28.11.2024

Наглядно действенное мышление в психологии это: Наглядно-действенное мышление — Психологос

Наглядно-действенное, Наглядно-образное, Словесно-логическое, Теоретическое и Практическое, Творческое, Пралогическое

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д. , наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

мышление

Что такое мышление, виды мышления, типы мышления

Мышление в психологии – это процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.

Что такое мышление? Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление (по краткому определению) тесно связано с действием и речью (словами).

Человек изучает действительность с помощью простого воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления, появлялись новые свойства мышления. 

Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировке задачи вслух (вербальным методом, словами), она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления (краткая классификация)

В генетической психологии  выделяются следующие типы мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — это решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно–образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку необязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. 

Характерная особенность мышления ребенка — наглядность.

У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). 

С помощью данного вида мышления индивид бывает устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – выражается в сопоставлении вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
     

Словесно-логическое мышление — это вид мышления со своим алгоритмом. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом вербально добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение. Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Совестно-логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.  

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V, надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п. 

Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Вы визуальный мыслитель? — SmartDraw Blog

Знаете ли вы это или нет, вы, вероятно, мыслите визуально. Большинство из нас.

Что еще более важно, большинство людей, с которыми мы общаемся ежедневно, также мыслят визуально. Таким образом, визуальное общение дает значительное преимущество тем, кто это делает.

В психологии визуальное мышление — это то, что возникает в результате восприятия или обработки визуальных стимулов, форм или паттернов. Или, говоря простым языком, «картинка стоит тысячи слов».

Использование визуальных средств облегчает передачу, обработку и запоминание информации.

Но что это значит для вас? Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы определить, являетесь ли вы визуальным мыслителем.

Visual Thinker Пример № 1. Инструкции по визуализации

Что из следующего вам кажется более легким. Направления даны устно (или записаны) или показаны на карте?

В. Не подскажете, как добраться от станции Бродвей-Лафайет до Украинского музея с быстрой остановкой на кофе в The Bean?

А. Конечно. От станции вам нужно идти на восток по Хьюстон-стрит через Бауэри, затем повернуть налево на Второй авеню. Вы пройдете около трех кварталов до The Bean. Затем, чтобы добраться до Украинского музея, вам нужно продолжить движение на север по улице со второй по шестую, а затем налево. Музей будет примерно в середине квартала между Второй и Третьей справа.

Или вы можете использовать карту, которая позволит вам «увидеть», где вы находитесь и куда вы хотите попасть.

Visual Thinker Пример № 2. Визуализация понятий

Новый дом построен на пустом выровненном участке. Немногие из нас одарены художественными или творческими способностями, чтобы смотреть на него и представлять себе привлекательный пейзаж. Даже если ландшафтный дизайнер встретит нас на месте и даст такое описание:

я вижу дорожку в форме перевернутой буквы «V» к парадному крыльцу, с большими камнями, японскими кленами и кустарниками в разделяющей дорожку. Мы будем использовать газон произвольной формы вдоль каждой стороны дорожки и вокруг дома. Вдоль фасада дома будут высажены разнообразные деревья и кустарники – черника, фатсия, летучая мышь. По периметру участка мы посадим более крупные деревья, такие как абелия, золотарник и чайные оливки. Рядом со столовой сделаем патио с беседкой.

Или вам проще визуализировать готовый продукт с помощью ландшафтного плана, такого как этот?

Visual Thinker Пример № 3. Визуализация процесса

Вы когда-нибудь пытались что-то кому-то объяснить, а затем в середине инструкции останавливались, чтобы найти карандаш и бумагу, чтобы вы могли нарисовать рисунок или диаграмму, чтобы сделать это яснее? Вот пример процесса, который может потребоваться объяснить новому сотруднику на работе.

При получении запроса на отчет сначала отправьте его инженеру. Инженер выполнит запрос к базе данных и создаст отчет. Вам необходимо просмотреть и подтвердить отчет. Если он нуждается в доработке, отправьте его обратно инженеру. Не принимайте его, пока он не будет соответствовать всем требованиям. Как только он будет принят, вы можете отправить его обратно человеку, который запросил его для представления руководству.

Или вы можете вручить им схему рабочего процесса, вот так.

Просто для развлечения — головоломки на визуальное мышление

Вы, наверное, уже видели какую-то версию этих головоломок. Это взято из статьи, написанной Марселем Данези, доктором философии. в статье, опубликованной в Psychology Today. Это интересное чтение. Эти головоломки бросают нам вызов мышлением «целое-часть». Взглянем. Сколько прямоугольников и треугольников вы видите?

Как отмечает профессор Данези, это может быть неприятно, потому что каждый раз, когда вы подсчитываете меньшие части каждой диаграммы, вы получаете новый ответ. Эти типы головоломок заставляют нас не смотреть на очевидное, чтобы «не увидеть за деревьями леса».

Я включил эти головоломки, чтобы проиллюстрировать важный момент. Визуальное — это не обязательно просто картинка. Это форма общения, которая может принимать различные формы. Визуальный мыслитель не просто смотрит на картинку. Он или она обрабатывает информацию, содержащуюся в нем.

Но независимо от того, какую форму оно принимает, визуальное изображение является очень эффективным способом передачи практически любой информации. К счастью, современные технологии позволяют любому легко общаться, используя самые разнообразные визуальные эффекты.

Итак, вы визуальный мыслитель?

Эта статья является иллюстрацией, а не научным тестом. Но есть вероятность, что вы и окружающие вас люди думают и учатся визуально. Использование даже простых визуальных средств повысит ясность и эффективность информации, которую вы сообщаете.

Использование визуальных средств также делает передачу информации более интересной и приятной.

SmartDraw упрощает построение диаграмм

Попробуйте бесплатно Купить

Мышление визуального мыслителя — IQ Doodle School

Изучение множества приемов и стратегий не поможет вам стать великим визуальным мыслителем . На самом деле легко попасть в ловушку, думая, что визуальное мышление — это то, что мы делаем извне. Эта точка зрения не может быть дальше от истины. Вам нужно больше, чем приемы и стратегии, чтобы стать эффективным визуальным мыслителем.

Чтобы стать великим спортсменом, нужно больше, чем умение и сила. Чтобы стать великим танцором, нужно больше, чем талант и удача. Точно так же, чтобы стать великим визуальным мыслителем, нужно больше, чем приемы и стратегии.

Давайте на мгновение вернемся к метафоре фокусника…

Человека, желающего стать фокусником, можно обучить всем этим замечательным фокусам. Однако, если у них нет самоотверженности, настойчивости, целеустремленности, дисциплины, терпения и страсти, необходимых для того, чтобы стать фокусником, то они будут бороться, независимо от того, сколько трюков они в конечном итоге выучат. Точно так же работает визуальное мышление.

Если вы хотите стать волшебником визуального мышления, то вы должны сначала развивать мышление визуального мыслителя, иначе вам будет просто трудно найти решение, которое вы ищете, независимо от того, сколько методов визуального мышления у вас есть в вашем репертуаре.

Разрушение Образ мышления визуального мыслителя

Образ мышления визуального мыслителя, о котором я собираюсь рассказать ниже, применим как к визуальному мышлению, так и к творчеству и инновациям. Это ни в коем случае не исчерпывающий список качеств, черт, поведения и характеристик, однако он описывает важнейшие элементы, которые помогут подготовить ваш разум к путешествию визуального мышления, которое вы собираетесь предпринять.

Гибкость в мыслях и решениях

Визуальный мыслитель гибок в мыслях, решениях и действиях. Она понимает, что визуальное мышление и генерация идей требуют, чтобы она всегда была открыта для новых идей и перспектив. Это говорит ей, что она должна быть гибкой в ​​своем подходе и быть готовой изменить свою стратегию, если новые данные или информация бросят вызов ее существующим предположениям.

Мыслитель возможностей

Визуальный мыслитель настойчиво думает о возможностях. Эти возможности помогают расширить возможности, понимание, осведомленность и точки зрения, которые помогают решить насущную проблему. Чем больше существует возможностей, тем больше потенциальных идей может быть сгенерировано и тем выше вероятность того, что будут найдены эффективные решения.

Способность идти на риск

Визуальный мыслитель не боится неудачи. В результате он готов идти на риск и копать глубже в области, в которых он чувствует себя несколько некомфортно и незнакомо. Это требует постоянного мужества и силы, которые помогают ему преодолевать любые препятствия и неудачи, которые могут удерживать его от поиска решений, которые он ищет.

Способность к настойчивости

Визуальный мыслитель понимает, что единственный способ добиться успеха — это провалиться вперед и продолжать упорствовать, несмотря на любые препятствия, с которыми она может столкнуться.

Изобретатели, гении и успешные люди на протяжении всей истории добились потрясающих результатов, потому что они были готовы бросить множество вещей в стену, пытаясь закрепить несколько идей. Они не обязательно были умнее или талантливее своих сверстников. Они просто продолжали попытки и не позволяли неудачам или осечкам погасить их любопытство и воображение.

Таким образом, человек с визуальным мышлением понимает, что если он будет упорствовать достаточно долго в течение определенного периода времени, то в конечном итоге он поймет, как решить любую проблему творчески и уникальным способом.

Проактивный характер

Визуальный мыслитель всегда движется вперед к своим основным целям в проактивном режиме. Вместо того, чтобы реагировать на проблемы, он всегда активно работает с ними, пытаясь найти оптимальные решения и результаты. Он постоянно спрашивает себя:

Эта деятельность приближает меня к моей цели или отдаляет?

Ответ на этот вопрос направляет его внимание и согласовывает его действия с наиболее приоритетными видами деятельности и задачами, которые принесут ему оптимальные результаты, к которым он стремится.

Сосредоточенность на экспериментах

Визуальный мыслитель культивирует ранний несовершенство, чтобы охватить как можно больше различных идей и точек зрения — так же, как ученый, который проводит множество вариаций одного и того же эксперимента. Это сопряжено с риском и может привести к ошибкам. Тем не менее, этот процесс важен, потому что он помогает расширить возможности.

Этот начальный этап экспериментирования вскоре сменяется перфекционизмом, поскольку данные начинают превращаться из конкретных идей в решения проблем, с которыми сталкивается визуальный мыслитель.

Визуально мыслящий человек понимает, что для выполнения этой работы он должен обладать сильными организаторскими способностями, должен постоянно стремиться к совершенству, должен придерживаться высоких стандартов мышления и должен развивать ключевые способности гроссмейстера-чемпиона по шахматам — способность определить закономерности и продумать несколько ходов в будущее.

Сосредоточен на решениях

Визуальный мыслитель смотрит на проблемы, задает вопросы, анализирует проблемы и разбирает проблемы, однако он всегда остается твердо сосредоточенным на поиске решений этих проблем, независимо от того, с какими препятствиями он может столкнуться или насколько мрачными текущий прогноз может быть.

Сосредоточенность на простоте

Визуальный мыслитель понимает, что самые простые решения часто могут решить самые сложные проблемы. Поэтому он сосредотачивается на том, чтобы максимально упростить свои концепции и идеи на протяжении всего процесса визуального мышления, полностью осознавая, что чрезмерное усложнение информации может привести к путанице, а также может очень легко увести его с курса в неправильном направлении.

Нацеленность на рост

Визуальный мыслитель рассматривает неудачу как возможность для роста. Это, естественно, порождает глубокое стремление к самореализации, мотивируя ее постоянно бросать себе вызов, ища действия, которые расширяют ее способности визуального мышления. Поскольку она сосредоточена на росте и самореализации, это, естественно, побуждает ее:

  • Учитесь на всех формах критики.
  • Воспринимайте проблемы как возможности для роста.
  • Открыто принимайте все вызовы.
  • Стойкость перед лицом невзгод.
  • Найдите вдохновение в успехах других людей.

Если она не умеет что-то делать, то просто спрашивает:

Могу ли я научиться этому?
Как я научусь это делать?

Развивает воображение

Визуальный мыслитель осознает, что его величайшая сила заключается в его способности находить закономерности, создавать ассоциации и концептуализировать идеи из существующих фрагментов информации новым и уникальным способом. Это требует некоторых размышлений и размышлений, которые помогут разжечь его творческое воображение.

Терпение

Визуальный мыслитель понимает, что творческие усилия могут занять время и поэтому требуют большого терпения и подготовки. В результате она не навязывает ответы или решения, вместо этого она активно вносит небольшие коррективы в свой подход и стратегию, чтобы открыть дверь новым взглядам и пониманию, которые помогут открыть решения и возможности, которые она искала.

Страсть

Визуальный мыслитель понимает, что инновации и идеи легко приходят к тем, кто одержим поиском решения проблем. Предмет их проблемы буквально поглощает их, заряжает энергией и в конечном итоге вдохновляет на создание прорывных идей.

Любопытство и игривость

Визуальный мыслитель всегда хочет знать больше, узнавать больше и находить решения, которые другие просто не могли найти. Поэтому он подходит к каждой задаче и деятельности любопытным и игривым образом, напоминая ребенка, впервые изучающего что-то новое.

Оптимистичный прогноз

Наконец, визуальный мыслитель культивирует позитивный психологический настрой — полностью осознавая, что проблема не может быть решена, если он не сможет увидеть свет в конце туннеля. Однако в то же время она всем сердцем понимает, что не должна игнорировать проблему или не учитывать реальность ситуации.

Таким образом, решение заключается в том, чтобы сначала определить проблему, затем определить причинно-следственные связи, порождающие проблему, и, наконец, найти способы собрать воедино все соответствующие данные и информацию, которые помогут решить проблему.

Готовы ли вы стать волшебником с визуальным мышлением?

Прежде чем мы закончим, я думаю, важно отметить, что если вы физически и эмоционально не потратите время на то, чтобы внедрить изложенные здесь принципы визуального мышления, вы будете долго бороться за успешное применение процесса визуального мышления в своей жизни. жизнь или бизнес.

Все, что мы делаем, начинается в уме, а затем переносится в реальный мир через наши решения, поведение и действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *