16.10.2021

Были небылицы: Урок 37. обобщающий урок по теме «были и небылицы» — Литературное чтение — 3 класс

Содержание

Урок 37. обобщающий урок по теме «были и небылицы» — Литературное чтение — 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 37. Обобщающий урок по теме «Были и небылицы»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящен обобщению знаний и проверке достижений по разделу «Были и небылицы»

Глоссарий по теме

Быль – рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности

Небылица — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.

Тема – предмет какого-либо рассуждения или изложения; круг проблем, образующих основу художественного произведения

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным

Ключевые слова

Сказка; рассказ; небылица; план рассказа; сюжет

Основная и дополнительная литература по теме урока

:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. Ч.2 С. С.4-42
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 52 – 61
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем как правильно проверять свои знания

Научимся ставить перед собой задачи

Сможем создать фантастическое произведение

Основное содержание урока

Обобщение знаний по разделу «Были – небылицы» происходит в ходе беседы вымышленных героев Ани и Володи и учителя.

Учитель: Сегодня мы проверим свои знания и оценим достижения по разделу «Были-небылицы»

как вы думаете, какие задачи мы должны решить на уроке?

А: Я думаю, мы должны вспомнить, что такое быль и небылица, чем они отличаются друг от друга. И почему раздел учебника «Были – небылицы» назван именно так.

В: Я считаю, что важно проверить знания текстов произведений.

А: Важная задача – развивать свою речь, отвечая на вопросы.

У: Верно, ребята. Итак, что вы знаете о былях и небылицах?

А: Быль – рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

В: Небылица — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.

У: Назовите авторов, чьи произведения вы читали, изучая раздел.

А: Мы читали рассказы Максима Горького, Александра Ивановича Куприна, Константина Георгиевича Паустовского.

У: Какое из произведений является авторской сказкой?

В: Мне кажется, это рассказ «Случай с Евсейкой». Сказка повествует о том, как маленький рыбак Евсейка неожиданно для себя очутился в подводном мире, речном царстве, и как он знакомился и общался с его обитателями, а также искал выход домой в родной мир.

Максим Горький использует сказочные приёмы: волшебные события – мальчик упал в воду, но не захлебнулся, не утонул, а начал разговаривать с жителями морского царства.

А: Говорящие животные – также признак сказки.

В: Повествование заканчивается тем, что мальчик оказался на том же месте, откуда упал в море, и совсем сухой.

А: Я считаю, что Володя прав. Произведение Максима Горького «Случай с Евсейкой» соответствует определению авторской сказки. Авторская, или литературная сказка – это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее единственного автора.

У: Перед вами план рассказа «Случай с Евсейкой» Восстановите правильную последовательность событий в рассказе.

А: Какое трудное задание!

В: Вместе мы справимся.

У: Вы молодцы, справились с заданием.

У: Что вы можете сказать о произведении Константина Георгиевича Паустовского «Растрёпанный воробей»

А: Этот рассказ очень правдоподобен. Мне кажется, он больше похож на быль.

В: А я думаю, что в этом произведении много фантастического. Ворона и воробей наделены человеческими чертами. А история о том, как воробьи собрались, договорились отобрать у вороны хрустальный букетик, больше похожа на небылицу.

А: На меня рассказ произвёл огромное впечатление. Особенно сцена, когда воробей приносит Золушке букет, отобранный у вороны. В рассказе «Растрёпанный воробей» сказка так тесно переплетается с былью, что их невозможно разделить. Это позволяет автору сильнее воздействовать на чувства читателя.

У: Спасибо за интересные ответы.

У: Сейчас мы обсудим рассказ Александра Ивановича Куприна «Слон».

В: Этот рассказ Куприна – светлое и доброе произведение. В нем царят любовь к детям и бережное отношение к их мечтам. Все герои рассказа положительные. И все в нем складывается прекрасно, хоть и начинается повествование с печальной сцены – болезни девочки Нади.

А: В рассказе Куприна нет ничего фантастического, потому что события, описанные в рассказе, вполне могли бы произойти в реальной жизни.

В: И всё-таки, в этом рассказе присутствует сказка, сделанная руками любящих родителей. И эта сказка заканчивается чудом – исцелением, казалось бы, безнадёжно больной девочки.

У: Давайте сделаем вывод. Что объединяет произведения раздела «Были – небылицы»?

А: Мне кажется, эти произведения объединяет их сказочность, фантастичность. Читая их, я поняла, что в жизни всегда есть место сказке.

В: Я думаю, произведения раздела «Были-небылицы» учат тому, что сказку можно создать своими руками, для того, чтобы помочь окружающим людям, сделать мир добрее, увидеть красоту окружающих людей и природы.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Восстановите последовательность событий рассказа М.Горького «Случай с Евсейкой»

Разговор с большой рыбой.

Хитрость Евсейки.

Рыбы желают познакомиться с Евсейкой.

Евсейка не нравится рыбам.

Евсейка оказался на морском дне.

Страшные слова рыбы.

Правильный ответ:

1. Евсейка оказался на морском дне.

2. Евсейка не нравится рыбам.

3. Разговор с большой рыбой.

4. Страшные слова рыбы.

5. Рыбы желают познакомиться с Евсейкой.

6. Хитрость Евсейки.

Разбор типового контрольного задания

Составьте пары

Текст вопроса:

1 вариант

Кто вытащил Евсейку, героя рассказа М.Горького со дна морского?

1. Морская звезда

2. Усатые лангусты

3. Большая рыба

4. Актинии

2 вариант

С помощью какого лакомства слона в рассказе А.Куприна завели в дом? Что это было?

1. круглый фисташковый торт

2. квадратный фисташковый торт

3. треугольный ананасовый торт

4. круглый банановый торт

Ответ:

1 вариант

3. Большая рыба

2 вариант

1. круглый фисташковый торт

Были Небылицы | Развивайка

Ответы к стр. 51
  • Можешь ли ты по названию догадаться, о чём пойдёт речь в этом разделе?

Название состоит из двух слов: «были» — значит то, что было, а «небылицы», то, что придумано, чего не было.

  • Как по-другому можно озаглавить этот раздел?

Рассказы и сказки.

  • Составь список книг, которые можно поместить на выставку «Были-небылицы».

Л. Н. Толстой «Лев и собачка», В. Медведев «Баранкин, будь человеком!», В. Медведев «Грунькины были и небылицы», Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», М. Зощенко «Лёля и Минька», М. Горький «Случай с Евсейкой».

  • Какое из представленных на выставке прооизведений ты читал?

Я читал произведения М. Зощенко из книги «Лёля и Минька».

  • Что ты знаешь об авторе этого произведения? Найди информацию в учебнике, энциклопедии или Интернете. Запиши.

Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).
Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром…

Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала литература. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г. Он назывался «Тщеславие» и повествовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала.
Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти.
Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные боее полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней.

  • Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Рассказ «Галоши и мороженое». В этом произведении дети совершают серьёзный проступок и от отца получают серьёзное наказание. Автор говорит о своей детской любви к мороженому, но мать, беспо­коясь за здоровье детей, не позволяла его есть ни ему, ни сестре. Дети нашли старую галошу в саду, и проходивший мимо тряпичник заплатил им за неё две копейки. Они спешат потратить деньги на мороженое и, воодушевлённые упавшим с неба доходом, теперь уже крадут  две непарные галоши из прихожей для продолжения торговли. Их преступление раскрывается, когда их зовут домой, чтобы попрощаться с гостями: ни у дяди, ни у тети нет второй галоши. Следует наказание отца, решившего продать все Лёлины и Минькины игрушки тряпичнику, и на вырученные деньги приобрести новые галоши гостям. А также отец запрещает в течение целых двух лет Лёле и Миньке кушать мороженое. И до нынешнего дня рассказчик не может есть мороже­ное, не вспоминая этот случай и не спрашивая себя: «Заслу­жил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-ни­будь?» Он советует всем думать об этом, поедая мороженое.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Были Небылицы

4.5 (89.88%) от 245 голосующих

Были — небылицы стр 51 — 59 / Рабочая тетрадь по литературному чтению

Можешь ли ты по названию догадаться, о чём пойдёт речь в этом разделе?

Судя по названию, мне кажется, что в разделе будет идти речь о выдуманных историях, которых на самом деле не было и не будет.

Как по-другому можно озаглавить этот раздел?

«Выдумки», «Придуманные истории», «Вымыслы».

Составь список книг, которые можно поместить на выставку «Были-небылицы».

М. Горький «Случай с Евсейкой».

В.Медведев «Грунькины были и небылицы».

Книга А. Сазонова «Емелины небылицы».

стихотворения «Небылицы» Виктора Полянских.

Э. Успенский «А может, а может…».

Какое из представленных на выставке произведений ты читал?

Я прочитал много произведений из книги А.Сазонова «Емелины небылицы».

А также мне очень понравился сборник «Грунькины были и небылицы» В.Медведева.

В нём я прочёл следующие рассказы: «Сказочный совет», «Самый ленивый мальчик на свете», «Как Грунька в космос летала», «Обыкновенный великан».

Что ты знаешь об авторе этого произведения? Найди информацию в учебнике, энциклопедии или интернете. Запиши.

Валерий Медведев – известный советский писатель. 

Родился он в городе Ишим 16 марта 1923 года.

Писатель с детства увлекался творчеством, увлекался литературой, ходил в кружок рисования и лепки, а также занимался хореографией.

В школе мальчик начал писать самостоятельно стихи и рассказы.

Летом 1937 года Валерий стал сиротой, его отца и мать расстреляли как врагов народа и он со своими братьями попал в детский дом.

Из детского дома его забрал Владимир Медведев, актёр Челябинского театра.

В новой семье мальчик получил новую фамилию и стал Валерием Медведевым.

В юношеском возрасте Валерий сначала занялся работой в театре, а после съёмками в кино «Парень из нашего города» и «Она защищала Родину».

После Валерий Медведев обратился к литературе и стал известным писателем для детей и юношества.

Самое известное произведение писателя: «Баранкин, будь человеком!».

Всего Валерий Медведев издал около 30 книг, они были переведены на 27 языков мира, в каждой книге писателя вера в то, что человек способен на многое, если верить в свои силы!

Известный писатель умер в возрасте 74 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москва.

Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Мне понравилось произведение В. Медведева «Самый ленивый мальчик на свете».

Это очень забавный рассказ.

Герой произведения — ленивый мальчик, которых ещё свет не видал.

Он стал настолько ленивым, что ему даже ходить было невмоготу.

Шагал он только, когда ветер его подталкивал.

А потом и вовсе перестал выходить на улицу.

Об этом узнала Грунька и вылечила его.

Её метод лечения не может не вызывать смех.

Теперь мальчик делает работу, а после принимает «волшебную» горошину, не понимая, что она самая обыкновенная и никак не действует.

Зато теперь он не ленится.

Я восхищаюсь юмором автора и благодарен ему за столь занимательный рассказ.

___

М. Горький. Случай с Евсейкой

Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно. Запиши их.

Когда Евсейка задремал, то во сне увидел подводное царство.

Там он познакомился с множеством самых различных морских жителей.

У них даже было чувство юмора, они и рака успели подразнить, и Евсейку обсудить.

Чтоб читатель смог наглядно представить обитателей морского дна, Горький использует сравнения.

К примеру, актинии похожи на спелые вишни.

Морские лилии писатель сравнивает с мухами, а зелёных рыб – с бабочками.

Голотурия напоминает поросёнка, а сепия точь-в-точь как носовой платок.

…Рыбьи глаза были скучными как алгебра.

Большая рыба говорит голосом похожим на звуки кларнета и улыбается так, словно её уже зажарили и положили на стол на блюде…

Описывая солнце, которое пробивается сквозь воду, автор сравнивает его с медным подносом.

Евсейка, когда спал, не мог пошевелиться.

Это состояние Горький сопоставляет с ногами, накрытыми тяжёлым одеялом.

Что ты думаешь о Евсейке? Какой он?

Предполагаю, что Евсейка был достаточно мужественным и игривым мальчиком.

Ведь, когда он попал на морское дно (как ему казалось), то не испугался, а с интересом осматривал его обитателей.

Мальчику ещё присуща хитрость.

Он её использует, когда боится, что собеседнику не понравится правда.

Ещё он умный и находчивый, смог быстро найти решение, чтоб выйти из сложившейся ситуации на морском дне.

Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

Как мне показалось, Горький относится к Евсейке с любовью и каким-то трепетом.

Хоть автор и немного рассказал о мальчике, но этого было достаточно, чтоб понять, что он хороший и очень любит родителей.

Придумай продолжение сказки, используя слова: никто не поверил, придётся возвращаться, бурлит, сейчас съест, со злостью.

Продолжение сказки о Евсейке для 3 класса.

Евсейка стремглав побежал домой, чтоб рассказать историю, что с ним причудилась.

Прибежав к дому, он уже с порога начал громко рассказывать о своём приключении.

Его наполняли эмоции, он размахивал руками и детально рассказывал о жителях морского дна.

Закончив рассказ, мальчик посмотрел на родителей и понял: «Никто мне не поверил».

Евсейка прилёг отдохнуть, а его мысли наполняла история на морском дне.

Он так хотел разделить с кем-то свои впечатления, так хотел, чтоб ему поверили.

И вдруг пришла идея: «Придётся возвращаться!».

Ничуть не сомневаясь, Евсейка схватил рюкзак и побежал к берегу.

И как только мальчик собрался прыгать, море забурлило, закипело, зашипело.

С него вынырнула огромная рыба и хотела цапнуть Евсейку.

Он успел отпрыгнуть и подумал: «Какая страшная.

Смотрит со злостью.

Если пригну, так она же сразу меня съест и даже не почувствует».

Евсейка решил не рисковать и вернулся домой.

Он подумал, что лучше приключения оставить втайне.

Это будет его маленький секрет.

Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или невероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Забавная или невероятная история на рыбалке для 3 класса.

Я каждое лето езжу в деревню к бабушке с дедушкой.

Моё любимое занятие – ходить с дедушкой на рыбалку.

Накануне, вечером мы копаем червей, а рано утром берём удочки и отправляемся к речке.

Как-то со мной случилась чудная история.

Я почувствовал, что клюёт рыба и хотел уже сматывать леску.

Но она натянулась, как струна и я понял, что улов очень больших размеров.

На рыбалке кричать нельзя, и я жестом хотел показать дедушке, что нужна помощь.

Только я поднял руку, чтоб его позвать, как вдруг меня потянуло к самой речке.

Я упал, а когда очнулся, то не поверил своим глазам.

Это было самое настоящее дно реки.

Такой красоты я никогда не видел.

Оказывается, в речке обитали даже морские жители.

Вдруг мне кто-то постучал по плечу, я обернулся и увидел огромнейших размеров краба.

Он предложил мне присесть и угостил червями.

Я присел, но от «лакомства» отказался.

Морские звёзды летали надо мной, как светлячки.

Ракушки заводили хоровод и громко хохотали.

Морские коньки играли в футбол против малька.

Это было так забавно.

Вместо мяча, у них — жемчужина.

И всё там настолько сказочно и невероятно, что захватывало дух.

Вдруг я услышал голос дедушки.

Он звал меня, но я не мог оторваться от прекрасного вида.

Тут я почувствовал всплеск воды в моё лицо, а когда открыл глаза надо мной стоял дедушка.

Оказывается, я не мог удержать удочку одной рукой и когда рыба потащила меня к воде, я зацепился об камень, упал и потерял сознание.

Вот такая вот история. Зато было весело!

К. Паустовский Растрёпанный воробей.

Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Театральное представление «Золушка» подходило к своему завершению.

Мама главной героини играла в нём роль «Золушки». 

В самый напряжённый момент на сцену залетел маленький воробушек, звали его Пашка.

В клювике у него был стеклянный букет – подарок папы Машеньки главной героине. 

Пашка отобрал его у воровки-вороны, которая стащила букет со стола в доме Маши.

Золушка-Машина мама, увидев воробушка с букетиком, протянула руки, поймала подарок и расплакалась от счастья.

А воробушек уселся на люстру, чтоб поправить перья, которые взъерошились в борьбе с вороной.

План пересказа эпизода о появлении воробья с хрустальным букетиком:

1. Премьера спектакля «Золушка» близиться к завершению.

2. Залетает воробушек Пашка со стеклянным букетом.

3. Подарок оказывается у Золушки в руках.

4. Счастье Золушки.

5. Воробушек на люстре приводит себя в порядок.

Это выборочный пересказ, так как рассказывается не обо всём произведении, а лишь о выборочной ситуации.

Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями? Запиши диалог с другом.

Автор хотел поделиться мнением, что в мире существует настоящая дружба, преданность, храбрость, добродушие.

Такие качества и бескорыстное желание помочь всегда очень ценятся.

Пример диалога с другом о том какими мыслями автор рассказа «Растрёпанный воробей» думал поделиться с читателями.

— Тебе понравилась сказка «Растрёпанный воробей»?

— Да, я считаю её не только очень интересной, но и поучительной.

— Согласен с тобой. Какие качества главного героя тебе понравились?

— Я восхищен храбростью воробья Паши, он рисковал жизнью, чтоб Машина мама была счастлива, а соответственно и Маша. А тебе, что понравилось?

— Мне понравилось то, как Паустовский описал настоящую дружбу.

Ведь друзья всегда готовы прийти на помощь и поддержать в трудную минуту.

В рассказе «Растрёпанный воробей» животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается воробей Пашка.

Автор наделяет Пашку чертами, что присущи хорошему человеку.

«Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза: прикинулся мёртвым.»

— данная цитата указывает на сообразительность воробья.

Цитата:

«Соображал, чем бы Машку отблагодарить»

— говорит о присущем Пашке чувству благодарности.

«Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше».

— эти слова автора отображают преданность Пашки.

«Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки».

— цитата указывает на то, что Пашке пришлось пережить нелёгкий бой, но он победил, ведь был настоящим другом.

Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

«Спал весь дом, и сад…», «Зима всё сыпала и сыпала с неба снег», «Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих». 

«Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов».

«А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.»

«Струны на скрипках и виолончелях тихонько вздрогнули. Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

«Музыка запела о счастье».

А.Куприн Слон

В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуй своё мнение. Найди подтверждение в тексте.

Я уверен, что происходящие события в рассказе «Слон» не могут быть реальными, скорее всего, они вымышлены автором.

Думаю, что хозяин цирка или зоопарка никогда не отпустит слона домой к маленькой девочке, а тем более завести его на второй этаж дома.

К тому же двери при этом не были повреждены.

А держать слона в доме является опасной затеей.

Из-за своих больших размеров животное легко может покалечить жителей дома и квартиры.

Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запиши их.

Вопросы, которые можно задать по рассказу Куприна «Слон»

1) Использовал ли Куприн, при написании произведения «Слон», свои цирковые знания?

2) Поведение слона в доме правда присуще этому животному, или это тоже выдумка?

3) Какие основные качества присущи героям произведения?

4) Каким образом слон помог больному ребёнку реабилитироваться?

Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую часть.

Часть 1 – Болезнь маленькой девочки.

Часть 2 – Прекрасная игрушка.

Часть 3 – Представление в зверинце.

Часть 4 – Слон отправляется к Наде.

Часть 5 – Девочка и большое животное

Часть 6 – Выздоровление Нади.

Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок пришлась тебе по душе? Почему? Объясни. Докажи своё мнение. Расскажи её маме или своим друзьям.

Каждая из прочитанных мной сказок имеет одного автора, имя которого известно.

В случае с народными сказками – авторов и их количество никто не знает.

Герои этих литературных сказок выдуманы авторами и не повторяются в других произведения.

Поэты и писатели литературных сказок имеют авторское право, в отличие от авторов народных творений.

Мне очень понравилась сказка «Случай с Евсейкой».

Произведение Михаила Горького помогло заглянуть в волшебный мир морского дна.

Эта сказка хорошо влияет на развитие моей фантазии, ведь читая произведение, я представлял каждого обитателя моря.

К тому же в сказке присутствует юмор, что приходится мне по душе.

На столь необычном примере писатель учит нас находить выход с любой ситуации, быть храбрыми и находчивыми.

Рассмотри рисунки на с. 44 учебника (часть 2). Кто из героев тебе знаком? Составь и запиши о нём рассказ. Сделай иллюстрацию.

На иллюстрациях изображены герои с различных мультфильмов.

Многие из них я смотрел, даже не один раз.

На первой картинке изображены слон, удав, мартышка и попугай.

Это герои мультфильма по мотивам сказки Г. Остера «Бабушка удава».

Чуть ниже изображён весёлый Чебурашка.

Это один из главных героев писателя Эдуарда Успенского.

Потом изображены герои из мультфильма по мотивам «Приключения Незнайки» Н.Носова: Незнайка, Пилюлькин и Знайка.

Далее изображена Федора в слезах и её летающие кухонные предметы, мебель (ведро), утюг.

Это героиня К.Чуковского из произведения «Федорино горе».

Рассказ о герое с рисунка на стр. 44 учебника 2 части.

Я хочу рассказать о Федоре.

Ведь этот персонаж меня возмутил своей неряшливостью и ленью.

Будучи женщиной, Федора вовсе не следила за чистотой в доме.

Из-за этого её посуда и мебель убежали от неё.

Федора поняла, что без них жить не получится, отыскала их и начала, рыдая, просить вернутся.

Она просила прощения и обещала, что будет заботиться о своём доме, мебели, посуде.

Все домашние приспособления радовались раскаянию хозяйки и вернулись домой.

После этого Федора начала ценить их, тщательно протирать и мыть.

Героиня превратилась в настоящую хозяйку.

Рисунок-иллюстрация к сказке-стихотворению «Федорино горе»

На своей иллюстрации вы можете изобразить:

Вариант 1) Неаккуратно одетую и непричёсанную Федору.

Вокруг неё беспорядок: раковина забита посудой, стулья разбросаны, посуда на полках лежит неровно, где-то лежат осколки разбитой тарелки и т. п.

Вариант 2) Чистая, причёсанная Федора сидит за столом с чашкой в руках.

На столе стоит красивый самовар, пирог и блюдечко для чашки.

Везде порядок, вся посуда красиво сложена, раковина пуста.

На самоваре и на лице Федоры изобрази улыбку.

Тест по литературному чтению 3 класс по разделу «Были

Ф.И. _____________________________

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы» (3кл.)

1 вариант

  1. Укажи автора произведения «Растрёпанный воробей».

а) М. Горький б) К.Г. Паустовский

в) А.И. Куприн г) В.М. Гаршин

2. Отметь, как звали слона в произведении А.И. Куприна.

а) Вилли б) Томми в) Лиззи г) Салли

3. Отметь, какого героя не было в произведении «Растрёпанный воробей».

а) Маша б) бабушка в) Пашка г) Евсейка

4. Узнай героя по описанию.

Свалился, но ничего, не испугался и плывёт тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

а) Пашка б) Евсейка в) Томми г) немец

5. Отметь, кого не встретил Евсейка на морском дне.

а) креветок б) рачков в) сифонофоров г) осьминогов

6. Найди лишнее в утверждении.

Умные собаки в зверинце …

а) кувыркаются б) танцуют

в) поют под музыку г) говорят с хозяином

7. Какое произведение начинается такими строками?

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне.

а) «Алёнушкины сказки» б) «Растрёпанный воробей»

в) «Слон» г) «Случай с Евсейкой»

8. Что из описанного в рассказе «Слон» могло произойти на самом деле?

а) маленькая девочка заболела б) слон пришёл домой к девочке

в) папа принёс девочке игрушечного слона г) в зверинце слон обедал, совсем как благовоспитанный мальчик

9. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?

а) А.И. Куприн б) К.Г. Паустовский

в) В.М. Гаршин г) А.М. Пешков

10. Вспомни произведение А.И. Куприна и расположи пункты плана в нужном порядке.

… В цирке. … Обед. … «Хочу слона». … Знакомство.

… Девочка здорова. … Слон идёт к Наде. … Болезнь дочери.

Ф.И. ________________________________________

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы» ( 3 кл.)

2 вариант.

  1. Укажи автора произведения «Случай с Евсейкой».

а) К.Г. Паустовский б) М. Горький в) А.И. Куприн г) В.М. Гаршин

2. Отметь, как звали воробья в произведении «Растрёпанный воробей»

а) Сашка б) Пашка в) Лёшка г) Мишка

3. Укажи, какого героя не было в произведении А.И. Куприна «Слон»

а) доктор б) бабушка в) немец г) Лиза

4. Узнай героя по описанию.

Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке.

а) Пашка б) Евсейка в) Томми г) немец

5. Отметь, кого не увидел папа Лизы в зверинце.

а) обезьянок б) львов в) кошек г) тюленей

6. Пешков – это настоящая фамилия:

а) А.И Куприна б) М. Горького

в) К.Г. Паустовского г) Л.Н. Толстого

7. Какое лакомство помогло завести слона в дом?

а) банановый торт б) шоколадный торт

в) ананасовый торт г) фисташковый торт

8. Вспомни произведение А.И. Куприна и расположи пункты плана в нужном порядке.

… В цирке. …Обед. … «Хочу слона». ….Знакомство.

… Девочка здорова. …Слон идёт к Наде. … Болезнь дочери.

9. Какое произведение начинается такими строками?

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою ещё двух докторов, незнакомых.

а) «Алёнушкины сказки» б) «Случай с Евсейкой»

в) «Слон» г) «Растрёпанный воробей»

10. Что из описанного в рассказе «Растрёпанный воробей» могло произойти на самом деле?

а) Машин отец уехал в страну со странным названием «Камчатка»

б) Машина мама танцевала в театре «Золушку»

в) ворона влетела в форточку и утащила со стола стеклянный букетик

г) воробей влетел в зрительный зал и вернул маме букет

Тест по литературному чтению к разделу «Были-небылицы» 3 класс (Школа России)

ФИ ________________________________

Тест к разделу «Были-небылицы»

Вариант 1

  1. К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»?

А) рассказ

Б) сказка

В) повесть

Г) былина

2. Какого персонажа нет в произведении К.Г Паустовского «Растрёпанный воробей»?

А) Евсейки

Б) Маши

В) Пашки

Г) Петровны

3. Как Евсейка оказался в подводном царстве?

А) нырнул в воду

Б) упал в воду

В) увидел во сне

Г) увидел в своём воображении

4. Найди лишний эпизод (часть) произведения «Случай с Евсейкой».

А) На морском дне

Б) Разговор с рыбой

В) Бой воробьёв с вороной

Г) Снова на камне

5. В каком произведении главная тема – болезнь девочки?

А) «Случай с Евсейкой»

Б) «Растрепанный воробей»

В) «Слон»

Г) «Лягушка — путешественница»

6. В каком произведении пословица «За добро добром платят» выражает главную мысль?

А) «Растрепанный воробей»

Б) «Слон»

В) «Лягушка — путешественница»

Г) «Случай с Евсейкой»

Ответы: 1б, 2а, 3в, 4в, 5в, 6а.

ФИ _______________________________

Вариант 2

  1. К какому жанру относится произведение А.И.Куприна «Слон»?

А) рассказ

Б) сказка

В) повесть

Г) былина

2. Какого персонажа нет в произведении А.И.Куприна «Слон»?

А) Томми

Б) Михаил Петрович

В) Пашка

Г) Надя

3. С какой целью М. Горький написал свою сказку «Случай с Евсейкой»?

А) хотел повеселить детей

Б) хотел познакомить детей с подводным миром

В) хотел предупредить детей об опасности у моря

Г) хотел показать, что умеет сочинять сказки

4. Найди лишний эпизод (часть) произведения «Растрепанный воробей».

А) Спасение воробья

Б) Кража хрустального букета

В) Бой воробьёв с вороной

Г) Снова на камне

5. В каком произведении главная тема – путешествие по подводному миру?

А) «Случай с Евсейкой»

Б) «Растрепанный воробей»

В) «Слон»

Г) «Лягушка — путешественница»

6. В каком произведении пословица «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» выражает главную мысль?

А) «Растрепанный воробей»

Б) «Слон»

В) «Лягушка — путешественница»

Г) «Случай с Евсейкой»

Ответы: 1а, 2в, 3б, 4г, 5а, 6б.

«Сказки, были, небылицы»

1 июня в Художественной галерее «Дом Куклы» открывается новая выставка «Сказки, были, небылицы»

С работами мастериц можно познакомиться до 31 июля.

Художественная галерея «Дом Куклы» имени Татьяны Калининой представляет выставку Кагачевой Натальи, Керн Маргариты и Кузьминой Натальи «Сказки, были, небылицы»

От авторов:
«Кто в куклы не играл, тот детства не видал…»
Наша компания сложилась давно, любовь к куклам сблизила нас и сдружила. Часто пересекались на выставках, ярмарках, мастер-классах. Нам интересно друг с другом, потому что мы разные. У каждой мастерицы свой почерк и свое видение. Куклы на этой выставке исполняют разные роли: одни обучают или оберегают, другие приглашают к игре, третьи иллюстрируют всеми любимые сказки. Приглашаем на выставку окунуться в наш кукольный мир.

Кагачева Наталья Васильевна. Окончила Абрамцевское художественное училище. Художник — мастер по профессии и по призванию. Занимается авторской и традиционной народной куклой. Проводит мастер-классы, участвует в городских и региональных выставках. Член Гильдии мастеров РК.

Керн Маргарита Рейнгольдовна. Профессия — архитектор. Работала архитектором в Мэрии, институте «Карелпроект» и параллельно занималась прикладным творчеством. Работала в качестве преподавателя в кружке «Рукоделие», автономии российских немцев- 9лет. В 2015 году состоялась персональная выставка по народной и авторской кукле в Доме ремёсел. Было представлено более 300 кукол в различной технике исполнения. Часть кукол «Калевала» приобретены министерством культуры и представляют нашу Карелию на выездных мероприятиях в городах и странах. Куклы живут в частных коллекциях не только в нашей стране, но и за рубежом. Участвовала в различных общих выставках и выездных мероприятиях по Карелии, городам России и за рубежом. Проводит мастер-классы по традиционной народной и обережной кукле с петрозаводчанами и туристами. Имеет дипломы, грамоты, благодарности, статьи в газетах и журналах. В настоящее время сотрудничает с центром народного творчества и культурных инициатив республики Карелия.

Кузьмина Наталья Анатольевна. В 1997 году окончила Карельское училище культуры. Специальность: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Квалификация: «Мастер, руководитель студии прикладного искусства». Всегда занималась творчеством. Работала ткачихой в туристической деревне Верхние Мандроги, учителем технологии в Заозерской, 32 и Петровской школах, воспитателем в интернате, социальным работником, педагогом дополнительного образования МОУ ДОД «ДТДиЮ». Педагог высшей категории.
В 2009 году познакомилась с мокрым валянием. В 2010-2011 году посещала курсы Абакшиной Виктории, Заборских Ольги по валянию.
В декабре 2013 года организовала мастерскую КузАрт.
Проводила курсы по валянию и бисероплетению в Доме Ремесел
Один из авторов проекта «Войлочные Кижи» в рамках программы Летних Университетов на о. Кижи, 2014.
В последние годы активно участвует в ярмарках, выставках города, республики и по России.
Член Гильдии мастеров РК.

Сроки проведения: 1 июня – 31 июля 2021 г.
Вернисаж: 1 июня (вторник) в 17 часов.
набережная Ла Рошель, 13
телефон для справок: (8142) 77-34-56.
Галерея открыта с 12 до 17 часов, воскресенье – выходной.

Урок 49 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ» | Поурочные планы по литературному чтению 3 класс

Урок 49 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ»