26.04.2024

Кто такие ведьмы и есть ли они и в наше время: Существуют ли ведьмы и как их распознать?

Отравление хлебом, редкие болезни или расстройство: почему казнили «ведьм Салема»

8 февраля 1692 года врач в американском городке Салем, населенном в основном пуританами, огласил странный диагноз, с которого началась едва ли не самая известная — и одна из самых поздних — охота на ведьм в истории. Врач объявил, что дочь пастора и ее двоюродная сестра вовсе не болеют, а находятся во власти дьявола. После этого диагноза в Салеме и его окрестностях за год более 200 человек были обвинены в колдовстве. В основном — женщины. Их пытали, над ними издевались, более 20 из них не дожили до момента, когда это безумие наконец прекратилось. Причины этой массовой истерии ученые не могут разгадать до сих пор.

Хотя к середине XVII века судебные процессы над ведьмами в большей части Европы уже прекратились, они порой все же продолжались где-то на периферии и в американских колониях. События 1692-1693 годов в Салеме воспринимаются теперь как внезапный пережиток прошлого, от которого человечество никогда не было застраховано, часто обращение к этим событиям используют в политической риторике в качестве предостережения об опасностях изоляционизма, религиозного экстремизма, ложных обвинений и нарушений законности.

Многие историки считают, что долгосрочные последствия судебных процессов над ведьмами были даже более значительными, чем это кажется на первый взгляд, и коснулись они всей последующей истории Соединенных Штатов. По словам историка Джорджа Линкольна Бёрра из Корнеллского университета, «салемские события стали той скалой, о которую разбилась теократия».

Все началось в январе 1692 года, когда у девятилетней дочери местного салемского пастора Сэмюэла Пэрриса Элизабет и его одиннадцатилетней племянницы начали проявляться симптомы ранее неведомой болезни — девочки издавали странные звуки, принимали необычные позы, прятались по углам и постоянно жаловались на то, что их будто бы кто-то постоянно колет невидимыми булавками. Когда Пэррис пытался их увещевать, они затыкали уши.

Приглашенный в дом пастора доктор Уильям Григгс не нашел никаких следов реальных болезней и объявил, что девочек, вероятно, прокляли ведьмы.

Свою роль в этом «диагнозе» сыграла также изданная накануне книга американского проповедника и религиозного моралиста Коттона Мэзера «Памятные случаи вмешательства Провидения в дела о ведовстве и одержимости» (1689), где было описано в частности, как в 1688 году в Бостоне прачку из Ирландии обвинили в колдовском воздействии на детей работодателя и казнили через повешение.

В доме пастора сразу нашли и подходящую под описание «ведьму» — рабыню по имени Титуба, которая по одной из версий была негритянкой с Барбадоса, знакомой с практикой вуду, и иногда пугала девочек, рассказывая им страшные истории о колдовстве, по другим же сведениям она была индианкой, либо имела смешанное происхождение.

Вскоре число «заболевших» девочек и девушек увеличилось, к ним стали присоединяться подружки Элизабет — в частности, двенадцатилетняя Энн Патнам.

В марте 1692 года начались аресты: по показаниям девочек были схвачены Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн, которых допросили с пристрастием и подвергли унизительному осмотру для того, чтобы, согласно известной практике, найти на телах «метки дьявола». Все трое стали удобными мишенями для обвинителей: про Титубу уже все понятно, Сара Гуд была почти нищенкой, а Сара Осборн — одинокой и сварливой вдовой, судившейся с пуританами и не посещавшей церковь. Серьезных защитников у них не нашлось, и общественное мнение изначально было не на их стороне. Чуть позже к ним присоединилась также четырехлетняя Дороти, дочь Сары Гуд. Она призналась в том, что ведьма, по наущению старших детей, обещавших ей воссоединение с матерью в тюрьме. Соответственно ведьмовство самой Сары Гуд стали также считать доказанным.

«Девочку тоже не пощадили»: как усташи расправились над сербами Баня-Луки

80 лет назад хорватские националисты из фашистского движения усташей устроили резню сербского…

07 февраля 13:19

Затем круг подозреваемых стал расширяться за счет тех, кого ранее считали людьми вполне добропорядочными и прилежными прихожанками: были арестованы Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон, причем Марта Кори была арестована лишь потому, что насмехалась над начавшейся «охотой на ведьм», тем самым обратив на себя ненужное внимание.

В апреле арестовали Сару Клойс, сестру Ребекки Нёрс, а также Элизабет Проктор и еще нескольких женщин. Впервые подверглись преследованиям и их родственники-мужчины: Джон Проктор, муж Элизабет, и Жиль Кори, муж Марты Кори. В деле появилось также имя бывшего пастора Салема Джорджа Берроуза, которого также тогда арестовали. 20 апреля Энн Путнам заявила, что ей являлся «призрак священника», который ее душил и пугал, а задержанные под пытками стали давать на прежде уважаемого пастора показания, объявив его своим руководителем, заставлявшим сношаться с дьяволом. К тому времени в деле было уже около тридцати обвиняемых. 10 мая 1692 года больная старуха Сара Осборн первой умерла в тюрьме, не дождавшись суда, который начался в том же мае.

Уильям Фипс, флотоводец и первый губернатор провинции Массачусетс-Бэй, тесно связанный с влиятельной семьей Мэзер, отчего и получил свой высокий пост, назначил судей, трое из которых оказались друзьями автора пресловутой книги Коттона Мэзера, а один — вице-губернатором. Причем сам Коттон Мэзер также пристально следил за судебным процессом и поддерживал обвинителей. Председательствовал в суде Уильям Стафтон, у которого отсутствовало юридическое образование. Главным доказательством вины обвиняемых служили показания «пострадавших» девочек, которые стали к тому времени уже весьма популярны в городке, и признания арестованных, выбитые под пытками, причем жертвы процесса повторяли то, что уже содержалось в книге Мэзера.

Для того, чтобы подвергнуться обвинению, было достаточно, чтобы «пострадавшие» девочки сообщили, что им являлся «дух» того или иного человека, а при очной ставке с обвиненным соответствующим образом отреагировали на эту встречу, забившись в конвульсиях или, наоборот, внезапно успокоившись.

При этом не подвергалось сомнению то, что воздействие на девочек оказывают не арестованные, а сам дьявол, но неоднократно возникал теологический спор о том, должен ли человек дать предварительное согласие дьяволу на использование своей «аватары». Защитники говорили, что это необязательно, и таким образом обвиняемые никак не участвовали в кознях дьявола, который их лишь подставлял, а суд утверждал, что дьяволу непременно нужно согласие «демонстрируемого во снах» и таким образом обвиняемые заведомо виновны в сношениях с дьяволом.

2 июня был утвержден первый смертный приговор: пожилую женщину Бриджит Бишоп повесили 10 июня. 19 июля казнили Сару Гуд, оставив сиротой ее сидевшую в тюрьме четырехлетнюю дочь, затем Ребекку Нёрс и еще нескольких женщин. Дочь Сары Гуд Дороти считается самой юной жертвой «охоты на ведьм». Ее в конце концов даже освободили из тюрьмы, однако в результате пережитых мытарств ребенок все равно сошел с ума. Еще без упоминания конкретных имен говорят о случаях казни грудных младенцев вместе с матерями, обвиненными в колдовстве, но это, вероятно, уже домыслы.

Перед казнью, стоя с петлей на шее, Сара Гуд, которая так и не признала себя ведьмой, прокляла священника Николаса Ноеса, вовлеченного в этот «судебный процесс»: «Ты лжец, — сказала она. — Я не бо́льшая ведьма, чем ты колдун. Отбери у меня жизнь — и Господь напоит тебя кровью». Считается, что это ее предсказание сбылось, так как Ноес действительно позже умер, захлебнувшись кровью, когда у него открылось внутреннее кровотечение.

5 августа казнили бывшего пастора Джорджа Берроуза, он перед смертью умудрился доставить своим палачам немалую проблему, прочитав без запинки молитву «Отче наш» — а ведь согласно поверью, колдун такое проделать не может, он обязательно запнется. В толпе возник ропот, но распорядители казни объявили все это кознями дьявола, и казни продолжились.

19 сентября к восьмидесятилетнему богатому фермеру Жилю Кори, категорически отказывавшемуся признавать вину, применили «пытку тяжестью», положив на него крупные камни. Он умирал под их весом в течение двух дней, но так ни в чем и не признался, чтобы не лишать родственников своего имущества, которое иначе бы конфисковали, — лишь просил добавить еще камней, чтобы они ускорили его смерть. Однако это ничем не помогло его жене Марте, которую казнили уже спустя день вместе с еще семью несчастными.

В числе обвиняемых оказались не только жители Салема — увлечение новаторскими процессами над ведьмами расползалось по окрестным деревням, коснулось соседнего Топсфилда, Андовера, а также Бостона, число девчушек-обвинительниц из Салема росло, они становились местными «звездами» и гастролировали — с подачи местных жителей — по другим селам, указывая на новых ведьм. В число осужденных за ведовство в Бостоне попал даже Джон Олден, один из самых уважаемых граждан города, морской капитан и участник войн с индейцами, однако после пяти недель заключения ему удалось бежать из тюрьмы.

Впоследствии Лонгфелло сделал его одним из героев своей поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша».

Однако внезапно весь этот «шабаш» стал заканчиваться. Происходящее начинало пугать даже тех, кто инициировал этот процесс; опасность быть вовлеченным в обвинения начинала грозить и их близким, и им самим. Говорят, что губернатор Уильям Фипс, давший изначально добро на эти суды, с какого-то момента запретил вынесение смертных приговоров, а потом новые аресты из-за того, что девочки-обвинительницы в порыве энтузиазма объявили ведьмой его собственную жену.

Вмешался наконец и отец Коттона Мэзера, известный богослов Инкриз Мэзер, возглавлявший в то время Гарвардский колледж. Он заявил, что суды все же не должны рассматривать в качестве улик сообщения о явлении призраков обвиняемых.

Ему приписывают также вполне гуманную мысль о том, что лучше упустить нескольких ведьм, чем пытать и казнить невиновных.

Так или иначе, но из-под стражи вскоре были освобождены 28 из 33 остававшихся в тюрьмах «сношавшихся с дьяволом», а для рассмотрения дел пятерых оставшихся сформировали Верховный суд штата Массачусетс, который в мае 1693 года способствовал освобождению всех остававшихся в заключении — губернатор и их помиловал.

Салемские процессы прекратились, забрав с собой жизни 19 повешенных, одного умершего под пытками (Жиля Кори) и до пяти человек — по разным данным — скончались в тюрьмах. Всего через аресты прошло 150-200 человек, может и больше. Одна рабыня содержалась в тюрьме без суда, затем была перепродана другому владельцу за долги. В 1697 году сами судьи признали, что совершили ошибку, а в 1702 году их решение официально было признано незаконным.

Разговаривал с Богом: до чего мужчину довел прием антибиотиков

Прием антибиотиков от пневмонии вызвал у пациента приступ психоза, в ходе которого мужчина слышал…

05 февраля 18:28

В 1706 году раскаялась бывшая обвинительница Энн Патнам, которая, впрочем, обвинила во всем дьявола, который якобы и принудил ее давать показания против невиновных. Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс публичных извинений не приносили, по крайней мере, история до нас этого не донесла, но в дальнейшем в своем городке они подверглись всеобщему осуждению. Эбигейл так и не сумела выйти замуж, и следы ее постепенно теряются, а Пэррис в 1710 году, в возрасте 27 лет, сочеталась браком с торговцем Бенджамином Бэроном, от которого родила трех дочерей и сына. Пережив своего мужа на шесть лет, она мирно скончалась в Конкорде 21 марта 1760 года в возрасте 77 лет.

Уже в наше время ученые выдвинули сразу несколько научных версий, призванных как-то объяснить происходившее в те годы в Салеме. В 1976 году в журнале Science появилась статья, предположившая, что у девочек-обвинительниц возникали галлюцинации при отравлении ржаным хлебом, пораженным спорыньей Claviceps purpurea), однако позже эта версия была опровергнута. Есть еще предположения, что девочки страдали особой формой энцефалита — «летаргическим энцефалитом» — либо страдали болезнью Гентингтона. Психологи упирают на психические особенности пуритан и на диссоциативные расстройства. Экономисты, социологи и юристы указывают на особенности функционирования экономики городка и окрестных территорий, когда фермеры вынуждены были вступать в споры с соседями о границах собственности, правах на выпас скота и церковных привилегиях. Обвинения в колдовстве могли показаться им удобным способом решения своих чисто юридических проблем.

Важным обстоятельством следует считать и неурядицы с местными пасторами, которые не один год преследовали Салем. Надолго на этой должности никто не задерживался, а преподобный Пэррис, отец печально знаменитой Элизабет, лишь усилил разногласия среди прихожан, добиваясь для себя новых привилегий. Он был прямо заинтересован в расширении своей власти, апеллируя к «беззаконному поведению» своей паствы, заставляя уважаемых членов церкви нести публичные покаяния за незначительные проступки, тем самым способствуя повышению общей напряженности в сообществе. Историк Мэрион Старки, автор книги «Дьявол в Массачусетсе: современное расследование процессов над салемскими ведьмами», считает, что в такой наэлектризованной атмосфере какой-либо серьезный конфликт был попросту неизбежен.

Ведьмы обыкновенные и необыкновенные

Какие они, ведьмы? Само понятие в наше время воспринимается через негативную призму и зачастую применяется в качестве оскорбления. Но изначально само слово «ведьма» происходит от старославянского слова – вѣдати – «знать, ведать». Этому слову близки сербское обозначение – «вештица», словенская «vesca». Самое первое рукописное упоминание ведьм зафиксировано в Ветхом Завете, где занятия магией и оккультными практиками жестко порицается: 

«.. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…». 

Там же лаконично сказано: 

«.. Ворожеи не оставляй в живых».

Внешность ведьмы всегда обманчива: иногда это нелюдимые древние старухи, живущие свой век «неоправданно» долго, иногда красивые, статные, умные женщины, пугающие общество, в котором женщина не воплощала в себе полноценно «человеческие» качества. Зачастую именно на таких представительниц женского пола клеветали — в их сильной природе видели нечто, шедшее вразрез с общепринятыми нормами, а значит — демоническое.

 

Интересно, что хоть ведьма и считается представительницей низшей мифологии, общепринятого визуального образа у нее нет. Женщины с явными физическими уродствами, сварливым нравом или асоциальным образом жизни могли попасть под подозрение. Пожалуй, у всех описаний есть лишь одно сходство — они не ходили в церковь. Считалось, что ведьму могли выдать некоторые демонические приметы: маленький хвостик, где-то упоминается наличие неприметных крыльев, иногда ведьме старались заглянуть в глаза, чтобы увидеть в воспаленных, покрасневших глазницах собственное перевернутое отражение.

 

Народные предания богаты суевериями о ведьмовских происках. Их буквально обвиняли во всех бедах: воровство домашних животных, порча урожая, засылание непогоды…

По преданиям, собранным у Сахарова, с 26 декабря начинаются бесовские потехи: 

Ведьмы со всего света слетаются на Лысую гору на шабаш и сдружаются там с демонами.

1 января ведьмы заводят с нечистыми духами ночные прогулки.

3 января, возвращаясь с гулянья, задаивают коров.

18 января теряют память от излишнего веселья.

 Ведьмин досуг представлял собой постоянное вредительство и соблазнение мужчин (особенно чьих-то женихов). Для этого страшные старухи оборачивались прекрасными девицами, одурманивающими разум и простодушные сердца. По народному разумению, у ведьмы было две души: человеческая, заочно проданная Дьяволу и демоническая, способная покидать тело и заниматься вредительством. В целом ведьмам приписывали оборотничество в птиц, диких зверей, домашний скот и земноводных, а также обращение в неодушевленные предметы — колесо, клубок, метлу и прочее. Отсюда и произошло оскорбительное, по отношению к пожилой женщине выражение «кошелка» — сумка или небольшая корзина.

 

«В старину был такой случай. Однажды поздней ночью шла с улицы домой молодежь. И вдруг видят, что им навстречу катится колесо. Они удивились, что, мол, откуда оно могло выкатиться. «Ну, да ладно» – подумали они. И решили это колесо покатать. Но когда ребята стали расходиться по домам, то решили это колесо повесить на забор.

Когда настало утро, то на заборе увидели женщину, которая пытается слезть. Вот тогда выяснилось, что эта женщина и была тем колесом, с которым играли ребята. Оказалось, что это – колдунья.»

Записано в г. Воронеже от Пономаревой А.А., 1930 г.р., уроженки с. Шукавка Верхнехавского р-на Воронежской обл. 

 

В народном представлении образ женщины, обладающей магическими способностями двойственен — это может быть бытовая, слабая ведьма, которую все опасаются, но стараются уживаться, суеверно боясь накликать на себя беду. Но кроме почти «бытовых», «слабых» ведьм, есть представление о действительно мощных. Их и называли «колдуньями» или «колдовками», их тесно связывали с черной магией, воровством детей и даже каннибализмом. Иногда среди женских образов, жестко нарушающих общепринятые этические и поведенческие нормы, всплывают и мужские, так называемые «колдуны». Таковых народная память из невежества твердо связывает с чернокнижием.
Людей, обладающих тайными, пугающими знаниями, называли по-разному: кудесниками, чародеями, ведунами, колдунами; других называли: волхвами, ворожеями, знахарями, доками. Но все эти люди известны были под общим именем чернокнижников.

 

Именно говоря о чернокнижниках, в старину утверждали, что силу свою они получают от чертей, оставаясь с ними в созависимости до самого своего конца. Люди, становящиеся на этот путь отрекались от бога, родных и собственной души, получая взамен книгу, исписанную заговорами и заклинаниями. Часто они не овладевали ею магическим образом, а составляли самостоятельно, сочиняя тексты на основе молитв и обращений, используя их в различных целях, проверяя «на практике» какие из них работают, а какие нет. Считалось, что чернокнижники «заправляли» чертями, давая им различные задания, исходя из личных мотивов, либо пытались их занять, заставляя перегонять тучи с места на место, двигать горы и засыпать моря. Оставлять чертей «без дела» означало смертельную опасность, так как это «нарушало договор». Чернокнижники, как и ведьмы, были обязаны на смертном одре книгу кому-то передать, а иначе душа их не находила покоя, а то и вовсе не могла покинуть тело, поэтому носитель тайных знаний умирал в медленной мучительной агонии, из-за незавершенного им дела.

 

Ведьмы и колдуны, как уже упоминалось, вели асоциальный образ жизни в первую очередь из-за суеверного страха — их не звали на гуляния и свадьбы, опасаясь порчи невесты, жениха или гостей. Если ведьма или колдун посмотрит на дружное семейство, то непременно сглазит, лишив его благополучия. Поссориться с кем-то из них тоже было дурной приметой — в ответ непременно могло «прилететь» мелкой временной или пожизненной порчей. Снять ее мог или сам наложивший, или другая ведьма. Кроме того, в качестве противодействия темным силам, как правило, использовались бытовые ритуалы, непременно обращавшие колдовские чары против их же источника.

 

Интересно, что в России ведьмы находились под защитой закона, имея предельно низкий общественный статус. Ведовство само по себе не считалось преступлением, а представление о типичных шабашах ведьм появляется только после введения христианства, когда старые боги сливаются с Дьяволом, а языческие празднества с их обрядами преследуются церковью как служение Дьяволу. Со времен Киевской Руси церковные законы осуждали колдовство и ведовство, назначая за них наказание от штрафов до сожжения. В 1227 году в Новгороде сожгли четырех колдунов за магические практики, а в 1411 году в Пскове на костре казнили двенадцать ведьм. Все судебные дела, касающиеся колдовства церковь и государство расследовали совместно, а с середины XVII века были изданы указы против ведовства. В некоторых из них ведьм поставили в один ряд с ворами, грабителями и разбойниками, а в других колдовство рассматривалось как разврат и ересь. 

Четкого ответа, существует ли сверхъестественная сила, нет. Во всех процессах: физических, социальных, духовных присутствует неизведанное, недоступное нашему пониманию. Когда-то элементарная наблюдательность и пытливость ума могли расцениваться как обладание тайным знанием. Большинство историй о свирепых колдунах и злых ведьмах — результат всеобщего невежества, когда о людях, понимающих природные процессы, сочиняли истории, передающиеся из уст в уста, обрастающие все новыми и новыми подробностями. Самые невероятные из них превратились в сказки, остальные же зафиксированы фольклористами и этнографами в виде быличек — коротких рассказов очевидцев о встрече с нечистой силой. Человеческому разуму присуще верить в мистику, опасаться неизведанного и бояться тьмы. Но с каждым днем огонь познания освещает эту тьму, загоняя наш первобытный мистический страх в угол. Остается лишь дождаться, когда просвещение затронет все сферы жизни человека, ведь только тогда мы узнаем, может ли сверхъестественное существовать без подкрепления суеверным страхом неизвестности.

Автор текста: Александра Долохова

Источники:

Ветхий Завет — Второзаконие, глава 18, 22

А. Е. Наговицын — «Ведьмы в традиции и народной культуре»

Н. Коллманн — «Преступление и наказание в России раннего Нового времени»

О.В. Голубкова — «Орнитоморфные образы женских демонологических персонажей в традиционном мировоззрении славян и финно-угров»

В.Э. Семенова — «Филосовско-теологические основания средневековой охоты на ведьм: гендерный ракурс проблемы»

Д. Городилов — «Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства»

Е. Б. Смилянская — «Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII века»

И. П. Сахаров — «Сказания русского народа. Русское народное чернокнижие»

Суды над ведьмами в 21 веке

Самый известный в истории суд над ведьмами произошел в Салеме, штат Массачусетс, зимой и весной 1692-1693 годов. Когда все закончилось, 141 подозреваемый, как мужчина, так и женщина, предстали перед судом как ведьмы. Девятнадцать были казнены через повешение. Одного насмерть придавило тяжелыми камнями.

Однако суды над ведьмами не остались в прошлом. Действительно, количество обвинений в колдовстве и судебных процессов над подозреваемыми ведьмами увеличивается.

Колдовство

Слово «колдовство» имеет хорошее и плохое значение в разных культурах по всему миру. Общее определение колдовства — это изменение повседневных событий с помощью сверхъестественных или магических сил.

Колдовство обычно связано с силой природы, такой как лекарственные и ядовитые растения, дожди и наводнения. Говорят, что люди, обвиненные в колдовстве, способны управлять природными явлениями, такими как бури или засухи.

Так называемые «знахари» используют комбинации растений и животных, а также духовные или сверхъестественные способности для лечения заболеваний. Этих «знахарей» не обвиняют в том, что они сами ведьмы — они лечат болезни и недуги, в которых обвиняют колдовство. «Знахарь» часто является уничижительным термином для традиционного целителя. Народные целители, которые полагаются на древние средства, не являются знахарями.

В отличие от традиционных целителей, знахари используют заклинания. Заклинания — это слова или фразы, которые предположительно обладают магической силой. Заклинание на богатство или удачу в любви является примером колдовства.

Почему некоторые люди верят в колдовство? На примере приворота некоторые люди могут полагать, что приворот – это то, что принесло им счастье. Однако некоторые люди, которым не везет в любви, могут считать, что против них кто-то использует колдовство.

Люди пытаются придумать причины своего невезения или чужого везения. Если кому-то действительно повезло, некоторые люди считают, что они, должно быть, наложили заклинание или заключили сделку с дьяволом, чтобы ему так повезло.

Вера в ведьм

Вера в колдовство широко распространена. Опрос канадцев и жителей Соединенного Королевства, проведенный в 2005 году, показал, что 13 процентов верят в ведьм.

У американцев эта цифра была еще выше: 21 процент. Большинство людей, конечно, не верят в волшебных ведьм. Иногда, однако, обычно логичные люди винят в своих несчастьях сверхъестественные силы.

Сегодня суды над ведьмами проходят по всему миру. Такие организации, как Организация Объединенных Наций и Stepping Stones Nigeria, обнаружили, что число судебных процессов над ведьмами во всем мире увеличивается. Они почти всегда жестоки, а иногда и смертельны.

Когда люди заболевают, причиной иногда считают колдовство. Это особенно верно в местах с плохим медицинским обслуживанием или ограниченными возможностями для получения образования. Хотя вера в колдовство не ограничивается развивающимся миром, там чаще происходят судебные процессы над ведьмами.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), почти 25 процентов беременных женщин в Замбии инфицированы ВИЧ или СПИДом. Мужчин, женщин и детей обвиняют в распространении ВИЧ/СПИДа посредством колдовства. Некоторые из обвиняемых являются лидерами научного сообщества или правительственными советниками. Известно, что так называемые «охотники на ведьм» убивали обвиняемых в колдовстве так называемым ядовитым «чаем». В одном городе Замбии охотник на ведьм убил 16 человек менее чем за четыре месяца.

900:02 Десятки людей были убиты в Папуа-Новой Гвинее, восточной части тропического острова Новая Гвинея в Тихом океане. В январе 2009 года молодую девушку сожгли заживо, обвинив в колдовстве и заражении мужчин ВИЧ/СПИДом. Месяц спустя отец и сын также были сожжены заживо по обвинению в колдовстве.

Обвинения в колдовстве могут быть связаны как с удачей, так и с неудачей. Нефтяной бум в Нигерии, начавшийся в 1970-х годах, сделал некоторых ее граждан чрезвычайно богатыми. Некоторые нигерийцы объясняют это быстрое накопление денег и власти признаком колдовства. Совсем недавно, в 2007 году, в Нигерии детей, обвиняемых в колдовстве, сжигали, травили и подвергали жестокому обращению.

В 2008 году слухи о том, что успешный футболист использовал колдовство, вызвали беспорядки в Киншасе, Конго. В результате бунта и давки погибли 13 человек.

В Индии женщин-землевладельцев иногда обвиняют в колдовстве. Соседи подозреваемой ведьмы могут начать собирать дрова, на которых подозреваемая будет гореть. Женщины, часто пожилые вдовы, настолько напуганы, что покидают свои дома. Затем их землю забирают соседи.

Люди, которые выглядят по-другому, часто становятся жертвами процессов над ведьмами. В Танзании альбиносов рискуют убить из-за кожи и частей тела. С 2007 года более 50 альбиносов были убиты для ритуального использования. Танзанийские знахари верят, что руки, ноги, кожа и волосы альбиносов обладают особой магией и что их использование принесет их клиентам удачу в любви, жизни и бизнесе.

В Республике Бенин правительство страны использовало страх людей перед колдовством, чтобы объяснить, почему одни люди справляются лучше, чем другие. Согласно многим легендам, ведьмой считается младенец, родившийся не головой вперед, а лицом вверх. Так называемых маленьких ведьм обвиняли в плохих сельскохозяйственных сезонах или болезнях. Многих младенцев бросают или убивают.

Президент Гамбии Яхья Джамме считает, что его преследуют ведьмы. По данным Amnesty International, около 1000 гамбийцев, обвиненных в колдовстве, были арестованы и подвергнуты пыткам по приказу президента. По меньшей мере два человека погибли. Президент Джамме также утверждает, что может лечить СПИД по четвергам, и увольняет врачей, которые с ним не согласны.

Прекращение охоты на ведьм

Итак, что можно сделать, чтобы прекратить судебные процессы над ведьмами или обвинения в колдовстве? Попытка остановить охоту на ведьм, заявив, что ведьм не существует, не работает. СПИД и нищета — вполне реальные источники страха.

Люди проецируют свои страхи на несчастных жертв. Во всей истории человечества никогда не было доказанного случая колдовства. С другой стороны, есть тысячи жертв охоты на ведьм. Люди, обвиняемые в колдовстве, если они вообще выживают после своих испытаний, часто заканчивают разрушенными жизнями. В конце концов, именно охотников на ведьм следует опасаться больше, чем людей, которых они обвиняют в колдовстве.

Быстрые действия уважаемых авторитетных фигур эффективны для прекращения охоты на ведьм. В 2005 году восьмилетняя девочка из Лондона, Англия, была обвинена членом семьи в том, что она ведьма. Семья девушки оскорбляла ее и втирала ей в глаза перец чили, чтобы «выбить из нее дьявола». Британские власти немедленно приняли меры, чтобы вывести девушку из дома. Трое членов семьи были привлечены к ответственности за обращение с девушкой как с ведьмой.

В 1997 году правительство Южной Африки решило что-то сделать со страхом перед колдовством в этой стране. Они начали просветительскую кампанию в школах и на рабочих местах о науке, медицине и ВИЧ/СПИДе. Они также направили полицию для работы с народными целителями и старейшинами деревень. Полиция сообщила им, что если они обвинят человека в колдовстве и этот человек в конечном итоге будет убит, ответственность будут нести знахари и деревенские вожди.

Краткий факт

Футбольные ведьмы
В 1992 году министр спорта Берега Слоновой Кости нанял знахарей, чтобы помочь своей стране в матче против Ганы в футболе. Кот-д’Ивуар (теперь называемый Кот-дИвуар) в том же году выиграл Кубок африканских наций.

Краткий факт

Она весит как утка?
Город Аудеватер, Нидерланды, раньше продавал сертификаты подозреваемым ведьмам. Эти сертификаты «официально» доказывали, что женщины были тяжелее воздуха (по их городским масштабам) и, как следствие, не могли летать. Женщин, которые не умели летать, с меньшей вероятностью считали ведьмами.

Женщины должны были преодолевать большие расстояния, чтобы купить эти сертификаты, поскольку обычным испытанием на то, является ли человек ведьмой, было бросить ее в глубокую воду. Если она утонула, то невиновна в колдовстве. Если она не тонула, ее считали ведьмой и казнили.

Статьи и профили

Reuters: Убийство женщин, восстание детей-«ведьм», ООН рассказала Южноафриканский альянс за права язычников: запомните их имена

Аудио и видео

Видео National Geographic: Ghana Witches

Путешествие в колдовские верования

Истории

История колдовства сложна и часто вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Откуда взялись ведьмы? И всегда ли они прибывали на метлах? Мы попросили профессора Дайан Пуркисс погрузить нас в сознание простых людей и интеллектуалов средневековой и ранней современной Англии, чтобы раскрыть, как родилась фигура ведьмы.

Отправляйтесь вместе с нами из дохристианского мира в могильные холмы английского пейзажа, где подземный мир эльфов, демонов и фамильяров ожил в народном воображении. Из этих темных начал мы узнаем, как ведьма стала объектом леденящих душу преследований 16-го и 17-го веков.

Сцена из «Одиссеи» Гомера на картине Пеллегрино Тибальди 1550 года, на которой Цирцея превращает людей в животных © DeAgostini/Getty Images

Диана, вы эксперт по верованиям в колдовство и их представлению в массовой культуре. Как далеко уходит вера в ведьм?

Большинство людей думают, что ведьмы — это христианское изобретение. Но представление о ведьме, которая летает в ночи и черпает силу из темных космических сил, чтобы причинять вред другим, появилось раньше христианства, вероятно, на много столетий.

В «Одиссее» Гомера ( c .800 г. до н.э.) Цирцея, превращающая людей в животных, описывается как ведьма, а Плутарх ссылается на колдовство в своем трактате «О суевериях» ( c . 800 г. н.э.) . Незаконная магия широко представлена ​​​​в статутах римского права, некоторые из которых перешли в христианский мир. Однако многие из этих ранних законов на самом деле были законами против колдовства, которое, в отличие от колдовства, может быть полезным и требует специальных навыков, инструментов и слов.

Археологи нашли сотни древнегреческих табличек с проклятиями, которые греки называли катарес, «проклятия, связывающие крепко», и, похоже, они их изобрели, причем большое количество было посвящено спортивным соревнованиям или судебным состязаниям. Таблички с надписями оставляли в могилах, колодцах или фонтанах, где мертвые могли лучше творить свою магию.

Гравюра на дереве с изображением фрау Перхта, основанная на рукописи 1486 года «Цветы добродетели» австрийского поэта Ганса Винтлера

Как появилась фигура ведьмы?

В последующие века постоянные попытки победить ересь выявили ряд фигур, которых трудно было примирить с христианством. Такие фигуры обычно создавались вообще без привязки к колдовству, но привели к созданию фигуры ведьмы-еретика.

Одна такая фигура была характерна для западных Альп. Она была женским воплощением зимы, женской фигурой, которую часто называли Бертой, Перхтой или Бефуной. Она наказывала общественное неповиновение и вознаграждала «добро». Ее всегда изображали старой каргой, потому что она олицетворяла холод и зиму. Интеллектуалы быстро заметили ее сходство с ведьмами, знакомыми им по классической литературе.

Медленно и по частям возникла идея ведьмы. В широком смысле, ведьма — это человек, который использует магические сущности, которые могут включать силы, которые она несет в своем теле, чтобы причинять вред другим людям. Она не обязательно должна быть женщиной. Ей точно не обязательно иметь шляпу и метлу. Она должна быть испорченной, однобокой. Она должна быть как мертвая: жесткая, бесплодная — и она должна ненавидеть. Мертвые ненавидят живых, и ведьма ненавидит так же, как и они. Нет определенного момента, когда формулируется эта популярная идея.

Древние захоронения, такие как Баллоуолл-Барроу в Корнуолле, когда-то были окутаны суевериями. Считалось, что в этих гробницах бронзового века жили карликовые шахтерские духи, известные как молотки, которых ведьмы могли предлагать несчастным клиентам в качестве амулетов на удачу.

Что значило колдовство для первых христиан в Британии?

Чтобы понять это, нам придется отправиться в путешествие.

Представьте, что вы стоите на склоне холма. Ты смотришь на комочки в траве. Вы, вероятно, задаетесь вопросом, что они собой представляют или чем они были раньше. На панели рядом написано, что это доисторические курганы.

Сейчас я посажу тебя в машину времени и перенесу на 400 лет назад.

Вы все еще стоите на склоне холма над участком, смотрите на комки в траве и недоумеваете. Но теперь вы член общества, которое веками процветало в этой области. Вы слышали много историй об этих комочках в траве. Вы видели, как некоторые члены вашей деревенской общины часто приходили сюда, и вам было интересно, почему: они ищут травы, чтобы увеличить свою кашу, или они здесь по другим, более зловещим причинам?

Среди девушек в деревне ходят слухи, что если прийти сюда в полночь в канун Дня Всех Святых, то можно увидеть, как мертвецы встают и едут по дороге к рыночному перекрестку. Они не могут пройти через крест и останавливаются на достигнутом. Увидеть их не повезло, но если вы попадетесь на глаза одному из всадников, вы, возможно, сможете выиграть сверхъестественные силы исцеления и пророчества, которые сделают ваше состояние.

Интерьер Вест-Кеннет-Лонг-Барроу в Уилтшире, неолитической могилы, которая использовалась почти 1000 лет

Что находится в земле под каменными горбами? Представляете себе царство мертвых?

Священник в деревне говорит вам, что мертвые, оставшиеся в земле, приговорены к аду. Некоторые говорят, что мертвые всадники объяты пламенем, а их седла — из раскаленного железа. Эти люди говорят, что если вы и получаете какую-то силу от всадников, то это сила ада и дьяволов.

Но другие, пожилые люди думают иначе. Они думают, что оставшиеся в земле мертвецы — не демоны, а эльфы. Под каменными глыбами находится красивая, хотя и лишенная солнца земля, где эльфы пируют, танцуют и развлекают своих любимых смертных. Однако эльфы по-прежнему опасны, особенно если их скрестить.

Мертвые тоскуют по жизни, которой они наслаждались, а это значит, что они могут захотеть отобрать у живых. Они остаются там, где их похоронили. Разделение себя и тела или души и тела может занять месяцы или годы и может вообще никогда не произойти с теми, кто обречен на проклятие. Так что места, где язычники хоронили своих умерших, особенно чреваты. Языческие мертвецы подобны ядерным отходам. Вы можете похоронить их, но это не значит, что они исчезли. Любой, кто готов кормить их — кровью — может надеяться заставить их работать в серии тревожных сделок. Именно здесь начинает формироваться фамильяр ведьмы: как мертвый, питающийся кровью, и как мертвый, злобный.

Гравюра на дереве из брошюры 1579 года, изображающая ведьму, кормящую своих фамильяров © Предоставлено Британской библиотекой

Фамильяры и сегодня очень стойкий образ, особенно черные кошки. Как развивалась эта идея?

Фамильяр ведьмы обычно был маленьким животным, иногда крошечным, как комнатная муха. Ведьма кормила фамильяра, а тот, в свою очередь, мог нехотя выполнять ее команды. На самом деле это была своего рода фея, известная как домашний домовой или конфорка. Эти существа любят сливки, и их нужно умиротворять постоянными предложениями, иначе они могут начать вести себя как полтергейсты. Поэтому предполагалось, что их можно заставить работать, разрушая работу других домохозяев.

Фамильяры также могут быть связаны с скандинавскими fylgia или fetch — двойниками человека, которые также могут принимать форму животных. Фюльгия связана с удачей или состоянием человека. Однако для ученых XVII века фамильяр был просто дьяволом. Фамильяры упоминаются в судебном процессе над ведьмами в Челмсфорде в 1566 году, где рассматриваемый фамильяр напоминает человека. Идея о том, что вы можете отделить часть себя, часть, которая может выглядеть точно так же, как вы, и направить ее на воздействие вашей воли на тела других людей, является центральной в идее колдовства.

Каким бы ни было их происхождение, фамильяры происходят из этого популярного преступного мира идей и сказок. Кое-где в Англии это почти ощущается под землей — тяжесть прошлого и груз его мертвых. Наши предки тоже это чувствовали.

Метка ведьмы в замке Болсовер в Дербишире

Если бы вы жили в то время, как бы вы попытались защитить себя от ведьм?

Вы захотите защитить пороги своего тела и своего дома.

Вы должны соблюдать правила. Если вы подозреваете, что кто-то из ваших соседей — ведьма, никогда не позволяйте ей сказать последнее слово в разговоре. Все, что она говорит, должно быть брошено ей в ответ, прежде чем это заразит вас. И не позволяй ей ничего тебе давать, особенно что-либо, связанное с едой, и сверх-особенно самой еды.

Никогда не позволяй ей переступить порог.

Используйте метки ведьм, чтобы помешать ей войти в ваш дом или позволить ее фамильярам войти в ваш дом. Ведьмины метки — это древние пограничные заклинания. Одним из наиболее распространенных является переплетающаяся начальная буква М, обозначающая Деву Марию, которая сохраняется еще долгое время после того, как католицизм был запрещен. Другая представляет собой спираль, в которой блуждающий объект заблудится.

«Malleus Maleficarum», или «Молот ведьм», был трактатом, который продвигал казнь ведьм на основе теологических теорий демонологии. Написанный Генрихом Крамером, он был опубликован в Германии в 1497 году.

Мы рассмотрели убеждения обычных людей. Как средневековая церковь относилась к колдовству?

В 11 веке пришла схоластика. Схоластическая философия означала, что вся сотворенная природа стала объектом пристального внимания, из которого схоласты могли создать модель, применимую ко всему. Инквизиторский взор начал фиксироваться на тех аспектах фольклора, которые были отвергнуты или включены в христианское богослужение в более ранние периоды.

Крупные монастыри с 12 по 14 века были озабочены моральной проблемой поллюций. Было ли грехом видеть поллюции? Монахи сообщали, что их ночные поллюции часто были результатом того, что на них давила или сидела человеческая женская фигура. Поскольку женщин не допускали в монастырские общежития, кто-то предположил, что женские фигуры могут быть дьяволами, способными превращаться в женщин, чтобы соблазнить монахов на сексуальный грех.

Дальнейшие скачки логики привели к выводу, что демоны хотели производить потомство. Поэтому они посещали монашеские общежития, чтобы украсть человеческое семя, чтобы оплодотворить женщин демоническими детьми. Но кем могут быть такие женщины? Именно тогда римское представление о ведьме и ее проявлении как воплощении зимы в альпийских регионах катастрофически соединилось, что позволило первому поколению демонологов сформулировать точную идентичность получателей семени.

Старая, отверженная, уродливая, чудаковатая — родилась ведьма Шабаша ведьм.

Рисунок 1650 года, изображающий церемонию, которую, как считается, проводили ведьмы, позже названную Шабашем ведьм © Hulton Archive/Getty Images

Большинство людей знают о судебных процессах над ведьмами, которые достигли своего пика в 16-м и 17-м веках. Как культура сместилась в сторону этого преследования?

К 1590-м годам, последнему десятилетию царствования Елизаветы I, представление о ведьме в Англии кристаллизовалось как старая, очень бедная женщина, хромая или слепая на один глаз и склонная выходить из себя из-за личного пренебрежения. Ее сухое, искривленное и стареющее тело было чем-то вроде яда, и считалось, что она способна причинить вред людям и животным, просто разговаривая с ними или глядя на них.

Тем временем закон был обновлен, чтобы отразить работу континентальных демонологов. Эти мыслители отвергли идею о том, что пожилые женщины могут творить магию, противоречащую воле Бога. Они пришли к выводу, что вся сила должна быть у Дьявола, и поэтому фамильяр ведьмы стал демоном.

Изображение суда над ведьмами, на котором обвиняемая называет своих фамильяров. Взято из книги 1647 года «Открытие ведьм» Мэтью Хопкинса, который казнил около 300 женщин в 1645–1646 годах.0095 © Британская библиотека

Как проходили процессы над ведьмами?

Как обвиняемую ведьму вас могут судить в церковном суде, на четвертных заседаниях (местные суды) или в суде присяжных, где вы можете быть приговорены к смертной казни. Однако процесс был одинаковым на всех уровнях. Кто-нибудь жаловался бы местному мировому судье (JP), что вы заколдовали животное, или продукт питания, или ребенка. Будет ли рассмотрена жалоба дальше, зависит от того, насколько энергичен JP и насколько он верит в колдовство.

Предположим, что нетерпеливый JP собрал значительное количество показаний – жалоб в письменной форме от ваших односельчан – а также допросил вас и получил от вас признательные показания. На следующем этапе все эти доказательства представляются присяжным, которые решают, передавать их в суд или нет.

На суде подавшие письменные жалобы выступят и дадут показания вслух и под присягой. Вы, как обвиняемый, также будете давать показания, и ваше признание будет зачитано вслух. Если хотите, вы можете что-то добавить или опровергнуть, но это может сделать вас непоследовательным. После этого присяжные вынесут решение о вашей вине.

Адвоката защиты нет. Если вас признают виновным, вы можете стать одним из 30 000–60 000 человек, казненных за колдовство в начале современной эпохи.

 

Дайан Пуркисс — профессор английской литературы в Кебл-колледже Оксфордского университета.

Верхнее изображение : Иллюстрация из брошюры 1619 года, на которой изображены Энн Бейкер из Боттесфорда, Джоан Уиллимот из Гудби и Эллен Грин из Статерн, которых судили за колдовство (© Hulton Archive/Getty Images)

  • Истории английского наследия

    Загляните на страницы нашей истории, чтобы узнать больше о наших сайтах, о том, как они менялись с течением времени и кто сделал их такими, какие они есть сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *