27.10.2021

Форма чувственного познания является: Ответ на вопрос ЕГЭ 2019 Обществознание Часть 1 Задание 4Выберите верные суждения о чувственном познании.

Содержание

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Познание окружающего мира начинается с чувственного познания. Органы чувств человека дополняют друг друга, контролируют друг друга, замещают друг друга. Выделяют 3-и основных формы чувственного познания:

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

фантазия — способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями, создает «чистый» образ (Я. Кант). В этом плане В. является основой познавательной деятельности, ибо наука, философия, искусство имеют дело только с чистыми образами, предметами, законами, которых нет в природе — скорость, масса, человек вообще, идеальный герой. Любое новое знание есть продукт творческого В., поскольку новое не есть механическая сумма старых знаний, а синтез эмпирических данных, переплавленный В. мыслителя или художника. В. не только достояние искусства, хотя здесь его значимость выступает наиболее явственно, любая свободная человеческая деятельность опирается на В. Оно имеет место в любом акте восприятия, когда человек домысливает, воображает невидимые стороны воспринимаемого объекта. В каждом опыте действует В. (опыт «как если бы», мир «как если бы») — оно открывает в любой вещи или событии набор возможностей, оттенков, перспектив «иначе-видения», поэтому человеческое сознание не отражает мир, а творит его, воссоздает в идеальной целостности. В. отводится важнейшая роль в феноменологической теории интеллектуального созерцания, в теории Ж.П. Сартра о ирреализующем принципе работы сознания, в психоаналитических концепциях, исследующих связь В. с механизмами бессознательного.

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности познавать окружающий мир составляет вторую сторону основною вопроса философии – об отношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса – образы, знания – отличаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств и отношений.

Диалектико-материалистическая трактовка познания противоположна различным его идеалистическим истолкованиям. Так, в объективном идеализме, в частности у Гегеля, этот процесс интерпретируется как изначальное совпадение субъекта с объектом, поскольку в основе действительности, как утверждают представители этого философского направления, лежит саморазвитие духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в

качестве объекта самого себя. Субъективный идеализм, не допускающий существования реальности вне и независимо от нашего сознания или рассматривающий ее как нечто полностью определяемое его активностью, отождествляет объект с чувственными впечатлениями о нем. Самое большее, что может познать субъект, по утверждениям субъективных идеалистов, – это его собственные чувственные впечатления, бытие же самостоятельного и многообразного мира объектов нам никто не гарантирует.

Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. К

чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущениеотражение предмета (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Эго исходный пункт познавательного процесса, его единственный источник и необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром, превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, температурные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия, ускорения и т.д.

Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувства называется восприятием. Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, позволяющих установить формы этих предметов, глаз, прослеживающих их видимые контуры, органов слуха, улавливающих соответствующие звуки. Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в пространстве и времени. Тем самым обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающем мире.

В представлении

теряется непосредственность отражения и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения. Как и восприятие, представление неотделимо от индивидуального субъекта и ограничено его возможностями. Но если восприятия противостоят лишь наличному данному, настоящему, то представления соотносятся и с настоящим, и с будущим, и с прошлым. Кроме того, в отличие от восприятий представления могут обобщать сходные черты предметов, одеваясь в языковую оболочку, но оставаясь, тем не менее, формой чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, фиксирующего внешние стороны предметов.

Процесс отражения в рациональных формах называется

мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые недоступны чувственному восприятию.

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. При этом признаки предметов, данные в представлении слитно и нерасчлененно, в понятии подвергаются анализу и фиксируются как расчлененные с выделением существенных среди них. Единый чувственный образ как бы препарируется и преобразуется с определенной точки зрения. Например, в житейской практике можно иметь представление о треугольнике, которое, в частности, даст возможность отличить предметы треугольной формы от предметов других геометрических форм. Но уже в курсе школьной геометрии, на уровне понятия знание о нем предстает совершенно иным – расчлененным и упорядоченным в своих компонентах.

Образование понятия – процесс рефлексивный. Рефлексия – существенное свойство сознания, состоящее в осмыслении и осознании его собственных форм и предпосылок. Понять нечто в окружающем мире – это значит не просто зеркально отразить его в своем сознании, но и «пропустить через усвоенные ценности, нормы, идеалы, накопленный опыт, преломить через призму стоящих задач. Поэтому возникновение, развитие и существование понятий связаны с анализом, критикой, оценкой и преобразованием хода познавательного процесса и его результатов.

Если с помощью понятия отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) в нем какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущественным. Например, в понятии «изобретение» мыслятся такие существенные признаки, как «техническое решение задачи», «результат, обладающий новизной», «результат, обладающий производственной при-менимостью», и не обязательно мыслятся несущественные признаки, выра-женные словами «процесс, сопровождаемый научными исследованиями» или «результат научно-технического творчества группы лиц».

В суждениях же «Изобретение есть техническое решение задачи», «Изобретение сопровождается тщательными научными исследованиями» и других указывается на связь предмета мысли с одним из его многочисленных признаков. Причем в первом суждении выражена связь предмета с одним из существенных признаков, а во втором – с одним из несущественных (может оказаться, что такая связь отсутствует вовсе и данная мысль является ложной).

Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент рефлективности. Судить о чем-либо – значит не только указать на принадлежность или не принадлежность признака предмету, но и выразить свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры. Это отношение либо подразумевается, либо явно выражается с помощью различного рода оценочных предикатов «истинно», «ложно», «необходимо», «возможно», «хорошо», «плохо», «допустимо», «запрещено», «правильно» и др. Любое знание человека можно подвести под такой предикат как критерий оценки.

В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непосредственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путем, т.е. способом умозаключений.

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются сторонами единого процесса. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческом разума. Конечно, бывает непросто связать любое понятие (например, мнимое число в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий и выработка взгляда на них как на абстракции от абстракций дают основание заключить, что такая связь безусловно имеется. С другой стороны, любой наглядный образ «нагружен» мысленным содержанием. Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный компонент, в других же (например, в искусстве) – чувственный.

Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установки. Как отмечал известный русский физиолог И.М.Сеченов, «мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим». В этом (но не только в этом) проявляется одна из важнейших особенностей отражательного процесса – его активность.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального был предметом оживленных дискуссий между представителями различных философских школ. Сенсуалисты, в особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного познания является чувственность и что деятельностью органов чувств можно объяснить все содержание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие основой познания и поведения людей разум. К основному тезису сенсуализма «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» Лейбниц, один из главных представителей рационализма, добавил: «Кроме самого разума». Тем самым он отвел разуму роль единственного источника знаний и критерия их истинности.

Слабость сенсуализма – в неспособности удовлетворительно объ-яснить природу теоретического уровня познания. Сенсуалисты, например, заходили в тупик при истолковании природы математических понятий, ло-гических правил вывода и т.д. Но и рационалисты столкнулись с иной, хо-тя и не менее серьезной трудностью – дать непротиворечивое объяснение объективному характеру знания, наличию частного, случайном в нем.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Познание мира — виды, уровни и формы

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
  • Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
  • Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
  • Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
  • Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
  • Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
  • Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

  2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

  3. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

  2. Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

  3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Разновидности умозаключений:

  1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

  2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

  3. То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Чувственное Рациональное

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:

  1. Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

  2. Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

  3. Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

  4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

  5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

  6. Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

  7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Одни из самых сложных тем по обществознанию: как их понять? (Ростове-на-Дону)

Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Если вы собираетесь поступать на право, политологию, социологию, экономику или другие социальные науки, этот текст для вас.

Некоторые темы из курса обществознания вызывают сложности даже у очень умных и способных учеников. Давайте остановимся на этих темах, поскольку им нужно уделить максимум внимания.

1. Познание

В этой теме школьники постоянно путают разные формы чувственного и рационального познания. Формы чувственного познания — это ощущение, восприятие и представление; рационального — понятие, суждение, умозаключение. Их можно запомнить с помощью мнемонического приёма:

— О, Вы Прекрасны! — чувственно говорит один человек (О, В, П — ощущение, восприятие, представление). — ПСУ понятно! — рационально отвечает другой (П, С, У — понятие, суждение, умозаключение).

2. Наука

Тема обширная и непростая, и здесь выпускники часто не понимают особенности научного познания, суть разных научных методов и разницу между эмпирическими и теоретическими методами.

Если совсем упростить, то эмпирические методы похожи на чувственное познание, а теоретические — на рациональное. То есть при использовании эмпирических методов мы получаем информацию с помощью органов чувств: проводим опросы, наблюдаем и описываем, измеряем и делаем опыты. А при использовании теоретических — с помощью мозга или мышления, то есть обрабатываем информацию, полученную при помощи эмпирических методов: анализируем её, систематизируем, сравниваем и так далее.

3. Ценные бумаги

Многие путают акции и облигации, а также обыкновенные и привилегированные акции. Если упростить, то, покупая акцию, вы становитесь одним из множества владельцев компании, поэтому можете принимать участие в её управлении и получать часть прибыли — дивиденды. А покупая облигацию, вы становитесь одним из множества кредиторов компании, поэтому имеете право получить через какое-то время основную сумму долга, так называемую номинальную стоимость облигации, плюс проценты.

Привилегированная акция не позволяет управлять фирмой, но даёт право на фиксированные дивиденды, обыкновенная — наоборот (позволяет управлять фирмой, но даёт право на нефиксированные дивиденды).

4. Экономическая политика государства

Вроде бы простая тема, но у многих она вылетает из головы, в том числе из-за сложной терминологии. Считается, что государство в экономике проводит два основных вида политики: либо монетарную политику (она же денежно-кредитная), либо фискальную (она же бюджетно-налоговая).

Монетарная — это когда государство регулирует количество денег в экономике (при этом не изымает и не перераспределяет их). Основная цель здесь — борьба с инфляцией. Занимается этим Центральный банк, так что если вы помните функции ЦБ, то без труда назовёте основные направления монетарной политики (денежная эмиссия, установление ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов).

Ссылка на источник.

Тест с ответами по теме: “Познание”

1. И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения

2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
а) носят объективный характер
б) могут передаваться из поколения в поколение +
в) предполагают доказательства

3. Правильны ли следующие суждения о развитии науки:
1. развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников
2. научные революции опровергают все ранее существовавшие теории
а) только 2
б) оба правильны
в) только 1

4. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений +
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека

5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает:
а) социология
б) экономика
в) политология +

6. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) гилозоист
б) интроверт +
в) психолог

7. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) психолог
б) гилозоист
в) экстраверт +

8. Одной из форм чувственного познания является:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция

9. Одной из форм чувственного познания является:
а) суждение
б) дедукция
в) восприятие +

10. Одной из форм чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение

11. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное

12. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное

13. К познавательной способности человека относится:
а) восприятие +
б) раздражимость
в) виртуальность

14. К познавательной способности человека относится:
а) раздражимость
б) виртуальность
в) осмысление +

15. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение

16. Одной из форм рационального познания является:
а) вера
б) суждение +
в) ощущение

17. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +

18. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для такого познания:
а) мифологического
б) религиозного +
в) художественного

19. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется:
а) фаллибилизмом
б) номинализмом
в) эмпиризмом +

20. Сознание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для такого познания:
а) обыденного
б) художественного +
в) общественного

21. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется:
а) обыденным +
б) теоретическим
в) религиозным

22. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть:
а) онтология
б) наука +
в) мифология

23. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся:
а) ощущение
б) суждение
в) воображение +

24. Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть:
а) рефлексия
б) вера +
в) воображение

25. Понятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +

26. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является:
а) субстрат
б) мышление +
в) мировоззрение

27. Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется:
а) пониманием +
б) объективацией
в) объяснением

28. Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется:
а) фантазией
б) логикой
в) представлением +

29. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной +
б) методологической
в) абстрактной

30. Мышление не осуществляется в виде:
а) умозаключений
б) эмоций +
в) суждений

Подготовка к ЕГЭ. 7. «Чувственное и рациональное познание. Мышление»

А)

Мышление

вид ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти, за­клю­ча­ю­щий­ся в по­знании сущ­но­сти вещей и яв­ле­ний, за­ко­но­мер­ных свя­зей между ними.!!!!! Мышление выступает связующим звеном между чувственным и рациональным познанием

Мышление имеет опосредованный характер

Опосредованность мышления — это свойство мысли, сущность которого заключается в возможности выхода за пределы непосредственного опыта. Каждый из нас имеет жизненный опыт, на основе которого мы можем выстраивать причинно-следственные связи (например, терраса мокрая, потому что ночью был дождь).

Б)

Стадии развития:

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии.

Первая стадия — мышление ребенка – предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Вторая стадия – наглядно-образное – мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов,  материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Третья стадия — абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.

 В)

Мыслительные операции (приемы)

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез – объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

Г)

Роль мышления

  • поз­во­ля­ет по­знать окру­жа­ю­щий мир

  • раз­ви­ва­ет спо­соб­ность к твор­че­ству

  • формирует це­ле­по­ла­га­ние

  • на­коп­ле­ние опыта

  • раз­ви­тие спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка

  • пре­об­ра­зо­ва­ние окру­жа­ю­ще­го мира (изоб­ре­те­ния)

Уровни и формы познания.

Гносеология (теория познания) – один из важнейших разделов философского знания, поскольку проблема познания как весьма существенная определяет строй каждой философской системы. Важным является вопрос «как мы познаем мир?», раскрывающий механизмы познания.

Определенные традиции сложились еще с античности. В качестве основных источников, ступеней познания рассматривались чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание, интуиция (интуитивное познание). Наука в основном ведет споры вокруг чувственного и рационального познания. Интуитивная форма познания рассматривается в основном в религиозно — философских системах. Древнекитайская и древнеиндийская философии рассматривали интуицию как основную форму познания. С возникновением христианства идея интуитиивизма получает свое развитие в европейской средневековой философии. Русские религиозные философы конца XIX – начала XX вв. также в качестве основной формы познания рассматривали интуицию, трактуя ее как способ приобщения к Богу. Они обрушивались с критикой на рационализм и основанную на нем цивилизацию. Вера, позволяющая интуитивно познавать мир, дает знания «от Бога». Однако интуитивизм развивался не только в рамках религиозной философии (Анри Бергссон). Проблема интуитивного познания является слишком сложной.

Рассмотри чувственное и рациональное познание как основные формы, достаточно хорошо изученные и осмысленные философами.

Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания:

Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации.

Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.

Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.

Воображение как форма познания – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной.

Рациональное познание. Основные формы:

Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.

Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является». К субъекту, как правило, прилагается квантор («все», «некоторые»). С точки зрения логики все невопросительные предложения – это суждения.

Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.

Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.

Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.

При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, о соотношении веры и разума или же чувственного и рационального в познании. В зависимости от решения этого вопроса выделяют 2 направления.

Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом. Эта позиция получила свое отражение в работах логических позитивистов (принцип верификации – необходимость опытного подтверждения рациональных знаний).

Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.

Однако это крайние позиции. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей». На уровне человека эти формы познания влияют друг на друга. Возможности чувственной формы познания сказываются на возможностях рационального познания, существуют пределы органов чувств человека, которые ограничивают поток информации. Но рациональное познание до определенной степени способно выходить за рамки чувственного познания, во многом это осуществляется с помощью дополнительных средств, созданных человеком. С другой стороны, возможности чувственного восприятия существенно обусловлены разумом. Разум расширяет возможности фиксации различий, воспринимаемых нашими чувствами, границы и возможности чувственного познания.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — это… Что такое ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ?

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНА́НИЕ

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
    ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению. В отечественной философской литературе советского периода чувственное познание выделялось в самостоятельную ступень, которая считалась низшей по отношению к абстрактному мышлению (подобное выделение опиралось на соответствующие высказывания В. И. Ленина из его работы “Философские тетради”). Как показывают современные философские и психологические исследования, такое понимание не может быть принято. Во-первых, вряд ли есть основания для выделения ощущений в качестве самостоятельных образований. Во-вторых, восприятие и представление должны быть поняты как своеобразные формы мыслительной деятельности. Они отличаются от того мышления, которое не осуществляется в чувственной форме, однако не могут считаться “низшими” по отношению к нему. В действительности различные формы мыслительной деятельности имеют свои преимущества и ограничения. каждая из них выполняет свою незаменимую роль в познании. К тому же чувственно переживаемые компоненты могут иметь место и в тех формах мышления, которые не осуществляются в виде восприятия и представления, что выражается, в частности, в виде визуализации абстрактных теоретических моделей.

    5. А. Лекторский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
  • ЧУДИНОВ

Смотреть что такое «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» в других словарях:

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и …   Философская энциклопедия

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Чувственное познание — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Чувственное познание — низшая ступень осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений …   Социология: словарь

  • Познание —     творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • Познание (философия) — Познание  совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Содержание 1 Виды(методы) познания 1.1 …   Википедия

  • познание —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ. Процесс отражения человеком действительности. П., направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму П. – самопознание. Начальным моментом П. является ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явлений),… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 931 грн (только Украина)
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла «Введение в науку философии» обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 720 руб
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философию` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 538 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» >>

Сенсорная память — обзор

15.3 Диагностика

Существует несколько различных типов памяти: сенсорная, кратковременная, рабочая и долговременная. Сенсорная память мимолетна, если мы не обращаем на нее внимания. Кратковременная память служит временным резервуаром для вещей, на которые мы обращаем внимание, но ее емкость ограничена. Помехи часто нарушают кратковременную память. Рабочая память также является ограниченной областью, но она позволяет нам хранить и хранить информацию, пока мы обрабатываем или обдумываем различные шаги.Долговременная память, которая сохраняется более 30 секунд, может быть декларативной (включая факты и события, доступные через сознательное воспоминание), семантической (независимой от контекста) или эпизодической (сильно контекстной). Ни одна область мозга не отвечает полностью за память, поскольку этот сложный процесс включает в себя различные части мозга, в зависимости от типа памяти, эмоционального содержания, а также восприятия, обработки и анализа, необходимых для памяти. Нервные клетки (нейроны) мозга взаимодействуют друг с другом, обеспечивая важную передачу сигналов, которые отвечают за сложные задачи и обработку (www.alz.org). Возбуждение синапсов (передаваемых нейронов) является частью процесса памяти мозга. Различные синапсы по-разному работают для кратковременной и долговременной памяти (Национальный институт старения, 2008 г.)

При нашей эры нейроны не могут передавать сигналы из-за накопления бляшек между клетками мозга и клубков внутри клеток мозга. Это развитие зубного налета и клубков является отличительной чертой AD, но диагностика затруднена, так как клубки не всегда очевидны. Ранняя стадия и раннее начало БА проявляется в виде проблем с памятью, мышлением и концентрацией.Люди с БА могут также проявлять физические и словесные всплески, эмоциональное расстройство, ритм, беспокойство, галлюцинации и бред. БА обычно диагностируется после исключения других физических и медицинских причин, оценки когнитивных функций с помощью таких тестов, как Краткое обследование психического статуса (MMSE) и различных сканирований мозга. Однако MMSE не всегда точен, что затрудняет окончательную диагностику БА (Shiroky et al., 2007).

Диагноз БА вызывает тревогу из-за его окончательного прогноза (хотя и медленного) и множественных потерь, которые в результате этого возникают.Раннее начало AD имеет определенные генетические особенности, и недавние разработки в области тестирования ДНК (с использованием тестов генотипа) могут быть полезны для определения наличия AD и наличия аполипопротеина E (APOE), который является маркером AD (Nee et al., 2004 г.).

Дети пациентов с БА имеют риск развития деменции выше среднего, что свидетельствует о генетической предрасположенности (Grady, 2007). Грейди также отмечает, что исследования IQ в раннем возрасте показывают, что люди, у которых развивается БА, имеют более низкие баллы на ранних тестах, чем здоровые люди, и что поэтому БА может развиваться в раннем возрасте и медленно прогрессировать, пока симптомы не станут более очевидными, иногда в начале среднего возраста. .Хорошая новость заключается в том, что раннее выявление БА и понимание факторов риска могут привести к терапии, которая замедляет и даже останавливает ухудшение состояния мозга.

Типы сенсорной памяти и эксперименты

Сенсорная память — это очень короткая память, которая позволяет людям сохранять впечатления сенсорной информации после того, как первоначальный стимул исчез. Это часто рассматривается как первая стадия памяти, которая включает в себя регистрацию огромного количества информации об окружающей среде, но только на очень короткий период.Цель сенсорной памяти — удерживать информацию достаточно долго, чтобы ее можно было распознать.

Как работает сенсорная память?

В каждый момент вашего существования ваши чувства постоянно воспринимают огромное количество информации о том, что вы видите, чувствуете, обоняете, слышите и пробуете. Хотя эта информация важна, просто невозможно запомнить каждую деталь того, что вы испытываете в каждый момент.

Вместо этого ваша сенсорная память создает что-то вроде быстрого «снимка» мира вокруг вас, позволяя вам ненадолго сосредоточить свое внимание на важных деталях.

Итак, насколько коротка сенсорная память? Эксперты предполагают, что эти воспоминания длятся три секунды или меньше .

Сенсорная память, хотя и мимолетная, позволяет нам на короткое время сохранять впечатление о стимуле окружающей среды даже после того, как исходный источник информации закончился или исчез. Обращаясь к этой информации, мы можем затем передать важные детали на следующий этап памяти, который известен как кратковременная память.

Эксперименты Сперлинга с сенсорной памятью

Продолжительность сенсорной памяти была впервые исследована в 1960-х годах психологом Джорджем Сперлингом.В классическом эксперименте участники смотрели на экран, и ряды букв вспыхивали очень кратко — всего на 1/20 секунды. Затем экран погас.

Затем участники немедленно повторили столько букв, сколько они могли вспомнить, что видели. Хотя большинство участников смогли сообщить только о четырех или пяти буквах, некоторые настаивали, что они видели все буквы, но информация исчезла слишком быстро. как они сообщили о них.

Вдохновленный этим, Сперлинг затем провел немного измененную версию того же эксперимента.Участникам были показаны три ряда по четыре буквы в каждой строке в течение 1/20 -го секунды, но сразу после того, как экран погас, участники слышали либо высокий, средний или низкий тон.

Если испытуемые слышали высокий тон, они должны были сообщить о верхнем ряду, те, кто слышал средний тон, должны были сообщить о среднем ряду, а те, кто слышал низкий, должны были сообщить о нижнем ряду.

Сперлинг обнаружил, что участники могли вспомнить буквы, если тон звучал в пределах одной трети секунды отображения букв.

Когда интервал был увеличен до более чем одной трети секунды, точность отчетов о письмах значительно снизилась, и все, что превышало одну секунду, делало практически невозможным вспомнить буквы.

Сперлинг предположил, что, поскольку участники фокусировали свое внимание на указанном ряду до того, как их зрительная память исчезла, они смогли вспомнить информацию. Когда тон звучал после исчезновения сенсорной памяти, вспомнить было почти невозможно.

Типы сенсорной памяти

Эксперты также считают, что разные органы чувств обладают разными типами сенсорной памяти. Также было показано, что разные типы сенсорной памяти имеют несколько разную продолжительность.

  • Иконическая память : Также известная как зрительная сенсорная память, иконическая память включает в себя очень краткое изображение. Этот тип сенсорной памяти обычно длится примерно от одной четверти до половины секунды .
  • Эхо-память : Также известная как слуховая сенсорная память, эхогенная память включает в себя очень краткую память о звуке, немного похожем на эхо.Этот тип сенсорной памяти может длиться до от трех до четырех секунд .
  • Тактильная память : Также известная как тактильная память, тактильная память включает в себя очень короткое воспоминание о прикосновении. Этот тип сенсорной памяти длится примерно две секунды .

Слово Verywell

Сенсорная память играет жизненно важную роль в вашей способности воспринимать информацию и взаимодействовать с окружающим миром. Этот тип памяти позволяет сохранять краткие впечатления от огромного количества информации.

В некоторых случаях эта информация может быть перенесена в кратковременную память, но в большинстве случаев эта информация быстро теряется. Хотя сенсорная память может быть очень короткой, она играет решающую роль в процессах внимания и памяти.

Познание (Сенсорная память) | Введение в учебный дизайн

Как внимание влияет на память?

Стандартная модель обработки информации состоит из 3 основных компонентов: (а) сенсорная память, (б) рабочая память (т.д., кратковременная память) и (в) долговременная память.

Сенсорная память , первый уровень памяти, позволяет нам делать «снимок» нашей окружающей среды и хранить эту информацию в течение короткого периода времени. Окружающая среда предоставляет множество источников информации (свет, звук, запах, тепло, холод и т. Д.), Но мозг понимает только электрическую энергию. Итак, в теле есть особые сенсорные рецепторные клетки, которые преобразуют (т. Е. Переходят от одной формы энергии к другой) эту внешнюю энергию во что-то, что может понять мозг.Благодаря трансдукции создается память. Эта память очень короткая; менее 1/2 секунды для зрения, около 3 секунд для слуха и около 10 секунд для прикосновения (Gilson & Baddley, 1969; Mahrer & Miles, 2002).

Можете ли вы представить, как пытаетесь обработать информацию о каждом ощущаемом стимуле? Ваш мозг быстро сгорел бы! К счастью, сенсорная память действует как буфер для стимулов, полученных через пять органов чувств. Восприятие — это процесс распознавания различных стимулов.Сенсорная память существует для каждого сенсорного канала: иконическая память на зрительные стимулы, эхогенная память на слуховые стимулы и тактильная память на прикосновение.

Сначала нужно ощутить стимул. Для дальнейшей обработки информации ключевым является внимание . Внимание — это когнитивный процесс, который позволяет нам сосредоточиться на определенных стимулах окружающей среды (Anderson, 2004). После восприятия уделение внимания чему-либо позволяет информации перейти из сенсорной памяти в рабочую память.Таким образом, внимание , служит фильтром для стимулов из нашего окружения. Выборочно определяя, что «пройдет» для дальнейшего изучения, а что нет, Внимание позволяет нам сосредоточиться только на необходимых стимулах.

Вспомните время, когда вы были в переполненной комнате и много людей разговаривали. Вы уделяли внимания тому, что говорил каждый человек? Наверное, нет, но что произошло, когда кто-то в комнате назвал ваше имя? Бьюсь об заклад, твои уши оживились.

Даже при том, что вы могли не активно воспринимать слов множества разговоров вокруг вас, ваш мозг воспринимал. Большая часть этой информации была быстро отброшена, потому что ваш мозг быстро решил, что она вам не нужна. Однако обычный паттерн слышания вашего имени вызвал то, что ваш мозг, возможно, посчитал важным, и заставил вас обратить внимание на (сознательный акт распознавания воспринимаемого стимула ), чтобы вы могли перенести эту информацию в свою рабочую память и решить, что с этим делать оттуда.

Когнитивные психологи определили множество различных типов внимания в том числе:

  • Переменное внимание: умственная гибкость или способность перемещать фокус между задачами с различными когнитивными потребностями.
  • Разделенное внимание: способность одновременно отвечать на несколько задач.
  • Сосредоточенное внимание: способность реагировать непосредственно на прикосновение, звук или взгляд.
  • Избирательное внимание: способность удерживать внимание на определенном раздражителе, даже когда конкурирующие стимулы борются за ваше внимание.
  • Устойчивое внимание: бдительность или способность сохранять постоянство посредством непрерывных и повторяющихся действий.

И что?

Как знание о сенсорной памяти действительно может помочь вам как разработчику учебных материалов? Осознают они это или нет, но наиболее эффективные учителя уже используют сенсорной памяти в своих интересах, создавая своего рода продвинутый органайзер. Организатор заранее, подготавливает учащихся к тому, чтобы обращать внимание, на конкретные аспекты урока, еще до того, как они будут представлены (отсюда и термин «заранее»).Рабочий лист, который выдается перед просмотром фильма, набор вопросов, чтобы направить мышление учащихся, или деятельность, которая привлекает внимание учащихся к определенному аспекту урока, — все это способы, которыми вы, возможно, уже знакомы с продвинутым организатором. Учителя обычно называют их «упреждающим набором» или «крючком» для урока. Какие продвинутые органайзеры использовали ваши инструкторы?

  • Андерсон, Джон Р. (2004). Когнитивная психология и ее значение (6-е изд.). Стоит издателям. п. 519. ISBN 9780716701101.
  • Gilson; Баддели (1969). «Тактильная кратковременная память». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 21: 180-184. Проверено 20 марта 2011.
  • Mahrer, P., & Miles, C. (2002). Память распознавания тактильных последовательностей. Память , 10 (1), 7-20. http://www.informaworld.com/smpp/content~db=all~content=a741935434

Когнитивная обработка — Исследование сенсорного восприятия

То, как мы воспринимаем мир, определяет то, как мы с ним взаимодействуем.

Одна из основных функций человеческого мозга — извлекать информацию из внешнего мира и разбираться в ней, чтобы мы могли успешно взаимодействовать с окружающей средой. Многие из первых шагов в этом процессе включают создание восприятия мира на основе сенсорной информации. Эти восприятия являются ранними строительными блоками почти для всех когнитивных процессов более высокого уровня, таких как память или язык.

Используя память в качестве примера, если вы попросите кого-нибудь вспомнить определенный цвет, его память о цвете будет основана на его визуальном восприятии увиденного.Несмотря на то, что длины волн света, падающего на обе сетчатки, были идентичны, если вы воспринимали цвет по-разному, вы запомнили его по-разному. В крайнем случае этого примера, если вы дальтоник, ваше воспоминание о цвете действительно будет совсем другим.

Этот пример распространяется почти на все когнитивные процессы. Успешное общение в социальных сетях зависит от вашей способности воспринимать визуальную и слуховую информацию от человека, с которым вы разговариваете.Прогулка по коридору зависит от вашей способности видеть в коридоре предметы, которые вы должны обойти. Хотя низкоуровневые аспекты сенсорного восприятия этих задач часто принимаются как должное, они являются неотъемлемой частью нашего повседневного когнитивного функционирования.

Исследования нашей лаборатории в этой области сосредоточены на том, как визуальное и слуховое восприятие влияют на когнитивные процессы высокого порядка. Это включает, но не ограничивается:

  1. Как индивидуальные различия в восприятии влияют на выполнение задач более высокого уровня, таких как восприятие речи и память?
  2. Как проблемы восприятия в клинических группах, такие как аутизм и потеря слуха, влияют на способность человека выполнять эти когнитивные функции?

Рецензируемые публикации по этому направлению исследований см .:

Стивенсон Р.A. , Сегерс, М., Фербер, С., Баренс, доктор медицины, и Уоллес, М. (2014). Влияние дефицита мультисенсорной интеграции на восприятие речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Границы психологии , 5 (379), 1-4.

Стивенсон, Р. А., Симан, Дж. К., Войнароски, Т. Г., Шнайдер, Б. К., Эберли, Х. Э., Камарата, С. М., и Уоллес, М. Т. (2014). Мультисенсорная временная интеграция при расстройствах аутистического спектра. Journal of Neurocience, 34 (3), 691-697.

Шлезингер Дж., Стивенсон Р. А. и Уоллес М. Т. (2014). Влияние мультисенсорной тренировки на восприятие звука пульсоксиметром. Анестезия и обезболивание, 118 (6), 1249-1253 .

Стивенсон Р. А. , Земцов Р. К. и Уоллес М. Т. (2012). Индивидуальные различия в мультисенсорном временном окне привязки предсказывают восприимчивость к аудиовизуальным иллюзиям. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность, 28 (6): 1517-1529.

Как это:

Нравится Загрузка …

Когнитивное развитие и сенсорная игра

В процессе игры сочетание осязания и зрения, слуха, вкуса и обоняния помогает развить когнитивные навыки.

Десятимесячная Кэсси хватается за деревянные бруски. Один за другим она поворачивает их в руках, осторожно ощупывая, а затем подносит ко рту, чтобы глубже изучить их текстуру и форму. Она замечает, что они не пахнут или не имеют ничего особенного на вкус.Языком и пальцами она исследует плоские стороны и более острые углы. Она использует все свои чувства — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус — чтобы больше узнать об этих блоках.

Маленькие дети учатся, используя одновременно несколько органов чувств. Практическое обучение с конкретными объектами, как опыт Кэсси в описанном выше сценарии, приводит к абстрактному мышлению по мере ее роста и развития. В игровом процессе сочетание осязания со зрением, слухом, вкусом и обонянием помогает развить когнитивные навыки.

Когнитивные навыки — это навыки, которые мы используем, когда решаем проблемы и создаем новые идеи на основе текущих идей. Процесс решения проблем начинается с наблюдения; то есть, принимая во внимание атрибуты объектов. Маленькие дети используют все свои чувства, чтобы исследовать предметы, и они сохраняют это в своей памяти. Кроме того, когда у детей возникают сенсорные переживания, они сохраняют переживания всего тела в своей «сенсорной памяти». Мы используем нашу сенсорную память, чтобы начать процесс понимания и получения знаний.

Снова и снова исследуя деревянные блоки, ребенок узнает кое-что о характеристиках блоков. Одна из вещей, которую они усвоили, заключается в том, что большой блок тяжелее малого, но все они имеют одинаковый вкус. Как заявила специалист по раннему детству High Scope Сюзанна Гейнсли: «Обнаружение и дифференциация этих характеристик — первый шаг в классификации или сортировке — важной части научного обучения и открытий дошкольников».

Педагоги дошкольного образования не могут переоценить важность сенсорной игры в образовательном процессе.Это основа всех навыков, которые дети будут использовать в школе при обучении чтению, письму и решению математических и естественнонаучных задач. Когда ребенок переживает эти переживания, он может использовать телесную и когнитивную память о своем опыте, когда он сталкивается с новыми ситуациями. Кроме того, процесс наблюдения сам по себе является навыком. Наблюдательность дает ребенку преимущество в школе и на протяжении всей жизни.

Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни ребенка и является тем же процессом, который используют взрослые для открытия новых лекарств или понимания природы материи на молекулярном уровне.«Предоставляя студентам материалы, которыми они могут физически манипулировать, играть и исследовать, учителя помогают им больше узнавать о мире и развивать важные навыки, которые они будут использовать в дальнейшей жизни», — сказала Кейтрин Блейк из Университета Конкордия в Небраске.

Например, текстура или сенсорный стол — популярное место для детей в учреждениях дошкольного образования. Когнитивные навыки, такие как математические, развиваются благодаря пространственному восприятию и распознаванию образов с объектами на сенсорной таблице.Навыки науки и техники, которые также являются когнитивными навыками, включают наблюдение, экспериментирование, умение делать выводы, прогнозирование и изучение природного и физического мира.

Помещение в таблицу текстур предметов, которые представляют собой проблемы или трудности для детей, поможет им развить познавательные навыки. Учителя могут ставить трубки разного размера и предметы разного размера, поэтому дети должны подобрать трубку подходящего размера, подходящую для этого предмета. Гейнсли предлагает включать «предметы, через которые дети могут проливать материал (например,ж., бумажные полотенца или тюбики от туалетной бумаги, воронки с отверстиями разного размера, гибкие пластиковые шланги разной длины) ».

В то время как безопасность всегда является проблемой, учителя маленьких детей должны знать и внимательно относиться к ним, предоставление маленьким детям разнообразных материалов и предметов разного цвета, текстуры и запаха обогащает жизнь ребенка и развивает навыки, которые им понадобятся в процессе обучения. Взрослые.

Для дальнейшего исследования сенсорной игры и ее преимуществ Расширение Университета штата Мичиган предлагает следующие веб-сайты:

Вы нашли эту статью полезной?