24.11.2024

Наглядно образное мышление это: Наглядно-образное мышление — Психологос

Образное мышление | это… Что такое Образное мышление?

Образ в психологии — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта. Образ может возникать без восприятия, с помощью мечтания.

  • Искусство — процесс и результат значимого выражения чувств в образе.
  • Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
  • НЛП вводит понятие репрезентативная система, которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
  • Образное мышление

Образное мышление — мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.

  • Логическое мышление

Образ в культуре – продукт человеческой мысли, психо-энергетический объект, энергетическая сущность, создаваемый индивидуально или коллективно в информационном пространстве (поле). Способность к творению образов – уникальная способность, которой наделён только человек. Сотворённый человеком образ может существовать в пространстве при наличии подпитки психофизической энергией человека, энергией чувств и эмоций, до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек, люди (сообщество).

Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека, людей (сообщества).

Способен формировать характеры, манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам. Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.

  • Образное восприятие


Образное восприятие – принципиально целостный одномоментный процесс, узнавание, распознавание некоторого предмета, процесса, явления «в целом», отождествление его с имеющимся собственным «представлением» или установление связи, подобия, аналога нового предмета с уже имеющимся целостным явлением природы (образное восприятие природы), реальной действительности. Формирование образа основано на имеющемся жизненном опыте, знаниях человека. Часть такого опыта сформирована генетически, и тогда говорят об «опыте предыдущих поколений». Часть такого опыта может быть накоплена обществом в виде знания и передана обществом человеку в процессе обучения (язык, письменность, понятийная база, социальные модели поведения и др.

). Обучение есть процесс преобразования знания общества в знания конкретного человека. Иногда отождествляется с эмоциональным восприятием и противопоставляется аналитическому (абстрактному). Однако в чистом виде каждый из способов восприятия встречается редко, обычно эмоциональное и аналитическое протекают совместно. С диалектической точки зрения образное и абстрактное мышление неразделимы, но в подавляющем большинстве ситуаций можно говорить об условном преобладании того или иного вида. Природа образного восприятия до конца не раскрыта. Воспринимая действительность, человек получает «на входе» некоторый объем информации, а «на выходе» формируется целостный образ, характеризуемый некоторой конечной совокупностью понятий. Мы «читаем» не буквы, а слова и фразы; «видим» не «фрагмент» картины, а ее целостность, «слышим» не отдельные звуки, а их совокупность. Результат образного узнавания в общем случае неоднозначен. Образное мышление принципиально базируется на «похожести».

  • Образный язык


Образный язык – язык образов не всегда пользуется словами, хотя часто отождествляется с литературным языком. Однако зачастую средством образного мышления служат не слова и буквы, а зримые образы. К средствам образного языка можно отнести иероглифы, передающие целостный образ, смысл и даже направление действия, руны, буквы-образы, символы и др. Образный язык позволяет выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить и закрепить эмоциональное, эстетическое восприятие явления, сформировать и запомнить впечатления от него в едином целостном виде.

  • Образное восприятие природы

Образное восприятие природы – исторически фиксируемый период становления и развития древнего мира, связанного с формированием мифов, созданием образов богов, как продуктов образного, целостного восприятия людьми природной реальности, природных стихий, элементов, веществ и соединений. В дальнейшем процесс создания образов богов был связан с явлением антропоморфизма, зарождением религии и культуры.

  • Образы богов в мифах Древней Греции

Образ Аида

Олицетворение углерода подземных недр

Образ Аполлона

Олицетворение углерода в плазменном состоянии

Образ Гелиоса

Олицетворение паров фосфора

Образ Геры

Олицетворение азота

Образ Зевса

Олицетворение кислорода

Образ Посейдона

Олицетворение водорода.

Ссылки на источники: Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу», М., 1995, Современный писатель. Василькова Н.Г. Гипотеза. Частный опыт реконструкции древнегреческих мифов, М., 2008.

Наглядно образное мышление дошкольников: особенности развития, методы

Содержание

  • 1 Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте
    • 1.1 Наглядно действенное
    • 1.2 Наглядно образное
  • 2 Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников
  • 3 Формирование наглядно образного мышления 
  • 4 Почему важно развивать образное мышление
  • 5 Способы развития наглядно образного мышления
    • 5.1 Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

Развитие дошкольников происходит стремительно. С каждым годом они проходят несколько этапов, которые позволяют им оценивать не только окружающий мир, но и собственную роль в окружении. Формируется важнейший процесс познавательной сферы – наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста, закладывающее фундамент для последующих мыслительных операций.

Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте

В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых всесторонне развивается уже в более взрослом возрасте.

До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:

  • наглядно действенное;
  • наглядно образное;
  • словесно логическое мышление.

Перечисленные виды мышления последовательно развиваются в дошкольном возрасте. В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.

Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.

Наглядно действенное

Наглядно действенное мышление полноценно формируется к 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.

Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.

Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно-действенным. Освоение действия – например, складывание кубиков в нечто похожее на сооружение, – происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.

Наглядно образное

Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти.

Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый предмет, информация о котором осела в памяти. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.

Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будут ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.

Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.

Это может быть:

  • аппликация из цветной и блестящей бумаги;
  • игры с конструкторами;
  • рисование карандашами, мелками, красками;
  • лепка из глины и пластилина.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей – не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детский ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Формирование наглядно образного мышления 

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.

Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходимо тактильное восприятие, подразумевающее контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.

Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач.
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления.
  • Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.

В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.

Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:

  • наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
  • сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
  • сбор картинок из пазлов с постепенным усложнением задачи;
  • рисование по памяти;
  • творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
  • экскурсии в музеи, на выставки;
  • отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
  • создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.

Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:

  • демонстрация;
  • описание или объяснение;
  • совместная деятельность;
  • самостоятельная работа по образцу;
  • творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.

Любое занятие не должно утомлять ребенка. Едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или конструктивным творчеством.

Estos son los secretos para aplicar Visual Thinking en el aula

Inicio > Noticias > Estos son los secretos para aplicar el Visual Thinking en el aula

Esta herramienta sirve para organizar идеи a través de dibujos simples y textos cortos. ¿Quieres aplicarla en tu aula? Гарбинье Ларральде, профессор IVED-UHEI (Бискайя) te cuenta todo lo que debes saber.

или ОБРАЗОВАНИЕ 3.0

El Visual Thinking es una herramienta que allowe ordenary y organizarИдеи или Contenidos Que Son Representados por medio de dibujos simples y textos cortos. Es decir, se trata de un toolso que se sirve de recursos visuales para acceder al conocimiento. Una vez aclarado Эсте аспект, nadie debería confundirlo кон уна форма де expresión artística ni tampoco кон уна metodología де trabajo восприимчивый де сер utilizada en эль ámbito educativo. Te mostramos los secretos para aplicar el Visual Thinking en el aula.

Múltiples formas de aplicarlo en el aula

Si algo he aprendido de mi experiencia educativa en estos ultimos años, es que el Visual Thinking es un toolo que вводит лос-аспекты más basicos de la gramática visual en un entorno de aprendizaje en el que casi nadie se cuestionaba эль рейнадо дель binomio letra-número como único vehículo пункт эль acceso аль conocimiento.

Una herramienta comunicativa, no hay que olvidar, универсальный (¿quién no ha recurrido a la comunicación por medio de dibujos en algún momento de su vida?), cuya potencia reside, sobre todo, en su capacidad para enriquecer cualquiera de las metodologías (Sean Activas O Más tradicionales) Que Hoy en día se utilizan en las aulas. Porque lo visual no está reñido, por ejemplo, con una clase magistral en la que un mapa puede hacer visible el itinerario discursivo del docente; pero también puede ser utilizado como toolso de consenso para los equipos de trabajo que se conforman para desarrollar un proyecto; e incluso se puede utilizar para crear Animaciones (Video Scribing) en las Que visualizar los contenidos a los que ha de acceder el alumnado para la posterior realización de una clase invertida.

Por todo ello, en una coyuntura en la que el alumnado tiene acceso fácil y casi ilimitado a cualquier tipo de información en internet y en la que los docentes tenemos que hacer malabares para gestionar la enorme cantidad de contenidos que se acumulan en el currículo , эль Visual Thinking puede ofrecernos una forma de aprender más lenta pero más eficaz. Porque para ‘traducir’ a un map visual un contenido o un determinado proceso, aunque son necesarias las habilidades de pensamiento inferior que por medio del dibujo nos ayudan a recordar y entender conceptos, es indudable que también son imprescindibles las habilidades de orden superior que nos Allowen Realizar el filtrado, gestión y organización espacial de los contenidos que se deben aprender.

Adaptado a diferentes niveles educativos

A pesar de que aún no existsen Investigaciones que certifiquen los beneficios de aplicar Visual Thinking en el aula, son muchos los docentes que debido a la facilidad de su importación (la única’ cajana ‘technologíes de rotuladores), han empezado a proponer a su alumnado diferentes experiencias de aprendizaje utilizando esta herramienta. Así, comunidades como las que se han generado en torno al proyecto colaborativo «No me cuentes historias… ¡Dibújamelas!» han ido creciendo y sumando, a lo largo de estos últimos tres años, memorias e informes de actividades realizadas con Visual Thinking que hablan de reacciones positivas del alumnado y nos muestran diferentes (y muy creativos) usos del pensamiento visual en niveles educativos y materias diversas.

Визуальное мышление – Привет!

Что такое визуальное мышление?

Визуальное мышление — это способ упорядочить свои мысли и улучшить способность мыслить и общаться. Это отличный способ передать сложную или потенциально запутанную информацию.

Речь также идет об использовании таких инструментов, как ручка и бумага, каталожные карточки и программные инструменты, чтобы воплотить в жизнь ваши внутренние мыслительные процессы, сделав их более ясными, явными и действенными.

Почему визуальное мышление важно?

Теперь у вас под рукой больше информации, чем когда-либо прежде, но люди перегружены ею. Столкнувшись со слишком большим объемом информации, мы отключаемся. Если ваши идеи не могут быть нарисованы, они не могут быть реализованы. Визуальное мышление является жизненно важным навыком для разработки новых идей и проектов, эффективного обмена этими идеями и сотрудничества с другими, чтобы воплотить их в жизнь.

Но могу ли я это сделать?

Рисование — это естественный процесс мышления, изучения идей и обучения. Каждому ребенку нравится рисовать, но в какой-то момент жизни мы узнаём, что рисование — прерогатива художников. Мы начинаем говорить что-то вроде:

«Я не художник»
«Я не могу нарисовать прямую линию»
«Я не могу нарисовать фигурку»

Это заблуждение. Ты умеешь рисовать, и когда ты был ребенком, ты знал это. Вы просто забыли.

Не верите? Если у вас есть ручка или карандаш, лист бумаги и пять минут, я докажу вам, что вы МОЖЕТЕ рисовать. Что вам терять? Нажмите на видео ниже.

Упражнение с закорючками: 5 мин 14 сек.

Основы визуального мышления

В этом 20-минутном видео я делюсь некоторыми основами визуального мышления, которые помогут вам начать работу примерно за 20 минут.

Основы визуального мышления: 17 мин 35 сек.

Attribution:
В случае сомнений, визуальный алфавит находится в свободном доступе по лицензии Creative Commons Attribution. Это означает, что вы можете использовать его любым способом и широко распространять, если вы указываете источник @davegray или xplaner.com.

если вы хотите поддержать мою работу, вы можете купить футболку с визуальным алфавитом.

Как узнать, что рисовать

Как только вы немного освоитесь с рисованием, следующий вопрос: «Теперь, когда я знаю как нарисовать , как мне решить что нарисовать, чтобы лучше передать мои идеи? В этом видео я делюсь простой матрицей 3 на 3, которая поможет вам определить наилучший подход к рисованию идеи.

Как узнать, что рисовать: 16 мин 52 сек.

Как узнать, когда рисовать

Не каждую ситуацию можно улучшить с помощью рисования. Иногда достаточно написать, чтобы добиться цели. Кто-то однажды сказал: «Писать — значит думать». Это верно, и рисование — это тоже мышление. Но когда что делать? Вот разговор с моей подругой и экспертом по обучению Марсией Коннер именно об этом вопросе.

Как узнать, когда рисовать: 12 мин 43 сек.

Если вы хотите узнать больше о визуальном мышлении, свяжитесь со мной по поводу коучинга визуального мышления для отдельных лиц и команд. Вы также можете организовать семинар по визуальному мышлению, на котором вы и ваша команда сможете развить эти важные навыки мышления и общения.

Если вы хотите узнать больше, свяжитесь со мной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *