Возраст и социальное отношение к человеку в зависимости от него
Возраст имеет для человека в аспекте социального взаимодействия огромный смысл. Мы порой даже не осознаём, насколько сильно влияет наш биологический возраст на восприятие другим человеком, но ведь не только биология в данном случае имеет значение.
В этой статье:
Виды возрастаСоциальный возрастФакторы, влияющие на формирование социального возрастаВ чем состоят различия социального возраста и биологическогоКак связаны социальный, психологический и биологический возрастОпределение своего социального возрастаСоциальная зрелостьНовости СМИ2
Виды возраста
Фото автора Anthony Shkraba: PexelsВозраст человека можно определять по нескольким критериям и условно разделить на виды: паспортный, биологический, социальный и психологический.
- Паспортный возраст четко определен и зафиксирован в документах и составляет ровно столько, сколько прошло с момента рождения человека.
- Биологический отражает уровень состояния организма, всех его процессов жизнедеятельности. Речь идет об индивидуальном формировании, развитии, созревании и старении организма человека.
Данное понятие напрямую связано с физиологическими аспектами.
- Социальный возраст определяется уровнем различных достижений человека (семейное положение, статус в обществе, определенный уровень в карьере и т.д.). Он рассматривается относительно среднестатистических показателей в обществе у соответствующей ему возрастной категории. Другими словами, соотносится и сравнивается статус, положение и то, чего добился индивид с достижениями его сверстников.
- Психологический возраст свидетельствует о том, насколько человек адаптировался в окружающем мире и то, как он определяет и осознает свое «Я».
Возраст, как понятие возрастной психологии
Социальный возраст
Как уже ранее было сказано, что основным критерием при определении социального возраста является достижения или отсутствие таковых у индивида при корреляции с его сверстниками.
Допустим, есть возраст, когда люди в большинстве своем заводят семьи, рожают детей, становятся студентами или заканчивают карьеру. Это общепринятые нормы, на которые и идет опора для установления социального возраста. Если человек не вписывается в среднестатистические рамки, это говорит о том, что его социальный возраст отстает или опережает, в зависимости от того, в каком направлении идет расхождение.
Приведем пример:
Молодой человек слишком рано окончил ВУЗ (досрочно) и в то время, когда его сверстники постигают знания, он уже работает в успешной фирме и двигается вперед по карьерной лестнице. Здесь речь идет о ранней социальной зрелости в области построения карьеры.
Возьмем другой пример:
Женщина, 47 лет. В ее возрасте женщины уже в основном имеют семьи, детей. Однако у нее только первый брак, и она готовится стать мамой. Относительно достижений в сфере семейных отношений, ее социальный возраст затянулся и отстает.
Факторы, влияющие на формирование социального возраста
- Воспитание.
Самым главным фактором является семья, в которой рос человек. Это семья закладывает базу в развитии и отношении к социальным нормам. Допустим, родители оба получали высшее образование. Возможно, они настоят на том, чтобы их дети также пошли по знакомому им пути и попросят последовать их примеру.
Либо отец, достигший успехов в карьере уже в молодом возрасте, будет ждать, и воспитывать в своем сыне качества и мотивировать его к достижению подобных успехов.
GiphyВ семье формируются и способности, которые помогают быть интеллектуально выше сверстников. Очень способному от природы мальчишке в раскрытии своего потенциала могут помочь близкие, развивая его сильные стороны. Также и обратно, если родители не разглядят в способном ребенке его возможности и не поддержат, он будет развиваться естественно, не опережая других сверстников.
- Уровень интеллекта.
Природные данные конечно также играют немаловажную роль. Ведь если ребенок наделен отличными от других умственными способностями, есть больше вероятности, что он добьется успехов, например, в таких аспектах как учеба и карьера, что поспособствует его более быстрому продвижению по социальной лестнице.
- Социальная среда.
Это и статус семьи в обществе, и окружающие люди, и обстановка, в которой растет и живет человек. Если семья асоциальна и ведет образ жизни не соответствующий нормам морали, есть риск, что ребенок, наблюдая с детства всю эту картину, начнет воспроизводить это же в своей жизни.
Люди, в окружении которых растет ребенок, также играют роль в формировании отношения к миру и жизни в целом. Плохая компания может увлечь подростка в негативную среду, где не будет происходить достаточного развития, а лишь деградация и отставание в социальном плане.
Девочки же, например, могут под воздействием отрицательной среды, напротив слишком рано познать материнство, что будет свидетельствовать об опережении сверстниц в данном вопросе. При этом девочка еще совершенно не созрела в психологическом и физическом плане.
- Особенности личности.
Характер, темперамент, личностные черты и уровень развития эмоционально-волевой сферы – все это оказывает влияние на социальный возраст человека, ведь от того, какими качествами он наделен, зависит, сможет ли человек добиться некоторых высот в учебе, карьере, как он подойдет к построению семейных отношений, выбору партнера и рождению детей.
В чем состоят различия социального возраста и биологического
Биологический и социальный возраст – два разных понятия. Действительно бывает так, что у одного человека социальный возраст превышает его биологический, и наоборот.
Фото автора Leah Kelley: PexelsКак уже говорилось ранее, биологический возраст основан на физическом состоянии. Человек может по уровню здоровья и биологических процессов быть молодым и где то даже незрелым, а по социальному статусу уже занимать некоторую ступень.
Ситуация обратная: человек уже зрелый с точки зрения процессов физиологии, где-то имеющий проблемы со здоровьем, в не молодом возрасте, однако никаких успехов в карьере не достиг и не стремится, семьи нет. С точки зрения социального развития достижений не имеет ни в одном аспекте.
Если говорить об общих чертах социального и биологического возраста, важно отметить следующее: обе классификации зависят от ряда факторов. И социальный и биологический возраст не возникают сами по себе.
Какие основные различия стоит выделить между социальным и биологическим возрастом?
- В отличие от биологического возраста, социальный напрямую зависит от результата деятельности и усилий, прилагаемых человеком.
- Социальный возраст возможно контролировать, управлять его развитием. Биологический же, как правило, обусловлен в большей степени генетикой. И управлять им сложно, можно лишь корректировать, ведя здоровый образ жизни.
В различиях и конфликте социального и биологического возрастов рождается кризис среднего возраста. Он заключается в том, что человек, достигнув определенного этапа, начинает задаваться вопросом: «Я уже прожил почти полжизни, а сумел ли я добиться всего, чего хотел и должен был достичь?». Для менее болезненного протекания кризиса, как раз и требуется своевременное социальное развитие.
В целом, биологический и социальный возраст зависят от массы факторов и являются индивидуальной характеристикой каждого человека. Оценивая возраст в рамках той или иной сферы важно помнить, что все мы особенны и то, что присуще и желательно одному, другому может быть просто не нужно.
Как связаны социальный, психологический и биологический возраст
Под биологическим возрастом понимают состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа жизни. Нередко данные о возрасте, которые указаны в документах человека, не соответствуют его состоянию здоровья и физическому ощущению.
Психологическим возрастом называют уровень психического развития, а также отношение к себе, окружающим и жизни. Он не определяется и не зависит от паспортных данных, а напрямую связан с показателями развития интеллекта человека. Этот показатель определяет возможность приспосабливаться к различным условиям жизни, достигать целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения.
Сейчас распространенной проблемой является отставание или наоборот превышение психологического возраста от реального уровня. Возможно, ты замечала за собой или знакомыми, что поведение, жизненный уклад, принципы не соответствуют реальному возрасту. Это может выражаться в инфантильности, которую провоцирует избыток праздности и потребительское отношение.
Социальный показатель возраста объединяет в себе психологическую и биологическую составляющую. Так опережающее либо наоборот запаздывающее биологическое или психологическое развитие сказывается на процессе социализации.
Определение своего социального возраста
Итак, с понятием социального возраста и его взаимосвязью с биологическим и психологическим мы разобрались. Теперь возникает вопрос, как же определить свой социальный возраст? Для этого оцени следующие показатели своей жизни:
- Оценка нравственно-правового уровня. К ней относится усвоение принятых в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знать свои права и обязанности.
- Оценка социального статуса. Здесь оценивается занимаемое в обществе положение, профессиональные достижения, включение в различные социальные группы.
- Социально-демографическая роль. Определяется состояние в браке, наличие детей, выход на пенсию.
- Степень профессионализма, карьерные успехи и достижения.
После того как ты оценила описанные выше пункты, сравни полученные результаты со среднестатистическими показателями. Так примерно ты сможешь оценить свой социальный возраст.
В интернете также можно найти множество специализированных тестов по определению своего возраста. В них предлагаются вопросы, по итогам которых можно получить результат. Но самостоятельное прохождение тестов без умения их интерпретировать может привести к некорректным результатам.
Тогда лучше обратиться к специалистам. Психолог подберет подходящий для тебя вид теста и сможет подробно расшифровать результат, указать на твои достижения и отметить возможные проблемы.
Социальная зрелость
В рамках определения социального возраста есть такое понятие как социальная зрелость. Это критерий, определяющий жизненность индивида в окружающем его обществе, его взаимодействие с людьми, мировоззрение. На социальную зрелость влияют разные факторы.
Социально зрелым можно назвать человека, которому характерны следующие особенности:
- Умение самостоятельно предугадывать, как ты поведешь себя в конкретной жизненной ситуации. Ты умеет анализировать, делать выводы в зависимости от обстоятельств.
- Умение применять свои силы к достижению поставленных перед собой целей в жизни. Человек может противостоять таким препятствиям как лень, боязнь осуждения, страх ошибки, а также прочим внешним факторам.
- Умение самостоятельно отслеживать свои поступки и действия, оценивать их, анализировать результаты.
- Умение непредвзято оценивать свои мысли и поступки. Ты понимаешь, в какой ситуации поступаешь верно, а где нет.
- Умение получать уроки из своего личного опыта, а также поступков других людей. Это способствует улучшению качества прогнозирования поведения.
- Умение адекватно реагировать на критику, свои поступки, а также окружающие ситуации.
- Осознание собственной ответственности. Ты несешь ответственность за собственный выбор и умеешь брать ответственность за возможные последствия.
- Независимость, возможность свободно выбирать, как поступать. Человек осознает не только свою свободу, но и границы, при нарушении которых он может доставить дискомфорт окружающим.
- Возможность адаптироваться к любым жизненным ситуациям. Отказ от убеждений и форм, которые в настоящее время не являются актуальными и могут тормозить собственное развитие.
- Толерантность. Она характерна людям, которые понимают, что все разные. У каждого человека есть свои особенности, обусловленные разными факторами и признаками, которые не зависят от личности. Также толерантность должна касаться точки зрения других людей.
- Самокритичность. Ты умеешь видеть свои недостатки, принимать их и пытаться исправить, если это возможно и мешает твоей жизни.
Общество неоднородно, и поэтому социальная зрелость у всех находится на разном уровне. Он может быть оптимальным, допустимым или критическим. Оптимальная зрелость связна с формированием ценностей, которые не противоречат друг другу. Человек ориентирован на развитие, реализацию творческого потенциала, интересуется явлениями окружающего мира.
Для допустимого уровня характерны такие особенности как неопределенность или противоречивость своего собственного выбора. Человек принимает выбор под влиянием внешних факторов. Такие люди могут быть не готовы к самостоятельной жизни.
Для критического уровня характерно отсутствие мотивации к развитию. Человек стремится избегать конфликтных ситуаций, не проявляет интереса к событиям и происходящему в мире. Такие люди не готовы к решению вопросов, которые связаны с социальным становлением и жизненным выбором.
Категория возраста
16.12.2011Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.
Абсолютный возраст — возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
Условный возраст (возраст развития) — определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.
Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.
Психологический возраст — определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.
Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Субъективный психологический возраст — переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t — отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.
Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.
В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых — Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.
Ключевые слова: ВозрастИсточник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме |
---|
Структурные компоненты возраста. Кратко … |
Основные понятия возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Возрастные кризисы детства Поливанова К.Н., Психология возрастных кризисов |
Возрастная динамика разводов Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Пубертатный возраст (возраст полового созревания) Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Развитие в среднем возрасте (40 — 65 лет) . .. |
Метод наблюдения в возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Возрастные кризисы взрослости Поливанова К.Н., Психология возрастных кризисов |
Что нужно знать о «Социальной эпохе»
Все понимают, что все изменилось, но не всегда понимают, насколько и как далеко нам еще предстоит пройти. Социальный век определяется изменениями: изменениями в том, как мы работаем, как мы учимся, как мы руководим, как мы общаемся и общаемся. Вся наша экосистема развивалась, и все же многие организации цепляются за остатки разрушенных бизнес-моделей и методов управления персоналом. Те, кто не в состоянии адаптироваться, не в состоянии распознать эволюцию и реагировать на нее, потерпят неудачу.
Социальная эпоха меняет представление о том, как должны работать организации. Эта путаница отражает некоторые из основных изменений
Характер работы изменился: мы больше не определяем четыре стены и 9-5, мы видим, как технологии революционизируют то, как мы общаемся и как мы продуктивны. Облачные сервисы и VPN — это просто последняя итерация в длинной цепочке инноваций, которая привела к появлению ноутбуков, планшетов и смартфонов, наряду с удаленной работой и моделями « бизнес как услуга» . Однако изменились не только технологии: социальные представления 9-го века0007 работа также эволюционировала, и некоторые новые, более гибкие организации осознали, что реальная ценность заключается в « работе », а не в рабстве вас за столом или системой в течение восьми часов в день.
Многие из аспектов, которые мы ассоциируем с офисами, были механизмами контроля: кабинеты, столы, компьютеры, телефоны, вся инфраструктура, которую мы не могли легко получить в другом месте. Нам предоставили инструменты и ожидали, что мы будем благодарны за них: может быть, нам разрешили горшечное растение и праздничную фотографию, чтобы напомнить нам о свободе. Мы променяли наше время на безопасность: но эта безопасность иллюзорна . Это больше не работа на всю жизнь, а ступенька в карьере, которая пересекает организации и отрасли. Портфолио, в котором направление и необходимые навыки находятся под вашим контролем. В этой среде, чтобы привлечь лучшие таланты, организациям необходимо принять модель магнетизма талантов, а не управление талантами. Они должны быть местом, о котором люди знают и хотят работать, а не местом, которое пытается удержать людей политиками и инфраструктурой.
В Социальную Эпоху отношения, договор между организациями и отдельными лицами изменились: речь идет больше о том, что каждый может сделать для другого, оговаривается на год или два, может быть, даже всего на несколько месяцев, а не на всю жизнь . Это не случай «, если вы перейдете на », это случай «, если вы перейдете на », и последствия этого существенны: программы изменений больше не вызывают такой же вовлеченности, если вас там не будет. чтобы увидеть последствия, лидеры должны опираться на различные формы власти, если они хотят иметь власть в Социальную Эпоху.
Социальный авторитет — это тот, который дается через сообщества, которые пронизывают нашу формальную и социальную жизнь: это авторитет с разрешения и консенсуса. Это изменчивая власть, не привязанная к вашему положению , не основанная на иерархии, а основанная на вашей репутации, выкованной вашими действиями с течением времени. Социальный авторитет может полностью ниспровергнуть формальный авторитет, если разрешение и усиление группы достаточно сильны.
Параллельно с ростом чисто социальной власти мы наблюдаем эрозию формальных иерархий власти: те механизмы, которые раньше давали статус и власть, размываются эволюцией характера работы. Организации больше не держат людей в рабстве: их власть носит более согласованный характер. Держать над чьей-то головой угрозу зарплаты больше не работает, если они все равно ожидают увольнения в следующем году. Безопасность, которой мы привыкли награждаться, в лучшем случае преходяща, и с этой быстротечностью она теряет свою силу.
Эффективные организации социальной эпохи заключают партнерские отношения и заключают контракты с сотрудниками, которые признают и отражают это.
Социальные лидеры должны понимать цели различных сообществ и занимать соответствующую позицию, когда они участвуют
По мере того, как сила сообщества растет, оно следует за нами повсюду: наймите меня, и вы получите доступ к моему сообществу, и эти сообщества будут служить все более важным Функции осмысления и рассказывания историй. Мы по-разному понимаем мир вокруг нас через наши сообщества, полагаясь на них как на вызовы, на поддержку, на помощь нам ниспровергать формальные авторитеты или догмы и, возможно, на помощь нам в осуществлении изменений. Сообщества могут быть разрушительными и могут усиливать сообщения об изменениях, но только если мы действуем на их условиях. С организационной точки зрения поддержка этих сообществ ценна, но это произойдет только в том случае, если вы будете действовать искренне в мыслях, словах и делах.
Мы должны выбрать свою роль и признать, что в Социальную Эпоху она зависит от репутации, а не от иерархии.
Речь идет о правильных беседах в нужных местах, и наше участие в этих беседах происходит по обоюдному согласию и с разрешения.
Истории выполняют множество функций: они могут жить собственной жизнью. Нам нужно изучить и понять, откуда они черпают свою силу и как мы можем стать лучшими рассказчиками
И рассказывать истории? В социальную эпоху истории имеют реальную силу: как личные истории, рассказанные через блоги, LinkedIn и Twitter, так и совместно созданные групповые истории, которые вливаются в общие истории организационных изменений. Эффективный рассказчик повышает вашу репутацию и лежит в основе социального лидерства и обучения.
Организациям тоже нужны истории, но рассказанные аутентичным тоном, ясно, кратко и живо. Не догма: живые истории, которые звучат правдоподобно.
Изменения постоянны: это легко сказать, но труднее освоить, но овладеть этим — вот что мы должны делать. Речь идет о процветании благодаря изменениям, потому что мы гибки , способны завтра принимать решения внутри и вместе с нашими сообществами, а затем делать это снова по-новому на следующий день: процессы и системы, которые пытаются систематизировать действия в повторяющиеся шаблоны, могут быть неспособны реагировать в время. Гибкость — это скорее образ мышления, чем система.
Выжить легко: нужно научиться процветать в этом состоянии. Если мы живем в условиях стресса (личного или организационного), мы не можем процветать. Нам нужно создавать пространство для инноваций, запускать творческие процессы в командах и становиться гибкими. Для этого нам нужно социальное лидерство: лидерство, которое существует как в социальном, так и в формальном пространстве.
Основные навыки социального лидера связаны с повествованием, взаимодействием и технологиями: определение своей позиции, формирование и распространение повествований, взращивание и развитие команд и широкое сотрудничество. Социальное лидерство дополняет формальное и иерархическое лидерство и необходимо в то время, когда эта формальная власть разрушается. Это репутация, основанная на наших действиях и постоянстве с течением времени, и она может быть очень контекстуальной.
Сетевая модель социального лидерства в полном объеме, показывающая три измерения и девять компонентов
Наряду с этой моделью социального лидерства нам нужны подходы к социальному обучению: речь больше не идет о предоставлении людям материалов для обучения и тестирования, как на попугаях , больше о создании пространств и матрицы ресурсов, с которыми люди могут взаимодействовать для создания смысла. Речь идет о построенных социальных средах обучения, в которых мы способствуем, развиваем и поддерживаем обучение. Мы используем нарратив и сообщества, чтобы « смысл сделать предмет и рассказать из него свои истории. Здесь нет производственной линии: задача организаций состоит в том, чтобы облегчить ее с помощью систем и мышления, которые позволяют людям учиться, а не мешать. И это обучение, несомненно, пересечет границу с внешним миром: так много ресурсов находится за пределами организации, что мы должны предоставить доступ и инструменты для совместного использования.
Организация не может курировать всю необходимую сумму обучения, потому что мы все разные. Речь идет о том, чтобы помочь людям учиться, а не заставлять их это делать.
Мы видим, что обучение становится более гибким, коротким, но оно также должно быть лучше: мы должны использовать строгую методологию, чтобы обеспечить наличие структуры, но гибкой. Установление контекста, демонстрация основных принципов, предоставление пространства для исследований и размышлений, создание подходов к оценке и предоставление четких шагов для преодоления разрыва в реальном мире. Так много организационного обучения является абстрактным, оторванным от реальности учащегося: пришло время прочно закрепить его в реальном мире.
Больше всего нам нужны социально ответственные предприятия: честные и инклюзивные, предоставляющие разрешения и ресурсы для процветания как организаций, так и отдельных лиц. Им необходимо раскрыть творческий потенциал и инновации в командах, обеспечить социальное лидерство и пространство для экспериментов и разрешений для обучения.
Социальный век окружает и поглощает нас волнами перемен, как социальных, так и технических. Нам нужно быть гибкими в поведении, процессах и структуре, чтобы процветать. Мы должны создать пространство для экспериментов и получить разрешение на это. Это захватывающее время, чтобы собраться вместе в сообществах, чтобы сделать это.
Оцените:
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была опубликована в Agile, Change, Community, Learning, Social Learning и отмечена Agile, Change, Leadership, Social Age, Social Authority, Social Лидерство, Социальное обучение, Социально ответственный бизнес, Работа. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Ваш настоящий возраст? | Психология сегодня
Если хочешь узнать свой истинный возраст, не смотри в календарь. Календарь сообщает вам, каков ваш хронологический возраст, но это число может быть далеко не точным в определении того, кто вы есть. Все, что вы знаете из своего хронологического возраста, это то, сколько раз вы сидели на земле, пока Земля вращается вокруг Солнца. Как показатель старения, хронологический возраст имеет серьезные недостатки.
Психологи, изучающие старение, давно отказались от значения хронологического возраста как переменной для использования в исследованиях. Во-первых, это не «независимая» переменная, потому что ею нельзя манипулировать экспериментально. Участники не могут быть случайным образом назначены условиям. Исследователи не могут сказать 30-летнему участнику: «Я бы хотел, чтобы вам сегодня исполнилось 60 лет для нашего эксперимента по старению, и вы были бы в состоянии взрослого человека среднего возраста». Исследования старения никогда не могут быть экспериментальными, потому что нет возможности сравнить «лечение» с «контрольной» группой. Без этой возможности случайным образом назначать людей условиям невозможно определить причину и следствие. 30-летние могут показывать разные результаты, потому что они моложе 60-летних, но их результаты могут различаться и по многим другим причинам, например, из-за того, что они родились в разных поколениях.
Все это проблема для исследователей, но почему это должно беспокоить вас? Во-первых, если данные исследований о старении не основаны на экспериментах, как вы узнаете, какому совету следовать, когда пытаетесь вести здоровый образ жизни? На более личном уровне тот факт, что вы не можете полагаться на хронологический возраст, означает, что число, которое вы записываете в заявке на получение кредита или правительственной форме, требующей вашего возраста, гораздо более произвольно, чем вы думали. Поздравительные открытки, наоборот, 30 лет не делают вас другим человеком, чем вы были накануне, когда вам было 29.лет и 364 дня. Несмотря на то, что большинство людей осознают произвольность возраста, мы по-прежнему придаем ему большое значение, особенно когда достигаем тех печально известных отметок десятилетия. А если бы это число не определяло годы нашего существования на планете, что бы мы использовали вместо него, когда кто-нибудь спросит нас о нашем возрасте?
Я скоро отвечу на этот вопрос. Но сначала я хотел бы показать вам, почему многие из нас придерживаются хронологического возраста, чтобы определить, кто мы есть. Возможно, главная причина в том, что индустриальные общества, такие как наше собственное, измеряют производительность с точки зрения времени. Аграрные общества отслеживали время, обращаясь к маркерам сезонных изменений солнца, луны и планет. По мере того как общество становилось индустриализированным, люди все больше полагались на часы, чтобы задавать темп работы. Затем возраст стал частью этой индустриальной системы. Атомные часы, измеряющие мельчайшие доли секунды, не дают нам передышки на стреле времени.
Точно так же, как возраст и время вплетаются в ткань нашего общества, общество определяет каждого из нас с помощью этого магического числа. Вы когда-нибудь замечали, что первой информацией в новостной статье или даже в объявлении о свадьбе сразу после имени является возраст? Если вы предпочитаете, чтобы ваши соседи не знали вашего точного возраста, вам лучше быть уверенным, что вы не попали в аварию, связанную с пешеходным переходом, или изгибаем крыло. Ваш возраст будет следовать за вашим именем, и это невозможно обойти. Учитывая, что возраст является такой важной чертой личности человека, что мы помечаем им всех, от молодоженов до уличных преступников, неудивительно, что вы чувствуете, что уплывете в облако, если не сможете удержаться за эту определяющую черту самого себя. .
Тем не менее, возраст не очень хороший показатель личности. Подумайте о гиперзрелой 15-летней девушке старше ее лет, которая легко может сойти за 22. Как насчет пожилого человека, который живет через дорогу от вас, чья бодрая походка могла бы соперничать с походкой кого-то на 40 лет моложе ее? Думая о себе, как однажды сказал Сэтчел Пейдж: «Сколько вам было бы лет, если бы вы не знали, сколько вам лет?»
Пришло время отбросить эту слишком узкую и неточную меру вашей личности. Если вы готовы отказаться от влияния возраста на ваше представление о себе, тогда вы готовы перейти к следующему шагу — вычислению своего истинного возраста. Как оказалось, ваш истинный возраст будет не просто числом, а комбинацией вашего положения в трех измерениях. Эти три измерения — ваш функциональный возраст. Три функциональных возраста представляют ваш биологический возраст, ваш психологический возраст и ваш социальный возраст. Мы возьмем их по одному.
Биологический возраст
Ваш функциональный биологический возраст — это возраст систем вашего организма. Учитывая сложность многих взаимодействующих частей нашего физиологического строения, вычислить это число непросто. Для начала было бы полезно знать определенные цифры, такие как артериальное давление, дыхательная способность, аэробная мощность и уровень глюкозы в крови. Возрастные изменения в вашей сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах происходят с предсказуемой скоростью с возрастом (около 1% в год после 30-40 лет), поэтому, если вы меньше 1%, вы опережаете свой хронологический возраст. Однако очень немногие люди на самом деле знают все эти цифры или даже имеют возможность получить точные измерения. Например, чтобы рассчитать возраст легких, вам нужно использовать спирометр — прибор, который фактически измеряет работу ваших легких. Вместо этого вы можете заменить ответы на вопросы о своем образе жизни, такие как Калькулятор ожидаемой продолжительности жизни до 100 лет, разработанный доктором Томасом Перлзом из New England Centenarian Study. Например, если вы регулярно тренируетесь, вы можете сократить потерю таких ключевых биологических функций, как аэробная способность, мышечная сила и иммунная функция, на целых 50%. Это сделает ваш биологический возраст в 60 лет ближе к 50.
Вы также можете определить свой биологический возраст с помощью относительно простого метода, который, хотя и грубый, может дать вам некоторое представление о том, что происходит внутри вас и что вам нужно исправить. Эта простая мера — ваш рост. Вы, наверное, слышали, что люди «сжимаются» с возрастом. Потеря роста происходит у многих людей из-за потери плотности костей, что вызывает сдавливание позвонков. Таким образом, потеря роста из-за потери костной массы становится мерой биологического возраста. Вы можете терять полдюйма каждые 10 лет после 40 лет. Тем не менее, упражнения с отягощениями могут снизить скорость потери костной массы и, следовательно, сохранить ваш костный возраст моложе, чем в противном случае.
Некоторые факторы, влияющие на биологический возраст, менее очевидны, например, способность почек выводить токсины из организма. Однако, если вы регулярно тренируетесь, даже ваши почки будут стареть медленнее. Начало программы регулярных физических упражнений, контроль диеты и отказ от вредных привычек, возможно, не приведет к полной остановке развития вашего биологического календаря, но эти поведенческие меры значительно его замедлят.
Психологический возраст 9 лет0014
Ваш психологический возраст можно разделить на когнитивные функции — ваши способности учиться и запоминать — и эмоциональные функции — вашу способность справляться со своими чувствами и управлять ими. По мере того, как люди становятся старше, у них, как правило, возникают трудности с некоторыми аспектами памяти, поэтому для сохранения более молодого психологического возраста необходимо преодолеть эти проблемы с памятью. С другой стороны, способность людей справляться с негативными эмоциями улучшается по мере взросления. Оставаться моложе будет означать, что у вас будет больше эмоциональных взлетов и падений, которые могут сделать вашу жизнь более хаотичной. Когда дело доходит до вашего эмоционального возраста, у старости есть много преимуществ.
Начнем с памяти. Ваш психологический возраст напрямую зависит от того, насколько хорошо вы можете использовать свой мозг, чтобы справляться с когнитивной нагрузкой, которую вы на себя возлагаете. Возможно, вы чувствуете, что ваша память ускользает по сравнению с тем, какой она была раньше. Вы входите в комнату и забываете, что искали. Вы находитесь в продуктовом магазине и видите, что у вас нет списка, и вы не можете вспомнить, что вы должны купить. «Ой-ой, — говорите вы, — у меня выпускной момент!» Чтобы сохранить свой психологический возраст моложе, выбросьте это выражение из своего лексикона. Старший момент произойдет, только если вы думаете, что это произойдет. Как только вы начинаете маркировать свою память как ухудшающуюся, вы увеличиваете шансы на то, что она ухудшится. Вместо того, чтобы приписывать свои случайные замирания мозга старению, обратите внимание на все другие факторы, которые могут на вас влиять, такие как стресс, тревога или даже опасения по поводу старения и болезни Альцгеймера. Средства массовой информации настолько навязывают нам обвинения в незначительных проблемах с памятью в этой страшной болезни, что, если вы не будете осторожны, эти случайные упущения станут самоисполняющимися пророчествами.
Как только вы отбросите мифы о реальности изменения памяти с возрастом, вы сможете перейти к объективной оценке этого компонента вашего психологического возраста. Возможно, вам требуется больше времени, чтобы реагировать и обрабатывать новую информацию, чем раньше, потому что это одно из самых значительных возрастных изменений психических функций. Трудно точно определить, насколько замедлится острота вашего ума, особенно если вы не можете проверить свой ум в компьютеризированной лаборатории. Тем не менее, ваш мозг нуждается в кислороде для функционирования, и мы знаем, что аэробная способность, которая отражает, сколько кислорода достигает вашего мозга, снижается примерно на 1% в год. Вы можете предположить, что ваши когнитивные способности будут снижаться с той же скоростью, при прочих равных условиях, особенно если вы не будете сходить с ума по поводу небольших провалов в памяти. Таким образом, ваша память в 60 лет будет на 20% хуже, чем в 40 лет, если мы применим это правило.
Здесь вы можете вмешаться и сохранить эту особенность вашего психологического возраста как можно более молодой и здоровой. Так же, как упражнения могут тренировать ваше тело и снижать скорость физического упадка, они также могут снизить скорость снижения когнитивных функций. Как только вы начнете тренироваться, ваши умственные способности будут менее подвержены ухудшению и даже могут измениться к лучшему. Ваши психологические возрастные часы могут замедлиться, возможно, на целых 50%, при регулярной программе физической активности. И наоборот, если вы убеждены, что становитесь «старческим» (ужасное слово!), вы можете ускорить свои часы психологического старения.
Возможно, вы хотите, чтобы ваш психологический возраст был молодым, когда дело касается памяти, но когда дело доходит до ваших эмоций, на самом деле вам лучше быть старше. Из обширных исследований в области психологии старения мы знаем, что пожилые люди действительно «мудрее» в том смысле, что они могут лучше контролировать свой темперамент, воспринимать негативные ситуации и рассматривать их в позитивном свете и легче ладить с другими людьми, даже людьми. не особо любят. Чем старше эмоциональный возраст, тем выше ваши шансы сохранить более молодой психологический возраст в целом. С меньшим стрессом от неприятных ситуаций вы освободите свои умственные ресурсы, чтобы более эффективно справляться с когнитивными проблемами. Общий результат — чистое замедление психологического календаря.
Социальный возраст
Ваш социальный возраст отражает ваше положение в так называемых «социальных часах» жизни. Социальные часы основаны на наборе ожиданий, которые люди в данной культуре имеют относительно того, когда «должны» произойти основные события жизни. Мы можем разделить социальные часы на две основные сферы жизни: семью и работу. Семейные социальные часы нашей культуры предполагают, что люди становятся родителями в какой-то момент в возрасте от 20 до 30 лет, когда они также состоят в браке или в серьезных отношениях. Согласно этим часам, мы становимся бабушкой и дедушкой в 60 лет, что отражает тот факт, что наши дети следуют тем же социальным часам. Рабочие социальные часы говорят, что мы заканчиваем среднюю школу в позднем подростковом возрасте, а затем несколько лет спустя колледж, и в этот момент мы начинаем свою карьеру. Мы выходим на пенсию в 60 лет, и в этот момент рабочие социальные часы перестают тикать.
Теперь, когда вы знаете маркеры возраста на социальных часах, вы можете рассчитать свой собственный социальный возраст. Если вы набрали все эти возрастные точки в ожидаемое время, тогда ваш социальный возраст будет равен возрасту, в котором эти точки установлены. Согласно социальным часам, вам 65 лет, когда вы выходите на пенсию. Однако, в зависимости от того, как развивается ваша жизнь, ваш социальный возраст может быть намного моложе или старше нормы. Вы можете впервые стать родителем, когда вам исполнится 30 или 40 лет (или позже), и, таким образом, вы вычли не менее 10 лет из своего социального возраста. Вы можете выйти на пенсию в 25 лет, если вам повезло в лотерее или вы занимаетесь работой, которую люди обычно бросают в молодом возрасте, например, занимаетесь спортом высокой интенсивности. Ваш социальный возраст становится равным 65.
Люди могут ускорять или замедлять свои социальные часы с головокружительной скоростью. В некоторых случаях социальные часы настроены биологией на то, что для большинства женщин невозможно иметь ребенка после определенного возраста. Биология также вынуждает некоторых спортсменов оставлять свою профессию в относительно молодом хронологическом возрасте. Однако, учитывая это предостережение, у вас есть большая свобода в определении своего социального возраста. Если вы пожилой родитель, ваш молодой социальный возраст может также повлиять на ваш психологический возраст. Быть родителем подростков может автоматически сделать вас моложе, просто благодаря вашему знакомству с молодежной культурой. Если ваш эмоциональный возраст старше, это может даже помочь вам справиться со стрессом, связанным с воспитанием подростка. На работе изменение карьеры также может сохранить молодость вашего социального возраста. Учитывая, что мы ожидаем, что мы будем на начальных этапах нашей карьеры в 20 лет, если вы смените направление в 40 лет, вы вычтете 20 лет из своего социального возраста, основанного на работе.
Зная, что вам не нужно определять себя с точки зрения социальных часов, вы можете чувствовать себя лучше, обманывая их ожидания. Не нужно смущаться того, что вы самый старший в классе вечерней школы, если таким образом вы готовитесь перезагрузить свою траекторию работы.
Наконец, возраст, который действительно имеет значение
Как вы оценили эти три измерения функционального возраста? Насколько они совпадают и как соотносятся с вашим хронологическим возрастом? Теперь вы можете пройти еще один тест вашего возраста — тест, который может быть лучшим из всех.