Отцы и дети — Асадов. Полный текст стихотворения — Отцы и дети
Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.
По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.
Пускай болтуны что хотят твердят,
У нас же не две, а одна дорога.
И я бы хотел вам, как старший брат,
О ваших отцах рассказать немного.
Когда веселитесь вы или даже
Танцуете так, что дрожит звезда,
Вам кто-то порой с осужденьем скажет:
— А мы не такими были тогда!
Вы строгою меркою их не мерьте.
Пускай. Ворчуны же всегда правы!
Вы только, пожалуйста, им не верьте.
Мы были такими же, как и вы.
Мы тоже считались порой пижонами
И были горласты в своей правоте,
А если не очень-то были модными,
То просто возможности были не те.
Когда ж танцевали мы или бузили
Да так, что срывалась с небес звезда,
Мы тоже слышали иногда:
— Нет, мы не такими когда-то были!
Мы бурно дружили, мы жарко мечтали.
И все же порою — чего скрывать! —
Мы в парты девчонкам мышей совали,
Дурили. Скелетам усы рисовали,
И нам, как и вам, в дневниках писали:
«Пусть явится в срочном порядке мать!»
И все-таки в главном, большом, серьезном
Мы шли не колеблясь, мы прямо шли.
И в лихолетьи свинцово-грозном,
Мы на экзамене самом сложном
Не провалились. Не подвели.
Поверьте, это совсем не просто
Жить так, чтоб гордилась тобой страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту
Шинель, оружие и война.
Но шли ребята, назло ветрам,
И умирали, не встретив зрелость,
По рощам, балкам и по лесам,
А было им столько же, сколько вам,
И жить им, конечно, до слез хотелось.
За вас, за мечты, за весну ваших снов,
Погибли ровесники ваши — солдаты:
Мальчишки, не брившие даже усов,
И не слыхавшие нежных слов,
Еще не целованные девчата.
Я знаю их, встретивших смерть в бою.
Я вправе рассказывать вам об этом,
Ведь сам я, лишь выживший чудом, стою
Меж их темнотою и вашим светом.
Но те, что погибли, и те, что пришли,
Хотели, надеялись и мечтали,
Чтоб вы, их наследники, в светлой дали
Большое и звонкое счастье земли
Надежно и прочно потом держали.
Но быть хорошими, значит ли жить
Стерильными ангелочками?
Ни станцевать, ни спеть, ни сострить,
Ни выпить пива, ни закурить,
Короче: крахмально белея, быть
Платочками-уголочками?!
Кому это нужно и для чего?
Не бойтесь шуметь нисколько.
Резкими будете — ничего!
И даже дерзкими — ничего!
Вот бойтесь цинизма только.
И суть не в новейшем покрое брюк,
Не в платьях, порой кричащих,
А в правде, а в честном пожатье рук
И в ваших делах настоящих.
Конечно, не дай только бог, ребята,
Но знаю я, если хлестнет гроза,
Вы твердо посмотрите ей в глаза
Так же, как мы смотрели когда-то.
И вы хулителям всех мастей
Не верьте. Нет никакой на свете
Нелепой проблемы «отцов и детей»,
Есть близкие люди: отцы и дети!
Идите ж навстречу ветрам событий,
И пусть вам всю жизнь поют соловьи.
Красивой мечты вам, друзья мои!
Счастливых дорог и больших открытий!
Воспитание без любви — Психологос
01 октября 2022 г., 21:53
Автор: И.В. Шевцова
Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям–«кукушкам», отцам, не признающим своих детей. Но брошенные и нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия — именно о нем идет речь — могут встречаться в другом, менее выраженном виде.
Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-либо подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Но все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают статей, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.
Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Этот тип воспитания присущ тем родителям, для которых рождение ребенка изначально было нежелательным. Причины самые разные: один из супругов был против появления ребенка или семья находилась на грани развода, возможно, молодые супруги испытывали материальные сложности, беременность не планировалась. Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, смущающая «некрасивость» ребенка, когда он «неизвестно в кого», капризный, невротичный ребенок, который своими бесконечными криками выводит родителей из себя.
Иногда временное неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, «дозревают», мудреют. Случайная, ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства, когда мать переживает психологический и физиологический стресс. Для отца появление на свет ребенка и разочарование в нем тоже может стать большим потрясением. И вполне вероятно, что через некоторое время он будет обнимать и целовать свою дочурку, которую еще недавно не хотел брать на руки.
Одна женщина на протяжении долгих лет мучилась чувством вины из-за того, что после сложных родов отказалась кормить своего сына. Целую неделю она плакала и не желала даже видеть ребенка, но после того как физическое состояние улучшилось, она приняла малыша и позже стала заботливой и любящей матерью. Вина не давала ей спокойно жить, и начался другой перекос в воспитании — она стремилась ее загладить перед сыном всеми силами. Ее мучения прекратились после того, как она узнала, что со многими женщинами происходит то же самое. Природа, по-видимому, заботится о том, чтобы женщина выжила, восстановила свои силы, тогда сможет выжить и ребенок. А чувство материнства просыпается позже, когда вопрос выживания уже решен.
Но бывает и по-другому. Внешне заботливые, «приличные» родители уделяют ребенку и время и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания — от физических до более тяжелых — моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют «непутевым», «рохлей», «глупым», «безруким». Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под тот стандарт, который считают правильным.
Павлик флегматичный, заторможенный мальчик с целым букетом заболеваний. Особенно ребенка мучает нейродермит. В период обострений он становится раздражительным, капризным, плохо спит, отказывается выполнять любые указания взрослых. Воспитатели относятся к Павлику с пониманием, стараются отвлечь и хоть как-то облегчить страдания мальчика. Особенно хорошо он ладит с Людмилой Ивановной — пожилой, терпеливой воспитательницей, вырастившей троих сыновей. Павлик меняется в общении с ней буквально на глазах. Когда мальчика мучает сильный зуд, она заворачивает его в одеяло и начинает укачивать, нашептывает на ухо нежные слова или рассказывает сказку. Павлик успокаивается, затихает, его поведение становится более уравновешенным, и даже физическое самочувствие значительно улучшается. Но стоит Павлику провести два выходных дня дома, как все повторяется.
Елена, мама Павлика, недавно разошлась с его отцом. Развод был длительным, со скандалами, разделом имущества и жилья. Вот только Павлика родители не делили — отец не стал предъявлять никаких претензий и возражать, чтобы сын остался с матерью. Когда буря улеглась и Лена осталась наедине с мальчиком, она вдруг с ужасом поняла, что, избавившись от ненавистного мужа, она получила его точную копию в лице сына. Лену раздражало в сыне все — и его неторопливость, и манера говорить, привычка, как и у отца, шаркать ногами при ходьбе, черты лица и мимика. Мать срывалась на сына по пустякам и оправдывала свое поведение тем, что хочет из него «человека сделать». Пашина болезненность подливала масла в огонь. Ссылаясь на занятость, мама отдала ребенка в круглосуточный детский сад, а позже надолго отправила жить к бабушке — своей бывшей свекрови. Разлука с матерью подействовала на ребенка очень благоприятно. Бабушка напоминала мальчику любимую воспитательницу, а старушка в своем единственном внуке души не чаяла. Как в дальнейшем сложится судьба мальчика и его родных — жизнь покажет, но неприятие матери, возможно, оставит на ней неизгладимый след.
Р. Кэмпбелл: «Взрослый может просто знать на рациональном уровне, что он любит своего ребенка, ребенку же этого недостаточно, ведь он нерационален, ему не достаточно просто знать, что родители его любят, ему нужно видеть выражение этой любви (сколько бы лет ему ни было). Дать понять ребенку, что он любим, что его любят, очень легко — достаточно ласково и с нежностью смотреть в глаза ребенку, когда разговариваете с ним или слушаете его. Ведь часто мы смотрим ребенку в глаза, только когда отчитываем его…». Подробнее об этом можно прочитать в статье «Как любить детей».
К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями, но зачастую неприятие встречается именно у этих людей. Не получив в детстве так необходимой каждому ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям. Причины неприятия индивидуальны, но они всегда есть.
У воспитателей детского сада вызывало недоумение отношение одной матери к своей трехлетней дочери — иногда безразлично-холодное, иногда требовательное, нетерпимое. Очень редко мама улыбалась ребенку, еще реже — целовала и брала на руки. В кабинете психолога женщина разрыдалась и призналась, что любить свою маленькую дочку мешает чувство вины. Дело в том, что не так давно в этой семье погибла маленькая девочка, ее первая дочка. Когда мать находилась в состоянии горя и шока, оказалось, что она беременна. Предпринимать что-либо не было ни сил, ни желания, и женщина родила незапланированного, «случайного» ребенка. На тот момент она, похоже, и не осознавала, что происходит. Но появление девочки стало для нее символом предательства памяти дочери. Близкие надеялись, что это со временем пройдет, но шли года, а мать так и не смогла оправиться от своего горя и воспринимала девочку не как подарок судьбы, а как свой великий грех.
Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. Пример Иванушки-дурачка, младшего в семье сына, к сожалению, встречается не только в сказках. Сравнение всегда губительно для любого ребенка. Взрослым кажется, что если глупого, рассеянного, нерасторопного сравнивать с умным и успешным, то это для первого будет только на пользу. Но ребенок очень тонко чувствует разницу в отношении и делает свой неутешительный вывод: «Меня любят меньше…»
К счастью, неприятие в семье редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или найдется любящая бабушка, или свою поддержку и тепло малышу подарит абсолютно посторонний человек — воспитательница, соседка, дальняя родственница.
Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем — взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы — показатель того, что ребенка пытаются переделать, «ломают» его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: «Любовь — это боль», «Я не достоин любви», «Мир враждебен мне». В общем, нет смысла говорить обо всех последствиях, они всегда есть, и степень тяжести зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей самого ребенка.
Рекомендации родителям
- Если вы себя ловите на неприязненном отношении к собственному ребенку, постарайтесь разобраться в причинах. Те претензии, которые вы предъявляете к нему, лишь следствие, причина всегда находится глубже. Не стоит думать, что, если ребенок начнет по вашему требованию делать все быстрее и правильнее, исчезнет ваше раздражение. Найдется другой повод. Дело не в ребенке, дело в вас и ваших чувствах. Признайте это. Признайте то, что вы злитесь, а может быть, не любите своего ребенка. Найдите «точку отсчета» — когда это началось. Возможно, ваше неприятие спровоцировал возрастной кризис ребенка, а может быть, это было всегда, с самого момента рождения малыша. Признать тот факт, что проблема не в ребенке, а в вас, — это уже шаг к ее решению, а анализ причин окончательно сделает проблему осознаваемой.
- Научитесь нейтрализовывать свои негативные чувства. Совсем не обязательно проявлять агрессию по отношению к ребенку. Существует очень много приемов, когда возникшая злость находит свой выход, и никто при этом не страдает.
- Вспоминайте свое детство, свои детские обиды и радости, вспоминайте и хорошее и плохое. Когда представится возможность побыть наедине, рассмотрите свои детские фотографии. Эта маленькая девочка (или мальчик) о чем-то мечтала, думала, чувствовала, что-то хотела. Возможно, то же самое происходит сейчас с вашим ребенком. Если у вас возникнут хоть какие-нибудь чувства по отношению к своему детскому изображению, значит, вы способны их испытать и к ребенку. Возможно, ваши проблемы кроются в том, что вы сами хотите оставаться маленьким ребенком, получать заботу, ласку, внимание, а роль отца или матери наполнена для вас негативным смыслом. Попытайтесь дать себе то, что вы недополучили в детстве: побалуйте себя, позвольте сделать себе подарок, убедите себя в своей уникальности. В каждом из нас есть «обиженный ребенок» и «мудрый родитель». Может быть, вы видите только ребенка?
- Возможно, вы просто очень устали. Жизнь, наполненная заботами, нехватка денег и времени, проблемы со здоровьем, с жильем, работой, и как результат — тоска, раздражительность, безразличие. На фоне всего этого — ребенок со своими потребностями в заботе и любви. Остановитесь, сделайте переоценку ценностей. Ведь то, что сейчас недополучает ваш малыш, в будущем отразится не только на его жизни, но и на вашей.
- Обращайтесь за помощью. Позиция профессионального психолога, в отличие от окружающих вас людей, всегда безоценочна. Все то, в чем вам тяжело признаться, в том числе и в негативных чувствах к ребенку, будет воспринято без осуждения и нотаций. Этот человек поможет разобраться с отношениями и самим собой и — главное — окажет помощь в работе с чувствами.
- Если вы решили, что «сердцу не прикажешь», то отнеситесь к своему ребенку с позиций разума. Оценивайте свои действия и поступки и в случае, если были не правы, говорите об этом ребенку. Даже того, к кому не испытываешь любви и привязанности, можно хвалить, поддерживать, находить общие занятия и темы для общения. Внимание — это не любовь, но это лучше, чем безразличие. Дайте ребенку возможность общаться с тем, кто его любит. Возможно, будет лучше, если вы поживете врозь, но при этом ребенок не должен думать, что вы от него избавились. Старайтесь навещать ребенка, дарить ему подарки, звонить, проводить вместе выходные.
Возможно, пройдет время, и в ваших отношениях что-то переменится. Ведь растут и меняются не только дети, но и взрослые.
- Неправильное воспитание
Комментарии (8):
Гость, 23 апреля 2014 г., 23:02
Нелюбимый ребенок вырастает и понимает, что его не любили, потому что в детстве мы не оцениваем действия родителей. Не любили и не любят. Как общаться с этими родителями, с матерью, которая постоянно обесценивала и унижала, и сейчас обесценивает и унижает, только не бьет уже, в детстве била ребенка, считает себя нормальным человеком и никогда не признает своих ошибок, объяснить ей никогда ничего не удавалось. И продолжает себя вести неадекватно, это мы теперь понимаем, раньше за неимением выбора считалось нормой, отца ребенка она ликвидировала, ребенок один, без бабушек, дедушек, никто его не любил. Вырос и понял это. Только мать уже старая, но ведь все равно больно, как заглушить эту боль? Причем мать требует любви! И снова ребенок плохой, не любит её!
2ответаГость, 06 июля 2020 г., 23:57
Абсолютно аналогичная ситуация. Как я вас понимаю!
Гость, 15 августа 2021 г., 15:36
Я считаю так, если мать в детстве не любила своего ребенка, то, сейчас, когда ребенок вырос и стал взрослым человеком, а она постарела, он не обязан ее любить! Мать пожинает плоды своей так называемой любви!!!
1ответЯна, 01 февраля 2023 г. , 23:22
Это не вина, а беда этой матери в том, что она не могла любить ребенка. Она и сама была от этого несчастна. Как решать такие ситуации, я не знаю. Хорошо, если есть любящая бабушка, а если нет?..
Имя, 13 января 2016 г., 15:30
Статья хорошая. Одно замечание — психологи ОЧЕНЬ ДАЖЕ ОЦЕНИВАЮТ своих «клиентов»… и ОСУЖДАЮТ тоже! Да, столкнувшись с этим человек может из вежливости промолчать и ничего не сказать. Но заметит — обязательно. И выводы сделает весьма нелицеприятные.
Гость, 09 февраля 2018 г., 09:41
Я вижу себя в этой статье. У моего сына есть фобии, каким то чутьем я поняла , что причина их я и мое воспитание. Действительно, на протяжении 2-2,5 лет я вела войну с малышом. Упрямство его было подавлено, в конце концов. Он стал чудо какой послушный. Но боязливый, пугливый, тревожный. И с фобиями. Намного позже я поняла, что мешая ребенку проявлять инициативу, заставляя его под моим давлением менять мнение, смиряться и не спорить, ограничивая его свободу угрощами и криками, я поняла что я его ломаю, или может уже сломила его характер. Я пытаюсь исправить ситуацию, но мне кажется, что сын навсегда запомнил меня чрезмерно строгой и злобной матерью, со сдвинутыми бровями и сверкающими глазами ….
1ответКозлов Николай Иванович, 09 февраля 2018 г., 11:36
Тут несколько ошибок. Первая: дурные привычки малыша вовсе не обязательно подавлять агрессией, попробуйте более цивилизованные способы: метод «раз, два, три», негативное подкрепление (не путать с наказанием). Вторая: какой же ваш малыш послушный, если ведет себя несмело? Если вашего сына будут воспитывать в кадетском корпусе, уже через полгода от его боязливости не останется и следа: отучат! Действуйте так же и вы: научите его уверенному поведению, и он будет веселый, уверенный и смелый. Успехов вам!
1ответГость, 10 февраля 2018 г., 00:04
Спасибо за поддержку! И за ориентиры! Ситуация улучшилась намного, с тех пор как я поняла, что нужно повышать самооценку ребёнка, учитывать его мнение, уважать в нем будущего мужчину. Засучила рукава и работаю над собой, но так не хочется остаться в его памяти мегерой , но это уже решает сын, а не я:)
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Эгоцентрическое воспитание, или все для ребенка
Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи.
4Подробнее01 окт. 2022 г.
Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители
Все мы стремимся быть хорошими родителями. Но вот реализуем это по-разному: кто-то пускает процесс воспитания на самотек, доверяет своей интуиции и жизненному опыту, а кто-то относится к своей родительской роли как к серьезной, ответственной миссии. Казалось бы, нет в этом ничего плохого, но любые крайности чреваты неприятностями, и чрезмерное усердие в деле воспитания может обернуться детскими страданиями, а иногда и трагическими последствиями.
01 окт. 2022 г.
Тревожно-мнительное воспитание
Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Это чувство может проявляться по-разному. Мама на протяжении трех лет была неразлучна со своим малышом, привыкла вместе с ним засыпать и просыпаться, гулять, играть, научилась одновременно делать домашние дела и занимать ребенка.