Типы мировоззрения и их анализ
Содержание
- 1 Современное мышление
- 2 Классификация
- 3 Миф – форма общественного сознания
- 4 Религия и мы
- 5 Философия в нашей жизни
Из миропонимания человека исходят его поведение, действия и решения. На наши поступки влияет то, как мы представляем себе этот мир, как мы его воспринимаем и относимся к нему. Воззрение есть у каждого человека, но не у всех оно идеально с точки зрения философии, так как она имеет свои представления о том, какое должно быть мировоззрение. Существуют вполне определенные типы мировоззрения, которые носят идеализированный характер, не присутствующий в чистом виде.
Оно не рождается вместе с человеком и не дается генетикой, оно формируется в течение всей его жизни под влиянием многих факторов. Специфика философского мировоззрения, то есть взгляда на мир, как раз и заключается в изучении, исследовании и анализе отношения человека к миру, учитывая его культуру и цивилизацию, а также взаимоотношение, взаимопроникновение и связь мира с человеком.
Современное мышление
Известнейший в свое время, советский философ Щедровицкий говорил, что подавляющему большинству представителей человечества в современном мире абсолютно не нужно мышление, как таковое. За нас уже многое решили, о многом подумали известные аналитики, которые решали вопросы нашего питания, образования, информирования, одежды и многого другого. Это та ситуация, когда мы стали жить в некоем постоянстве, к которому мы привыкаем.
Современные психологи и философы определяют наше мышление, как способность решать и создавать логические задачи, уметь находить рациональный выход из сложных ситуаций. Анализируя наше нынешнее существование, многие из нас понимают, что в современном мире нам сложно участвовать в процессах такого рода.
Мы часто пытаемся убедить себя, что все пройдет, нашей вины нет, виноваты не мы или нам просто неудобно что-то делать, себе в оправдание. Многим из нас проще придерживаться таких позиций. Вот как раз все это вытекает из нашего миропонимания.
В философском мировоззрении существует утверждение, что мысли материализуются, и действительно, только не по мановению волшебной палочки, а в зависимости от того как мы думаем и о чем. Например, один человек думает о том, что у него может что-то не получиться – это уже его мировоззренческая установка, а другой уверен, что он точно это сможет сделать.
Мы понимаем, что все мы по-разному относимся к своим возможностям и превращаем их в действительность, имеем разные совокупные представления о любых понятиях, которые и получили названия сущное и должное.
Классификация
Мы имеем собственные, оригинальные взгляды, мнения, которые не подвержены стандартам и шаблонному, пропитанному ярлыками и установками взгляду на жизнь.
На картинке справа указаны основные составляющие нашего мышления:
- Мироощущение определяется первичным мнением человека о мире, так сказать, уровнем комфортного или некомфортного нахождения в нем, уровнем чувственного и эмоционального состояния, которое не подвергается жесткому и рациональному осмыслению.
- Мировосприятие – это более целостное представление о мире, о людях и о себе, определяющееся уровнем рассудка и смысла, формированием элементарных связей с людьми и окружающим миром.
- Совокупность понятий, начиная с абстрактного понятия, и заканчивая системами взаимосвязей понятий, существующих в психике личности, определяется миропониманием – единственное, что невозможно без языковых средств. Ничего нельзя себе объяснить, не проговаривая себе объяснения.
Классификация типов мировоззрения имеет еще и подразделения на компоненты, которые включают в себя познавательную, историческую и географическую принадлежности.
К компонентам имеет прямое отношение и эмоциональный фонд (нервная система, тип характера и другое), нормы и практика.
Рассмотрим наше мировоззрение и его типы с исторической позиции. Эти типы мировоззрения формировались и занимали свое место на протяжении всей истории.
Историческая классификация типов мировоззрения складывается из трех основных компонентов. Постараемся выяснить, какие типы мировоззрения выделяет наука.
Миф – форма общественного сознания
Мифология как исторический тип мировоззрения – самый глобальный, основной и ранний. Часто, когда затрагивается мифологический тип мировоззрения, многие относятся к нему с пренебрежением.
Якобы древние люди жили давно, недолго и плохо, мало что понимали, пользовались мифами и верили в небылицы. Мы же сейчас гораздо умнее, даже неприлично верить в разные мифы.
С другой стороны, человек появился на земле более сорока тысяч лет назад, а философия – чуть больше двух тысяч лет. Значит человек выживал без философии огромный период времени, учитывая его ужасные, в большинстве случаев, обстоятельства. Мифология как исторический тип мировоззрения обеспечила человеку выживаемость, возможность передавать знания, какой бы наивной она ни казалась.
Характерной чертой мифологии как исторического типа мировоззрения является синкретизм, означающий, что все элементы со всевозможных областей опыта, знаний и жизни человека были объединены в единое целое. Проще говоря, такой исторический тип мировоззрения, как мифология, объединял искусство, литературу, ту же философию, даже географию, биологию и другие науки воедино.
Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается.
Мифология как исторический тип мировоззрения уже тогда старалась объяснить окружающий мир, пусть сказками, легендами и мифами, но все для того, чтобы прекратить его бояться, а это значит – понимать его. Мифология − это один из типов мировоззрения, который играет ведущую роль в современном мире.
Наше сознание устроено так, что мы стараемся достроить окружающий мир до целостного взгляда, даже не имея полной информации, то есть, додумываем его. Это и является общим корнем с типом мировоззрения первобытного строя.
Религия и мы
Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.
С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.
Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.
Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.
Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.
Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.
Философия в нашей жизни
В развитии человечества более поздним типом мировоззрения является философское.
Специфика философского мировоззрения характеризуется наличием свободной критической оценки себя, общества, мира, своего места в нем. Это один из самых прогрессивных типов мировоззрения человечества.
Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление.
Специфика философского мировоззрения выражается в выработке собственного взгляда на жизненные позиции, не предполагая наличия философского или еще какого-либо образования. Основные черты философского мировоззрения заключены в появлении специфического языка и доказательств, что в других типах не требовалось.
Философия, по существу, пытается ответить на вопросы на более отвлеченном уровне с привлечением некоторых аргументов. Наука отчасти идет дальше, в смысле аргументации, она отвечает на вопросы причин, а философия занимается вопросами целей. Например, биология не занимается вопросом, зачем живет человек, она отвечает на вопрос, почему он живет.
Философское мировоззрение пытается объединить два исторических типа, таких как религия и наука, то есть пытается объяснить, зачем человеку что-то необходимо, при этом аргументируя свои объяснения.
Несмотря на то, что у всех разное мировосприятие, оно может быть в чем-то и схоже. Это сходство и позволяет выделить основные типы философского мировоззрения, которые характерны для общества в целом:
- Обыденное имеет стихийный характер, сиюминутное нынешнее мнение, а также подверженность чужому, даже некритичному мнению, скажем, это мировоззрение, которое основано на бытовых взаимодействиях (образование, общение, кино и другое). Также к обыденному типу относится то, что случается с нами помимо нашей воли, внешние обстоятельства, события, случайные встречи.
- Научное, характеризующееся логической непротиворечивостью, системностью и структурностью сознания, объясняет сложные и запутанные ситуации особой научной схемой.
- Философское мировоззрение может быть художественно-образным, культурным, кратко говоря – это такой тип, который основан на интуитивном, образном восприятии творческого мира. Такой тип мировоззрения присущ каждому индивиду, но не каждый может ним пользоваться.
- Гуманистическое мировоззрение было отлично описано Гербертом Спенсером, который говорил, что природа человека и есть критерий общественного блага. Это говорит о том, что именно личность имеет право делать все, что ей необходимо и все, что она желает, но не в ущерб другой личности. Гуманистическое мировоззрение призывает к строительству нового общества, в котором человеку должно быть предельно комфортно в любом аспекте его жизни.
Это самые распространенные типы человеческого мировоззрения, которые присущи в разных степенях большинству из нас.
Альбер Камю (философ) интересно подметил тот факт, что мир сам по себе неразумный, бессмысленный и даже абсурдный, а нам предоставлена возможность наделить его человеческими чертами и сделать его узнаваемым. Развитую личность невозможно представить себе вне системного, целостного и развитого мировосприятия.
Типология мировоззрений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
прислушаться к его голосу. Воспитание сердца, как отмечается в Живой Этике, можно начинать уже с двухлетнего возраста и ведущая роль в этом процессе принадлежит матери.
«При воспитании сердца прежде всего выдвигается понятие труда»5. Именно в труде, одухотворенном Высшим, возникают наиболее благоприятные условия для питания сердца всем возвышенным и прекрасным. Но если притаилось где-то принуждение, разумного сотрудничества и желательного следствия не получится.
Существенную роль в воспитании сердца играет чистое искусство. Чистым считается такое искусство, произведения которого отражают красоту природы, человека, Мироздания. Произведения искусства (живописи, музыки и т.п.) конденсируют энергию, которая возжигает сердца людей. Искусство является частью культуры. Поэтому освоение человеком культуры во всех ее формах и прежде всего развитие культуры собственных мыслей и чувств делает сердце чище и открывает его более высоким энергиям.
Сердце не терпит никакого насилия, никакого механического вмешательства. Оно -«самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру и оно поспешит наполниться энергией»6. Воспитывается сердце в сфере чувств. И здесь очень важно проявлять милосердие, сострадание, мужество, любовь и другие высокие чувства, так как через их развитие сердце становится более культурным.
В сердце сосредоточена духовная жизнь человека, а дух развивается медленно. Поэтому в воспитании сердца нужно прояв-
лять терпение. При воспитании сердца важна дисциплина, состоящая в освобождении сердца от сердечного беспокойства, волнения и трепета. Все это говорит о том, насколько велика ответственность человека за воспитание своего сердца, ибо оно является каналом спасения не только человечества, но и всей планеты. «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом. Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Не отнимая извилистый путь мозга, разве можем умолчать о прямейшем достижении сердца, о стреле подобном луче, равном чудо-сердцу? Так можно приобщаться к сердцу и оградиться от всех нападений зла. Лишь сердцем можно учуять коричневый газ и вовремя прекратить удушие. Так и победа на поле Армагеддона останется за сердцем. Поэтому так Советую сердце хранить — как уничтожающий меч против всякого зла»7.
‘Грани Агни Йоги. 1964. Ч.У. Новосибирск,
1994,- С. 102.
2 Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Озарение. Ч. 2., VIII, М., МЦР, 1994,- С. 11.
3 Грани Агни Йоги. 1964. Ч. У.-С. 3.
4Елена Ивановна Рерих. Письма. Т. 1. 28 июня 1932,- М.: МЦР, 1999,- С. 327
5 Учение Живой Этики. Сердце.- М.: МЦР,
1995,” С. 411.
6Учение Живой Этики. Братство.- М.: МНР,
1996,-С. 290.
7 Учение Живой Этики. Сердце,- М.: МЦР, 1995. С. 353.
ТИПОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
В.И. ФАЛЬКО, к. филос. п., доцент кафедры философии МГУЛа
Вопрос о типологии мировоззрений весьма важен с точки зрения выбора человеком определенной позиции по отношению к миру, тем или иным ценностям, другим людям и самому себе. В то же время в современной отечественной учебной литературе по философии зачастую дается упрощенная и устаревшая классификация типов мировоззрения. Так, в широко известной книге А.Г. Спиркина
читаем: «мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим» [1]. В солидном издании, подготовленном большим коллективом маститых авторов, в качестве основных типов дается характеристика «материализма, идеализма и дуализма, представляющих собой группу конфликтующих между собой философских мировоззрений» [2]. Конечно,
нужно говорить и об этих типах мировоззрений, но противостояние между ними, как и вопрос о первичности материи или сознания уже становится достоянием истории. Сегодня требуются более глубокие основания для выделения типов мировоззрения. Ниже рассматривается одна из типологий, претендующая на системность оснований классификации мировоззрений.
Будем исходить из понимания мировоззрения как системы взглядов человека (или общности людей) на мир в целом и место человека в нем. Это воззрения человека, выражающие его отношение к миру. Эти взгляды, как правило, имеют под собой определенные основания, предпосылки, зависящие от позиции человека. В этой позиции человек находится отчасти осознанно и, в немалой степени, неосознанно; объективно и, в той или иной мере, субъективно. Соответственно этому он видит мир и себя по отношению к миру под определенным углом зрения.
Современный американский автор книги о типах мировоззрения Джеймс Сайр так определяет это понятие: «Кратко можно сказать так: мировоззрение — это ряд предпосылок (истинных полностью, отчасти или совершенно ложных), которых мы придерживаемся (сознательно или бессознательно, последовательно или непоследовательно), размышляя об основных слагаемых нашего мира» [3].
В это определение следует внести отдельные уточнения. Мировоззрение не ограничивается предпосылками, а включает в себя также основанные на них построения. Хотя предпосылки могут иметь истинностные значения, но вряд ли возможно определить какие-либо из них как «полностью истинные». Мы придерживаемся этих предпосылок не только в размышлениях о мире, но и в принятии решений, переоценке ценностей и т. д.
Если предметом осмысления становится не только мир и место человека в нем, но также само отношение человека к миру, то мы имеем дело с философией как теоретическим ядром мировоззрения, его самосознанием. Поэтому типология мировоззрений является основанием и для типологии философских направлений.
Попытаемся построить классификацию типов мировоззрения не как произвольную модель, а на основе историко-культурных пред-
ставлений о становлении индивидуального и общественного сознания. Исторические ступени развития и типы социокультурных воззрений воспроизводятся, в сокращенном и ускоренном виде, в формировании и эволюции мировоззренческой позиции конкретного человека.
Зародыши мировоззрения возникают вместе с сознанием человека, обществом и культурой, задолго до появления философии. Доисторическая практика, направленная на освоение мира, усложняющийся образ жизни первобытных людей делали невозможной трансляцию опыта генетическим путем, как это присуще животным. Требовалась замена наследственных механизмов обучением, формированием психических моделей поведения. Они включали в себя эмпатию, т. е. подражание животным, сохранившим инстинкты поведения по приспособлению к среде. Подражание животным, обучение на примере, игровое, трудовое и речевое общение с себе подобными — все это формировало в психике человека идеальную модель Другого как воплощения способности быть и действовать. На подсознательном уровне эта модель закреплялась в виде навыков, механических поведенческих реакций. На уровне сознания формировался наглядный образ животного или человека как образца для подражания. Развитие сверхсознания проявлялось во внутреннем чувстве незримой и непостижимой высшей силы, во власти которой находится человек. Духовно-психическая природа Другого переносится на весь внешний мир: способность природных явлений быть, осуществляться связывается с действием невидимых бестелесных духов, живущих в вещах и стихиях.
Так формируется зародыш магического мировоззрения как представление об Иной реальности, отличающейся от природы и человека. Для этого миропонимания характерна вера в незыблемый порядок вещей, которому подвластны природа, человек и духи, в повторяемость событий, служащую основой для ритуальной практики.
Необходимость воспроизводства человека и его способности жить в мире требовала более надежных и устойчивых форм сохранения и трансляции опыта, чем индивидуальная память. Создаются материальные носители образов животных, превращаемых в тотемы. Это, прежде всего, идолы, предметы осущест-
вления магических ритуалов, а также мифические сказания, которые передаются следующим поколениям вместе с орудиями труда и другими элементами культуры. Иная (виртуальная) реальность магико-мифологического сознания актуализируется в культурных феноменах.
Параллельно с различением видимой (природной) и невидимой (иной) реальности оформляется различение человеком себя и остального мира, происходит становление его самосознания. Отношение человека к миру становится для него вопросом, проблемой в результате переживания двойственности своего положения в нем. Эта дуальность бытия человека выражается в том, что, с одной стороны, он часть мира и не может относиться к нему внешним образом, а с другой — его Я не совпадает с окружающей средой, в которую он оказался вброшенным из материнского лона. Причем отпадение от единства с природой происходит вместе со сменой доисторического приспособления к окружающему миру преобразующим воздействием на среду обитания и формированием мира культуры, второй природы. Накапливающиеся изменения и углубляющиеся различия между природным и социокультурным бытием человека создают историю: «Выпадение человека из континуального в дуально разорванное противоречивое состояние изофункционально выходу homo sapiens из доистории в историю» [4].
В течение многих веков и тысячелетий люди убеждались в том, что магическая практика далеко не всегда является успешной. Кроме того, неисполнение воли человека, взывающего к духам, могло свидетельствовать о том, что им лучше знать, что ему действительно нужно. Сверхъестественные духовные силы воспринимаются уже не только как более могущественные, чем человек, но и как несравненно более высокие в нравственном отношении. Выявление в духовном опыте сил, не укладывающихся в порядок вещей, которому подчинены природная и «иная» реальность, формируют у человека представление о существовании высшей свободной воли
— божественной. Человек начинает осознавать себя воплощением сверхприродного духовного начала, делающего его свободным, и вверяет себя высшей воле.
Зарождается религиозное сознание,
вырастающее из магии и мифологии и одновременно отрицающее их. В этом миропонимании возникает новый образ континуального единства, утраченного в наличном социальнокультурном бытии, — единства рода, восходящего к прародителю или покровителю, единства Духа-Отца, в дополнение к единству Природы-Матери. Однако, это еще не означает рождения монотеистического мировоззрения. Виртуальный образ Творца актуализируется в представлении о континуальном Едином, охватывающем миры Природы, Человека и Бога. Как это происходит? В результате отпадения человека от континуального единства природы возникает дуальная оппозиция, представляющая собой, по определению А.С. Ахиезера, первичную клеточку культуры, жизни общества, воспроизводственной деятельности, основы для формирования альтернатив. Она «несет в себе вектор конструктивной напряженности, т. е. ценностную ориентацию субъекта, стимулирующую предпочтение движения от одного полюса к другому» [5].
Стремление к восстановлению континуального единства человека и мира формирует тип мировоззрения, который Дж. Сайр называет восточным пантеистическим монизмом, или восточным мистицизмом. Для него характерно преодоление различий и дуальной оппозиции между человеком и миром, причем не путем простого возврата к единству с природой, а путем включения божественного начала в состав Единого.
В тех культурах, для которых характерно преобладающее развитие материального производства над внутренним самосовершенствованием человека (Древняя Греция), развивается другой тип партиципации (сопричастности) — к Природе. Античное натурфилософское мировоззрение объемлет в едином Космосе природу, мир человека и мир богов, подобно восточному космизму. Однако взгляд на мир извне и стихийный материализм, обусловленный развитием трудовой практики, делает возможным понимание этого триединства на основе природного начала. Натурализм как мировоззрение актуализируется и получает развитие уже на основе научного прогресса и философского материализма. Натурализм ориентирован на природную реальность, противоположную Иному, т. е. виртуальной реальности, являю-
щейся предметом магического мировоззрения. В то же время наука и магия имеют общие черты, вследствие чего проецируются на противоположные концы одной и той же оси координат смыслового пространства мировоззрений (рисунок). Натуралистическое миропонимание приобретает завершенную форму на основе преодоления религиозного взгляда на мир, противопоставляя принципу надмировой свободной воли всеобщий принцип детерминизма.
Иными словами, партиципация к Природе в форме натуралистического мировоззрения является оборотной стороной транс-ценденции к Богу-творцу, Абсолюту. «Тран-сцендирующее бегство из культуры может осуществляться либо под лозунгом «Назад к природе», либо «Вперед к Богу» [4]. Не считая возвращение к единству с природой тран-цендированием, отметим общность этих процессов — выход из рамок дуальной культуры. В то же время в транцендировании к Богу есть элемент партиципации, приобщения к Абсолюту. Мировоззрение, в центре которого стоит абсолютный, внемировой Бог-Творец, именуют теизмом. Согласно «Истории религий» А. Меня, этот тип верований зарождается у народа Авраама в то время, когда все остальные народы исповедовали языческие религии. Актуализируется теизм в иудаизме, христианстве и исламе, в соответствующих направлениях религиозной философии.
Несмотря на партиципацию к Единому, Природе, Богу, человек остается жить в мире истории и культуры, продолжая претерпевать воздействие углубляющегося противоречия в дуальной разобщенности Я и мира. На основе переживания человеком своей вброшенности в чуждый мир и бытия в нем формируется экзистенциальное мировоззрение. В центр этого миропонимания ставится не метафизические сущности или трансцендентные начала, а Человек, реальность переживаемого им бытия, экзи-стирующее Я, противостоящее миру. Зарождается этот тип мировоззрения еще в дофилософ-ские времена, затем проявляется в буддизме и антропологической философии. Противопола-гаение Я и мира, Единого ставит экзистенциализм в дуальную оппозицию восточному мистицизму и пантеизму.
Любое мировоззрение представляет собой порождение культуры, а не онтологическую реальность. Поэтому бегство из мира
культуры путем партиципации или трансцен-дирования невозможно. Единственный способ преодоления культуры — ее отрицание путем отказа от ценностных ориентаций, методов и теоретических построений. Это путь нигилизма, который вырабатывает ориентир, противоположный Абсолюту — Ничто. Нигилизм зарождается как момент в неортодоксальных восточных учениях (Великая Пустота в буддийских учениях как противоположность наличному бытию), в античном скептицизме и релятивизме, в критицизме и агностицизме нового времени и других учениях. Но наиболее ярко он проявляется в ницшеанстве, философии беспочвенности Льва Шес-това, ряде течений постмодернизма (другие его течения примыкают к экзистенциальному или магическому полюсам).
Итак, рассмотренные выше типы мировоззрений можно представить графически как полюсы дуальных оппозиций, помещенные на осях трехмерного смыслового пространства мировоззрений (рисунок).
Полученная классификация типов мировоззрений близка к типологии, предложенной Дж. Сайром, но не совпадает с ней. Так, в нашей типологии нигилизм не есть нулевая точка, а представляет собой отрицательную полуось соответствующего измерения смыслового пространства, выражающего свободу. Начало же координат этого пространства соответствует неопределенному мировоззрению. Кроме того, типы мировоззрений в приведенной классификации образуют пары соотносительных понятий, создающие ортогональные измерения смыслового пространства. Ось «Единое — Я» выражает отношения единства и противоположности человека и мира, а измерение «Природа — Иная реальность» отображает отношения взаимосвязи и зависимости человека от мира, необходимости. В связи с этим, в частности, в предложенной типологии отсутствует деизм, занимающий важное место в концепции Сайра. На приведенной выше схеме он может быть расположен между теизмом и натурализмом. Действительно, деизм сочетает в себе идею Бога-Творца и самодостаточности природы после ее творения, когда Бог уже не участвует в мировом процессе. Аналогично можно разместить в смысловом пространстве и другие промежуточные и производные типы мировоззрений.
ЕДИНОЕ (Восточный мистицизм, пантеизм)
ПРИРОДА (Натурализм, научное мировоззрение)
ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (Магическое сознание, New Аде)
ЧЕЛОВЕК, «Я» (Антропологизм, экзистенциализм)
НИЧТО
(Нигилизм)
Рисунок. Основные типы мировоззрений
Отметим, что в современных условиях растет интерес к Иной реальности и наблюдается возрождение нового магического сознания, которое воплощается, в частности, в так называемом сознании Новый век (New Age), различных информационно-энергетических или компьютерных интерпретациях природы духовной реальности, всевозможных технологиях манипулиролвания человеческой волей и т. д. Информатизация и глобализация общества приводят не к той информационной и глобальной цивилизации, о которой писали недавно футурологи, а к виртуализации общества [6]. Многие ожидаемые человечеством результаты информационной и глобальной революций оборачиваются имитациями и си-мулякрами, фантазмами и фантомами типа финансовых и политических пирамид.
Подобно тому, как магия вытесняла доисторическую религиозность древнейших людей, отмечаемую А. Менем, Нью Эйдж и другие формы стремится потеснить религию, в частности, христианство. Это грозит человечеству утратой свободы в результате утверждения господства самонадеянного разума, погружающегося в сон. Однако мы знаем из истории, что первоначальная религиоз-
ность не исчезает, а со временем воплощается в религиозном сознании. Поэтому, исходя из наблюдающейся цикличности исторического процесса, можно ожидать в будущем наступления эпохи новой духовности, которая придет на смену современной цивилизации. В этой связи можно вспомнить о предсказании П.А. Сорокиным в его работе «Социокультурная динамика» наступления эпохи идеи-ционалъной культуры, основанной «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности» [7]. Однако наступление этой эпохи, как и само выживание человечества, не гарантировано историей. Нам следует стремиться не к тому, чтобы выжить любой ценой, а быть достойными выживания, а это во многом зависит от выбора мировоззренческого ориентира. Типология мировоззрений призвана помочь каждому сделать такой выбор сознательно, а не вслепую.
Не будем настаивать на безальтерна-тивности предложенной типологии. Возможно, потребуются дополнительные измерения смыслового пространства, появление или выявление новых основных типов мировоззре-
ний. Не будем исключать и построения типологий по иным основаниям.
Литература
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гарда-рика, 2001. — С. 9.
2. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. — М.: ТОН — Остожье, 2001. — С. 322.
3. Сайр Дж. Парад миров: Типология мировоззрений. -СПб.: Мирт, 1997. -С.14.
4. Яковенко И. Гр., Пелипенко А. Системный взгляд на культуру — основа цивилизационной специфики России // Рубежи. — 1998. — № 3 — 4. — С. 109.
5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2 т. Т. II. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.-С. 160, 161.
6. Иванов Д.В. Виртуализация общества- СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. — 96 с.
7. Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. — С. 430.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ — ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Р.В. КОРОТКЕВИЧ, к. ист. н., доцент кафедры философии МГУЛа
Современное общество немыслимо без мощных информационных потоков, оказывающих воздействие на общественное сознание, глубину преобразований в структурах политической власти, на ход демократических процессов. Роль средств массовой информации (СМИ) поистине огромна. Они обеспечивают сбор, обработку и распространение информации на массовую аудиторию. Еще в 1840 г., видимо, предчувствуя их будущее влияние, О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью». К СМИ традиционно относят: печать, радио, телевидение, кино, различные звукозаписывающие и аудиовизуальные средства.
СМИ в современном их понимании появились на протяжении последних полутора столетий. Так, телеграф был изобретен в 1836 г., телефон — в 1876 г. , а радио и кинематограф
— в 1895 г. Что касается телевидения, то оно появилось в начале XX в. и, несмотря на свою относительную молодость, приобрело ключевое значение. В конце XX столетия произошел резкий как количественный, так и качественный скачок в развитии СМИ. Появление новых видов дальней связи, оптико-волоконной технологии, кабельного телевидения, видеотехники, информационных сетей — все это способствовало структурному изменению производительных сил и производственных отношений. С помощью персонального компьютера, например, стало возможным выполнять работу на дому, передавая результаты труда по модему.
Индустрия коммуникации и информации приобретает в некоторых странах такой
экономический вес, что они становятся ключевым элементом в процессе создания национального продукта, заменяющим тяжелую и обрабатывающую промышленность. Данный скачок в развитии СМИ принято называть «информационным взрывом».
Осмысление проблемы воздействия СМИ на общественную жизнь обусловило появление разнообразных теорий: «новой технологии и организации» (Дж. Гэлбрейт), «информационной техноструктуры» (П. Дракер), «электронного общества» (Д. Белл), «информатизированного общества будущего» (Ж. Серван-Шрейбер). Технический прогресс в области информатики способствует, по мнению этих исследователей, разрешению не только экономических проблем, но и политических антагонизмов. Известным канадским ученым М. Маклюэном была предложена даже периодизация истории, основанием которой является доминирующее в тот или иной период средство коммуникации. В племенном обществе таким средством была речь, это было общество «уха». Появление печати трансформирует закрытый до этого «племенной мир». Это связано с пространственным расширением социальных отношений. Неотъемлемой чертой этого периода является многообразие социальных иерархий, возникновение национальных государств. Распространение электронных средств приводит к доминированию устной коммуникации, подобно тому, как это было в «племенных» деревнях прошлого. Качественно отличным при этом явля-
Пять мировоззрений | Dwell Community Church
Иногда кажется, что существует больше философских и религиозных взглядов, чем может когда-либо узнать любой нормальный человек. Действительно, сегодня в мире существует более шести тысяч различных религий. Однако некоторые люди с удивлением обнаруживают, что мировые религии и философии имеют тенденцию распадаться на несколько основных категорий. Эти пять мировоззрений включают в себя все господствующие сегодня мировоззрения.
Натурализм
(например, атеизм, агностицизм, экзистенциализм)
Реальность
Материальная вселенная — это все, что существует. Реальность «одномерна». Нет такой вещи, как душа или дух. Все можно объяснить на основе законов природы.
Человек
Человек – это случайный продукт биологического процесса эволюции. Человек полностью материален. Человеческий вид однажды исчезнет.
Истина
Истина обычно понимается как научное доказательство. Только то, что можно наблюдать пятью чувствами, принимается как реальное или истинное.
Ценности
Объективных ценностей и морали не существует. Мораль – это индивидуальные предпочтения или социально полезное поведение. Даже социальная мораль подвержена эволюции и изменению.
Пантеизм
(например, индуизм, даосизм, буддизм, большая часть сознания Нью Эйдж)
Реальность
Существует только духовное измерение. Все остальное — иллюзия, майя . Духовная реальность, Брахман , вечна, безлична и непознаваема. Можно сказать, что все есть часть Бога, или что Бог во всем и во всех.
Человек
Человек един с высшей реальностью. Таким образом, человек духовен, вечен и безличен. Вера человека в то, что он индивидуальность, — иллюзия.
Истина
Истина – это опыт единства с «единством» вселенной. Истина находится за пределами любого рационального описания. Рациональное мышление, как его понимают на Западе, не может показать нам реальность.
Ценности
Поскольку конечная реальность безлична, многие мыслители-пантеисты верят, что на самом деле нет различия между добром и злом. Вместо этого «непросвещенное» поведение — это то, что не в состоянии понять сущностное единство.
Теизм
(например, христианство, ислам, иудаизм)
Реальность
Бесконечный, личный Бог существует. Он создал конечный материальный мир. Реальность одновременно материальна и духовна. Вселенная, какой мы ее знаем, имела начало и будет иметь конец.
Человек
Человечество – уникальное творение Бога. Люди были созданы «по образу Божию», что означает, что мы личные, вечные, духовные и биологические.
Истина
Истина о Боге познается через откровение. Истина о материальном мире достигается через откровение и пять чувств в сочетании с рациональным мышлением.
Ценности
Моральные ценности являются объективным выражением абсолютного морального существа.
Спиритизм и политеизм
Реальность
Мир населен духовными существами, которые управляют происходящим. Боги и демоны — настоящая причина «природных» событий. Материальные вещи реальны, но с ними связаны духи, и поэтому их можно интерпретировать духовно.
Человек
Человек — создание богов, как и остальные существа на земле. Часто племена или расы имеют особые отношения с некоторыми богами, которые защищают их и могут наказать.
Истина
Истина о мире природы открывается через фигуру шамана, у которого есть видения, рассказывающие ему, что делают боги и демоны и что они чувствуют.
Ценности
Моральные ценности принимают форму табу, которые раздражают или злят различных духов. Эти табу отличаются от идеи «добра и зла», потому что избегать раздражающих злых духов так же важно, как и добрых.
Постмодернизм
Реальность
Реальность должна интерпретироваться через наш язык и культурную «парадигму». Следовательно, реальность «социально сконструирована».
Человек
Люди — это узлы культурной реальности, они продукт своего социального окружения. Представление о том, что люди автономны и свободны, — это миф.
Истина
Истина — это ментальная конструкция, значимая для людей в рамках определенной культурной парадигмы. Они не применимы к другим парадигмам. Истина связана с культурой человека.
Ценности
Ценности также являются частью наших социальных парадигм. Терпимость, свобода самовыражения, инклюзивность и отказ претендовать на то, что у нас есть ответы, являются единственными универсальными ценностями.
Только два мировоззрения | Ответы в Бытие
Представьте двух людей в гостиной. Мужчина надевает очки зеленого цвета, а женщина – очки красного цвета. Все, что видит мужчина, имеет зеленый оттенок, а все, что видит женщина, — красный. Кушетка может быть коричневой, но для мужчины она будет зеленовато-коричневой. Стул может быть белым, но для женщины он будет иметь розоватый оттенок. Все окрашено очками, которые носят мужчина и женщина. Вот что происходит с мировоззрением.
Что такое мировоззрение?
У каждого свое мировоззрение. Знают они это или нет, но все видят мир через набор фильтров — как мужчина и женщина в цветных очках.
Джеймс Андерсон, профессор богословия и философии Реформатской теологической семинарии, определяет мировоззрение как «всеохватывающий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение. Ваше мировоззрение представляет ваши самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой вы живете. Это отражает то, как бы вы ответили на все «большие вопросы» человеческого существования, фундаментальные вопросы, которые мы задаем о жизни, вселенной и обо всем».
У каждого свое мировоззрение. Знают они это или нет, но все видят мир через набор фильтров — как мужчина и женщина в цветных очках.
Мировоззрение — это основа, которую мы используем для интерпретации жизни. Это линза, через которую мы видим все остальное в жизни: зеленые или красные очки, через которые мы видим все остальное в жизни.
Библия учит двум основным мировоззрениям
Библия говорит нам о двух основных мировоззрениях. Люди смотрят на мир одним из двух способов в своих фундаментальных убеждениях, предположениях о жизни, больших вопросах и многом другом. С одной стороны, есть подход Бога к миру, а с другой стороны, есть путь человека. Священное Писание иллюстрирует два основных мировоззрения, как показано на диаграмме ниже:
Принцип | Божий путь | Мужской путь | Библейские стихи |
---|---|---|---|
Двусторонняя | Образ жизни | Путь смерти, но в данный момент кажется правильным. | Притчи 14:12 |
Два фундамента | Дом, построенный на скале, выдерживает сильный шторм. | Дом, построенный на песке, рушится во время свирепой бури. | От Матфея 7:24–27 |
Два отношения со Христом | Со Христом | Против Христа | Матфея 12:30; Луки 11:23 |
Два убеждения об Иисусе | Верующие в Иисуса имеют жизнь вечную | Те, кто не верят в Иисуса, не имеют вечной жизни | Иоанна 3:36 |
Два способа ходить по миру | Свет | В темноте | Иоанна 8:12 |
Два отношения к Богу-Отцу | Примирение с Богом-Отцом через Иисуса. | Отделение от Бога-Отца без Иисуса | Иоанна 14:6 |
Два отношения с миром | Не соответствует миру, но трансформируется в уме. | В соответствии с мировыми стандартами | Римлянам 12:2 |
Два взгляда на грех | Мертвые для греха, живые во Христе | Мертвые во грехе, ведомые дьяволом, исполняющие страсти плоти | Ефесянам 2:1–7 |
Две философии жизни | Философия Христа | Философия в соответствии с человеческими традициями и элементарными духами мира. | Колоссянам 2:8 |
Две любви в жизни | Любовь к Богу, ведущая к вечной жизни. | Любовь к миру, ведущая к вечной смерти. | 1 Иоанна 2:15–17 |
Множество нехристианских систем с тремя общими темами
Может показаться, что мировоззрений больше, чем двух. Ведь существует множество различных философий и религий. Подумайте об исламе с его почти двумя миллиардами последователей и об индуизме с его миллиардом последователей по всему миру. Каждая из этих религий учит разным вещам о реальности. Ислам учит одному богу, а индуизм принимает многих богов. В исламе есть своя священная книга (Коран), а индусы пользуются другими «священными» текстами (Веды и т. д.). У этих религий явно не одно и то же «мировоззрение». . . или так кажется.
Иногда также есть причины проводить различие между различными небиблейскими точками зрения, но между всеми остальными религиями и философиями есть некоторые общие черты. На самом деле, есть три общие темы, которые связывают воедино каждую нехристианскую или «человеческую» систему.
Путь человека Тема #1: Слово человека выше Слова Божьего
Первая тема, которую разделяют все нехристианские философии и религии, — это их неприятие Божьего Слова, Библии как авторитета. Бог открыл себя в 66 книгах Ветхого и Нового Заветов. Путь человека отвергает претензии этих книг на авторитетность, безошибочность или сильное переосмысление их учений в свете человеческих идей. Они могут различаться в зависимости от того, какие священные книги они используют. Некоторые могут предпочесть Китаб-и-Агдас (бахаизм), а другие предпочитают Трипитаку (буддизм), но все они либо отвергают Библию, либо сомневаются в ней. Каждая нехристианская система отвергает Библию как единственное Божье Слово, что-то вычитает из нее или пытается заменить ее искусственными верованиями. Однако Божий путь ясно определяет Библию как единственное авторитетное и непогрешимое Слово Божье (например, 2 Тимофею 3:16).
Тема пути человека № 2: Отвержение Бога Библии
Вторая тема, общая для всех небиблейских религий и философий, — это их неприятие Бога Библии. Религия может верить во многих богов (индуизм), в одного бога (ислам) или в отсутствие богов (атеизм), но всех их объединяет общая тема: они отвергают Триединого Бога Писания. Но Божий путь состоит в том, чтобы признать и поклоняться Ему одному как единому истинному Богу (Исход 20:3).
Путь человека Тема №3: Отвержение Иисуса как единственного Господа и Спасителя
Последней общей чертой многих небиблейских систем является их неприятие Иисуса как Господа и Спасителя. Они могут называть Иисуса хорошим учителем (большинство религий) или даже отрицать его существование (радикальные скептики), но обычно они отвергают его уникальные притязания на божественность (Иоанна 1:1). Это серьезный и фатальный недостаток любой нехристианской философии или религии. Как сказал Иисус, «если не поверите, что это Я, то умрете во грехах ваших». (Иоанна 8:24).
Применение: С Христом или против Христа
Хотя существует множество небиблейских религиозных и философских систем, все они имеют общие темы — в первую очередь их неприятие библейского Иисуса как Господа.
В заключение, хотя существует множество небиблейских религиозных и философских систем, все они имеют общие темы — в первую очередь их неприятие библейского Иисуса как Господа.