изучаем основы письменности Майя / Хабр
Письменность майя была единственной полноценной системой письменности в Америке, но благодаря стараниям отважных испанских конкистадоров к XVII веку она была полностью забыта. Тем не менее, тысячи этих символов сохранились на резных камнях, фресках и керамике, и в XX веке обычный советский аспирант выдвинул идею, которая позволила их расшифровать. И данная статья покажет, как устроена эта система.
Письменность майя — это логосиллабическая (словесно-слоговая) система, в которой большую часть символов составляют логограммы, обозначающие слова или понятия (например, «щит» или «ягуар»), а меньшую — фонограммы, которые представляют звуки отдельных слогов (“па”, “ма”) и определяют звучание слова.
Всего до нашего времени сохранилось около 5000 текстов, из которых учёные-эпиграфисты выделили более тысячи глифов. Многие из них являются вариациями одних и тех же знаков (аллографами) или имеют одинаковое звучание (омофоны).
Самые ранние из известных текстов майя датируются III веком до нашей эры, а самые поздние — временем испанского завоевания в XVI веке нашей эры. Полностью эта письменность исчезла в XVII веке, когда были завоеваны последние королевства майя.
Кролик-писец на Принстонской вазе
Как читать иероглифы майя
Первая сложность при изучении иероглифов майя — их дизайн был достаточно гибким, поэтому существуют различные способы написания одного и того же слова без изменения чтения или значения. Да, это была творческая работа, а писцы-майя, похоже, этим наслаждались и вовсю пользовались свободой творчества:
Небольшое пояснение
# На иллюстрациях транслитерация иероглифов майя в латинский алфавит выделяется жирным шрифтом. При этом заглавными буквами указываются ЛОГОГРАММЫ, а строчными — силлабограммы. Транскрипция выделена курсивом, а перевод взят в кавычки «».
Как и в латинской системе, слова у майя состояли из нескольких связанных знаков, но из-за изобразительной природы письма их гораздо сложнее воспринимать неопытным глазом, чем привычные алфавитные системы.
Группа знаков, образующих слово, называется блоком или комплексом глифов. Самый большой знак блока называется главным, а прикрепленные к нему меньшие — аффиксами.
Обычно знаки в блоке глифов читаются слева направо и сверху вниз. Аналогичным образом, тексты майя пишутся слева направо и сверху вниз столбцами по два блока.
Логограммы
Логограммы — это знаки, представляющие значение и произношение законченного слова. Даже в нашей алфавитно-фонетической системе письма, основанной на латинице, мы используем логограммы:
- @ (коммерческое at): используется в адресах электронной почты и в социальных сетях, первоначально применялся в платёжных документах на месте английского слова at в значении «по [цене]»
- £: символ фунта стерлингов
- & (амперсанд): заменяет союз «and»
Большинство знаков в иероглифическом письме майя являются логограммами:
Система, состоящая только из логограмм была бы слишком громоздкой, так как требовала бы отдельный знак для каждой вещи, идеи или эмоции.
Для сравнения, даже китайский алфавит, содержащий более 12 000 знаков, не является чисто логографической системой.Силлабограммы
Кроме логограмм майя использовали силлабограммы, которые позволяли не раздувать алфавит и сохраняли гибкость системы.
Силлабограмма или фонограмма — это фонетический знак, обозначающий слог. В языках майя она работает как слог СГ (согласная — гласная) или как слог С(Г), (согласный звук без сопровождающей гласной).
В целом, язык майя следует шаблону согласный-гласный-согласный (СГС), и в соответствии с принципом сингармонии гласный последнего слога в слове обычно подавляется:
Интересно, что любое слово, написанное логограммой, можно было полностью записать силлабограммами. Древние майя часто так и поступали, но никогда полностью не отказывались от логограмм.
Фонетические дополнения
Фонетические дополнения являются одними из самых распространённых аффиксов у майя.
В примере ниже символ «камень» (серым цветом) также является фонограммой для звука «ku», который используется в словах «ahk» «черепаха» или «kutz» «индейка» (последний гласный звук в обоих случаях отбрасывается). Но при записи его отдельным словом к нему добавляется фонетическое дополнение «ni», которое подтверждает, что это действительно слово «камень»:
Семантические детерминанты и диакритические знаки
Семантические детерминанты и диакритические маркеры помогают читателю понять произношение или значение слова, но в отличие от фонетических дополнений никак не произносятся.
Семантический детерминант конкретизирует многозначные логограммы. Хорошим примером семантического детерминанта является декоративная рамка вокруг рисунка или надписи. Она используется для обозначения дней в календаре майя:
Диакритические маркеры определяют произношение глифа. В европейских языках есть общие маркеры, например
- седиль: во французском языке показывает, что буква c произносится как s, а не k, например, façade
- диарезис: в немецком языке показывает сдвиг гласных /a/, /o/ или /u/ вперед, например, schön [ʃøːn] — «красивый», schon [ʃoːn] — «уже».
В письменности майя общим диакритическим маркером является пара точек в верхнем (или нижнем) левом углу блока глифов. Они указывают читателю на повтор слога. Так в примере ниже дублируется слог «ka»:
Полифония и омофония
Дополнительно усложняет письменность майя полифония и омофония. При полифонии один и тот же знак произносится и читается по-разному. В иероглифическом письме майя, например, слово tuun и слог ku обозначаются одним и тем же символом:
Омофония означает, что один и тот же звук представлен разными знаками. Так в письменности майя слова «змея», «четыре» и «небо» произносятся одинаково, но пишутся по-разному:
Порядок слов
В отличие от английского языка, где используется конструкция «подлежащее-сказуемое-дополнение» (Subject-Verb-Object), в языке майя применяется порядок «сказуемое-дополнение-подлежащее» (Verb-Object-Subject). Так как иероглифические тексты древних майя обычно начинаются с даты и в них нет дополнений, то самой распространенной структурой предложений будет «дата-сказуемое-подлежащее» (Date-Verb-Subject).
Большинство найденных текстов высечены на монументальных сооружениях и описывают жизнь королей и истории династий. В таких надписях даты занимают до 80% пространства. Глаголы обычно представлены одним или двумя блоками глифов, за которыми следуют длинные имена и титулы.
Местоимения
У майя было два набора местоимений. Набор A применялся с переходными, а набор B — с непереходными глаголами. Чаще всего у майя использовались местоимения третьего лица единственного числа («он, она, оно», «его, ее, его») из множества А. Местоимения из этого набора используются и с существительными, и с глаголами. Третье лицо единственного числа образуется следующими префиксами:
- u- перед словами или глаголами, начинающимися с согласного
- ya-, ye-, yi-, yo-, yu- перед словами или глаголами, начинающимися с гласных a, e, i, o, u соответственно.
В первом случае используются следующие знаки:
Любой из этих символов может быть использоваться для обозначения третьего лица единственного числа:
Обратите внимание на префикс /u/ в первом примере. Это упрощенная версия первого знака в третьей строке предыдущего рисунка.
Силлабограммы для префикса -ya:
Для ye-:
В примере ниже знак ye- стилизован в виде руки:
Для yi:
В этом примере yi поворачивается на 90 ° против часовой стрелки по эстетическим причинам:
Для yo-:
Для yu-:
Существительные
У майя существовало два типа существительных: «притяжательные» (possessed) и «абсолютные» (unpossessed).
У абсолютных существительных нет аффиксов, кроме двух исключений:
- суффикс-is обозначает части тела
- суффикс -aj указывает на вещи, которые носят люди, такие как украшения
Пол
В языке майя нет пола, исключения составляют существительные, описывающие род занятий или должность, например, «писец», «королева»,«король» и т. д. Для таких слов используется:
- приставка Ix- для женщин
- приставка Aj- для мужчин
Глаголы
Большинство древних текстов майя сохранилось на монументальных сооружениях, и в них рассказывается о биографиях правителей. Это значит, что почти все глаголы написаны от третьего лица и расположены сразу после дат. Чаще всего в таких надписях встречаются непереходные глаголы, которые не могут присоединять дополнения.
Для прошедшего времени (которое ещё обсуждается) используется суффикс -iiy, а для будущего суффикс -oom:
Часто после глагола можно увидеть знак-aj, который превращает транзитивный (способный управлять дополнением) корень в непереходный глагол, например, chuhk-aj («он захвачен»):
Одну из распространенных форм переходных глаголов легко узнать по префиксу u- (местоимения третьего лица) и суффиксу -aw. Например, о начале правления в текстах используется фраза uch’am-aw K’awiil — «он берет К’авиил» (правители майя получали не трон, а скипетр, олицетворяющий бога К’авилла):
Прилагательные
В классических надписях майя прилагательные стоят перед существительными, и добавлением слога (-al, -ul, -el, -il, -ol) к существительно, следуя правилу сингармонии. Так прилагательное «огненный» это k’ahk ‘ («огонь») + -al = k’ahk’al:
Происхождение письменности майя
Письменность майя не была первой системой письма в Мезоамерике. До недавнего времени считалось, что она произошла от истмийской (или эпиольмекской) письменности, но в 2005 были обнаружены тексты, отодвинувшие время создания письменности майя.
Считается, что первые системы письменности в Мезоамерике появились в поздние ольмекские времена (около 700-500 гг. до н.э.), а затем разделились на две традиции:
- на севере в мексиканском нагорье
- на юге в высокогорьях и предгорьях Гватемалы и мексиканского штата Чьяпас.
Письменность майя относится ко второй традиции. Самыми ранними текстами являются росписи в Сан-Бартоло (Гватемала, 3 век до н.э.) и надписи на каменных масках руин Серрос (Белиз, 1 век до нашей эры).
Текст и изображение ранних майя
Расшифровка письменности майя
/Тут и далее я расширил исходную статью материалами из отечественных источников — прим. переводчика/
Расшифровка письменности майя длилась полтора века. Она описана в нескольких книгах, самая известная из которых — «Взлом кодексов майя» Майкла Ко. По ней в 2008 году был снят документальный фильм.
Впервые тексты майя были опубликованы в 1810-х годах, когда в европейских архивах нашлись чудом сохранившиеся книги майя, которые назвали кодексами по аналогии с европейскими. Они привлекли внимание и с 1830-х годов началось комплексное изучение памятников майя в Гватемале и Белизе.
В 1862 году французский священник Брассер де Бурбург обнаружил в Королевской академии истории в Мадриде «Сообщение о делах в Юкатане» — рукопись, написанную около 1566 года епископом Юкатана Диего де Ланда. Де Ланда в этом документе ошибочно пытался сопоставить глифы майя с испанским алфавитом:
Несмотря на такой ошибочный подход рукопись Де Ланда сыграла огромную роль в расшифровке письменности майя. Поворотный момент произошел в 1950-х годах.
Юрий Кнорозов, 19.11.1922 — 30.03.1999
По одной из легенд, в мае 1945 года артиллерист-корректировщик Юрий Кнорозов нашел в пылающих руинах Берлина книги, подготовленные для эвакуации из Прусской государственной библиотеки. Одной из них оказалось редкое издание сразу трех сохранившихся кодексов майя. Кнорозов, учившийся до армии на истфаке Харьковского университета, заинтересовался этими рукописями, после войны окончил истфак МГУ и занялся дешифровкой письменности майя. Так эта история описана у майяниста Майкла Ко, но скорее всего Кнорозов, встретивший конец войны в подмосковной части, в личной беседе приукрасил факты, чтобы шокировать своего впечатлительного американского коллегу.
Основной сферой интересов Кнорозова являлась теория коллективов, и расшифровкой письменности майя он занялся не случайно, а с целью на практике проверить свои идеи по поводу общих для всех людей принципов обмена информацией. «Нет ничего сделанного одним человеком, что не могло бы быть понято другим».
Как бы то ни было, на основе репродукций трех кодексов майя и рукописи де Ланда Кнорозов понял, что знаки в «Сообщении о делах в Юкатане» представляют собой не буквы, а слоги.
Метод Кнорозова
В описании ученицы Кнорозова — доктора исторических наук Г. Ершовой — его метод выглядел так:
Этап первый — выбор теоретического подхода: установление закономерности соответствий между знаками и их чтением в условиях, когда язык либо неизвестен, либо сильно изменился.
Этап второй — точное фонетическое чтение иероглифов, поскольку это единственная возможность чтения неизвестных слов, в которых встречаются известные знаки
Этап третий — использование метода позиционной статистики. По количеству знаков и частоте использования знаков определяется тип письма (идеографическое, морфемное, силлабическое, алфавитное). Затем происходит анализ частоты употребления и позиций, в которых этот знак появляется — так определяются функции знаков. Эти данные сопоставляются с материалами родственных языков, что позволяет выявить отдельные грамматические, семантические референты, корневые и служебные морфемы. Затем устанавливается чтение основного состава знаков.
Этап четвёртый — выявление иероглифов, которые можно прочесть, используя в качестве ключа «Сообщение о делах в Юкатане». Кнорозов заметил, что знак «cu» из рукописи де Ланда в кодексах майя следовал за другим знаком и эта пара была связана с изображением индейки. «Индейка» у майя — «kutz» — и Кнорозов рассуждал, что если «cu» был первым знаком, то вторым должен быть «tzu» (при условии, что последняя гласная отбрасывается). Чтобы проверить свою модель, Кнорозов принялся искать в кодексах глиф, начинающийся со знака «tzu», и нашел его над изображением собаки (tzul):
Детали из мадридского и дрезденского кодексов
Этап пятый — перекрёстное чтение на основе известных знаков.
Этап шестой — подтверждение правила сингармонии. Один и тот же знак мог обозначать и слог, и отдельный звук. Выяснилось, что знаки для отдельных звуков должны были иметь сингармоничные с морфемным гласные.
Этап седьмой — доказательство, что для всех гласных звуков в письменности майя существовали самостоятельные знаки, приведённые в алфавите де Ланды.
Этап восьмой — формальный анализ текста. Кнорозов определил, что в трёх рукописях содержится 355 уникальных знаков, однако из-за использования составных графем и аллографов их число сокращается до 287, фактически же читается не более 255 — остальные сильно искажены или, возможно, являлись вариациями известных знаков.
Этап девятый — частотный анализ текста. Выявилась следующая закономерность: по мере продвижения по тексту количество новых знаков сокращается, но никогда не доходит до нуля. Знаки имели различную абсолютную и относительную частоту: около трети всех знаков встречались в составе только одного иероглифа; примерно две трети употреблялись в составе менее чем 50 иероглифов, зато чрезвычайно часто встречались единичные знаки.
Этап десятый — определение грамматических референтов, для чего следовало проанализировать состав иероглифов. Ю. Кнорозов много времени потратил на определение порядка написания отдельных знаков в блоках. По позиции в строке он разделил эти иероглифы на шесть групп. Анализ их сочетаемости с переменными знаками позволил выявить грамматические показатели — главные и второстепенные члены предложения. Переменные знаки в составе иероглифических блоков обозначали аффиксы и служебные слова. После этого началась работа со словарями и наращивание числа читаемых знаков.
Признание метода Кнорозова
Силлабический подход Кнорозова противоречил идеям Эрика Томпсона, который в 1940-х годах внес крупный вклад в изучение текстов майя и считался самым авторитетным учёным в этой области. Томсон пользовался структурным методом: пытался определить порядок и назначение глифов майя на основе их распределения в надписях. Несмотря на свои успехи, Томсон категорически отрицал саму возможность того, что письменность майя является фонетической и может фиксировать разговорный язык.
В СССР тех лет любая научная работа должны была содержать обоснование с марксистско-ленинистской точки зрения, и на основе этой номинальной вставки Томсон обвинил Кнорозова в пропаганде идей марксизма среди ученых-майянистов. Дополнительным поводом для критики стало заявление программистов из Новосибирска, которые объявили о разработке на основе работ Кнорозова «теории машинной дешифровки» древних текстов и торжественно презентовали её Хрущёву.
Несмотря на мощную критику, к фонетической теории Кнорозова начали обращаться и западные учёные (Татьяна Проскурякова, Флойд Лаунсбери, Линда Шеле, Дэвид Стюарт), а после смерти Томсона в 1975 году началась массовая расшифровка текстов майя.
Письменность Майя сегодня
Как и любая система письма, глифы майя использовались для самых разных задач. В основном до нас дошли монументы с биографиями правителей. Кроме этого сохранилось четыре книги майя: «дрезденский кодекс», «парижский кодекс»,«мадридский кодекс» и «кодекс Гролье», найденный только в 1971 году.
Также истлевшие книги находят в захоронениях майя, но их пока не удалось дешифровать, так как рукописи слиплись и пропитались известью. Тем не менее, с развитием систем сканирования у этих рукописей появляется шанс на вторую жизнь. А если учесть, что расшифровано только 60% иероглифов, майянистика еще наверняка подарит нам что-нибудь интересное.
P.S. Полезные материалы:
- Montgomery Drawing Collection – база данных иероглифов майя в графическом формате
- Собрание надписей и рисунков Майя с объяснениями деталями сцены, Peabody Museum of Archaeology and Ethnology, Harvard University.
Иероглифы майя | это… Что такое Иероглифы майя?
Письмо майя | |
---|---|
Тип: | логосиллабическое |
Языки: | майяские языки |
Территория: | Месоамерика |
Период: | III век до н. э. — XVI век н.э. |
Направление письма: | в блоках: слева направо и сверху вниз |
Знаков: | около 800 |
Происхождение: | Ольмекское письмо ? |
Родственные: | Эпиольмекское письмо |
ISO 15924: | Maya |
См. также: Проект:Лингвистика |
Иероглифы майя в музее Паленке, Мексика
Письменность майя (иероглифы майя) — система письма, использовавшаяся цивилизацией майя — крупнейшей цивилизацией доколумбовой Месоамерики.
Самые ранние надписи относятся к III веку до н. э. Письмо непрерывно использовалось до прибытия в XVI веке н.э испанских конкистадоров, а в некоторых изолированных районах, например, в Тайясале, некоторое время после этого.
Письменность майя представляла собой систему из словесных и слоговых знаков. Термин «иероглифы» в отношении письменности майя был применен европейскими исследователями 18-го и 19-го столетия, которые, не понимая знаков, находили их похожими на египетскую иероглифику.
Содержание
|
Языки
В настоящее время считается, что кодексы и другие классические тексты были написаны на литературном варианте языка чольти — возможно, что элита майя использовала этот язык в качестве лингва-франка по всему майя-язычному миру.
Существовали тексты, написанные на других майяских языках Петена и Юкатана, в особенности, на юкатекском. Имеются некоторые свидетельства периодического использования письма для записи майяских языков Гватемальского нагорья. Однако, тексты на этих языках обычно записывались писцами, говорящими на чольти, и поэтому подверглись его влиянию.
Происхождение письма
До недавнего времени считалось, что майя могли заимствовать некоторые элементы, а возможно и основу своей письменности от ольмеков или эпиольмеков.
Однако, согласно новым сведениям, эпиольмекское письмо, считавшееся возможным прямым предком письма майя, на несколько веков младше, и, возможно, является его прямым потомком. Другие месоамериканские культуры того времени разработали собственные системы письма, имевшие много общих черт с ольмекской, в частности — двадцатиричную систему счисления, обозначавшуюся системой точек и черт.
Структура письменности
Письменность майя представляет собой хорошо разработанную систему символов, которые кропотливо вырисовывались на керамике и стенах, записывались в бумажных кодексах, вырезались в дереве или камне или выполнялись в технике штукового рельефа. Вырезанные или отлитые символы раскрашивались, однако краска в большинстве случаев не дошла до наших дней. Всего доступно около 7000 текстов.
Сегодня из около 800 известных знаков расшифровано примерно 75 %, что позволяет прочитать с той или иной степенью достоверности до 90 % надписей, а также провести полноценный анализ письменности.
Иероглифы майя чаще всего записывались в колонках по два. В каждой они читались слева направо, сверху вниз
Принцип
Письмо майя было словесно-слоговой (логосиллабической) системой. Отдельные символы («иероглифы») могли представлять слово или слог.
На практике, тот же самый символ часто мог использоваться для обеих целей. Например, календарный знак MANIK’ мог использоваться для обозначения слога chi (логограммы пишутся прописными буквами, транскрипция — курсивом). Существовала и другая неоднозначность: разные символы могли читаться одинаково. Например, полдюжины, по всей видимости, не связанных между собой иероглифов использовались для записи часто встречающегося местоимения третьего лица u-.
Как правило, символы были овальной формы и представляли собой рисунки, связанные с земледелием, изображающие растения, воду и дождь, головы животных, постройки, утварь, орудия труда, части человеческого тела. Некоторые знаки, особенно изображения животных употреблялись исключительно в качестве идеограмм. Существовали комбинации двух или даже большего числа знаков — один знак мог сливаться или вписываться в другой.
Отдельные символы группировались в блоки от одного до пяти (как правило, два-четыре). Внутри блока символы писались слева направо и сверху вниз (система, отдаленно напоминающая корейский хангыль). Каждый блок обычно обозначал существительное или глагольную фразу (например «его зеленая повязка на голову»). Вместо стандартной конфигурации блоков, майя иногда писали в один ряд, колонку, в виде «L», или «T» — такая форма записи чаще всего встречаются там, где она больше подходит поверхности, на которой написан текст.
Фонетическая запись
Как правило, символы, использовавшиеся в качестве фонетических элементов, первоначально были идеограммами, обозначавшими односложные слова, оканчивавшиеся на гласный, слабый согласный (y, w, h) или гортанную смычку. К примеру, иероглиф «плавник» ([kah]) (имевший две формы — изображение рыбьего плавника или рыбы с выделяющимися плавниками), стал обозначать слог ka.
Иероглифы майя
Слоговые символы исполняли две основные функции: они использовались как фонетические дополнения для различения идеограмм, имевших более одного прочтения (как в египетской письменности), и для записи грамматических элементов, в частности — склонения глаголов (как в современном японском). Например, слово b’alam («ягуар») могло записываться как идеограмма BALAM, дополненная фонетически ba-BALAM, BALAM-ma или ba-BALAM-ma, или же писаться полностью фонетически — ba-la-ma.
Фонетические символы обозначали простые слоги типа согласный-гласный, или отдельный гласный. Однако большинство слов майя оканчивалось не на гласный, а на согласный, а кроме того, существовало много сочетаний двух согласных внутри слова, например, xolte’ [ʃolteʔ] («скипетр», соответствует схеме CVCCVC).
Если эти конечные согласные были сонорными (l, m, n) или глоттальными (h, ’), они иногда игнорировались и опускались на письме. Однако, обычно конечные согласные записывались, что приводило к добавлению дополнительного гласного. Он обычно повторял гласный первого слова: например, слово [kah] («плавник») фонетически записывалось ka-ha. В то же время, существует много случаев использования другой гласной. Орфографические правила, регулирующие эти случаи, поняты лишь частично. Некоторые из них:
- Слог CVC писался как CV-CV, где гласные (V) были одинаковыми: yo-po [yop] — «лист»
- Слог с долгой гласной (CVVC) писался как CV-Ci, если долгим гласным не был [i] (в этом случае он писался CiCa): ba-ki [baak] — «пленный», yi-tzi-na [yihtziin] — «младший брат»
- Слог с глоттализованным гласным (CV’C или CV’VC) писался с конечным a, если гласным был e, o, u, или с конечным u если гласным был [a] или [i]: hu-na [hu’n] — «бумага», ba-tz’u [ba’tz’] — «обезьяна-ревун».
Иероглиф-эмблема «Тикаль» — стела в музее Тикаля
Таким образом:
- ba-ka [bak] (краткая гласная)
- ba-ki [baak] (долгая гласная)
- ba-ku [ba’k] or [ba’ak] (глоттализованный гласный)
- ba-ke [baakel] (опускается сонорный гласный l)
Долгота гласных и глоттализация не всегда обозначались в часто встречающихся словах, например местоимении «они».
Более сложным примером фонетической записи может быть ha-o-bo ko-ko-no-ma ([ha’o’b kohkno’m], «они — гвардейцы»).
Иероглифы-эмблемы
Одной из первых расшифрованных категорий знаков стали так называемые иероглифы-эмблемы, обозначавшие титулы. Они содержали слово ajaw (в классическом майя «господин») — неясной этимологии, но хорошо засвидетельствованное в колониальных источниках, а также топоним, предварявший слово ajaw и функционировавший в качестве прилагательного. Иногда титул вводился прилагательным k’uhul («святой», «священный»).
Иероглиф-эмблема мог писаться любым числом слоговых или идеографических знаков, а для слов ajaw и k’uhul, составлявших основу титула, зарегистрировано несколько альтернативных написаний. Термин был введен в обращение Генрихом Берлином для обозначения повторяющихся структурных составляющих майяских текстов.
Расшифровка письменности
Предыстория расшифровки
В раннюю колониальную эпоху еще существовали люди, знавшие письменность майя. По некоторым сведениям, некоторые прибывшие на Юкатан испанские священники успели ее изучить. Однако вскоре епископ Юкатана Диего де Ланда в рамках кампании по искоренению языческих обычаев, приказал собрать и уничтожить все тексты майя, что привело к утрате значительной части рукописей.
Только четыре кодекса майя пережили конкистадоров. Наиболее полные тексты были найдены в посуде в могилах майя, а также на монументах и стелах в городах, заброшенных или разрушенных после прибытия испанцев.
Знание письменности было окончательно утрачено к концу 16-го века. Интерес к ней появился лишь в 19-м веке, после публикации сообщений о разрушенных городах майя.
Алфавит де Ланды
Полагая, что использование миссионерами языка майя ускорит обращение индейцев в христианство, де Ланда решил изобрести свой собственный «алфавит майя» (так называемый «алфавит де Ланды»). При помощи двух знавших письменность индейцев, он составил список соответствий между майяскими иероглифами и испанскими буквами. Де Ланда не знал, что письменность майя была не алфавитной, а логосиллабической, а помогавшие ему майя в некоторых случаях записывали не произношение испанских букв, а их название (например, be, hache, ka, cu).
Результат был по возвращении в Испанию записан де Ландой в своем труде «Relacíon de las cosas de Yucatán» («Сообщение о делах в Юкатане»).
Всего де Ландой было записано 27 знаков (плюс 3 знака в примерах написания слов), которые, по его мнению, соответствовали буквам испанского алфавита. Де Ланда также принимал участие в создании латинской письменности для юкатекского языка — вероятно, первой латинской письменности для месоамериканских индейцев.
Ранние исследования
В 1810 году, Александр Гумбольдт опубликовал первый майяский текст — пять страниц «Дрезденского кодекса». В 1820 году было установлено, что он относится к цивилизации майя, а не ацтеков, как полагали ранее. В 1832—1833 годах ученый Константин Рафинеск выдвинул предположение, что комбинации точек и линий представляют собой цифры, а также настоял на необходимости изучения современных майяских языков для понимания древней письменности.
В 1864 году, французский аббат Брассёр де Бурбур опубликовал рукопись Диего де Ланды, введя её в научное обращение.
К концу 19 века был в общем изучен календарь майя, составлены каталоги рисунков и фотографий, впоследствии активно использовавшихся учеными. Большой вклад в изучение календарной системы майя внес саксонский ученый Эрнст Форстеман.
Надпись в Наранхо, повествующая о царствовании короля Itzamnaaj K’awil, 784—810.
Современный период
Исследователи 19 века и начала 20-го века сумели расшифровать цифры майя и части текстов, связанные с астрономией и календарем майя, однако не смогли понять принцип письма и расшифровать его.
В начале 20-го века конкурировали две гипотезы относительно сущности майяской письменности: американская школа во главе с Сайрусом Томасом считала ее фонетической, а немецкая под руководством Эдварда Селера — идеографической.
Прорыв в расшифровке письменностей майя произошел в середине 20-го века сразу в двух областях — было определено значение отдельных идеограмм и установлено звуковое значение символов.
Семантика
Иероглифы-эмблемы были расшифрованы в 1958 году Генрихом Берлином. Он заметил, что «иероглифы-эмблемы» состоят из больших главных знаков и двух меньших, сейчас читающихся как «K’uhul Ahaw». Меньшие элементы были относительно постоянными, а главный знак менялся от места к месту. Берлин предположил, что главный знак мог обозначать города, их правящие династии или контролируемые территории.
Было отмечено, что распределение таких иероглифов неравномерно. Некоторые, соответствовавшие крупнейшим центрам (Тикаль, Калакмуль) имели уникальный иероглиф-эмблему, часто встречавшийся в текстах. В текстах встречались символы для менее значимых городов. Города среднего размера также имели свои иероглифы, появлявшиеся, однако, только в самом городе. Небольшие города и деревни не имели собственных иероглифов. Впоследствии эта схема была связана с выявленными собственными именами, что привело к расшифровке иероглифов-эмблем.
Важную роль в понимании майяской письменности сыграла американская исследовательница русского происхождения Татьяна Проскурякова. В результате анализа иероглифов Пьедрас-Неграса (Гватемала) она предложила гипотезу, согласно которой надписи майя были посвящны событиям из жизни правителей, а не только мифологии, религии и астрономии, как считалось раньше. Кроме того, она идентифицировала многочисленные глаголы (умереть, родиться и т.д) и другие иероглифы. Благодаря ее исследованиям были получены сведения о династиях Яшчилана, Киригуа, Тикаля и других центров цивилизации майя.
Фонетика
Неточности алфавита де Ланды привели к тому, что он долгое время игнорировался научным сообществом, однако именно ему было суждено стать ключом к пониманию майяской письменности.
Решающую роль в расшифровке сыграл советский лингвист и историк Юрий Валентинович Кнорозов. В 1952 году он опубликовал статью «Древняя письменность Центральной Америки», в которой доказывал, что алфавит де Ланды в майяской части содержал слоговые символы, а не алфавит. Таким образом, он выступил против гипотезы в то время крупнейшего американского майяниста Эрика Томпсона, отвергавшего фонетическую составляющую письменности майя.
Дальнейшее усовершенствование методик расшифровки позволило Кнорозову опубликовать в 1975 году перевод рукописей майя (монография «Иероглифические рукописи майя»).
Прорыв, совершенный Юрием Кнорозовым, привел к расшифровке в последующие годы значительной части символов, и пониманию содержания большинства майянских текстов.
Таблица слогов, для которых в настоящее время (на 2004 год) известен хотя бы один фонетический символ:
(’) | b | ch | ch’ | h | j | k | k’ | l | m | n | p | p’ | s | t | t’ | tz | tz’ | w | x | y | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
a | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | ||
e | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |||||||||
i | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |||
o | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |||||
u | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • |
Литература
- Кнорозов Ю. В. Система письма древних майя. — М.: 1955. — 96 с.
- Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. — М.—Л.: 1963. — 664 с.
- Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. — Л.: 1975. — 272 с.
- Ершова Г. Г. Майя. Тайны древнего письма. — М.: Алетейя, 2004. — 296 с. — (Vita memoriae). — ISBN 5-89321-123-5
- Coe, Michael D. (1992). Breaking the Maya Code. London: Thames & Hudson. ISBN 0-500-05061-9.
- Houston, Stephen D. (1986). Problematic Emblem Glyphs: Examples from Altar de Sacrificios, El Chorro, Rio Azul, and Xultun (PDF), Mesoweb online facsimile edition, Research Reports on Ancient Maya Writing, 3., Washington D.C: Center for Maya Research. ISBN B0006EOYNY.
- Houston, Stephen D. (1993). Hieroglyphs and History at Dos Pilas: Dynastic Politics of the Classic Maya. Austin: University of Texas Press. ISBN 0-292-73855-2.
- Kettunen, Harri; and Christophe Helmke (2005). Introduction to Maya Hieroglyphs (PDF), Wayeb and Leiden University. Retrieved on 2006-10-10.
- Lacadena García-Gallo, Alfonso; and Andrés Ciudad Ruiz (1998). «Reflexiones sobre la estructura política maya clásica», in Andrés Ciudad Ruiz, Yolanda Fernández Marquínez, José Miguel García Campillo, Maria Josefa Iglesias Ponce de León, Alfonso Lacadena García-Gallo, Luis T. Sanz Castro (Eds.): Anatomía de una Civilización: Aproximaciones Interdisciplinarias a la Cultura Maya. Madrid: Sociedad Española de Estudios Mayas. ISBN 84-923545-0-X. (Spanish)
- Marcus, Joyce (1976). Emblem and State in the Classic Maya Lowlands: an Epigraphic Approach to Territorial Organization, Dumbarton Oaks Other Titles in Pre-Columbian Studies. Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Harvard University Press. ISBN 0-88402-066-5.
- Mathews, Peter (1991). «Classic Maya emblem glyphs», in T. Patrick Culvert (Ed.): Classic Maya Political History: Hieroglyphic and Archaeological Evidence, School of American Research Advanced Seminars. Cambridge and New York: Cambridge University Press, pp. 19-29. ISBN 0-521-39210-1.
- Saturno, William A.; David Stuart, and Boris Beltrán (3 March 2006). «Early Maya writing at San Bartolo, Guatemala» (PDF Science Express republ.). Science 311 (5765): pp.1281-1283. doi:10.1126/science.1121745. ISSN 0036-8075. PMID 16400112. Retrieved on 2007-06-15.
- Schele, Linda; and David Friedel (1990). A Forest of Kings: The Untold Story of the Ancient Maya. New York: William Morrow. ISBN 0-688-07456-1.
- Schele, Linda; and Mary Ellen Miller [1986] (1992). Blood of Kings: Dynasty and Ritual in Maya Art, Justin Kerr (photographer), reprint edition, New York: George Braziller. ISBN 0-8076-1278-2.
- Soustelle, Jacques (1984). The Olmecs: The Oldest Civilization in Mexico. New York: Doubleday and Co. ISBN 0-385-17249-4.
- Stuart, David; and Stephen D. Houston (1994). Classic Maya Place Names, Dumbarton Oaks Pre-Columbian Art and Archaeology Series, 33. Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Harvard University Press. ISBN 0-88402-209-9.
Ссылки
По-русски
- Письменность и календарь майя на сайте mesoamerica.ru
- Разбивка на блоки в иероглифической письменности майя — в поисках строгого определения феномена
- Кодексы индейцев Мезоамерики
- Содержание майяских текстов
- Сообщение о делах в Юкатане — текст и предисловие, содержащее описание алфавита де Ланды
- Юрий Кнорозов — биография гения
По-английски
- Введение в иероглифику майя
- Частичный перевод, транслитерация и транскрипция текстов из Храма Надписей
- Предварительный англо-майяский и майя-английский словарь иероглифов
- Письменность майя на сайте FAMSI
- Информация о письменности майя на сайте, посвященном древней Гватемале
- Mayaweb — сайт о культуре майя
Какой ты майя?
Пшекруй
Удивительный гороскоп майя. Почему бы не узнать, какой у вас знак зодиака майя?
2021-08-26 09:00:00
культура / Разное
культура / Разное
Какой ты майя?
Этот гороскоп необычен. Во-первых, майя не использовали високосные годы, а это означает, что каждый год, каждый месяц начинался на шесть часов раньше.
Читать через 13 минут
Через несколько сотен лет календарные зимы будут наступать во время астрономической осени, что затрудняет отслеживание корреляции между нашими месяцами и месяцами майя. Тем не менее, это оставляет нашим читателям свободу выбора знака зодиака, который им больше всего подходит. Кроме того, мы даже не знаем, пользовались ли древние майя этим (или любым другим) гороскопом; это могло быть заказано одним из эзотерических веб-сайтов, которые разместили его в первую очередь. Более того, мы не очень-то доверяем редактору, ответственному за этот материал, поскольку подозреваем, что он родился под знаком вайеба, а, если быть до конца честным, люди вайебы не могут отличить сны от реальности.
Подводя итог: если вы ищете надежный гороскоп, мы рекомендуем вам обратиться к одному из иллюстрированных еженедельников.
Чен
2-21 января
Значение: черный дождь, черное небо, луна, первый цветок, запад.
Чэнь представляет ночь, а это означает, что люди, рожденные под этим знаком, являются скорее ночными совами, чем жаворонками. Они лучше всего чувствуют себя в черном, хотя могут выбрать и темно-синие наряды в исключительно радостных случаях. Наиболее продуктивно они работают между 9вечера и 4 утра.
Все ночные дела приносят этим людям удачу. Они набивают свои карманы лунными камнями, глубоководными рыбьими костями и медальонами, полными тьмы. Они носят темные очки даже в безлунные ночи, что делает их полностью защищенными от солнца днем, закрывая их ломтиками цельнозернового хлеба. Помимо вышеупомянутых особенностей, они такие же, как и все мы.
Yax
22 января – 10 февраля
Значение: зеленый дождь, Венера, второй цветок, юг 9.0018
Якс — исключительно близкий по духу знак. Люди, рожденные под ним, открыты, щедры и полны любви. Они всегда готовы помочь другим; только они могут слышать возвышенную музыку, сопровождающую их дела. Они плохо справляются со спорами и конфронтациями и стараются избегать их любой ценой, что становится их основным занятием. Дни человека якса состоят из осторожной смены темы, поворотов глаз и глухих – все это сплетено в сложную социально-духовную пелену.
Если вы человек, рожденный под знаком Якс, будьте уверены: окружающие вас очень ценят, в основном потому, что вы всегда тянетесь к тому засохшему, обвисшему кусочку яблочного пирога, оставленному в углу противня.
Сак
11 февраля – 2 марта
Значение: белый дождь, лягушка, созвездие лягушки, третий цветок, север
Вы твердо стоите на своем, не становясь жертвой сомнений, дилемм или самоанализа. Вы прекрасно чувствуете себя в собственной шкуре и любите решать новые задачи. Вам нравятся перемены. Ваш символ — лягушка, амфибия, которая живет как на суше, так и в воде. Сак — единственный знак, который может ходить по трещинам в мостовой, не думая о невезении.
Лучшее время для сака — раннее утро. Они стучат в двери своих фитнес-клубов на рассвете, требуют, чтобы сонный сотрудник дал им самую тяжелую штангу, запрыгнул на бегущую мельницу на максимальной скорости и начал медитировать. Они делают все возможное, чтобы позаботиться обо всем утром, потому что усталость, скорее всего, наступит до полудня, только чтобы усилиться в последующие часы — после обеда они настолько слабы, что иногда исчезают, оставив свою пустую одежду. Не бойся — они возродятся в сумерках.
Кех
3-22 марта
Значение: красный дождь, деревья, олень, восток
Кех – это, прежде всего, равновесие, спокойствие и умиротворение. Желающие гармонии, не любящие ссор и хаоса. Как человек, рожденный под знаком Ке, вы никогда не усугубляете конфликт, что не означает, что вы позволяете кому-либо обращаться с вами как с пустяком, пресс-папье, клещами или любым другим предметом, начинающимся на букву «р». Однако вы склонны быть чувствительным, и это вас беспокоит. Медитация на природе и походы в лес помогут вам, когда вы больше всего сомневаетесь в себе. Так в чем же конкретно разница между Кехом и другими людьми, которые также извлекают пользу из медитации на открытом воздухе и походов? Именно об этом думают люди, рожденные под этим знаком зодиака, прогуливаясь по лесу, или стараются не думать во время медитации.
Мак
23 марта – 11 апреля
Значение: заточение, убежище, бог числа 3
Значение этого знака не совсем ясно и, может быть, поэтому люди, рожденные под ним, довольно загадочны. Однако они популярны: кажутся загадочными, что вызывает интерес. Хотя им нравится компания, иногда им нужно побыть в одиночестве, чтобы собраться с мыслями и сосредоточиться на новых целях.
Если вы родились под знаком Мак, рекомендуется проводить один час в день в одиночестве. Вы можете провести это время с пользой, посмотрев серию любимого сериала, приняв ванну с пеной или сидя в кресле и думая о том, какой вы загадочный и что ваши друзья наверняка задаются вопросом, чем вы занимаетесь в данный момент и почему вы пропустили спектакль, хотя сами их пригласили и у вас есть билеты.
Каньин
12 апреля – 1 мая
Значение: земля, собака, желтое, желтое солнце.
Этот знак олицетворяет солнце и землю, поэтому люди, рожденные под ним, любят природу — при хорошей погоде. В зависимости от сезона их может одолеть желание дальних путешествий. Они хотят остаться в уединенном, красивом месте и обрести покой, позагорать, походить босиком по траве, земле или песку.
Не все путешествия кажутся им привлекательными. Например, марш по обочине в холодную морось пробуждает странную обиду.
Им следует заняться фотографией – древние майя, рожденные под этим знаком, уже давно бы начали фотографировать. Кроме того, если бы они знали, мы бы знали гораздо больше об их культуре.
Читай
Грязная дюжина
Карманный сборник демонологии
Журнал / общество
Никогда не знаешь, когда Люцифер может поднять свою злую голову! Следите за новостями с нашим карманным путеводителем по злобным существам со всего мира. Адам Венгловский
Czytaj
Cat Compendium
13 кошек, изменивших историю
Журнал / общество
Самые ранние кошки впервые появились около 30 миллионов лет назад, и их одомашненные виды сегодня популярны как никогда. Мы представляем случайно выбранную подборку кошек, которые изменили историю — по крайней мере, для некоторых людей. Катажина Срочинская
Читай
Зеленые глаза
21 Деревья, свидетельствующие об истории
Чтение/наука
Деревья могут жить сотни, а в некоторых случаях и десятки тысяч лет, что делает их самыми сведущими историками …если бы мы только могли общаться с ними. Адам Венгловский
Czytaj
Кровавое завоевание
Колонизация Америки
Журнал / общество
Колонизация Америки часто описывается как «открытие» и «великое приключение», слова, которые маскируют реальность кровавого геноцид, происходивший там. Томаш Вишневский
Муван
2–21 мая
Значение: сова, лунная птица, бог дождя и облаков, огонь
Муван балансирует между огнем и водой, поэтому жители Муван так сильно страдают от бурь: дождь и молния дают им великую силу. Они открывают банки, не пользуясь мокрой тряпкой, бросают бумажные шарики прямо в корзину, произносят названия штатов и округов и так далее.
Рожденные под этим знаком, вы цените искренность и честность. Для вас важны открытость и искренность, независимо от того, счастливы вы в данный момент или нет. Вы ненавидите лжецов и способны видеть их насквозь. Когда у вас что-то на уме, вы говорите об этом вслух — какая разница, если вы дома одни в душе.
Вы также любите открывать новое и легко учитесь. Многие вопросы и темы исследований вызывают любопытство, как и детективные загадки, особенно когда они касаются утреннего ключа и телефонных квестов.
Pax
22 мая – 10 июня
Значение: семя-время, ягуар, пар, стрела, барабан
Если вы родились под этим знаком, считайте себя счастливчиком. Ваше тотемное животное — ягуар, важный символ в культуре майя, в наши дни марка дорогих автомобилей с фигурками ягуаров на капоте — говорит тот факт, что каждый мальчишка когда-то мечтал оторвать их и убежать.
Люди, рожденные под этим знаком, сильны, элегантны и мудры. Они авторитетные фигуры для многих. Они всегда дают совет, прежде чем услышать вопрос. Поэтому задавать вопросы чаще всего не нужно, достаточно совета. В свободное время ягуары должны устраивать веселые игры для своих друзей — для тренировки своих лидерских качеств и знакомства со вкусом успеха.
Каяб
11-30 июня
Значение: черепаха, богиня луны, первый бог
Покровитель этого знака — черепаха, животное, связанное с луной и духовностью. Каябы ищут скрытый смысл во всем, что с ними происходит. Их жизненный путь омрачен чередующимся чувством неминуемого проклятия или спасения. Иногда люди, рожденные под знаком Каяб, могут вырваться из этого шаблона, и черепаха чувствует потребность понять окружающих. Спрашивает себя: «Почему он так ко мне относится?», «Что она обо мне думает?»
Будучи каябом, вы можете найти утешение в создании произведений искусства или написании стихов, а также подвергая свои работы тщательному анализу. Вы также можете подготовить анализ, а затем сопоставить с ним свое искусство. В общем, не стоит забывать о еде и элементарной гигиене.
Кумку
1-20 июля
Значение: амбар, крокодил, ракушка, лабиринт, два джентльмена, тьма, Ицамна (бог дождя и земледелия)
Крокодилы появились в позднем меловом периоде, задолго до вымирания динозавров. Им удалось выжить и адаптироваться, несмотря на многочисленные стихийные бедствия. Они развивались постепенно и терпеливо, сохранившись до наших дней.
То же самое можно сказать и о человеческих крокодилах. Они не любят перемен, но хорошо с ними справляются. Звучит не сексуально, но это мудрая долгосрочная стратегия, и вполне возможно, что в будущем люди будут рождаться только между 1 и 20 июля — остальные знаки вымрут, как динозавры.
Вайеб
21-25 июля
Значение: несчастные дни, земной бог, призрак, пропавшие дни (короткий, пятидневный месяц)
Вайеб — месяц в единственном числе. Он длится всего пять дней. И в течение этих пяти дней все идет не так. Нет баланса и гармонии. Появляются страшные призраки. Никаких проектов не должно быть.
Вроде плохо, но это не так. Если вы родились под знаком пропущенных дней, вы связаны с трансцендентностью. Вы, вероятно, духовный человек, очарованный жизнью после смерти, небесами и реинкарнацией.
Вы должны записать свои мечты о том, чтобы быть другими людьми. Это поможет вам узнать, кем вы были в прошлых жизнях и как это влияет на вашу нынешнюю жизнь. Кроме того, возможно, все, что вы считаете своей жизнью прямо сейчас, является не чем иным, как сном о вашем прошлом или будущем. Тем больше причин записать его перед тем, как снова проснуться или заснуть.
Поп.
26 июля – 14 августа
Значение: ягуар, вождь, вождь, мягкая земля
Опять ягуар? Ну, если честно, тот ягуар в майско-июньском знаке не более чем шут. Давайте будем откровенны в этом — мы не будем разбивать их сердца, потому что они наверняка только читают свой собственный гороскоп. Но ты настоящий ягуар, и они ничего не подозревают.
Вы фантастически работаете в команде, а также чувствительны: лидер с добрым сердцем. Всякий раз, когда вы занимаете руководящую должность, ваши подчиненные любят вас. Вы прямолинейны и легки на подъем, всегда открыты для новых впечатлений. Вы умеете расслабляться и получать удовольствие. Многие видят в вас своего лучшего друга, даже те, кто хорошо вас знает. Не волнуйтесь.
Wo’
15 августа – 3 сентября
Значение: черное небо, черный ягуар, черная буря, ночь, лягушка, мягкая земля
Этот знак похож на Чен и Сак. Вы черпаете энергию из ночной тьмы. Ваши духовные животные — ягуар и лягушка. Вы обязаны им своими лучшими чертами. Вы отличный лидер — как ягуар, вы должны быть им, но вы также хорошо адаптируетесь к новым условиям (прямо как лягушка). Вы можете быть лягушкой на работе и ягуаром дома. Или лягушка дома и на работе, а ягуар в дороге.
Ночь, особенно в самые тихие часы, дарит умиротворение. Лягушка и ягуар наконец-то могут свернуться калачиком и отдохнуть.
Syp
4-23 сентября
Значение: красный разъем, красное небо, красная буря, олень
Еще один знак зодиака майя. Чем он отличается от мартовского оленя? Что ж, люди со знаком Сып имеют особую связь с огнем и воздухом, что делает их идеальными кандидатами для сварки в газоохранных зонах (после прохождения всех необходимых курсов). Они также любят зажигалки — когда они уходят с вечеринки, их карманы обычно полны зажигалок.
Поскольку ваше тотемное животное — олень, у вас много общих черт, прежде всего мягкость и изящество. Вы чувствительны, и вас легко обидеть. Если что-то вас дестабилизирует, вы отступаете или бежите. Однако иногда вы можете быть властным, и у вас хорошо развиты лидерские качества. Красный — ваш любимый цвет силы. Помните об этом, выбирая аксессуары. Когда вы переходите улицу, ждите зеленого цвета.
Соц
24 сентября – 13 октября
Значение: летучая мышь, рыба, мох, начало зимы
Соц — это знак, духовными животными которого являются летучая мышь и рыба, два очень разных существа, которые двигаются с одинаковой грацией. Ваши стихии — воздух и вода. Вас нелегко обмануть. Ложные продажи в супермаркете, скрытая медийная реклама, разница между медианными и средними значениями — все для вас очевидно. Вы можете предвидеть различные препятствия, поскольку у вас острая интуиция, но вы также приветствуете советы, когда хотите решить проблему. Если вы хотите изменить мир, выберите группу людей и проведите мозговой штурм. Это поможет вам понять, что другие просто наивны.
Sek
14 октября – 2 ноября
Значение: небо и земля
Этот знак связан с землей и небом, вы очарованы всем, что там наверху: планетами, созвездиями и воздушными линиями электропередач.
Однако вы прагматичный человек. Даже когда вас сильно задевает ситуация, вы способны отбросить эмоции и придумать план. Вы можете ходить от кровати в ванную и обратно в абсолютной темноте, не спотыкаясь о мебель.
Ты потрясающий психолог. Например, если вы знаете кого-то, кто ошибочно отрицает токсичные отношения, вы объясните им, насколько они несчастны. Ваши друзья считают вас лучшим наставником, а это значит, что вы должны оттачивать свои таланты, чтобы помогать им всякий раз, когда они в вас нуждаются. Однако не делитесь советами без приглашения, особенно с людьми, которых вы никогда раньше не видели. Помните, что не все умеют принимать правду.
Xul
3 ноября – 22 ноября 9 ноября0029 Значение: собака с солнечным хвостом, дни птиц, бог собак
У вас такие же отношения с собаками, как и у людей, рожденных под знаком Каньин. Эти животные испытывают бесконечную любовь и верность по отношению к человеку. Для майя собаки были проводниками в загробную жизнь. Вы можете быть взволнованы реинкарнацией. Смерть или окончание очередной главы нашей жизни часто кажутся ужасающими, но вы воспринимаете их как новые начинания. Многие люди боятся худших сценариев, в то время как вы замечаете положительные последствия негативных событий. Например, ваши гости не захотели есть то, что вы приготовили, а значит, следующие два дня у вас обед. Благодаря такому мышлению вы можете помочь другим избавиться от страха смерти и неудачной готовки.
Яхкин
23 ноября – 12 декабря
Значение: новое солнце, бог солнца, красные облака, зелень
Бог солнца защищал людей от болезней и тьмы. Вы его родственник, что делает вас естественным целителем. Когда у кого-то плохой день, вы можете отогнать плохие мысли и эмоции. Все, что вам нужно сделать, это взбодриться.
Хотя у вас солнечный характер, вы можете время от времени волноваться — довольно много! Попробуйте сказать себе, что беспокойство ни к чему не приведет. Делайте то, что помогает вам расслабиться. Если вы не знаете, что делать, просто отправляйтесь на пробежку или примите ванну. Помните, все будет хорошо. Вы также должны научиться доверять своим собственным решениям и просить помощи у своих близких. Если ничего не поможет, позвоните на горячую линию родственникам бога солнца.
Мол
13 декабря – 1 января
Значение: вода, сгущающиеся облака, ягуар
Мол — последний знак в календаре майя, так что читатель может быть уверен: ягуаров больше не будет. Как ягуар, вы сильны, вы побеждаете в трудных ситуациях и всегда усваиваете уроки. Печальные события сильно потрясают вас, но в конце концов вы знаете, что станете еще сильнее.
Вы духовный человек и опытный лидер. Вы бы отлично подошли в роли инструктора по йоге, который, с одной стороны, наставляет других, а с другой, помогает им обрести утешение и расслабление. Однако эта позиция потребует изучения йоги, иначе у людей могут возникнуть подозрения.
Перевод с польский Джоанны Пьехура
Дай пять «Пшекрую»? Или может десятка? Поддерживая Фонд PRZEKROJ, вы поддерживаете юмор, надежность и обаяние.
Выберите пожертвование
25 зл.
50 зл.
100 зл.
Инна
25 злотых ≈ 5,50 евро / 6,50 долларов США
* Обязательные поля
Я даю согласие на обработку моих персональных данных Фондом Пшекруй в соответствии с Общим регламентом по защите данных (GDPR) подробнее
Я принимаю правила плательщика и даю согласие на обработку моих персональных данных в целях проведения платежа подробнее
Опубликовано:
Что Знаки Зодиака майя говорят о вашей личности
«Астрология майя предлагает взгляд на человеческое существование, которого нет больше нигде». ~ КАК ПРАКТИКОВАТЬ АСТРОЛОГИЮ МАЙЯ, Брюс Скофилд и Барри С. Орр
Мезоамериканская цивилизация, или цивилизация майя, как и многие местные племена, изучала движение неба, его влияние на землю и то, как движение планет влияет на наше настроение, модели поведения и черты характера.
Они тщательно записали движение Венеры, Солнца, Луны, Юпитера, Марса и т. д., чтобы составить астрономические записи, которые шаманы и старейшины использовали для гадания и астрологических целей.
Календарь майя, датируемый как минимум V веком до нашей эры, состоит из нескольких циклов или отсчетов разной продолжительности, основанных на астрономических наблюдениях. Поскольку майя говорили на нескольких языках, их календарь имел множество вариаций, таких как 260-дневный счет, известный как цолькин, 365-дневный календарь, известный как хааб, календарный раунд на 52 года хааб или 18,9. 80 дней (круглый календарь все еще используется многими группами в горной местности Гватемалы), Длинный счет датировался с 6 сентября 3114 г. до н.э. по 21 сентября 2012 г. календарь, мы возьмем календарь Haab в качестве основы для нашего дальнейшего обсуждения. 365-дневный цикл Хааб (также называемый майяским «Смутным годом») был общим для многих мезоамериканских культур, таких как ацтеки, которые называли его своим «Шиупохуали».
«Хааб состоит из восемнадцати месяцев по двадцать дней каждый плюс дополнительный период в пять дней («безымянные дни») в конце года, известного как Вайеб (или Уайеб в орфографии XVI века)». солнечное наблюдение, каждый день представлен комбинацией числа и глифа, таким образом, имеется 18 знаков для каждого месяца и один дополнительный для Вайеба или безымянных дней.
Давайте рассмотрим 19 астрологических знаков майя и характеристики каждого из них.
1) Чен: со 2 января по 21 январяЧерты характера: Вы творческая душа с естественной склонностью к лунной энергии. Вы испытываете пик продуктивности ночью, когда вы можете увидеть всплеск творческих идей. Вы можете укрепить свои отношения с лунными энергиями, искупавшись в лунном свете или надевая одежду синего, черного и серебряного цветов, которые подходят вашему знаку.
2) Yax: с 22 января по 10 февраляЧерты характера: Вы нежный, миролюбивый и отзывчивый человек, наделенный способностью привносить гармонию в свое окружение. Вас ценят за способность рассуждать и дружелюбное отношение.
3) Сак’: с 11 февраля по 2 марта Черты характера: По своей природе вы уверены в себе и открыты для жизненных испытаний с изяществом. Раннее утро — это время, когда вы испытываете повышенную энергию, поэтому лучше проснуться рано, медитировать, чтобы впитать эту энергию и развить внутреннее осознание. Лягушка — ваше животное силы, символизирующее вашу любовь к воде и гибкость.
4) Кех: с 3 по 22 марта
Черты характера : Любитель природы и спокойный человек, вы находите утешение в пасторальных местах. Ваше животное силы — олень, и вы также обладаете некоторыми из его качеств, такими как мягкость и благородство. У вас есть энергия огня, а красный цвет для вас — цвет силы. Вы можете дополнительно использовать эти силы, медитируя в лесу или на природе.
5) Мак: с 23 марта по 11 апреляПризнаки: Мак — один из самых загадочных знаков в календаре майя, поскольку его значение четко не определено. Если вы принадлежите к этому знаку, вы можете быть скрытным по своей природе и меньше раскрывать свою личную жизнь, пока не узнаете кого-то достаточно хорошо. Вы любите проводить время с людьми, но также чувствуете потребность проводить время в одиночестве, чтобы собраться с мыслями и поразмышлять над целями. Позвольте себе это личное время вдали от других, чтобы развить свои мистические силы и зарядиться энергией.
6) Каньин: с 12 апреля по 1 маяЧерты характера: Этот знак представляет солнце и землю, поэтому вы можете быть любителем природы, путешественником и увлекаться солнечной энергией. Вы чувствуете тягу к путешествиям и желание побывать в новых местах. Ваше животное силы — собака, поэтому вы обладаете такими качествами, как преданность и внутренняя сила. Часто соединяйтесь с энергиями Земли и Солнца, принимая солнечные ванны или заземляясь.
7) Мувань: со 2 по 21 маяЧерты: У вас есть близость к огню и воде. Грозы наделяют вас силой, поскольку огонь и вода присутствуют в виде дождя и молнии. Примите эти элементы. Уверенный в себе, честный и правдивый человек, вы не стесняетесь идти своим путем и высказываться, когда это необходимо. Сова — ваше животное силы, у вас, вероятно, есть способность видеть то, что обычно скрыто от большинства, за пределами иллюзии и обмана.
8) Pax: с 22 мая по 10 июняЧерты характера: Обладая врожденной способностью руководить и вдохновлять окружающих вас людей, вы находитесь под сильным влиянием ягуара, важного животного в культуре майя. Отличный лидер команды, люди приходят к вам за советом и обсуждением своих проблем. Используйте эти лидерские качества в своих интересах как в профессиональной, так и в личной жизни.
9) Каяб: с 11 июня по 30 июняЧерты характера: Любознательная душа, вы всегда ищете более глубокий духовный смысл в событиях своей жизни. Черепаха — ваше тотемное животное, и она имеет близость к Луне.
10) Кумку: с 1 по 20 июляЧерты характера: Вы рождены, чтобы выжить в любых ситуациях, точно так же, как крокодилы, тоже ваше животное силы, пережили вымирание в мезозойскую эру, когда вымерли динозавры. Прикоснитесь к этой силе долголетия и силы. Вы сопротивляетесь изменениям, но когда они происходят, вы принимаете их спокойно и просто продолжаете.
11) Вайеб: с 21 по 25 июляЧерты: Дни Вайеба, длившиеся всего пять дней, считались несчастливыми, потому что естественный порядок был дисгармоничным, и это было время, когда другие силы могли получить доступ к земной план. В это время майя не совершали ничего благоприятного. Но родиться в Вайебе — это скорее благословение, чем проклятие. Это означает, что вы высокодуховный человек и связаны с другими сферами, обладающими силой преодолевать земные планы, если хотите. Укрепите эту связь, углубившись в свою духовную сторону.
12) Поп: с 26 июля по 14 августаЧерты: Отражая качества ягуара, вы прирожденный лидер с чувствительным сердцем. Вы поощряете людей к достижению их целей, направляете их на правильный путь и при этом сохраняете чуткость к тому, как они себя чувствуют в различных ситуациях. Поскольку вы ребенок Земли, углубляйте свою связь, выполняя медитации заземления.
13) Wo’: с 15 августа по 3 сентябряЧерты характера: Мистическая душа, вы руководствуетесь своими внутренними инстинктами, особенно ночью. Ночь наделяет вас силой, как и у тех, кто родился под знаком Чэнь. У вас также есть похожий тотем животного, лягушка, как знак Sac. Вы быстры и можете довольно легко переключать уровни сознания.
14) Глоток: с 4 по 23 сентябряЧерты характера: Получая грацию от оленя и господство от оленя, вы любите лес и места под открытым небом. Вы уверенный в себе человек, но в случае неприятностей или диспропорций в жизни ваша инстинктивная реакция — уйти от ситуации и вернуться только тогда, когда почувствуете себя спокойно. Углубите свое осознание, проводя время на природе.
15) Соць: с 24 сентября по 13 октябряПризнаки : Летучая мышь и рыба — два тотема животных, принадлежащих этому знаку, и оба свободно перемещаются в воздухе и воде соответственно. Воздух и вода также являются вашими стихиями. Вы наделены глубокой интуитивной силой, чувствительностью и способностью предвидеть неприятности и проникать глубже в подсознание.
16) Сек: с 14 октября по 2 ноябряЧерты: Этот знак связан с землей и небом. Поэтому вполне вероятно, что вас привлекает все, что находится над вами, например, планеты, звезды, созвездия или другие миры. Вы практичный человек, который хорошо справляется с неясными ситуациями и находит эффективный план действий.
17) Зул: с 3 по 22 ноябряЧерты характера: Люди, рожденные под этим знаком, имеют собаку в качестве тотема животного и проявляют такие качества, как преданность, преданность, сила и любовь. Майя верили, что собаки могут вести людей в следующую жизнь. Точно так же и у вас есть способность превзойти реальность, войти в свои прошлые жизни и помочь окружающим избавиться от страха смерти.
18) Яшкин: с 23 ноября по 12 декабряЧерты: Вы связаны с богом Солнца майя, Ах Кином. Вы прирожденный целитель, который может исцелять других словами, действиями и навыками. Хотя вам нравится помогать другим, вы сами можете впасть в угрюмую ситуацию с невозможностью из нее выйти.