06.05.2024

Как возникает страсть: что это такое, как проявляется и есть ли от нее польза?

«Мы как безумные занимались любовью на его офисном диване» Психолог Дин Делис о том, как избежать «ловушки страсти»: Книги: Культура: Lenta.ru

В паре часто один целует — второй подставляет щеку. Один из партнеров любит все сильнее — другой все меньше эмоционально включен в отношения. Причем и мужчина, и женщина могут исполнять любую из этих ролей и даже меняться местами. Известный практикующий психолог Дин Делис назвал это явление «ловушкой страсти». В своей книге «Парадокс страсти» он рассказывает, как изменить шаблоны поведения и избежать болезненных отношений. «Лента.ру» публикует отрывок из книги, выпущенной на русском языке издательством «Манн, Иванов и Фербер».

Три истории любви

Я выбрал отношения нескольких пар, поскольку на их примере хорошо видна динамика любовного притяжения.

Пол и Лора

Тридцатипятилетний Пол — адвокат, специалист по налоговому законодательству. Он очень точно формулирует свою речь, будто желая скрыть бурю эмоций, пережитую им в период влюбленности в Лору — женщину, которая подняла его на вершины счастья, а потом сбросила в пучину отчаяния и смятения.

Я встретил Лору, когда она только появилась в нашей компании. Это была необыкновенно привлекательная женщина, и у меня даже мысли не возникло, что она может всерьез мною заинтересоваться. Я отчетливо помню первое мгновение, когда роман показался мне возможным. Лора сидела рядом со мной на деловой встрече, когда я поспорил с другим адвокатом по поводу стратегии в одном корпоративном деле. Она наклонилась ко мне и шепнула: «Молодец!» Ее взгляд, аромат ее духов, ее поддержка, чувство юмора, врожденное обаяние… и я пропал. Некоторое время у меня не было подруги, и вдруг мне показалось, что какой-то барьер во мне рухнул.

Лоре двадцать восемь лет. Она высокая, потрясающе красивая женщина с блестящими темными волосами. С ее точки зрения ситуация выглядела следующим образом: она обратила внимание на Пола, так как ей понравились его уверенность и манеры.

Пол не сердцеед. Не хочу показаться тщеславной, но я немного устала от мужских намеков, а Пол явно не собирался со мной заигрывать, что и заинтриговало меня. Мне стало любопытно, каков он в любви. Я выделила его потому, что он очень умен, уверен в себе, его уважают коллеги. Мне даже понравилась его внешность — такой кабинетный профессор, но в этом было свое очарование.

Изображение: художник Джон Майер

Как и многие вновь создающиеся пары, Пол и Лора не очень хорошо знали друг друга, когда между ними возникло взаимное притяжение. Тем не менее у обоих сложилось четкое и романтическое представление о партнере.

Дебора и Джонатан

Дебора — тридцатитрехлетняя блондинка с рыжеватыми волосами, преподает живопись в старших классах. Даже в ее манере одеваться виден стиль художника. С Джонатаном она познакомилась в гостях у общего друга. За плечами у Деборы уже было несколько «серьезных» и «почти серьезных» романов. Она была недовольна тем, что всегда «теряет голову» в любовных делах, и решила год побыть в одиночестве, сконцентрироваться на творчестве и, может быть, даже выставить свои картины.

Джонатан — владелец небольшой, но процветающей столярной мастерской с несколькими сотрудниками. Ему слегка за сорок, он уже однажды был женат и окончил бакалавриат по философии. Дебора вспоминает их период ухаживания так:

Сначала Джонатан не произвел на меня особого впечатления. Его внешность была не в моем вкусе: слишком худощавый и высокий, к тому же мне не нравятся мужчины с бородой. Но в нем что-то было. Может быть, все дело в том, что Джонатан казался таким задумчивым и искренним? Я ему прямо заявила, что о свиданиях речь не идет, но он уговорил меня на «дружеский ужин». Там он рассказал о своем неудачном браке — жена бросила его и ушла к другому — и признался, что я первая женщина за несколько лет, которая его заинтересовала. Я была польщена, но все же не испытывала к нему никакого влечения. Тем не менее Джонатан казался таким милым, таким надежным, что я согласилась увидеться с ним еще раз.

Я попросил у Деборы согласия на беседу с Джонатаном наедине. Она не возражала. Во время одного из двух индивидуальных сеансов я поинтересовался, что же так привлекло его в Деборе.

Я не большой любитель вечеринок и, честно говоря, уже собирался уходить, но заметил Дебору. Мне понравился стиль ее одежды, и я почувствовал в ней родственную душу. В Деборе была какая-то настороженность, но это мне совершенно не мешало. Я не поклонник чересчур сильных и самодостаточных женщин. После совместного ужина я был в восторге: первое впечатление подтвердилось. А когда Дебора согласилась встретиться снова, я был на седьмом небе от счастья, потому что на первой встрече она говорила, что не хочет никаких свиданий.

Изображение: художник Джон Майер

Нередко бывает, что заинтересованность одной стороны (в данном случае Джонатана) пробуждает в изначально равнодушном человеке (Деборе) романтические чувства. Это происходит из-за того, что перспектива эмоционального наслаждения, которую дает роман, очень соблазнительна.

Бет и Майлс

В отличие от других пар, Майлс и Бет были женаты, когда пришли ко мне в кабинет. Они познакомились четырьмя годами ранее, вскоре после того, как Майлса наняли управляющим в роскошный, но теряющий популярность ресторан. Он переделал интерьер залов и заменил кухонное оборудование. Обновление сопровождала рекламная кампания, тщательно спланированная по блестящему замыслу Бет, директора по связям с общественностью. Бет тогда было тридцать пять лет. Годом раньше у нее завершились длительные серьезные отношения, и она периодически ходила на свидания. Майлсу, известному всей округе холостяку, было тридцать два. Бет вспоминает их первую встречу в ее офисе.

Майлс меня поразил. Он вел себя немного дерзко, но он обладал сверхъестественным чутьем на тренды. Мне с первого взгляда понравилось, как Майлс выглядел — красиво и немного нестандартно (например, на его галстуке были изображены маленькие лодочки). Но больше всего меня удивила присущая ему основательность. Майлс настоял, чтобы после работы я заглянула в ресторан для обсуждения рекламной кампании, и к концу вечера мы как безумные занимались любовью на его офисном диване. Уверяю вас, это не типичное для меня поведение с клиентами.

Майлс о Бет:

Притяжение между нами было мгновенным, взаимным, психологическим, физическим и каким там еще. Сначала Бет была полностью поглощена работой, но когда мы познакомились, проявилось ее замечательное чувство юмора. Мне очень нравилось, как оно оттеняет строгий изящный деловой костюм. В Бет было много интересных противоречий, у нее возникали первоклассные идеи. Выйдя из кабинета, я не переставая думал о ней.

Впервые оказавшись у меня на приеме, клиенты часто испытывают подавленность, тревогу, гнев, даже горечь. Но когда речь заходит о первых минутах притяжения и восторга, голос оживляется, а в глазах загорается новая надежда. Они начинают лучше понимать, зачем ко мне пришли и почему это так важно (…).

Порог влюбленности

У каждого человека есть точка, которую я называю порогом влюбленности. Чтобы ее достичь, должны совпасть два фактора. Во-первых, человек должен испытывать потребность в ком-то, то есть не состоять в приносящих удовлетворение отношениях. Бывает, что чей-то интерес к нам пробуждает наши дремлющие потребности, которые начнут требовать своей реализации.

Во-вторых, мы должны встретить человека, в достаточной мере соответствующего главной комбинации наших потребностей. Когда базовые потребности обострены, люди менее разборчивы, чем обычно. А если очень повезет и на нашем пути окажется кто-то, по-видимому, удовлетворяющий большинству особых потребностей, вспыхивает овеянная легендами «любовь с первого взгляда».

Изображение: художник Джон Майер

Порог влюбленности — генетическая склонность, определяющая, как именно начнется любовь у данного человека, — бывает очень разным. Кто-то влюбляется без конца, кто-то — лишь однажды. Одни могут полюбить быстро, а другим нужно как следует узнать избранника.

Когда кто-то пересекает наш порог влюбленности, мы переживаем внезапное, резкое эмоциональное преображение. Внезапно все надежды и чаяния вдруг сосредоточиваются именно на этом человеке, мы чувствуем прилив восторга. Как будто открывается створ шлюза и нас захлестывают сдерживаемые эмоции. Именно это имел в виду Пол, описывая свое притяжение к Лоре («во мне рухнул какой-то барьер»). Жажда удовлетворять свои потребности объясняет, как можно влюбиться в едва знакомого человека.

Влюбленность и потеря контроля

Порыв страсти, порожденный первым притяжением, быстро захлестывает человека. По определению, страсть — это «эмоции, вышедшие из-под контроля». Она перерезает «провода», связывающие сердце и разум, поэтому на первых порах легко спутать страстную влюбленность с истинной любовью. И то и другое мы ощущаем одинаково, и наше затуманенное сознание не в состоянии их различить.

Однако независимо от того, окажутся наши чувства мимолетными или глубокими и продолжительными, первое ощущение одинаково: это безудержное неконтролируемое падение в пропасть. Когда Пол все сильнее влюблялся в Лору, он совершенно потерял голову.

Я мог думать только о Лоре. Меня пугало, как слабо я себя контролирую. Это сказалось даже на моей работе. Надо мной стали подшучивать, потому что я постоянно путал важные отчеты. Надо сказать, что раньше меня называли единственным человеком в офисе, который «знает, где что лежит». Большая часть сил уходила на изобретение поводов случайно столкнуться с Лорой и на репетиции фраз, которые я ей скажу.

Когда Пол наконец пригласил Лору поужинать вместе, она охотно согласилась. Для следующего свидания готовила уже она, но вместо персикового пирога на десерт они занялись любовью. Лора вспоминала, что они…

…позабыли обо всем на свете. Мы даже пропустили два дня на работе. Моя мама, с которой мы разговариваем по телефону почти каждый день, решила, что я погибла в аварии без документов. Я начала сомневаться, вернусь ли вообще когда-нибудь в норму.

Практически все только что влюбившиеся видят, что «ненормально» мыслят и ведут себя. Это приятно, но очень пугает. Страх связан с ощущением потери контроля над ситуацией. И действительно, влюбляясь, вы реально теряете его, поскольку влюбленность влечет за собой эмоциональную динамику, которую Фрейд называл словом катексис. Он возникает, когда эмоции настолько сконцентрированы на любовнике, что человек теряет над ними власть.

Влюбленность похожа на биржевые игры. Так же, как инвестор временно теряет контроль над своими деньгами, влюбленный человек теряет контроль над своими эмоциями, потому что «вкладывает» их в своего избранника. И точно так же, как невозможно предугадать судьбу биржевых инвестиций, нельзя узнать и исход новых отношений — это фактор риска, пугающий элемент влюбленности.

Почему же пугающее чувство доставляет такое удовольствие?

Обнаружив, что влечение к Джонатану усиливается, Дебора испытала не только удивление и испуг, но и эйфорию.

Я никак не ожидала, что влюблюсь без памяти, но примерно после пятого свидания это произошло. Джонатан вел себя так, будто я была воплощением его мечты, но при этом не торопился с сексом. Наши поцелуи на прощание становились все более долгими и страстными, но только и всего. Из-за этого я чувствовала неуверенность, не понимала, в чем дело, и ловила себя на мысли, что все больше его хочу и пытаюсь его соблазнить. Я была достаточно опытна и понимала, что у людей, переживших глубокую душевную травму, бывают проблемы с сексом. Поэтому, с одной стороны, я всерьез беспокоилась, а с другой — чувствовала, что начинаю таять от любви. Когда мы наконец занялись любовью (это произошло на шестом свидании), я была вне себя от счастья. Вот вам и «обет безбрачия».

Изображение: художник Джон Майер

Любовный риск, как и любые другие страхи, стимулирует выброс в мозг мощных амфетаминоподобных веществ. При реальной угрозе, когда цель — выжить любой ценой, они заставляют нас действовать эффективнее: быстрее бежать, дольше драться, сильнее бить, терпеть боль, сконцентрироваться на источнике опасности. Все это называется реакцией «дерись или беги». Однако у этих стимуляторов есть завораживающий побочный эффект — необыкновенно приятные ощущения. Вот почему многие ищут трудности и опасности: они пытаются вызвать у себя природную эйфорию.

Влюбляясь, человек буквально «пульсирует» ощущениями — романтическими эквивалентами реакции «дерись или беги»: его трясет от предвкушения, потеют ладони, сердце бешено колотится, он физически чувствует прилив энергии, может заниматься любовью всю ночь напролет и на следующий день прекрасно себя чувствовать. Он сосредоточен на любимом. Его чувства обострены. Он ослепляет своим обаянием и остроумием, не замечая неприятностей в других аспектах жизни. В лучшую сторону меняется даже внешний вид. Все это — плоды эйфории, биохимические плюсы потери контроля над ситуацией.

Страх быть отвергнутым

Боязнь получить отказ — главная причина, вызывающая страсть и чувство опасности в любви. Как только человек влюбляется, от его уверенности в себе не остается и следа. Он боится потерять любовь, а не пресытиться ею. Майлс так описывает страх быть отвергнутым:

Когда мы познакомились, Бет встречалась с вице-президентом корпорации и терапевтом, поэтому я грыз ногти от страха, что выгляжу слишком несолидным и стану для нее лишь развлечением.

У самой Бет страх получить отказ базировался на почти четырехлетней разнице в возрасте с Майлсом.

Я вдруг резко почувствовала свой возраст, морщинки вокруг глаз и тому подобные мелочи. Мне было трудно поверить, что это не имеет для него никакого значения, особенно когда с ним флиртовали молодые девушки, — а я часто была тому свидетелем.

Страх быть отвергнутым открывает двери ревности, одержимости, сомнениям в собственных силах. Отдаться на милость другого человека, быть уязвимым и открытым для удара очень страшно. Фрейд заметил по этому поводу: «Мы никогда не бываем более беззащитными по отношению к страданиям, чем когда мы любим».

Неумолимая правда жизни заключается в том, что любимый может к вам охладеть или найти себе более желанного партнера. Большинство из нас по собственному опыту знает, что быть отвергнутым очень больно, что это как ничто другое задевает и деморализует человека. Поэтому, пока мы окончательно не убедимся в любви партнера, возможность быть отвергнутым заставляет нас ощущать особенное бессилие и испытывать еще большую страсть (…).

Изображение: художник Джон Майер

Хрупкое любовное равновесие

При гармоничных отношениях оба партнера уверены во взаимной любви. Они более-менее равны с нескольких сторон: привлекательности друг для друга, эмоционального вклада в отношения и числа потребностей, которые удовлетворяет возлюбленный. Никто не чувствует, что его подавляют или эмоционально обделяют, никто не склонен воспринимать чувства партнера как нечто само собой разумеющееся. Близость приносит паре удовлетворение, при этом каждый сохраняет здоровую независимость. Царит гармония.

Когда страсти улягутся и восстановится контроль над чувствами, после бурь периода ухаживания наступает что-то намного более управляемое и глубокое. В идеальных случаях страсть соединяет гармоничных влюбленных своего рода психологической алхимией, связывает их интимными, плодотворными, уютными, а часто и восхитительно эмоциональными узами.

Однако в этом красивом сценарии есть одна ловушка: романтические отношения настолько заряжены стремлением к наслаждению и страхом быть отвергнутым, что почти невозможно сохранить самообладание.

Построить пару на основе страсти?

Мужчина и женщина

Фото
Getty Images

Ромео и Джульетта, Хосе и Кармен, Вронский и Каренина. .. Перечислять можно долго. Страстная любовь – одна из главных тем мировой литературы. Но почему же так трудно отыскать в ее сокровищницах хоть одно произведение, в котором страсть привела бы к счастливому союзу? Кажется, уже само это слово звучит как приговор. «Страсть» – родственник «страдания» и в русском языке, и во многих европейских: passion восходит к греческому pathos (страдание). Конечно, это совпадение не случайно.

Совершенный объект

«Любовь слепа и нас лишает глаз. Не вижу я того, что вижу ясно…» – продолжает литературные ассоциации психоаналитик Виталий Зимин, цитируя 137-й сонет Шекспира1. И объясняет, что ослепление – очень точная метафора. Мы действительно не способны видеть объект своей страсти. Видим мы совсем другого человека. Даже не человека, а воплощенное сочетание всех возможных достоинств при полном отсутствии недостатков.

«Страсть возникает в результате проекции на партнера Эго-Идеала или Идеального «Я», – говорит Виталий Зимин. Понятно, что отвести глаза от такого совершенства невозможно. Но понятно и другое. До поры мы просто не замечаем изъянов. А когда все-таки замечаем, даже самый малый недостаток может вести к самым печальным послед­ствиям. Спадает пелена иллюзии, и мы обнаруживаем, что объект нашей страсти – совершенно не тот человек, по которому мы сходили с ума.

Мы испытываем разочарование, когда за страстью не стоит ничего, кроме идеализации

«Мы всегда испытываем разочарование, когда за страстью не стоит ничего, кроме идеализации», – констатирует психоаналитик Кристиана Альберти (Christiane Alberti).

Олегу 37 лет, он не женат, разочарован в жизни и полон скепсиса. Его бывшая подруга выбила у него почву из-под ног. «Она была младше меня, но последнее слово всегда оставалось за ней, – вспоминает Олег. – Я ничего не мог сделать, это было как наваждение. Три года, пока мы были вместе, я чувствовал себя как на «американских горках». Когда она забеременела, я обрадовался, надеялся, что все изменится. Я умолял ее сохранить ребенка, но она сделала аборт и ушла. До сих пор не понимаю, как мне удалось это пережить».

Законы влечения

Сексуальность играет чрезвычайно важную роль в страсти. Если мы обнаружили в партнере что-то непривлекательное, влечение слабеет, а вслед за ним проходит страсть. А влечение, которое долго остается неутоленным, переключается на другой объект – обычно, но не всегда.

«Существует так называемый синдром патологической влюбленности, – отмечает Виталий Зимин. – В такой ситуации отвержение со стороны объекта влюбленности и его недоступность парадоксальным образом ведут лишь к усилению страсти». Это один из тех вариантов, когда страсть может длиться годами, вот только вряд ли кто-то будет мечтать о таких отношениях.

46-летний Сергей долгие годы был страстно влюблен в молодую жену своего научного руководителя. Которая прекрасно об этом знала и не обнадеживала воздыхателя, но и не опускала «железный занавес». «Я мучился, а ей, наверное, казалось, что она просто должна быть милой и светской, – рассказывает Сергей. – Я надолго уезжал из России, но каждый раз судьба нас, как нарочно, сводила вместе. Один раз просто столкнулись в аэропорту на пересадке! Она по-дружески чмокнула меня в щеку. И вот так беспрерывно. И продолжались эти отношения почти десять лет, хотя отношений-то никаких и не было».

Путь познания

Но испытывать страсть значит не только страдать, не только желать другого, но и стремиться его познать. Нам мало обладать телом наших возлюбленных, мы хотим проникнуть в их мысли и чувства, завладеть сердцем. «Взаимная страстная влюбленность может дать ощущение силы и настоящего счастья, – уверен Виталий Зимин. – А насколько продолжительным оно будет, зависит от готовности пары строить близкие отношения, от того, насколько они смогут позволить себе и другому познать друг друга.

Жаку Лакану приписывают такой афоризм: «Любить – это давать то, чего у тебя нет, тому, кого ты не знаешь». В этом состоит универсальный конфликт между любовью и познанием».

Познав другого, мы часто остаемся разочарованы, и тогда любовь может обратиться в ненависть: страсть меняет знак. И все же некоторым удается избежать разочарования.

Насколько продолжительной будет страсть, зависит от готовности пары строить близкие отношения

«Когда мы не ожидаем от другого, что он окажется идеальной версией партнера (или нас самих), пара обретает шанс сохраниться, – уверена Кристиана Альберти. – Отношения между полами не запрограммированы на то, чтобы мужчина и женщина дополняли друг друга, однако между ними существует желание быть понятыми».

В страсти скрыт парадокс: устремляясь к другому, мы обретаем самих себя. «Тот, кто отдается страсти, бессознательно делает это, чтобы ничего не знать о том, кто он есть на самом деле. Он обращается к другому, чтобы ему не пришлось обнаружить самого себя как незнакомца, – пишет психоаналитик Ролан Гори (Roland Gori). – Но целиком посвящая себя предмету своей страсти, любящий иногда восстанавливает связь с собственными подавленными желаниями, которые до сих пор не могли проявиться»2.

Фото
Getty Images

Возвращение к себе

В том, кто вызывает нашу страсть, мы часто встречаем тайные надежды ребенка, «который по-прежнему живет в нас, но от которого нам пришлось отказаться», – пишет Ролан Гори. Любовная страсть поначалу оглушает любящего, заставляя его утратить все ориентиры, но этим она открывает ему его собственную «слепую зону». Страсть показывает нам, что не только другой навсегда останется для нас посторонним, но и сами мы не таковы, какими себя представляли, а значит, имеем право не довольствоваться своей судьбой, пойти на риск и восстановить связь с «задушенной» частью самих себя.

В страсти скрыт парадокс: устремляясь к другому, мы обретаем самих себя

43-летняя Ирина несколько лет отвергала предложения Ивана, хотя он ей нравился. Она была замужем, он был женат. Она знала, что Иван всегда любил женщин и состоял в свободных отношениях. «Я очень боялась того, что может произойти, – признается она, – кто угодно, но только не я, только не со мной. А через много лет мы случайно встретились снова, оба одинокие и несчастные. У меня больше не было оправданий, чтобы отказывать ему. С тех пор мы не расставались.

Сначала это было ужасно. Я постоянно скучала по нему, даже когда он был рядом. И ему тоже было нелегко. Я получала от него смс, которые, наверное, подростки только пишут. Он говорил, что я его «болезнь», что он не понимает, что с ним… А теперь все стало так легко и естественно. Я не понимаю, как и почему Иван на меня повлиял. Но он по-настоящему свободен, и это передалось мне. С ним я почувствовала себя сильной и уверенной. А еще я вдруг начала рисовать, хотя забросила художественную школу еще в детстве. И знаете, у меня неплохо получается!»

1 У. Шекспир «Сонеты» (в переводе С. Маршака, Эксмо, 2012).

2 R. Gori «Logique des passions» (Flammarion, Champs essais, 2010).

Текст:Георгий Зайцев

Новое на сайте

«Почему меня так любят мужики-нытики и абьюзеры?»

18 лет без фантазий: психотерапевты диагностировали у девушки отсутствие воображения

Невнимательность или упрямство: почему подростки не соблюдают правила гигиены?

5 заблуждений о серьезности мужских намерений: женские истории комментируют эксперты

Феминизм, пофигизм и поиск смысла: топ-5 книг издательства «Альпина» от Psychologies

«Опять ничего не получается»: как перестать быть неудачником

«Меня игнорят и обзывают, потому что я из Казахстана»

Оцепенение, замирание, деперсонализация: механизмы защиты от шока

Какая связь между страстью, творчеством и мотивацией?

Самые успешные люди в жизни признают, что в жизни они создают свою собственную любовь, они создают свой собственный смысл, они создают свою собственную мотивацию . ~ Нил де Грасс Тайсон

Есть ли секрет величия? Есть ли в основе успеха всех самых выдающихся людей в истории какая-то основная черта?

Ответ прост: да. Это называется страсть.

Это то, что вы, возможно, слышали много раз, но очень немногие понимают, что означает слово «страсть». Само слово «страсть» происходит от латинского корня « pati », что означает «страдать». или боль. Это решимость и мотивация преодолевать страдания ради конечной цели. Более того, этот вид мотивации имеет реальный источник в мозгу.

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Journal of Neuroscience , определило часть мозга, которая активируется во время мотивированной деятельности — вентральное полосатое тело в сочетании с миндалевидным телом (известным как эмоциональный центр мозга). Исследователи заметили, что вентральное полосатое тело активировалось пропорционально степени мотивации человека: чем выше степень мотивации, тем выше уровень активации.

Итак, это чувство интенсивного творчества или это чувство эйфории, когда вы занимаетесь чем-то, что действительно имеет для вас значение, — это реально, и это нечто физиологическое, происходящее в вашем мозгу. Это один из наименее изученных аспектов психологии, но он оказывает наибольшее влияние на нашу личную жизнь. Мотивация не просто дает вам энергию для работы, но и позволяет полностью изменить ваше восприятие всего, что вы делаете. И наоборот, изменение вашего восприятия начнет влиять на типы долгосрочного поведения, которым вы занимаетесь.

Это соответствует концепции нейропластичности, способности перепрограммировать свой мозг, используя поведение. Согласно этой выдающейся нейробиологической теории, вы сами можете создать мотивацию, и искусство найти эту страсть в жизни полностью зависит от ваших действий и вашего выбора поведения:

  • Найдите то, к чему у вас есть естественная склонность.
  • Откажитесь от самодовольства.
  • Задайте вопрос «почему».

В этом мире очень мало людей, которые избегают идеи успеха и самореализации. Как нам постоянно говорят, мы можем по-настоящему добиться успеха, только занимаясь любимым делом. Наука проста; когда вам что-то нравится, у вас есть естественная тенденция работать над этим и становиться лучше. Поступая таким образом, вы эффективно строите новые нейронные связи, которые продолжают умножаться по мере того, как вы продолжаете работать.

Суть поиска мотивации в том, чтобы никогда не предавать себя и то, что вы любите. Поэтому вместо того, чтобы повторять пустые аффирмации, задайте себе вопрос: «Возьму ли я то, что только что прочитал, и применю ли это в своей жизни?»

Правила страсти: два способа найти свою страсть

Однажды утром в начале мая 2006 года я сидел и пил крепкий кофе во внутреннем дворике Maison Dupuy в Новом Орлеане. Чувствуя солнце на своей коже и прислушиваясь к звуку рояля, я прочитал у Андрея Кодреску: «Это время, когда часть тебя, состоящая из музыки, побеждает часть тебя, состоящую из тишины».

Действительно. Солнце, джаз и вода, падающая из фонтана каменных дельфинов, на которых катаются маленькие голые водные дети. Амуры с арфами. Балконы из кованого железа, словно изысканные индийские украшения филигранью. Часть, связанная с музыкой, через шесть месяцев после урагана Катрина.

Я никак не мог не приехать на этот первый Международный джазовый фестиваль после Катрины — событие, которого в этом году почти не было. Одна из моих жизненных страстей — искать возможности испытать рост, удивление и радость от пребывания среди людей, которые отличаются от меня; осознавая, как много общего мы, люди, в то же время удивляясь нашим различиям.

Новый Орлеан воплощает это лучше, чем любое другое место, которое я знаю. Там сосуществуют и смешиваются разные возрасты, расы и этнические группы, вероятно, лучше, чем в любом другом месте на Земле.

Энергия и синергия, созданные в этом плавильном котле, заразительны. Кто может устоять перед опьяняющим сочетанием музыки, еды и искусства; Аллена Туссена и рулера Laissez les bons temps ; сладкого липкого воздуха и солоноватого бриза с озера Пончартрейн?

Концерт накануне стал радостным подтверждением этого факта: более 100 000 человек собрались во все еще ошеломленном городе — жесткая демонстрация поддержки и приверженности, которая говорила: Да, мы можем преодолеть .

С соседской открытостью я пришел ожидать там, парень за соседним столиком поздоровался и спросил, чем я занимаюсь. Когда я сказал ему, что учу осознанности, его реакция была немедленной. — Это не для меня, — сказал он. «Я не хочу быть осознанным. Я страстный человек. Я не хочу это терять.

Я был бы не прочь быть более спокойным и ясным, но я не хочу быть скучным. Злость, как сейчас, после Катрины, заставляет меня действовать. И я люблю секс».

Его настоящей страстью, по его словам, была музыка. Он играл на басу. Вот почему он переехал сюда.

Я уже слышал о его реакции. Существует мнение, что быть внимательным означает быть бесстрастным, бессердечным роботом; что присутствие и осознанность каким-то образом притупляют творческий потенциал и драйв, которые кто-то вроде моего нового друга-музыканта чувствует в своих венах.

И все же заблуждение — это именно то, что есть. Осознанность на самом деле выдвигает на первый план наши страсти, полностью приводя нас к переживанию настоящего момента, увеличивая наше внимание на том, что происходит, позволяя нам наслаждаться нашим опытом с гораздо большими нюансами: вкусом и текстурой совершенно спелой сливы; волнение от итальянского слова, слетающего с языка; чувствуя теплую, мягкую кожу любовника.

Осознанность помогает нам узнать, кто мы есть и кем мы не являемся. С этим приходит глубокая уверенность в себе, которая открывает дверь к открытию нашей страсти. Мы не скучаем — вряд ли! Наши чувства обостряются, наши мысли становятся яснее, наша реакция ускоряется. Мы можем яснее увидеть, что зовет нас среди множества мимолетных отвлекающих факторов нашей жизни. И с ясным, устойчивым умом мы способны лучше находить способы сбалансировать требования нашей жизни — найти способ жить со страстью, одновременно выплачивая ипотеку.

Благодаря осознанности мы развиваем способность видеть именно то, что есть: эмоции, мысли, воспоминания, боль, всю катастрофу. И видение того, кто мы есть без осуждения, ведет к принятию и, в конечном счете, к любви к себе. Когда мы перестаем хотеть быть кем-то другим, мы, наконец, можем распознать свои особые таланты и увлечения, а также то, что мы хотим делать со своей единственной драгоценной жизнью.

Как страсть ведет вперед

Страсть по определению гораздо менее интересна, чем ее жизненный опыт: сильная эмоция или непреодолимый энтузиазм. По сути, это призыв, который заставляет нас снова и снова вкладывать время и энергию, чтобы лучше узнать объект нашей страсти и плавать в его бурных водах.

Страсть не возникает просто так, полностью сформированная. Оно возникает. Это приходит в намеки и вкусы; это то, что заставляет вас замечать.

Страсть проявляется во многих формах. У вас может быть страсть к деятельности или интересу; для определенного пути или образа жизни; и, конечно же, есть страсть, которую мы можем испытывать к другому.

Независимо от того, как она проявляется, я считаю, что страсть — это стрела, указывающая нам на тот опыт, который связан с большей целью нашей жизни. Он намекает на то, что делает нас уникальными, на предпочтения и интересы, которые, несмотря на общие 99,9% генетического сходства с любым другим человеческим существом ставят нас на свой особый путь.

От выпускных речей до работ Джозефа Кэмпбелла мы призываем следовать этой страсти, чтобы найти наш истинный север. Нельсон Мандела, чья страсть к равенству помогала ему сосредоточиться на протяжении 27 лет тюремного заключения, однажды сказал: «Нет страсти, которую можно найти, играя по мелочи, соглашаясь на жизнь, которая меньше той, на которую вы способны жить».

Когда Джулия Чайлд обнаружила в себе страсть к французской кухне, живя в Париже со своим мужем-дипломатом Полем, она навсегда изменила представление о домашних поварах.

Стив Джобс был так же увлечен созданием инструментов, которые помогли бы людям раскрыть свой творческий потенциал, как Джордж Лукас — превращением мифов в фильмы.

А покойная великая американская поэтесса Майя Энджелоу говорила о страсти, которая необходима для овладения своим ремеслом. «Вы можете стать по-настоящему успешным только в том, что любите. Не делайте деньги своей целью. Вместо этого занимайтесь тем, что вам нравится делать, и делайте это так хорошо, чтобы люди не могли оторвать от вас глаз».

Но что на самом деле означает «найти свое увлечение»? (И, что страшно, что это говорит о нас, если мы не можем сразу определить свою?) Некоторые люди кажутся запрограммированными на страсть — например, басист из Нового Орлеана, они ясно знают, что ими движет, и прислушиваются к зову.

Однако у многих из нас страсть не возникает просто так, полностью сформировавшись. Оно возникает. Вы чувствуете это в намеках и вкусах — это то, что заставляет вас обращать внимание, занятие, в котором вы теряетесь, стремление, которое взывает к вам так, как другие вещи не обращаются. Сначала вы можете найти только маленькое семя, но оно вырастет и зацветет, если вы будете его культивировать. Страсть не статична.

Проблема в том, что мы часто настолько заняты списками дел нашей повседневной жизни, что можем забыть о том, что действительно важно для нас. Мы можем даже не заметить проблеска призвания — или забыть о нем, как только наше внимание будет привлечено к чему-то другому. Наша страсть похоронена.

Здесь внимательность особенно полезна.

Практикуя неподвижное сидение или медленную ходьбу в тишине, мы уменьшаем отвлекающие факторы и учимся уделять пристальное внимание своему дыханию или ощущениям в теле. Мы начинаем повышать осознанность, которую затем можем привнести во все, что делаем. Мы не становимся скучными или скучными. Мы просыпаемся к жизни, дыхание за дыханием. Мы взращиваем мудрую страсть.

Темная сторона страсти

Страсть как движущий интерес, направляющий нас к нашей высшей цели, обычно является источником радости, в отличие от любого другого. Однако без внимательного осознания и мудрого различения у страсти есть хорошо задокументированная тень. Страсть Фауста к знаниям (не к мудрости) приводит к договору с дьяволом. У Гомера Илиада Страсть Елены и Париса (не любовь) разрушила целую культуру.

Когда страсть перестает быть непреодолимой, а навязчивой, она становится похотью или жадностью, которая может заставить нас сделать все необходимое, чтобы получить то, что мы хотим, или удержать это, независимо от последствий для нас или других. Наши эмоции управляют нами, а не наоборот.

Когда мы привязываемся к чувству страсти и отчаянно боимся потерять его, тогда мы теряем контакт с обширной позитивной энергией страсти.

Ежедневно в новостях мы видим страдания, вызванные жадностью к деньгам, к земле, к власти над другими, к славе.

Все мы подвержены навязчивой страсти. Мы все иногда теряемся в нем. Стремление заработать деньги, чтобы вы могли отдать их миру, становится навязчивой идеей заработать больше и сохранить больше, и так далее.
Означает ли осознанность, что мы не должны ценить или стремиться к приобретению красивых или полезных вещей? Нисколько. На самом деле внимательность помогает нам ценить вещи, но не привязываться к ним. (То, что мы можем обнаружить, что нам нужно не так много, как мы думаем, может быть долгожданным осознанием.) Это помогает нам ощущать жизнь открытой для каждого момента всеми нашими чувствами, а также помогает нам развивать уравновешенность ума, невозмутимость. , и мудрость видеть, что наше имущество не то, кто мы есть.

Нам необходимо внимательное осознание, чтобы нас не подталкивала к действию слепая страсть, чтобы у нас было пространство, чтобы увидеть наши мотивы и наш выбор, а также проницательность, чтобы сделать мудрый выбор. И нам также необходимо развивать сострадание, чтобы в своем стремлении реализовать свою страсть мы не причиняли вреда другим. Это освобождает нас для более полного участия в страстной жизни.

Так что наслаждайтесь своими страстями. Найдите свой Новый Орлеан или свою французскую кухню. Работайте над переселением иммигрантов, сохранением природы или разработкой солнечных технологий. И вносите осознанность в каждый момент, каждое действие, каждое решение. Взращивание мудрой страсти — это высший акт любви; искреннее предложение нашего уникального вклада в мир.


Две практики осознанности для раскрытия страсти вашей жизни

Принесите свою страсть на землю

Страсти сильны. Они могут заставить нас совершать великие дела, но также и делать выбор, о котором мы сожалеем. Невозмутимость может помочь.

Также называемое уравновешенностью, это переживание баланса в сердце и разуме. Это когда вы оказываетесь в трудной ситуации, но чувствуете себя сосредоточенным, спокойным и способным быть со всем, что возникает.

Невозмутимость удерживает нас в устойчивом состоянии бытия, а не в волнах эмоций и перемен. Применяя его в приятных ситуациях, он позволяет нам испытать еще более глубокое удовлетворение.

Практика для укрепления невозмутимости :

  • Сядьте спокойно в удобное положение. Сосредоточьтесь на своем дыхании, пока ваше тело и разум не успокоятся.
  • Обратите внимание на то, что получается. Когда возникают сильные мысли, ощущения или желания, вместо того, чтобы отталкивать их или поощрять их, попробуйте проявить любопытство. Не осуждая вещь или свой импульс отрицать ее или ухаживать за ней. Просто… заметьте.
  • Продолжайте наблюдать, пока оно не растворится само по себе, и мягко вернитесь к дыханию. Вы развиваете невозмутимость.
  • Завершите свою практику, повторив про себя несколько раз: «Пусть
    я буду в равновесии и мире».

Нам снова и снова говорят жить своей страстью. Но что, если мы не знаем, чем мы увлечены? После небольшого внимательного исследования ваша страсть начнет проявляться и направит вас в нужном направлении — будь то призвание, которое увлечет вас на всех уровнях, или исследование интересов, которые питают вашу душу — которые, по вашему мнению, соответствуют самой вашей цели. Вот несколько советов, как раскрыть свою скрытую страсть.

3 способа дать волю своей страсти

1) Прояснить свои ценности : Что действительно важно для вас в жизни? Во что ты веришь? Что приносит вам наибольшую радость или зажигает? Например, это может быть справедливость, изучение новых мест, семья или поддержка искусства.

Практика:  Подумайте об объекте, связанном с вашими ценностями, и о том, как его можно использовать в рамках призвания или призвания. Сядьте спокойно, вдыхайте и выдыхайте, удерживая объект в уме, и наблюдайте, что возникает. Позвольте его истории разворачиваться без осуждения.

Указывает ли эта история на новое для вас занятие или направление? Не расстраивайтесь, если ваши первые ответы не выявят пламенной страсти. Продолжайте спрашивать и продолжайте слушать.

2) Определите препятствия:  Что мешает жить в соответствии с этими ценностями? Это может быть нехватка времени, отвлекающие факторы, ресурсы или даже недостаток воображения.

Практика:  Подумайте над этим вопросом. Послушайте, как их преодолеть. Может быть, это поддерживающее сообщество, больше исследований, преодоление обусловленности. Продолжай спрашивать. Когда возникают негативные суждения — Я не могу начать свой бизнес, потому что у меня нет навыков — попробуйте использовать слово «пока». у меня их пока нет.

3) Помните о своих сверхспособностях и развивайте свои навыки:  Что вы делаете действительно хорошо, и есть ли у вас место для этого? Когда вы спросите об этом детей, они скажут вам без колебаний. Моя внучка Далия говорит мне: «Я хороший художник — я только что нарисовала портрет МакКинли (кота). И у меня хороший голос — я умею петь. И хорошая память — я помню слова». Хотел бы я заглянуть в будущее и посмотреть, привносит ли она свои таланты в любую работу, которую находит.

Практика:  Представьте себя ребенком. Что вы любили делать и в чем, как вы знали, вы были хороши? Пусть возникают образы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *