26.11.2024

Небылицы 4 класс: Небылицы — ФОЛЬКЛОР — Универсальная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы

Содержание

Презентация «Считалки, небылицы, скороговорки»

Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.  Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим. Другими словами  всё передавалось из уст в уста.

Так что мы называем устным народным творчеством?

Прочитайте текст, записанный на карточке. Догадайтесь, что это . 

Живут у меня кукушки —

Варят галушки,

Пекут пампушки,

Поют частушки.

Хорошие подружки —

Пестрые кукушки!

Э. Красноруцкий

Скороговорки — жанр особенный, он появился  очень давно. Маленький ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки. Скороговорки развивают органы речи. Когда  мы используем скороговорки?

Скажем мы скороговорки громко, громко, громко, громко! Кто быстрей и правильней.

  Как вы считаете, для чего

нужны скороговорки?

Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны ?

Скороговорка  – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Играя в разные игры, как выбираете водящего?

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Считалка — это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие времена, как это ни удивительно, считалки использовали взрослые! Они использовали считалки для того, чтобы распределять работу, например, роли перед охотой.

Ведь многие виды работы, особенно тогда, были очень тяжелыми, иногда опасными для здоровья и даже для жизни. Мало кто по собственному желанию хотел браться за такие работы. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было обидно, потому что на такую тяжелую работу посылали не потому, что не можешь поспорить или не нравишься главному, а потому что так выпало по счету, то есть как-никак по справедливости (почитайте, какими были считалки в те времена).

Небылица  – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.

1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.

2) Вранье, сплетня.

Ехала деревня Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Самый любимый и самый распространённый жанр устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так или в сопровождении балалайки, а чаще гармони. Под неё нередко пляшут. 

  Молодежь из сельской местности придумывала много частушек. Исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. В процессе обычно подыгрывала балалайка либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки.

Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил!

К двойкам нам не привыкать,  Двойки так легко хватать,  Ничего учить не надо —  Вот за это и награда.

На уроке мы болтали,  Ничего не замечали.  А потом искали долго  В Гималаях нашу Волгу.

Я к уроку не готов И сижу тихонечко, В голове полно мозгов,  А в тетради двоечка.

С какими жанрами устного народного творчества вы сегодня познакомились?

Что больше вам понравилось и запомнилось на уроке?

Сегодня на уроке я:

— научился…

— было интересно…

— было трудно…

— мои ощущения…

— этот урок дал мне для жизни…

— больше всего понравились задания…

Иллюстрации и считалки с сайта-

http://deti27.ru/picture/insects/gusenica.php

Оформление: Елены Берюховой

Сайт: www . shkola-abv . ru

Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» в 1 классе по предмету литературное чтение.

Материал опубликовал

Литературное чтение Обобщение по теме: «Сказки, загадки, небылицы»

Устное народное творчество (фольклор) Сказки Скороговорки Пословицы Загадки 5. Песни 6. Частушки 7. Потешки 8. Небылицы

Сказки народные литературные авторские

Сказки народные

Сказки литературные Е. Чарушин «Теремок» Л. Толстой «Зайцы и лягушки» К. Ушинский Гусь и журавль»

Константин Дмитриевич Ушинский «Гусь и журавль»

Лев Николаевич Толстой «Зайцы и лягушки»

Проверь

Сказки А. С. Пушкина

Загадка Что-то непонятное, необъяснимое. 2. Краткое описание какого –либо предмета или явления, которые надо разгадать.

Загадки развивают догадливость, сообразительность.

Не высоко, не низко, Не далеко, не близко. Проплывает в небе шар- Раскалённый как пожар.

Загадка про солнышко

Закончите предложения так, чтобы получилась небылица. По небу плывут ……. По лесу скачут ……… По траве бегут ………

Разноцветные страницы Скороговорки

1. УКАЖИ, КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ ПРИДУМАНЫ НАРОДОМ. 1) НЕБЫЛИЦЫ 2) ПЕСЕНКИ 3) РАССКАЗЫ 4) ЗАГАДКИ

2. УКАЖИ, КАКОГО ГЕРОЯ НЕ БЫЛО В СКАЗКЕ Е. ЧАРУШИНА «ТЕРЕМОК». 1) МЫШИ 2) ЛИСИЦЫ 3) ЛЯГУШКИ 4) МЕДВЕДЯ

3. УКАЖИ СКАЗКУ, КОТОРУЮ РАССКАЗАЛ Е. ЧАРУШИН. 1) «ТЕРЕМОК» 2) «РУКАВИЧКА» 3) «РЕПКА» 4) «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

4. УКАЖИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Л. ТОЛСТОГО. 1) «РУКАВИЧКА» 2) «ТЕРЕМОК» 3) «ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ» 4) «ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ»

5. ПРОЧИТАЙ ЗАГАДКУ. ВЫБЕРИ ОТГАДКУ. ЛЕТОМ ШУБУ НАДЕВАЕТ, А ЗИМОЙ СНИМАЕТ. 1) ЗАЯЦ 2) СОБАКА 3) ДЕРЕВО 4) БЕЛКА

Подведение итогов урока Что нового узнали? Чему учились?

Докучные сказки и небылицы (3 класс)

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
специальная коррекционная школа-интернат 7 вида
Московская область, г.Павловский Посад, ул. Тимирязева, 15.
Руководитель проекта учитель начальных классов Трухачёва Г.А

2. Предмет «Литература» устное народное творчество

Девиз проекта:
«Дерзайте, вы – талантливы!»
Проект рассчитан на 2 месяца
Тема:
Малые жанры устного народного творчества.
Сочинения собственных произведений малых жанров
устного народного творчества:
«Докучные сказки и небылицы»
Цель:
Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся
Задачи:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование умений решать творческие задачи.
Формирование способности к организации деятельности:
воспитание целеустремлённости и настойчивости.

4. Основное содержание проекта:

1 Этап. Теоретический.
Поиск информации по теме: «Устное народное творчество» в
различных источниках
Изучение произведений устного народного творчества
Знакомство с рифмой
2 Этап. Практический.
«Проба пера» — участники проекта пробуют свои силы в написании
произведений
Коллективное обсуждение сочинений детей
Работа над иллюстрациями сочинений
3 Этап. Презентация детских сочинений.
Организация выставки сочинений
Оформление сборника сочинений в книгу
Докучная сказка. Про собаку.
Жила-была собака,
А звали её Бяка.
Непослушная была,
Всех кусала и рвала.
Она прыгала, кусала,
Не начать ли всё сначала?
Кабанова Дарья 3 «Б» класс
Небылицы
Наша Маша молодец –
В небе ловит огурец.
Помидоры ловит в море
И бросает это Боре.
Бескашнова Алёна
3 класс
Докучные сказки
Жили-были два лося
Вот и сказка началась.
Жили-были два павлинаВот и сказке половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка моя вся.
Шарипов Шохжахон 3 класс
Небылицы
Даня, Данечка – чудак,
Окунулся в бензобак.
В бензобаке захлебнулся,
Улыбнулся и проснулся.
Соколов Данила 3 класс
Докучные сказки
Жила-была Настюшка.
Была у неё кружка.
Из кружки чай пила.
На кружечке малина,
А сказке середина.
Вот кружка осерчала,
От Насти убежала.
Она её не мыла,
На кружечке чернила.
Прибегай ко мне быстро,
Я помою тебя чисто.
Кружка возвращается,
А сказочка кончается.
Князева Анастасия
3 класс
\
ДДокучные сказки
Жила-была
мартышка,
о
Любила она книжки.
к читала –
Книжки
Сказку начинала.
у
Мартышка молодчина,
Ач
сказке середина.
Все книжки прочитала,
Ненначать ли нам сначала?
ыФалеев Денис
е 3 класс
с
к
а
з
Доку
ч
Докучные сказки
Жил-был медведь.
«Научи меня петь».
«Конечно, научу,
Только сказочку начну.»
Начал Мишенька реветь,
И вертеться и хрипеть.
Песня начинается,
А сказочка кончается.
Бескашнова Алёна 3 кл
Докучные сказки
Жил-был серый волк,
Серый волк — зубами щёлк
Побежал он по дорожке
И увидел белы ножки.
Волк за зайцем побежал,
Но зайчишку не поймал!
Сказка вся, сказка вся.
Сказка кончилася!
Фокин Николай 3 класс
Докучные сказки
Жила бабочка красавица.
Всем на свете нравится.
Крылышки – малина,
А сказке половина.
Бабочка порхает,
Сказку продолжает.
Митина Яна 3 «Б» класс
Небылицы
Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.
Фокин Николай 3 «Б» класс
Небылицы
Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.
Кабанова Дарья
3 «Б» класс
Докучные сказки
Жили-были братца два
И сестра у них одна.
Они вышли погулять
И малинку пощипать.
Ангелина – молодец!
Вот и сказочке конец!
Фалеев Олег 3 «Б» класс
Небылицы
Наша Яна невеличка,
Спать ложится в рукавичку
Утром просыпается,
Снегом умывается.
Митина Яна 3 «Б» класс
Небылицы
Летит Настя на метле,
Звёзды ловит на земле,
Бусы делает себе.
Собирается на бал,
Скоро будет карнавал.
Князева Анастасия
3 «Б» класс
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года
№373).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия
«Стандарты второго поколения». — М.: Просвещение, 2010.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. — №6.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Интернет-ресурсы:
.
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности
обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
http://schools.keldysh.ru/labmro
Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития
образования МИОО

Небылицы. Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки [ Народное творчество] (fb2) читать онлайн | КулЛиб

Цвет фоначерныйсветло-черныйбежевыйбежевый 2персиковыйзеленыйсеро-зеленыйжелтыйсинийсерыйкрасныйбелыйЦвет шрифтабелыйзеленыйжелтыйсинийтемно-синийсерыйсветло-серыйтёмно-серыйкрасныйРазмер шрифта14px16px18px20px22px24pxШрифтArial, Helvetica, sans-serif»Arial Black», Gadget, sans-serif»Bookman Old Style», serif»Comic Sans MS», cursiveCourier, monospace»Courier New», Courier, monospaceGaramond, serifGeorgia, serifImpact, Charcoal, sans-serif»Lucida Console», Monaco, monospace»Lucida Sans Unicode», «Lucida Grande», sans-serif»MS Sans Serif», Geneva, sans-serif»MS Serif», «New York», sans-serif»Palatino Linotype», «Book Antiqua», Palatino, serifSymbol, sans-serifTahoma, Geneva, sans-serif»Times New Roman», Times, serif»Trebuchet MS», Helvetica, sans-serifVerdana, Geneva, sans-serifWebdings, sans-serifWingdings, «Zapf Dingbats», sans-serif

Насыщенность шрифтажирныйОбычный стилькурсивШирина текста400px500px600px700px800px900px1000px1100px1200pxПоказывать менюУбрать менюАбзац0px4px12px16px20px24px28px32px36px40pxМежстрочный интервал18px20px22px24px26px28px30px32px

Небылицы. Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

Небылицы

У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришёл дедушка Фома,

Расседая борода.

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

Потешки

Кошка и курочка

Кошка на окошке

Рубашку шьёт,

Курочка в сапожках

Избёнку метёт.

Мыши

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь?

Ване спать не даёшь?

Пословицы и поговорки

О Родине

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Где смелость, там и победа.

О дружбе

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Все за одного, один за всех.

Об умении и трудолюбии

Делу время, а потехе – час.

Учение – путь к умению.

Терпение и труд всё перетрут.

Семь раз отмерь, а один отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Землю солнце красит, а человека – труд.

О лени и нерадивости

Поспешишь – людей насмешишь.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Не спеши языком, торопись делом.

Делаешь наспех – сделаешь на смех.

О природе

Лето – припасиха, зима – прибериха.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Много снега – много хлеба,

много воды – много травы.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

Скороговорки

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

* * *

От топота копыт пыль по полю летит.

* * *

Проворонила ворона воронёнка.

Считалки

Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Я горошек молочу,

Я горошек молочу

На Ивановом току.

Ко мне курочка бежит,

Конопаточка спешит.

Ой, бежит она, спешит,

Ничего не говорит.

А из курочки перо

Полетело далеко,

Ой, далёко, далеко,

На Иваново село.

* * *

Конь ретивый,

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Кто коня

Того поймает,

С нами в салочки

Играет.

* * *

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

* * *

Ой ты, зоренька-заря,

Заря вечерняя.

А кто зореньку найдёт,

Тот и вон пойдёт.

* * *

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!


Оглавление

  • Небылицы. Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки
  • Небылицы
  • Потешки
  • Кошка и курочка
  • Мыши
  • Петушок
  • Пословицы и поговорки
  • О Родине
  • О дружбе
  • Об умении и трудолюбии
  • О лени и нерадивости
  • О природе
  • Скороговорки
  • Считалки
  • Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы

    Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы

    Цели урока: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; научить произносить скороговорки; формиро­вать умение различать малые жанры фольклора; развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление.

    Оборудование: карточки с потешками, колыбельными, скоро­говорками.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    П. Проверка домашнего задания

    Дети читают наизусть народные песни или песни собствен­ного сочинения.

    III. Постановка цели урока

    — Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в
    боры».)

    ы
    ы ы р

    р р то

    б б у б

    о о д

    д б и в

    • Как называется такое предложение?

    • Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

    • Догадались что это такое? Ну конечно же, это скорого­ворки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

    Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением.

    IV. Изучение нового материала

    • Какие еще скороговорки вы знаете? (Дети называют ско­роговорки, а учитель записывает их на доске.)

    • Как их надо читать? {Медленно по слогам, медленно сло­вами, а затем быстрее, еще быстрее, очень быстро, но правильно.)

    Дети читают скороговорки на доске.

    • Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правиль­ной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

    • Когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся.)

    • Какие считалки вы знаете?

    На доске (графопроекторе, фланелеграфе, компьютере -в зависимости от технической оснащенности класса) стихо­творение:

    Ехала деревня

    Мимо мужика,

    Вдруг из-под собаки

    Лают ворота.

    Дубина выбегает

    С мальчиком в руках,

    А за ним тулупчик

    С бабой на плечах.

    Деревня закричала:

    «Мужики горят!»

    Сарафаны в бабах

    На пожар спешат. Учитель дает детям посмеяться и насладиться народным текстом.

    • Такие стихи называются небылицей.

    • Каким словом можно заменить слово «небылица»: фанта­зия, сказка, выдумка?

    • Распутайте путаницу. Какое настроение теперь у стихо­творения? (Никакое.)

    • Что пропало? (Смех, юмор, веселое настроение.)

    • Небылица придумана для веселья и смеха. Давайте про­читаем небылицу в учебнике.

    Чтение небылицы в учебнике на с. 23.

    V. Физкультминутка

    VI. Закрепление знаний

    — Сейчас я раздам вам карточки, а вы будете определять,
    к каким жанрам устного народного творчества относятся
    эти произведения. Посоветуйтесь в группах и прочитайте
    нам выразительно.

    Карточки раздаются по одной на парту или на 4 человека. После 2-3-минутной подготовки дети читают свои карточки:

    1.

    От топота копыт Пыль по полю летит.

    1. Солнышко-ведрышко! Прогляни, посвети!

    2. На веточку зеленую,

    3. На яблоньку высокую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую!

    2.

    Рыбу ловил рыболов;

    В реку уплыл весь улов.

    3.

    Ехали мы, ехали

    В город за орехами,

    4.

    Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Да не выболтала.

    10. По кочкам, по кочкам, Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!

    5.

    Потягунюшки, порастянюшки! Роток-говорунюшки,

    Руки-хватунюшки,

    Ноги-ходунюшки.

    6.

    Дождик, дождик посильней, Чтобы было веселей.

    Мои гуси дома,

    Не боятся грома.

    1. Ходит сон по горе,

    2. Носит дрему в рукаве,

    3. Всем детишкам продает, Нашей Гале так дает.

    7.

    Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете

    Баба ехала пешком

    В ситцевой карете.

    А за нею во всю прыть -Тихими шагами

    Волк старался переплыть Миску с пирогами.

    1. Люлю, люлю, баиньки, В огороде заиньки. Зайки травку едят,

    2. Ване спать велят.

    3. Люлю, люлю, бай-бай, Поскорее засыпай.

    4. Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.

    8.

    Из.-за леса, из-за гор Ехал дедушка Егор,

    Он на пегой на телеге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Сапоги нараспашку,

    На босу ногу тулуп.

    14. Конь ретивый, долгогривый ; Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает,

    С нами в салочки играет.

    15. Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града.

    Кто поднимет, тот и выйдет.

    VII. Итог урока

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток нас. 20—21.

    Презентация по литературе на тему небылицы. Презентация «русские потешки, песенки и небылицы». Кот на печи сухари толчет

    Русские народные

    песенки, потешки,

    небылицы


    Заря- заряница По морю ходила, По морю ходила, Ключи обронила. Её ключи- Золотые лучи .


    Люли- люли- люли, Прилетели гули, Сели в красных ботах На моих воротах. Стали гули ворковать, Стал гадать я: Что им дать? Вынесу им ложку Спелого горошку, Горшок чечевицы, Корытце водицы Да пшеницы бочку Дам я голубочку.


    Я умница- разумница, Про то знает вся улица: Петух да кошка, Брат Ермошка Да я сама немножко.


    Анютины глазки Купили салазки, Сели, поехали, К дедушке заехали: — Дедушка, дедушка, Что нам прикажешь? — Садитесь в саду, Играйте в дуду, Чтобы бабушка вставала, Курам зёрнышек давала.


    Танцевала репа с маком, А петрушка с пастернаком, Кукуруза с чесноком, Наша Таня с казаком. А морковка не хотела Танцевать, танцевать, Потому что не умела Танцевать, танцевать.


    Божья коровка, Где твои детки: Во глубокой ли норе, На высокой ли горе?


    Петушок, петушок, Золотой гребешок! На соломе спал, Раным- рано встал, По водичку пошёл, Молодичку нашёл, Молодичка- добра Сапожки дала. Не успел он их сносить, Как другие стал просить.





    Хороша дочка Аннушка, Пока хвалят мать да бабушка .


    -Девица, девица. Сходи за водицей! -Рака боюсь! Рак на болоте В доску колотит: Трах- трах- трах! Страх, страх, страх!


    Лежит зайка под мостом, Под осиновым кустом. Охотники рыщут. Серенького ищут. Он проснулся, Встрепенулся. В лес метнулся. Оглянулся: «Вы, охотнички, бегите- На мой хвост поглядите!»


    Гуси- лебеди летели, В чисто поле залетели. В поле баньку отыскали, Лебедёнка искупали…


    Стучит бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке- Туда же по дорожке. — Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь? — Сено косить. — На что тебе сено? — Коровок кормить. — На что тебе коровки? — Молоко доить. — На что тебе молоко? — Ребяток поить. — А много ли ребяток? — Как в лесу опяток .


    Была репка важная. Дивилась старуха каждая; Такой репки Нигде не найдёшь: За день не объедешь, За ри не обойдёшь. Уж как мы семьёй Вокруг репки сели Да за неделю Половину съели. А другую половину Покатили к овину Катили, катили, Овин завалили. Ох и крепко Запомнилась репка!

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОТЕШКИ ЗАКЛИЧКИ СЧИТАЛКИ НЕБЫЛИЦЫ ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ Киселёва В.В. Егорова Н.В. ГБООУ « Медновская СШИ»

    Потешка (потешать) — развлекать, смешить.

    Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.

    Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил. Мишка не боится, Мишка топает домой весь до ниточки сырой. У, У, У

    Считалка – в детских играх: произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры. Раз, два, три, Четыре, пять – Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, Луг, цветы – Ты пойди-ка Поводи!

    ЗАКЛИЧКИ От слова закликать – «звать, просить, приглашать,обращаться ». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. По поверьям, 22 марта, в день весеннего равноденствия прилетают первые птицы и приносят на своих крыльях весну, и люди отмечают Жаворонки-заклички весны. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается люди «окликали весну», пели песни, пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков).

    Небылица- шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. Все собачки маленькие Надевают ва-ленки, А большие со-ба-кИ Надевают са-по-ги!

    ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ Докучная сказка — весёлая отговорка, испытанный приём, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Докучать — надоедать, просить, упрашивать, приставать…

    Структура жанра «небылица»

    Факультатив «Литература как предмет эстетического курса»

    Учитель русского языка и литературы Белова Анжела Эдуардовна


    1. Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор:

    Сам не лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.


    2. Богат Ермошка —

    У него собака да кошка,

    Петушок да курочка,

    Селезень да уточка.

    Вот как кошка на окошке

    Шьет рубашку для Ермошки.

    Собачка пустолайка

    Лепешки печет.

    Кот в уголке

    Сухари толчет.

    Курочка в сережках

    Избушку метет.

    Вымела избушку,

    Положила голичок:

    — Ляг, голичок,

    Под порог, на бочок!


    3. Долгоногий журавель Две сороки-белобоки

    На мельницу ездил; Пошли танцевати,

    На мельницу ездил, Ай-люли, ай-люли,

    Диковинку видел. А барашки-круты ножки

    Ай-люли, ай-люли, В дудочки играют.

    Диковинку видел: А сова из-за угла

    Коза муку мелет, Ногами топочет,

    Козел засыпает. Головою вертит,

    Малые козляточки Ай-люли, ай-люли,

    Муку выгребают. Головою вертит.

    Ай-люли, ай-люли,

    Муку выгребают.


    4. Вы послушайте, ребята, Косолапый медведь

    Моей сказки небогатой. С мухи шкуру содрал,

    От конька-горбунка Полсапожки сшил,

    И медведя плясунка. Оскальзнулся и упал,

    Облаухая свинья В сине море он попал.

    На дубу гнездо свила, Сине море все повыгорело,

    Поросила поросят Бела рыба вся повылетела.

    Ровным счетом шестьдесят. А на печке мужик

    Распустила поросят Осетра-рыбу поймал,

    Все по маленьким сучкам. А в пламени другой

    Поросята визжат, Быстру щуку схватил.

    Полететь они хотят. Как пошло на чудеса,

    Полетели, полетели, И где море – там лиса,

    И на воздухе присели. Водой палит леса.


    5. Сел сверчок на шесток,

    Таракан — в уголок,

    Сели — посидели,

    Песенку запели.

    Услыхали ложки —

    Вытянули ножки,

    Услыхали калачи —

    Попрыгали из печи

    Да давай подпевать,

    Подпевать да танцевать!

    Танцевал ухват с кастрюлей,

    Миску щей перевернули,

    И морковки дивовали,

    Как все ладно танцевали.


    6. По поднебесью, братцы, медведь летит,

    Медведь летит, хвостом вертит,

    Свинья на ели гнездо вила,

    Гнездо свила, деток вывела,

    Милых деточек, поросяточек,

    Поросяточки по сучкам висят,

    По сучкам висят, полететь хотят.


    7. Как у нашего соседа

    Весела была беседа:

    Гуси — в гусли,

    Утки — в дудки,

    Овцы — в донцы,

    Тараканы — в барабаны.


    8. Медведь на работе каменья воротит,

    Рак на колоде рубашку колотит,

    Волки на болоте просо молотят,

    Кот на печи сухари толчет,

    Кошка на окошке ширинку шьет;

    Курочка-рябушка избу метет;

    Паук в углу основу снует,

    Утка в юбке холсты точет,

    Селезень-пирожник пироги печет,

    Корова в рогоже всего дороже —

    В закутке стоит — сыр-масло доит.


    Небылица

    Задача жанра –

    Ведущий уровень

    Картина жизни –

    Построение картины жизни –

    Предложение –

    Слово –

    Звуковой рисунок –

    Ритмический рисунок –


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная коррекционная школа-интернат 7 вида Московская область, г.Павловский Посад, ул. Тимирязева, 15. Руководитель проекта учитель начальных классов Трухачёва Г.А Проект рассчитан на 2 месяца Предмет «Литература»устное народное творчество Девиз проекта: «Дерзайте, вы – талантливы!» Тема: Малые жанры устного народного творчества. Сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества: «Докучные сказки и небылицы» Цель: Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся Задачи: Формирование позитивной самооценки, самоуважения.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: формирование социально адекватных способов поведения. Формирование умений решать творческие задачи. Формирование способности к организации деятельности: воспитание целеустремлённости и настойчивости. Основное содержание проекта: 1 Этап. Теоретический.Поиск информации по теме: «Устное народное творчество» в различных источникахИзучение произведений устного народного творчестваЗнакомство с рифмой2 Этап. Практический.«Проба пера» — участники проекта пробуют свои силы в написании произведенийКоллективное обсуждение сочинений детейРабота над иллюстрациями сочинений3 Этап. Презентация детских сочинений.Организация выставки сочиненийОформление сборника сочинений в книгу Докучная сказка. Про собаку. Жила-была собака, А звали её Бяка. Непослушная была, Всех кусала и рвала. Она прыгала, кусала, Не начать ли всё сначала? Кабанова Дарья 3 «Б» класс Небылицы Наша Маша молодец –В небе ловит огурец. Помидоры ловит в море И бросает это Боре. Бескашнова Алёна 3 класс Докучные сказки Жили-были два лося Вот и сказка началась. Жили-были два павлина- Вот и сказке половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка моя вся. Шарипов Шохжахон 3 класс НебылицыДаня, Данечка – чудак,Окунулся в бензобак.В бензобаке захлебнулся, Улыбнулся и проснулся. Соколов Данила 3 класс Докучные сказки Жила-была Настюшка. Была у неё кружка. Из кружки чай пила. На кружечке малина, А сказке середина. Вот кружка осерчала, От Насти убежала. Она её не мыла, На кружечке чернила. Прибегай ко мне быстро, Я помою тебя чисто. Кружка возвращается, А сказочка кончается. Князева Анастасия 3 класс Докучные сказки Докуч \ Докучные сказки Жила-была мартышка,Любила она книжки.Книжки читала –Сказку начинала.Мартышка молодчина,А сказке середина.Все книжки прочитала,Не начать ли нам сначала? Фалеев Денис 3 класс Докучные сказкиЖил-был медведь.«Научи меня петь».«Конечно, научу,Только сказочку начну.»Начал Мишенька реветь,И вертеться и хрипеть.Песня начинается,А сказочка кончается.Бескашнова Алёна 3 кл Докучные сказкиЖил-был серый волк,Серый волк — зубами щёлкПобежал он по дорожкеИ увидел белы ножки.Волк за зайцем побежал,Но зайчишку не поймал!Сказка вся, сказка вся.Сказка кончилася!Фокин Николай 3 класс Докучные сказкиЖила бабочка красавица.Всем на свете нравится.Крылышки – малина,А сказке половина.Бабочка порхает,Сказку продолжает.Митина Яна 3 «Б» класс НебылицыКоля, Коля, Николай,Он запрыгнул на трамвай.На трамвае борщ хлебалИ на козочку упал.Коля козочку прогнал,В волосах своих застрял.Фокин Николай 3 «Б» класс НебылицыДаша в театр собиралась.Умывалась, одевалась:Ласты на ножки, На голову рожки.В руки портфель.Побежала быстро в дверь. Кабанова Дарья 3 «Б» класс Докучные сказки Жили-были братца дваИ сестра у них одна.Они вышли погулятьИ малинку пощипать.Ангелина – молодец!Вот и сказочке конец!Фалеев Олег 3 «Б» класс НебылицыНаша Яна невеличка,Спать ложится в рукавичкуУтром просыпается,Снегом умывается.Митина Яна 3 «Б» класс НебылицыЛетит Настя на метле,Звёзды ловит на земле, Бусы делает себе.Собирается на бал, Скоро будет карнавал.Князева Анастасия 3 «Б» класс Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. — №6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. Интернет-ресурсы:. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО Список литературы:Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». — М.: Просвещение, 2010.

    КОЗ литература 2-4 класс | КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

    КОЗ литература 2-4 класс