24.11.2024

Наглядно действенное мышление пример: способы тренировки мозга Для чего нужно образное мышление

Содержание

способы тренировки мозга Для чего нужно образное мышление

Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека

Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Мыслить неординарно и глубже, чем это делают все, можно научиться с помощью простых упражнений. Как развить у взрослых образное мышление? Выделяя на упражнения от 15 минут времени каждый день, вы гарантируете себе эффективный результат.

Развитие абстрактного мышления у человека

  1. Читайте надписи справа налево , гуляя по городу или по дороге на работу. Таким образом вывеска Магазин меха приглашает будет читаться как: теашалгирп ахем низагаМ.
  2. Когда вы напрасно тратите время на что-то необходимое (например, на очередь),
    доставайте книгу и читайте ее снизу вверх
    . Таким образом вы получите последовательность событий, противоположную настоящей.
  3. Как развить абстрактное мышление у ребенка ? Придумывайте вместе с ним странные и необычные мужские и женские имена. За время одного упражнения можно около пяти. Например, Лаприонида и Намертил.
  4. На листе бумаги нарисуйте вымышленное животное, которое может иметь части тела реально существующих животных. Например, туловище медведя, поросячий пятачок и уши слона. Придуймате название для этого существа.
  5. Придумайте словосочетания, которые будут противоречивы . Например, черный снег, низкий небоскреб, жесткий пух.
  6. Как развивать креативное мышление ? Выберите слово и представьте его аббревиатурой. Затем попробуйте ее расшифровать. Например, НЕБО — немой эллипс богатых оленей.
  7. Перечислите несколько назначений обычного предмета . При этом не следует ограничиваться его стандартными функциями. Например, за столом можно не только обедать или читать книгу, но и спать на нем после тяжелого дня или построить домик из него.
  8. Развитие мышления в пожилом возрасте . Тут помогут ассоциации. Для того, чтобы развить ассоциации, возьмите лист бумаги и напишите на нем как можно больше слов на одну букву за четыре минуты. Например, ш Шиншилла, шуба, штамп, шарф, и тому подобное.
  9. Как развить дивергентное мышление ? Выберите слово (существительное) и на листе в один столбик напишите десять прилагательных, которые ему подходят, а в другой — которые не подходят. Старайтесь пользоваться прилагательными из разных сфер. Например, ум — чистый, ясный, глубокий, учительский, в другом столбце — вкусный, колючий, мягкий.
  10. Упражнение, которое следует выполнять несколько раз в день: когда вы наблюдаете любую картину из жизни, старайтесь дать ей название, как художник. Неважно, сатирическое или серьезное, главное — чтобы оно полностью отражало суть картины.

Используя эти простые приемы, через некоторое время вы будете замечать, что смотрите на мир уже совсем не так, как большинство серой массы. Вы сможете находить нестандартные решения в обыденных задачах. И кто знает, к каким успехам это вас приведет…

Мы частенько завидуем тем, кто может, не тратя времени на длительный анализ ситуации, найти выход из нее. Такие люди будто обладают невероятно развитой интуицией, потому что все последующие расчеты только подтверждают правильность принятого ими решения. Возможно, свою роль здесь играет и интуиция, а возможно все дело в том, что у них развито образное мышление. Что это такое и как стать таким виртуозом мысли мы сейчас и поговорим.

Образный тип мышления и его разновидности

Человеческое мышление очень многогранно, ведь всем нам ежедневно приходится решать очень разные задачи. Но все же существует разделение на типы, правда, классификации различны. Некоторые школы делят мышление на практическое и теоретическое, другие говорят о шаблонном и нешаблонном мышлении, третьи же классифицируют мышление по использованию различных заместителей реальности – слова, предмета или образа. То есть согласно последней классификации различают предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Нас интересует образное (наглядно-образное, образно-ассоциативное или пространственно-образное) мышление. Считается, что этот тип мышления был следующим этапом после развития предметно-действенного. Образное мышление позволяет увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки. Если не нужен словесный ответ, то и вывод и не формулируется. Слово в этом типе мышления является только средством выражения преобразований, выполненных посредством образов. Некоторые склонны рассматривать воображение как разновидность образного мышления, но это неверно. Воображение воссоздает нужный образ из образной памяти, а образное мышление опирается на реально существующие предметы.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере развития всех психических процессов и накопления жизненного опыта. Некоторым людям, вследствие их индивидуальных особенностей, бывает сложно оперировать мысленными образами, им обязательно необходимо наличие наглядной основы. Но как оказывается, развить образное мышление возможно, конечно, если потратить время и приложить должные усилия.

Как развить образное мышление?

Существует множество упражнений на развитие наглядно-образного мышления, давайте рассмотрим наиболее распространенные из них.

Возможно, первое время образы будут получать не такими яркими, как хотелось бы. Чтобы это исправить, попробуйте просто смотреть, чувствовать, но не описывать словами свои ощущения.

В психологии различают в основном три вида мышления: наглядно-действенное (конкретно-наглядное), образное и абстрактно-логическое (теоретическое). Два первых вида объединяют названием практического мышления. Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика , движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт , недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК . Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Человек в своем сознании постоянно создает модель мира, во время чего мозг активен и принимает формы, называемые наглядно-действенным или образным мышлением. Наука дает этому свое объяснение: это основной вид мыслительных процессов человека со времен первобытного общества, особенность которого состоит в том, что оно связано с решением практических задач. Благодаря такому типу мышления человек осознает потребность выполнить какое-либо действие, например, купить продукты или сделать зарядку.

У каждого формируется своя картина (или модель) мира. Благодаря активности клеток головного мозга человек получает знание об окружающем мире и своем существовании. Он совершает практическую деятельность по изменению действительности, используя наглядно-действенное мышление.

Мыслительная способность человека, развиваясь, проходит три этапа, от которых зависит тип мышления:

  1. Наглядно-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Словесно-логическое.

Действенное помогает решать необходимые задачи с помощью рук (дотрагиваясь до предмета): взять, перенести, построить, высыпать, разломать и т.д. Особенно важно для младенцев и детей постарше (1-3 года) улучшать мелкую моторику пальцев. Это имеет связь с формированием сознания. Поэтому первый этап в развитии – запустить наглядно-действенное мышление.

Данный тип считается основным и активно применяется малышами. Это движения без участия речи, они совершаются с помощью действий в отношении предметов, находящихся в данный момент в поле зрения малыша.

Тип мышления в разных источниках имеет такие определения: элементарное, базовое, простейшее, низшее. Его признаки заметны даже у животных.

Особенность – тесная связь мыслительных процессов с выполняемыми действиями. Ребенок, многократно играя с одним и тем же предметом, постепенно раскрывает его внутренние характеристики и особенности. Маленький человек развивает навыки, действуя «по образцу». Таким образом, предмет в руках крохи является способом познания окружающего мира.

Процесс формирования мышления

Ребенок от рождения и примерно до трех лет открывает для себя мир, видя и трогая находящиеся вокруг предметы. Младенцам интересно абсолютно все – от глаз мамы до пушистого кота. Но мало только видеть – им нужно потрогать вещи, находящиеся вблизи. Таким образом, с помощью осязания они начинают понимать, что – мокрое, а что – сухое, что – гладкое, а что – шершавое.

Чтобы понять, какой это предмет, малыш должен его потрогать, часто даже попробовать на вкус. Так он готовится к мыслительной деятельности. В желании понять особенности той или иной игрушки ребенок доходит до мысли, что пытается узнать, как она устроена, что у нее внутри. В результате игрушка часто ломается. Неправы родители, кто в таких случаях ругает ребенка. По сути, в этом действии малыша кроется желание познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.

Мыслительные процессы, происходящие в мозге маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Основная разница – переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же человек вначале осознает, как и что нужно делать.

Примеры наглядно действенного мышления: ребенок хочет достать игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за небольшого роста он не может дотянуться. Что делает малыш? Он берет стульчик, подставляет к шкафу, залазит и достает игрушку. Такие действия характерны для ребенка 2 – 3-летнего возраста.

Дети постарше (в 5 лет) могут в своем сознании сформировать предварительную картину этого действия, где предугадывают результат. Они «рисуют» в воображении, что будет, если стул, например, зашатается. Возможный результат действий заставит малыша быть осторожнее или позвать взрослых. Это уже наглядно-образное мышление.

Оно более сложное. В период его развития малыш представляет, что будет после того, как он произведет определенные действия. Это значимый этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе дальнейшего обучения, ведь познать любую науку – это уметь мыслить.

Высшая форма развития процессов мышления – словесно-логическое. Его особенности:

  • основывается на базе языковых средств;
  • используются понятия;
  • применяются логические конструкции;
  • характеризует поздний этап развития мышления человека.

Словесно-логическое мышление – это умение мыслить с помощью понятий, которые выражаются в речи. Когда малыш произносит какое-то слово, перед его внутренним взором появляется конкретный предмет. Например, при слове «кот» в представлении возникает именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем малыш научится обобщать все предметы.

Как мыслят взрослые

Поскольку с наглядно-действенного мышления начинается процесс развития мыслительной деятельности человека, есть мнение, что для взрослых это неактуально. Но взрослый человек в процессе своей жизни постоянно обращается к этому типу мозговой активности. В некоторых видах деятельности это умение играет важную роль, например, в конструировании, механике, при проведении дизайнерских или строительных работ. Мышление здесь необходимо для реализации способностей разбираться в функционировании сложных механизмов и видеть, к какому результату это приведет.

Для решения конкретной задачи взрослый совершает действия с предметами в нужной последовательности. Зная, для чего предназначен молоток, человек без труда сможет при необходимости воспользоваться этим инструментом.

Есть такое выражение – ручной интеллект. Это знание о предназначении разных предметов и умение ими управлять. И хотя у взрослого человека в той или иной степени развиты все формы мышления, для некоторых видов деятельности на первом месте стоит наглядно-действенное.

Чаще им обладают мастера ручного труда:

  • сантехники;
  • инженеры-механики;
  • слесари;
  • маляры;
  • каменщики и др.

Но не менее важно наглядно-действенное мышление для ученых и изобретателей.

В разных видах работ нужно уметь пользоваться орудиями труда, а также иметь более глубокие знания нюансов профессии. Например, плотник должен не просто забивать гвозди, но и рассчитать:

  • места скрепления деталей;
  • количество гвоздей;
  • размер досок и т.д.

Кроме того, он должен ясно представлять, что получится в результате.

Таким образом, в жизни взрослого человека нет четкого разграничения между типами мышления. Он использует в разных ситуациях различные способности. Производя действия, человек представляет результат, составляет план и логически связывает понятия. В зависимости от характера работы и ее итога один вид мышления будет преобладать над другими. Все они взаимосвязаны между собой и одинаково важны.

Наглядно-действенное мышление

19.02.2019

Наглядно-действенное мышление


Что это такое и как оно работает у детей

Наглядно-действенное мышление – это первая ступень в развитии мозговой активности. В основе его реальные действия, которые ребёнок совершает с предметами. Оно начинается уже с простого касания, которое помогает осознать структуру предмета и прийти к простым заключениям: плюшевый мишка мягкий и приятный на ощупь, кастрюля холодная и тяжёлая, вода жидкая, снег холодный и так далее.

 

Раннее развитие мышления

С самого раннего возраста ребёнок начинает контактировать с окружающим миром через предметы, которые оказываются рядом с ним. И задача родителей на начальном этапе – это познакомить ребёнка с разными предметами, дать ему возможность взаимодействия с ними.

Касание переходит в более активную форму. Дети стремятся разъединить части одного предмета. Они могут ломать игрушки или рвать бумажные страницы. Это этап исследования, который помогает понять, как устроен мир вокруг.

Пока ещё ребёнок не способен делать сложные выводы или мыслить теоретически. Мышление основывается на практике и методе проб и ошибок. Именно поэтому ребёнок часто повторяет одно и то же действие несколько раз. Например, сбрасывает игрушку со стола и наблюдает за её падением. Когда одно и то же действие приводит к одинаковому результату, мозг записывает его как ожидаемую модель действительности. И если в этот момент заменить машинку, звонко падающую на пол, на мячик, который подпрыгивает обратно, можно увидеть, что ребёнок удивится и будет стремиться повторить эксперимент ещё и ещё, чтобы закрепить результат.

 

Углубленное познание мира 

После того, как ребёнок научился ползать, мир вокруг расширяется вместе с количеством предметов доступных для взаимодействия. Когда он начинает ходить, то контакт с предметами переходит на следующий уровень, ведь теперь он может переносить предметы и пытаться понять, как они взаимодействуют друг с другом.

Всё чаще ребёнок прибегает к опосредованному воздействию вместо прямого контакта с ним. Например, вначале малыш играет с ложкой. Для него это просто один из ряда предметов. Но когда он, повторяя движения взрослого, старается зачерпнуть ложкой кашу, то она становится средством достижения цели. Мозг ребёнка закрепляет за разными предметами определенные функции, которые они выполняют. Происходит формирование орудийной деятельности.

 

Навык замещения

Важный этап – это овладение навыком замещения, когда ребёнок в отсутствии привычного предмета-средства использует похожий на него по каким-то признакам, чтобы получить результат. При этом, он вскоре понимает, что замещение не всегда работает в обе стороны. Например, омлет можно съесть и ложкой вместо вилки, но суп вилкой не поешь.

 

Развитие по возрасту

Наглядно-действенное мышление активно развивается в период с 6-7 месяцев и до 3-х лет. Вместе с ним формируется навыки построения причинно-следственных связей, на основании которых ребенок сможет перейти на следующий этап развития мозговой деятельности: наглядно-образное мышление. Варианты решения проблемы перебираются в уме без необходимости проверять каждый из них на практике. Наглядно-образное мышление преобладает у ребенка в возрасте 4-5 лет. После этого идёт освоение логического мышления как завершающего типа мозговой активности ребёнка.

 

Важность наглядно-действенного мышления

Наглядно-действенное мышление – это первая ступень развития мозговой активности, поэтому полноценное прохождение этого этапа имеет большое значение в дальнейшем развитии мозга.

Хоть наглядно-действенное мышление и называют начальным этапом, этот вид мышления активно используется многими и во взрослой жизни. Речь прежде всего идёт о профессиях производственного труда: механик, ремонтник и так далее. Конечно, в этом случае это не чистый наглядно-действенный тип мышления, а его смесь с другими типами мозговой деятельности. Отличительная черта взрослого мозга – это умение переключаться между разными типами мышления в зависимости от поставленных задач.


10 способов использования визуального мышления в бизнесе — повторное издание

Визуальное мышление — это мощный инструмент, позволяющий увидеть будущее, которое строит ваша организация, и быстрее его достичь. Это набор инструментов и навыков, которые органично сочетаются с другими философиями и методологиями (такими как Agile, Lean и т. д.) для поддержки более ориентированного на человека способа работы.

Вы, вероятно, видели визуальное мышление в действии, когда вы или кто-то из вашей команды прыгает к доске, чтобы помочь вам объяснить концепцию. Возможно, вы также видели это на конференции, где кто-то рисовал изображения на большой доске во время основного доклада, чтобы зафиксировать и отразить то, что представил докладчик. Доска и графическая запись — два примера визуального мышления. Но это только верхушка… маркера.

Вот 10 способов, с помощью которых навыки визуального мышления могут помочь отдельным лицам и командам в вашей организации решать сложные проблемы и общаться более четко.

Наиболее распространенным способом обмена информацией в любой организации является обмен информацией один на один или в небольших группах. Самый эффективный способ обучения — через визуальные эффекты. Команды, которые могут передавать информацию визуально в различных условиях, лучше всего подходят для того, чтобы поделиться тем, что они знают.

Когда человек может вскочить на доску или схватить салфетку и выразить сложную идею на бумаге, он общается на более глубоком уровне, чем если бы он просто пытался объяснить концепцию словами. Те, кто смотрит, имеют больше шансов изучить и сохранить информацию, которой они делятся.

Когда все покидают собрание, кивая головой, им может казаться, что они поняли тему или разговор. Но мы знаем, что это не обязательно означает, что вся информация была услышана или понята каждым человеком одинаково. У всех нас был опыт замечать пробелы и сбои в понимании между членами команды через несколько дней или, может быть, всего лишь часов.

Однако, когда концепции представлены визуально, ваша команда может лучше преодолеть шум.

Ключевые моменты более понятны.

Поток информации или отношения между идеями видны всем.

И мы можем быть более уверены, что все за столом имеют одну и ту же картинку.

Короче говоря, визуальное представление сложных идей способствует полной передаче знаний в вашей команде.

{2} Сбор ключевой информации во время совещаний, вебинаров и презентаций 

Когда идеи и информация, которыми обмениваются на совещаниях и презентациях, остаются в центре внимания постфактум, они с большей вероятностью окажут положительное и долгосрочное влияние на вашу организацию способ. Образ мышления с большей вероятностью приживется, а новые модели поведения с большей вероятностью будут выполняться и практиковаться.

Визуальный мыслитель, обученный делать визуальные заметки, может таким же образом принести пользу всей команде.

Они могут визуально фиксировать информацию, передаваемую в устной или текстовой форме, помогая людям лучше усвоить и понять ее. Визуальные элементы используются для создания моделей обсуждаемой темы или концепции. Не только это, визуальные эффекты могут сделать эти концепции более запоминающимися, действуя как якоря для новых идей в нашем сознании.

Другие участники тех же собраний или веб-семинаров разделяют понимание друг с другом по темам и могут использовать общий визуальный язык для ссылок и обсуждения.

{3} Улучшение профессионального развития членов вашей команды

Как я уже говорил, визуальные заметки очень полезны для команд, но они также приносят пользу и отдельным людям, делающим визуальные заметки. У каждого члена вашей команды есть своя работа или уникальная точка зрения, и они должны постоянно учиться и расти в своей роли. Для развития запаса знаний и навыков необходимо читать книги и слушать экспертов.

Независимо от темы, визуальные эффекты позволяют людям более глубоко изучать, синтезировать и интегрировать эту информацию в свою работу. По мере роста навыков и способностей отдельных членов команды растут и возможности организации.

Визуальное ведение заметок требует другого уровня слушания, чтобы определить наиболее важную информацию и быстро решить, как ее визуализировать. Эти более глубокие навыки слушания отлично подходят для личного обучения и для работы в команде.

Визуальные заметки в обучении и развитии повышают ценность человека для своей команды.


{4} Получение результатов и отзывов во время ретроспективного анализа.

Мы ожидаем, что иногда что-то пойдет не так или что результаты будут «ухудшаться». Единственная «неудача» — это не извлечь из этого урока. В такие времена мы смотрим на данные и на нашу команду, чтобы выяснить, почему что-то пошло не так. Именно в этой ретроспективной работе визуальное мышление может помочь восстановить лучшую обратную связь и понимание.

Когда речь идет о данных, инструменты визуализации, такие как Tableau, могут помочь вам увидеть историю данных. Вы можете менять представления и быстро определять тенденции и абстракции. Визуальное мышление можно использовать даже для визуализации данных, если у вас нет инструментов, или для получения приблизительного представления об истории, которую рассказывают данные, когда вы находитесь вдали от компьютера.

Именно в работе с вашей командой визуальное мышление обеспечивает вовлечение и эффект, необходимые нам, чтобы помочь им задуматься и почувствовать себя услышанными. Использование визуального мышления в командной работе увеличивает его пользу для вашей организации.

Но обратная связь и размышления не должны ограничиваться данными. Если ваша команда чувствует, что они только что понесли убытки, важно поделиться этими чувствами и опытом. Когда мы визуализируем эти чувства, мы можем помочь людям и другим людям, которые чувствуют то же самое, почувствовать себя услышанными. Им, как руководителю команды или проекта, важно чувствовать, что ВЫ их слышите. Визуальное мышление делает этот обмен более ощутимым.

Выявление этих чувств также отделяет их от индивидуума и позволяет им и команде передать их на холст, а по доверенности — группе удержать. Дистанцирование от наших чувств позволяет нам иметь более объективное представление о пути вперед.

Визуально оформленные ретроспективы позволяют командам чувствовать себя услышанными и увиденными.

{5} Поиск искр и идей во время мозгового штурма

Генерация новых идей для решения новых или существующих проблем является основой для инновационных команд. При любом обмене идеями даже небольшая мысль может породить дюжину новых идей. Вытягивание этих идей может породить еще больше этих искр. Чтобы еще больше увеличить количество идей, не просто визуализируйте идеи — исследуйте, как они связаны друг с другом. Может быть, вы используете интеллект-карту или другую структуру, чтобы показать ответвления мысли, которые могут быть упущены или потеряны в разговоре.

По мере того, как идеи становятся более наглядными, они становятся более осязаемыми. Детали становятся четче. Края становятся более изысканными. И головоломку легче собрать. Описывая процесс, продукт или раскадровку опыта, мы начинаем видеть, где идея колеблется или взлетает, где ее можно улучшить или уточнить.

Визуальное мышление позволяет командам видеть и генерировать больше идей.

{6} Обработка и сортировка препятствий

Когда мы сталкиваемся с препятствиями значительного размера или сложности, мы должны сделать шаг назад и лучше понять проблему, прежде чем мы сможем найти решение. Шаг назад позволяет нам получить более широкое представление о ситуации.

Людям очень трудно полностью удерживать системы в уме. Мы можем удерживать одну или две части за раз, прежде чем добавить еще одну часть, которая заставит первую исчезнуть. Визуальное мышление расширяет наш разум, размещая эти части на холсте (это может быть бумага, доска, цифровая платформа и т. д.). Вместо того, чтобы сложность исчезала, она становится более четкой, мы представляем все части в поле зрения.

Теперь мы готовы рассортировать и реорганизовать части. Мы можем изучить каждую из них более глубоко, позже вернуться к нашему взгляду на 10 000 футов, а затем углубиться в другой аспект проблемы. Мы можем просматривать шаблоны, связи и особенно пробелы.

Если вы сделаете шаг назад и потратите время на то, чтобы по-настоящему понять всю сложность проблемы, вы сэкономите время в долгосрочной перспективе, когда придет время выполнять решение.

Визуальное мышление показывает нам всю сложную систему, чтобы мы могли углубиться в детали.

{7} Обработка и разъяснение цели компании или проекта

То, как вы сообщаете о цели или видении вашей организации или конкретного проекта, может изменить всю динамику ее достижения.

Первый шаг — четкое понимание собственного видения. Это часто требует борьбы со своим собственным видением, своими ценностями, путями, которые вы хотите выбрать, и тем, как вы хотите туда добраться. Визуальное мышление может позволить вам просеять эти идеи, систематизировать и сформулировать их.

Если у вас есть четкое видение, но ваша команда не может его понять, то не имеет значения, каково ваше видение. Ваша команда заполнит пробел и будет действовать в соответствии с видением, которое у них есть.

Цель проекта или организации состоит в преобразовании старой реальности в нечто новое, чего не существует. Подобно сложным системам, о которых я упоминал ранее, зрение — это еще одна вещь, которую люди, как известно, плохо представляют себе в уме.

Но способность визуализировать это будущее состояние или изменение, которое вы произведете, может быть именно тем, что нужно вашей команде, чтобы сосредоточиться, согласовать и быстрее двигаться к этой цели.

Визуальное мышление помогает понять вашу цель и сфокусировать вашу команду.

{8} Общее описание продукта, плана или проекта

Важные результаты не достигаются за один шаг. Все, что стоит создавать, строить или выполнять, имеет определенную сложность. Не говоря уже о том, что нет двух абсолютно одинаковых проектов, планов или продуктов. Прежде чем углубляться в детали, может быть полезно визуально изложить скелет идеи, получить отзывы заинтересованных сторон, а затем повторить пару раз, прежде чем выделять на нее ресурсы.

Для приложения или веб-сайта это может быть простой каркасный рисунок. При разработке нового продукта составление чертежей частей и деталей и их соответствия может сделать желаемый результат более конкретным. При разработке плана, состоящего из множества движущихся частей, может помочь грубый набросок общих шагов и областей, в которых могут применяться различные ресурсы.

Во многих случаях вы можете создать прототип идеи и разработать 2-3 версии, прежде чем закрепить ее с помощью более формальных инструментов. Мы можем избежать времени, проведенного в этих инструментах, которые могут занимать много времени и которые трудно изменить.

Визуальное мышление позволяет гибко повторять идею, пока вы не будете готовы утвердить направление.

{9} Наметьте новый процесс или пересмотрите существующий

Процессы являются основой вашей работы. Шаги, которые мы предпринимаем для предоставления услуги, создания продукта или выполнения задачи, — это то, что продвигает ваш бизнес вперед. И эти процессы постоянно меняются и адаптируются к людям и средам, в которых они существуют.

Когда процесс непредсказуем, разрознен или нарушает другие процессы, его стоит анализировать и пересматривать. И визуальное мышление может помочь.

Визуальное мышление можно использовать для извлечения этой информации из источника, чтобы ее можно было задокументировать. Как только это задокументировано, вы можете знать, что нужно изменить. Или вы можете обучить других или поручить другим взять на себя этот процесс. А когда процесс организован и визуализирован, становится легче собирать отзывы и вносить новшества в процесс для достижения более предсказуемых результатов.

Визуальное мышление отображает процессы, которые можно документировать, оценивать и обучать.

{10} Раскадровка повествования для презентации или презентации

Истории — самый распространенный способ, которым люди упорядочивают информацию в своем сознании. От основания бизнеса до вирусной маркетинговой кампании истории лежат в основе их успеха. Но создавать и рассказывать хорошие истории дается не каждому.

Существует множество визуальных структур, которые могут помочь нам создавать и рассказывать лучшие истории. Мы можем использовать эти рамки для отображения историй, которые хотим рассказать, и сделать их лучше. Или мы можем держать их в уме, чтобы на лету создавать лучшие истории.

Как вы знаете из бесчисленных маркетинговых кампаний, ваша история становится еще более эффективной, когда вы можете использовать визуальные эффекты вместе со словами. Визуальное мышление может помочь вам продумать последовательность истории небольшими сценами. Эти раскадровки можно передать дизайнерам и креативщикам для разработки качественного контента.

Кроме того, вы можете набросать последовательность событий из трех частей, которые помогут вам рассказать историю. Если вы набросаете историю на доске, в блокноте, на салфетке посреди случайной встречи, это окажет огромное влияние на тех, с кем вы ею делитесь.

Визуальное мышление делает истории, которые вы рассказываете в любой обстановке, более эффектными.

Основные выводы

Визуальное мышление заключается в том, чтобы привнести иногда беспорядочные, простые визуальные эффекты в повседневные разговоры, чтобы ваши команды могли лучше собирать информацию, обрабатывать идеи и общаться с другими. Это очень ориентированный на человека навык, который имеет ценность для человека и действительно сияет, когда используется в сотрудничестве с другими. От искры идеи до исследования и подготовки к запуску — визуальное мышление — это другой способ достичь цели.

Визуальное мышление полезно всегда и везде.

Привнесите визуальное мышление в свою организацию

Если вы заинтересованы в привнесении визуального мышления в свою организацию, Relumed предлагает облегченные беседы, в которых используется визуальное мышление, и мы учим руководителей и команды использовать визуальное мышление в своей работе в прямом эфире (виртуально). тренинги и онлайн-курсы. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше.

Визуальное мышление в 10 примерах

У всех нас была ситуация, когда мы совершенно ясно представляли себе,
, в чем заключается наша идея , но по какой-то причине
другие просто не понимали нашей точки зрения. После
попыток объяснить себя двадцатью различными способами с помощью двадцати
различных аналогий, именно здесь вступает в действие визуальное мышление.

Оно также может выступать в качестве основного метода выработки идей, например, во время мозгового штурма на собрании отдела. Или он может действовать как резервная копия. Гарантия того, что потенциальные инвесторы или члены аудитории ясно понимают концепции, которые мы объясняем.

Визуальное мышление также помогает нам систематизировать наши идеи и видеть связи между вещами, которых мы раньше не замечали (эти доски с подозрениями в детективных убийствах здесь не для украшения). На самом деле, для большинства из нас, даже когда мы думаем, что у нас в голове все прекрасно логически объяснено, визуальное мышление может быть важным последним шагом к тому, чтобы увидеть все возможности, а не слепо сосредотачиваться на самых очевидных.

Что такое визуальное мышление

Возможно, это вас шокирует, но визуальное мышление — это способ визуального мышления — вздох . Это полезно для многих людей в самых разных ролях, от студентов до генеральных директоров и от врачей до ландшафтных дизайнеров. Это не инструмент, специально разработанный для маркетологов, как некоторые могут подумать, вместо этого визуальное мышление проявляется во многих различных формах, и есть вероятность, что вы уже используете некоторые из них, чтобы помочь вам организовать свои мысли, индивидуально или в команде. .

Вот наши 10 лучших способов использовать визуальное мышление, а также несколько советов о том, как извлечь из них максимальную пользу и использовать их лучше.

1. Мозговой штурм

Также известен как интеллект-карты или диаграммы пауков. Вероятно, это самая популярная форма визуального мышления, и именно она приходит на ум, когда кто-то упоминает визуальное мышление. Мозговой штурм — это способ, с помощью которого мы можем разделить идеи на темы и увидеть невиданные ранее связи. В то же время придумывая новые идеи, поскольку наши глаза могут сканировать идею в целом.

Снимок экрана предоставлен сайтом mindmeister.com

Многие люди обращаются к надежной ручке и бумаге для мозгового штурма, но еще один способ мозгового штурма — использовать онлайн-платформу, особенно при совместной работе многих людей. Одной из таких платформ, которую вы можете использовать, является MindMeister, которая позволяет нескольким людям совместно работать на одном экране.

2. Слайды презентации

Еще одна широко используемая форма визуального мышления — слайды презентации. Они позволяют нам гарантировать, что наша аудитория понимает нас связно, и держат всех на одной волне лучше, чем просто речь. Здесь акцент делается не на выступающем, а на том, как аудитория воспринимает презентацию.

Визуальное мышление также может помочь избежать неправильного толкования. Следить за тем, чтобы презентации были четкими и лаконичными, — это еще один способ успешного визуального мышления. Вы можете каждый раз делать свои презентации четкими с библиотекой слайдов и хорошим дизайном.

У нас есть такие, если вам интересно на самом деле упаковывает различные визуальные эффекты по сравнению с другими презентациями. Тот, который гораздо более привлекательный, но который также рискует потерять аудиторию. Prezi хорош, когда вы пытаетесь рассказать аудитории об интересном процессе или если ваша аудитория в основном состоит из миллениалов. Но презентации Prezi, вместо того, чтобы выступать в качестве наглядного пособия, чаще всего обгоняют презентации, чтобы стать настоящей звездой шоу.

Используйте презентации Prezi, если вы пытаетесь привлечь аудиторию к новой захватывающей концепции и думаете, что они справятся со сложностью. Но держитесь подальше, если вы пытаетесь получить еще один раунд продаж.

4. Белая доска

Скорее всего, где-то в вашем офисе есть белая доска. Но когда он использовался в последний раз и достаточно ли он использовался? Надежная белая доска может быть одним из основных элементов любого современного рабочего места, но мы также отошли от этого инструмента, считая его старым способом выражения идей. Вместо этого мы используем онлайн-программы для имитации той же функции, которую выполняет предмет.

Используйте доску в следующий раз, когда вы будете работать с вашей командой, чтобы придумать идею или даже использовать ее для ведения протокола собрания. Это позволит вашей команде увидеть связи, которые раньше не были ясны, и держать всех на одном пути, если они случайно отключились на 10 минут простым и понятным способом.

5. Интерактивный

Интерактивные занятия также могут быть отличным способом развить визуальное мышление. От групповых заданий мозгового штурма до использования планшетов, аппаратов для голосования или просто игры как способа начать групповое общение. Интерактивные мероприятия позволяют технологиям играть большую роль в поток идей между человеком и программой . Например, задавая сложные философские вопросы и сравнивая ответы. Или, представляя сложные ситуации для решения между командами, вы можете заставить свои команды работать в полную силу в командном рабочем упражнении или сосредоточить всех на определенном проекте, если вы работаете в срок.

6. Стикеры

Стикеры могут быть больше, чем просто напоминанием о покупке молока. Они также могут служить для нас отличным способом организовать наши мысли, спланировать наши дорожные карты и увидеть связи между идеями, которых мы раньше не видели. Стикеры могут использоваться нами в одиночку для планирования идей или могут служить отличным инструментом для совместной работы.

Вместо того, чтобы идти на встречу с идеями в голове, постарайтесь, чтобы все пришли с целыми пригоршнями стикеров, готовыми поделиться идеями, когда они имеют смысл, не рискуя оставить какие-либо идеи незамеченными.

7. Блок-схемы

Блок-схемы — это еще одна форма визуального мышления, они позволяют нам ясно представлять себе процессы, не беспокоясь о том, что шаг был неправильно сообщен или потерян при переводе. Они отлично работают при адаптации нового члена команды к проекту, поскольку они могут быть постоянным и четким напоминанием о процессах, лежащих в основе повседневных задач.

Их также можно использовать как хороший способ показать сотрудникам, как принимаются решения.

В отличие от викторин для девочек-подростков «Он меня любит?», блок-схемы могут служить важным процессом во всем, от журнала врачей до руководства для административных команд, не только из выводов, которые они делают, но и из дорог, которые они делают. не спускайся.  Совместная работа над созданием блок-схемы может быть очень хорошим способом понять сложные процессы в команде. При этом убедитесь, что все находятся на одной странице.

8. Флэш-карты

Использование визуального мышления также может быть отличным способом совместить небольшое кинестетическое обучение с вашим рабочим днем. Кинестетическое обучение — это запоминание вещей посредством физического действия. Были ли у вас когда-нибудь ситуации, когда вы не помнили, что сказали что-то, , пока вам не напомнили, где вы были физически? Кинестетическое обучение — это еще один способ, с помощью которого наш мозг может запоминать информацию. Используя карточки, чтобы придумывать идеи в команде или на корпоративных тренингах, физические движения между обменом карточками и их реорганизацией могут оказаться полезными для нашего мозга, чтобы лучше запоминать материал.

В следующий раз, когда ваша команда попытается придумать новую идею для обновления, попробуйте использовать карточки в качестве стимулятора идей. Используйте около 10 карточек, в зависимости от того, сколько тем у вас есть вокруг вашего нового обновления, а затем раздайте карточки, каждый добавляя новую концепцию в микс. Это можно сделать анонимно, каждый раз перетасовывая карты, или по круговой системе, если вашей команде достаточно удобно, чтобы не зацикливаться на ответах друг друга.

9. Дудлы

Рисование больше не только для школьников. Это для людей из всех слоев общества и может быть отличным наглядным пособием при изучении новых концепций или при попытке придумать новые. Из заявленных когнитивных преимуществ появилось множество каракулей, которые помогли нам осмысленно организовать наши мысли и таким образом, чтобы мы могли запоминать содержащуюся в них информацию гораздо дольше.

Визуальное мышление — это способность вспоминать образ чего-либо или придумывать идеи, потому что мы думаем о вещах по-разному. Так что не стоит недооценивать ценность дудла. Не верите или просто нужно вдохновение? Взгляните на 100-дневный челлендж этого парня по рисованию. От выработки привычки до повышения креативности рисование действительно может пересечь границы между работой и игрой.

10. Дорожные карты

И последнее, но не менее важное: использование карт в визуальном мышлении. Мы, наверное, все видели дорожную карту компании в тот или иной момент. Может быть, даже с каракулями вокруг него и причудливой табличкой «Вы достигли пункта назначения». Но этот тип визуализации может быть отличным инструментом, который заставит вас и вашу команду принимать трудные решения, и посмотреть, не слишком ли много вы берете на себя. Будь то тимбилдинг в университете, план свадьбы или еженедельное совещание команды, использование какой-либо карты может гарантировать, что вы буквально находитесь на правильном пути со своими идеями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *