29.03.2024

Принципы психолога: Этический кодекс психолога

Содержание

Этический кодекс психолога

Преамбула
  1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
  2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
  6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
  7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

  1. Принцип уважения
    Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
    Принцип уважения включает:
    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
      1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
      2.  Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
      3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
      4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
    2. Конфиденциальность
      1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
      2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
      3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
      4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
      5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
      6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
      7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
      1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
      2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
      3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
      4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
      5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
    4. Самоопределение Клиента
      1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
      3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
  2. Принцип компетентности
    Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
    Принцип компетентности включает:
    1. Знание профессиональной этики
      1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
      2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
      3. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
      4. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
    2. Ограничения профессиональной компетентности
      1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
      2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
      3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
      4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
    3. Ограничения применяемых средств
      1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
      2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
      3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
    4. Профессиональное развитие
      1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
      2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
  3. Принцип ответственности
    Психолог должен помнить  о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
    Принцип ответственности включает:
    1. Основная ответственность
      1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
      2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
      3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
    2. Ненанесение вреда
      1. Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
    3. Решение этических дилемм
      1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
      2. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
  4. Принцип честности
    Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
    Принцип честности включает:
    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
      1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. 
    2. Честность
      1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
        Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
        При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:
        – в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;
        – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;
        – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;
        – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
        При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.
      2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
      3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
      4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
    3. Прямота и открытость
      1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
      2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
      3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
    4. Избегание конфликта интересов
      1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
      2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
      3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
      4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
    5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
      1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
      2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
      3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
      4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. 
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Этический кодекс в формате pdf (149.8 Кб)

Для обсуждение Этического кодекса Российского психологического общества присылать комментарии на адрес [email protected]

5 этических принципов, которые разделяют все психологи

Этические принципы в психотерапии направлены на одну цель: не навредить клиенту. Итак, опытный терапевт:

Принцип 1. Сохраняет конфиденциальность

Можете быть уверены, что детали вашей жизни не будут переданы третьим лицам. Психотерапевт может обезличенно обсуждать ваш случай на супервизии (анализ работы с более опытным коллегой). С вашего согласия он также может упомянуть вас в статье или научной работе — также анонимно. А вот если с вашим психотерапевтом свяжутся родственники или друзья, им ничего не удастся разузнать.

Единственное условие, при котором конфиденциальность может быть нарушена — реальная угроза для пациента или окружающих (например, риск суицида или нанесения вреда другим людям). Если терапевт видит ее, он обращается за помощью.

Принцип 2.

Не нарушает границы

Конечно, психотерапевт — не врач и не консультант по недвижимости, с которым у вас исключительно деловой контакт. Ваши взаимоотношения носят особый характер: в них есть искренность и поддержка. Но чему точно здесь нет места — это неформальному общению за чашкой кофе, романтическим и сексуальным отношениям. Опытный терапевт понимает, что в ходе работы клиент сильно раскрывается и может стать уязвимым. Вступить в неформальные отношения — значит, воспользоваться этой уязвимостью. Если чувствуете, что границы могут быть нарушены — выносите это на обсуждение на сеансе.

ВАЖНО: Ни при каких условиях психолог не имеет права применять к вам насилие любого рода. Если это происходит, немедленно прекращайте сеанс и контакт с психологом и, если необходимо, обращайтесь за помощью.

Принцип 3.

Не рассказывает, как жить

Вопреки распространенному мифу, психотерапевты не дают советов. Дать совет — значит, взять на себя ответственность за жизнь клиента. А мы здесь добиваемся совсем иного: независимости, самостоятельности и уверенности. Приходя на психотерапию, не ждите «готовых решений». Придется много трудиться, чтобы научиться думать и решать самостоятельно — однако, это не значит, что вы всю дорогу будете сами за себя. Психолог создает комфортную обстановку и помогает понять собственные потребности.

Принцип 4.

Не даёт оценок

Кабинет психотерапии — территория, свободная от оценок. Как правило, у психотерапевта достаточно широкий кругозор, чтобы принимать клиента во всех его проявлениях (исключение составляет психоз, когда клиент не отдает себе отчет в действиях). В ходе работы вы научитель не оценивать себя и окружающих по шкале «хороший-плохой». Вместо этого станете понимать и анализировать причины самых разных поступков и при необходимости корректировать поведение.

Принцип 5.

Не навязывает помощь

— Сколько психологов нужно, чтобы поменять лампочку?
— Ни одного, если лампочка не готова меняться.

Пока клиент не принял самостоятельное решение прийти на терапию, никто не может его заставить или навязать помощь. Желание меняться — главное условие терапии. При этом двигаться вы будете в комфортном темпе — терапевт не торопит вас, а лишь помогает и направляет.

Этический кодекс психолога службы практической психологии в системе образования — Деятельность и перспективы

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности психолога. К ним относятся клиническая и консультативная психологическая практика, диагностика, обучение, тренинг и супервизорство, создание тестовых и измерительных методик, обучающее консультирование, организационное консультирование, проведение социальных вмешательств и другие подобные занятия.

Соответствие деятельности психолога положениям Этического кодекса является необходимым условием при аттестации специалиста. В ходе аттестации факты грубого нарушения Этического кодекса могут быть квалифицированы как несоответствие занимаемой должности, и повлечь за собой меры, предусмотренные трудовым законодательством. Для решения спорных этических вопросов создается этическая комиссия в составе областного научно-методического совета службы практической психологии образования.


Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и добровольным. (В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.)

4. Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и спецификой учреждения, где он работает.

5. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. (Вся психологическая информация может заноситься в специальную карту, которая шифруется при регистрации клиента.)

6. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

7. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

8. Администрация образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к ситуации образования.

2. Принцип компетентности

1. Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии.

2. Психолог применяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими.

3. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

4. В интересах оптимального выполнения своей задачи психолог сотрудничает с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки.

5. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области (руководителем методического объединения, членом научно-методического совета службы практической психологии и другими специалистами).

6. Новые психолого-педагогические программы, используемые в повседневной массовой практике, утверждаются на областном научно-методическом совете службы практической психологии.

7. Психолог имеет право проводить анализ использования психологических методик педагогами и другими участниками образовательного процесса.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия общества.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

4. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

5. Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окончания этой работы.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологических исследований.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методическое объединение) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с детьми, их родственниками, педагогами, другими участниками образовательного процесса и общественностью.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. В случаях, когда необходимо психологическое заключение, он выступает в качестве должностного лица, помня, что его мнение играет важную роль в защите интересов общества и конкретного гражданина (ребенка, педагога и т. п.).

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать информации о специальных диагностических методах. Информация о таких методах возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, студентов, супервизоров и других участников исследований. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог должен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм уважать личность человека, с которым работает.

3. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает об этических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будут нарушено право на конфиденциальность.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию областного научно-методического совета службы практической психологии образования.

4. Психолог при рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает конфиденциальность и авторские права.

5. После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе диагностики или психологического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.

 

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

 

4. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках.

9. Принцип морально – позитивного эффекта профессиональных действий психолога

1. Психолог должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуются непрофессионалы или когда исследование болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус.

2. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психологического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практическим нуждам заказчика.

3. При выступлениях в средствах массовой информации психолог должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и практики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные изменения в общественном мнении или эмоциональном состоянии адресата.

4. Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.

Этика психолога

Защиринский Михаил Вадимович
Автор статьи

Ключевые вопросы этики психолога в работе с клиентом

Согласно этическому кодексу психолога разработаны и законодательно закреплены следующие основные принципы работы психолога:

  1. Принцип уважения;
  2. Принцип компетентности;
  3. Принцип ответственности;
  4. Принцип честности.

При нарушении данных принципов в силу вступает закон о «О персональных данных», регулирующий распространение персональной информации.

Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из перечисленных этических принципов практикующего психолога.

Принцип уважения — может быть переформулирован как: «не навреди», старайся добиться только положительного результата без ущерба личности клиента или испытуемого.

Принцип компетентности — самый многогранный и сложно выполнимый из всех принципов психолога России. Включает в себя необходимость постоянного развития психолога как личности и как работника, постоянный рост профессиональных компетенций и личностных качеств, говорит нам о том, что мы должны совершенствоваться вместе с клиентом или испытуемым. Психолог так же должен обладать знанием профессиональной этики и знать ограничения, которые налагаются профессией на его деятельность.

Принцип ответственности — опять же «не навреди». В этом месте кодекс отчасти повторяет себя, но речь уже идёт о специфике выбора методик – они не должны своим содержанием и последствиями их применения вредить клиенту или испытуемому. Так же здесь речь идёт об осознании тех процессов и той специфики, которая сопровождает отношения между психологом и клиентом (испытуемым). Последний аспект этого принципа – наличие этических дилемм, которые рекомендуется решать по средствам дискуссий с коллегами и на заседании Этического комитета.

Принцип честности — соблюдение анонимности результатов исследований или информации, полученной в результате работы с клиентом. Информирование испытуемых о результатах исследований, максимально информативная и полная обратная связь. Так же данный принцип запрещает распространение персональных данных иначе как с согласия клиента или испытуемого.

Кодекс психолога России

Текст кодекса психолога находится в общем доступе и любой из заинтересованный человек может с ним ознакомиться.

Хотелось бы сказать о некоторых моментах, связанных с нарушением данных правил работы психолога. Ни для одного психолога не секрет, что в настоящее время мы регулярно сталкиваемся с частичным или полным несоблюдением пунктов этического кодекса. Хорошим примером может стать пункт, цитирую: «Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью». Ошибка в написании данного пункта кодекса сразу бросается в глаза, а сам по себе он налагает табу на существование частных психологических центров, основанных на системе коммерческих отношений. Так что остаётся лишь надеяться, что российское психологическое сообщество соблюдает этический кодекс психолога лучше, чем заботится о его грамотном составлении.

Можно продолжить перечисление множества нарушений этического кодекса психолога, однако нельзя забывать, что именно свод этих правил позволяет нам судить о том, что в работе психолога является верным, а что нет. И именно благодаря этому кодексу мы можем утверждать, что качество выполняемой нами работы соответствует установленным стандартам.

Ключевые моменты этического кодекса психолога

Что же является ключевым моментом в этическом кодексе психолога? Качество оказываемых специалистом-психологом услуг или результативность применения современных научных методов? Как сильно влияет профессионализм учёного на результат его деятельности? Эти вопросы открыты для дискуссии. Однако, учитывая современные российские реалии, можно с уверенностью утверждать, что в погоне за результатом психологической деятельности сильно страдает выбор методов достижения этого результата.

Так множество людей, называющих себя психологами, используя в своей работе не психологические и другие сомнительные методы достигают великолепных результатов – справляются с поставленными перед ними клиентом задачами соблюдая все принципы, кроме пункта «ограничения профессиональной компетентности». С другой стороны, строгое выполнение всех правил и инструкций не даёт гарантии положительного результата. Более того, иногда, в практической работе, нам сознательно приходится нарушать некоторые правила кодекса, чтобы достичь положительного результата.

Разумеется, это не является призывом к нарушению этического кодекса или утверждением, что соблюдение этих правил необязательно. В своих рассуждениях я лишь пытаюсь подчеркнуть, что из четырёх основных принципов ключевым является принцип результативности.

Литературные источники:

  1. Этический кодекс психолога, опубликованный на официальном сайте Российского Психологического Общества (РПО).

Основные принципы работы практического психолога

Основные принципы работы практического психолога.

    Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часть из них очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.
Очевидные принципы можно обозначить такими правилами, как «не дерись с клиентом», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде или в нижнем белье» и т.п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися и их должен знать и выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила являются даже банальными). Но, к сожалению, иногда и эти правила, кто-то редко, но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.
Рассмотрим традиционные (этические) принципы консультирования. Хотя этические принципы еще не сформулированы для профконсультанта, психотерапевта, практического психолога и социального работника в общепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:
   1. Не навреди! Или принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
   2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе, и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!
   3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
   4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
   5. Принимай человека таким, каков он есть. Этот принцип нуждается в особом комментарии. Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права, на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская, 1982, с. 36).
   6. Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
   7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.
   8. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
   9. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.
   10. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.
   11. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил» и тогда, когда клиент хочет сказать «какую-то глупость»…
   12. Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
   13. Принцип безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
   14. Принцип предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
   15. Принцип сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
   16. Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
   17. Принцип обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
   18. Принцип адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
   19. Принцип научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
   20. Принцип взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
   21. Принцип кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
   22. Принцип контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
   23. Принцип корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом
   24. Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: «Главное средство работы психолога — это его собственная личность». Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ.
Как мы видим, этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

Материал взят с сайта:

http://www.coolreferat.com/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0

Принципы профессиональной этики психологов

Краткая характеристика профессиональной этики

Определение 1

Профессиональная этика – совокупность нравственных норм, которые отвечают за регулирование взаимодействия людей, за отношение к обязанностям, за формирование и выполнение профессионального долга.

Как и в любой профессии, работники должны придерживаться правилам, принципам, этике. Психологи не исключение. Принципы, входящие в профессиональную этику практического психолога:

  • уважение личности;
  • защита человеческих прав;
  • честность и искренность по отношению к пациенту;
  • осмотрительность в использовании инструментов и процедур.

Цель профессиональной деятельности:

  • достижение психической адаптации личности;
  • достижение развития разных индивидов и групп.

Эти цели выполняет не только профессия психолога, но и другие, например, органы социальной службы. Поэтому в этику практического психолога входит умение взаимодействия с представителями других профессий.

Типология этических принципов

В профессиональной этике психолога выделяют 14 принципов/правил:

  1. Нанесение ущерба пациенту;
  2. Профессиональная компетентность;
  3. Конфиденциальность;
  4. Взаимоуважение;
  5. Безопасность для пациента применяемых методик;
  6. Профессиональное общение психолога и пациента;
  7. Обоснованности результатов исследования психолога;
  8. Беспристрастность;
  9. Научность результатов исследования психолога;
  10. Предупреждение неправильных действий заказчика относительно пациента;
  11. Сотрудничество психолога и заказчика;
  12. Анализ и взвешивание сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом;
  13. Корректное использование полученных сведений психологического характера;
  14. Составление осведомленного согласия.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Сущность этических правил

  1. Первый этический принцип предусматривает грамотно построенный процесс работы, полученные результаты, которые не несут физического и психолого-вредоносного характера для человека. Задача психолога компетентно подобрать методы работы с клиентом. Данное правило можно сравнить с принципом «не вреди» из Клятвы Гиппократа.
  2. Профессиональная компетентность требуется во многих сферах. Она особенно важна при работе с людьми. Психолог должен решать только те вопросы, которые умеет. Он должен владеть практическими методами работы, при наличии соответствующих полномочий. Данный принцип регламентирует отношение психологического сотрудника с заказчиком, пациентом и с результатами анализа.
  3. Этический принцип конфиденциальности гласит о том, что полученные на основе доверительных отношений материалы, не могут быть случайно или сознательно разглашены психологом. Результат составляется таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать пациента, заказчика, психолога, психологическую науку. Данный принцип работает только при обмене информацией психологического характера, согласно правилам. Психолог обязан соблюдать правило кодирования сведений психологического характера. Т.е. он должен указывать не ФИО клиента, а определенный кол, присвоенный испытуемому. Правила кола:
  • его знает только психолог;
  • оформляется в единственном экземпляре;
  • хранится отдельно от экспериментальных материалов;
  • передается заказчику, согласно акту.

Психолог должен заранее обговорить с заказчиком круг лиц, которые могут получить доступ:

  • к материалам;
  • к месту и условиям хранения;
  • к целям использования;
  • к срокам устранения материалов.
  1. Психотерапевт должен исходить из уважения:
  • личного достоинства;
  • прав;
  • свободы.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Они отражены в Конституции РФ. Рабочая деятельность начинается после полученного согласия клиента, после того, как он был оповещен:

  • о целях анализа;
  • об используемых способах и методах результатов анализа.

Психолог не имеет право обманным путем сотрудничать с клиентом.

  1. Психотерапевт обязан использовать методы и способы, которые:
  • не вредят здоровью пациента;
  • не искажают результаты;
  • не противоречат целям и задачам анализа.

Все способы обязаны соответствовать психометрическим требованиям. Методики определяются в соответствии:

  • с целями и задачами анализа;
  • с возрастом;
  • с полом;
  • с образованием;
  • со состоянием пациента;
  • с условиями эксперимента.
  1. Владение психодиагностической беседой, наблюдением, психолого-педагогическим взаимодействием является немаловажным критерием. Психолог должен не только при помощи разговора решать поставленную задачу, но и сохранять чувство симпатии и доверия у испытуемого. Если пациент болен, то используемые методы обговариваются с врачом и с лицами, предоставляющие интерес испытуемого.
  2. Результаты формируются в виде терминов, понятий в психологической науке. Они подтверждаются первичными материалами, их математико-статистической обработкой. Во время принятия психологических задач проводится исследование, которое опирается на заранее проведенный анализ научных данных по вопросу.
  3. Психотерапевт не должен относиться к пациенту предвзято, независимо:
  • от полученных данных;
  • от сложившегося мнения по отношению к испытуемому;
  • от юридического и социального положения.
  1. Данный принцип отвечает за применение обработки, интерпретации данных, которые не зависят:
  • от научных пристрастий психолога;
  • от общественных увлечений;
  • от личных симпатий к личности, социальному положению, профессиональной деятельности.

Полученные данные должны иметь соответствующий вид для того, чтобы другой психолог смог их понять.

  1. Психотерапевт обязан хранить, давать рекомендации, использовать результаты согласно договору между пациентом и заказчиком. Он должен проинформировать обратившегося за помощью человека о том, что данные передаются заказчику. Только после согласия материалы могут быть переданы.
  2. Данное правило говорит о том, что заказчик должен получить в полной мере информацию:
  • о действительных возможностях психологической науки;
  • о профессиональной компетентности психолога;
  • о границах возможностей психолога;
  • об используемых методиках.

Только после этого заказчик может дать согласие на применение способов, материалов психологического характера.

  1. Результаты предоставляются в виде терминов, понятий, которые не должны домысливаться. Психолог не передает сведения, ухудшающие положение клиента.
  2. Данный принцип говорит о том, что психолог должен согласовать с заказчиком объем информации, который можно сообщить пациенту. Материалы психологического характера не подлежат открытому обсуждению.
  3. Задача принципа заключается в том, что психолог, заказчик, пациент знали:
  • этические принципы;
  • правила психологической работы;
  • цели;
  • методики;
  • предполагаемый результат.

Участие должно приниматься добровольно.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Принципы профессиональной этики в работе психолога



Существует множество профессий, в которых специалистам приходится работать с людьми — продавец, парикмахер, водитель автобуса и т. д. Но существуют также такие сферы деятельности, в которой профессионалам приходится не просто работать с людьми, но и согласно специфики своей работы получать от других людей некую личную информацию. Это такие специалисты, как юристы, врачи, социальные работники, педагоги. В нашей стране, как и в других странах, конечно, существует закон, защищающий личную информацию любого человека, но, помимо этого, профессионалы, работающие с людьми, должны помнить, что для них существует ещё один закон — это профессиональный этический кодекс. Этот закон разработан и принят, каждый по своему роду деятельности, на специальных мероприятиях — съездах, собраниях, пленумах, которые проводят объединенные ассоциации, например врачей, адвокатов и т. д. В случае несоблюдения работником правил этого кодекса коллеги могут поставить вопрос о невозможности работы по профессии, и ходатайствовать руководству об увольнении данного специалиста.

Но нет такой профессии, где проникновение во внутренний мир клиента так глубоко, как в деятельности психолога, поэтому профессиональный этический кодекс психолога — самый главный документ в его деятельности.

Работа психолога немыслима без изучения личности обратившемуся к нему за помощью человека, бывает так, что клиент доверяет психологу такие тайны, которые он хранит даже от своих близких. И если врач расскажет кому-то о болезни клиента, а нотариус — о совершенной сделке, это не будет иметь такие печальные последствия, какие были бы, если психолог раскрыл кому-нибудь другому внутренние переживания клиента.

Принцип конфиденциальности — важнейший принцип профессиональной этики в работе психолога. Нарушение этого кодекса делает работу психолога не только бесполезной, но и представляющей опасность для психологического здоровья обратившемуся к нему за помощью клиента.

Второй принцип профессиональной этики в работе психолога — это принцип, внутренней ответственности за принимаемые решения. Является фактом, что многие специалисты в области психологии являются высочайшими профессионалами, способных также воздействовать на психику клиента на уровне подсознания. Они должны помнить, что любой неосторожный шаг, любое неосторожное слово может иметь самые тяжелые последствия, особенно для клиентов, находящихся не в самом лучшем психологическом состоянии. Психолог должен полностью нести внутреннюю ответственность за любые последующие действия своего клиента. «Не навреди» — один из главных этических принципов психолога. Если психолог увидит, что его работа представляет какой-либо риск для клиента, то он должен немедленно её прекратить, или сменить подход (методику).

Третьим важным принципом в деятельности профессионального психолога — принцип правомочности. Он означает о полной информированности клиента о задачах, целях, методах работы с ним, а также о возможном результате. Согласно этому принципу следует, что если у клиента что-нибудь вызывает недоверие, то он может отказаться от помощи психолога, на какой бы стадии не была его работа прервана. В свою очередь клиент обязан понимать, что от правдивости его информации зависит успешность работы психолога. Проще говоря, на всех этапах оказания помощи, клиенту лучше или говорить правду, или вообще ничего не говорить и отказаться от услуг психолога. Человек, обратившийся к психологу, должен это делать только по своей воле, абсолютно недопустимо навязывание психологом своей помощи, в том числе и в том случае если клиент решит обратиться к другому специалисту.

Четвертым принципом профессиональной этики является создание позитивного имиджа психолога. Человек, обращаясь к психологу за помощью, надеется увидеть спокойного, чистого, опрятного, адекватно мыслящего, владеющего правильной речью человека. Состоя в штате какого-либо учреждения, психолог выглядит обособленно, приводя впечатление неторопливого, не загруженного делами, очень внимательного, способного грамотно высказать свои мысли, специалиста. Профессиональный психолог ни в коем случае, без надобности, не должен идти на сближение с руководством, членами коллектива или детьми. К сожалению, некоторые начинающие специалисты, ошибочно считают, что таким образом они могут лучше понять проблемы человека. Может это и так, но излишнее «братание» создаёт образ психолога, как обыденного человека, и при возникновении проблем, клиент просто не поверит, что психолог сможет помочь ему. А ведь доверие к психологу — наиважнейшее условие, обеспечивающее положительный результат. Психолог по всем позитивным качествам должен стоять хоть чуточку выше своих потенциальных клиентов. Профессиональный психолог, ведущий консультационную и коррекционную работу, ни в коем случае не должен своим видом показывать наличие каких-либо проблем. Вас не насторожит мастер по ремонту одежды, сидящий в рваном белье? Или фирма по ремонту помещений, в офисе которой зашарканные стены?

Следующим важнейшим принципом профессиональной этики в работе психолога является принцип компетентности. Каким бы профессиональных высот не достиг бы специалист, каким бы большим не был его опыт, психолог должен понимать, что возможности у него не безграничны. Психолог в своей работе должен использовать только те интеллектуальные средства, которые соответствуют уровню его квалификации. Наука психология тесно взаимосвязана с другими науками: биологией, педагогикой, социологией, историей и другими. Естественно, быть одинаково хорошим специалистом во всех сферах психолог не может. Профессиональный психолог ни в коем случае не должен комплексовать по поводу своей некомпетентности, ведь никому в голову не придёт упрекнуть стоматолога, что он не сможет наложить гипс, а учителя физики в том, что он не сможет провести урок литературы.

Принцип профессиональной компетентности в работе психолога, также подразумевает то, что психолог должен использовать только те программы и методики, которыми он в совершенстве владеет. Если по каким-либо причинам тест покажется ему очень сложным, то лучше заменить его на более простой. Психолог не должен стесняться, что уровень его знания низок, лучше применить простую и проверенную методику, чем сложную и не совсем понятную ему или клиенту.

Другим не менее важным принципом профессиональной этики является признак объективности и уважения к клиенту. Он означает, что в своей работе, психолог должен иметь только своё профессиональное мнение, ни в коем случае не зависящее от социального положения клиента, его взглядов, в том числе и на решаемую проблему. Естественно, психолог не должен прислушиваться к советам, в том числе и от руководства организации, в которой он работает. В своём внутреннем психологическом состоянии должны отсутствовать такие понятия как симпатия или антипатия.

Нередко начинающие психологи при работе с клиентами произвольно или непроизвольно превозносят себя, нарочито стараются выглядеть интеллектуально выше, изображают гораздо большего, чем клиент, знатока жизненных проблем. Это неправильно. Клиент, обращаясь к психологу с проблемой, старается увидеть в нём партнёра, а не учителя или наставника.

Психолог обязан уважать клиента, как бы не был мал его житейский опыт или слабый уровень интеллекта. Психолог должен исключить из своей работы те методики, которые могли бы, пусть даже в косвенной форме, унизить достоинство клиента.

Давая советы, психолог должен стараться делать это непринуждённо, в косвенной форме побуждая клиента к позитивным действиям.

Практическая психология очень сложная сфера, затрагивает человеческие судьбы, и психолог, не соблюдая эти принципы профессиональной этики, всегда должен помнить о возможных негативных последствиях.

Основные термины (генерируются автоматически): психолог, клиент, профессиональная этика, работа психолога, кой случай, профессиональный психолог, принцип, специалист, внутренняя ответственность, косвенная форма.

Использование «20 основных принципов»

Учителя сталкиваются с постоянным потоком методологий, которые обещают улучшить как учебные стратегии, так и обучение студентов в дни института, собрания команд, семинары и средства массовой информации. Хотя часть этой информации полезна, некоторые из предложений содержат мало или совсем не содержат эмпирических данных, подтверждающих их эффективность. Коалиция за психологию в школах и образовании (CPSE), группа психологов и учителей психологии в рамках APA, недавно объявила о публикации «20 основных принципов психологии от дошкольного образования до 12 преподавателей и обучения.«Документ« Топ-20 »был создан психологами, представляющими широкий спектр подразделений, включая те, которые специализируются на образовании, школе, развитии, социальном, когнитивном, психометрическом, медиа, консультировании и клинической психологии. Каждый из участников имеет некоторый опыт в применении психологической науки к раннему детскому, начальному, среднему, одаренному или специальному образованию; социальное / эмоциональное обучение; или школьный климат.

Принципы разделены на пять областей психологического функционирования: познание и обучение; мотивация; социальные и эмоциональные аспекты; контекст и обучение; и оценка.Каждый из отдельных принципов, перечисленных в документе, включает объяснение концепции, ее актуальность для обучения, конкретные советы для учителей и исчерпывающий список связанных ссылок.

Хотя 20 основных принципов разработаны для широкого применения психологической науки к обучению детей до 12 лет, их также можно использовать специально для улучшения учебной программы по введению в курсы психологии и помощи учащимся в развитии навыков, которые помогут им учиться более эффективно во всех областях. своих классов.Ниже приводится обзор принципов и потенциальных применений для их использования в преподавании психологии в средней школе.

Познание и обучение: как студенты думают и учатся?

Большое количество исследований в области когнитивной и педагогической психологии открыло, как можно улучшить мышление и обучение в классе. Первые восемь принципов выделяют некоторые из наиболее важных выводов о методах работы учителей, влияющих на рост учащихся.

1. Установка на рост

Убеждения или представления учащихся об интеллекте и способностях влияют на их когнитивное функционирование и обучение.

Исследования показывают, что учащиеся, придерживающиеся установки на рост, согласно которой интеллект податлив, а успех зависит от уровня усилий, с большей вероятностью будут оставаться сосредоточенными на целях и упорствовать, несмотря на неудачи. Отличный способ начать год на уроке психологии — это обсудить рост и фиксированное мышление, потому что это помогает студентам понять, как их убеждения в отношении интеллекта могут повлиять на их собственный академический успех. Дополнительную информацию о установках на фиксированное мышление и росте, а также о том, как они влияют на успеваемость учащихся, можно найти в выступлении психолога Кэрол Двек на TED.Выступление Анджелы Ли Дакворт на TED обсуждает, как обучение студентов может быть изучено в контексте мотивации, и показывает, как черта упорства, которая коррелирует с успехом, может быть развита посредством обучения установке на рост. В дополнение к многочисленным конкретным идеям в документе Top 20 о том, как преподаватели могут побуждать студентов к развитию установки на рост, существует также онлайн-модуль APA по похвале, который предлагает отличные примеры того, как преподаватели могут лучше всего организовать общение со студентами, чтобы способствовать их росту. образ мышления.

2. Предварительные знания

То, что студенты уже знают, влияет на их обучение.

Исследования показывают, что предшествующие знания влияют как на концептуальный рост, так и на концептуальные изменения учащихся. С концептуальным ростом учащиеся расширяют свои существующие знания, а с концептуальным изменением учащиеся исправляют неправильные представления или ошибки в существующих знаниях. Содействие концептуальному росту или изменению требует сначала получения студентами базового уровня знаний до начала каждого раздела посредством формирующего оценивания.Один из способов оценить предыдущие знания заключается в том, чтобы начать блок с короткого списка из пяти-десяти истинных / ложных утверждений и провести в классе обсуждение результатов. Результаты этого обсуждения могут помочь в выборе заданий и действий, которые будут подходящими для содействия либо концептуальному росту, либо концептуальным изменениям. Предварительные знания могут быть использованы, чтобы помочь студентам включить базовые знания и установить связи между модулями во время курса.

3. Границы сценических теорий

Познавательное развитие и обучение учащихся не ограничиваются общими стадиями развития.

Исследования показывают, что когнитивное развитие и обучение не ограничиваются общими стадиями развития. Преподавателям, преподающим теорию когнитивной сцены Пиаже, важно также сослаться на ограничения этого подхода. Учебные программы по психологии должны подчеркивать значение теории Льва Выготского о зоне ближайшего развития и решающую роль, которую взаимодействие с более способными людьми может играть в обучении и росте. Преподаватели могут использовать это исследование для облегчения обучения, разрабатывая инструкции, в которых используются строительные леса, дифференциация и группирование со смешанными способностями.Также очень важно, чтобы наиболее продвинутые студенты имели возможность работать с другими, которые бросят им вызов, включая других студентов или инструктора.

4. Облегчение контекста

Обучение основано на контексте, поэтому обобщение обучения на новые контексты не является спонтанным, а, скорее, требует содействия.

Развитие студентов и более глубокое обучение развиваются, когда инструкторы помогают студентам переносить обучение из одного контекста в другой. Студенты также смогут лучше обобщать обучение в новых условиях, если преподаватели уделяют время сосредоточению внимания на более глубоком обучении.Один из методов развития этого навыка — научить учащихся использовать свое понимание конкретной единицы для поиска потенциальных решений реальных проблем. APA «Учителя психологии в средних школах» (TOPSS) предлагают отличный пример такого типа заданий с помощью проблемно-ориентированного блока по детскому ожирению

Дисциплины> Дизайн рабочего места > Психологические принципы

Стимуляция | Социализация | Идентичность | Контроль | Также

Стимуляция

  • Когда люди стимулированы, они больше внимательный, творческий и продуктивный.

  • Людей стимулирует среда, которая интересно, разнообразно, меняется.

  • Вы можете варьировать цвет, углы, формы, направление, текстура и т. д.

  • Изменения могут быть внесены путем регулярной ревизии (например, как меняются картинки на стенах).

  • Другие люди стимулируют в своем разговор и действия.

  • Стимуляция может быть чрезмерной, вызывая шок или путаница.

    • Слишком резкие или слишком резкие изменения.

    • Слишком яркий или слишком много цветов.

    • Слишком много углов или изменений направления.

Социализация

  • У нас есть сильная потребность в чувстве принадлежность.

  • Есть много способов принадлежности.

  • Звук говорящих других людей напоминает нам что мы не одиноки.

  • Общаться лицом к лицу с другими очень мощная социализация.

    • Мы начнем разговор, только если почувствуем достаточно безопасно и раскованно.

    • Менее формальная и примерно определенная работа Темы нашего предполагаемого разговора, тем более мы будем чувствовать себя подавленными.

Идентификационный номер

  • Нам нужен чувство идентичности кто мы есть.

  • Наше чувство идентичности усиливается принадлежность, уважение к другим (признание и похвала), успех.

  • Мы также можем общаться с нашими друзьями и коллег по работе, а также бренд компании.

  • Напоминания о бренде компании помогают сохранить люди лояльные.

    • Это можно сделать с помощью цвета, логотипов, слоганов, сообщения, а также услуги и другие преимущества.

    • Как и все, с этим можно перестараться.

Контроль

  • У нас есть фундаментальная потребность в чувство контроля.

  • Выбор увеличивает наше чувство контроля.

    • Однако слишком большой выбор вызывает путаницу. и неуверенность, уменьшающая наше чувство контроля.

  • Контроль усиливается уверенностью, завершенность, предсказуемость.

См. Также

Потребности