3. Заполните таблицу. Основные типы мировоззрений и их специфика.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ
СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая тетрадь
для студентов всех специальностей
дневной формы обучения
Красноярск 2009
Философия: Рабочая тетрадь для студентов всех специальностей дневной формы обучения / сост. О.Н. Гайдаш; МПК СФУ. – Красноярск, 2009. – 46 с.
В рабочей тетради по философии студентам предложен комплекс заданий, которые должны выполняться на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. Выполнение заданий предусматривает знакомство с научной литературой, текстами первоисточников, энциклопедиями и словарями. Студентам предоставляется возможность изложить собственный взгляд на вопросы философии.
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая тетрадь
для студентов всех специальностей
дневной формы обучения
Составитель: Гайдаш Ольга Николаевна
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая тетрадь
Студент _____________________________________________________________
Группа _____________________________________________________________
Преподаватель _____________________________________________________________
Тема. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Задание №1. Составьте план изученной темы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.
Каковы основные черты философского мышления?
Философия как саморефлексия об «универсуме» и человеке в нем.
Философия и наука, философия и религия.
Функции философии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№3. Самопроверка знаний.
Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.
а) Структура философского знания:
1) онтология, гносеология, логика, аксиология и др.;
2) онтология, гностицизм, логика, история искусства, этнология и др.;
3) антропология, биоэтика, педагогика, психология, синергетика и др. ;
4) все ответы неправильные.
б) Каково соотношение философии и мировоззрения:
1) философия и мировоззрение тождественны;
2) философия шире мировоззрения;
3) философия – это теоретическая основа мировоззрения;
4) философия и мировоззрение – разноплановые понятия.
в) Материализмом называется:
1) признание внешней по отношению к человеку действительности, не зависящей от него в своем существовании;
2) признание первичности материи по отношению к сознанию;
3) принцип взаимосвязи бытия и мышления, на основе которого создаются системы представлений о мире;
4) признание того, что все тела состоят из «элементарных кирпичиков» (электронов, протонов и т.п.).
г) Идеализм как взгляд на мир представляет собой:
1) систему знаний, обосновывающую значение идеалов в жизни общества и человека;
2) учение, согласно которому идеи более реальны, чем материальные вещи;
3) признание определяющего значения для человека духовных сторон общественного бытия;
4) учение, согласно которому первичным и определяющим является либо сознание человека, либо некая духовная сила, обусловливающая развитие природы, общества и самого человека;
д) Какая из предложенных функций помогает ориентации человека в мире?
1) гносеологическая;
2) методологическая;
3) гуманистическая;
4) эвристическая.
2. Дополните определения.
Онтология_____________________________________________________________________________________________________________________________
Гносеология___________________________________________________________________________________________________________________________
Аксиология____________________________________________________________________________________________________________________________
Материализм__________________________________________________________________________________________________________________________
Идеализм_____________________________________________________________________________________________________________________________
Дуализм_____________________________________________________________________________________________________________________________
Агностицизм_________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип философского монизма______________________________________
__________________________________________________________________
Типы мировоззрений | Специфика |
|
При анализе типов мировоззрения воспользуйтесь определением философа В. Дильтея (1833-1911). Он считал, что мировоззрение – это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни.
4. Составьте схему. Как соотносятся философия и другие гуманитарные науки?
5. Прокомментируйте текст.
«Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства» (К. Ясперс).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание №4. Творческие вопросы и задания.
Специфика философии. Философия как наука (Аристотель) и философия как «любовь к мудрости» (Платон).
Философия и культура мысли. «Вечный» характер философских проблем.
Философия и мифология: два зеркала бытия.
Человек и мир: прост мир или сложен, разрушен он или абсурден и другие вопросы.
От Мифа к Логосу: генезис философского знания.
Философия и религия: нелегкий путь взаимоотношений.
Мистический путь познания истины (теософия и др.).
Иван Карамазов, герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», говорит, что он не отрицает Бога, но не принимает созданного Им мира. Попробуйте определить характер мировоззрения Ивана Карамазова. Развейте эту тему: принятие или отрицание мира как существенная характеристика философского мышления.
Имеет ли философия практический смысл?
Философия как «метаязык» всех наук (М.М. Бахтин).
Основные типы самоопределения современной философии.
Древнеримский мудрец Сенека писал: «Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле». Подумайте, что значит быть «философом на деле»?
Задание №1. Составьте план изученной темы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.
Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философии. Почему именно в Греции происходит рождение Логоса?
Основные периоды античной философии, критерии их выделения. Главные герои и их идеи.
Поиск чистой истины как главная человеческая ценность.
Почему античная философия так эмоционально привлекательна?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Самопроверка знаний.
Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.
а) Основателем «линии материализма» считается древнегреческий философ:
1) Аристотель;
2) Демокрит;
3) Парменид;
4) Сократ.
б) Основателем «линии идеализма» считается древнегреческий философ:
1) Гераклит;
2) Платон;
3) Эпикур;
4) Фалес.
в) Эллино-римский период античной философии. Соотнесите идеи и направления:
1) эпикурейство а) выражение сомнения в возможности человеческого познания;
2) неоплатонизм б) достижение счастья через «апатию» — искоренение аффектов;
3) скептицизм в) учение о высшем бытии;
4) стоицизм г) философы-материалисты,
утверждающие принцип гедонизма.
г) Какие из перечисленных философов в основу мира положили число?
1) Платон;
2) Аристотель;
3) Пифагор;
4) Анаксимандр;
5) Анаксимен;
6) Зенон.
д) Древнегреческие философы славились своими образными фразами, которые вошли в повседневный обиход многих народов. Соотнесите высказывания и их автора.
1) Сократ а) «все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды;
2) Гераклит б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3) Протагор в) «Мышление и бытие одно и то же»;
4) Парменид г) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».
2. Дополните определения.
Космоцентризм________________________________________________________________________________________________________________________
Гедонизм_____________________________________________________________________________________________________________________________
Субстанция____________________________________________________________________________________________________________________________
Атараксия_____________________________________________________________________________________________________________________________
Метафизика___________________________________________________________________________________________________________________________
Диалектика____________________________________________________________________________________________________________________________
Логос_________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Исторические типы мировоззрения».
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒
Название | Характеристика |
Мифологическое мировоззрение | Миф — особый вид мировоззрения, специфически образное целостное представление о явлениях природы и коллективной жизни, совмещает как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности -чувственное восприятие; — приверженность традиции; — символизм и аллегоричность; — отсутствие рациональных понятий. Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ: — происхождение Вселенной, Земли и человека — объяснение природных явлений — жизнь, судьба, смерть человека: деятельность человека и его достижения — вопросы чести, долга, этики и нравственности Черты мифа — очеловечивание природы — наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком — отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии) — практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач — однообразие и поверхность мифологических сюжетов |
Религиозное Мировоззрение | Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует те же вопросы, что и миф. Основные мировые религии: — христианство — ислам — буддизм Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: — синтоизм — индуизм — иудаизм Функции религии — объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей) — культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру) — нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга) |
Научное-философское мировоззрение | Философия – это высшая, научно-теоретическая форма мировоззрения, отличающаяся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Особенности: — основано на знании — рефлексивно (т.е обращенность мысли на саму себя) — логично – рациональное мировосприятие; – разум ставится выше веры; – формируются абстрактные понятия; – используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства. Отличие философского мировоззрения от религиозного и мифологического — философское мировоззрение основано на знании, а не на вере, либо вымысле) — философское мировоззрение рефлексивно — философское мировоззрение опирается на четкие понятия и категории Основные стадии эволюции философии как мировоззрения Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Индии, Древнему Китаю, иным странам востока, а так же Древней Греции) Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе) Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого лежит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы) Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т. к оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. |
⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒
Читайте также:
Формы дистанционного обучения
Передача мяча двумя руками снизу
Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека
Основные ошибки при выполнении передач мяча на месте
Обзор четырех мировоззрений
Традиционное мировоззрение | Современное мировоззрение | Postmodern Worldview | Интегративный мировоззрение |
, Dualistic, Dualistic, Transcending View | |||
. реальность | Плюралистический, фрагментарный, релятивистский взгляд на реальность | Целостный/единый, духовно-эволюционный взгляд на реальность | |
Знание через традицию, условность, писание (буквализм, догматизм) | Знание через эмпирическую науку, рациональность, логику (позитивизм, сциентизм) | Знание через качественные способы познания (социальный конструктивизм) | Знание через интеграцию, смешанное методы (прагматизм, критический реализм) |
Социальное Я | Независимое Я | Подлинное Я | Взаимозависимое Я |
Традиционные ценности (т.е. солидарность, безопасность, дисциплина, служение, вера, соответствие) | Индивидуалистические ценности (т.е. достижения, гедонизм, успех, статус, власть, веселье) | Постматериальные ценности (т.е. , самовыражение, воображение, открытость к изменениям) | Универсальные ценности (т.е. самоактуализация, мудрость, универсализм, трансцендентность) |
Акцент на семье, социальных ролях и правилах, законе и порядке | Акцент на будущее, вера в прогресс, оптимизм | Акцент на деконструкции нарративов, социальная справедливость | Акцент на индивидуальной и культурной эволюции и росте |
Природа как осмысленный, божественно созданный порядок (творение Бога) | Природа как инструментальный, объективированный ресурс для эксплуатации внутренний источник, подавленный голос или сущность, большая система | Природа как внутренне ценный, духовно значимый, партнер |
В этой таблице представлен краткий обзор четырех мировоззрений и их отличительных различий
Краткое изложение четырех мировоззрений
Традиционные мировоззрения рассматривают вселенную как сотворенное Богом и находят истину и знания в традициях, обычаях и Священных Писаниях. . Они подчеркивают группу, сообщество и семью, а также потребность в социальных ролях и правилах, законе и порядке. Ими движут такие ценности, как солидарность, безопасность, дисциплина, подчинение, служение и вера; и часто имеют чувство высшей цели или призвания. Они видят природу как осмысленный, божественно созданный порядок, который они могут использовать, но также должны заботиться о нем. Великой силой этого мировоззрения является его приверженность группе, его дисциплина и порядок, а также его социальные ценности.
Современные мировоззрения рассматривают вселенную как физико-механическую, объективную сущность и находят истину и знания в (эмпирической) науке, рациональности и логике. Они подчеркивают достоинство личности и оптимистично указывают на возможности (технологического) прогресса в будущем. Ими движут такие ценности, как достижения, гедонизм, успех, знания, статус, власть, материальный комфорт и веселье. Они рассматривают природу как инструмент; ресурс, используемый людьми. Великая сила этого мировоззрения заключается в его приверженности индивидуальной автономии, достоинству и достижениям; рациональность и объективность.
Постмодернистские мировоззрения рассматривают вселенную как релятивистскую, плюралистическую и фрагментарную и находят истину и знание посредством субъективных и качественных способов познания, включая искусство и мораль. Они делают упор на самовыражение и скептически относятся к великим (особенно современным) нарративам, которые они считают угнетающими и служащими сильным мира сего. Они руководствуются такими ценностями, как разнообразие, подлинность, воображение, инклюзивность, равенство и защита окружающей среды. Они рассматривают природу как внутренний, субъективный источник. Великая сила этого мировоззрения заключается в его чувствительности к страданиям других и приверженности социальной справедливости.
Интегративное мировоззрение рассматривает вселенную как развивающееся, духовно значимое целое и находит истину и знание через интеграцию методов и парадигм, науки и духовности. Они подчеркивают необходимость личностного роста и рассматривают культурную «эволюцию» как решение наших глобальных проблем. Ими движут такие ценности, как самореализация, поиск истины и мудрости, мир во всем мире и сострадание. Они считают природу внутренне ценной и духовно значимой; партнер, с которым можно сотрудничать. Великая сила этого мировоззрения заключается в его стремлении интегрировать то, что фрагментировано и поляризовано.
Здесь вы можете узнать больше о смешанных результатах мировоззрения, категории, в которую попадают люди, если они не набирают достаточно высоких баллов по какому-либо из четырех мировоззрений.
Контекст
Эти четыре мировоззрения — и особенно традиционное, современное и постмодернистское — были признаны философами и социологами частью историко-развивающей траектории культурных эпох на Западе. Таким образом, эти мировоззрения говорят об идеях и ценностях, шаблонах и структурах, с которыми знакомо большинство из нас.
Однако эти мировоззрения являются тем, что социологи называют идеальными типами : идеями-конструктами, изображающими «чистые» или идеализированные структуры и паттерны, узнаваемые в окружающем нас мире, но обычно не существующие в этих чистых формах. Эти идеальные типы служат аналитическим инструментом, эвристикой, помогающей нам привести в порядок кажущийся хаос социальной реальности и «увидеть лес за деревьями».
Кроме того, хотя эти мировоззрения были обнаружены в ходе исследований в западном контексте, существует существенная поддержка идеи о том, что эти мировоззрения актуальны и узнаваемы за пределами Запада. Возьмем, к примеру, идеи, полученные в результате Всемирного исследования ценностей, крупнейшего из когда-либо проводившихся некоммерческих, межнациональных, эмпирических исследований временных рядов человеческих убеждений и ценностей.
Анализ данных, проведенный политологами Рональдом Инглхартом и Кристианом Вельзелем, утверждает, что в мире существуют два основных аспекта межкультурных различий. Как показывают их результаты, массовые культурные изменения наблюдаются с течением времени и во всем мире, со сдвигом от традиционных ценностей, доминирующих в более аграрных обществах (созвучных с традиционным мировоззрением), к секулярно-рациональным ценностям в индустриальных обществах (современных мировоззрение). А также сдвиг от значений выживания к ценности самовыражения доминирующие в постиндустриальных обществах (постмодернистское мировоззрение).
Это говорит о том, что по крайней мере традиционные, современные и постмодернистские мировоззрения наблюдаются и за пределами Запада. Интегративное мировоззрение не выделяется (пока?) четко в «Обзоре мировых ценностей», но широко описано различными философами (например, Жаном Гебсером, а в более современное время — Кеном Уилбером), а также признается в эмпирических работах.
Таблицы, исследования и видеолекции
В этой публикации вы можете найти гораздо более подробную версию приведенной выше таблицы (на стр. 102), а также обширный отчет об исследовании, на котором основан Тест Мировоззрения.
Здесь вы можете прочитать об исследовательском подходе, использованном при разработке Теста мировоззрения.
Здесь вы можете найти короткую видео-лекцию (22 минуты), объясняющую четыре мировоззрения, а также знакомящую с подходом к пониманию и отношению к этим мировоззрениям. Кроме того, есть видеолекция о том, что такое мировоззрение (9минут) ~ то есть как определить и понять этот термин. И тот, в котором говорится о том, почему изучение нашего мировоззрения важно и важно (18 минут).
Всего два мировоззрения | Ответы в Бытие
Представьте двух людей в гостиной. Мужчина надевает очки зеленого цвета, а женщина – очки красного цвета. Все, что видит мужчина, имеет зеленый оттенок, а все, что видит женщина, — красный. Кушетка может быть коричневой, но для мужчины она будет зеленовато-коричневой. Стул может быть белым, но для женщины он будет иметь розоватый оттенок. Все окрашено очками, которые носят мужчина и женщина. Вот что происходит с мировоззрением.
Что такое мировоззрение?
У каждого свое мировоззрение. Знают они это или нет, но все видят мир через набор фильтров — как мужчина и женщина в цветных очках.
Джеймс Андерсон, профессор богословия и философии Реформатской теологической семинарии, определяет мировоззрение как «всеохватывающий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение. Ваше мировоззрение представляет ваши самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой вы живете. Это отражает то, как бы вы ответили на все «большие вопросы» человеческого существования, фундаментальные вопросы, которые мы задаем о жизни, вселенной и обо всем».
У каждого свое мировоззрение. Знают они это или нет, но все видят мир через набор фильтров — как мужчина и женщина в цветных очках.
Мировоззрение — это основа, которую мы используем для интерпретации жизни. Это линза, через которую мы видим все остальное в жизни: зеленые или красные очки, через которые мы видим все остальное в жизни.
Библия учит двум основным мировоззрениям
Библия говорит нам о двух основных мировоззрениях. Люди смотрят на мир одним из двух способов в своих фундаментальных убеждениях, предположениях о жизни, больших вопросах и многом другом. С одной стороны, есть подход Бога к миру, а с другой стороны, есть путь человека. Священное Писание иллюстрирует два основных мировоззрения, как показано на диаграмме ниже:
Принцип | Божий путь | Путь человека | Библейские стихи |
---|---|---|---|
Двусторонняя | Образ жизни | Путь смерти, но в данный момент кажется правильным. | Притчи 14:12 |
Два фундамента | Дом, построенный на скале, выдержит лютый шторм. | Дом, построенный на песке, рушится во время свирепой бури. | От Матфея 7:24–27 |
Два отношения со Христом | Со Христом | Против Христа | Матфея 12:30; Луки 11:23 |
Два убеждения об Иисусе | Верующие в Иисуса имеют жизнь вечную | Те, кто не верят в Иисуса, не имеют вечной жизни | Иоанна 3:36 |
Два способа идти по миру | Свет | В темноте | Иоанна 8:12 |
Два отношения к Богу-Отцу | Примирение с Богом-Отцом через Иисуса. | Отделение от Бога-Отца без Иисуса | Иоанна 14:6 |
Два отношения с миром | Не соответствует миру, но трансформируется в уме. | В соответствии с мировыми стандартами | Римлянам 12:2 |
Два взгляда на грех | Мертвые для греха, живые во Христе | Мертвые во грехе, ведомые дьяволом, исполняющие страсти плоти | Ефесянам 2:1–7 |
Две философии в жизни | Философия Христа | Философия в соответствии с человеческими традициями и элементарными духами мира. | Колоссянам 2:8 |
Две любви в жизни | Любовь к Богу, ведущая к вечной жизни. | Любовь к миру, ведущему к вечной смерти. | 1 Иоанна 2:15–17 |
Множество нехристианских систем с тремя общими темами
Может показаться, что мировоззрений больше, чем двух. Ведь существует множество различных философий и религий. Подумайте об исламе с его почти двумя миллиардами последователей и об индуизме с его миллиардом последователей по всему миру. Каждая из этих религий учит разным вещам о реальности. Ислам учит одному богу, а индуизм принимает многих богов. В исламе есть своя священная книга (Коран), а индусы пользуются другими «священными» текстами (Веды и т. д.). У этих религий явно не одно и то же «мировоззрение». . . или так кажется.
Иногда также есть причины проводить различие между различными небиблейскими точками зрения, но между всеми остальными религиями и философиями есть некоторые общие черты. На самом деле, есть три общие темы, которые связывают воедино каждую нехристианскую или «человеческую» систему.
Путь человека Тема #1: Слово человека выше Слова Божьего
Первая тема, которую разделяют все нехристианские философии и религии, — это их неприятие Божьего Слова, Библии как авторитета. Бог открыл себя в 66 книгах Ветхого и Нового Заветов. Путь человека отвергает претензии этих книг на авторитетность, безошибочность или сильное переосмысление их учений в свете человеческих идей. Они могут различаться в зависимости от того, какие священные книги они используют. Некоторые могут предпочесть Китаб-и-Агдас (бахаизм), а другие предпочитают Трипитаку (буддизм), но все они либо отвергают Библию, либо сомневаются в ней. Каждая нехристианская система отвергает Библию как единственное Божье Слово, что-то вычитает из нее или пытается заменить ее искусственными верованиями. Однако Божий путь ясно определяет Библию как единственное авторитетное и непогрешимое Слово Божье (например, 2 Тимофею 3:16).
Тема Пути Человека №2: Отвержение Бога Библии
Вторая тема, общая для всех небиблейских религий и философий, — это их неприятие Бога Библии. Религия может верить во многих богов (индуизм), в одного бога (ислам) или в отсутствие богов (атеизм), но всех их объединяет общая тема: они отвергают Триединого Бога Писания. Но Божий путь состоит в том, чтобы признать и поклоняться Ему одному как единому истинному Богу (Исход 20:3).
Путь человека Тема №3: Отвержение Иисуса как единственного Господа и Спасителя
Последней общей темой многих небиблейских систем является их неприятие Иисуса как Господа и Спасителя. Они могут называть Иисуса хорошим учителем (большинство религий) или даже отрицать его существование (радикальные скептики), но обычно они отвергают его уникальные притязания на божественность (Иоанна 1:1). Это серьезный и фатальный недостаток любой нехристианской философии или религии. Как сказал Иисус, «если не поверите, что это Я, то умрете во грехах ваших». (Иоанна 8:24).
Применение: С Христом или против Христа
Хотя существует множество небиблейских религиозных и философских систем, все они имеют общие темы, в первую очередь их неприятие библейского Иисуса как Господа.
В заключение, хотя существует множество небиблейских религиозных и философских систем, все они имеют общие темы — в первую очередь их неприятие библейского Иисуса как Господа.