29.11.2024

Когнитивный что: когнитивный | это… Что такое когнитивный?

Содержание

СИСТЕМА КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

СИСТЕМА КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

СИСТЕМА КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАНВА

Кулинич А. А.

Введение

При принятии решений в неструктурированных ситуациях у субъекта (ЛПР или эксперта) возникает модель проблемной области, на основе которой он пытается объяснить происходящие в реальности процессы. При этом объективные закономерности реального мира  представляются субъективными экспертными оценками. В результате образ наблюдаемой ситуации отражает не только законы и закономерности ситуации, но и мировоззрение субъекта, его систему убеждений, ценностей, уровень образования, опыт и т.д. [Checkland, 1981].

         В этих условиях принятие решений — это искусство, включающее рациональные (логические) и интуитивные начала.

В синтезе рационального и интуитивного возникает способность ЛПР принимать своевременные и адекватные решения.

Когнитивный подход к поддержке принятия решений ориентирован на то, чтобы активизировать интеллектуальные процессы субъекта и помочь ему зафиксировать свое представление проблемной ситуации в виде формальной модели. В качестве такой модели обычно используется так называемая когнитивная карта ситуации, которая представляет известные субъекту основные законы и закономерности наблюдаемой ситуации в виде ориентированного знакового графа, в котором вершины графа это факторы (признаки, характеристики ситуации), а дуги между факторами причинно-следственные связи между факторами [Робертс, 1986].

В когнитивной модели выделяют два типа причинно-следственных связей: положительные и отрицательные. При положительной связи увеличение значения фактора-причины приводит к увеличению значения фактора-следствия, а при отрицательной связи увеличение значения фактора-причины приводит к уменьшению значения фактора-следствия.

Пример когнитивной карты некоторой экономической ситуации приведен на рис.1.

Рис.1

Причинно-следственный граф представляет собой упрощенную субъективную модель функциональной организации наблюдаемой системы и является сырым материалом для дальнейших исследований и преобразований когнитивного моделирования.

Цель когнитивного моделирования заключается в генерации и проверке гипотез о функциональной структуре наблюдаемой ситуации до получения функциональной структуры, способной объяснить поведение наблюдаемой ситуации.

Основные требования к компьютерным системам когнитивного моделирования это открытость к любым возможным изменениям множества факторов ситуации, причинно-следственных связей, получение и объяснение качественных прогнозов развития ситуации (решение прямой задачи Что будет, если ), получение советов и рекомендаций по управлению ситуацией (решение обратной задачи Что нужно, чтобы ).

Узким местом существующих систем когнитивного моделирования ситуаций [Максимов, 1999; Кулинич, 1998; Силов, 1995] является несогласованность их пользовательского интерфейса и алгоритмов обработки с психологическими особенностями субъективного измерения значений и силы взаимовлияния факторов наблюдаемой ситуации. Эта несогласованность приводит к ошибкам и заблуждениям эксперта при определении силы взаимовлияния факторов, которые включаются в когнитивную модель ситуации. Разработка стратегии поведения субъекта на основе когнитивной модели с заблуждениями, естественно, приводит к стратегиям-заблуждениям.

В предлагаемой компьютерной системе концептуального моделирования неструктурированных ситуаций Канва влияние заблуждений эксперта ослабляется с помощью специальных программных модулей и подсистем, учитывающих особенности организации человеческой системы измерения, оценки и переработки субъективной информации.

Подсистемы системы концептуального моделирования Канва обеспечивают поддержку представления субъективной информации, извлечения предпочтений эксперта, обработку, представление результатов моделирования и поддержку аналитической деятельности эксперта.

Описание функционального назначения всех подсистем системы концептуального моделирования и их взаимодействие в процессе когнитивного анализа и моделирования плохо определенной ситуации приводится ниже.

1. Подсистема представления субъективной информации

Подсистема представления субъективной информации обеспечивает:

        Ввод в систему факторов, описывающих ситуацию, множество факторов — F={fi}.

        Задание числовых или лингвистических значений фактора в виде упорядоченного множества их абсолютных значений.

        Графический интерфейс для построения когнитивной модели ситуации в виде ориентированного знакового графа.

В подсистеме представления субъективной информации в качестве измерительных шкал значений наблюдаемых факторов ситуации используются порядковые шкалы, что позволяет интегрировать в единую модель ситуации факторы, имеющие числовые и лингвистические значения.

Когнитивная модель ситуации представляется в виде ориентированного знакового графа и задается матрицей смежности W={wij}, wij{-1,0,1} .

Окно графического редактора системы Канва для построения и редактирования орграфа ситуации приведено на рис.2.

Графический интерфейс представляет собой полноценный графический редактор, обеспечивающий: ввод нового фактора, установку причинной связи между факторами, определение направления и типа связи (положительная, отрицательная), удаление фактора, удаление связи, изменение масштаба представления графа.

Рис.2

2. Подсистема извлечения предпочтений эксперта

Для определения силы взаимовлияния факторов в систему моделирования встроена подсистема извлечения предпочтений эксперта. В этой подсистеме в качестве исходной информации используется информация о числовых или лингвистических значениях факторов ситуации и знаковый граф ситуации, введенные в подсистеме представления субъективной информации. Исходная информация используется системой для порождения вопросов эксперту, из ответов на которые извлекается информация о силе причинных связей факторов ситуации.

Система обеспечивает генерацию вопросов эксперту и определение силы причинных связей между факторами в трех режимах:

        Прямого оценивания. В этом режиме сила причинной связи определяется как передаточный коэффициент, вычисляемый по известным отклонениям фактора причины и фактора следствия. Задание отклонения значений факторов выполняется в двух режимах:

        точное задание значений отклонений факторов причины и следствия;

        задание отклонения значений факторов причины или следствия в виде нечеткого множества — функции принадлежности, заданной на множестве значений факторов.

        Парного сравнения. В этом режиме с помощью процедуры парного сравнения осуществляется упорядочивание факторов причин по силе влияния на фактор следствия. В режиме парного сравнения осуществляется автоматическое обнаружение ошибок (нетранзитивных оценок) эксперта и их автоматическая или ручная корректировка.

        Задание функциональной зависимости. В этом режиме значение фактора следствия определяется как функция от значений факторов причин. Этот режим используется в случае, если все значения факторов причин имеют числовые значения и известна их функциональная зависимость.

После определения силы взаимовлияния всех связанных причинными связями факторов, знаковый орграф преобразуется во взвешенный орграф. Динамика процессов ситуации описывается системой уравнений продукций Если, То . В матричном виде эта система уравнений записывается в следующем виде:

                                         Z(t+1)=WZ(t)                                 (1)

где, Z(t)=(zi(t)) начальный вектор приращений значений факторов в момент времени t; Z(t+1)=(zi(t+1)) вектор приращений значений факторов в момент времени t+1, zi(t)[‑1,1]; W=|wij| — матрица смежности, wij

[-1,1] характеризует силу причинной связи.

Приращения значений факторов в последовательные дискретные моменты времени Z(t+1), , Z(t+n) вычисляются с применением следующего правила композиции [Силов, 1995]:

zi(t)=max(zi+(t), zi(t)),

где, zi+(t)= (zj(t-1). wij) максимальное положительное, а zi(t) — максимальное по модулю отрицательное zi(t)= (|zj(t-1).wij)| приращение значения фактора-следствия.

Приращение значения фактора zi(t) Z(t), «t,  представляется парой [Силов, 1995]: zi(t), ci(t), где, ci(t) консонанс значения фактора, 0 ci(t) 1,

ci(t)= .

Консонанс фактора характеризует уверенность субъекта в приращении значения zi(t) фактора fi. При  ci(t)1, т.е. zi+(t)>>|zi(t)| или  |zi(t)|>>zi+(t) уверенность субъекта в значении фактора zi(t) максимальна, а при ci(t) 0, т. е. zi+(t)  |zi(t)| минимальна. Интервалы значений консонанса в системе Канва имеют лингвистическую интерпретацию типа Невозможно, Возможно, Достоверно и т.д.

Результаты моделирования представляются в виде двумерного массива, строки которого значения одного фактора в последовательные моменты времени, столбцы значения всех факторов в последовательные моменты времени. Информация из двумерного массива данных избирательно используется подсистемами представления результатов моделирования и поддержки аналитической деятельности эксперта.

Результаты моделирования в системе Канва представляются в графическом или табличном виде.

Рис.3.

Прогнозные абсолютные числовые и лингвистические значения факторов, а также отклонения значений факторов представляются в графическом виде или в таблицах на естественном и понятном эксперту языке.

На рис.3 показана форма системы Канва с представлениями результатов моделирования в графическом виде.

5. Подсистема поддержки аналитической деятельности эксперта

Подсистема поддержки аналитической деятельности эксперта является ядром системы концептуального моделирования Канва. Функциональность и организация этой подсистемы ориентирована на стимуляцию мышления и интуиции эксперта и включает подсистемы:

5.1. Подсистема объяснения прогноза развития ситуации. Эта подсистема обеспечивает автоматическую генерацию отчета, включающего описание последовательных шагов (причинно-следственных цепочек) получения прогнозного значения любого фактора ситуации. Отчет включает положительную и отрицательную причинно-следственные цепочки. Положительная цепочка объясняет причину увеличения значения признака, а отрицательная его уменьшения.

Рис. 4.

На рис. 4 Показана форма расшифровки значения фактора Тариф на транспортные услуги падает на 35,2%. В этой форме приведено объяснение изменение значения фактора Тариф на транспортные услуги при увеличении объема перевозок на 42,4 %. Правый список формы показывает причинно-следственную цепочку увеличивающую (+1,6%), а левый уменьшающую (-35,2%) значение анализируемого фактора.

5.2. Советующая подсистема. Эта подсистема обеспечивает интеллектуальную поддержку разработки стратегии достижения векторной цели с выдачей рекомендаций (советов) для выбора управляющих воздействий. Для получения совета эксперт из описания векторной цели (это множество факторов и их целевых значений) последовательно выбирает целевые факторы. Система, для каждого выбранного фактора предлагает два множества альтернативных управляющих воздействий. Первое множество включает факторы, значения которых для достижения целевого значения фактора необходимо увеличивать, а второе множество, соответственно, уменьшать. Эксперт, опираясь на собственные предпочтения, может выбрать любой фактор из любого предложенного множества в качестве альтернативного управляющего воздействия. Система, при этом в оперативном режиме отображает, во-первых, рекомендуемую абсолютную величину управляющего воздействия, а во-вторых, результат применения этого управляющего воздействия в графическом виде.

Таким образом, советующая подсистема поддерживает диалоговый режим разработки стратегии достижения векторной цели: эксперт выбирает целевой фактор; система дает ему советы и рекомендации по выбору управляющих факторов; эксперт выбирает управляющий фактор и величину воздействия; система оперативно отображает результаты применения этого воздействия. Советующий режим конструирования стратегии достижения векторной цели раскрепощает мышление и стимулирует интуицию эксперта, позволяет сформулировать множество различных сценариев (стратегий) достижения поставленной цели.

5.3. Подсистема поддержки сценарного исследования ситуации. Эта подсистема обеспечивает ввод, редактирование, просмотр и активизацию (загрузку) любого сценария. Сценарное исследование различных стратегий достижения цели осуществляется в подсистеме сравнения сценариев развития ситуации. Эта подсистема обеспечивает возможность парного сравнения и анализа двух любых сценариев развития ситуации.

Результаты моделирования: таблицы прогноза развития ситуации, графики, описание сценариев, расшифровки значений факторов в системе Канва могут быть распечатаны на принтере или в файл документа Word.

Заключение

Система Канва может быть использована для концептуального анализа и моделирования сложных и плохо определенных политических, экономических или социальных ситуаций, разработки стратегий управления и механизмов их реализации, разработки программных документов стратегического развития страны, региона, предприятия, фирмы и т. д., а также, в качестве инструментария для непрерывного мониторинга состояния ситуации, порождения и проверки гипотез механизмов развития и механизмов управления ситуацией.

Применение системы концептуального моделирования Канва значительно расширяет горизонты аналитических возможностей экспертов, освобождая их интеллект от рутинной работы, стимулирует воображение и интуицию для генерации оригинальных решений и находок управления и рефлексивного поведения в запутанной ситуации.

Литература

1.       [Checkland, 1981] Checkland P.B. Systems Thinking, Systems Practice. — New York: Wiley. 1981.

2.       [Робертс, 1986] Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам. — М.: Наука, 1986.

3.       [Максимов, 1999] Максимов В. И., Григорян А.К., Корноушенко Е.К.  Программный комплекс Ситуация для моделирования и решения слабоформализованных проблем. Международная конференция по проблемам управления. Т. 2. Москва, ИПУ РАН, 29 июня‑2 июля 1999 г.

4.       [Кулинич, 1998] Кулинич А.А., Максимов В.И. Система концептуального моделирования социально-политических ситуаций ПК КОМПАС. Сборник докладов: Современные технологии управления. Москва. ИПУ. 21-22 мая 1998 г.

5.       [Силов, 1995] Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М., ИНПРО-РЕС, 1995.

6.       [Кулинич, 2001] Кулинич А.А. Субъектно-ориентированная система концептуального моделирования Канва. Материалы 1-й Международной конференции Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Москва, октябрь, 2001 г.

 

что это такое и как развить когнитивные функции?

Современные нейробиологи говорят, что люди одновременно живут в двух типах миров: физическом и придуманном мире знаков. Физический мир возможно пощупать, а придуманный существует только в гигантских объемах человеческого мозга. Как формируется наше сознание? Что происходит в глубинах мозга во время учебы или игры на музыкальном инструменте? Почему один человек знает больше другого? Когнитивный – именно то слово, которое объединяет ученых в одну команду по изучению функций мозга.

В статье расскажем о когнитивном шестиугольнике, искажениях и эффективных способах развить свои мыслительные способности.

Что такое когнитивный?

Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова cogniscere – знать, познавать.

Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.

Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:

  • Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
  • Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
  • Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
  • Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
  • Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
  • Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).

Пройти тест на полушария мозга

История когнитивных наук.

Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.

В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель предполагал, что главный накопитель знаний мозг работает по принципу ассоциаций – объединяет предметы по принципу сходства или контраста. Позже, во времена Средневековья и эпоху Возрождения кроме известных пяти чувств мозгу приписывались божественные источники познания.

Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.

В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.

Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:

  1. Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
  2. Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
  3. Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
  4. Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
  5. Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
  6. Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.

К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.

Что такое когнитивная сфера личности?

Ученые дают разные определения о природе интеллекта, но сходятся в одном – на этот вопрос нет единого ответа. Потому что кроме интеллекта есть еще понятия ума, мудрости, гениальности. Определить интеллект с помощью тестирования невозможно, ведь он одинаково зависит от наиболее важных процессов в познавательной сфере: памяти, логического мышления, воображения и внимания. Например, есть люди с гениальными математическими способностями, абсолютно неспособные к коммуникации.

Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:

  • Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
  • Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
  • Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
  • Умеет концентрироваться на главном.
  • Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
  • Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.

Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.

Как развить когнитивные функции мозга?

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память?

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Пройти тест на тип личности

Как натренировать внимание?

Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

Как развить креатив и воображение?

Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Пройти тест на тип восприятия

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Как ускорить когнитивное развитие с помощью игр?

Есть мнение, что игры – только для детей или безответственных подростков. Но это мнение устарело. С помощью игр можно тренировать память, воображение, прокачивать логику и менять реальность. Не компьютерную, а жизненную.

Вот 3 научных факта, которые помогут пересмотреть свое мнение об играх:

Игры улучшают когнитивные процессы. В процессе игры в мозге геймера активно вырабатывается дофамин, который увеличивает объем серого вещества в гиппокампе – области, отвечающей за память. Больший объем серого вещества увеличивает познавательные ресурсы мозга, которые можно направить на обучение, мотивацию, самопознание.

Игры помогают справиться с травмирующими переживаниями. Психиатры доказали, что самая простая игра помогает снизить объем воспоминания после трагических событий. Этот эффект поможет и после тяжелой работы. Чтобы снять напряжение, перестать думать о неприятном, достаточно вечером поиграть 10-15 минут.

Игры развивают. Современные игры эволюционировали в сложные системы, которые увеличивают пластичность мозга и его познавательные способности в целом. Но здесь стоит оговориться – не все игры одинаково полезны. Избегание реальности – не самая эффективная стратегия. Зато стратегия саморасширяющегося погружения помогает сконцентрироваться на своих желаниях и позитивных мыслях.

Выводы:

  • Термин «когнитивный» обозначает междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой сознание-мозг-познание.
  • Мыслительные способности есть у всех, но развиваются у каждого по разному.
  • Познавательные сферы личности взаимосвязаны. Улучшение в одной автоматически прокачивает остальные.
  • Когнитивные искажения – это обманки мозга, с помощью которых он оправдывает наши заблуждения или ошибки.
  • Сложные игры и стратегии – отличный способ увеличить пластичность мозга.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Эмпирическое определение и значение — Merriam-Webster

эм·​пир·​и·​кал im-ˈpir-i-kəl 

em-

1

: возникло из наблюдений или опыта или основано на них

эмпирические данные

2

: полагаться только на опыт или наблюдения, часто без должного учета системы и теории

эмпирическая основа теории

3

: может быть проверена или опровергнута наблюдением или экспериментом

эмпирические законы

4

: или относящиеся к эмпиризму

Знаете ли вы?

Когда эмпирический впервые появился в английском языке как прилагательное, оно означало просто «эмпирический». Эмпирик был членом древней секты врачей, которые практиковали медицину исключительно на основе наблюдений или опыта, в отличие от тех, кто полагался на теорию или философию. Название empiric происходит от латинского empiricus , а само от греческого 9.0039 empeirikós , что означает «на основе наблюдения (медицинского лечения), опытного». Корень греческого слова ( -peiros ) является производным от peîra , что означает «попытка, испытание, испытание».

Синонимы

  • экзистенциальный
  • эмпирический
  • экспериментальный
  • цель
  • наблюдение

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

В конце концов, доступ к электронным микроскопам и технологии рентгеновской дифракции предоставил необходимые эмпирические данные для проверки гипотез, и кусочки головоломки начали складываться на свои места. Гейл Николс, 9 лет0039 Ежемесячный выпуск керамики , февраль 2002 г. Ни одна религия, новая или старая, не подлежит эмпирическому подтверждению, поэтому мы имеем дело с конфессиями. Харви Кокс, Atlantic , март 1999 г.

Они собрали множество эмпирических данных своих экспериментов. рекомендации по воспитанию детей, основанные на эмпирических данных

Недавние примеры в Интернете Не хватает эмпирических свидетельств, подробно раскрывающих этот вопрос. Дженис Гассам Асаре, Forbes , 8 октября 2022 г. Гулден сказал в интервью, что не было никаких эмпирических доказательств, подтверждающих агрессивный прогноз. Эван Халпер, Anchorage Daily News , 7 октября 2022 г. Гулден сказал в интервью, что не было никаких эмпирических доказательств, подтверждающих агрессивный прогноз. Эван Халпер, Washington Post , 6 октября 2022 г. Было разработано множество гипотетических моделей подобных эффектов у животных, но эмпирических данных было мало, главным образом потому, что эти образования довольно большие и неконтролируемые, с непоследовательным положением отдельных животных. Дженнифер Уэллетт, 9 лет0039 Ars Technica , 15 сентября 2022 г. Но эмпирическая запись показала, что это в лучшем случае неполный отчет. Кит Гессен, The New Yorker , 29 сентября 2022 г. По словам Оуэна, в отличие от терапевтов, которые подотчетны лицензионному совету, лайф-коучинг не регулируется государством, и пока еще не так много эмпирических исследований его эффективности. Лора Ньюберри, 9 лет0039 Los Angeles Times , 27 сентября 2022 г. Хотя есть ряд анекдотических случаев, когда экологические обзоры замедляют использование чистой энергии, эмпирический аргумент менее ясен. Кейт Аронофф, Новая Республика , 15 сентября 2022 г. Эти доказательства включают данные клинических испытаний на людях более ранних бивалентных бустеров BA.1 и эмпирических данных о безопасности миллионов людей, которые заразились Covid-19. вакцина. Симар Баджадж, Smithsonian Magazine , 15 сентября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «эмпирический». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

empiric «врачей Древней Греции и Рима, считающих, что лечение должно быть основано на наблюдении, а не на теории» (возвращаясь к среднеанглийскому emperic, заимствовано из раннесредневековой латыни empīricus, заимствовано из греческого empeirikós, » основано на наблюдении (медицинском лечении), опытном») + -al запись 1 — более эмпирически

Первое известное применение

1576, в значении, определенном в пункте 1

Путешественник во времени

Первое известное использование эмпирических было в 1576 г.

Другие слова того же года

Подкаст

Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP

Получайте «Слово дня» на свой почтовый ящик!

Словарные статьи рядом с

эмпирический

эмпирический

эмпирический

эмпирическая формула

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Эмпирический».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/empirical. По состоянию на 30 октября 2022 г.

Copy Citation

Kids Definition

эмпирический

эм·​пир·​и·​кал im-ˈpir-i-kəl 

em-

1

: опираясь на опыт или наблюдения обычно без учета системы и теории

эмпирический медицинский

2

: основанный на наблюдении или опыте

эмпирические данные

3

: может быть доказано или опровергнуто наблюдением или экспериментом

эмпирические законы

эмпирически

-ˈpir-i-k(ə-)lē

наречие

Медицинское определение

эмпирический

эм·​пир·​и·​кал -i-kəl 

1

архаичный

а

: следование или использование в практике эмпирики

сравнение рационального смысла 2

б

: шарлатан или шарлатан

2

: возникший в результате наблюдения или эксперимента или основанный на нем

большая часть медицинских знаний имеет эмпирическое происхождение… столетия проб и ошибок в поисках лекарств Р. Х. Шрайок

3

: может быть подтверждено, проверено или опровергнуто наблюдением или экспериментом

эмпирические утверждения или законы

Больше от Merriam-Webster о

эмпирическом

Нглиш: перевод эмпирического для испаноязычных

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

рыскать

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Слова, названные в честь людей

  • Тезка купальника Жюль Леотар какую профессию имел?
  • Акробат Судить
  • Пожарный Хирург

Можете ли вы произнести эти 10 слов, которые часто пишут с ошибками?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

69 Синонимов и антонимов слова ПОЗНАТЕЛЬНЫЕ

прилагательное

Сохранить слово

технический сознательной умственной деятельности, относящейся к ней или включающей ее (например, мышление, понимание, обучение и запоминание)

  • познавательный развитие
  • эмпирический
  • (также эмпирический)
  • analytic
  • (or analytical),
  • coherent,
  • consequent,
  • good,
  • logical,
  • rational,
  • reasonable,
  • sensible,
  • sound,
  • valid,
  • обоснованный
  • обоснованный
  • апостериорный
  • априорный
  • силлогистический0056
  • Соблюдение,
  • Поддержка,
  • , устойчивая,
  • . (или софистический),
  • благовидный
  • нечленораздельный
  • ненаучный
  • абсурдный,
  • косоглазый,
  • 0055 crazy,
  • daffy,
  • fatuous,
  • half-baked,
  • half-witted,
  • harebrained,
  • insane,
  • loony
  • (also looney),
  • mad,
  • nonsensical,
  • nutty,
  • preposterous,
  • simpleminded,
  • stupid,
  • weak-minded,
  • witless
  • senseless,
  • thoughtless
  • uncompelling,
  • unconvincing
  • illegitimate,
  • illogical,
  • incoherent,
  • inconsequent,
  • inconsequential,
  • invalid,
  • irrational,
  • unreasonable,
  • unsound,
  • weak

See the Dictionary Определение 

Поделиться когнитивный

Разместите больше слов для познавательного использования в Facebook Поделитесь другими словами для познавательного в Твиттере

Путешественник во времени для когнитивный

Первое известное использование

когнитивного было в 1586

Посмотреть больше слов того же года

Тезаурус Записи рядом с

когнитивный

познания

познавательный

узнаваемый

Посмотреть больше записей поблизости 

Процитируйте эту запись

«Познавательный». Merriam-Webster.com Thesaurus , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/cognitive. По состоянию на 30 октября 2022 г.

Стиль: MLA

Merriam-Webster.com Thesaurus, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/cognitive. По состоянию на 30 октября 2022 г..»>MLA Merriam-Webster.com Тезаурус, с.в. «когнитивный», по состоянию на 30 октября 2022 г., https://www.merriam-webster.com/thesaurus/cognitive.»>Chicago Тезаурус Merriam-Webster.com. Получено 30 октября 2022 г. с https://www.merriam-webster.com/thesaurus/cognitive»>APA. Merriam-Webster.com Thesaurus, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/cognitive. По состоянию на 30.10.2022.»> Merriam-Webster

Еще от Merriam-Webster на когнитивный

Нглиш: Перевод когнитивный для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод когнитивный для говорящих на арабском языке

СЛОВО ДНЯ
рыскать

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Проверьте свой словарный запас

Сложные слова, которые вы должны знать

  • Часто используется для описания «хода времени», что означает неумолимый ?
  • Непредсказуемый Безжалостный
  • Медленно Быстрый

Можете ли вы произнести эти 10 слов, которые часто пишут с ошибками?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Слова в игре

  • «Дундерхед» и другие «приятные» способы сказать «глупый»

    На примере некоторых очень умных щенков

  • 10 слов из географических названий

    Бикини, бурбон и бадминтон заняли первые места

  • «Гордость»: слово, которое превратилось из порока в силу

    Вы гордитесь Прайдом?

  • Когда впервые были использованы слова?

    Найдите любой год, чтобы узнать

Спросите у редакторов

  • Буквально

    Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в. ..

  • «Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?

    Мы намерены разобраться

  • Лэй против лжи

    Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.

  • горячий беспорядок

    «Публика в беспорядке»

Игра слов

  • Встреться со своими страхами

    Не бойтесь отвечать на эти вопросы о…

    Пройдите тест

  • Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2

    Проверьте свой визуальный словарный запас!

    Пройди тест

  • Назови это

    Можете ли вы произнести эти 10 слов, которые часто пишут с ошибками?

    Пройди тест

  • Орфографическая викторина

    Сможете ли вы превзойти прошлых победителей конкурса National Spelli.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *