное немногим отличается от памяти; оно присуще и человеку, и животным. Им-то и объясняется, что и охотник и его собака — оба преследуют в своих сновидениях дичь, оба слышат звуки рожка, с той лишь разницей, что один в это время кричит, а другая лает. В это время и человек, и животное переживают больше, чем простое воспоминание, так как оно никогда не бывает точным воспроизведением действительности. Этот вид воображения уже соединяет предметы; но здесь действует не мыслительная способность, а ошибающаяся память.

Это пассивное воображение, разумеется, не нуждается в помощи нашей воли ни во сне, ни наяву; оно, помимо нас, рисует себе то, что видели наши глаза, слышит то, что мы слышим, прикасается к тому, к чему мы прикасались; оно то увеличивает, то уменьшает этот запас. Это внутреннее чувство, которое не может не действовать; поэтому нет ничего обычнее утверждения, что «мы не властны над своим воображением».

Вот область, где человек должен прийти в глубокое изумление и убедиться в своём бессилии. Отчего происходит, что иногда мы слагаем во сне связные и красноречивые речи, решаем математические задачи, сочиняем стихи лучше, чем когда мы пишем на ту же тему в состоянии бодрствования. Подчас во сне у нас возникают очень сложные идеи, которые ни в каком отношении от нас не зависят. А если связные идеи возникают в нас без нашего содействия, во время сна, — кто поручится, что они не появляются таким же образом и во время бодрствования? Существует ли на свете человек, могущий предвидеть, какая идея явится у него через минуту? Разве не кажется, что идеи для нас то же самое, что движения наших нервов? И когда о. Мальбранш настаивал на утверждении, что все наши идеи исходят от бога, — можно ли с ним было спорить?

Это пассивное воображение, независимое от рассудка, является источником наших страстей и ошибок; оно не только не зависит от нашей воли, но ещё определяет её самое; смотря по тому, в каком виде оно изображает предметы, оно то толкает нас к ним, то отталкивает от них. Представление об опасности внушает страх; представление о чём-нибудь приятном вселяет неистовые желания; только оно порождает желание славы, фанатизма, оно было причиной распространения многих душевных болезней, когда слабые, но глубоко поражённые умы начали воображать, что тела их превратились в другие предметы; оно внушало многим людям уверенность, что они одержимы бесами или заколдованы, что они, действительно, бывают на шабаше. Это легко порабощаемое воображение — обычный удел невежественных народов, им нередко пользовались люди с сильным воображением, стремясь удержать за собой господство. Этим же пассивным воображением обладают некоторые слишком восприимчивые натуры, благодаря чему на детей переходят явные следы полученных матерью впечатлений: примеров тому имеется бесчисленное множество, и пищущий эти строки видел столь разительные случаи, что усомниться в них, значило бы не верить собственным глазам. Это влияние воображения не находит себе объяснения, но ведь и многие другие явления природы не в лучшем положении; мы не лучше понимаем, каким образом мы получаем восприятия, как мы их удерживаем, располагаем; между нами и деятельностью нашего существа — бесконечное расстояние.

Активное воображение есть то, которое к памяти присоединяет размышление и творчество. Оно сближает между собой отдалённые предметы, разделяет те, которые смешиваются друг с другом, сочетает их, изменяет; можно подумать, что оно творит, хотя на самом деле оно только комбинирует, потому что человеку не дано создавать новые явления — он может только видоизменять их. Это активное воображение по существу своему представляет способность, столь же независимую от нас, как и пассивное, и доказательством его независимости от нас служит тот факт, что если вы предложите сотне одинаково несведующих лиц вообразить себе такую-то новую машину, то девяносто девять из них не представят себе ничего, несмотря на все их усилия. А если сотый вообразит себе что-нибудь, то разве не очевидно, что он обладает каким-то особым даром? Дар этот называется гением; в нём видят что-то вдохновенное свыше и божественное. Этот дар природы есть богатство воображения в искусствах, оно проявляется в композиции картины, в замысле поэмы. Оно не может существовать без памяти, но пользуется ею как инструментом, при помощи которого оно выполняет все свои работы. Видя, что при помощи палки можно поднять большой камень, который нельзя было сдвинуть рукой, активное воображение изобрело рычаги, а затем сложные двигательные машины, которые являются лишь замаскированными рычагами; но прежде, чем сделать машины, надо было представить в уме их действие.

Это вовсе не то воображение, которое, как и память, ходячее мнение считает врагом разума. Наоборот, оно может действовать только при условии глубокой вдумчивости; оно без конца составляет планы, исправляет ошибки, воздвигает все свои сооружения в строгом порядке. Прикладная математика требует изумительной силы воображения; Архимед обладал им не в меньшей мере, чем Гомер.

Благодаря воображению поэт создаёт своих героев, наделяет их характерными чертами, страстями, придумывает фабулу, вступление, усложняет завязку, подготовляет развязку — работа, требующая величайшей и в то же время тончайшей обдуманности. Все произведения, основанные на изобретательности воображения, требуют очень большого искусства, — даже романы. Те из них, в которых этого искусства не замечается, вызывают у людей тонкого ума только презрение. Во всех баснях Эзопа царит здравый смысл, и потому они вечно будут усладой народов. В сказках о феях больше действует воображение, но эти фантастические небылицы, лишённые порядка и здравого смысла, не заслуживают уважения, — их читают по слабости, но разумом их осуждают. Второй вид активного воображения — это воображение, создающее отдельные детали, то самое свойство, которое обычно и называют воображением. Это оно придаёт прелесть разговору, непрестанно доставляя уму то, что люди любят больше всего: новые темы. Оно с живостью рисует то, что только с трудом вычерчивают умы холодные; оно диктует уместные и меткие выражения, оно приводит примеры, и когда этот талант проявляется с необходимой всем талантам умеренностью, он завоевывает себе господство в обществе. Человек до такой степени машина, что иногда вино усиливает воображение, хотя полное опьянение всегда уничтожает его; в этом много унизительного, но вместе с тем и изумительного. Чем объяснить, что известное количество жидкости, которое, наверное, помешало бы произвести какое-нибудь вычисление, порождает блестящие идеи.

Это воображение, создающее детали и меткие выражения, должно особенно царить в поэзии. Оно вообще приятно, но в поэзии оно необходимо. Гомер, Вергилий, Гораций, сами того не замечая, изъясняются почти исключительно образами. Трагедия требует меньше образов и образных выражений, меньше метафор и аллегорий, чем эпическая поэма или ода; если в трагедии не злоупотреблять ими, то получается поразительный эффект. […]

Оратор говорит тем же языком, как и все, у поэта же основой творчества является вымысел, поэтому воображение — сущность его искусства, в то время как для оратора оно лишь аксессуар. Считается, что известная доза воображения придает красоту произведениям живописи. Особенно часто указывают на то, с какой искусностью один художник набросил покрывало на голову  Агамемнона во время жертвоприношения Ифигении; однако художник проявил бы гораздо большее искусство, если бы сумел изобразить на лице Агамемнона борьбу родительской скорби с долгом царя и почтением к богам; подобно тому как Рубенс сумел передать во взгляде и позе Марии Медичи скорбь материнства, радость иметь сына и нежность к ребёнку.

В общем, воображение художника, кроме тех случаев, когда он гениален, доставляет больше чести его уму, чем художественным достоинствам его произведений. Все аллегорические фантазии ничто перед хорошим исполнением, которое и составляет главную ценность картины. Здоровое воображение во всех искусствах бывает естественным; неправильное воображение — это то, которое ассоциирует предметы несовместимые; причудливым воображением мы называем то, которое рисует образы, лишённые всякой аналогии, логической связи, правдоподобности, как, например, духов, которые во время битвы бросают друг другу в голову горы, покрытые лесом, стреляют из пушек в небо, прокладывают среди хаоса проезжую дорогу; Люцифера, превращённого в жабу; ангела, разрезанного пополам пушечным выстрелом и обе части которого немедленно соединяются снова, и т. д. Сильное воображение углубляет предметы, слабое — обесцвечивает их; нежное воображение отдыхает на приятных картинах; пылкое — громоздит образы на образы; мудрое воображение есть то, которое с разбором применяет все эти различные виды, изредка допускает причудливость, но неизменно изгоняет всё ложное.

Когда память имеет достаточно пищи и упражнения, она служит источником воображения; но если её слишком перегрузить, она становится причиной его гибели. Так, человек, забивший себе голову именами и датами, не может создать яркие образы. У людей, отдающих много сил различным подсчетам и тягостным житейским делам, воображение обыкновенно бесплодно. Когда оно слишком горячо и бурно, оно может перейти в безумие; однако замечено, что это заболевание мозга гораздо чаще бывает уделом людей с пассивным воображением, деятельность которых ограничивается восприятием глубоких впечатлений от предметов, чем у людей с деятельным и трудолюбивым воображением, которое соединяет и комбинирует идеи, потому что активное воображение постоянно нуждается в мышлении, пассивное же независимо от него. Небесполезно, быть может, дополнить этот очерк указанием, что под словами: восприятие, память, воображение, разум — мы отнюдь не понимаем деятельность каких-нибудь особых органов, из которых один наделен способностью чувствовать, другой припоминать, третий воображать, четвертый рассуждать. Люди склонны полагать, что все это — различные и особые способности. Между тем, все эти процессы, о которых мы знаем только по их результатам, проделывает одно и то же совершенно неведомое нам существо».

Вольтер, О воображении (статья для философского словаря) / Избранные страницы, СПб, 1914 г., с. 189-192.

Виды воображения

Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия). 

Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию.  

Особенности активного вида воображения

Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.

Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями. 

Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства. 

Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю.  

Воссоздающее воображение

В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.  
К продуктам воссоздающего воображения относятся новые образы, которые не воспринимались человеком до определенного момента.

Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт. 
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.

Антиципирующее воображение

В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий. 

Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.

Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. 

Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого. 

Творческое воображение

Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности. 

Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.

Интеллектуальные операции

Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию. 

Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.

Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.

Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации. 
Ассоциация выступает как начало новых сочетаний, новых образов. Кроме указанных операций есть и другие, как, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение

Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения. 

Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты.  

Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.

Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.

Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:

  • агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
  • гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
  • схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Вольтер о воображении — История 18 века —

Страница 1 из 2

Воображение есть сила, которой обладает каждое существо, одаренное восприятием и разумом, для представления себе чувственных объектов. Эта способность зависит от памяти.

Мы видим людей, животных, сады, восприятие которых вводится органами чувств; память удерживает их, а воображение составляет их. По этой причине древние греки называли муз «дочерями памяти».

Очень важно отметить, что эти способности воспринимать идеи, удерживать их и составлять их составляют среди многих вещей, которым мы не можем дать объяснения. Эти невидимые пружины нашего существа созданы природой, а не нами.

Возможно, этот дар Божий, воображение, является единственным инструментом, с помощью которого мы соединяем идеи, даже абстрактные и метафизические.

Вы произносите слово «треугольник»; но вы произносите только звук, если не представляете себе образ какого-то определенного треугольника. Вы, конечно, не имеете понятия о треугольнике, но вследствие того, что видели треугольники, если у вас есть дар зрения, или чувствовали их, если вы слепы. Вы не можете думать о треугольнике вообще, если только ваше воображение не рисует себе, хотя бы сбивчиво, какой-нибудь отдельный треугольник. Вы вычисляете; но необходимо, чтобы вы представляли себе единицы, добавленные друг к другу, иначе ваш ум будет совершенно нечувствителен к действию вашей руки.

Вы произносите абстрактные термины — величие, истина, справедливость, конечность, бесконечность; но является ли произносимый таким образом термин «величие» чем-то большим или меньшим, чем просто звук, происходящий от действия вашего языка, производящего вибрации в воздухе, если только вы не имеете в своем уме образ какого-то величия? Какой смысл в словах «истина» и «ложь», если вы не восприняли с помощью ваших чувств, что нечто, о существовании которого вам было сказано, существовало на самом деле; а того другого, о котором вам говорили то же самое, не существовало? И не из этого ли опыта вы выстраиваете общее представление об истине и лжи? И, когда тебя спросят, что ты подразумеваешь под этими словами, можешь ли ты удержаться от того, чтобы составить себе какой-нибудь разумный образ, заставляющий тебя вспомнить, что тебе иногда говорили, как факт, что действительно и действительно было, а очень часто и то, что было не так?

Есть ли у вас какое-либо другое понятие о справедливом и несправедливом, чем то, которое вытекает из конкретных действий, явившихся вам соответственно этим описаниям? Вы начали в детстве с того, что научились читать у какого-то учителя: вы старались писать хорошо, а действительно писали плохо: ваш учитель наказывал вас: это казалось вам очень несправедливым. Вы видели, как рабочий отказывался от своей заработной платы, и тому подобное. Является ли абстрактное представление о справедливом и несправедливом чем-то большим, чем фактами такого рода, беспорядочно перемешанными в вашем воображении?

Является ли «конечное» чем-либо еще в вашем понятии, кроме образа некоторого ограниченного количества или протяженности? Является ли «бесконечное» чем-либо иным, как не бесконечно увеличенным изображением той же самой протяженности или количества? Разве все эти операции не происходят в вашем уме точно так же, как вы читаете книгу? Вы читаете обстоятельства и события, записанные в нем, и никогда не думаете при этом об буквенных знаках, без которых, впрочем, вы не имели бы понятия об этих событиях и обстоятельствах. Обратите внимание на это место на одно мгновение, и тогда вы отчетливо ощутите существенное значение тех персонажей, по которым прежде скользил ваш взгляд, не думая о них. Точно так же все ваши рассуждения, все ваши накопления знаний основаны на образах, прочерченных в вашем мозгу.

У вас вообще нет отчетливого восприятия или воспоминания о них; но уделите этому случаю только мгновение внимания, и тогда вы ясно поймете, что эти образы являются основой всех представлений, которыми вы обладаете. Возможно, читателю стоит немного остановиться на этой идее, расширить и исправить ее.

Знаменитый Аддисон в одиннадцати очерках о воображении, которыми он обогатил тома «Зрителя», начинает с замечания, что «зрение — единственное, что снабжает воображение идеями». Тем не менее, безусловно, следует допустить, что другие чувства вносят некоторую долю. Слепорожденный человек все еще слышит в своем воображении гармонию, которая больше не звучит в его ушах; он все еще продолжает слушать, как в трансе или во сне; объекты, которые сопротивлялись или поддавались его рукам, производят аналогичный эффект в его голове или уме. Верно, что только зрение дает образы; а так как это род прикосновения или чувства, простирающегося даже до звезд, то его безмерное распространение обогащает воображение больше, чем все остальные чувства, вместе взятые.

Есть два описания воображения; один состоит в сохранении простого впечатления от предметов; другой упорядочивает полученные образы и комбинирует их в бесконечном разнообразии. Первое было названо пассивным воображением, а второе — активным. Пассив едва выходит за пределы памяти и является общим для человека и животных. Из этой силы или способности возникает то, что охотник и его собака оба следуют в своих снах за добычей, что они оба слышат звук рога, и один кричит, а другой лает во сне. И люди, и животные в таких случаях делают нечто большее, чем просто вспоминают, ибо сны никогда не бывают точными и точными образами. Этот вид воображения соединяет предметы, но в нем действует не рассудок; это память работает под ошибкой.

Это пассивное воображение, безусловно, не требует помощи со стороны воли, спим мы или бодрствуем; оно рисует независимо от нас то, что видели наши глаза; оно слышит то, что слышали наши уши, и прикасается к тому, чего коснулись мы; оно добавляет к нему или берет от него.

Это внутреннее чувство, действующее по необходимости, и поэтому нет ничего более общего, говоря о каком-либо отдельном индивидууме, чем сказать: «он не имеет власти над своим воображением».

В этом отношении мы не можем не видеть и не удивляться той незначительной доле силы, которой мы действительно обладаем. Откуда это происходит, что иногда во сне мы сочиняем самые связные и красноречивые речи и стихи, намного превосходящие то, что мы должны были бы написать на ту же тему, если мы совершенно бодрствуем? — что мы даже решаем сложные задачи по математике? Здесь, конечно, очень сложные и сложные идеи, ни в какой степени не зависящие от нас самих. Но если бесспорно, что связные идеи образуются в нас независимо от нашей воли во сне, то кто может с уверенностью утверждать, что они не производятся таким же образом, когда мы бодрствуем? Есть ли на свете человек, который предвидит идею, которую он сформирует в уме в ближайшую минуту? Не кажется ли, что идеи были даны нам в той же мере, что и движения наших волокон; и если бы отец Мальбранш просто придерживался принципа, что все идеи даны Богом, мог бы кто-нибудь успешно противостоять ему?

Эта пассивная способность, не зависящая от размышлений, является источником наших страстей и наших заблуждений; далеко не зависящая от воли, воля определяется ею. Оно подталкивает нас к предметам, которые рисует перед нами, или отвлекает нас от них, в зависимости от характера демонстрации, которую оно им таким образом делает. Образ опасности внушает страх; благо возбуждает желание. Только эта способность порождает энтузиазм славы, партии, фанатизма; именно это вызывает так много психических отчуждений и расстройств, заставляя слабые мозги, при сильном влиянии, воображать, что их тела превращаются в различных животных, что они одержимы демонами, что они находятся под адским владычеством колдовства и что они на самом деле собираются объединиться с колдунами в поклонении дьяволу, потому что им было сказано, что они собираются это сделать. Эта разновидность рабского воображения, которая обычно является уделом невежественных людей, была орудием, которое воображение некоторых людей использовало для приобретения и сохранения власти. Кроме того, именно это пассивное воображение мозга, легко возбуждаемое и возбуждаемое, иногда оставляет на теле детей явные следы впечатления, полученного матерью; примеры такого рода действительно бесчисленны, и автор этой статьи видел некоторые настолько поразительные, что, если бы он отрицал их, он должен был бы противоречить своему собственному визуальному доказательству. Этот эффект воображения не поддается объяснению; но таково и любое другое действие природы; у нас нет более ясного представления о том, как у нас возникают восприятия, как мы их сохраняем или как мы их комбинируем. Между нами и источниками или первоначалами нашей природы лежит бесконечность.

Активное воображение — это то, что соединяет комбинации и размышления с памятью. Он приближает к нам многие предметы на расстоянии; оно разделяет смешанные, соединяет их и изменяет; кажется, что он создает, а на самом деле только организует; ибо человеку не дано создавать идеи — он может только видоизменять их.

Таким образом, это активное воображение в действительности является такой же независимой от нас способностью, как и пассивное воображение; и одним из доказательств того, что это не зависит от нас самих, является то, что если мы предложим сотне людей, равно невежественных, представить себе некую новую машину, девяносто девять из них не составят никакого представления о ней, несмотря на все их усилия. Если сотый что-то воображает, разве не ясно, что это особый дар или талант, которым он воспользовался? Именно этот дар называется «гениальностью»; именно в этом мы узнаем нечто вдохновенное и божественное.

Этот дар природы — изобретательное воображение в искусстве — в расположении картины, в структуре стихотворения. Он не может существовать без памяти, но использует память как инструмент, с помощью которого производит все свои действия.

Увидев, что большой камень, который рука человека не могла сдвинуть с места, можно сдвинуть с помощью посоха, живое воображение изобрело рычаги, а затем составные движущие силы, которые суть не что иное, как замаскированные рычаги. Необходимо представить в уме машины с их различными эффектами и процессами, чтобы приступить к их фактическому производству.

Это не описание воображения, которое простонародье называет врагом суждения. Напротив, он может действовать только в сочетании с глубоким суждением; она беспрестанно комбинирует свои картины, исправляет свои ошибки и возводит все свои здания согласно расчету и плану. В практической математике есть поразительное воображение; а у Архимеда было не меньше воображения, чем у Гомера. Именно с помощью этой силы поэт создает своих персонажей, присваивает им характеры и манеры, изобретает свою басню, представляет ее изложение, конструирует ее сложность и подготавливает ее развитие; труд, все это, требующее суждения самого глубокого и самого деликатного различения.

Во всех этих творческих выдумках и даже в романах требуется очень высокая степень искусства. Те, кому не хватает этого качества, пренебрегаются и презираются всеми умами с естественным хорошим вкусом. Неизменно здравое суждение пронизывает все басни Эзопа. Они никогда не перестанут радовать человечество. В «Сказках» больше воображения; но эти фантастические фантазии, лишенные порядка и здравого смысла, никогда не могут быть в большом почете; они читаются по-детски и должны быть осуждены разумом.

Вторая часть активного воображения — это деталь, и именно к ней мир особенно применяет этот термин. Именно в этом заключается прелесть беседы, ибо она постоянно представляет уму то, что больше всего любит человечество, — новые предметы. Он рисует яркими красками то, что люди с холодным и сдержанным темпераментом едва ли рисуют; он использует самые поразительные обстоятельства; приводит наиболее подходящие примеры; и когда этот талант обнаруживает себя в союзе со скромностью и простотой, которые становятся и украшают все таланты, он примиряет себя с властью над обществом. Человек настолько полностью машина, что вино иногда порождает это воображение, а опьянение разрушает его. Это тема, вызывающая одновременно унижение и удивление. Как может случиться, что небольшое количество определенного напитка, которое мешает человеку произвести важный расчет, в то же время наделяет его самыми блестящими идеями?

Именно в поэзии должно преобладать это воображение деталей и выражений. Всегда приятно, но там необходимо. У Гомера, Вергилия и Горация почти все образно, даже незаметно для читателя. Трагедия требует меньше образов, меньше живописных выражений и возвышенных метафор и аллегорий, чем эпическая поэма и ода; но большая часть этих красот, при разумном и умелом управлении, производит восхитительный эффект в трагедии; однако они никогда не должны быть форсированными, высокопарными или гигантскими.

Активное воображение, которое делает людей поэтами, сообщает им энтузиазм, согласно истинному значению греческого слова, то внутреннее чувство, которое в действительности волнует ум и превращает автора в лицо, которое он представляет как говорящего; ибо таков истинный энтузиазм, который состоит из эмоций и образов. Автор, находящийся под этим влиянием, говорит именно то, что сказал бы персонаж, которого он изображает.

В красноречии допустимо меньше воображения, чем в поэзии. Причина очевидна — обыденный дискурс должен быть менее далек от обычных идей. Оратор говорит на языке всех; в основе творчества поэта лежит художественная литература. Соответственно, воображение составляет сущность его искусства; для оратора это только аксессуар.

Определенные черты или штрихи воображения, как было замечено, придавали живописи большую красоту. Особенно часто упоминается та хитрость, с помощью которой художник накрывает покрывалом голову Агамемнона при принесении в жертву Ифигении; средство, тем не менее, гораздо менее прекрасное, чем если бы художник обладал секретом показать в лице Агамемнона конфликт между горем отца, величием монарха и покорностью доброго человека воле небес. ; как Рубенс умел изобразить во взглядах и позе Марии Медичи боль родов, радость рождения сына и материнскую привязанность, с которой она смотрит на своего ребенка.

В общем, воображение художников, когда оно просто изобретательно, больше способствует проявлению учености художника, чем увеличению красоты искусства. Все аллегорические композиции мира не стоят того виртуозного исполнения и тонкой отделки, которые составляют истинную ценность картин.

Во всех искусствах самое прекрасное воображение всегда самое естественное. Ложное есть то, что сближает несовместимые предметы; экстравагантный рисует предметы, не имеющие аналогии, аллегории или сходства. Сильное воображение исследует все до дна; слабый скользит по поверхности; спокойный отдыхает в приятных картинах; пылкий нагромождает образы на образы. Разумное или мудрое воображение — это то, что использует все эти различные характеры с разборчивостью, но редко допускает экстравагантность и всегда отвергает ложное.

Если питаемая и тренируемая память является источником всего воображения, то та же самая способность памяти, будучи перегруженной, становится ее угасанием. Соответственно, человек, чья голова полна имен и дат, не обладает той кладовой материалов, из которой он может извлекать сложные образы. Люди, занятые расчетами или сложными деловыми вопросами, обычно обладают очень скудным воображением.

Когда воображение необычайно бурное и пылкое, оно может легко выродиться в безумие; но было замечено, что это болезненное поражение органов мозга чаще присуще тем пассивным воображениям, которые ограничиваются получением сильных впечатлений от предметов, чем тем пылким и активным, которые собирают и комбинируют идеи; ибо это активное воображение всегда требует ассоциации суждения, другое же от него не зависит.

Возможно, будет бесполезно добавить к этому эссе, что под словами восприятие, память, воображение и суждение мы не подразумеваем отдельных и отдельных органов, один из которых обладает даром восприятия, другой — воспоминания, третий воображения и последнее суждения. Люди более склонны, чем думают некоторые, рассматривать эти способности как совершенно различные и обособленные. Однако все эти действия совершает одно и то же существо, которое мы знаем только по их следствиям, ничего не зная о самом этом существе.

  • Источник: Философский словарь, том 6, Вольтера, доступный в Project Gutenberg
  • .

Активное воображение: встреча с другим внутри

Активное воображение в психологии Карла Юнга — это терапевтическая техника , которую мы можем использовать, когда конфликт между сознательным умом и бессознательным неразрешим с помощью сновидений или анализа. Красная книга Юнга иллюстрирует лучшее описание активного воображения. Его жизнь и работа показывают нам, что активное воображение может сделать для человеческой души.

Этот вид неразрешенного конфликта всегда начинается с скрытого бессознательного давления, давления, которое в конечном итоге проявляется в виде симптомов, таких как тревога или депрессия. Я выделил техника курсивом, потому что думаю, что это слово может сбивать с толку, когда дело касается активного воображения.

Техника предполагает, что вы можете сесть и проявить активное воображение, как если бы вы могли сесть и почитать книгу или что-то в этом роде. Я не думаю, что вы не можете этого сделать.

Во-первых, активное воображение — это способ получить то бессознательное давление, о котором я упоминал выше. Нам нужен этот элемент напряжения в душе как отправная точка для активного воображения.

Помните, что Юнг открыл активное воображение во время своего четырехлетнего противостояния бессознательному. Психическая атмосфера Юнга была сильно заряжена в этот период его жизни. Ему нужно было избавиться от этого невыносимого давления, чтобы не покончить жизнь самоубийством.

Повторяю, такого рода психическое давление проявляется в виде симптома, такого как тревога или депрессия, или какой-либо другой формы психического расстройства. Без этого бессознательного материала, пытающегося пробиться через порог сознания, мы на самом деле просто играем.

Оглавление — Перейти к разделу

Отказ от ответственности при публикации в свободной форме

Стремясь разместить свой контент на сайте, я решил размещать статьи, которые я уже написал, а не пытаться все переписать. Когда-нибудь я сделаю это в книге. Так что пока читайте дальше и, пожалуйста, простите меня, если что-то из этого не так. Информация актуальна и поможет вам разобраться в работе, вне зависимости от моего метода свободного стайлинга…

Essential Elements of Active Imagination

Во время моего начального обучения я видел много семинаров по активному воображению, но я всегда относился к ним с подозрением. Как провести семинар по активному воображению?

Войти в групповую обстановку и придумать опыт активного воображения — это просто надумано, искусственно и неестественно. Большая часть того, что я видел, даже на обучающих семинарах для кандидатов, относится к активному воображению как к чему-то, что вы можете просто делать когда угодно.

Сны, однако, не могли помочь мне справиться с чувством дезориентации. Наоборот, я жил как бы под постоянным внутренним давлением. Временами это становилось настолько сильным, что я подозревал во мне какое-то психическое расстройство.

К.Г. Юнг, Воспоминания, сны, размышления

Активное воображение начинается с нерешенной проблемы, с давления бессознательного. Итак, если этого давления не хватает, то у вас нет основной энергии, необходимой для активного воображения.

Основываясь на том, что Юнг сказал об активном воображении, вот что я считаю основными элементами активного воображения:

  • Давление
  • Дезориентация
  • Путаница
  • Неопределенность
  • Неразрешимая проблема
  • Отсутствие материала мечты

Открытие Юнгом активного воображения

Как я уже сказал, Юнг открыл активное воображение во время своего столкновения с бессознательным. После разрыва с Фрейдом он достиг точки в своей жизни, когда его сны больше не говорили с ним, и он не мог анализировать то, что с ним происходило. Он задавался вопросом, не теряет ли он его.

Это вызвало во мне много низших чувств, но я не знал лучшего способа. Ближе к осени я почувствовал, что давление, которое, казалось, было во мне, было уже не там, а в воздухе. Воздух действительно казался темнее, чем прежде. Как будто это была уже не психологическая ситуация, в которую я попал, а реальная, и это ощущение становилось все более и более весомым.

К.Г. Юнг, Семинар 1925 Введение в юнгианскую психологию

Он был в состоянии глубокого отчаяния. Беспокойство, которое он испытывал, заставило его задуматься о самоубийстве. Он подумал про себя: «Я должен добраться до сути этого».

Это была вся основа Красной книги Юнга . Он был в кризисе и полон тоски и страха. Он добрался до сути всего этого через диалог наяву, по сути происходящий в мире снов. И если вы читаете Red Book вместе с его Собранием сочинений , вы точно увидите, откуда возникла его психология.

Он говорит об этом процессе в Воспоминания, сновидения и размышления s и в цитированной выше книге Семинар 1925 Введение в юнгианскую психологию .

Активное воображение похоже на осознанное сновидение?

Один человек однажды спросил меня, что Юнг думает об осознанных сновидениях. Я не могу сказать, что у Юнга было особое представление об осознанных сновидениях. Я никогда не видел ничего об этом в его работах. Мы используем активное воображение, когда мы или анализанд достигаем точки, когда сновидения прекращаются или замедляются, а «анализ» невыносимой ситуации больше не облегчает страдание.

Для меня активное воображение похоже на осознанное сновидение, за тем существенным исключением, что вы никоим образом не пытаетесь навязать сновидение то или иное решение. У вас есть свой голос, и внутренний образ имеет свой голос. Вместе вы найдете решение.

Юнг также назвал это трансцендентной функцией . Эссе опубликовано в Собрании сочинений, том 5: Структура и динамика психики.

Идея в том, что если вы достигнете этого решения с этим внутренний другой , напряжение снимается, и ваше осознание выходит на новый уровень. Я знаю по опыту, что это работает.

Все, что я видел в осознанных сновидениях, вращается вокруг вашей способности контролировать сон. Я имею в виду, люди говорят о полетах и ​​всевозможных трюках. Я предполагаю, что вы даже не мечтаете, если вы можете сделать это. Вы либо играете на поле непродуктивных фантазий, либо обманываете свое эго ошибочным представлением о том, что вы настолько сильны, что можете контролировать свои мечты.

Активная и пассивная фантазия в юнгианской психологии

Концепция фантазии важна для психологии Юнга. Может быть, это небольшое примечание, чтобы вдаваться в это здесь, но я думаю, что это уместно, потому что чем больше вы понимаете психику, тем лучше вы понимаете себя. Кроме того, я думаю, это даст некоторое представление о разнице между активным воображением и осознанным сновидением.

В активном воображении мы учимся задействовать наши ментальные образы, что Юнг называл фэнтези .

Прежде чем ввести термин активное воображение, Юнг использовал слова активная фантазия, в отличие от пассивная фантазия, для описания процесса. Оба относятся к ментальным образам, но они сильно различаются по своей продуктивности. Имейте в виду, что здесь мы говорим о операционных определениях . Именно это имеет в виду Юнг, когда использует эти слова. Люди забывают об этом и увлекаются семантикой.

Допустим, кто-то говорит мне: «Сегодня я видел двух единорогов в своем активном воображении». Я говорю: «Хорошо, а потом что случилось?» Если этот человек говорит мне, что больше ничего не произошло, то это не активная фантазия, а пассивная. Оно просто появилось или человек его наколдовал.

Основное различие между активной и пассивной фантазией заключается в следующем:
  • положение и отношение эго-сознания по отношению к фантазии
    • ты отвечаешь или смотришь?
  • t он результирующий эффект фантазии на эго
    • у тебя что-то изменилось или нет?
Основные принципы Юнга по отношению к фантазийным образам

Прежде чем перейти к различиям между активной и пассивной фантазией, важно знать некоторые основные положения психологии Юнга, чтобы иметь точку отсчета.

    • Бессознательное — это объективная, самосуществующая реальность, которая автономно воздействует на эго и влияет на него.
    • Сознание — это поле, существующее вне эго-сознания, и эго встроено в это поле.
      • См. эссе Юнга, Дух и жизнь (CW 8) для разработки психики и возникновения мира как образа.
    • Сознание, как космически, так и индивидуально, развивается и развивается только через интеграцию бессознательных содержаний, т.е. путем добавления чего-то нового к поле .

Также обратите внимание, что когда Юнг использует слово фантазия , он имеет в виду его греческое происхождение: создание образа» и внешний вид , «то, что просто проявляется».

Вот разница между воображением и внешностью — это разница между активной и пассивной фантазией, которую мы рассмотрим ниже.

Развитие сознания: наша божественная миссия

Для Юнга развитие и эволюция сознания были высшим смыслом и целью человеческого существования. Он считал эту цель божественной миссией, имея в виду, что развитие сознания является целью, которая выходит за рамки наших индивидуальных эго-целей.

Я уверен, что вы узнаете хотя бы часть этой цитаты ниже (выделено жирным шрифтом):

Задача [человека] состоит в том, чтобы… осознать содержание, которое устремляется вверх из бессознательного. Он не должен ни упорствовать в своей бессознательности, ни оставаться тождественным с бессознательными элементами своего существа, тем самым уклоняясь от своей судьбы, которая заключается в создании все большего и большего сознания. Насколько мы можем различить , единственная цель человеческого существования — зажечь свет во тьме простого бытия. Можно даже предположить, что как бессознательное влияет на нас, так и увеличение нашего сознания влияет на бессознательное.

С.Г. Юнг, Воспоминания, сны, размышления

Как я уже сказал, Сознание (или что-либо в процессе развития) может развиваться (или расширяться) только тогда, когда к нему добавляется что-то новое. Это нечто новое может происходить только из чего-то, что было ранее неизвестно, и это неизвестное нечто возникает из того, что Юнг называл бессознательным .

Помните, что Юнг объединил то, что он узнал из своих бесед, со своими внутренними фигурами. Он привнес что-то новое в свое сознание.

Рабочее определение Юнга
Фантазии (Ментальные образы)

Вот что Юнг сказал в интервью Ричарду Эвансу о фантазиях и ментальных образах в целом:

Когда вы наблюдаете за миром, вы видите людей, дома, небо, материальные объекты. Но когда вы наблюдаете себя внутри, вы видите движущиеся образы, мир образов, обычно именуемых фантазиями…

К.Г. Говорит Юнг , стр. 302

Мир внутри

В частности, Юнг имел в виду проявленный мир внутри , в отличие от феноменального мира без . Оба мира имеют реальность, которая влияет на нас.

Закройте глаза, расслабьтесь и направьте взгляд внутрь себя. Вы видите, что ваш ум работает сам по себе. Вы можете видеть образы, слышать диалоги и другие звуки или испытывать эмоции, которые не обязательно вызываются чем-то, что вы в данный момент чувствуете, приходящим из внешнего мира.

Эта автономная деятельность есть читта вритта , о которой говорит йога, — спонтанная активность ума — и та самая деятельность, из которой возникают сны и фантазии.

Вся эта фантастическая чепуха, бесконечно разыгрывающая себя за порогом сознания, не есть ничто. Это что-то . Более того, это нечто , имеющее как явное, так и скрытое значение, отсюда и значение, которое Юнг придавал фантазии.

К сожалению, многие люди мало или совсем не обращают на это внимания или упрощенно считают это «бессмысленной болтовней», и тем самым упускают возможность ее вклада в развитие сознания.

Активная и пассивная фантазия в лексиконе Юнга

Иногда этот умственный материал проявляется в виде сильных фантазий.

Когда Юнг приступает к определению активной и пассивной фантазии, он имеет в виду те конкретные фантазии, которые достигли достаточного уровня энергетический потенциал пробить порог сознания в виде окончательного образа , т. е. не просто этих случайных вспышек мысли, а чего-то, что держит нас в напряжении.

(см. эссе Юнга в CW, том 8, О психической энергии для получения дополнительной информации о юнговской концепции энергии, порогов и энергетического потенциала ) не обязательно возникает в виде зрительного образа, например, может быть и слуховым).

Ниже приводится то, что Юнг сказал о активном и пассивном фантазийном в Собрание сочинений , том 6. Я объясню, что это значит для тех, кто не сразу понял:

от К.Г. Собрание сочинений, том 6 абз. 712,
Психологические типы

Мы можем различать активную и пассивную фантазию. Активные фантазии являются продуктом интуиции , т. е. они вызываются установкой, направленной на восприятие бессознательных содержаний, в результате чего либидо немедленно инвестирует все элементы, выходящие из бессознательного, и путем ассоциации с параллельным материалом , приводит их в четкий фокус в визуальной форме.

Пассивные фантазии вначале проявляются в визуальной форме, не предшествуя и не сопровождаясь интуитивным ожиданием, поскольку установка субъекта полностью пассивна.

Как ваше отношение влияет на активное воображение

Под интуицией он подразумевает ту особую функцию сознания, которая воспринимает изнутри, в отличие от чувственного восприятия.

Под отношением он подразумевает интроверсию вместо экстраверсия . В частности, он имеет в виду волевую интроверсию — что-то вроде восприимчивого, медитативного состояния. Активная фантазия начинается с ощущения, что что-то не так , так сказать. Например, странная тоска или настроение.

Мы направляем свое сознание на это сырое чувство, а затем позволяем голосу или образу этого чувства проявиться. Надеюсь, появится диалог или больше образов. Именно это имеет в виду Юнг, когда говорит:

либидо немедленно инвестирует все элементы, возникающие из бессознательного, и, связываясь с параллельным материалом, четко фокусирует их в визуальной форме.

Я говорю об этом больше, когда говорю о том, как направить силу своих чувств внутрь себя.

Примеры пассивной и активной фантазии
Пассивная фантазия

В качестве примера пассивной фантазии он ссылается на библейские видения Павла и Петра, оба из которых видения внезапно

0 обрели сознание, 0 как будто они просто появились из ниоткуда.

Однако это не из ниоткуда. Пассивные фантазии возникают как компенсация за слишком одностороннее отношение, поэтому Юнг сказал, что пассивные фантазии «часто несут на себе печать болезненности». Под болезненностью он просто имеет в виду что-то резко противоположное сознательной установке.

В обоих приведенных выше случаях пассивная фантазия привела к обращению двух мужчин (из евреев в христиан), предположительно навязанному им видениями.

Преобразование не создает ничего нового; это просто изменение формы или раскачивание маятника с одной стороны на другую, что Юнг называл энантиодромией .

Юнг не интересовался конверсией, потому что она не предлагает никакого реального исцеления. Юнга интересовала трансформация, особенно через интеграцию бессознательного содержания.

Активная фантазия (в конечном итоге активное воображение)

Мы можем интегрировать то, что приходит из бессознательного, через установку волевой интроверсии и готовность воспринимать то, что ниже порога (интуиция). Только интеграция бессознательных содержаний приводит к развитию сознания, которое приводит нас к активной фантазии.

Активная фантазия требует позитивного участия эго-сознания, то есть установки, при которой эго активно вовлекает фантазийное видение

…ибо здесь сознательная и бессознательная личность субъекта сливаются в общий продукт, в котором они оба объединены. Такая фантазия может быть высшим выражением единства индивидуальности человека, и она может даже создать эту индивидуальность, дав совершенное выражение ее единству.

К.Г. Собрание сочинений, том 6 абз. 714, Психологические типы

Юнг назвал активную фантазию «одной из высших форм психической активности» из-за ее потенциала для «создания большего сознания».

Опять же, лучшим примером активной фантазии могут быть переживания Юнга, которые он записал в Красную книгу . Этот опыт не только изменил жизнь, но и стал основой его взгляда на человеческую психологию.

Юнг описывает разговоры в Красной книге

Филемон и другие персонажи моих фантазий привели меня к решающему пониманию того, что в психике есть вещи, которые я не произвожу, но которые производят сами себя и имеют свою собственную жизнь.

Филемон представлял силу, которой я не являлся. В своих фантазиях я вел с ним беседы, и он говорил вещи, о которых я не думал сознательно. Ибо я ясно заметил, что говорил он, а не я.

Он сказал, что я отношусь к мыслям так, как будто я сам их порождаю, но, по его мнению, мысли подобны животным в лесу, или людям в комнате, или птицам в воздухе, и добавил: «Если ты увидишь людей в комнате, вы бы не подумали, что вы создали этих людей или что вы несете за них ответственность».

Это он научил меня психической объективности, реальности психики. Через него прояснилось различие между мной и объектом моей мысли. Он объективно противостоял мне, и я понял, что во мне есть что-то, что может говорить вещи, которых я не знаю и не намереваюсь, вещи, которые могут быть даже направлены против меня

Эта объективная реальность психики – это отсюда берутся как мифологические образы, так и образы сновидений. Идея состоит в том, что посредством волевой интроверсии можно фактически сознательно погрузиться в измерение сновидений .

Возможно, у вас был опыт пробуждения ото сна и повторного погружения в него. Вот в чем идея. Этот сон продолжается, бодрствуете вы или спите. Это происходит под поверхностью вашего сознания.

Прислушиваясь к внутреннему голосу

Опять же, мы свободно формируемся. Этот раздел основан на ответе на вопрос, который я получил на Quora.

Один человек однажды спросил, как можно научиться слушать внутренние голоса так, как это сделал Юнг в Красной книге.

Вы учитесь слушать свое Я, «развивая искусство беседы с самим собой». Искусство беседы с самим собой начинается с какого-то сильного душевного состояния, будь то душевное страдание или эстетический арест.

В случае Юнга все началось со страдания. Как он однажды сказал,

Психоневроз следует понимать, в конечном счете, как страдание души, которая не открыла своего смысла.

Я использую именно эту цитату из Юнга, потому что Красная книга родилась из собственных страданий Юнга. Красная книга — это история открытия Юнгом значения его — значения, которое в конечном итоге расцвело в его понимании реальности психики и психологии, возникшей вокруг этого понимания.

Подробнее об активном воображении в Красной книге

Чтобы понять, как слушать свое Я так, как это делал Юнг, давайте начнем с рассмотрения того, что такое Красная книга . Во-первых, это рассказ о столкновении Юнга с бессознательным и о его реализации самосущей реальности психики. Под самосущей реальностью я подразумеваю, что внутренний мир случается с нами точно так же, как внешний мир случается с нами . Диалоги в Красной книге ведутся между Юнгом и его внутренними фигурами.

Чтобы лучше понять, как это может выглядеть на практике, посмотрите, что Юнг описал в Красной книге , когда он входит в пустыню и вынужден считаться со своим бесплодным нутром.

Разве ты не видел, что, когда твоя творческая сила обратилась к миру, как под ним и через него двигалось мертвое, как оно росло и процветало, и как твои мысли текли богатыми реками? Если ваша творческая сила обратится теперь к месту души, вы увидите, как ваша душа становится зеленой и как ее поле приносит чудесные плоды.

Красная книга , стр. 236. Говорит Юнг.

Активное воображение и освещение внутреннего мира

Когда люди осознали, что мир было , энергия этого осознания оживляла все сущее. То же самое происходит, когда наше осознание направлено внутрь. Это внимание делает бесплодный внутренний мир снова зеленым. В этом смысл возрождения Пустоши.

Сначала наш внутренний мир кажется не чем иным, как случайными мыслями, мелькающими образами и воспоминаниями, но если мы останемся с этим процессом, то проникнем в личностный слой бессознательного, в комплексы, страхи, детские воспоминания – и дальше что мы можем проникнуть в архетипический слой, как это сделал Юнг в Красная книга .

И наш внутренний мир не только освещается, когда мы поворачиваемся к нему, но и необычайно интерактивен, как будто хочет, чтобы мы рассматривали его и занимались им.

Юнг «Нисхождение во тьму»

Как он открыл этот внутренний мир, населенный внутренними фигурами? Через собственные психологические страдания. Его страдания начались так же, как и у всех: глубокий психологический кризис в его жизни. Ему было около 39 лет. Его отношения с ближайшим коллегой Фрейдом только что разорвались; и он подал в отставку со всех своих профессиональных постов. Всю психическую энергию, когда-то направленную в его профессиональную жизнь, некуда было девать, и это вызвало у него страшный невроз.

В это время Юнг страдал от сильной тревоги, страха, бесполезности и депрессии. Все, что он считал собой, рухнуло. Он назвал это своим «великим периодом неопределенности».

Я жил как бы под постоянным внутренним давлением. Временами это становилось настолько сильным, что я подозревал во мне какое-то психическое расстройство.

Его сны не ослабляли этого давления, поэтому он взял на себя ответственность попытаться добраться до сути самого чувства. Это чувство внутреннего давления является ключом к обучению тому, как слушать Атман.

Я делаю это замечание, потому что это важный аспект в процессе установления контакта с реальностью внутреннего мира. Это почти всегда начинается с глубокого состояния давления.

Возьмем, к примеру, тревогу или депрессию. Это чувствуется определенным образом. Как сказал Юнг, иногда нет счета , почему? может решить эту проблему. В этих случаях вы должны добраться до сырой, энергетической сердцевины настроения или состояния ума. Как я объясняю в своей статье «Тревога и депрессия: юнгианская перспектива».

Активное воображение: процесс

Активное воображение основано на идее о том, что наши психические процессы по своей природе создают образы самих себя.

Вы начинаете с подавляющего чувства или эмоции, а затем сидите с ним. Если вы сидите с этим достаточно долго и выходите за пределы вашего типичного внутреннего диалога или других представлений об этом, то в конце концов вы достигаете точки, где все, что у вас есть, — это напряжение этой грубой эмоции чувства. Если вы остаетесь с этим напряжением достаточно долго, оно в конечном итоге сформирует образ, с которым вы сможете взаимодействовать.

Вы проникаете в суть этих состояний посредством преднамеренного акта интроверсии, что-то вроде медитации. Начать нужно с самого настроения. Если депрессия кажется темной, войдите в это чувство темноты. Если тревога ощущается как страх, то войдите в чувство этого страха. Не придавайте своему чувству никакого внешнего значения, например, потерянную работу, разорванные отношения или плохое детство. Двигайтесь мимо этого.

То, что вы пытаетесь сделать, это использовать сырая энергия которая стоит за беспокойством или депрессией. За всеми нашими симптомами стоит сверхъестественное переживание. Помните, что Юнг сказал: «Боги стали болезнями». Тревога и депрессия с этой точки зрения — это внутренний призыв внутренних богов.

Как только вы сможете достичь состояния необработанной энергии, вы должны смириться с этим. Так вот, в этой необработанной энергии есть огромное количество напряжения, и это может быть довольно трудно вынести. Не возвращайтесь к обвинению какой-то внешней причины. Оставайтесь с напряжением этой сырой энергии.

Волевая интроверсия и активное воображение

Теперь, если вам не обязательно иметь настроение для работы, то вот еще одно предложение. Вы можете использовать энергию своих чувств, только направляя ее внутрь.

Как правило, наши чувства направлены вовне. Наши чувства — и наше внимание — рассеяны в мире развлечений и приглушены недостатком внимания. В наши дни наши чувства перетекают в телевизоры, айпады, сотовые телефоны, компьютеры, компьютерные игры, журналы, разговорное радио, прокручиваемые рекламные щиты и множество других мигающих-мигающих отвлекающих факторов.

Мы видим не глядя; слышать, не слушая; читать не учась; и мы даже едим пищу, не помня ее, не говоря уже о том, чтобы попробовать ее на вкус; и кажется, что никто не может насытиться всем этим.

Посредством волевого акта интроверсии мы останавливаем и сдерживаем внешний поток ощущений. Затем эта энергия начинает усиливаться и расширяться внутрь. Затем чувства начинают работать, чтобы передавать информацию о нашем внутреннем мире.

Вы можете попробовать это, если поймаете себя на мгновении перед тем, как съесть что-то, чего вы не хотите, или включить телевизор, потому что вам скучно. Опять же, цель состоит в том, чтобы добраться до чистой энергии желания отвлечься.

Активное воображение. Задействование ментальных образов

Одним из самых удивительных открытий Юнга было то, что эта необработанная энергия формирует образ самой себя. Более того, это образ, с которым можно вести диалог. Психика говорит образами. Эта же сила стоит за снами. Опять же, я всегда напоминаю людям, что image был нашим первым языком. Боги были эмпирическими образами задолго до того, как они стали догмой и кредо.

Весь этот процесс является сущностью того, что Юнг называл активным воображением. Это волевой спуск в царство сновидений. Оказавшись там, вы должны подождать, пока образы не сформируются, а затем двигаться и говорить сами по себе. Юнг дает замечательный отчет о том, как это сделать в Два очерка по аналитической психологии в разделе Индивидуация. Каждый раз, когда он использует слово аффект , он имеет в виду эффекты и эмоциональное состояние вашего настроения.

Вовлечение образов в активное воображение

следует развивать искусство беседы с самим собой в обстановке, созданной аффектом, как если бы сам аффект говорил без оглядки на нашу рациональную критику. Пока говорит аффект, критика должна воздерживаться. Но раз она представила свои доводы, мы должны начать критиковать так добросовестно, как если бы нашим собеседником был реальный человек, тесно связанный с нами. На этом дело не должно останавливаться, но утверждение и ответ должны следовать друг за другом до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворительное завершение обсуждения. Удовлетворителен ли результат или нет, может решить только субъективное ощущение. Всякий вздор, конечно, совершенно бесполезен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *