08.12.2021

Минусы и плюсы бихевиоризма: Бихевиоризм в психологии — его плюсы и минусы

Содержание

Бихевиоризм в психологии — его плюсы и минусы

Бихевиоризм – определенное направление в психологии, изучающее поведение человека в обществе. Его используют в современной психотерапии для лечения различных фобий человека. Термин был введен американским психологом Дж. Уотсоном.

Его теория заключалась в том, что поведение человека зависело от реакций организма на различные импульсы внешней среды (формула S →R). Взаимосвязь между стимулом и реакцией значительно усиливается, если она чем-то подкрепляется.

Это может быть как положительный стимул (одобрение, материальное вознаграждение, достижение цели), так и отрицательный (критика, неодобрение, наказание). При этом положительное влияние позволяет запомнить человеку свое поведение и использовать данную модель при любом удобном случае. И наоборот, если модель поведения вызывает только отрицательное влияние, человек ищет более эффективные способы.

Содержание статьи

Основы теории бихевиоризма

Основная суть бихевиоризма заключается в том, что поведение индивида полностью зависит от его взаимодействия с окружающей средой. Представители этого течения уверены в том, что наша реакция на стимулы формирует наше поведение.

Таким образом, используя данное направление, мы можем изучить собственное поведение, путем систематического наблюдения, не учитывая при этом собственные эмоции и настроение, так как они имеют субъективный характер.

Дж. Уотсон считал, что при желании человека можно обучить всему, не учитывая при этом генетические особенности или личностные характеристики. Естественно обращая внимание на физические возможности человека.

Методика изучения поведения

В психологии выделяют несколько методик, способных объяснить разные модели поведения:

  1. Наблюдение за животным без применения медицинских приборов – визуальная оценка тех или иных ответных реакций, появлявшихся у объекта наблюдения при воздействии разных стимулов.
  2. Активное наблюдение с помощью приборов – процесс наблюдения сопровождался применением специальной техники, которая фиксировала любые изменения показателей организма (частота сердечных сокращений, дыхание и т.п.) при воздействии различных стимулов или факторов внешней среды.
  3. Тестирование – полный анализ поведения человеческого организма. Каким образом человек выбирает определенный способ реагирования на те или иные стимулы.
  4. Дословная запись – такой метод исследования построен на самонаблюдении. В роли испытателя и испытуемого должен выступать один и тот же человек. За основу брались именно мыслительные процессы, которые отображались речевыми выражениями.

Современная психотерапия на данном этапе использует множество методик, которые основаны на теории бихевиоризма. Они позволяют бороться с разными страхами (фобиями) человека.

Каждое направление, которое возникает в результате научной деятельности, поддается всеобщему одобрению или осуждению. Бихевиоризм не является исключением. На сегодняшний день постулаты данной теории не привлекают особого внимания. Поэтому очень важно рассмотреть все плюсы и минусы бихевиоризма.

Плюсы теории

  • Предмет исследования – наблюдение за поведенческими реакциями организма человека. Несомненно, в XX веке теория была слишком прогрессивной, учитывая, что до этого времени психологи изучали состояние индивида, которого оторвали от объективной реальности.
  • Бихевиористы четко придерживались позиции объективного изучения психологии индивида.
  • Основой психологического исследования стал метод лабораторного эксперимента. Кроме того была введена практика опыта над животными.

Минусы теории

  • Выдвигая на первый план предмет изучения, представители данного направления полностью игнорировали сознание человека как явление.
  • Несмотря на общие понятия теории о том, что поведением можно с легкостью управлять в зависимости от практических желаний исследователя, поведение испытуемого сводилось к выполнению простых реакций организма.
  • Проводя исследования над людьми и животными, ученые не акцентировали внимание на различиях в поведении человека, зверя или птицы.
  • Устанавливая механизм выработки навыков, бихевиористы полностью исключили такие важные компоненты как мотивация и общие ценностные ориентации личности. Кроме того социальный фактор так же был полностью исключен.
  • Ученые не учитывали то, что разные личности в одинаковых условиях могут испытать несколько разных реакций на раздражители извне. При этом выбор всегда останется за человеком.

Заключение

Современная психотерапия достаточно часто использует бихевиоральный подход. Если пациент панически боится высоты, то психолог обратиться к его детским травмирующим переживаниям. Кроме того он начнет вырабатывать у человека условные рефлексы, которые будут способствовать его расслаблению во время стрессовой ситуации.

Достоинства и недостатки бихевиоризма.

Бихевиоризм существует поныне, хотя по сравнению с психоанализом и психологией гуманистической находится на втором плане. Но его несомненной заслугой признается показ возможности объективного подхода к психологическим явлениям и разработка методологии и техники экспериментальных исследований. Итак, бихевиоризм предметом изучения сделал поведение, и его приложения — педагогика и психотерапия (в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных). Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики.

Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форы поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии (-> категоризация) заключается в разработке категории действия, кое  в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции. Но ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. XX в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий — в частности, гештальтпсихологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм.

Важные заслуги бихевиоризма следующие:

1)           он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2)           он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования процессов психических;

3)           был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.;

4)           были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и пр.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его — в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и прочие, а также обращаться к физиологическим

механизмам поведения. Ныне лишь немногие из американских психологов (особенно школа Скиннера) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма.

Вклад:

Подняли на высокий уровень исследования — эксперимент.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения:

перцептивное                уравновешивающее

защитное          освобождающее

индуктивное   атрибутивное

привычное       экспрессивное

утилитарное    автономное

ролевое             утверждающее

сценарное        исследовательское

моделирующее            эмпатическое

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

5. Плюсы и минусы бихевиоризма

В 30-е годы прошлого века8, во время экономического кризиса, стало ясно, что уже невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношение к ней человека, причем не только внешние его реакции, но и его мотивы, настроения, установки.

И тут бихевиоризм начал сдавать свои позиции: вначале американский психолог Роберт Вудворте включил промежуточное звено — организм и его установки в схему «стимул-реакция», разработал учение о мотивации; затем необихевиористы Эдвард Толмен и Кларк Халл реформировали поведенческую психологию, введя понятие «промежуточных переменных» (познавательных и побудительных факторов между стимулом и реакцией). Но все это не могло объяснить психологические механизмы обучения человека и даже животных.

Идея бихевиоризма — превращение психологии в естественную науку о поведении организма потерпела крах, т.к. сам организм не вписывался в эту схему. Таким образом, наш младенец научился двигаться, но без включения сознания, его поведение было идентично поведению животного.

Но надо отдать должное, что появление бихевиоризма привело психологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию психики. Психологи этого направления обогатили науку, но не в результате, а вопреки, потому что они не смогли удержаться на позициях только лишь бихевиоризма, используя явления без которых невозможно было понять смысл поведения.

Простота схемы «стимул-реакция» давала возможность простого количественного описания явления и математической обработки результатов, но полностью исключало качественную характеристику психики.

6. Методы и развитие бихевиоризма

Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

 

Заключение

Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф.

Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.

Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.

По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Плюсы и минусы бихевиоризма.       Аржанова Снежана ФП12911

Плюсы

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввёл в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований, и тем самым противопоставив сознанию (+).

Исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и постановка проблемы объективного подхода в психологии (+).

Выдвинутая Уотсоном задача управлением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами, является важнейшей для психологии (+).

Были установлены многие закономерности выработки навыков (+).

Бихевиоризм внес в психологию сильный наклон в естественно – научную сторону (+), а также внёс в изучение человеческой деятельности научную строгость и показал, как ею можно управлять (+). 

В разделах бихевиоризма были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы образования, навыков и т.д. (+).

Минусы игнорировалось сознание как объективная сущность (-). понимание поведения сводится к внешним проявлениям и игнорируются физиологические и психические процессы (-).

из-за механической трактовки поведения,  человек выступает как реагирующее существо (-). проигнорированы мотивация и психический образ действия (-).

Основная проблема бихевиоризма — это рассмотрение психологии человека с точки зрения зоопсихологии. Человек может рассматриваться, прежде всего, как человек, а не животное существо и именно когнитивные процессы, процессы человеческого сознания, отличают человека от животного (-).

Бихевиористы лишь фиксируют наличие причинно следственных связей (причем в условиях физического выживания человека — тюрьма, взятие в заложники и т.п.), совершенно не вдаваясь в собственно причины разнообразия поведения и реакций в нормальных условиях, когда речь о физическом выживании не идет (-). И тем более невозможно объяснить с помощью этой теории механизм творчества и изобретательства, создания чего-то нового (-). Таким образом бихевиористкая теория «сильна», когда человек попадает под угрозу в качестве живого существа, животного и не рассматривает человека как элемент социума и его структур. 

Ещё один явный  минус бихевиоризма — он многим просто не нравится, т.к. относится к человеку без должного такта, не романтизирует рефлексию (-).

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БИХЕВИОРИЗМА — Студопедия

Персоналии Предмет и задачи исследования Основные результаты
       
  Павлов Иван Петрович (1849-1936) Автор учения о ВНД, которая сложилась под влиянием материалистических традиций русской философии и идей И.М. Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс
  Бехтерев Владимир Михайлович, (1857-1927) Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объективной психологией, затем психорефлексологией. Исследовал ряд психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека
  Торндайк Эдвард Ли (1874-1949) Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок
  Уотсон Джон Бродес (1878-1958) Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи Доказательство прижизненное™ образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
  Толмен Эдуард Чейс (1886-1959) Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного полхода к проблеме поведения Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении
  Халл (Hull) Кларк Леонард (1884-1952) Формирование гипотетико-де-дуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
  Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения
  Бандура Альберт (1925-1988) Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения
  Роттер Джулиан (р.1916) Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения посредством источников подкрепления: внутреннего и внешнего локусов контроля Теория социального научения, ориентированная на социальные исследования значения когнитивных переменных в формировании поведения

Общая психология. Бихевиоризм — psy_konspekt — LiveJournal

В ходе своего развития психология помимо структуралистского подхода делалась также на элементаристский и функционалистский подходы. Зачатки последнего ввел еще Аристотель, говоря о сознании, как о функции человека.

 

В период развития психологии этот взгляд разделял Уильям Джемс, который ввел понятие потока сознания. Он заявил, что сознание едино, что в корне отличалось от структуралистской точки зрения, которая пыталась выделить элементарные частицы сознания. Поток сознания сравнивается с рекой. Если Вундт пытался измерять объем сознания, то Джемс утверждал, что некорректно ставить такой вопрос, поскольку фиксация объема останавливает потом, течение сознания, что делает невозможным его изучение.

 

Психология 20 века

 

Очень быстро психология, как наука, впадает в кризис метода. Причин этому было несколько.

 

1)      Метод интроспекции оказался субъективным и не мог использоваться в качестве научного.

2)      Возник разрыв теории с практикой. Эксперименты давали больше результатов, чем существовало теорий, объясняющих их. То есть теории писались под отдельные результаты, что не может считать научным подходом, который подразумевает изначальное возникновение теории и проверку ее экспериментом.

3)      К психологам пришло осознание, что психические явления и феномены поведения невозможно объяснить исключительно физиологией. Использовались теории Павлова, Сеченова и Бехтерева, однако в психологии они доказали свою несостоятельность и возникла острая необходимость в создании для психологии отдельного научного метода.

4)       Дефицит представлений о сознании приводил к тому, что ему приписывали не относящиеся многие феномены проявлений психики.

 

 

Осмысление этих причин приводит к тому, что вначале 20 века в психологии одновременно возникает множество параллельных методологий. Психология становится полипредметной наукой.

 

 

Бихевиоризм

 

В переводе с английского означает «поведение». Именно оно стало центральным предметом внимания этого направления. Бихевиоризм отличается закреплением естественнонаучной парадигмой, которую наследует у основателя психологии Вильгельма Вундта. Методом нового направления был избран эксперимент и наблюдение.

 

Основателем бихевиоризма принято считать Джона Уотсона, который в 1913 году пишет манифест «Психология с точки зрения бихевиоризма». В ней он выдвигает основные задачи направления.

 

Выделяя единицу поведения «стимул-реакция» (R-S), Уотсон говорит о необходимости изучить максимально возможное количество стимулов, которые вызывают одну и ту же реакцию и изучить максимально возможное количество реакций на один стимул.

 

Соответственно целью исследования ученый обозначает как изучение возможности предсказания поведения в зависимости от стимула и напротив, по поведению изучить стимул. В основе нового течения был положен принцип реактивности. То есть субъект фактически отменялся тем, что все поведение определяли внешние стимулы. В свою очередь изучение работы стимулов и реакций ставило в необходимость изучать жизнь подопытных от рождения до смерти.

 

Бихевиоризм признавал наличие сложного поведения, которое объяснял комбинациями цепочек стимулов и реакций. Собственно их изучение также входило в главные задачи течения.

 

В экспериментах Уотсон базируется на теориях Павлова. К примеру, исследуя феномен страха, он пытается выяснить какие его формы являются врожденными, а какие приобретенными. Павлов это обозначал через условные и безусловные рефлексы.

 

Уотсон экспериментирует на детях в детских домах. Подсовывая младенцам различных животных (жаб, пауков, больших собак) он отмечал отсутствие проявлений страха. Из этого можно было сделать вывод, что страх перед ними является приобретенным. В ходе экспериментов было выявлено, что врожденными проявлениями страха младенцы обладают по отношению к потере опоры (резко вырывался матрац) и резкому металлическому звуку. 

 

Уотсон выдвигает предположение, что образование реакций происходит при соединении врожденных стимулов с приобретенными. То есть для того, чтобы выработать нужную реакцию необходимо подкрепить ее стимул врожденным.

 

К примеру, выработка страха младенцев к белому кролику. Сажают к люльку кролика и издают резкий металлический звук. После нескольких повторений, белый кролик вызывает у младенца страх. Уотсон приходит также к выводу, что если можно выработать нужную реакцию, то ее можно и отменить. К примеру, объект страха соединяют с позитивным врожденным стимулом. Уотсон в данном случае использовал усвоенный страх белого кролика и кормление, в процессе которого кролика показывали вначале издалека, затем ближе до тех, пор пока реакция страха не исчезала и ребенок спокойно мог питать в присутствии животного.

 

Стоит отметить, что подобные эксперименты становятся первым в истории примером использования психологических практик.

 

Вместе с тем, бихевиористам не всегда удавалось внедрять стимулы и удалять их. К примеру, страх у некоторых младенцев закреплялся особенно сильно и его не получалось устранить. Несколько таких экспериментов привели к бихевиористов к общественному порицанию и они были вынуждены перейти к использованию в опытах животных. В частности, белых крыс. Продолжительность их жизни была меньшей, у человека, что было удобнее для наблюдения.

 

Важным элементом теории бихевиоризма является утверждение, что сознание не может являться предметом изучения психологии. Нет объективных инструментом для его описания. Поэтому Уотсон делает вывод, что бихевиористы должны изучать только то, что можно наблюдать извне. Важно подчеркнуть, что бихевиоризм не отрицает наличие сознания, но считает его невозможным для изучения.

 

В этом отношении эксперименты с крысами были удобны, поскольку их поведение не было «замутнено» сознанием, что существенным образом очищает эксперимент. Однако, это одновременно является минусом таких исследований, поскольку тяжело установить их сопоставимость с психикой человека.

 

Феномен сложного поведения, который особенно присущ человеку, бихевиористы объясняли суммой стимулов и реакций. К примеру, широкий спектр реакций младенца при появлении матери объяснялся совокупностью стимулов, которыми она обладала: грудь вызывает желание, лицо – улыбку, поглаживание – удовольствие. Однако, зачастую младенцы испытывали схожие гаммы реакций и при появлении других взрослых, что делало неверным не только это объяснение, но и всю схему объяснения сложного поведения применительно к людям.

 

В ходе своего развития у бихевиоризма появилось несколько направлений.

 

Когнитивный бихевиоризм или необихевиоризм.

Концепция развития данного направления бихевиоризма принадлежит Эдварду Чейзу Толмену. Он проводил эксперименты на белых крысах, которых помещал в лабиринт. В нем Толмен помещал приманка, и крыса должна была найти к ней короткий путь. Когда крыса методом проб и ошибок находила приманку, ученый усложнял задачу, закрывая найденный ей проход перегородкой. Предполагалось, что животное начнет поиск заново, однако, большинство крыс сразу же находили приманку, и не проводило повторных исследований лабиринта.

 

Тогда Толмен вводит в изначальную формулу бихевиористов «стимул-реакция» промежуточное звено, которое называет когнитивной или познавательной картой. Именно этой переменной объяснялось то, что у крысы в ходе изначального исследования лабиринта возник целостный образ ситуации, на который она в последствие и ориентировалась.

 

 

Теория оперантного поведения или оперантный бихевиоризм.

Теорию разработал Беррес Фредерик Скиннер, который возвращаясь к классической бихевиористской формуле «стимул-реакция», говорит о подкреплении реакция. То есть для того, чтобы закрепить нужную реакцию, необходимо закреплять не стимул, как это делал Уотсон, а реакцию.

 

Подкрепление реакций может происходить искусственным и естественным путем. Естественный вариант связан с адаптивными процессами в среде. Такие реакции могут прошиваться в основную базу инстинктов и работать наряду с ними.

 

Искусственное подкрепление хорошо демонстрируется в дрессировке дельфинов. Выполняя упражнение, они получают награду в виде пищи. Таким образом, у них появляется желание выполнять это упражнение, чтобы и в дальнейшем получить пищу. Поэтому перед выступлениями дельфинов специально не кормят. Данные полученные в ходе изучения этого направления в настоящий момент активно используется в американской системе образования. В этом, впрочем, есть существенный минус, поскольку происходит ориентация на механическую память, а не на смысловую. То есть обучение происходит ради награды, а не ради усвоения материала.

 

 

 

Достоинства бихевиоризма:

 

1)      Внес в психологию сильный крен в естественно научную сторону

2)      Ввел объективный метод

3)      Был чрезмерно расширен класс исследуемых объектов.

4)      Были значительно продвинуты отдельные разделы психологии – проблемы научения, образование, образование навыков и другие. 

5)      Первые психотерапевтические техники

 

 

Недостатки бихевиоризма:

 

1)      Недоучет сложности психической деятельности

2)      Игнорирование процессов сознания

3)      Перенос результатов исследования на животных на человека

4)      Негуманные эксперименты

5)      Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)

Учебно-методический комплекс история психологии

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

«4» октября 2010 г.

______________________ Решетников М.М.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
история психологии
Специальность 030301 — Психология
составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ
Авторы учебного методического комплекса — к.п.н. Саврацкая Елена Юрьевна


«Восточно-Европейский Институт Психоанализа» 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1

4

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 5

1.1. Цели и задачи курса 5

Учебная программа дисциплины «История психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов психологов и отражает современные научные разработки по данной проблеме. 5

Курс «Истории психологии» охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. При этом развитие психологических идей рассматривается в широком научном и культурном контексте. Такой подход позволяет студенту проследить не только преемственность знания, но и увидеть источники формирования новых идей. 5

Требования ГОС ВПО к содержанию курса: развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании; психология как наука о сознании в доэкспериментальный период; выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до открытого кризиса; основные школы и направления начала ХХ века, становление и тенденции развития современной отечественной психологии; современная зарубежная психология. 5

1.2. Содержание дисциплины: 6

1.2.1. По видам учебных занятий 6

1.2.2. По темам и разделам курса 7

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 18

1.3.1. Список литературы: 18

1.3.2. Интернет-ресурсы 19

2. Методические указания 19

Рекомендуемый порядок работы с учебно-методическим комплексом 20

3. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 20

3.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 20

3.2. Формы контроля знаний 21

3.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы промежуточного контроля знаний. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы для подготовки к экзамену. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Конспект лекций к теоретической части курса «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ» 24

Психоанализ. Общая характеристика 93

Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем. 104

Значение гештальтпсихологии 104

В трудах Ананьева наиболее ярко представлено учение о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы. В отличие от представителей московской школы, рассматривающих три уровня организации человека «индивид – личность – индивидуальность», Б. Г. Ананьев выделяет следующие уровни: »индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность». В этом заключается основное различие в подходах, которое связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека. Единство позиций двух школ заключается в том, что обе школы включают в понятие «личность» социальные характеристики человека. 148

По мнению Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойств индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств. 148

В структуру понятия «личность» по Б. Г. Ананьеву входят: темперамент, задатки и способности, мотивация (направленность), характер, воля, чувства. 148

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указания по проведению семинарских занятий 155


Как вы применяете бихевиоризм в классе? — MVOrganizing

Как вы применяете бихевиоризм в классе?

Как это применить?

  1. Учитель проводит класс по теме.
  2. Студенты молча слушают.
  3. Учитель затем ставит задачу на основе информации.
  4. Студенты выполняют задание и ждут отзывов.
  5. Учитель дает обратную связь, затем ставит следующую задачу.
  6. С каждым раундом обратной связи учащийся настраивается на усвоение материала.

Как вы применяете теорию поведения?

Теория поведенческого обучения предполагает, что если ученикам дать правильный стимул, они дадут вам желаемый ответ. Подход прост… Подход прост.

  1. Представьте желаемое поведение или реакцию.
  2. Подкрепите поведение или ответ.
  3. Ставьте новые цели.
  4. Будьте последовательны.

Как используется бихевиоризм?

Приложения.Обычно бихевиористы используют следующие приложения: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, наказание, экономия токенов, самоуправление, вымирание, формирование, контракты, тайм-аут и систематическая десенсибилизация.

Что такое пример бихевиоризма?

Пример бихевиоризма — когда учителя награждают свой класс или определенных учеников вечеринкой или особым угощением в конце недели за хорошее поведение в течение недели. То же понятие используется и с наказаниями. Учитель может отнять определенные привилегии, если ученик плохо себя ведет.

Что такое теория Бандуры?

Бандура известен своей теорией социального обучения. Он сильно отличается от других теоретиков обучения, которые рассматривают обучение как прямой результат обусловливания, подкрепления и наказания. Бандура утверждает, что большую часть человеческого поведения можно изучить посредством наблюдения, имитации и моделирования.

Каковы преимущества бихевиоризма?

Очевидным преимуществом бихевиоризма является его способность четко определять поведение и измерять изменения в поведении.Согласно закону экономности, чем меньше предположений делает теория, тем она лучше и надежнее.

В чем проблема бихевиоризма?

Бихевиоризм вреден для уязвимых детей, включая детей с задержкой в ​​развитии, нейроразнообразием (СДВГ, аутизм и т. Д.), Проблемами психического здоровья (тревожность, депрессия и т. Д.). Проблема не в концепции позитивного вмешательства и поддержки.

Каковы плюсы и минусы бихевиоризма?

Плюсы и минусы Бихевиоризма в образовании

  • Pro: Бихевиоризм может быть очень эффективной стратегией обучения.
  • Pro: Бихевиоризм был очень эффективным методом психотерапии.
  • Con: Некоторые аспекты бихевиоризма можно считать аморальными.
  • Против: поведение часто не доходит до сути поведенческих проблем.

Каковы основные недостатки бихевиоризма?

Критика бихевиоризма Многие критики утверждают, что бихевиоризм — это одномерный подход к пониманию человеческого поведения и что поведенческие теории не учитывают свободную волю и внутренние влияния, такие как настроение, мысли и чувства.

Что такое поведенческий подход?

Поведенческий подход — это подход к психологии, который фокусируется на том, как окружающая среда и как внешние стимулы влияют на психическое состояние и развитие человека, и как эти факторы специально «тренируют» человека тому поведению, которое он будет проявлять позже.

В чем особенности поведенческого подхода?

РЕКЛАМЫ: Восемь характерных черт бихевиорализма, описанных Дэвидом Истоном, заключаются в следующем: (1) закономерности; (2) Проверка; (3) методы; (4) Количественная оценка; (5) Ценности; (6) систематизация; (7) Чистая наука; и (8) Интеграция.

Кто является отцом поведенческого подхода?

Джон Б. Уотсон

На чем фокусируется поведенческий подход?

Поведенческий подход предполагает, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние стимулы в окружающей среде. Бихевиоризм — это теория обучения, а теории обучения фокусируются на том, как мы приучаемся реагировать на события или стимулы.

Как работает поведенческий подход?

Поведенческий подход фокусируется исключительно на том, что делают лидеры и как они действуют.Основная цель поведенческого подхода — объяснить, как лидеры сочетают эти два типа поведения, чтобы влиять на последователей в их усилиях по достижению цели.

Используется ли бихевиоризм сегодня?

Поведенческая психология или бихевиоризм — это теория, предполагающая, что окружающая среда формирует поведение человека. Сегодня он по-прежнему используется специалистами в области психического здоровья, поскольку его концепции и теории остаются актуальными в таких областях, как психотерапия и образование.

В чем разница между бихевиоризмом и гуманизмом?

Короче говоря, бихевиоризм — это психологический подход, который подчеркивает важность наблюдаемых действий и научных исследований и предполагает, что среда формирует поведение.С другой стороны, гуманистический подход делает упор на изучении личности и внутренних чувств в целом.

Кто самые известные бихевиористы?

Самыми известными сторонниками психологического бихевиоризма были Джон Уотсон и Б. Ф. Скиннер (1904–1990). Другими известными бихевиористами были Эдвин Гатри (1886–1959), Эдвард Толман (1886–1959), Кларк Халл (1884–1952) и Кеннет Спенс (1907–1967).

Почему бихевиоризм был настолько популярен?

Примерно с 1920 до середины 1950-х годов бихевиоризм стал доминирующей школой психологии.Некоторые предполагают, что популярность поведенческой психологии выросла из желания сделать психологию объективной и измеримой наукой.

Что изучают бихевиористы?

Бихевиористы изучают психологию поведения, также известную как бихевиоризм. Бихевиористы исследуют, как поведение адаптируется к стимулам.

Преимущества и недостатки поведенческого подхода Пример бесплатного эссе

Очерк, Страницы 2 (458 слов)

Краткое описание двух преимуществ и двух недостатков поведенческого подхода

Одна из сильных сторон бихевиористского подхода состоит в том, что он фокусируется только на поведении и поведении, которые можно наблюдать и которыми можно манипулировать.Следовательно, этот подход оказался полезным в экспериментах, в которых можно наблюдать за поведением и манипулировать им для достижения желаемых эффектов, таких как эксперимент, который Бурр Фредерик Скиннер провел на крысах, заставляя их нажимать кнопки и рычаги до тех пор, пока им не дадут еду, и эксперимент Иван Петрович Павлов. проводился на собаках, где он заставлял их выделять слюну под звон колокольчика, а не на еду.

Сдавайте бумагу самого высокого качества
Обратитесь к квалифицированному писателю, который поможет вам с

«Преимущества и недостатки поведенческого подхода»

Получите качественную бумагу

НОВИНКА! AI, соответствующий писателю

Бихевиористский подход также концентрируется на «здесь и сейчас» и на том, что можно увидеть, а не на исследовании прошлого человека, как это делает психодинамический подход.Это преимущество, потому что оно не касается того, что нельзя увидеть и что произошло в прошлом, и многие люди не знают и не верят, что их прошлое вызывает поведение и личности в их дальнейшей жизни, и многие люди думают, что устранение нежелательного поведения является важнее, чем понимание причин поведения.

С другой стороны, недостатком бихевиористского подхода является то, что теории слишком детерминированы, поскольку бихевиористы считают, что наше поведение определяется только эффектами окружающей среды, такими как классическая обусловленность и оперантная обусловленность, что является недостатком, поскольку поведение может быть недетерминированным и может нет причин для этого.Это также подрывает степень свободы воли человека и не учитывает, что когда-либо человек может делать выбор в отношении своего поведения и нести моральную ответственность за свое поведение, что является недостатком подхода, поскольку человек может решить изменить свое поведение и личность. в любой момент, и окружающая среда не должна влиять на их решение.

Узнайте смету стоимости вашей бумаги

«Вы должны согласиться с условиями предоставления услуг и политикой конфиденциальности»

Кроме того, бихевиористский подход слишком много внимания уделяет воспитанию.Он фокусируется только на влиянии окружающей среды на человека, поэтому он полностью игнорирует эффекты, которые природа может оказать на цель, и игнорирует генетику как объяснение поведения, что является недостатком, поскольку поведение может изменяться и модифицироваться природой каждый день разными способами, например, где человек живет, куда он приезжает, даже по какому маршруту он ходит на автобусе и т. д. Кроме того, бихевиористам часто задают вопрос: «Если обучение — единственный фактор, который делает нас такими, какие мы есть, то мы все должны быть способны стать такими, какими захотим. быть », и многие бихевиористы не могут должным образом обосновать этот вопрос, суть в том, что существует множество различных факторов, влияющих на наши способности, помимо обучения.

Кроме того, теории бихевиоризма в основном проверялись на животных, поэтому полученные результаты могут не полностью применяться к человеческому поведению, которое намного сложнее.

Сдавайте бумагу самого высокого качества
Обратитесь к квалифицированному писателю, который поможет вам с

«Преимущества и недостатки поведенческого подхода»

Получите качественную бумагу

Помогаем студентам с 2015 года

Преимущества и недостатки поведенческого подхода — Фабрика диссертаций

Преимущества и недостатки поведенческого подхода

Введение
Поведенческий подход чаще всего используется в отношении детей или в ситуациях, когда власти хотят «контролировать» поведение клиента, например, в тюрьме или дома.Он использует положительное и отрицательное подкрепление для формирования поведения человека. Отрицательное подкрепление часто по ошибке наказуемо. Символы, созвездия, тайм-ауты, «непослушный шаг» — все это элементы этого метода. Это требует подхода ABC — Фон — что происходит немедленно с поведением, а затем какие последствия усиливают поведение. Метод поведения указывает на проблемы с правами человека и уважение к свободе воли.

Изменение поведения
Поведенческие теории можно использовать для стимулирования краткосрочного и долгосрочного развития.Игра в хорошее поведение (Mackay, 2018) — это метод, используемый для закрепления позитивного поведения в классе. Учащиеся работают индивидуально и в группах, чтобы заработать награды, такие как привилегии или специальные призы, в конце дня или недели. Возможность выиграть теряется, если определенное нежелательное поведение происходит за пределами заранее определенных пределов, и каждый случай отслеживается до таблицы или таблицы прокрутки. Например, каждый случай выступления вне очереди может быть нежелательным поведением, которое идет вразрез с командой. Учащиеся мотивированы поведением, которое приводит к краткосрочному вознаграждению.
Поведенческие теории, использующие положительное подкрепление, также показали положительные долгосрочные последствия. Согласно исследованию, проведенному в июне 2008 г. в Journal of Drug and Alcohol Dependence (Mackay, 2019), первая и вторая серии, участвовавшие в игре «Хорошее поведение», показали меньшую зависимость от табака, алкоголя и социальное поведение по мере того, как они достигли совершеннолетия.

Повысьте уверенность в себе
С публикацией «Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория» в 1986 году Альберт Бандура задокументировал теорию о том, что познание, связанное с воздействием окружающей среды, может управлять поведением человека и вести к большей уверенности в себе ( Маккей, 2018).Учения Бандуры подчеркивают способность человека осуществлять собственное развитие и действия, признавая при этом, что условия окружающей среды влияют на то, как люди меняются. Признание того, что человек может изменить свое поведение с последующими изменениями в результате, создает уверенность в себе, которая ведет к новым изменениям.

Build Trust
Когнитивная поведенческая теория пытается адаптировать поведение, помогая людям по-другому и более позитивно относиться к проблемам, с которыми они сталкиваются, а применение когнитивного поведенческого обучения в терапевтической среде может укрепить уверенность.По данным Американской психологической ассоциации, пациенты, которые применяют когнитивно-поведенческую терапию в попытке лучше справиться с болью, проявляют большую уверенность в своей способности участвовать в жизни. Пациентов учат диагностировать негативные мысли о боли и о том, как уменьшить боль с помощью техник осознания и релаксации. Подсчет очков в повседневной деятельности помогает развить навыки управления болью, а также укрепляет уверенность в способности человека участвовать в различных занятиях и получать от них удовольствие (Dietrich and Feeley, 2016).

Стратегии обучения
Одно из ограничений поведенческой теории состоит в том, что люди учатся по-разному. Недавние исследования показывают, что человеческое развитие намного сложнее, чем считалось ранее. Альберт Бандура, психолог из Стэнфордского университета, говорит, что многие факторы, от генетики до жизненного опыта, противостоят индивидуальным методам обучения (Mackay, 2018). Это означает, что, хотя двое или более человек могут в конечном итоге сделать один и тот же выбор в тесте по математике, факторы, участвующие в этом выборе, могут сильно отличаться от одного человека к другому.Таким образом, некоторые методы обучения поведению могут работать для одних учеников, но не работать для других.

Когнитивные навыки
В ситуациях, когда есть общая проблема и явный результат, например математика или словарный запас, поведенческий подход, безусловно, поможет учащимся достичь положительного результата (Dietrich and Feeley, 2016). Например, запоминание таблиц умножения приведет к положительным результатам математических тестов и тестов. Однако учащиеся столкнутся со многими другими проблемами, когда их труднее измерить.Сегодня ученые широко согласны с тем, что обучение является поведенческим и когнитивным, а это означает, что для учащихся важно не только выполнять задания, но также понимать и интерпретировать эти задачи.

Открытые задачи
Для некоторых задач методы обучения могут выиграть от поведенческой теории. Такие навыки, как базовое письмо, чтение и письмо, почти наверняка улучшатся при повторном обучении для устранения ошибок и развития устойчивых навыков (Sharma, 2015). Тем не менее, попросите студентов вести дневник своих мыслей о «Сети Шарлотты» или «Приключениях Гекльберри-финнов», и поведенческие методы начинают ухудшаться.У каждого ученика будет немного другое мнение о книге, и никто не обязательно ошибается. Задача более интеллектуальная, чем поведение. Студент должен не только уметь правильно читать и писать, но также понимать текст и развивать уникальное представление о нем.

Непрерывное образование
Когда дело доходит до более разнообразных задач, таких как письмо и анализ, недавние исследования использовали более когнитивный подход, чем теорию поведения. По словам Линды Блом, которая занимается разработкой новых теорий обучения и письма в Университете Карнеги-Меллона, методы, связанные с проектами, не рассматриваются, как студенты преодолевают трудности (Mackay, 2018).Например, поведенческая теория не объясняет, как индивидуальные воспоминания и опыт студента соотносятся с тем, как он или она интерпретирует книгу или принимает вызов, с которым его или ее никогда не учили.

Заключение
Творчеству уделяется большое внимание, потому что он фокусируется на том, как окружающая среда влияет и формирует поведение. Это означает, что роль природы игнорируется, поскольку бихевиористы часто упускают из виду тот факт, что генетическая структура может влиять на наше поведение. Многие внутренние факторы контролируют поведение, например роль стимулов и эмоций, которые не принимаются во внимание в поведенческом подходе.Хотя этот метод был сочтен слишком специфическим, он предполагает, что поведение изучается в сочетании с ассоциациями, созданными со стимулами окружающей среды и / или ответами, которые мы получаем (подкрепление). Эта точка зрения утверждает, что окружающая среда контролирует наше поведение и что это не наши сознательные мысли и процессы, которые контролируют поведение.

Список литературы
Маккей Д., 2018. Клиническая психология: теория и терапия. Рутледж.
Дитрих, С. и Фили, T.H., 2016. Поведение, бихевиоризм и поведенческие науки.Международная энциклопедия теории и философии коммуникации, стр. 1-13.
Шарма, М., 2015. Мульти-теоретическая модель (MTM) для изменения поведения в отношении здоровья.

Мы также пишем статьи для различных веб-сайтов, таких как The Success Guardian, FootballAxis и BestWebHostToday.

Мы также находимся в письменном сотрудничестве с редакторами Англии и писателями Мзанси.

Преимущества бихевиоризма в обучении

Бихевиоризм — это теория о том, почему люди ведут себя именно так.В основном это связано с наблюдаемым поведением, которое можно измерить. В обучении бихевиоризм фокусируется на стимулах, вызывающих реакцию. Бихевиоризм ориентирован на действия и не принимает во внимание мысли или эмоции, связанные с реакцией или поведением, потому что они не наблюдаемы и не поддаются измерению. Хотя зрелое осознание поведения учащихся включает в себя ненаблюдаемые переменные, для эффективности некоторых учебных ситуаций требуется бихевиористский подход.

1 Аутизм

Учащиеся с аутизмом имеют нетипичное социальное и языковое развитие и проявляют стереотипное поведение.Они часто проявляют агрессивное поведение по отношению к себе и другим. Часто дети с аутизмом испытывают трудности с переменами. Хотя аутизм неизлечим, модификация поведения оказалась эффективной методикой обучения. Теория поведения утверждает, что поведение можно формировать с помощью поощрений и наказаний. Постоянное вознаграждение ученика за проявление желаемого поведения увеличивает вероятность того, что такое поведение будет проявляться снова. Наказание за нежелательное поведение имеет такой же потенциал для уменьшения нежелательного поведения.

2 Социальное обучение

Теория социального обучения является ответвлением бихевиоризма и основана на предпосылке, что учащиеся учатся, наблюдая за другими и моделируя поведение. В классе использование моделей сверстников оказалось эффективным инструментом обучения. Когда ученики моделируют то, что они наблюдают за действиями другого ученика, происходит обучение. Наблюдающий студент узнает, что поведение имело для модели положительный или отрицательный результат. Создание позитивных моделей в классе — важный метод обучения хорошему поведению.

3 Поддержка позитивного поведения

Поддержка позитивного поведения (PBS) — это основанный на исследованиях функциональный метод устранения нежелательного поведения и замены его просоциальными навыками. PBS использует некоторые из принципов бихевиоризма, в которых учащихся учат наблюдать, как использовать соответствующее поведение в классе. Студентов учат прислушиваться к вербальным стимулам, например: «Убери свои игрушки». Учитель моделирует складывание игрушек, а ученики тренируются.Когда ученик не следует модели, он получает ответ от учителя, чтобы повторить попытку. Студентов учат судить о собственном успехе или неудаче при ответе на запросы учителя.

4 Поведение и вызывающее поведение

Поведенческие стратегии для решения проблемного поведения в классе включают: формирование, затухание, подсказки и моделирование. Один из поведенческих подходов к преодолению проблемного поведения называется ABC. «А» относится к идентификации предшествующего поведения — того, что произошло прямо перед тем, как поведение произошло.Буква «B» относится к поведению и детальному определению того, какое поведение следовало за предшествующим. Буква «C» относится к последствиям или к тому, что произошло, когда произошло поведение. Использование подхода ABC к управлению поведением помогает учителю узнать, что вызывает поведение (антецедент или стимулы) и какие последствия или реакция подкрепляют это поведение.

Каковы сильные и слабые стороны психологии поведения?

Одна из величайших сильных сторон поведенческой психологии — это способность четко наблюдать и измерять моделей поведения . Слабые стороны этого подхода включают неспособность учитывать когнитивные и биологические процессы, которые влияют на действия человека.

Щелкните, чтобы увидеть полный ответ

Также знаете, каковы сильные стороны бихевиористского подхода?

Одна из сильных сторон состоит в том, что бихевиористский подход является научным по своей методологии. Это сила и , потому что научные методы, такие как лабораторные эксперименты, позволяют полностью контролировать переменные.Это помогает психологам установить причинно-следственную связь между переменными.

Кроме того, каковы сильные и слабые стороны биологического подхода? Недостатки

  • Слишком много внимания уделяется «природе» в дебатах о природе / воспитании. Он утверждает, что поведение вызвано гормонами, нейротрансмиттерами и генетикой.
  • Он разрабатывает теории о расстройствах и обобщает их, чтобы применить их ко всем. Он не принимает во внимание мнение о том, что люди уникальны.

Точно так же вы можете спросить, в чем заключается недостаток бихевиористского подхода?

С другой стороны, недостатком бихевиористского подхода является то, что теории слишком детерминированы, поскольку бихевиористы считают, что наше поведение определяется только эффектами окружающей среды, такими как классическая обусловленность и оперантная обусловленность , что является недостатком , поскольку поведение может быть недетерминированным и есть

Что такое поведенческая теория?

Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология , представляет собой теорию обучения, основанную на идее, что все поведения приобретаются посредством обусловливания.Кондиционирование происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что наша реакция на стимулы окружающей среды формирует наши действия.

Теория поведения за и против

  1. Home
  2. Плюсы и минусы теории бихевиоризма

Тип фильтра: За все время Последние 24 часа Прошлая неделя Прошлый месяц

Результаты листинга Плюсы и минусы теории бихевиоризма

Плюсы и минусы теории бихевиоризма Ipl.org